26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Концепция сознания в философском Учении Агни Йоги в свете современных научных исследований. Н.Е. Самохина


Проблема сознания была и остается одной из самых сложных в мировой науке и философии. Сложность дефиниции сознания, определения его критериев и функций общеизвестны. Весьма интересная и во многом коррелирующая с выводами целого ряда современных исследователей концепция сознания содержится в философском учении Агни Йоги, или Живой Этики, распространенном в России и западных странах семьей Рерих в 1924-1938 гг. Агни Йога принадлежит к самому малоисследованному в современной историко-философской науке эзотерическому философскому наследию Индии и Тибета. В учении Агни Йоги сознание рассматривается в философском, а не психологическом значении данного понятия и означает весь внутренний мир человека, его душу, самосознающую сущность.

Согласно учению Агни Йоги, сознание не является эпифеноменом, продуктом деятельности мозга; мозг служит лишь инструментом деятельности сознания. Сознание потенциально бессмертно и имеет, согласно Агни Йоге, тонкоматериальную энергоинформационную природу. В Живой Этике постоянно подчеркивается, что сознание-душа способна существовать независимо от мозга и от физического тела (хотя в течение земного, воплощенного бытия деятельность сознания в немалой степени обусловлена организацией физического мозга человека). «Деятельностью мозга не ограничивается сознание человека и мысль. Поверх его идет в человеке иная жизнь, отрывки которой иногда улавливаются мозгом», – говорится в «Гранях Агни Йоги» [1].

Подобные взгляды о природе сознания высказывают и выдающиеся современные ученые, в том числе известные во всем мире нейрофизиологи Дж. Экклз [2] и Н. П. Бехтерева[3]. Еще в 1970 году в одной из своих работ Экклз писал, что душа является особой бестелесной сущностью и может приводить в движение такое материальное устройство, как тело. Мозг же, по мысли ученого, является лишь детектором тех влияний, которые дух оказывает на тело, вызывая изменения в системе материи и энергии[4].

Директор Санкт-Петербургского института мозга Н. П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» также сделала вывод о способности сознания-души существовать независимо от мозга и физического тела человека: «…живет ли тело без души – ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере частично – не живет. А вот душа без тела живет, или живет то, что может быть соотнесено с понятием души»[5].

Авторы Агни Йоги считают, что сознание человека имеет многоуровневую природу, что связывается ими с учением о многомерной природе организма человека и всего мироздания. Согласно Агни Йоге, в физическом теле человека скрыты невидимые обычным зрением тонкоматериальные структуры, называемые в Живой Этике тонкими телами, или оболочками сознания. Таким образом, человек располагает физическим, эфирным, астральным, ментальным телами, а также зародышем тела огненного (полностью это тело оформлено лишь у высокодуховных индивидуумов) и двумя высшими энергетическими принципами, составляющими его духовное начало – Буддхи и Атма. Представления относительно механизмов связи между различными субстратами человеческого организма и в классической индийской философии [6], и в Агни Йоге сводятся к тому, что высшие, более совершенные в духовном смысле (и более тонкие в субстратном отношении) принципы облекаются в материю низших принципов, субстратная основа которых представлена, соответственно, более плотными видами материи. При этом, как говорится в Агни Йоге, различные компоненты человеческой структуры не изолированы и не обособлены друг от друга; они являются взаимосвязанными субстратами. Подобная организация обеспечивает гармонию, взаимосвязь и соответствия всех компонентов человеческого существа – физического тела, психики, духовного начала – а следовательно, и взаимообусловленность и гармоничное сочетание психических и физиологических функций, осуществляемых каждым из структурных принципов человека. Представляется, что идея существования в человеческом организме тонкоматериального комплекса, последовательно связывающего воедино физическое тело индивида с его духовным началом, является оригинальным вариантом решения «вечной» европейской психофизической проблемы. Следует также отметить тот факт, что концепция многомерности человеческого существа в Агни Йоге коррелирует со многими выводами современных научных исследований, осуществленных специалистами разных стран, в медицине[7], биологии[8], нейрофизиологии[9], психологии и реаниматологии[10]; данные этих исследований создали предпосылки для появления в научной среде гипотез о многомерной структуре человека.

Одно из тонких тел человека – астральное тело – считается в Агни Йоге носителем его жизненного начала. Состояние астрального тела обусловливает физическое здоровье индивида; по мнению авторов Живой Этики, большинство физических заболеваний имеют своей первопричиной те или иные деформации его тонкого тела. Согласно Агни Йоге, состояние астрального тела человека, как и его биополя в целом, доступно наблюдению и диагностике с помощью метода высокочастотного фотографирования, основанного на открытии супругов Кирлиан.

«Материалисты могут успокоиться — тонкие тела имеют вес и объем и вполне материальны, только плотность этой материи отлична от обычной, и ее состав и химизм обнаружить и изучить труднее, чем это делается в химических лабораториях. Эта материя не видима физическим глазом, но ведь и многие газы тоже глазом увидеть нельзя. Высокочастотная фотография, изобретенная супругами Кирлиан, уже позволяет улавливать, видеть и изучать излучения тонкого тела. Скоро и ауры будут фотографировать, а также некоторые предметы Тонкого Мира. Все миры материальны, только разной степени утончения, разреженности и вида материи»[11]. Авторы Агни Йоги утверждают о большом научном значении открытия Кирлиан и съемки тонких излучений живых организмов и предметов, которая может производиться на основе данного метода: «Квантовая теория и даже антимиры приближают науку вплотную к границам Тонкого Мира, который тоже материален и тоже может быть изучаем и исследован с помощью научных методов. Изобретение супругов Кирлиан дает в руки науки возможность приступить с помощью аппаратов к изучению не видимых глазу излучений человеческого тела, тел животных, рыб, птиц и растительного мира. Новый Мир раскрывается перед человеком, но уже при чисто научном подходе к нему. Из области слепой веры многие факты переходят в область, доступную научному анализу и исследованию. Придет время — и будут фотографировать не только излучения сердца, мозга или рук человека, но и формы и образы его мыслей. Материя мысли станет предметом научного познавания»[12].

По мнению авторов Агни Йоги, съемка излучений способами, разработанными на основе открытия супругов Кирлиан, в ближайшем будущем будет иметь огромное практическое значение и применение в медицине и других отраслях науки. Этот метод авторы Живой Этики считают самым эффективным для диагностики на ранних стадиях, различных заболеваний в частности, рака, выявление которого на предфизической, так сказать, стадии – стадии энергетической патологии тонкого тела – могло бы существенно повысить эффективность борьбы с этим грозным заболеванием. О перспективах практического применения съемки излучений методом Кирлиан в «Гранях Агни Йоги», в частности, говорится: «…Вопрос о человеческих излучениях важен необычайно. Изобретение супругов Кирлиан является величайшим открытием века. Потому и восстает против него тьма и препятствует его применению. Именно по этому замалчиванию явно нужного и полезного для самых широких областей жизни изобретения можно судить о его великой значимости. Не говоря уже о технике или сельском хозяйстве, в медицине оно может быть применено с пользой великой. Диагностика болезней на самых начальных стадиях заболеваний будет безошибочной, особенно рака. На благо всего человечества Дано людям это открытие. Преступно и нелепо замалчивать то, что научно неопровержимо. Несомненное опрокинет все противодействия тьмы, и в этом процессе ведущая роль принадлежит науке. Не мистика, не фантазия, не суеверия, но научные факты разрушат нагромождения невежества. Снимки ауры будут лучшим удостоверением личности и пригодности ее для выполнения служебных и общественных обязанностей» [13].

На состояние тонких тел человека и, как следствие, на его здоровье в целом огромное воздействие оказывают ментально-эмоциональные проявления, т.е. мысли и чувства, как основные элементы сознания. Авторы Агни Йоги считают, что мысли, чувства и все остальные элементы сознания имеют энергетическую и субстанциальную (тонкоматериальную) природу. Согласно Агни Йоге, мысли и чувства представляют собой определенный вид тонкой энергии, называемой ими психической энергией [14]. Одно из главных свойств мыслей и чувств состоит в неуничтожимости их энергии в пространстве и во времени, способности аккумулироваться в биополе, или ауре, человека, а также в тонкоматериальном слое планеты, образуя при этом особые ментальные структуры и энергетические поля. Интересно отметить, что идея субстанциальности мышления и существования мысленной энергии в последние десятилетия высказывалась и некоторыми представителями отечественной науки. В частности, некоторые ученые считают, что ментальная энергия способна формировать в пространстве лептонные и торсионные поля [15]. Воздействие ментальной энергии человека и всего социума на окружающее – как на само общество, так и на природную среду – имеет качественный характер, обусловленный моральным содержанием конкретных психических проявлений. Негативные, эгоистические мысли и чувства, согласно Агни Йоге, представляют собой инволюционные, деструктивные виды психической энергии, отрицательно влияющие на здоровье самого человека и окружающих его людей; позитивные, альтруистические психические проявления оказывают эволюционное, гармонизирующее воздействие на людей и на все окружающее. «Поучительно составить книгу о наносимом вреде от дурных мыслей, как для себя, так и для других. Эти мысли являются источником множества болезней. Раньше связывали с дурными мыслями только психические болезни, но пора разглядеть множество самых разнородных физических болезней, порожденных мыслями. (…) даже против чисто физических болезней нужно искать причину в качестве мышления», - говорится в Агни Йоге [16].

По мнению авторов Живой Этики, состояние психической энергии является решающим фактором функционирования человеческого организма. Как говорится в Агни Йоге, потенциал психической энергии может и должен быть направлен прежде всего на самооздоровление человека. Сознание каждого индивида располагает необходимым энергетическим потенциалом,  способным оказать существенную помощь организму в борьбе практически с любым заболеванием:  «Нередко врачи замечают, что самая опасная болезнь вдруг проходит почти без следа. Наверное, будут предпосланы догадки, что лечение или какие-либо внешние обстоятельства повлияли благотворно. Но главная причина будет всегда забыта, которая может произвести самые неожиданные следствия, — психическая энергия; только она одна может изменить течение болезни»[17]. Перечисляя основные аспекты проявления психоэнергетического потенциала сознания, авторы Агни Йоги делают вывод о необходимости научных исследований в области психической энергии, в особенности применительно к сфере медицины. В Живой Этике подчеркивается, что изучение функций и свойств психической энергии могло бы дать человечеству немало полезных открытий, имеющих огромное практическое значение. По мнению авторов Агни Йоги, медицинская и психологическая науки Запада должны неизбежно прийти к пониманию сути психической энергии и ее роли в жизнедеятельности человека: «… аппарат человеческого тела со всей сложностью его нервной и психической организации находится в полном небрежении. Физиология не связывается с психофизиологией, а последняя — с мыслью и сознанием, как будто бы болезнь — это одно, а человек и сознание — нечто совершенно другое. За болезнью не видят ни человека, ни сознания, ни мысли, которая весьма часто является причиной нарушения равновесия организма, то есть болезни. Жизнь поставит человечество лицом к лицу со всеми этими загадками, и их придется решать, ибо иного выхода не будет. И тогда начнется Великая Революция в области науки и в сознании человечества»[18].

Следует отметить, что в последнее время определенные попытки в данном направлении уже начали делаться медициной Запада. В частности, появился новый раздел медицинской науки, психонейроиммунология (ПНИ); исследования, проводимые в его рамках, призваны объяснить отношения между психологическими и физиологическими факторами, способствующими возникновению болезни, поддержанию здоровья и аномальным случаям исцеления. Множество исследований, проводимых с 1950-х годов, доказывают, что центральная нервная система, а также эндокринная, иммунная и практически все системы организма функционируют не отдельно от других, а взаимодействуя друг с другом в виде элементов единой системы. Американский исследователь К. Перт и его коллеги обнаружили активные центры рецепторов для нейропептидов и выдвинули гипотезу о том, что последние играют роль «посредников», или моста, который соединяет и связывает эмоции и мысли с процессами, происходящими в организме, в такой степени, что есть смысл говорить уже не о «теле» и «сознании», а о «тело-сознании»[19].

Направления западных исследований по-прежнему касаются области не столько психодуховных явлений, сколько психофизиологических и биохимических, но, во всяком случае, сам факт актуализации проблемы теснейших взаимосвязей между психикой и соматикой в современных медицинских исследованиях все же говорит о том, что вектор научного мировоззрения Запада начинает меняться в направлении, предсказанном авторами Агни Йоги.

Авторы Живой Этики считают, что суммарная энергетика человеческого мышления оказывает большое значение на состояние окружающей человека природной среды.

Характер этого воздействия полностью определяется морально-этическим содержанием мышления. Соответственно, позитивные в моральном отношении мысли представляют собой высоковибрационные, творческие виды тонких энергий и обладают положительным,  гармонизирующим воздействием на все окружающее. Напротив, низкие в моральном плане мысли, связанные с эгоистическими побуждениями и негативными чувствами (злобой, завистью, ненавистью), обладают отрицательным энергетическим потенциалом и оказывают на окружающую среду деструктивное воздействие. В Живой Этике неоднократно подчеркивается ответственность человека за моральный уровень его мышления. Так, в книгах Живой Этики говорится, что энергетический потенциал человеческого мышления оказывает огромное влияние на состояние природных стихий: «…Инертность есть основное свойство стихий, и для сообщения им эволюционной энергии нужен удар духа того состояния, которое может вместить мысль. Так мысль является корреспондентом стихий»[20]. По мнению авторов Агни Йоги, экологическое равновесие на планете в значительной мере зависит от уровня сознательности и духовного развития ее мыслящих обитателей. Энергетический потенциал мыслительной деятельности всего социума способен противостоять энергиям хаоса в природной среде, гармонизируя состояние природных стихий: «Определенные периоды планетного существования подвержены натиску стихий. Можно им противопоставить лишь упорное устремление народов к обновлению жизни… Мысль противопоставляется стихиям, иначе равновесие настолько нарушается, что можно ожидать космических явлений. Год голода, засухи и болезней не будет ли следствием падения мысли?»[21].

По мнению создателей Агни Йоги, низкий уровень духовно-нравственного развития большей части социума привел к тому, что суммарная ментальная энергия социума в настоящее время играет в жизни человечества и планеты негативную роль. Как говорится в книгах Живой Этики, энергия негативных ментальных проявлений образует в тонкоматериальном энергоинформационном пространстве Земли своеобразный купол, препятствующий естественному энергообмену нашей планеты с Космосом и оказывающий крайне негативное воздействие как на состояние природных стихий, так и на состояние здоровья социума. Этот фактор авторы Агни Йоги считают основной причиной серьезных природных катаклизмов и эпидемических заболеваний: «Планета наша больна. Мышление человечества окутано мраком. Стихийные бедствия в виде ураганов, наводнений, ливней, землетрясений, нарушение климата обрушиваются на планету. Это же разновесие проявляется и в человеческом организме, в котором стихии земли, воды, воздуха и огня выражены во всей полноте. Это разновесие сопровождается ростом всевозможных болезней, которые, как, например, рак, становятся угрожающими психическими [22]. заболеваниями. (…) И пока дух человеческий не проснется и пока не переродится мысль, равновесие стихий не установится. Все есть единое, и все связано между собою»[23].

В Агни Йоге постоянно подчеркивается, что глобальный экологический кризис, переживаемый нашей цивилизацией, а также усиливающиеся год от года природные катаклизмы свидетельствуют о низком уровне духовного развития мыслящих обитателей планеты и о неадекватной оценке человечеством творческого потенциала мышления. Авторы Агни Йоги считают, что при условии высокой сознательности и наличия культуры мышления человеческое сообщество вполне могло бы использовать силу мысли для восстановления и поддержания экологического равновесия на планете.

Чрезвычайно интересными и актуальными, на наш взгляд, являются прогностические аспекты Агни Йоги, в частности, представления авторов данного учения о наступлении в ближайшем будущем эпохи глобальных природных перемен. По мнению авторов Агни Йоги, в ближайшем будущем планету ждет наступление некоей новой эпохи, которое предсказывалось во многих религиозно-философских учениях древности и о которой говорилось в пророчествах большинства выдающихся ясновидящих от Иоанна Хризостома до Нострадамуса и Ванги. Данная эпоха, в религиозном мировоззрении ассоциирующаяся с Апокалипсисом, по мнению авторов Агни Йоги станет закономерным циклом в процессе космической эволюции Земли  и человечества. В природном отношении суть этой эпохи можно определить как приближение к нашей планете новых космических энергий, способных существенно ускорить духовную эволюцию человечества. Некоторые корреляции с идеей Агни Йоги о связи эволюционных процессов на Земле с космическим влиянием можно усмотреть в представлениях Л. Гумилева о возникновении пассионарных этносов под воздействием изменения космических излучений. Наличие взаимосвязей между духовно-психическим состоянием человечества, состоянием биосферы и космическими влияниями  предполагали и выдающиеся российские ученые А.Чижевский и В. Вернадский. Авторы Агни Йоги полагают, что приход новой эпохи будет сопровождаться сменой т.н. рас, т.е. определенных эволюционных видов человечества. По этому поводу Е. И. Рерих писала: «Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас. Так шестая раса начинает вступать в свои права. (...) Именно, шестая раса должна начать новую эру, и тягостен этот период подготовления. Но не следует думать, что шестая раса нарождается в одной какой­либо стране или национальности, она распространена широко. Конечно, всегда есть главное ядро ее...»[24]. Интересно отметить, что ряд ученых считает, что новая раса людей, формирующаяся на нашей планете уже в наши дни, представлена так называемыми детьми-индиго, обладающими определенными духовно-психологическими особенностями и более высоким креативным потенциалом сознания. Согласно Живой Этике, периоды смены космических эпох сопровождаются и сменой человеческих рас. Каждый период смены расы характеризуется ускорением развития массового сознания. Фактически в подобные эпохи сознание человечества получает космический импульс, дающий ему возможность совершить эволюционный скачок в своем развитии, иногда называемый в книгах Живой Этики «взрывом сознания» (подобное определение использовал и В. И. Вернадский). В Агни Йоге эволюционное значение таких эпох характеризуется следующим образом: «Среди моментов развития человечества можно наблюдать явления эпох обогащения сознания. Не будем скрывать, что именно теперь перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний» [25].

Авторы Живой Этики считают, что смены космических циклов всегда сопровождаются резкими природными изменениями. В частности, начало каждого нового цикла сопровождают новые астрохимические, физические, геологические и тому подобные факторы природного бытия. Данные изменения природных условий имеют, согласно Живой Этике, глобальный, планетарный характер и сопровождаются крупными природными катаклизмами. Подобным периодом является переживаемый нашим поколением исторический этап — конец 20-го — начало 21-го столетия. Данный этап считается в Агни Йоге временем значительных природных изменений и сопровождающих их катаклизмов. Как полагают создатели Живой Этики, эти изменения выразятся в первую очередь в изменении угла наклона земной оси: «... каждая смена расы сопровождается космическими катаклизмами. (...) Космические катаклизмы происходят в силу наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами» [26]. Согласно Живой Этике, изменение угла нутации (наклона земной оси) может вызвать изменение карты звездного неба (то есть расположения созвездий над планетой); Северный и Южный полюса поменяются местами, к Земле приблизятся новые небесные тела, излучения которых вызовут значительные изменения космической энергетики, окружающей планету. «Не случайно люди вспоминают о старых пророчествах об изменении небосклона, — говорится об эпохе перемен в Агни Йоге — Нарушение равновесия планеты, действительно, вызовет многие троякие манифестации. Не только могут быть зримы новые небесные тела, но сам химизм Светил может измениться и, конечно, поражающе подействует на обитателей Земли» [27].

Авторы Агни Йоги неоднократно указывают на возможность приближения к Земле новых космических энергий и прогнозируют, что изменение пространственной энергетики станет причиной значительных природных и социальных пертурбаций, в частности крупных катаклизмов и неизвестных медицинской науке эпидемических заболеваний [28].

Интересно отметить, что философско-эсхатологические идеи прошлых столетий коррелируют с возникшими в конце 19-го века в области точных наук представлениями о бифуркации. В наше время подобные взгляды получили глубокое научное обоснование в различных математических теориях катастроф и при моделировании глобальных социально­природных процессов. Правда, в большинстве случаев основной причиной глобальных катаклизмов современные ученые считают экологический кризис как результат социально­природной деятельности человека, а не космические факторы. Подобные идеи высказывались в работах первого президента Римского клуба А. Печчеи, а также в исследованиях И. Яницкого, М. Бабенникова и других зарубежных и российских ученых [29]. О возможности глобальных природных катаклизмов писал в свое время и А. Эйнштейн.  Возвращаясь к эсхатологическим представлениям Агни Йоги, следует отметить тот факт, что основным «поражающим фактором» переходной эпохи авторы Живой Этики считают не природные перемены сами по себе, а низкий уровень духовного развития большей части человечества, который и может стать причиной гибели большого количества людей. Согласно Агни Йоге, перенасыщенность тонкоматериального поля Земли негативными психоэнергетическими наслоениями уже в наше время вызывает самые разнообразные природные катаклизмы — землетрясения, наводнения, ураганы, небывалые колебания климата и т. п. Соответственно приход в электромагнитное поле планеты новой, высоковибрационной космической энергетики в силу ее несоответствия низковибрационным психическим порождениям человечества вызовет еще большее нарушение равновесия природных стихий. Как прогнозируют авторы Агни Йоги, это будет сопровождаться небывалой сейсмической активностью, результатом которой станут опасные природные катаклизмы. В письмах Е. И. Рерих говорится: «Помните, в Учении сказано, что „сама судьба планеты в руках человека“, также, „человек устраивает землетрясения“. Берите это дословно. Ибо, именно, низкие мысли и устремления человечества не только на Земле, но и в низших слоях Тонкого мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнем. Лишь огненные, чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна Эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно, уничтожение целых зараженных местностей подземным огнем и также усиление эпидемий, противостоять которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать Пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать свои энергии» [30].

Одна из особо актуальных проблем, поднимаемых учением Агни Йоги, — это влияние на здоровье социума новых видов космических энергий, которые, согласно этому учению, скоро приблизятся к Земле. По мнению авторов Агни Йоги, новая пространственная энергетика окажет значительное воздействие на жизнедеятельность всех живых организмов. В учении Агни Йоги еще в 1933 г. был дан прогноз о возникновении новых видов опасных заболеваний, причиной которых станет воздействие на живые организмы новой пространственной энергетики. Так, в книге «Мир Огненный» говорилось: «Легочная чума, при особых формах, является очень показательным огненным поветрием. Не однажды она посещала Землю, подготовляя сознание к возможности бедствия. Виды странного кашля, о котором вы слышали, тоже близки этому заболеванию. Повсеместно он является как на детях, так и на взрослых, и даже на животных. Но люди не желают признать эту подготовительную форму ужасного бедствия. Они поверхностно будут относить ее к самым различным заболеваниям, лишь бы не подумать о чем­то необычном» [31].

В описании «легочной чумы» легко можно узнать атипичную пневмонию, повторение эпидемии которой прогнозировали специалисты многих стран, предупреждая о возможности появления данного заболевания в новых, еще более сложных формах из-за неограниченной способности вируса этой болезни к мутации. Авторы Живой Этики предупреждали, что разновидность данной болезни проявляется даже на животных — вполне возможно, что птичий и свиной грипп, угроза распространения которых признается учеными, также является тем самым явлением, об опасности которого говорили авторы Агни Йоги.

Как предупреждали создатели Живой Этики, с течением времени воздействие новой пространственной энергетики на здоровье людей будет все более усиливаться. Единственным средством сохранения здоровья в напряженной новыми энергиями атмосфере планеты станет очищение сознания людей от негативной мыслеэнергетики и развитие их психической энергии, способной, при ее гармоничном состоянии, противостоять любым неблагоприятным природным факторам. Причиной дестабилизирующего воздействия огненных энергий (так называются новые космические энергии в Агни Йоге) на здоровье людей в данном учении считается прежде всего загрязненность как биополя человека, так и энергоинформационного поля всей планеты энергетикой негативных психических проявлений. В Живой Этике говорится, что воздействие новых космических энергий на человечество будет обусловлено уровнем духовного развития каждого конкретного индивида. Ассимилировать (то есть воспринять, усвоить) новые энергии смогут только духовно подготовленные люди, сознание и тонкоматериальные структуры организма которых не отягощены негативными психоэнергетическими проявлениями. Основной причиной появления новых видов эпидемических заболеваний авторы Агни Йоги считают несоответствие между высоковибрационной космической энергетикой, которая придет на планету, и низковибрационным энергетическим выражением аур, или биополей, духовно неразвитых людей. Именно поэтому самой актуальной задачей человечества в эпоху смены космических циклов, согласно Живой Этике, должно стать духовно­нравственное совершенствование сознания [32].

Актуальный с точки зрения общественной значимости проблемой Агни Йоги является проблема психофизиологических изменений, которые могут привнести в организм человека новые космопространственные условия, и связанное с этим учение о необходимости духовной и психофизиологической трансформации его природы. Согласно Агни Йоге, организм человека располагает особыми психоэнергетическими структурами, являющимися своеобразными рычагами, посредством которых сознание способно управлять всеми функциями физического организма – от низших, физиологических, до высших, духовно-психических. В традиции классической йоги эти структуры именуются чакрами, в Агни Йоги они называются также центрами сознания. Современные исследователи психоэнергетической природы человека и эзотерических духовных практик (например, нейропсихиатр из Лос-Анджелеса Ш. Карагулла) считают чакры вихревыми генераторами высших видов энергии, оказывающей определяющее воздействие на психическое и духовное состояние человека [33]. Японский ученый Хироши Мотояма из Токийского института религиозной психологии на основе проведенных им экспериментов сделал вывод о том, что чакры являются частью акупунктурной системы [34].

Функции чакр многоплановы и касаются как физиологических процессов организма, так и, в большей мере, творческих способностей психики. Чакрам, или центрам сознания, принадлежит кардинальная роль в процессе духовно-психической эволюции индивида. Согласно учению Живой Этики, новые космопространственные условия, которые наступят на планете в ближайшем будущем, в частности, новые космические энергии, которые появятся в биосфере Земли, будут оказывать на центры сознания людей стимулирующее воздействие, пробуждая активность чакр помимо воли самого человека и вне зависимости от готовности его психики к подобным реакциям. То есть, по мысли авторов Агни Йоги, природные условия новой эпохи будут способствовать эволюционным процессам в организме и психике людей на бессознательном уровне. Воздействие новых космических энергий на чакры вызовет в организмах людей ответную реакцию, зависящую от их духовно-психического уровня и, как следствие, состояния их высших центров сознания.

Авторы Агни Йоги неоднократно подчеркивают, что, подобно тому, как каждое индивидуальное сознание имеет внутреннюю духовную связь со своим космическим прародителем – Вселенским Сознанием, Высшим Разумом, или Абсолютом, – точно так же каждый центр сознания человека имеет психодуховную связь с энергетическими центрами Космоса. Как говорится в Агни Йоге, знание о соответствиях между космическими проявлениями и состоянием человеческого сознания будет иметь огромное практическое значение для развития медицины. В книге «Иерархия» из серии Живой Этики по этому поводу сказано: «…каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме. (…) Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры, как собирателей космических энергий. (…) понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина только тогда сумеет определить болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями»[35]. Как известно, «умение определять болезни», то есть постановка диагноза, была и остается одной из самых сложных проблем в медицине. В Агни Йоге между тем говорится, что влияние космических энергий на центры часто вызывает так называемые мнимые болезни, то есть временные расстройства в организме, имеющие симптоматику определенных заболеваний. Отличие этих расстройств от подлинных болезней состоит в том, что действительное заболевание имеет своей причиной физиологическое нарушение деятельности каких-либо органов, в то время как расстройства, связанные с дисгармоничным состоянием центров, имеют не столько физиологическую, сколько энергетическую природу. Физические органы при данных расстройствах остаются здоровыми, болезненные симптомы возникают не в них непосредственно, а в нервных сплетениях, соответствующих им. По этому поводу в Агни Йоге говорится: «…при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым несоответственным заболеваниям»;

«Возжжение центров не вызвало достаточно врачебного внимания. Очень важно отметить, что воспламенение каждого центра дает симптомы местного органа, но сам орган не болен, но лишь вибрирует на огонь центра. Можно представить, сколько ложных болезней провозглашается врачами, если они не признают основную причину ощущений. Также мало исследуется сама причина воспламенения. Можно указать чисто космические условия, не меньшее место имеет и массовое состояние человечества» [36]. Природа подобных «энергетических» заболеваний близка невралгиям. Однако их характер и течение, в отличие от невралгий, могут быть гораздо серьезнее по своим последствиям, так как расстройство нервных центров может привести не только к настоящему заболеванию физических органов, связанных с данными центрами, но и к энергетическому дисбалансу во всем организме, так как все энергетические центры тесно связаны друг с другом.

Заболевания и расстройства, связанные с воздействием космических энергий на систему чакр, в Агни Йоге называются огненными, что подчеркивает их энергетическую природу (в Агни Йоге высшие космические энергии называются огненными, на санскрите – Агни). Суть этих заболеваний состоит в том, что космические энергии, воздействуя на центры сознания и связанные с ними нервные сплетения человеческого организма, вызывают частичное раскрытие центров. В случае если духовно-нравственный уровень индивида достаточно высок, энергетические центры его сознания находятся в гармоничном состоянии и способны реализовать дополнительную энергию в творческой деятельности. При низком духовно-нравственном уровне развития человека центры его сознания оказываются не в состоянии переработать направленный на них из Космоса поток дополнительной энергии (тем более путем реализации ее в позитивном, творческом ключе). Это провоцирует различные нарушения энергетического равновесия в организме человека, следствием чего являются всевозможные физические и психические заболевания, а также психологические эксцессы в виде деструктивных, асоциальных форм поведения и т. п.

Относительно легкие формы огненных заболеваний сопровождаются симптомами, напоминающими заболевания связанных с этими центрами физических органов. В более серьезных случаях огненные заболевания переходят уже в настоящие соматические расстройства. Как писала Е. И. Рерих: «Могу дать вам совет обратить самое серьезное внимание на нервные центры, неосознанное, частичное раскрытие которых часто являет все симптомы чахотки, астмы, ревматизма и других заболеваний»[37]. Как подчеркивается авторами Агни Йоги, в ближайшем будущем одной из актуальнейших проблем науки (имеющей, кроме того, практическое медицинское значение) станет изучение психоэнергетического потенциала и функций энергетических центров сознания [38].

Авторы Живой Этики подчеркивают, что одной из главных социально значимых целей создания и распространения их учения является своевременное информирование ученых и общественности о тех проблемах, которые неизбежно должны возникнуть перед человечеством в связи с периодом резких природных перемен, наступление которого на планете прогнозируется ими в ближайшем будущем: «Агни Йога является не только очередным расширением возможностей человечества, но она должна привести к сочетанию космические энергии, к сроку достигающие нашу планету. Это обстоятельство должно быть твердо осознано, иначе распространится как бы ряд заболеваний, и внешнее лечение их поведет к самым пагубным следствиям»[39].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в данной статье затронуты лишь самые основные аспекты учения Живой Этики о сознании. В целом же представляется, что учение Агни Йоги обладает несомненной  научной и общественной актуальностью и могло бы, при его комплексном и системном изучении, существенно обогатить современную науку тысячелетним опытом мирового эзотерического наследия, научное изучение которого в нашей стране началось сравнительно недавно. По поводу актуальности эзотерического знания и его потенциальной ценности для развития современной науки выдающиеся российские ученые, академик В. П. Казначеев и Е. А. Спирин,  писали: «На наш взгляд, необходимо преодолеть высокомерное представление о безусловном превосходстве научного знания над древним эмпирическим. Последнему было свойственно осознание целостности Природы, ее неуловимых, но прочных внутренних связей и всеединства, которые далеко не всегда учитываются в грандиозных (и разрушительных!) технократических проектах современности»[40].

К сожалению, на сегодняшний день Агни Йога остается одним из самых малоизученных академической наукой философских учений.

 

Литература:

1. Грани Агни Йоги, 1959 г., 77.
2. Eccles J. C. Facing Ready. N.Y., Heidelberg, Berlin, 1970, p. 150.
3. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб, 1999, с. 213.
4. Eccles J. C. Facing Ready. N.Y., Heidelberg, Berlin, 1970, p. 150.
5. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб, 1999, с. 213.
6. Махабхарата, XIV, 21; Анугита, I, 7.  
7. Коротков К. Г. Свет после жизни. СПб, 1994; Гроф С., Хелифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996; Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью // Жизнь земная и последующая. М., 1991, и др.
8. H. S. Burr. Blue-print for Immortality: The Electric Patterns of Life. Great Britain, 1991.
9. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб, 1999, с. 214.
10. Moody R. Life after Life. N.Y., 1975, pp. 27–28.
11. Грани Агни Йоги, т. 9, 258.
12. Грани Агни Йоги, т.9, 234.
13. Грани Агни Йоги, т.6, 423.
14. Мир Огненный, часть 1, 646 // Агни Йога: Живая Этика. В 5 т.  М., 2004, т. 3.
15. Шипов Г. И. Явления психофизики и теория физического вакуума // Сознание и физический мир. Вып. 1, М., 1995, с. 105–125.
16. Мир Огненный, часть 1, 273.
17. Аум, 354.
18. Грани Агни Йоги, т. 6. 558.
19. Pert, C., M. Ruff, R. Weber, and M. Herkenham. "Neuropeptides and their Receptors: A Psychosomatic Network." Journal of Immunology,  № 135 (1985): рр. 820–826.
20. Знаки Агни Йоги, 22.
21. Знаки Агни Йоги, 22.
22. В Агни Йоге главной причиной онкологических заболеваний считается нарушение функций психической энергии и, следовательно, психоэнергетического равновесия в организме человека.
23. Грани Агни Йоги, т. 8, 581.
24. Рерих Е. И., из письма от 23.06.34.
25. Знаки Агни Йоги, 45.
26. Рерих Е. И., из письма от 23.06.34.
27. Мир Огненный, часть 2, 87.
28. Рерих Е. И., из письма от 28.08.31.
29. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985; Peccei A. One Hundred Pages for the Future. N.Y., 1981; Яницкий И. Н. Физика и религия. М., 1995, и др.
30. Рерих Е. И., из письма от 23.06.34.
31. Мир Огненный, часть 1, 58.
32. Мир Огненный, часть 3, 137, и др.
33. Мишлав Дж. Корни сознания. Киев, 1995, с. 387.
34. Мишлав Дж. Корни сознания. Киев, 1995, с. 383.
35. Иерархия, 238.
36. Аум, 202.
37. Рерих Е. И., из письма от 28.08.31.
38. Знаки Агни Йоги, 170.
39. Знаки Агни Йоги, 220
40. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека, с.76

26.07.2011 03:00АВТОР: Наталия Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 7214




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »