М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Вспоминая о Наталии Дмитриевне… Людмила Осинцева


 

Считайте случай предначертанием.
Явление случая предусмотрено Нами.
Кажущийся случай для вас – страница
будущего.
Можете спокойно и бодро трудиться.

Листы сада Мории. Зов.

 

В 1980 году меня приняли на Новосибирскую студию телевидения помощником режиссёра в молодёжную редакцию «Современник». Работа мне понравилась – скучать некогда. Ведь героями наших передач становились самые интересные люди, знаменательные события. А в восемьдесят девятом году, когда младшему сыну Коле было два года, а мама лежала пятый год после инсульта, я выходила только на дежурства. Чаще всего работала с Еленой Алексеевной Батуриной.

Однажды она принесла маленькую синюю книжку с блестящими буквами – ЗОВ. Я случайно открыла её и сразу же сказала:

- О, это то, что я искала всю свою жизнь. Дайте перепечатать… - Бери,- ответила Елена Алексеевна.

И рассказала об этом своей подруге Ольге Воскобойниковой, актрисе Новосибирского областного драматического театра «Старый Дом», которая и подарила ей эту книгу. На что Ольга сказала, мол, что она будет мучиться, перепечатывать, пусть придёт к нам в Сибирское Рериховское Общество, там купит и дала адрес.

И вот я впервые попала на Круглый стол, услышала Наталию Дмитриевну Спирину. Сердце улыбалось от ощущения счастья, так мне всё понравилось.

 

Наталия Дмитриевна Спирина на Круглом столе Сибирского Рериховского   Общества.   Начало 1990-х гг.  Новосибирск.

Наталия Дмитриевна Спирина на Круглом столе Сибирского

Рериховского   Общества.   Начало 1990-х гг.  Новосибирск.

 

И сразу появилось желание – поделиться со зрителями, сделать передачу об этой необыкновенной женщине.

Но как? Я не журналист, а молодёжная редакция «Современник» работает с молодёжью. Тогда я стала ходить по редакциям, рассказывать всем журналистам о таком Обществе в нашем городе, его основателе, но почему-то ни у кого не нашла отклика.

 

Наступил 1991 год. Редакция «Наука» стала экспериментировать в области ранее запретных тем. И вот Галина Артемьевна Иванова заинтересовалась научной конференцией, посвящённой 150-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода Елены Петровны Блаватской, но, правда, мне сказала:

- Тебе интересно, вот и сделай передачу. Сейчас об этом можно говорить, а я не в теме. Пиши план-сценарий, заказывай съёмки, встречайся с людьми. Даю добро, вперёд! Я помогу. Запишем несколько интервью на конференции, в Картинной галерее, в студии актрису с чтением из произведений Блаватской. Должно получиться, думай.

 

Вот я и призадумалась, аж тяжко стало, особенно когда начала изучать жизнь и творчество Елены Петровны, ещё не очень понимая, на что же я замахнулась. Вот тут впервые и пришлось встретиться близко с Наталией Дмитриевной. Она тогда показалась мне даже суровой. Внимательно выслушивала, задавала вопросы:

- А почему так?

Я чистосердечно призналась, что это мои первые шаги и мне тяжело выбрать самое главное для освещения жизни Елены Петровны.

- Посоветуйте, как лучше, кого можно пригласить на интервью?

 

Встречи в Сибирском Рериховском Обществе.               Слева направо:  Г.А. Иванова (журналист),  О.А. Воскобойникова,           Л.И. Борина, Н.В. Жукова, В.А. Корсакова. 1991 г. Новосибирск.

Встречи в Сибирском Рериховском Обществе.      

       Слева направо:  Г.А. Иванова (журналист),  О.А. Воскобойникова,  

       Л.И. Борина, Н.В. Жукова, В.А. Корсакова. 1991 г. Новосибирск.

 

- Можете поговорить с гостями из других городов. В перерыве на конференции. Из наших хорошо говорят – Евгений Палладиевич Маточкин, Вера Антоновна Корсакова, Любовь Ивановна Борина, Наталия Евгеньевна Гребенникова, Наташа Жукова.

- А с Вами?

 

Наталия Дмитриевна Спирина на конференции, посвящённой   Е.П. Блаватской. 1991 г.  Новосибирск.

Наталия Дмитриевна Спирина на конференции, посвящённой 

                             Е.П. Блаватской. 1991 г.  Новосибирск.

 

- У меня будет доклад о Елене Петровне Блаватской, можете из него взять, что считаете нужным.

В общем, за такое взяться можно было только по неопытности. Чтобы быть в теме – надо не одну жизнь посвятить этой теме. А так как пословица гласит, что «дуракам и новичкам всегда везёт», то передачу сделали.

Правда, я вошла в конфликт сначала с операторами, за то, что заглянула в камеру… Мол, к ним даже режиссёры никогда не заглядывают, кто ты такая, чтобы заглядывать в камеру? И каждый оператор мне сделал замечание.

Потом с режиссёром Галиной Яковлевной Клинцовой, сказавшей мне с раздражением:

– Без сценария, с кондачка, я монтировать не буду.

Сценарий я положила на стол вовремя: расшифровала всё снятое, отпечатала на машинке, разложила, как мозаику, в последовательности и сделала монтажный лист.

И главный редактор, Галина Артемьевна, тоже сделала мне замечание - как я посмела позвонить ей домой и напомнить, что монтаж начался.

В общем, я всё проглотила молча, моя гордыня была «почищена», можно было приступать к монтажу. Но, по большому счёту, все работали. Помощь шла Свыше и передача о Елене Петровне Блаватской получилась - «Встречи в Сибирском Рериховском обществе. У истоков Живой Этики», 45 минут. Она вышла в эфир два раза по редакции «Наука».

 

Просто распускаются цветы,-
Так же прост
Рост духа.
Там и здесь – явленье красоты.
Тайно и без звука,
В тишине, весеннею зарёй
Расцветает лотос огневой.

(Н.Д.Спирина. Капли).

 

Вторую передачу сделали о Наталии Дмитриевне, она называлась «Просто распускаются цветы». Наталия Дмитриевна отбивалась от этой передачи, как могла, и что свет телевизионный ей мешал, бил в глаза и что подготовка требует много времени и мол, кому это нужно?

Я приехала к ней уговаривать. В общем, прилипла, как оса к цветку и сказала с юмором:

- Общество требует!

Она засмеялась, говорит:

- Общество? Гм, ну если общество требует, ладно.

Она немного рассказала о себе, как бы нанося контуры будущей передачи. Что меня удивило, когда они жили в Харбине, её родители постановили, что по Закону Божьему должна быть только пятёрка. По другим предметам можно и четвёрки получить.

- А Вы как учились? – спросила она меня на Вы.

- Закона Божьего у нас не было, но, похоже, что моя бабушка – Марина Петровна была такого же мнения, как Ваши родители. Она молилась на коленях и меня ставила рядом и поклоны – в пол. Если я не доставала, она тюкала меня головёшкой в пол и попробуй ослушайся или что-нибудь вякни, ущипнёт так, что не захочешь перечить. Я её боялась, поэтому мне казалось, что и Иисус Христос грозит мне пальчиком. Ну а в школе училась, в общем, хорошо. Какой у Вас красивый Николай Чудотворец, я такого ещё не видела.

- Да, мой любимый святой. Я всегда Его очень почитаю. И мне лично Он много помогал в жизни. В некоторых очень сложных ситуациях или когда для дела надо, я так и обращаюсь, как к Старшему брату: «Никола, Помоги, для дела надо!». И Помогает. Есть прекрасная книга Ремизова «Николины притчи», читали?

– Нет.

– Там простые русские крестьяне, мужики, беседуют. Один с тревогой спрашивает:

«Що будет, коли Бог помре?» «А Микола на що?» – отвечает другой.

- Моряки всех христианских народов его почитают. Он какой-то Вселенский. У нас в Харбине, собор был построен в честь святого Николая, без единого гвоздя, на высоком холме – отовсюду виден. Много народу приходило поклониться этому святому, но, к сожалению, хунвейбины сожгли этот собор. А на том месте поставили памятник Мао Цзэдуну.

В низком голосе Наталии Дмитриевны прозвучало не столько сожаление, сколько суровая, металлическая нота, как набат, которая могла бы остановить хунвейбинов любых мастей.

 

Железнодорожный вокзал. Харбин. 1930-е гг.

Железнодорожный вокзал. Харбин. 1930-е гг.

 

- А на Харбинском вокзале стояла икона святому Николаю Угоднику. Все, кто отъезжали, приезжали, ставили свечи перед ней. Икона была большая, во всю стену, монахини ухаживали за ней. И где бы ты ни находился, казалось, Николай Угодник смотрит на тебя. Так вот в те годы, когда она ещё была там…

- А сейчас уже нету?

- Опять, к сожалению, с приходом наших товарищей, икону убрали. Во время японской оккупации икону не тронули, а вот братва постаралась.

- Чем это объяснить?

