Рерих, сын Рериха… Роман Усов
Отзыв телезрителя о фильмах,
посвященных Святославу Рериху
Совершенно особые чувства во мне вызывают просмотры фильмов о Рерихах. С самой ранней юности запомнился первый такой просмотр на Алтае, когда после, в течение нескольких дней, я носил в себе это непередаваемое ощущение непосредственного соприкосновения с дорогой для меня великой семьей…
В 2004 году в свет почти одновременно друг с другом вышли два фильма о Святославе Рерихе: «Рерих, сын Рериха» (Анна Митрохина, 36 мин.) и «Мастер, сын Мастера» (Луиза Тележко, 60 мин.). Недавно мне вновь довелось созерцать эти ленты, и мысли, которые возникли при их просмотре, я отразил ниже.
Фильм Л. Тележко был вторым в серии, посвященной С. Рериху, до него вышел в 2000 году другой ее фильм о последнем из Рерихов — «Младший сын». «Мастер, сын Мастера» произвел двоякое впечатление. Из 60 минут трансляции первые 15 были почти ни о чем: несколько замечательно смонтированных, замечательно музыкально оформленных эпизодов, по смыслу мало связанных друг с другом. Все хотелось угадать, в каком ключе все-таки будет выстроена повесть? О чем пойдет речь, ведь в час не уместить развернутого рассказа о длительной жизни С. Рериха. Однако последующие 45 минут показали мне основную идею автора: фильм, слепленный из остатков того материала, который явно не уместился в более ранний (2000 года), вновь, как и прежний, носил тенденциозные черты преемничества, где вся жизненная миссия С. Рериха сводится к передаче наследия родителей Международному Центру Рерихов, и все события только ведут к этому, неизбежному для него, роковому решению. Конечно, этому предшествовал длительный период знакомства с ведущими представителями будущего Центра.
Я попытался себе представить, что может вынести из этого фильма человек, впервые знакомящийся с жизнью Святослава Николаевича: разорванные, мало связанные друг с другом, куски из его биографии с явным акцентом на последних годах его жизни; оттенок трагизма во всем; МЦР и Москва, как последнее прибежище и мечта младшего из Рерихов в попытках вернуться с наследием на Родину… Так ли должны помнить о выдающемся русском гении будущие поколения? Мне бы этого не хотелось.
Удивило использование в фильме Луизы Тележко фрагментов, опубликованных недавно в Интернете, видеороликов из архива Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Вот, Рерихи стреляют из лука, вот, Святослав медленно приближается к камере, приятно улыбаясь… Я специально внимательно просмотрел титры и благодарности создателей ленты: о Музее в Нью-Йорке ни слова. Хотя, может, я в чем-то не осведомлен, и лент было несколько? И анонс их якобы первой и эксклюзивной публикации в Сети осенью 2006 года был от неосведомленности сотрудников Музея в Нью-Йорке о том, что где-то имеются их копии?
Неприятно поразило то, что, при цене продажи одного диска данного фильма в киоске МЦР в 240 рублей, звуковая составляющая отставала от образной на две-три секунды, и говорящие открывали рот невпопад своим словам.
Фильм Анны Митрохиной явно уступает в техническом отношении творению Л. Тележко (по монтажу, звукорежиссуре, композиционным особенностям, профессионализму съемки). Но я бы не стал их противопоставлять друг другу, скорее, они отразили в себе два разных взгляда на одного человека и на одну проблему: жизнь С. Н. Рериха — до сих пор загадка для всех нас. Хотя от взгляда на объект творения зависит и качество создаваемого.
Так, в произведении А. Митрохиной ясно выдержана смысловая линия, говорящая о том, что вся многогранная и насыщенная событиями жизнь С. Рериха имеет мощные корни именно в России, именно в тех местах, где Рерихи родились и выросли. Это понятно с самого начала фильма и до самого конца. Тем не менее, в историческом отношении мне представляется, что данный петербургоцентристский крен в изложении биографии Святослава Рериха ущербен. Рерих должен быть представлен космополитично, евразийски, и Азии, Индии в жизни младшего Рериха все же больше, чем Европы и Петербурга.
Несомненную ценность этой первой самостоятельной петербургской попытки представить Рериха через экран телевизора является то, что она осуществлена с любовью к теме, а не к самим себе. Удельный вес материала «о Рерихах» в картине явно превышает таковой в творении Л. Тележко.
В целом в фильмах отразилась эпоха, в которую они снимались. Резкий смысловой сдвиг в сторону определенной идеологии, особо выраженный в произведении Л. Тележко, но присутствующий и в фильме А. Митрохиной, излишне привязывает понимание излагаемого материала к тем временам, в которые фильмы созданы. На мой взгляд зрителя оба фильма должны восприниматься авторами, как довольно сырые попытки отобразить то, что им пока не под силу.
В случае с фильмами по Святославу Николаевичу как нельзя кстати приходится трюизм: «Истина где-то посредине». Если советовать кому-то что-то посмотреть о нем, то лучше и «Рерих, сын Рериха», и «Мастер, сын Мастера» вместе. А в конце закончить мрачным аккордом «Младшего сына», за неимением лучшего варианта.
На примере фильмов о Рерихах можно ясно, как в зеркале, видеть политические игры современных нам деятелей, стоящих у кормила Рериховского наследия. Будем надеяться, что пройдет какое-то время, и вместо «себя единственных», вместо красивых, но пустых пейзажей и красивой, но пустой музыки мы сможем насладиться тонким изложением забытых и неизвестных фактов из жизни Рерихов, выдающих в режиссере знатока их жизней и искусного исследователя их творчества.
29.10.2006 03:00
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".