26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Записи Л.С. Митусовой, оставшиеся на её рабочем столе. В.Л. Мельников


 

 

Прошло уже 10 лет после ухода от нас Людмилы Степановны Митусовой. И мы всё ещё не можем говорить о ней: была. Да, крылья её остались! Остались взлелеянный ею Музей‐институт семьи Рерихов и щедрый дар радости, о котором мы писали во вступлении к книге её воспоминаний, посмертно изданной в 2004 г. и переизданной в 2013 г.[1]. За эти годы мы пробовали набросать эскиз её биографии[2], но «всё ещё не готовы» (выражение П. Ф. Беликова), всё ещё близка дистанция, чтобы оценить неоценимое, чтобы осознать переданное всем нам великое и вечное, что она сохранила, несмотря на все жизненные бури и невзгоды, и чем она сама и явилась…

Поэтому мы не станем сейчас перечитывать дневники, обобщать многолетнюю переписку и составлять чудесную летопись нашего радостного бытия с драгоценной Людмилой Степановной, но, пользуясь случаем, поделимся неизданными фрагментами её дневниковых записей снов, оставшихся на её рабочем столе после её ухода. Пусть «как в старые добрые времена» сама Людмила Степановна настроит и ободрит нас!

Л. С. МИТУСОВА

[1996]

 

Перед сном посмотрела на фотографию Николая Константиновича. Она стоит за стеклом в шкафу Юрия Николаевича против моего дивана. Сон или явь? Удивилась выражению лица. – Такое доброе, благожелательное, простое! Подумалось: а ведь бывает суровое, иногда грустное, иногда вроде осуждающее. Чем же сейчас заслужила такую Улыбку? Что сделала в этот день?

И вот – вроде беседую! И захотелось написать и рассказать об этом Елене Ивановне. О Радости, о Любви, о Преданности. Они (Елена Ивановна и Николай Константинович) едины. Муж и жена по Сердцу, по Духу, по Богу. Почему же не написать? А как обратиться? Конечно же, просто: Тётя Ляля.

И вдруг проснулась: возникла реальность. Время, часы. Да ведь Они уже давно ушли. Куда же писать? И я вторично проснулась. Уже светает! А когда заснула?..

 

Так выглядело содержимое шкафа Ю. Н. Рериха вскоре после ухода Л. С. Митусовой. Здесь Людмила Степановна хранила самые дорогие для неё реликвииСанкт‐Петербург. 2005. Съёмка Андрея Теребенина. © СПбГМИСР

Так выглядело содержимое шкафа Ю. Н. Рериха вскоре после ухода Л. С. Митусовой.

Здесь Людмила Степановна хранила самые дорогие для неё реликвии

Санкт‐Петербург. 2005. Съёмка Андрея Теребенина. © СПбГМИСР

 

Голубой доктор.

Самара. 20 августа 1997

 

Очень необычное ощущение. Боль в сердце невелика – бывает гораздо больше, но какая‐то слабость, усталость всего тела. Безнадёжность возможности помогать кому-либо. Желание уснуть надолго. Володю просила не оставлять меня одну, а утром доктора не вызывать, ведь сердцу‐то лучше. И заснула. А во сне пришёл доктор. Какой‐то голубой, или в голубой одежде. Среднего роста. Помыслили о моём состоянии, может, поговорили. Никаких пассов, никакого лечения. Я проснулась бодрая и здоровая. Сердцу тоже много лучше.

Когда говорю о сердце, двоится. Пусть одно Сердце будет у меня с большой буквы, а другое – с маленькой, хотя оно играет ведущую роль в нашей жизни.

Ворон и ворона.

Самара. 21 августа 1997

 

Об этом писать смешно. Сижу на крыльце и у крыльца дерево большое, а на дереве гнездо большое. Ворон и ворона хлопочут: снимают гнездо с веток. Ворон в клюве держит гнездо и слетает вниз и кладёт у ног моих. В гнезде воронёнок и пища, приготовленная для него. Ворона с ветвей наблюдает пристально. Ворон входит в дом, а через некоторое время выходит. Это уже человек. Высокий, смуглый, красивый. Я не удивляюсь...

Желание петь и «Повторяешь» Н. К. Рериха.

Самара. 24 августа 1997

 

Желание! Желать! Ведаю – это очень сильное, непобедимое чувство. Вот так, в глубоком сне, я хотела петь. Чувствовала, знала, что голос прозвучит сильно, красиво. Что слова сочетаются со звуком и передадут мысли глубокие. Но петь хочу для людей. Но им‐то это зачем? Я – повторяюсь. Знание «песен» моё ограничено. Повторяюсь, повторяюсь, одно и то же.

Зал большой, эстрада, на которой стою, тоже большая, высокая. Кто же пришёл слушать? В задних рядах справа сидит только один человек – женщина. Терпеливо, настойчиво ждёт. И я подожду. Может, кто ещё придёт. Ухожу. Возвращаюсь. Опять никого в зале, кроме одной. Всё равно буду петь. Желание петь побеждает. Но тогда – свободно, на воле, на природе. Повторяться! Хоть никто и не слушает. Проснулась.

Думы, думы. День начался. Что же почитать сегодня? Для себя. «Аум»? Хорошо помню. Письма Елены Ивановны? Ясность, простота. А вот – «Цветы Сада Мории», стихи Николая Константиновича. И вот первое, что прочлось сегодня:

ПОВТОРЯЕШЬ

Замолчал? Не бойся сказать.
Думаешь, что рассказ твой
я знаю, что мне ты его
уже не раз повторял?
Правда, я слышал его
от тебя самого не однажды.
Но ласковы были слова,
глаза твои мягко мерцали.
Повесть твою ещё повтори.
Каждое утро в сад мы выходим.
Каждое утро ликуем мы
солнцу. И повторяет свои
дуновения ветер весенний.
Солнца теплом ты обвей
свою милую повесть.
Словом благоуханным,
точно ветер весенний,
в рассказе своём улыбнися.
И посмотри так же ясно,
как всегда, когда повесть свою
повторяешь.
1918

 

Не знала. Странно, но успокоилась.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Митусова Л. С. О прожитом и судьбах близких: I. Воспоминания / Отв. ред. акад. Б. С. Соколов. – СПб., 2013. – (Серия «Щедрый дар». – Вып. I.). – 2-е изд., испр. и доп. – С. -5
2 Мельников В. Л. Универсанты-филологи в Мемориальном собрании Митусовых // Материалы XXXIV Международной филологической конференции. – Вып. 3: Секция истории филологического факультета. – СПб., 2005. – С. 49–55; Бондаренко А. А., Мельников В. Л. Памяти Людмилы Степановны Митусовой (Л. С. Митусова и петербургские универсанты) // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. IV: Охрана культурных ценностей: петербургские традиции. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2009. – С. 221–244; Бондаренко А. А.,Мельников В. Л. Петербургское наследие семьи Рерихов в Музейном фонде Российской Федерации // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. V: Наследие семьи Рерихов: проблемы сохранения и актуализации. Н. К. Рерих и М. К. Чюрлёнис. – СПб., 2013. – С. 245–255.

 

Международная научно‐практическая конференция «Рериховское наследие». Том X: Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век». – СПб., 2013. – 456 с.: 320 ил.

24.04.2014 18:07АВТОР: В.Л. Мельников | ПРОСМОТРОВ: 2260




КОММЕНТАРИИ (2)
  • Ивахненко Нина25-04-2014 08:55:01

    Спасибо Владимир Леонидович за предоставленную возможность снова услышать голос Людмилы Степановны.
    Эти записи раскрывают Ее утонченную душу и светлые чистые мысли.
    И в ответ на них в сердце ярче вспыхивает Любовь и Устремление к Высшему. А самое главное – ощущение Ее присутствия.
    Спасибо!

  • Сергей Целух25-04-2014 11:08:01

    Очень теплый отзыв написал Владимир Мельников о своей наставнице Людмиле Митусовой. Нас, читателей портала «Адамант», радует, что работники Музея-института семьи Рерихов так трогательно, с большой любовью относятся к этой замечательной личности: собирают ее архив, творческое наследие и не дают угаснуть этому Светильнику Мудрости, Радости и Доброты. Лично мне всегда приятно читать все новые и новые материалы о Людмиле Митусовой, потому что они расширяют мои знания о самой Митусовой, о семье Рерихов, их учении, их духовном подвиге, их гениальных литературных и художественных творениях. Они вошли в мою душу белой птицей, и как живительным лекарством для сердца и оставили в нем неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь. Воспоминания этой любящей женщины о своем веке, своей судьбе, великих Рерихах, светлые статьи ее учеников, соратников, других близких ей людей делают всех нас другими людьми: интересными, гордыми и человечными. Мы прощаем обиды другим и сами стараемся не приносить их людям.
    Помнится признания заместителя директора Музея-института, сказанное им о Людмиле Митусовой в 2009 году, что после встречи с ней, 13 февраля 1992 года, когда ему было 22 года, она изменила всю его жизнь. Митусова хотела, чтобы наследие, которое сохранила ее семья, служило людям, хотя сама была живым наследием. «Мы учились у нее непреходящей радости, бодрости духа. Около нее стихали все «бури»— такая гармония исходила от Людмилы Степановны». Это Ваши слова. А через десять лет после ее смерти, Вы искренне говорите: «Да, крылья ее остались! Остались взлелеянный ею Музей-институт семьи Рерихов и щедрый дар радости…». Статьи о Людмиле Митусовой, написанные Татьяной Бойковой, Вами, Беликовой, Будниковой, Занько, Маточкиным, Ивахненко и многими другими авторами, расширяют наш кругозор о близких к Рерихам людях, и дают нам право заявить, что память об этих святых именах никогда не сотрется не только из русской, но и из мировой истории, а из наших сердец — и подавно! Спасибо!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Людмила Степановна Митусова »