- Наверное, тем, что в Японии много буддистов, они почтительно относятся к святым всех народов. Так вот, в те годы произошла такая история. Молодое поколение может быть её и не знает, но люди моего поколения знали все и, возможно, она была описана в журнале «Хлеб Насущный», затрудняюсь теперь сказать точно, но устно её передавали.

 

Святитель Николай Мирликийский Чудотворец

Святитель Николай Мирликийский Чудотворец

 

Один китаец пришёл на вокзал, поставил свечи перед этой иконой и стал бить поклоны. Русские, конечно, удивились, спросили, почему такое почитание, ведь у них свой Бог, или, может быть, он христианин? И мужчина рассказал, якобы, он знал, что у русских есть такой святой, который помогает утопающим на воде. Однажды ему довелось плыть по реке Сунгари – это приток реки Амура. Река широкая, как Обь, бурная и страшно коварная. Там утонуло много народу. Илистые берега буквально затягивали жертву, и вот его лодка перевернулась. Сколько мог бороться за жизнь, он боролся, но когда почувствовал, что и силы покидают, и дна нет, он с такой душой и сердцем обратился к Образу этой иконы и закричал:

- Старика вокзала, помогай! – и вдруг почувствовал под ногами дно. Он понял, что это ему была Помощь и хотя имел своего Бога, пришёл поблагодарить того святого, который ему помог. Замечательный святой - Мирликийский Чудотворец.

 

На моё счастье, никто не звонил, не отвлекал Наталию Дмитриевну. В её маленькой хрущёвке было тепло, хотя за окном минус 17 и колкий ветер. Она ещё рассказала о себе, потом мы попили индийского чаю – мне предстояла долгая дорога домой, как говорят в Академгородке – в Новониколаевск. Кстати, город наш был назван так в честь Николая Чудотворца. От какой чести мы отказались и ради чего? «Ни хлебом единым жив человек».

Наталия Дмитриевна дала мне материал, который печатали о ней раньше:

- Выбирайте, что Вас интересует.

Когда я прочитала всё, опять тяжко стало. Вопросы приготовила, но на записи решила в кадр не лезть и предложила Наталии Дмитриевне рассказывать всё в хронологическом порядке, что она считает нужным. Тут хочется отметить работу оператора Валеры Краснова. Кстати, это была его первая запись. Но он постарался свет поставить высоко, чтобы он не бил в глаза, как было в первой передаче.

Конечно, Наталия Дмитриевна подготовилась так, что рассказывала от начала и до конца без остановок, 45 минут. Так что в передачу вошло всё. Когда включили всю аппаратуру – счётчик вырубился. Пришлось отключать холодильники, и всё заработало.

Когда смонтировали, я спросила у Наталии Дмитриевны, какую музыку подложить на стихи?

- Я люблю Шопена.

Звукорежиссёр был хороший, Боря Сабанцев, но почему-то взял одно произведение, на что Наталия Дмитриевна сказала:

- Ну что же Вы взяли одну мелодию, у Шопена много хороших произведений.

- Простите, мы звукорежиссёрам только даём задание, полагаясь на их профессионализм.

По моему голосу Наталия Дмитриевна поняла, что я расстроилась и бодро сказала, что передача ей в общем, понравилась и она позвонила, чтобы поблагодарить всю группу за работу.

Передача «Просто распускаются цветы» тоже прошла в эфире два раза. Это уже было в начале 1992 года.

 

Пока редакция «Наука» милостиво предоставляла эфир, мы взялись за третью передачу. Запланировали назвать её «Учение Жизни и Сибирь», но в результате неудачной записи, которую нельзя было переписать (не было времени), оставили как «Встречи в Сибирском Рериховском Обществе. Духовный подвиг Елены Ивановны Рерих».

Дело в том, что ведущий – Евгений Палладиевич Маточкин начинал передачу возле картины Н.К.Рериха «Победа». Он говорил о 50-летнем юбилее картины, об отношении Н.К.Рериха к Учению Жизни и Сибири, подводя к идее – Живая Этика и общечеловеческие ценности. Наталия Дмитриевна Спирина продолжила о Беспредельности, о смысле жизни, о познании Истины. И эти выступления были записаны без звука тем оператором, который делал мне замечания. Молодец, Серёжа, профессионально сработал.

Интуитивно я попросила Наталию Дмитриевну рассказать о Елене Ивановне Рерих почти в конце записи, с чего и начали потом эту передачу. А вот материал, который должен был прозвучать, я взяла у Наталии Дмитриевны для расшифровки. Поэтому он и сохранился.

 

Н.Д. Спирина.

«Если цель жизни есть – жизнь, то смысл жизни – есть совершенствование или вечное движение вперёд.

Учение говорит: «Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование». (Иерархия, 297). Эту цель и этот смысл жизни указал людям Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». «Совершенствование продолжается, направляясь к Беспредельности». (Беспредельность 152). «Скажем – бесповоротно идите от низшей сферы к дальним мирам. Бесповоротно устремитесь к восхождению в Беспредельность. И добавим – Стремитесь беспредельно». (Беспредельность, 57).

Вечная жизнь управляется вечными и неизменными законами, которым подчинено всё, находящееся во Вселенной. В вечной жизни смерти нет. «Каждая уходящая форма жизни, несёт в себе следующую, более совершенную. (Беспредельность, 110).

Существующее в жизни неравенство в развитии и во всех проявлениях жизни вызывает ропот на Бога, жалобы на судьбу и порождает недоумение и возмущение, на которые ни наука, ни философия, ни религия не дают удовлетворительных ответов. Это не есть случайность, но результат достигнутого большего или меньшего совершенствования в своём развитии.

«Не было того времени, когда бы Я или ты не существовали бы, и в будущем не будет того времени, когда бы мы перестали существовать».(Бхагават Гита, или Песня Господня).

Человек ограничил свой мир своею планетой и свою жизнь однократным существованием. И теперь задыхается в созданной самим же тесноте, не находя выхода из этой тесноты и смысла в своём существовании. Пора ему выйти на простор Космической Беспредельности.

«Беспредельность есть, и она ужасна, если она не осмыслена, и она прекрасна, если осознана и понята». «Посмотрим с дальних миров на нашу планету – тесно, вопиет дух человеческий на коре! Взглянем с нашей планеты на дальние миры – простор Беспредельности, ликует дух!» (Беспредельность, 62).

То же самое сказал Христос: «У Отца Моего обителей много» .

Беспредельность – есть Истина, Вечность - есть Истина, ибо истинно лишь то, что вечно. Стремление к вечности. «Беспредельность – есть познание Истины». О Вечности и Беспредельности говорил Христос, когда сказал: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными».

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совершенствование может идти лишь в одном направлении, в развитии своих духовных сил. Никаких других путей к совершенствованию быть не может» .

 

И когда на монтаже мы поняли, что это выступление записано без звука, но дальше звук был, я позвонила Наталии Дмитриевне. Упадническим голосом сообщила о ЧП и предложила от эфира не отказываться, а сделать передачу о Елене Ивановне Рерих, но чтобы сегодня кто-нибудь приехал на студию и сделал вступительную звукозапись о Елене Ивановне Рерих и её духовном подвиге минуты на три.

Я ждала грозы, но услышала спокойный добрый голос. Наталия Дмитриевна поняла моё состояние и сказала, чтобы я перезвонила через несколько минут. Когда перезвонила, она сказала, кого встречать для записи. Наталия Евгеньевна Гребенникова через час была на студии и спасла ситуацию. Эфир был на следующий день - 45 минут. Вошло всё, что записали.

Я отвезла Наталии Дмитриевне все репродукции, которые брала у неё. Передачу она посмотрела, в общем, осталась довольна, поблагодарила, но сказала, что у них сейчас много работы и, наверное, сделаем перерыв.

- Да, Галина Артемьевна тоже сказала, что её друзья-старообрядцы убьют её за такие передачи, поэтому тоже объявила перерыв.

- У неё друзья старообрядцы? В наше время такая старина? Ну, это её дело.

- Наверное, родственники.

А мне эта передача, как говорится, «дала стране угля, мелкого, но много». Во-первых, за репродукциями пришлось вернуться в Дом Учёных, это час туда, час обратно, во-вторых, оператор записал их в операторской и вышел, а кассету на столе оставил. Пришли ребята из «Новостей», схватили кассету и отправились на съёмки, выцарапала у них уже в рафике.

- А мы думали, это нам приготовили, - с улыбкой ответили мне.

А потом мы обнаружили стёртый звук….

И дома сюрпризы. Детей, правда, бросила на сестру, а за мамой думала, что муж присмотрит. Вхожу в десятом часу, а он за мной, в слегка трезвом состоянии. Я говорю:

- Ну, ты положил душу за други своя.

Наталия Дмитриевна засмеялась:

- И его вдохновили.

И как апофеоз – кошка, идеальная моя Муся, выложила пирамидку на мою подушку. Вот тут я впервые услышала, как Наталия Дмитриевна хохочет. То ли я так рассказывала, то ли ситуация анекдотическая, но она потом сказала:

- И через кошку провели свой тёмный план. Действительно – мелкого, но много. Пока передохнём от съёмок. Но это говорит о том, что нужную работу мы проделали, потому так тьма и разбушевалась, но мы победили.

От Наталии Дмитриевны я уезжала в хорошем настроении.

ействительно, победили, я ведь уже подходила к телефону, чтобы снять с эфира передачу, и в этот момент и пришла мысль – переделать название, и я позвонила Наталии Дмитриевне…

Передача вышла, благодаря её молитвам и, возможно, Помощи Николая Чудотворца.

Для Дела надо было, и Помощь пришла.

Через некоторое время передачу повторили. Но эта была последняя наша запись. Потом православные друзья-журналисты восстали не хуже старообрядцев, и возможности на государственном телевидении уже не было.

 

Через некоторое время мы близко встретились с Наталией Дмитриевной в Картинной галерее, на открытии Мемориального кабинета Н.К.Рериха. Я сидела рядом и радостно сказала:

- Иногда так хочется Вам позвонить, но думаю, у Вас и так гостей много…

- Да, работы много, надо готовиться к выступлениям, да и «инопланетяне» одолевают, я так зову иногородцев. Им ведь надо много внимания.

Она посмотрела на меня:

- Я хочу видеть Вас улыбающейся.

- Да я и так часто улыбаюсь.

-Ну и хорошо.

- А как Ваше здоровье?

- Да когда как…Годы берут своё.

Ой, только Вы нас не оставляйте…

Если хотите, чтобы у меня было ещё…здоровье, представляйте меня молодой, цветущей, здоровой…

- Такой, как на фотографии в шляпе,- сказала я утвердительно.

 

Наталия Спирина. 1930-е годы. Харбин.

Наталия Спирина. 1930-е годы. Харбин.

 

- А…Да. Душа у меня такая и есть. А внешняя оболочка, к сожалению, тленью подлежит, ветшает, и тут мы ничего поделать не можем.

Я сидела так, что правой рукой гладила её левую руку в белой шали от предплечья до запястья. Вообще-то желание было поцеловать её. У меня по отношению к ней, часто возникали такие желания. Когда она читала за столом, я обратила внимание на руки – такие худенькие, захотелось ещё погладить их, придать силы….Буду представлять её только молодой.

 

Через 11 лет, весной 2003 года, на Пасху, мы с Наташей Жуковой были у Наталии Дмитриевны в гостях и спросили разрешения записать её Сказы на телевидении в исполнении заслуженного артиста России Евгения Важенина. Я тогда работала редактором на киностудии «Золотой век». Наталия Дмитриевна улыбалась, видно было, что она была нам рада и сказала: - Почему бы нет? Галина Семёновна, есть у нас там денежки на телевидение? - Можно посмотреть… Наташа продолжила: - Да не надо смотреть, деньги мы найдём, разрешила бы директриса киностудии. - Да?- сказала Наталия Дмитриевна. - Будем представлять, что она разрешила. Перед уходом мы встали перед ней на колени: - Простите нас за всё. - За что? - За то, что мы такие. - Ну, вы же не ангелы… Мы поцеловали Наталии Дмитриевне руки и счастливые, что все-таки встретились с ней поехали в «Новониколаевск». Это была моя последняя близкая встреча с нашим Учителем. Через месяц или два мою директрису унесло в Индию к Сатья Саи Бабе. И мы спокойно записали восемь Сказов Наталии Дмитриевны, которые прошли по Новосибирскому телевидению, по 4 каналу, на весь город и область… Правда, когда директриса приехала, меня уволила, но этого и следовало ожидать. Как говорила Наталия Дмитриевна, значит, нужную работу мы проделали.

 

В 2004 году по материалам радиопередачи «Живая Этика о Законах Бытия» мы сделали фильм на 20 минут, с голосом Наталии Дмитриевны, с её разрешения, только название изменили – «Агни Йога о Законах Бытия». Сделали сами, на собственные средства. Только жаль, что пока эти работы не востребованы. Всему своё время.

 

Звукорежиссёр кинохроники, когда переписал мне с видеокассеты на диск фильм «Агни Йогу о Законах Бытия», скромно так спросил:

- Можно я себе оставлю этот фильм?

- Конечно можно! – радостно ответила я, потому что он впервые слышал обо всём. Живая речь Наталии Дмитриевны что-то в нём пробудила.

 

Поток времён сотрёт значенье
И ценность всех земных вещей…
Но как бесценно ощущенье
Священной близости Твоей!

 

( Н.Д. Спирина. Капли).

 

20 февраля 2014 г.
Новосибирск.

osa52@list.ru

04.03.2014 14:46АВТОР: Людмила Осинцева | ПРОСМОТРОВ: 814




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наталия Дмитриевна Спирина »