М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Рерих и Культура ХХI века


Н.Рерих Гималаи. Розовые горы

Н.Рерих Гималаи. Розовые горы

 

Памяти великого гражданина

России и мира Н.К. Рериху.

 

В апреле 2011 года весь мир торжественно праздновал дату 50-летия выхода человека, человеческого интеллекта, интеллекта планеты в ближайший космос – Юрия Гагарина. Это торжество в эволюции нашей ноосферы и нашей планеты. Корни этой эволюции уходят в далекие исторические исследования, поиски, ошибки и открытия. Отечественная космология очень богата таким материалом, но, к сожалению, в последние годы все больше и больше физиколизское движение постепенно сдвигает человеческий интеллект, разум на попытку технического использования самой планеты и космоса для благополучия настоящего человеческого бытия на планете. Это опасный путь, дабы мы должны учиться у космоса, космического Творца, а не использовать космос для своих планетарных, по существу, социальных существенно эгоизированных интересов. Эти проблемы космогонии и человечества содержатся в многочисленных работах отечественных ученых, историков, археологов, физиков и многих других, есть много центров и много новых данных (История организации и докладов Римского Клуба до 80 гг. и современность). Однако мне хочется сейчас вернуться к определенным истокам прошлого и сказать несколько слов, что в этом движении планетарного интеллекта человечества большую роль сыграл Н.К. Рерих, его последователи. Он сторонник единой космической эволюции человечества, космической культуры планеты. Работы Н.К. Рериха сегодня начинают уходить в забытое прошлое и, на мой взгляд, даже существенно искажается его историческая роль, это обидно. Я был участником нескольких экспедиций в Индию, в его галерее в Нью-Йорке, в Урусвати, встречался со Святославом Рерихом и обсуждал многие проблемы. Мне хочется вернуться к роли Н.К. Рериха, к его рукописному, живописному, философскому, духовному наследию в движении нашего интеллекта планеты Земля. Мы не можем использовать космос в любых его направлениях для выживания самого человечества, дабы человечество сегодня разрушает планету. Мы должны учиться у космоса и если говорить, как учиться, то м.б. и работы Н.К. Рериха, величайшее творение интеллекта, которое М. Горький назвал синтезом глобальной культуры, синтезом культуры всей планеты представляет большую ценность.

Ниже представлена работа (совместно с Е.П. Маточкиным), подготовленная после многих исследований о роли Н.К. Рериха, работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в аспектах культуры и здоровья. Работа была подготовлена и выполнена еще в 1980 гг., с начала этой работы сегодня минуло уже более 30 лет, однако хочется вернуться к этим мыслям потому, что в современной социально-исторической версии, которая все больше формируется, мне кажется, возврат к планетарно-интеллектуальным, социально-культурным объемам Н.К. Рериха является очень и очень важным [1].

Из дневника космонавта В. Севостьянова: «Восход и закат Солнца описать трудно – Рерих в натуре», такая запись есть в моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля «Союз-9» - 19 июня 1970 г. И смотря рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса. Николай Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев, разума, любви, мира.

Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растет» [2].

В этих словах космонавта глубоко раскрыта сущность и многогранность деятельности Н.К. Рериха и его роль в развитии современного естествознания и культуры. Эпоха космизации отражает наиболее глубинную суть современной научно-технической и культурной революции. «Научно-техническая революция в силу самой своей сущности с необходимостью ведет к космизации земной материально-производственной сферы и к расширению ее в космических масштабах. Создание космизированного и космического производства явится ее венцом и концом, ибо дальше будут приходить другие перевороты, обеспечивающие развитие того, что сейчас еще только становится» [3]. Это проблема ХХI века.

Освоение ближайшего космоса человеком оказывает существенное влияние на процессы преобразования и управления на поверхности планеты и, естественно, не может не касаться самого сокровенного, дорогого – здоровья человека и человечества в целом. Роль космоса и космических факторов в представлениях о здоровье и болезни человека отражалась и в космологии, и натурфилософии античных мыслителей. Древних философов обстоятельно занимала мысль о взаимоотношениях человека и космоса. Эти идеи неизбежно приводили к представлениям о сути человека и его здоровье, «философская мысль от космических проблем приходит к проблемам непосредственно человеческим» [4].

Однако, эти и многие другие работы, содержавшие в себе определенную рациональную суть, оставались упрощенными и весьма эмпирическими. В то же время укажем, что целый ряд древних лечебных процессов, духовных явлений, влияний и воздействий, элементы воспитания, также как эмпирическое использование некоторых наблюдений о связи психофизиологических, патологических процессов с некоторыми космическими (астрономическими) факторами, до сих пор сохраняют определенный интерес и требуют дальнейших исследований.

Необходимо выделить три иерархично разных аспекта в понимании здоровья человека. Во-первых, это антропоцентрический аспект, где подвергается анализу здоровье того или иного отдельного человека и возможности опосредованных связей в норме и патологии с космическими факторами. Этот аспект, как увидим далее, по существу, к идеям Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского имеет весьма отдаленное отношение (это проблема здоровья космонавтов). В существующей литературе, к сожалению, встречаются попытки анализировать работы указанных естествоиспытателей в таком аспекте. Такая интерпретация может привести к упрощению и искажению их содержания (медицина и экология ремонта).

Второй аспект в исследованиях здоровья – популяционный, где делается попытка определить феномен здоровья на уровне популяции. Так, по Маркаряну культура (цивилизация) – это материальная система, обеспечивающая негэнтропийный эффект, характерная адаптивно-адаптационными (приспособительно-приспосабливающими) признаками. Такой подход к определению цивилизации созвучен с дефиницией, предложенной астрофизиками, согласно которой функциональное определение цивилизации звучит так: «высокоустойчивое состояние вещества, способное собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию для получения максимума информации об окружающем и самом себе для выработки сохранных реакций» [5].

В свете сказанного здоровье популяций людей следует определить как процесс социально-исторического развития жизнеспособности – психосоциальной, биологической – населения в ряду поколений, роста производительности коллективного труда в динамике преобразования планеты, освоения космоса, совершенствования вида «человека разумного». В этом аспекте здоровье каждого индивида, продолжительность его активной и здоровой жизни является производным сложных комплексных социально-исторических, экологических и биологических законов [6]. Здесь взаимосвязь и единство человечества и космического пространства неразрывны. В этом аспекте много ценного и опережающего содержится в работах Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Нельзя не назвать в данном случае имя А.Л. Чижевского, впервые в естествознании установившего факт взаимосвязи солнечной активности, состояния биосферы и здоровья населения.

Наконец, третий аспект понятия здоровья – космологический. В этом аспекте здоровье человечества в широком социально-историческом и эколого-биологическом значении рассматривается как процесс развития психо-социальных и социально-биологических способностей человечества в целом, как одной из частей космической жизни и космического разума в процессе освоения космоса и возможной взаимосвязи с космическими разумными сообществами – интеллектом космоса. Этот аспект сегодня, естественно, звучит как гипотетический, но практика стремительного развития НТР настоятельно указывает на необходимость разработки этого направления.

Наибольшая значимость идей Н.К. Рериха относится именно ко второму и третьему аспектам в изучении здоровья людей. Прежде всего, укажем на его воинствующий оптимизм, веру в космический гений человечества, в его объединение на Земле и познание космической беспредельности. Далее – на его вклад в формирование и роль общечеловеческого и космического значения культуры. В 1918 г. он писал: «Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось… И когда утверждаем: Любовь, красота и действие – мы знаем, что произносим формулу международного языка» [7]. По существу, Н.К. Рерих подчеркивает идею континуальности мышления, которая может выражаться в едином и понятном для всех языке культуры. Мысли о духовном единении людей в процессе творчества, труда, пронизывают многие высказывания Н.К. Рериха. О единении, которое окрыляет и вдохновляет, которое, говоря словами К. Маркса, приводит к «своеобразному возбуждению жизненной энергии» [8]. «Наступило время, чтобы признать значение мощной энергии взаимного понимания», - писал Н.К. Рерих. Значение процессов такого взаимопонимания в общественном благополучии людей несомненно (чего нет в социально-политической системе ХХI века). В этих и во многих других работах Н.К. Рериха духовное составляет суть здоровья людей планеты. Своими замечательными полотнами, поэтическими и публицистическими произведениями Н.К. Рерих несомненно сделал очень много для прогресса своей Родины, для прогресса общечеловеческой культуры и, несомненно, внес крупный вклад в космологические проблемы здоровья. Нельзя не назвать его работу «Здоровье духа», где он подчеркивал: «Постигающий значение культуры, прежде всего, вычеркивает из своего сердца всякое понятие страха, боязнь смерти, боязнь врагов. Если в сердце своем он твердо знает, что он непоколебимо идет к свету, то единственный враг его будет тьма. Но тьма рассеивается от внесения света. Значит вдохновенное сердце, несущее свет, уже является победителем тьмы» [9]. Мы усматриваем в этих утверждениях не только натурфилософскую и романтическую сторону, но и элементы опережающего научного предвидения. В своей работе «Здоровье» [10] Н.К. Рерих подробно развивал вопрос также в космологическом аспекте о том, что есть здоровое тело, что есть здоровая мысль. Он утверждает: «не только нужны – жизнехранители и жизнедатели, но нужно осознание могущественной психической энергии, так тесно связанной с качеством нашей мысли». Н.К. Рерих неоднократно подчеркивал именно духовную трактовку своих идей, он уточнял: «…не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии - человеческой мысли и сознания…» [11]. Здесь автор как бы перекликается с идеями своих соотечественников – К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Необходимо отметить, что до настоящего времени предпринимаются попытки мистифицировать научные предвидения Н.К. Рериха и некоторые его натурфилософские высказывания, которые естественно были написаны свойственным ему образно-поэтическим языком. В ответ на подобного рода дискредитацию его идей мы напомним слова самого Николая Константиновича: «Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность»*.

Все указанные идеи Н.К. Рериха широко перекликаются с мыслями великого теоретика космонавтики и естествоиспытателя К.Э. Циолковского. В 1922 г. К.Э. Циолковский писал: «Человек или другое существо есть материя. Судьба существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к заблуждению» [12]. К.Э. Циолковский основное внимание уделял выходу людей в космос и взаимосвязи с предполагаемыми внеземными цивилизациями. Наибольшее значение в антропокосмических идеях он уделял выходу человечества за пределы планет. Ему принадлежат первые попытки создания «космической этики». Он категорически отрицал идею геоцентризма и развивал мысль о необходимости дальнейшего прогресса человечества для выхода в космос, о таком совершенствовании разумной жизни различных планетных систем, которое приведет к объединению мыслящих существ в грандиозные космические содружества, единую систему цивилизаций Вселенной» [13]. Здесь нет необходимости раскрывать содержание многочисленных работ К.Э. Циолковского, где он касается философских, морально-этических норм в космическом развитии человечества, в которых содержатся основные космологические концепции здоровья.

Великому нашему соотечественнику В.И. Вернадскому был свойственен геокосмический образ мысли, который его учеником Н.Г. Холодным был назван антропокосмизмом [14]. По его мнению, антропокосмизм на современном этапе его развития можно трактовать как попытку применения основных идей дарвинизма и динамического материализма к вопросу о месте человека в природе, о взаимоотношении его с космосом. Этот термин разделяется И.И. Мочаловым – известным исследователем жизнедеятельности В.И. Вернадского [15]. В.И. Вернадский писал, анализируя «следствия космической жизни …» «Разум человека меняет планету – есть одно из проявлений механизма биосферы. Мы видим сейчас, как ясную исполнимую задачу ближайшего будущего захват человеком Луны и планет …» «Геологически мы сейчас переживаем психозойскую эру. Структура мозга будет изменена по существу, и этот организм выйдет за пределы планеты. В то же самое время он является продуктом, с планетой неразрывно связанным, с структурой пространства – времени, проявлением ее космического взаимодействия во вне, биокосмического воздействия высших форм жизни» [16]. Вершиной работ В.И. Вернадского, в указанных аспектах, является его учение о ноосфере и его очерки «Научная мысль как планетное явление».

Вернемся к оценке Н.К. Рериха В. Севастьяновым. Очевидно, что в конце XIX и первой половине ХХ столетий в русской научной мысли в области космологии происходил невиданный взлет, своеобразный «ренессанс», который заложил основы новой космической эпохи человечества. Этот взлет коснулся не только многих теоретических и технических проблем, но и развития философской мысли, ряда идей гуманитарного характера, среди которых видное место занимают морально-эстетические, социально-биологические аспекты такого основополагающего феномена человечества, как его здоровье. Выше рассмотрены лишь некоторые стороны этого «ренессанса», назван ряд выдающихся его творцов и сделана попытка подчеркнуть неоценимый вклад в эту проблему Н.К. Рериха. Труды и вдохновение Е.И. Рерих, гражданственность и искусство Святослава Рериха – это особая глава истории.

Указано на три аспекта в исследовании такого феномена, как здоровье (антропоцентрический, популяционный и космологический). Все три уровня в практической жизни человека, так или иначе, выражаются в персональном здоровье – здоровье индивида и их поколений. Очевидно, что чем глубже проникают друг в друга эти аспекты, тем плодотворнее становятся возможности как исследований, так и управления процессами здоровья. Наиболее глубокое их взаимодействие будет все более раскрываться. Это особенно важно в настоящее время для России в соответствии с Основным законом – Конституцией (реализация которой в наше время составляет большую проблему), научные исследования и система здравоохранения должны гарантировать не только сохранение материально независимой жизни, но и продление периода активной жизни. Решение такой фундаментальной проблемы, по нашему мнению, невозможно без учета популяционных (геоцентрических) и космологических закономерностей здоровья. Более того, можно думать, что именно в аспекте космологических подходов содержатся многие ключевые позиции в решении указанных проблем. Речь идет не о возврате к естественным и подчас наивным космологическим представлениям древней медицины, а о сознании новой космологической теории здоровья, где бы и популяционный, и индивидуальный уровни здоровья получили бы более глубокое раскрытие и содержание, и обогатились бы новыми методами не только сохранения, но и развития здоровья также, как и принципиально новыми подходами в оценке, лечении и его восстановлении. Ведь научно проблема геронтологии все еще остается проблемой. Уже современный, пока еще небольшой опыт космической медицины, с несомненностью, подчеркивает важнейшую роль такого факта, как коллективной психологии, а также важнейшее значение совершенствование информационной взаимосвязи космонавтов и живого вещества с землей и управления процессами адаптации. В космосе, вероятно, наивысшее отражение находят категории единства личного и общественного, или личного, общественного, всечеловеческого и космического. Важно понять и сложность геометрии и потоков космического мира.

Таковы основные космологические аспекты здоровья и пути возможного его развития, которые содержатся в предсказаниях Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. В современной литературе эти направления получают новые, подчас, неожиданные фактические материалы [17].

Заканчивая эту работу из прошлого надо сказать, что в самом существе Н.К. Рериха, в его интеллекте, его видении заложен колоссальный вклад в космогонию человечества, а не подражания религиозно-мистических направлений. Он ставил задачу увидеть человечество как производное космоса. В его картинах «Матерь мира», «Мадонны в небесах», «Армагеддон» представлен другой уровень глобального интеллекта и этот уровень сегодня должен расширяться. В опубликованных работах показано как они расширяются в космопланетарных, астрофизических условиях и зависимость планеты от существующего мира с определенным видением и определенным убеждением, что человечество должно стать учеником Космоса (его интеллекта), а не только использовать космические пространства для нарастающих противоречий, решения конфликтных тяжелых политических проблем в спорах между геополитическими собственниками, полюсами и той капиталократии, которая может привести к колоссальной планетарной катастрофе именно первично антропогенного, не природного характера. Признаки этого более чем очевидны.

Сегодня система или понятие культуры существенно изменилось. Если в понятие культуры вкладывали три ее составляющих: 1) производство, производительные силы; 2) социальные организации различного характера, включая и политические, и религиозные и, наконец, 3) духовность. Сегодня сама духовность в культуре, по существу, превращается в товар, она смыкается с первым уровнем производства: человеко-производство и человеко-потребление «захлебываются» в упрощенном биологезированном развитии духовной культуры во всех ее сферах, в личном поведении, в семейных отношениях, в образовании, в работе и многом другом. Вот эта общечеловеческая культура, которая существенно изменилась сегодня - ее и предсказывал и описывал Н.К. Рерих в своих замечательных полотнах, трудах и воспоминаниях, творчестве. Духовность в культуре есть ведущая, главная основа нашей эволюции (Д.С. Лихачев) [18]. Это одна из главных проблем Сибирского отделения Международной Славянской академии.

Новые научные материалы (дальневидение, дистанционные взаимосвязи клеток, телегония, факты НЛО и др. – позволяют полагать, что наш планетарный человеческий интеллект есть космическое явление (потоки), мы постоянно учимся в космическом пространстве.

В наших работах мы полагаем, что косное вещество планеты и космоса есть производное космического интеллекта. О возможных взаимодействиях косного и живого вещества я продолжил мысли В.И. Вернадского [19] и полагаю на основе новых фактов (Казначеев В.П., Трофимов А.В., 2004), что формирование, эволюция косного вещества Вселенной есть бесконечный поток живого космоса – свойств его интеллекта.

Николай Константинович Рерих был один из многих великих вдохновителей и творцов открывавший потоки космического интеллекта соотечественником планеты Земля. Это еще непознанная проблема движения (потоков) космического интеллекта в духовности и культуре эволюции человечества.

____________________________

 

1. Рериховские чтения (Материалы конференции). Новосибирск, 1980. 348 с.

2. В. Севастьянов, космонавт. Н. Рерих. Зажигайте сердца, 1975. с. 180.

3. Фадеев Е.Т. Соревнование двух систем. М., 1971, С. 401.

4. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973, с. 44.

5. Внеземные цивилизации. М., 1969, с. 45.

6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 1989.

Гумилев Л.Н. География этногенеза в исторический период. 1990.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. 1993.

7. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975, с. 75.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. М., 1975, с. 337.

9. Рерих Н.К. Священный дозор. Харбин, 1934, с. 71.

10. Рерих Н.К. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, с. 79.

11. Рерих Н.К. Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929, с. 130.

* - к сожалению, сегодня некоторые «последователи» идей Н.К. Рериха связывают духовные, исторические его работы с современным торгово-фирменным направлением, это упрощенное и неграмотное суждение.

12. Направление работ. М., 1922.

13. Урсул А.Д. Человечество, Земля, Вселенная. М., 1977, с. 14.

14. Холодный Н.Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке. Ереван, 1944.

Вернадский В.И. Очерки и истории современного мировоззрения. 1902-1903 гг.

15. Мочалов И.И. Вопросы философии. 1968, № 1, с. 123-133.

16. Цит. По И.И. Мочалову, с. 133, там же.

17. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.

Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Ноосферная экология и экономика человека. Проблемы «Сфинкса ХХI века». – Новосибирск, 2005. – 448 с.

18. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры /Д.С Лихачев //Культурология. – 1996. - № 1. – С. 7-13.

19. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. 1980.

Казначеев В.П. Пространство энергии-времени Н.А. Козырева. (Проблемы космопланетарной геометрии). 4 октября 2010 г.

21.07.2013 17:49АВТОР: В.П. Казначеев | ПРОСМОТРОВ: 1889


ИСТОЧНИК: Международная Славянская Академия наук, образования, искусств и культуры.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »