Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Попрание идей Рерихов. Л.С. Воронова


 

 

 

 

Мысль о том, что «… долгожданный Мир придет через Культуру» [1] принадлежит известному художнику, гуманисту, общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Он понимал культуру как воплощение всего самого высокого и прекрасного: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

 

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [2].

Потому, где процветает культура, там утверждается мирное сосуществование в содружестве и сотворчестве, а значит, расширение пространства культуры неминуемо ведет человечество к миру. Претворению этой идеи в жизнь была посвящена вся многогранная деятельность Н.К. Рериха, оставившая глубокий след в мировой культуре. Его живописные произведения, число которых превосходит созданное любым самым именитым художником со времен Ренессанса, рассеяны по всему миру, составляя предмет гордости музеев и частных собраний. Н.К. Рерих – автор многих литературных произведений, среди которых очерки, сказки, стихи, дневники. Именно Рерихом русская археологическая наука впервые была представлена на международном конгрессе, вызвав сенсацию в научном мире. Николай Константинович инициировал и осуществил две научные экспедиции: Центрально-Азиатскую (1924-1928 гг.) – крупнейшую в ХХ веке и Монгольскую (1934-1935 гг.). Результаты Центрально-Азиатской экспедиции легли в основу создания Института Гималайских исследований «Урусвати» в индийской долине Кулу, с которым сотрудничали такие ученые как А. Эйнштейн, Н.И. Вавилов и др. К числу важнейших культурных инициатив Н.К. Рериха относится первый в мире международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный двадцатью одним государством и вошедший в историю под названием Пакт Рериха. Николай Константинович вдохновил создание многочисленных культурных организаций в Европе и Америке. Академии искусств, научные институты и всевозможные общества в разных странах мира избрали Н.К. Рериха своим членом или почетным президентом. Все это и многие другие труды на культурном поприще стали свидетельством, планетарной по своему размаху и гуманистической, миротворческой по сути, деятельности Н.К. Рериха, устремлявшего человечество к миру через культуру.

 

К сожалению, не многими понята и принята эволюционная идея Н.К. Рериха: мир через культуру. Реальное воплощение ее в жизнь потребует еще многих усилий со стороны людей наиболее развитых в духовном отношении. Процесс этот непростой и долговременный. Как любое новое светлое начинание, идеи Н.К. Рериха встречают на своем пути не только инертное невежество, но и сознательное глумление. Ярким примером последнего является использование тезиса Николая Константиновича «Мир через Культуру» для названия организаций, деятельность которых прямо противоречит его сущности и обращена против устремлений и воли Рерихов.

 

Многие годы Николай Константинович Рерих и члены его семьи не переставали прилагать усилия к возвращению на Родину, за пределами которой находились и для которой трудились: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей» [3]. Возвращение Н.К. Рериха на Родину состоялось, но лишь символически, когда в 1990 году творческое наследие наших соотечественников было передано Святославом Николаевичем Рерихом в основанную им общественную организацию Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха (МЦР) в Москве. Возглавила Музей имени Н.К. Рериха при МЦР академик РАЕН и РАКЦ Людмила Васильевна Шапошникова – ученый-индолог, историк, востоковед, рериховед, путешественник.

 

Как показала жизнь, Людмиле Васильевне Шапошниковой, которой С.Н. Рерих доверил наследие, поручив создание и руководство Музеем имени его отца, пришлось преодолеть немалые препятствия не только для обеспечения доставки бесценного груза из Индии, но и для его сохранения в России. Наряду с теми, кто поддержал Людмилу Васильевну и сегодня поддерживает многоплановую культурную и научную деятельность МЦР, сформировались силы, противостоящие и многие годы, претендующие на наследие семьи Рерихов. Поэтому за культурные ценности великой семьи развернулась нешуточная борьба. В числе самозваных претендентов на наследие Рерихов выступают Министерство культуры РФ и Государственный Музей Востока, за которые сегодня ратуют Фонд культуры «Зов», ОО «Живая Этика» и др.

 

Борьба за обладание коллекциями и архивом Рерихов была начата буквально сразу же с их появлением в России. Писатель В.М. Сидоров, претендовавший на руководящую должность в Советском Фонде Рерихов (СФР) [4] (переименованном в связи с развалом Советского Союза в МЦР), для укрепления своих позиций на учредительном собрании СФР в спешном порядке создал организацию под названием «Мир через Культуру». Не получив желаемого, В.М. Сидоров ополчился против самого С.Н. Рериха и принадлежащей ему собственности. В 1992 году в индийской газете «Деккан геральд» В.М. Сидоров опубликовал интервью, в котором потребовал национализировать имущество С.Н. Рериха [5]. Прочитав эту статью, Святослав Николаевич написал в письме бывшему в то время Президентом МЦР Г.М. Печникову: «В отношении газетной публикации («Деккан геральд», 17.06.92), которая прилагается, будьте любезны сообщить всем Рериховским обществам, что господин Сидоров, госпожа Румянцева выступили с ложными и неверными заявлениями в отношении меня, моего наследия и мадам Людмилы Шапошниковой» [6]. Напомним, что г-жа Румянцева уже в то время работала в Государственном музее Востока (ГМВ).

 

Не только выпады против С.Н. Рериха, но и массированные клеветнические кампании против МЦР и его руководства на счету общества «Мир через Культуру», возглавляемого В.М. Сидоровым. Эта организация распространяла многочисленные письма в разные государственные инстанции, в региональные рериховские общества, среди которых не все смогли разобраться в ситуации с наследием Рерихов. Таким образом, уже в самом начале зарождения МЦР наряду с другими противостоящими ему силами, общество «Мир через культуру» способствовало заложению причин, постепенно приведших Рериховское движение к разъединению, выразившемуся в противостоянии части рериховцев Международному Центру Рерихов, созданному Святославом Николаевичем и олицетворяющему собой воплощение многих культурных замыслов Рерихов.

 

Так начиналась деятельность организации «Мир через Культуру» под началом В.М. Сидорова. «Начинания» г-на Сидорова подхватил В. Августат, создавший международную ассоциацию «Мир через Культуру» - Европа», размещающуюся не то в Германии, не то в Австрии (судя по противоречивым указаниям в разных документах). Прикрываясь той же гуманистической идеей Н.К. Рериха, В. Августат оказался последовательным продолжателем антирериховских инициатив. Уже многие годы его позиция в отношении МЦР остается неизменно враждебной.

 

Не удивительно, что г-н Августат не мог оставить без внимания непростую финансовую ситуацию, в которой оказался Международный Центр Рерихов. Он обратился с письмом к Президенту РФ В.В. Путину, где в требовательной форме предложил национализировать имущество МЦР [7]. Мало того, Августат призывает и широкую общественность обратиться к В.В. Путину с таким же требованием!

 

Не лишним будет заметить, что Августат не оригинален в своих действиях, так как попросту скопировал это требование у В.М. Сидорова, выдвинутое последним несколько лет назад в отношении имущества С.Н. Рериха, о чем было сказано выше. Используя термин «национализация», В. Августат, видимо, не знает, что данное понятие означает принудительное изъятие в собственность государства имущества частных владельцев [8], в то время как принадлежащее Международному Центру Рерихов имущество является собственностью общественной организации. Недаром противники МЦР, в числе которых и В. Августат, чтобы мотивировать свое требование, все чаще кричат о якобы частном статусе МЦР и Музея имени Н.К. Рериха, входящего в его структуру. Между тем, сегодня ни для кого не секрет, что общественный статус Музея был избран и указан Святославом Николаевичем как основополагающее условие для передачи наследия Рерихов в Россию [9]. Однако стремление недругов МЦР выдать желаемое за действительное сильнее всякой действительности.

 

Статус МЦР зафиксирован в Уставе, который зарегистрирован в Минюсте: «Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» – далее Центр – является неправительственным общественным объединением граждан и общественных объединений – юридических лиц, созданным на основе общности их интересов в деле изучения, сохранения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов», в задачи которого, в числе прочих, входит «обеспечение деятельности и развития созданного по инициативе Святослава Николаевича Рериха общественного Музея имени Н.К. Рериха, входящего в структуру и являющегося основой Центра» [10]. Заметим, что в отличие от домыслов г-на Августата, Устав – это юридический документ, на основе которого любая организация строит свою деятельность.

 

Противниками МЦР, с которыми солидарен г-н Августат, высказывается мнение, что Б.И. Булочник, бывший долгое время меценатом МЦР, может потребовать вложенные им в Музей имени Н.К. Рериха средства. При этом не принимается во внимание, что согласно законодательству РФ имущество, обретенное общественной организацией, становится ее собственностью и возврату не подлежит: «Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации» [11].

 

Таким образом, обращаясь к В.В. Путину с идеей национализации Музея имени Н.К. Рериха, В. Августат, во-первых, грубо вмешивается в дела государства, не являясь даже его гражданином, во-вторых, не зная законодательства России или игнорируя его, предлагает Президенту РФ экспроприировать имущество общественной организации, которое складывалось не только из меценатских вложений Б.И. Булочника, но и из членских, благотворительных, спонсорских взносов многих общественных организаций и частных лиц, а также доходов от уставной деятельности МЦР. В. Августата не беспокоит, что подобное действие со стороны правительства было бы противоправным.

 

Свое желание уничтожить МЦР Августат маскирует словом «национализация», выдавая ее за «единственно верное решение» [12] возникших проблем. Однако, если учитывать, что Международный Центр Рерихов многие годы восстанавливая усадьбу Лопухиных, которая арендована им на 49 лет, не получил от государства ни копейки финансовой или иной помощи, то сегодня в сложившихся условиях МЦР вправе рассчитывать на выражение доброй воли государства, которая может выразиться как в форме прямой финансовой дотации, так и в списании долга по аренде и предоставлении льготы по арендной плате, которую Центр-Музей вполне заслужил.

 

Хочется подчеркнуть, что в финансовой поддержке общественной организации государством нет ничего противоестественного, ведь государство по сути своей есть представитель народа, наиболее активная часть которого, в соответствии со своими интересами входит в те или иные общественные объединения. В свое время С.Н. Рерих, обращаясь к М.С. Горбачеву, а затем к Б.Н. Ельцину за поддержкой созданной им общественной организации, имел достаточно веские основания рассчитывать не только на административную, но и на финансовую помощь для МЦР со стороны государства. С.Н. Рерих опирался на пример Советского детского фонда имени В.И. Ленина, освобожденного от уплаты налогов, пошлины и других видов сборов, вносимых в государственный бюджет СССР. В работе П.И. Седугина прямо указывается на то, что «среди источников образования собственности общественных орга¬низаций важное место занимает материальная и финансовая помощь этим организациям со стороны Советского государства, колхозов и иных кооперативных организаций, предприятий и учреждений»; «формы помощи общественным организациям со стороны Советского государства очень разнообразны: в одних случаях – это особые отчисления за произведенные членами этих организаций работы, в других – ассигнования на выполнение наиболее важных задач, в третьих – прямое финансирование их деятельности. Последнее, прав¬да, имеет все меньшее значение» [13]. Конечно, сейчас иные времена и иные формы взаимодействия общественных структур с государством, но в истории имеют место прецеденты, и нередко новое – это хорошо забытое старое.

 

Одним словом, изъявив добрую волю, государство (которое, кстати, содержится налогоплательщиками, представляющими ту же самую общественность), может легко разрубить «гордиев узел». Но, уж очень не хочется этого всевозможным противникам МЦР, обращающимся к руководству страны с требованиями огосударствления ценнейшего имущества Международного Центра Рерихов!

 

В письме к В.В. Путину В. Августат заявляет также, что деятельность МЦР является «прямой противоположностью позиции Н.К. Рериха и его семьи» [14]. Чтобы убедиться в том, что это ложное утверждение, достаточно непредвзято проследить путь и результаты деятельности Международного Центра Рерихов, который под руководством Л.В. Шапошниковой, с самого начала целенаправленно воплощал в жизнь идеи членов семьи Рерихов. Прежде всего, это отчетливо видно в последовательной реализации концепции Центра-Музея, изложенной Святославом Николаевичем Рерихом в соответствии с представлениями его отца о музее как Музейоне. Именно Николай Константинович Рерих возродил в ХХ веке понятие Музейон, которое является далеко не новым для человеческой Культуры: «<…> ограниченное понимание музея-хранилища как складочного места так глубоко вошло в наше сознание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно – Музейон, то никто уже не понимает, что вы хотите этим сказать. Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образования понял бы, что Музейон есть прежде всего Дом Муз.

 

Прежде всего, Музейон есть обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами Искусств, может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного, в существе» [15].

 

Очень много ценнейших идей С.Н. Рерих почерпнул у своего отца, который считал, что «музей неразрывен с понятием Культурного Центра» [16]. Излагая концепцию Музея, Святослав Николаевич писал: «Прежде всего, это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки – картин, ремесел, детских работ…» [17]. Действительно, для тех, кто бывает в Музее имени Н.К. Рериха в Москве хотя бы раз в год, всякий раз предстают обновленными те или иные его залы и их экспонаты. Музей принимает у себя выставки уже именитых и малоизвестных художников, скульпторов, организует конкурсы и выставки детского творчества.

 

««При Центре может быть лекционный, концертный зал» [18]», - говорится в концепции С.Н. Рериха и, реализуя эту идею, в Музее в зале Святослава Рериха, систематически проводятся концерты классической музыки, устраиваются лекции ученых и культурных деятелей страны, проходят торжественные мероприятия и другие программы.

 

«Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека…» [19], – мыслил Святослав Николаевич. И в МЦР создана научная библиотека, отдел рукописей, для ученых и исследователей доступен архив Рерихов. В 1992 году был создан публикаторский отдел, издающий архивные материалы, малоизвестные труды Рерихов и исследователей их творчества. Такие издания МЦР как «Тибетская живопись» Ю.Н. Рериха и «Тернистый путь красоты» Л.В. Шапошниковой в 2002 году стали лауреатами конкурса «Лучшая книга года», журнал «Культура и время» вошел в золотой фонд прессы. Книги, изданные МЦР совместно с Мастер-Банком, доставляют читателю духовное, интеллектуальное и эстетическое наслаждение.

 

Святославу Николаевичу принадлежит идея передвижных выставок картин Рерихов. Общеизвестно, что в очень редких случаях музеи делятся друг с другом некоторыми из своих раритетов для кратковременных экспозиций. Картины Николая и Святослава Рерихов из фондов московского Музея путешествуют по разным, даже очень отдаленным, уголкам нашей необъятной страны и за ее рубежами, благодаря чему их увидели миллионы людей. Состоявшаяся в конце 2013 года в Челябинском государственном музее изобразительных искусств выставка стала 500-й в передвижнической деятельности МЦР. Так реализуется идея Николая Константиновича Рериха о доступности искусства для всех.

 

Московский Музей имени Н.К. Рериха осуществляет еще одну часть общей концепции Центра-Музея, предложенной Святославом Николаевичем: «Центр видится мне и как научное учреждение, задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей» [20]. Ежегодно Международный Центр Рерихов организует проведение научно-общественных конференций, в которых принимают участие ученые разных стран, в числе которых США, Германия, Италия, Испания, Франция, Канада, Мексика и др. При Музее создан Объединенный Научный Центр Космического Мышления. Предлагаемые Живой Этикой новизна и синтетичность методов познания, привлекают ученых и приводят их к решению современных научных задач. Кроме этого, МЦР является инициатором и организатором создания еще целого ряда учреждений – Международного Центра гуманной педагогики, Международной Лиги защиты культуры, Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих.

 

Таким образом, для тех, кто всерьез интересуется наследием Рерихов, Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха является авторитетным центром культурного притяжения.

 

Как видим, все, о чем мечтали Рерихи, в МЦР сегодня существует и развивается. Ни о какой «самонадеянной деятельности», как утверждает г-н Августат, не может быть и речи. Все, что осуществляется МЦР, есть прямое следование идеям Рерихов. В результате общественный Центр-Музей стал уникальным Культурным Центром, живым, подвижным, развивающимся организмом, в котором неустанно бьется пульс Культуры, свет которой излучается далеко за пределы Москвы и России. Скоро четверть века, как МЦР дарит ценителям красоты и философской мысли много радостных впечатлений от соприкосновения с прекрасным.

 

Коллекция, которой располагает на сегодняшний день Центр-Музей имени Н.К. Рериха, составляет несколько больше 900 картин и рисунков Рерихов. Однако г-н Августат, видимо, считает, что располагает более «точными сведениями» о количестве картин в МЦР, чем его сотрудники и сообщает в своем письме Президенту РФ о 9000(!) полотен Рерихов. К слову сказать, Н.К. Рерих за всю творческую жизнь написал около 7000 картин, часть из которых была привезена в Россию Ю.Н. и С.Н. Рерихом. Коллекция картин, переданная МЦР С.Н. Рерихом, за последние годы пополнилась более чем тремя сотнями произведений, переданных в собственность Музею Борисом Ильичем Булочником – меценатом МЦР. Восклицая в письме к В.В. Путину: «Парадоксально, что оставленные Рерихами труды до сих пор не объявлены «культурным наследием России» и не перешли под контроль государства!» [21], В. Августат обнаруживает свою неосведомленность или прямое игнорирование того, что приказом Министерства культуры РФ № 667 от 25.11.2005 г. произведения Рерихов, принадлежащие МЦР, включены в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации [22] и таким образом находятся под контролем государства как культурное наследие России.

 

Еще один момент в письме В. Августата Президенту РФ нуждается в рассмотрении, а именно, требование передать собственность общественного Музея государству якобы во имя сохранности картин. Однако за 25 лет культуротворческой деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха ни одно полотно, переданное Святославом Николаевичем и находящееся в МЦР, не было утрачено. Иначе обстоит дело там, где ответственность несет само государство в лице чиновников из Министерства культуры РФ и сотрудников Государственного музея Востока, в котором еще в 1989 году [23] осела часть 288 картин, завещанных С.Н. Рерихом МЦР [24]. В музее Востока картины Рерихов были размещены на временное хранение Министерством культуры СССР, на попечительство которого С.Н. Рерих доверил свою коллекцию до момента готовности здания общественного Музея. Эту часть наследия Рерихов МЦР до сих пор не может получить в свое распоряжение. Причиной тому может быть утрата картин, количество которых изменилось с 288 до 282, а также другие «волшебные превращения» в виде изменения названий картин, их размеров, года написания, замены холста картоном, темперы маслом и наоборот [25].

 

Ярким примером «заботы» чиновников от государства о сохранности культурных ценностей служит история с частью наследия Рерихов, принадлежащей Юрию Николаевичу, оставшейся после его внезапной смерти в 1960 году в московской квартире. Именно при попустительстве государственных чиновников, отказавшихся признать права Святослава Николаевича Рериха на имущество брата, было допущено варварское разграбление квартиры Ю.Н. Рериха, в результате чего огромное число полотен Рериха оказалось в руках спекулянтов [26]. Б.И. Булочнику удалось выкупить для МЦР некоторые из этих произведений, последним из которых в октябре 2013 года стала картина «Весть Шамбалы». И эти полотна Н.К. Рериха также заняли достойное место в залах Музея имени Н.К. Рериха. Как видим, не уменьшается, а приумножается количество полотен в общественном Музее, благодаря стараниям и бескорыстию Бориса Ильича Булочника. Это ли не доказательство безупречной честности сотрудников и основателей МЦР, к числу которых относятся вице-президент МЦР Л.В. Шапошникова и меценат Б.И. Булочник?! К сожалению, именно такие люди обычно подвергаются нападениям со стороны тех, кто сам еще не готов к подобному благородству и духовному подвигу. Способность обеспечить надежную и надлежащую сохранность наследия Рерихов при общедоступности для российских и зарубежных граждан Международный Центр Рерихов доказал всей историей своего существования. Достигается это не только современной музейной техникой и технологиями, но также гарантируется тем, что работа здесь строится на энтузиазме и сердечной преданности сотрудников идейному и творческому наследию Рерихов. В то же время пресловутая халатность и попустительство, имеющие место в государственных учреждениях, открывают желанные шлюзы разного уровня мошенникам, легко преодолевающим чиновничьи барьеры. Таким образом, жизнь показывает, что вопрос наилучшего обеспечения сохранности культурных сокровищ семьи Рерихов, составляющих национальное достояние России, решается в пользу общественной формы его содержания.

 

В этой связи не лишним будет заметить, что непростая ситуация, сложившаяся в Международном Центре Рерихов в результате потери основного источника финансирования, волнует многих зарубежных поклонников творчества Рерихов. Но, в отличие от В. Августата, они адекватно оценивают достижения МЦР и выражают надежду на благополучное разрешение проблемы. Например, в обращении Вице-Президента Австрийского Национального комитета Голубого Щита доктора Франца Седе читаем: «Недавно мои друзья сообщили мне, что сейчас Музей имени Н.К. Рериха и МЦР переживают период реорганизации. Никоим образом не желая вмешиваться в эти процессы и ваши внутренние дела, которые находятся сейчас на рассмотрении, я хотел бы выразить искреннюю надежду на то, что ваш драгоценный Музей и научный Центр продолжат получать средства, которые позволят и дальше выполнять вашу важную миссию. Я, действительно, верю, что это учреждение заслуживает похвалы и всяческой поддержки» [27]. Обращение от культурной общественности двух бывших союзных республик, Казахстана и Узбекистана, которое подписали 34 деятеля культуры, науки, образования также касается наследия Рерихов: «По замыслу дарителя, Святослава Николаевича Рериха, сохранение его неделимости, общественного статуса, а также разработанной им концепции деятельности и развития МЦР, создадут необходимый сдвиг в общественном сознании в пользу истинной Культуры. Культуры, без которой невозможно созидательное движение в будущее не только наших дружественных и объединённых общей историей народов, но и всего человечества. Действовать во имя добра – наш священный долг.

 

Мы обращаемся к Вам, уважаемые Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич, Сергей Семенович, с убедительной просьбой принять самое искреннее участие в возможности государства в трудную минуту поддержать МЦР как уникальный культурный центр, решить вопрос с льготной арендной платой, списать задолженность МЦР по аренде усадьбы Лопухиных или передать МЦР усадьбу Лопухиных в безвозмездное и бессрочное пользование» [28].

 

Заметим, что характер текстов этих и многих других Обращений представителей зарубежных государств, их конструктивность и этичность, отличаются от послания «радетеля» российской культуры г-на Августата, кощунственно прикрывающегося мудрым изречением Н.К. Рериха, но обратившего свои откровенно враждебные помыслы и действия против его же автора и МЦР, как оплота наследия Рерихов в России.

 

Это лишь подтверждает, что специализируясь на продвижении красивых лозунгов, В. Августат не спешит претворять их в жизни. Ему ближе прожектерство с глобалистским размахом. Чего стоит, например, пафос, звучащий в его голословных демагогических призывах к созданию Всемирного этического совета, Всемирного совета культуры, Института глобального мира и т.п.! Но что же за этим кроется? На деле это пустозвонство есть не что иное, как заигрывание с высокими политическими кругами, в прикасании к которым В. Августат, видимо, находит свое упоение и призвание. Провозглашая своей целью, ни много, ни мало, «формирование Всемирного духовного сообщества», он в то же время убежден в том, что «предназначение сферы «духовной» культуры состоит в том, чтобы поддерживать политику в качестве источника вдохновения и идей» [29]. Какую ничтожную роль служанки у госпожи политики уготовил В. Августат величественному понятию Культуры, играющей важнейшую роль в эволюции человечества! Как ловко он поменял местами цель и средства, фундамент и надстройку! Используя идею «Мир через Культуру», В. Августат должен был бы понимать, какое значение Н.К. Рерих придавал культуре, и что именно в ней, а не в политике он видел путь к миру. «Казалось бы, и то и другое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры» [30]; «политик закован в кандалы всяких партий. Закован и отягощен, хотя и любит потолковать о свободе. <…> Послушать только, как политики пытаются всячески стеснить свободу культуры. Все-то нельзя, все-то не принято и должно быть осуждено. В осудительстве политики большие мастера. Доводы науки, искусства, воспитания, образования – все будут попраны во имя условных тенет. Не будет принято во внимание, что основы познания вечны, а надстройки временных правительств преходящи» [31].

 

Небрежение понятием Культуры, полное непонимание концепции Культуры Н.К. Рериха не дает В. Августату морального права на использование в своей деятельности чрезвычайно глубокого по значению, гуманистического понятия Н.К. Рериха «Мир через Культуру». Выдавая себя за ревностного поборника творчества великого Служителя Культуры, В. Августат на деле абсолютно искажает и профанирует идеи Н.К. Рериха!

 

Такие, как г-н В. Августат сегодня, к сожалению, продолжают свою разрушительную деятельность, но им противостоят Международный Центр Рерихов и здоровые силы российской и международной общественности, ибо «никакие Указы не создадут Культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность» [32].

 

Наследие Рерихов должно пребывать там, где этого хотел Святослав Николаевич Рерих, завещавший его общественной организации – Международному Центру Рерихов! Благодаря мудрости и стойкости его руководителей и сотрудников и при широкой поддержке ценителей творчества Рерихов так было и будет!

 

_______________________________________

 

1. Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира. // Рерих Николай. Листы дневника. В 3т. Т.3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002. С.540.

2. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. М.: Сфера. 1999. С.99.

3. Рерих Н.К. Четверть века // Рерих Николай. Листы дневника. В 3т. Т.3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002. С.26.

4. См.: Шапошникова Л.В. Некоторые особенности современного рериховского движения // Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т.II. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 410. ; Королева А.Н. Либералы от культуры // [Электронный ресурс] Международный Совет Рериховских организаций // Режим доступа:

http://www.roerichs.com/Publications/Visitors/ANKoroleva_Liberaly.htm

5. Шапошникова Л.В. Некоторые особенности современного рериховского движения // Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т.II. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 410.

6. Рерих С.Н. – Г.М. Печникову //Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т.II. М., 2005. С.383.

7. Августат В. – В.В. Путину // [Электронный ресурс] // «Спекуляции, интриги и закулисные игры за многомиллиардные ценности Рериховского наследия (МЦР)». // Режим доступа:

http://www.peace-through-culture.org/sites/default/files/pdf/W.Augustat-WWPutin2014.pdf (Дата обращения 26. 01.14).

8. Коновалов А.И. Национализация имущества: перспективы правового регулирования // [Электронный ресурс] Предпринимательство и право // Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=613 (Дата обращения 06.03.14). 9. Рерих С.Н. Медлить нельзя! //Советская культура. – 1989. – 29 июля.

10. Из Устава Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» // [Электронный ресурс] Международный Центр Рерихов // Режим доступа:

http://www.icr.su/rus/about/statute/ (Дата обращения 21.01.2014).

11. Гражданский Кодекс РФ. Статья 213, п.4.

12. Августат В. – В.В. Путину // [Электронный ресурс] // «Спекуляции, интриги и закулисные игры за многомиллиардные ценности Рериховского наследия (МЦР)». // Режим доступа:

http://www.peace-through-culture.org/sites/default/files/pdf/W.Augustat-WWPutin2014.pdf (Дата обращения 26. 01.14).

13. Седугин П. И. О социалистической собственности общественных организаций //Советское государство и право. 1964. №11. С.69 // [Электронный ресурс]// Юридическая Россия.// Режим доступа:

http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1171014 (Дата обращения 26.01.14).

14. Августат В. – В.В. Путину// [Электронный ресурс] // «Спекуляции, интриги и закулисные игры за многомиллиардные ценности Рериховского наследия (МЦР)». // Режим доступа:

http://www.peace-through-culture.org/sites/default/files/pdf/W.Augustat-WWPutin2014.pdf (Дата обращения 26. 01.14).

15. Рерих Н.К. Познавание Прекрасного // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. М.: Сфера. 1999. С. 371.

16. Рерих Н.К. Декада. Обращение к сотрудникам рериховских учреждений в Америке. 1931 год. // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. М.: Сфера. 1999. С. 313.

17. Рерих С.Н. – Р.Б. Рыбакову //Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т.II. М., 2005. С.375.

18. Там же.

19. Там же.

20. Там же.

21. Августат В. – В.В. Путину // [Электронный ресурс] // «Спекуляции, интриги и закулисные игры за многомиллиардные ценности Рериховского наследия (МЦР)». // Режим доступа:

http://www.peace-through-culture.org/sites/default/files/pdf/W.Augustat-WWPutin2014.pdf (Дата обращения 26. 01.14).

22. Стеценко А.В. Новый виток борьбы за музей и наследие // [Электронный ресурс] Электронная библиотека МЦР. // Режим доступа: http://lib.icr.su/node/1810

23. Молодцова В. Завещание и наследники // «Российская газета», 2000 г. 17 февраля // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С.252.

24. Рерих С.Н. Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С.105.

25. Стеценко А.В. Пропавшие картины Рерихов. Как Федеральному агентству по культуре и кинематографии удается скрывать потери в коллекции С.Н.Рериха // [Электронный ресурс] Электронная библиотека МЦР.//

Режим доступа: http://lib.icr.su/node/1948

26. См.: Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю.Н.Рериха: Каталог. Фотохроника. Архивные документы. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. – 500 с.: ил.; В. Ширяев. «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство...». // «Новая Газета» №56, 04.08.2008 // [Электронный ресурс] Новая газета. // Режим доступа:

http://www.novayagazeta.ru/inquests/39216.html (Дата обращения 23. 02.14).

27. К сведению всех заинтересованных лиц // [Электронный ресурс] Международный Центр Рерихов. // Режим доступа:

http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/Avstria_Shild.php (Дата обращения 2. 02.14).

28. Обращение культурной общественности Узбекистана и Казахстана в защиту Общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов // [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/save-museum/letter4.htm (Дата обращения 2. 02.14).

29. Августат В. 19.12.2011. Обзор – Астана 2010 // [Электронный ресурс] // II Всемирный Форум Духовной Культуры в 2013 году. // Режим доступа:

http://www.peace-through-culture.org/en/node/465 (Дата обращения 29.01.14).

30. Рерих Н.К. Культура. (Без даты) // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т.3. М.: МЦР, Мастер-Банк. 2002. С.592.

31. Рерих Н.К. Культура // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 440.

32. Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира. // Рерих Николай. Листы дневника. В 3т. Т.3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002. С.540.

 

06.06.2017 11:23АВТОР: Л.С. Воронова | ПРОСМОТРОВ: 1010


ИСТОЧНИК: Roerichs.com



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »