Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Воспитательная миссия искусства Рериха. Рихард Рудзитис


 Н.К.Рерих. Песнь о Шамбале. 1943

Работу гениального художника иногда сравнивают с огненным магнитом красоты, который невольно извлекает из души человека лучшие, сияющие элементы, и таким образом может поднять и даже преобразить его сущность. Это тем более можно сказать о картинах Рериха, которые смогли пробудить в зрителях такую волну сердечного восхищения, какую редко вызывают работы других художников. Об этом свидетельствуют полные энтузиазма записи в книгах отзыва на его выставках в Москве, Ленинграде, Риге, Киеве. Смысл этих записей можно кратко выразить так: «Картины Рериха побуждают тебя стать чище, правдивее и образовать себя и окружающее прекрасно и благородно».
Также о Рерихе говорят, что с самых молодых лет, при длительном сотрудничестве с ним незаметно преображались его друзья. Именно психомагнит личности художника, проявленный в его картинах как огонь динамики духа или психической энергии, зажигает зрителя энтузиазмом и вдохновением. Все великие духи одарены громадным потенциалом огненной энергии. Поэтому чуткие сознания в их присутствии ощущают эманацию неких сил, которые невольно влияют на них. Это можно сказать и о Рерихе. Биографы упоминают характерный случай из его жизни, который свидетельствует о необыкновенной силе его психической энергии. Рерих как-то посетил известного индийского биолога Джагадиса Боше в его лаборатории в Калькутте. Боше, известный как исследователь чувствительности или «души» растений, демонстрировал художнику процесс умирания растения: «"Сейчас я дам яд этой лилии, и вы увидите, как она вздрогнет и поникнет". Но вместо поникания лилия поднялась еще выше. Ученый задумался: "Давно предугадывал я, что эманации некоторых сильных энергий должны влиять на окружающие физиологические процессы. Вы препятствуете смерти растения, отойдите подальше". И действительно, когда Рерих отошел, жизнь растения прекратилась».
Друзья и сотрудники называют Рериха человеком, обладающим великой самодисциплиной и гармонией, подобно древним греческим философам, индийским йогам, известнейшим подвижникам искусства и красоты Фидию и Леонардо да Винчи.
Среди трудностей экспедиции Рерих «оставался все тем же ровным и спокойным, как будто ничего не произошло... Никакие обстоятельства никогда не влияли на его настроение» (Н. Грамматчиков). Гармоничность личности Рериха в высшей степени выражается в его работах, и зритель, созерцая их, наполняется гармонией, ритмом и благозвучием, и, уходя с выставки, эту гармонию уносит с собой. Даже свое художественное восхищение, экстаз перед прекрасным Рерих держит в серебряной узде дисциплины и строго контролирует чувствознанием сердца. Кажется, что внутри великого покоя его картин — напряженные огненные элементы творческих мыслей и чувств, сдерживаемых дисциплиной.
В одной из статей Рерих говорит, что надо дисциплинировать свое творческое мышление, и человек, который всегда дисциплинирует себя, сотрудничает с Космосом, ибо вместо эгоистических мыслей он наполняет пространство мыслями гармоничными и благородными.
Конечно, гармония картин и созвучие красок, и тем более магнетизм излучений автора благотворно влияют и успокаивают нервную систему зрителя. В литературе многократно упоминалось о целительных свойствах картин Рериха. Известны факты, что в неврологических клиниках врачи развешивали картины Рериха. К тому же для современной медицины нет ничего нового в том, что при лечении нервных болезней применяется цвет и музыка. И надо признать, что для многих «больных душ» музеи изобразительного искусства иногда были более благотворными целителями, нежели медикаменты и санатории.
Гармония и благородство, присущие искусству Рериха, вызывают у зрителя торжественное настроение.
Торжественность, которая покрывает будни великим, возвышенным переживанием, когда мелочи жизни растворяются в чем-то необыкновенном, мощном, больше всего приближает к космическому настроению. Поэтому с выставки картин Николая Рериха посетители уходят, окрыленные необыкновенными чувствами, как с оратории Баха или «Missa Solemnis» (лат. «Торжественная месса») Бетховена.
Картинам Рериха присуще удивительное чувство меры и соизмеримость. Они заставляют зрителя невольно измерять свою жизнь мерами надземных Гималайских вершин. Заставляют концентрироваться на великой эволюционной цели, на самом главном, и этим возвышенным, бескорыстным заданием соизмерить и преобразить жизнь, наполнить высшим понятием общего блага все личные заботы и обязанности. В картинах мы как будто слышим призыв автора:  «Разве в блужданиях своих и в шатаниях человечество не забывает спросить и подумать о том, что для него действительно неотложно?»
Николай Рерих часто вспоминает слова Льва Толстого, сказанные ему, тогда еще молодому художнику: «Случалось ли вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно: иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть очень высоко руль держит, тогда доплывет».
И Рерих советует всегда держать перед глазами наивысший идеал, соизмерять все со светом возможностей Будущего.
Искусство Николая Рериха — плод не только интеллекта художника, оно, можно сказать, вдохновлено знанием сердца, глубокой интуицией, одухотворено и продиктовано синтезом духа. Потому в картинах Рериха чувствуется такая сердечность, откровение сердца. Даже то, что некоторые именуют «эффектами» в живописной манере Рериха, создано не интеллектуальным расчетом, но естественно, органически исходит из художественной творческой сущности.
В своих статьях Рерих всегда подчеркивал язык сердца, как первое условие того, чтобы среди людей царствовало взаимопонимание и дружба. Язык сердца необходим и на Востоке, и тем более на Западе. Этот язык необходимо усвоить во всем строительстве жизни и культуре. В одном письме Рерих говорит: «...Приложите всю Вашу глубокую сердечность для того, чтобы дело могло расти как истинное культурное достижение. Вы сами знаете, насколько дух человеческий нуждается в любви и сердечности, которые могут вдохновлять к творению дел добрых и просвещенных». «Поймите сердцем!» — призыв Рериха к молодежи.
Если интеллект дает знания, то сердце — истинный воспитатель нравственности, оно преображает и очищает человеческие отношения. Также искусство — этот «язык сердца» — воспитывает человека, облагораживает, дает ему возможность познать жизнь и природу, делает мудрее.
Великие произведения искусства отражают синтез культуры и науки, все Музы собираются и сотрудничают в храме творчества. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело известны не только как гении искусства, но и как пример высокой культуры и широкого кругозора. То же можно сказать и об искусстве Рериха, за которым стоит личность мыслителя и ученого. Потому искусство Рериха не только пленяет и увлекает, но и учит, дает каждому духовный дар, совет или, по крайней мере, импульс мысли. Уходя с выставки Рериха, зритель чувствует себя обогащенным не только эстетически, но и идейно. Рерих творит с такой убедительностью, что без всякой риторики, в каждой картине или образе он дает зрителю возможность угадать истинную мысль мастера.
Великий огонь красоты искусства дан человечеству для объединения. Слушая возвышенную музыку или стоя перед одухотворенными произведениями искусства, люди чувствуют, как затихают раздоры и непримиримые споры. Именно, творчество Рериха осуществляет то, что он считал основной задачей искусства: быть объединителем человечества. В своих произведениях Рерих неустанно призывает к дружелюбию, терпимости, взаимопониманию, сотрудничеству, гуманизму. В одном из стихотворений он рассказывает о людях разных национальностей, пришедших к нему и говорящих на непонятных языках:
«А я улыбался. Как мог я знать смысл их речи? Они, может быть, на своем языке повторяли милое нам слово любовь?»Если миссия искусства — укреплять единство, то тем более великие произведения искусства служат миру человечества. Рерих, инициатор «Знамени Мира», в многочисленных очерках и картинах выражает эту спасительную для человечества идею. Самим своим обликом, напоминающим покой Гималайских вершин, Рерих излучал этот пламенный призыв, который в наши дни звучит, подхваченный миллионами борцов за мир. В океане взволнованных стихий Рерих призывает использовать все возможные мирные средства. Николаю Рериху кажется, что в жизни особенно важна самоотверженность, творческая активность, которая освобождает от сора эгоизма, приближает людей к братству и миру.
«...Творите во всем неисчерпаемом творчестве — сосуды цельные и прекрасные. Украшайте их лучшими помыслами и мысленно пожертвуйте их тому же великому миру всего мира». Сама творческая мысль, выраженная в прекрасных формах и красках, по мнению Рериха, ткет человечеству новые крылья, ведет по пути прогресса: «Эта творящая мысль, украшенная всеми основами, всеми красотами созидательных законов, ведет человечество ввысь, приготовляет его к принятию эволюции, и от меньшего сердца до сердца государства и части Света устанавливает великое понятие Прекрасного, которое в существе своем свойственно всем векам и народам. Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, постоянное творчество, героизм и подвиг. Из того же источника истекает и оптимизм, так необходимый, ибо каждое отрицание не творяще».
В картинах Рериха чувствуется характерное для славянских и восточных народов качество — великая пламенная преданность цели жизни или идее, преданность благу своего народа и человечества, преданность великим Учителям жизни. Этот священный огонь устремления невольно зажигает и в зрителе все наиболее утонченные чувства.
И не будет преувеличением сказать, что красота искусства Рериха, которая вдохновляет стать лучше, призывает свершить нечто великое, преобразовать свою жизнь в высшем космическом благозвучии и героизме, — вдохновляет на подвиг. Разве не подвиг — быть примером высокой этики для других, наполнить жизнь сознательностью, культурой и служением восхождению народа, родины и человечества? «Мы должны опираться на истину, на истинные факты, все наши слова и действия должны быть чисты, как кристалл, ибо мы живем на глазах всего мира».
Это можно сказать и о самом художнике. Свидетельница его жизненного подвига, друг его жизни, Елена Ивановна Рерих говорит о нем так: «Вот этот-то подвиг жизни во всей его суровой красоте и проводит  Н.К. Жизнь его есть жизнь, полная самоотречения, он живет лишь для Великого Служения во благо человечества. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Каждую минуту готов он следовать малейшему Указу Иерархии Света. Терпимость великая — природа его, и, как магнит, притягивает она самых различных людей...»

Искусство Рериха приближает к космической красоте

Пусть вместо сомнений и отрицаний зазвучат струны дальних миров. (Аум, 18)
Пробудив желание к красоте Беспредельности во всем, человечество пойдет без оглядки. (Беспредельность, ч.1, 46)
Великая чистая красота, которая проявляется на нашей планете, — во всех многообразных формах и процессах природы и взаимоотношениях людей, в истинном искусстве, поэзии, музыке и знании, в кристаллизации культуры и в творце этих высших ценностей — в прекрасной душе человека — уже есть отражение космической красоты. Так каждая истинная, одухотворенная красота, которая выявляется как элемент гармонического ритма эволюции и которую воспринимает и переживает человеческое сознание, приближает его к космической гармонии.
Ученые и мыслители утверждают, что закон беспредельной гармонии движет весь Космос. Прекрасна сама космическая эволюция, в процессе которой из туманностей первичной материи появляются величественные солнечные системы и сонмы планет, и на них — живые несознательные, а может быть и сознательные существа, «властители природы».
Космическая эволюция есть процесс постепенного развития или расширения сознания: все стремится от бессознательности к сознательной жизни, от тьмы незнания к свету знания или истины. С другой стороны, космическая природа находится в вечном ритме творчества форм и совершенствования их в красоте. Герои духа и великие строители государств, творцы высокого искусства и поэзии, великие самоотверженные ученые и учителя общего блага в действительности являются сотрудниками природы, они интуитивно дополняют и завершают ее стремление к гармонии и совершенству.
Ныне человечество подошло к новой ступени эволюции — сношению с дальними мирами. Это соприкосновение с иными, далекими планетами даст людям возможность примкнуть к потоку космической эволюции. Дальние миры в сознании человечества, в его мечтах и помыслах — это миры высокого развития и красоты, которые соответствуют будущим формам нашей эволюции.
Наука уже допускает мысль, что существуют дальние миры или планеты, где обитают более развитые существа, где выше духовные и материальные достижения, где человек оперирует более тонкими психическими энергиями, где царят истинный мир и гармония, где человек сознательно стремится идти в одном ритме с эволюцией Космоса.
Также Рерих в одном из очерков говорит: «Завещанные тончайшие энергии уже не отвлеченность для человечества; истинные ученые уже применяют их в своих благословенных опытах улучшения жизни. Давно предуказанная жизнь на дальних мирах и новые возможности земной жизни перестают быть сказками. Мы уже пользуемся этою реальностью, и она создает нам новые часы возвышенного размышления».
Хочется также отметить, что говорит Елена Ивановна Рерих: «...Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание  перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным...» И тогда человек осознает свое место в Космосе. Тончайшие градации огня духа, тонкие эманации чувств и этически возвышенные, бескорыстные мысли, образующие духовную сущность человека, — это и есть наследие высших планет или эволюции космической красоты. Сознательно совершенствуя себя здесь, на Земле, человек становится путником к дальним прекрасным мирам.
Искусство Николая Рериха, со своими одухотворенными, сияющими, звучными цветовыми гаммами, с возвышенными идейными компонентами, с плеядой образов героев — этих высот человеческого духа — приближает нас к дальним мирам высшего совершенства, позволяет нашему сердцу соприкоснуться с космическим горизонтом. Ибо красота искусства Рериха, все ее лейтмотивы устремлены к красоте Космоса.
Воистину, «может ли прожить человек, не подняв глаз к звездам и ни разу не подумав о Беспредельности?» (Надземное, 448). «...Мы должны стремиться ко всему, что может выводить наше сознание за пределы планеты» (Иерархия, 162).
Не только разумом, научно познающим, но именно сердцем, чистыми, возвышенными звучаниями творческого огня, преданностью и любовью, стремлением поднять свою жизнь и жизнь всего человечества на высшую, героическую ступень—человек рвется за пределы планеты, в иные, утонченные миры, в пространство, озаренное беспредельной свободой и возможностями. Лучшая, творческая, стремящаяся к познанию мысль человека летит вдаль, к вершине вершин, в звездные обители беспредельного света, он становится странником, принадлежащим к семье других разумных существ, устремленных к Беспредельности в гармоническом ритме космической эволюции.
Смелые открытия науки о звездах помогают множеству людей обрести крылья — летать в своих чувствах, воображении и мыслях, хотя их «крылья духа» еще в плену материи. Человечество еще не научилось использовать космические дары: гармонию сознания, доброжелательность, мир, гуманность в отношениях между людьми.
Истинно, людям прежде всего надо научиться сотрудничать между собою, чтобы обрести новое качество — стать сознательными космическими сотрудниками. Воистину, настоящее соприкосновение и сотрудничество с дальними мирами будут возможны только тогда, когда человечество на своей небольшой планете возведет замок духовного Света.
Молодые энтузиасты великого мира красоты, устремленные в Будущее, — мечтайте, устремляйтесь, горите самоотверженным дерзновением. Становитесь, прежде всего, подлинными участниками общей работы человечества, желайте создать единое братство на земле, как частицу чудесного венца Космической Общины, — так вы станете истинными сотрудниками Космоса.
Пусть дальние, высшие планеты станут мерилом строительства и совершенствования всей вашей жизни. Пусть вашей величайшей целью будут эти лучшие, сияющие миры, куда человечество должно стремиться, выходя за пределы своей несовершенной планеты. Когда-то мышление было племенное, затем — народное, национальное, планетарное, теперь человечество должно расцвести в космическом сознании. Человек должен начать жить в Космосе сознательно, как созидатель, как участник эволюции, устремляясь к созвучию своей героической жизни с ритмом маэстозо, с ритмом Космоса.
Хотя мы еще далеки от этой смелой мечты, мы чувствуем, что искры высших миров уже достигают нашего сознания, и задача нашего духа — собрать эти искры в сокровенном ларце сердца. Так в наиболее одухотворенные часы сердечного творчества и самоотвержения, в мгновения истинного восторга и сердечной любви в сущности человека действительно звучит музыка звездных сфер. В высших взлетах вдохновения и достижений жизни, в героике общего блага человек, можно сказать, живет не только на нашей малой планете, но становится аккордом в симфонии беспредельной эволюции Вселенной. Пифагор говорил, что каждая планета космически звучит своим основным тоном. Тем более можно утверждать, что каждый герой Красоты на Земле звучит своим особым космическим тоном, и ничто не может сравниться с красотой этого звучания. Так дыхание огненной Красоты, беспредельного восхождения и души Космоса веет в картинах Рериха.
Проявляется ли этот трепет космического сознания в сердце зрителя, который долго созерцал необычное, величественное творчество Рериха и уходит с выставки с плененной красотою душой? Это трудно выразить словами. Только одно чувствуется — что красота искусства Рериха дарит красоту и нашему сердцу, и нашей жизни. Призывает не довольствоваться достигнутым, но сознательно устремляться к вершинам, к овладению новыми ступенями жизни, к высшим космическим идеалам и возможностям.
Искусство Рериха призывает, чтобы человек поднялся в духе над своей эгоистической, ограниченной, обыденной жизнью, к великому служению людям, чтобы в духовном братстве человечество поднялось к горним высотам Космоса.

ЛИТЕРАТУРА
1. Учение Живой Этики.
2. Держава Рериха. — М: Изобразительное искусство, 1994.
3. Е.И. Рерих. Письма. В 8-х тт. - М.: МЦР, 1999-2008.
4. Николай Рерих. Алтай—Гималаи. — Рига: Виеда, 1992.
5. Николай Рерих. Врата в Будущее. - Рига: Виеда, 1991.
6. Николай Рерих. Держава Света. Священный Дозор. — Рига: Виеда, 1992.
7. Николай Рерих. Листы Дневника. В 3-х тт. — М.: МЦР, 1995-1996.
8. Николай Рерих. Нерушимое. — Рига: Виеда, 1991.
9. Николай Рерих. Письма к В. Шибаеву. — Манускрипт.
10. Николай Рерих. Твердыня Пламенная. — Рига: Виеда, 1991.
11. Николай Рерих. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. — Рига: Виеда, 1992.
12. Н.К. Рерих. Собрание сочинений. — М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.
13. Письма с Гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х тт. — Минск: Лотаць, 2000.
14. Рерих. — Riga: Izdevis Rericha Muzejs, 1939.
15. Рихард Рудзитис. Встречи с Юрием Рерихом. — Минск: Лотаць, 2002.

Публикуется по книге: Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха/Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Книга «Космические струны в творчестве Николая Рериха» написана Рихардом Рудзитисом по указанию Елены Ивановны Рерих. Автор раскрывает эволюционно-космические аспекты искусства великого Певца Гор. Полотна мастера — вестники Будущего, отражение мира высшего, проявление небесной красоты на земле.

 


 

15.11.2011 03:00АВТОР: Р.Я. Рудзитис | ПРОСМОТРОВ: 3121




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »