В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Звуки и цвета семьи Н.К. Рериха». А.И.Херсонов


С.Н.Рерих. Моя страна прекрасна. Фото автора.

 

 

Памяти ушедшей из жизни  сотрудницы

В.Г.Кушнаренко - Суртаевой посвящается.

 

 

 

«Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико . Удар колокола даёт звук, распространяющийся на большое расстояние».

Г.А.Й.,XII, 1971,янв.,8, № 20.

 

 

26 февраля 2018г.  в  МЦР состоялось открытие выставки Святослава Рериха «Индия. Моя страна прекрасна». В трех залах экспозиции  было представлено более 30 картин художника, отражающих несколько основных направлений в  творчестве. Посещение выставки картин подвинуло автора  вернуться к  ранее написанной работе  и ознакомить читателя  с   публикацией «Звуки и цвета семьи Н.К. Рериха».

 

 

16  сентября 2014 г. портал  «Адамант» опубликовал статью В.Г. Кушнаренко-Суртаевой «Звук и цвет», где приводятся интересные эзотерические сведения.  Напомню начало статьи: «Несколько лет назад, тесно общаясь с музыкантами, я предложила им озвучить картины Николая Константиновича Рериха. Ну, хотя бы картины об Алтае. Это же наш дом! Можем же мы узнать душу Алтая через картины! Мы знаем из Учения, что каждый звук имеет свой цвет!!!  Музыканты заинтересовались, и попросили меня собрать материалы по этому вопросу. Я проштудировала множество источников. Больше всех помогла книга Хазрата Иннаята Хана  «Мистицизм звука», и – вот результат моих поисков».

«Индийский музыкант и философ, суфий, проповедовавший суфизм в западных странах и России, известен своими многочисленными книгами о суфизме, переведёнными на многие языки.  Википедия

  • Родился:  5 июля 1882 г., Вадодара, Бомбейское президентство, Британская Индия

 

 

Статья привлекла внимание не только  более чем востребованной темой, но и тем, что по затронутой теме в отношении семьи Н.К. имеются сведения из достоверного источника (2). Так появилась идея написания статьи «Звуки и цвета семьи Н.К. Рериха».

 

Начнём с астрологии.

 

Привожу фрагмент  из цитируемой В. Г. Кушнаренко-Суртаевой книги «Мистицизм звука»: «Мы знаем из Учения, что каждый звук имеет свой цвет. Звук и цвет являются языком жизни. Их язык – есть язык души. Каждый человек, знает он это или нет, имеет предрасположенность к определённому звуку. И эта определённая нота является выражением его жизненной эволюции, выражением его души, состоянием его чувств и мыслей».

 

К сказанному добавим: раз  имеется предрасположенность к звуку, то имеется и  предрасположенность к цвету, что в отношении художников имеет особенное  значение.  Но  что именно в отношении цвета и звука членов  семьи Н.К. Рериха может  предложить астрология? Если читатель  обратится к  книге  автора «Звёздные тайны России», то может  обнаружить любопытную  астрологическую закономерность (1, стр. 420 и 421)

 

Н.К. Рерих,  родившийся  9 октября 1874 г,    относится  к психотипу знака «Весы», планете Венера, цветамсветлых тонов, например,  зеленовато-голубому или синему. А так же  дню пятница, металлу –медь, числу- 6 ,  ноте – ЛЯ. 

 

 В этом отношении любопытно свидетельство З.Г.Фосдик: «Многим Н.К. недоволен, но молчит и не подаёт вида – например, недоволен, что выкрасили рамы его картин в золотой цвет, не любит очень чёрных рам, не любит ламп в Музее» (2, с.220).

 

С.Н. Рерих,  родившийся  23 октября 1904 г, так же относится к  психотипу знака « Весы», но с заметным влиянием  следующего  знака «Скорпион». И формально  имеет те же показатели, что и Н.К.

 

Е.И. Рерих родившаяся  12 февраля 1879 г,  относится  к психотипу знака « Водолей»,  планете Сатурн, цвету фиолетовому, днюсуббота, металлуалюминий, числу 8 и  ноте– ФА.

 

Ю.Н. Рерих, родившийся  16 августа 1902 года, относится к психотипу «Лев», планете Солнцу. А так же цвету  -  жёлтый, оранжевый (золотистый или пурпурный), дню – воскресенье, металлу  – золото, числу  - 1 ,  ноте– РЕ.

 

Следует оговориться, что выше  приведённые  сведения  относительны, поскольку  учитывают только  солнечный знак рождения (Знак Зодиака) и за рамками исследования остаётся индивидуальное  положение Луны и Момента рождения, которые могут вносить в вопрос существенные коррективы. Что, кстати, и обнаружим при  дальнейшем исследовании.

 

Свидетельствует З.Г.Фосдик.

 

Итак,  что же   существенное мы находим  по затронутому вопросу в сообщении  ближайшей помощницы Е.И. Рерих?  В книге З.Г. Фосдик  «Мои учителя»  приводится пример того, какие именно ноты и цвета  проявились в семье Н.К.Рериха: «Е.И. говорит, что она очень любит сочетание нот ЛЯ и СИ на рояле, причём она просила Нуцу (Мориса Лихтмана А.Х.)  их взять. Нуця сел у рояля и взял эти две ноты. Потом он взял сам  аккорд «до #, фа, ля, си».  Е.И. говорит: « Я вам покажу ещё, как красиво звучат наши четыре ноты, то есть моя, мужа, Светика и Юрия». Подошла и взяла  до #, фа, ля, си.  Я же сидела у стола и говорю:« Но ведь Морис Моисеевич  только что взял аккорд». Тут Нуця и говорит: «Этот аккорд основан на гамме до #, ре #, фа, соль, ля, си, на которой я пишу и которую я изобрёл».

 

Таким образом, он наткнулся на те ноты, которые составляют четыре ноты Рерихов: «Си – ноты Е.И.,ЛЯ – Н.К.,ФА – С.Н., ДО # Ю.Н. Мы были поражены этим случаем, ибо ни Нуця не знал ноты Рерихов, ни они – его гамму» (2, с.141).

 

Если сравнить полученные сведения с теми, что  представляет астрология,  учитывающая  только «солнечный знак» рождения, то мы  заметим несоответствие «теоретически»  обнаруженных нот  тем нотам, которые проявлены в семье Н.К.  Однако, как было  замечено выше,  это вполне объяснимо.

 

Из астрологии: Н.К. – СИ, Е.И. – ФА, С.Н. – СИ и Ю.Н. – РЕ.

Из жизни: Н.К. – ЛЯ,  Е.И. – СИ, С.Н. – ФА и Ю.Н. – ДО.

 

Как видим, к семье Н.К.Рериха не имеют фактического  отношения ноты  РЕ, МИ, СОЛЬ. Памятуя, что «определённая нота является выражением  жизненной эволюции, выражением его души, состоянием  чувств и мыслей»,  попробуем  связать с членами семьи помимо нот, цвета, планеты, числа и металлы.

 

Но прежде  вернёмся к книге Хазрата Иннаята Хана «Мистицизм звука»чтобы повторить наиболее важные положения: «…С древности Посвящённые знали, что созидающий источник в своём первом шаге к проявлению был слышимым, а потом видимым. Это показывает то, что каждая форма – всё видимое нами в этом объективном мире, было сконструировано звуком и является феноменом звука. Нельзя забывать, что сказано в Библии – «Вначале было Слово», т. е. – Первозвук».

 

Далее: «…Каждый слог, при произнесении много раз, создаёт свой магнетизм. Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощается физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом. Человек, который нашёл ключевую ноту собственного голоса, обрёл ключ к собственной жизни. Магическое очарование заключено в звуках естественного голоса. Каждый человек одарён, и если он развивает свою ключевую ноту, то это и есть магия, могущая сотворить чудо».

 

И в заключении:«Звук имеет своё рождение,  смерть, пол, форму, планету, божество, цвет, детство, молодость и зрелость,но – то значение звука,которое находится в абстрактной сфере, вне границ сферы конкретного, – является источником всякого звука».

 

 Что имеем реально?

 

Итак, у  Н. К. имеется  нота ЛЯ, которой соответствует  синий цвет, планета Венера, число 6,  металл медь. В  книге «Мои учителя» находим подтверждение данных  астрологии: «Люди приходят по Лучу, именно одинаковости цвета  синегок  синему и т.д. И это мы все должны понять». Ещё пример.  «Рассказалакак однажды явили её семя духа, когда Его руки показали ей на столе яйцо с синеватым пламенемозначающим дух» (с. 254). Рассказала – Е.И.Рерих. Его руки   –  руки Вогана.

 

Если просмотреть каталог картин Н.К. Рериха и проанализировать картины на  предмет того, какие цвета используются художником преимущественно, то мы обнаружим, что таким цветом, безусловно,  является синий цвет и различные оттенки сине-фиолетового  цвета. И вот тому примеры визуально хорошо известных картин. 

 

  

             Н.К.Рерих.Матерь из Турфана. 1924.  Мадонна Орифламма. 1932. Матерь Мира. 1924.

 

 

*    *    *

 

  

Н.К.Рерих. И мы открываем врата.            Звенигород.1933

 

 

Для рассмотрения вопроса, обратимся к статистике. Если познакомиться с каталогом картин Н.К.Рериха, числом 3037 (картины, этюды, эскизы), то за минусом чёрно-белых изображений, а их, оказывается, по подсчётам примерно 486,  получаем 2551 изображение в цвете, среди которых насчитываем  примерно 801 изображение в синем цвете и в различных оттенках синего цвета. Это 31,4 %. То есть каждое третье художественное изображение Н.К.Рериха выполненов синих тонах. Обратите внимание на то, что даже если Н.К.  не изображает на картинах традиционные «синие горы», то картины  на иные сюжеты  так же несут присутствие сине-фиолетового цвета…В «Гранях  Агни Йоги»  Н.К.Рерих пишет:

« Посмотрите, как гармонично  сочетаются краски, тени  и свет в каждой удачной картине! Но если вместо этого созвучия тонов внести диссонанс разрушительный, то есть допустить их противоречия, не согласованность,, картина превратится в мазню». 

1971, XII,№ 75.

 

 

 

 

Изображения Е.И. Рерих  на родном»,  фиолетовом фоне.

 

Аккорд Е.И. « ДО-ФА-ЛЯ-СИ» даёт ряд чисел 9 – 8 – 6 –  2  в сумме составляющих 25 или простое  число 7.

 

 Число  7 , как известно число  духовное, число тайны. Отсюда,согласно астрологии,выстраивается   любопытный  ряд цветовой гаммыкрасный, зелёный, синий, фиолетовый.  И ряд ключевых слов натуры: обновление – выбор – просвещение – надежда.

 

Было бы  полезно осмыслить выделенный ряд определений в отношении развития Учения Живой Этики.  Рассуждения могут быть таковы: вначале необходимо  обновить Учение  жизни,  затем выбрать из Учения  необходимое в первую очередь,  после чего выбранным знанием просветить человечество, в надежде на то, что  необходимое знание воспримется наилучшим образом. 

 

Что касается С.Н.то он имеет отношение к ноте Фа, которой соответствуют  зелёный цветпланете Сатурн, числу 8,  металлу алюминий. На этот счёт в книге «Мистицизм  звука» читаем«…Звук Земли – нота «Фа», и цвет – зелёный. Каждый призматический цвет называется в оккультизме «Отцом звука», который ему соответствует, ибо звук является Словом (Логосом). Звук явление духовного плана, тогда как цвет – психического».

 

Отсюда следует логический вывод:  в С.Н.  преобладал  «звук земли», а потому   предметом художественного творчества   являлась  планета Земля, изображаемая в  ярких красках, но  преимущественно с  использованием оттенков  зеленого цвета.   Так ли это? Проведём проверку.  Обратимся к статистике. 

 

 Если рассмотреть каталог картин С.Н.Рериха, числом 600  (картины, этюды, эскизы), то за минусом чёрно-белых изображений, а их оказывается примерно 60, мы получаем 540 изображение в цвете.  Среди которых насчитываем  91 картину в красном цвете, 83 картины в жёлтых тонах, 80 картин в оттенках зелёного и  125 картин в оттенках синего цвета.     В процентном отношении получаем интересный результат: «синих» картин  23 %, «красных» – 17 %, «жёлтых»  – 15,4 % и «зелёных» – 15%.  Результат неожиданный, но  объяснимый. Преимущество   «синих» картин С.Н.  перед примерным равенством картин иных цветов, можно объяснить влиянием «синего» творчества отца, Н.К.Рериха. А такое влияние, безусловно,  имело место. Как видим, палитра С.Н. Рериха,  более богата и разнообразна   по цвету, нежели палитра Н.К. Рериха. Приведём примеры «родного», зелёного цвета картин С.Н.Рериха.

 

Из описания передвижной выставки «Держава Рерихов».

 

«Некоторых удивляет цветовая гамма картин. Но есть свидетельство Юрия Гагарина, который на вопрос с земли «Ну как там, что видишь?» с восхищением ответил: «Неописуемая игра красок! Как на картинах Рериха!».

 

Н. Рерих – Мастер гор.  Он умел видеть, схватывать переменчивую красоту гор и неба и оставил нам эту красоту на долгие столетия. Темпера обладает удивительным свойством: со временем она светлеет, не случайно ее использовали иконописцы. Н.Рерих писал, что его картинам суждено прожить 500 лет, и пусть они со временем становятся похожи на светлый сон. Рерих- философ , и естественно, все его работы имеют глубокий внутренний смысл. Художник зовет человека из тьмы к Свету, туда, где открывается небо, мир горний, высший. Горы на картинах Рериха это символ духовного восхождения человека. Они заставляют задуматься о жизни и о себе, о духовном предназначении человека. Художник писал, что в устремлении к наивысшим вершинам человек уже укрепится, очистится, и вдохновится для подвигов».

 

Как видим, Н.К. Рерих более тяготел к краскам Космоса, словно  являлся «человеком Космоса». Об этом же своеобразно говорит    выдающийся поэт, художник и философ  М.А. Волошин: «Растительное царство загадочно чуждо творчеству Рериха. Деревья на его картинах встречаются лишь в форме грубо отесанных бревен, из которых сложены срубы городищ и построены остроконечные частоколы, похожие на оскаленные зубы, или в форме тяжеловесных, богато и грубо раскрашенных кораблей, напоминающих хищных земноводных. На земле Рериха так много камней и так мало почвы, что дереву негде там вырасти. Он, действительно, художник каменного века, потому, что из четырех стихий он познал лишь землю, а в земле лишь костистую основу ее — камень» (3).

 

Парадоксально, но  согласно  канонам астрологии, Н.К. Рерих   как человек стихии «воздух» (знак «Весы») и планетыВенера,  столь много писавший  о любви и красоте,  по  не понятной для обывателя  причине,  изображал   главным образом мёртвый камень, внешнелишённые жизни горы Тот самый мёртвый  камень, которым наполнена Вселенная. Но мёртвый ли камень на самом деле?  И тут же является  мысль: по-видимому, Н.К. усматривал особую  «красоту и любовь»  заключённую в просторах Космоса, в «камне» Космоса и мёртвым его считать не мог. Вероятно, считая камень Космоса  не безжизненным, художник  был солидарен  с гением К.Э. Циолковского: « Воля Космоса проявляется так , как воля мудрейшего и  всесильного существа». Как и К.Э.Циолковский в лике  Космоса Н.К. готов  видеть «доброе животное» (5). Разумеется,   «мудрейшего и  всесильного существа», полного  красоты и любви,  о которой неоднократно упоминается в «Агни Йоге». Однако,  делал это,  казалось бы , вопреки  природе   рождения,  по  какой-то иной,  глубинной  причине. Поскольку  признавался: укартин  имеются два автора, художник и его «двойник».

 

Так в «Гранях Агни Йоги»  читаем: «Все мои картины прошли через моё воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает полёт мысли. Мысль кристаллизуется в картине в  видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества... На зрителя воздействует незримый двойник  через своё внешнее выражение…».

1971, XII,№ 422.

 

Но зададимся вопросом:  что является источником полёта  определённой мысли?  Не подсказан ли « маршрут полёта» невидимым  извне? В таком случае, следует считать «подсказчика» соучастником творчества художника.Тема Н.К. художника – особая тема и требует  особого подхода,  закономерно  ставит вопрос: почему  земное, близкое каждому живущему человеку,  оказалось, по выражению Максимилиана Волошина, « загадочно чуждо» творчеству Н.К.? И как на самом деле  следует понимать многие картины Н.К., которые  людям с  поверхностным восприятием   живописи, безусловно представляются «загадочными», мало понятыми.  Ответ на этот вопрос имеется. Ответ обозначен выше. Дело в том, что  замыслы  картин создавались  в сотворчестве Н.К. и Учителя Мории.  Тем, кто хотел бы понять  подлинный  смысл картин Н.К., следует  основательно ознакомиться с содержанием  книги П.Ф.Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии».    Показательно, что  та же непонятливость восприятия  мыслей обыденным  умом  относится и к поэтическому творчеству Н.К. Там тоже   встречается немало «загадочного», иносказательного, надземного.

 

 Известно, что Н.К.  огорчённо сетовал на то, что   поэму «Ловцу,  входящему в лес» не понимают. Как не понимают подлинный смысл  сборника «Цветы Мории»: «Сборник «Цветы Мории» – ценнейший документ духовной биографии Н.К., хотя с этой стороны он почти не исследовался, и у Н.К. было полное основание заметить: «публика совершенно не понимает «Цветы Мории, но всё-таки чувствует, что есть какое-то внутреннее значение» (4, с.93).

 

Но вернёмся к теме, заявленной в названии работы. Обратимся к Е.И.Рерих, которой  соответствует нота –  СИ, цвет –  фиолетовый,  планета – Луна, число - 2, металл – серебро.

 

В книге «Мои учителя» читаем: «Е.И. поражает своим знанием развешивания картин и пониманием красок. Какие дивные картины и как украсились и заговорили стены. Это всё иной мир! Краски, как драгоценные камни! (2, с.175). Ещё характерный пример: «Он увидел над кроватью Е.И. лиловый луч с серебром», который долго стоял над ней». Он –  Н.К. Рерих (2, с.159).

 

В книге Хазрата Иннаята Хана «Мистицизм звука» читаем: «Звук – есть дыхание, т. е. вибрации. Без вибраций нет ни единого звука. Самые тонкие вибрации не воспринимаемы даже душой. Но душа сама по себе состоит из тонких вибраций, и их активность делает её сознательной. Именно поэтому человек так привязан к звуку».

 

Признаюсь,  когда с экрана  ТВ назойливо  звучит  агрессивная реклама, призывающая: «Купи! Купи! Купи!», тут же выключаю звук. И понятно почему.

 

Вспомним, что одной из самых страшных  пыток человека  является  пытка беззвучием, «оглушающей тишиной».  Идеи Хазрата Иннаята Хана  находят  место в  книге «Мои учителя»: «Говорила об открытии  центров, когда  мы начинаем видеть различные цвета и вибрации…Конечно, некоторые голоса принимаются ею сразу, к некоторым ей приходится привыкать из-за разного цвета вибраций» (2, с. 249).  Речь шла о  Е.И.Рерих.

 

Поговорим подробнее в отношении   цвета и звука Е.И. Рерих. Как мы уже знаем, Е.И.  определила  для себя  две ноты – ЛЯ и СИ. А это, в свою очередь, соответствует двум числам – 6 и 2. То есть в  сумме числу 8. А так же двум металлам: меди и серебру. А так же двум дням: пятнице и понедельнику.  А  так же двум цветам: синему и фиолетовому (1, с. 421).

 

  

Лакшамма. 1974                             Девика Рани. 1951

 

*   *   *

 

  

             Канченджанга. 1954. Каченджанга. Тайный час. 1955. Мы тоже ищем. 1974.

 

Теперь переходим к самому интересному. К некой неожиданной метаморфозе, показывающей относительность астрологического знания,  зная которую, мудрые наставники  учили: «Никогда не утверждайте  нечто категорически. Чаще используйте слова «вероятно», «возможно», «предположительно». Почему? По той  простой причине, что астролог не в состоянии знать все формирующие  рождения обстоятельства . Многое, причём важное, не учитывается…

Напомню посыл астрологии в отношении  старшего сына Ю.Н.Рериха.  Родившийся  16 августа 1902 года Ю.Н. относится к психотипу «Лев», планете Солнцу, цвету  жёлтый (оранжевый, золотистый) дню - воскресенье, металлу- золото, числу -1 и  ноте – РЕ. Однако, в реальной жизни, как показало исследование, наблюдается  совершенно иная картина:  к Ю.Н. имеет отношение нотаДО, которой соответствует  красный цветпланета Марс, число 9, металл железо. 

И надо заметить, что картина  эта полностью соответствует действительности,  поскольку    имеется информация, в точности соотносящаяся  с жизнью и судьбой  Ю.Н. Рериха.Известно, что Ю.Н. тяготел к военному делу,  возглавлял охрану  многотрудных экспедиций  отца,  проявлял воинственный характер, вполне  соответствовал активному красному цветупланете Марс, числу 9 и металлу железо. Любопытно, что на изображениях Ю.Н.Рериха (в том числе и официальных) присутствует характерный для него красный цвет.

 

  

 

Завершая исследование, познакомимся с указанием Е.И Рерих на цвета преимущественные для будущего.

 

В книге З.Г.Фосдик читаем: «В городе Знания не будет ничего красного, даже цветов, только белые, синие и лиловые» (2, с.314, запись от 29.08.28).

 

Ещё интереснее запись,  сделанная от 16.08.28: «Сидя в темноте, Е.И. всё время видит цвета и насыщенную лучами темноту, хотя она говорит, что лучше всего видит к утру – очень отчётливо…Она видит предметы и вещи с их цветом или окрашенные её аурой. Например, её губку видела окрашенной в чудный голубой цвет, цвет её ауры.  А вдевая нитку в иголку, видела всё окружённое желтым цветом – интеллекта.  В городе Знания красный цвет не будет употребляем – лишь лиловый, синий и белый» (2, стр.294).

 

 

 

Работа  автора получила неожиданное продолжение в связи с предпочтением Е.И.Рерих синего и фиолетового цвета. Предпочтения с точки зрения астрологии. Представляется возможность установить взаимосвязь изучаемого астрологией  мира надземного  с  земным миром . О чём идёт речь? Оказывается, среди цветов Е.И.Рерих  предпочтение отдавала фризиям, а среди них цветам синему и фиолетовому. 

 

Так в дневнике З.Г.Фосдик от 4.04.23г  читаем: «Е.И.  рассказывала, что с детства любила фризии. М. Ей давно сказал, что это Его любимый запах. Е.И. нашла в книге портрет Акбара  мальчиком с фризиями в руках!»(2, с.184).

 

Энциклопедия: «Фрезия – африканское многолетнее клубнелуковичное растение семейства Ирисовые. Фрезия (получившая свое название в честь немецкого врача Фридриха Фриза), является одним из самых красивых садовых и домашних растений. Нежные цветы фрезии никого не оставят равнодушными, поскольку обладают приятным ароматом, способным снять стресс, избавить от депрессии, и потому широко использующимся в духах.  Дикорастущие виды растения (а их известно около 10) встречаются исключительно в Южной Африке и в Капской области, откуда и пошло второе название фрезии – капский ландыш. Фрезия обладает исключительным, присущим только ей неповторимым ароматом, отдаленно напоминающим аромат ландыша. Когда цветет фрезия, весь сад наполняется благоуханием».Отсюда становится понятно, почему Е.И.Рерих, человек Венеры, , женщина утончённая, желавшая во всём видеть красоту и гармонию, стремилась находить красоту и гармонию не только в звуках и красках, но и запахах.

 

02.03.2018г.


Литература.

 

А.И.Херсонов «Звёздные тайны России», Москва, Бослен, 2008.

2 .З.Г.Фосдик «Мои учителя», Москва, «Сфера», 2002

М.А. Волошин «Архаизм в русской живописи», журнал «Апполон» № 1, 1909

П.Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии», МЦР, Мастер-Банк, Москва, 201

К.Э. Циолковский «Грёзы о земле и небе», Тула ,Приокское книжное издательство, 1986

Николай Рерих. Письмена. Профиздат, Москва, 2009

 

14.12.2023 07:07АВТОР: А.И.Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 133




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Александр14-12-2023 13:33:01

    Сходил в музей истории, попросил архив Веры Георгиевны Кушнаренко. Ирина, сотрудница музея, минут через пять принесла коробку, в ней - Боже мой!- в печатном виде , в формате А4- чего только нет...Сразу вопрос: " Почему это богатство не стало " Полным собранием"? Почти все работы , их сотни, датированы 2006-2007 годами, отпечатаны в Горно-Алтайске. Но почему то не удалось, и автор привезла объемистый труд в наш поселок, где живут ее дети и внуки.
    Возможностей издания здесь меньше, нежели в столице Горного Алтая, городе раз в пять больше и по численности.
    Стал читать " Сокровенный Алтай", качественно написанный очерк о родном для автора регионе. Чувствуется космическое мировоззрение - и не только по списку источников, которыми пользовался автор. По особенностям стиля, слога- писала йогиня. Для кого Алтай особо дорог. Ведь Вера Георгиевна, насколько информирован, кумандинка. Телеуты, тубалары, кумандинцы- народности, ареал распространения - север Горного Алтая.
    К собственному стыду, мало обращал внимание на историю, фольклор, культуру малых народов Горного Алтая... В коробке оказалось много сказок, легенд, новелл алтайцев. И часть богатства предков по своему выражает их космичность.
    Это отдельный разговор.
    И все или почти все - Вера Георгиевна собрала, оформила достойно и передала в наш музей.
    Спасибо ей, славной труженице, сестре алтайской, если так можно выразиться...
    Александр


    Администратор

    Александр, обстоятельства так сложились, что в конце своей жизни она снова вернулась в Ваш поселок, там и перешла в мир иной.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »