Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Видения грядущего. Р.Я. Рудзитис


Н.К.Рерих. Ждущая. 1941

 

Каждая добрая мысль, каждое восхищение перед прекрасным, каждый луч творческого вдохновения пробуждает в нас космические струны; они — как зов к Красоте Будущего планеты. Так в Рерихе через все земные вещи, через аккорды прошлого и настоящего все чаще звучит симфония человеческого братства и света подвига.

Ясновидящий глаз Рериха, как творца, через все эволюционные явления созерцает сияние Утренней Зари человечества, эры Света, где люди будут освобождены духовно и социально, где будет царствовать культура, а не цивилизация со своим человеконенавистничеством и вечными войнами, где, наконец, благодаря расцвету науки усовершенствуются машины и постепенно их заменит сам человек, его энергетические аппараты, или нервные центры. Этому светлому Завтра Рерих целиком посвящает себя и стремится воплотить Грядущее планеты хотя бы в своих произведениях. Это Завтра для него — мера всех вещей и веха прогресса.

Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну. «Крик змия» — змий выползН.К.Рерих. Зарево. 1914 из темных расщелин скал и кричит, радуясь предстоящему кровавому пиру. «Зарево» — на фоне клубящихся облаков, освещенных заревом, возвышается необычный средневековый замок, в окнах которого отражается зловещее пламя. Перед замком, как символ предупреждения, стоит рыцарь с огненным мечом в руках. «Град обреченный» — громадная огненная змея сковала своими страшными кольцами гордый, могучий город. «Дела человеческие» — апокалиптические старцы на высокой горе с пророческой скорбью взирают на город, лежащий в руинах у их ног, — трагическое последствие человеческого безумия. «Короны» —три короля Н.К.Рерих. Короны. 1914присягают на мечах, но высоко в небе уже улетают три розовых облачка в форме короны, символы трех когда-то могущественных империй, распавшихся в результате войны. «Ангел Последний» — грозная кара небес, вестник судного дня держит в руке копье среди пламенеющих облаков и земли, охваченной огненной стихией.

Но как только вспыхнула мировая война во всем пламени безумия и ненависти, Н.К.Рерих. Дела человеческие (фрагмент эскиза росписи).1914Рерих, как противопоставление страданиям, стихиям уничтожения и разрушения, создает ряд полотен, изображающих благое созидание, возрождение и исцеление. Эти картины исполнены чаяния гармонии нерушимого мира и творческого света. Одаренный художественной интуицией, Рерих живет в будущем, на много лет вперед устремляясь из мира причин в мир следствий. Так среди разрушительной ярости войны он начинает создавать новый цикл «Героика» — свой Новый Мир, осененный созидательным светом святых подвижников.

Такой строительный, мирный настрой выражает, к примеру, созданная в 1916 году картина-легенда «Три радости» — русское народное поверье о трех любимых духовных подвижниках и заступниках, которые помогают небогатому, но добродушному и поэтому счастливому крестьянину: «Сам Святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает». Рерих создал чудесную Н.К.Рерих. Три радости. 1916идиллию крестьянского двора, одаренного благополучием и красотой благодаря благословению святых гостей.

Обладая душой вечного странника, Рерих в своих картинах выражает очень близкую для себя тему — сокрытую в глубинах человеческого сердца мечту о лучшем, возвышенном, новом. «Люди ждут необычного».

Эту сокровенную мечту человеческого сердца по чудесному, по силе красоты, что могла бы мгновенно преобразить и возродить бытие, которая, быть может, касается порога нашей жизни, но, незамеченная, проходит мимо, Рерих выразил в стихотворении о неизвестном певце (и в картине «Неведомый певец», созданной в 1920 году, — в золотистом тумане моря, по заливу, мимо скал, плывет лодочник).Н.К.Рерих. Неведомый певец. 1920 В жизни так много чудесного. Каждое утро мимо нашего берега проплывает неизвестный певец. Каждое утро медленно из тумана движется легкая лодка и всегда звучит новая песнь. И так же, как всегда, скрывается певец за соседним утесом. И нам кажется: мы никогда не узнаем, кто он, этот певец, и куда каждое утро держит он путь. И кому поет он всегда новую песнь. Ах, какая надежда наполняет сердце и кому он поет? Может быть, нам?

Кто этот неизвестный певец, который каждое утро будит людей и наполняет сердца новой силой веры и надежды? Быть может, «Король темного чертога» из драмы Тагора, который постоянно заботится о всех своих подданных, всюду присутствует, но остается невидимым, ибо узреть его можно только глазами сердца. Это — символ лучшей, просветленной, героической сущности человека. Н.К.Рерих. У рубежа. 1915В творчестве Рериха часто повторяется мотив прекрасного образа Сольвейг — чистой, благородной девичьей души, вечно ждущей возлюбленного—воплощение мечты, великой радости сердца, того, кто принесет возрождение и придаст ее жизни смысл.

«У рубежа» (1913) — на взгорье девушка внимательно смотрит вдаль, на горизонт, где небо и земля сливаются в сине-фиолетовой мгле. Быть может, там крайний предел, за которым начинается совсем иная жизнь? Кто знает? Даже воздух кажется насыщенным невыразимым трепетом устремления.

«Вечное ожидание» (1917) — три человека в белом одеянии, на рассвете, сидят на Н.К.Рерих. Вечное ожидание. (Ждущие) 1917берегу фиорда, взирая на тихие, зеркальные воды, и чего-то ждут. В другом варианте темы — «Ждущая» — изображена одинокая девичья фигурка. Возможно, ее сердцу кажется, что в любой момент перед нею откроется самое большое событие ее жизни.

Показательно, что Николай Рерих повторил эту картину через двадцать пять лет. Девушка всей своей сущностью сосредоточена в ожидании. Первый луч солнца коснулся ее фигуры. Сердце Сольвейг ведает, что дождется жданно-нежданного, пусть через долгие годы, и поэтому она полна солнечного порыва. Золотисто-розовые тона восхода солнца, придающие картине просветленный гималайский колорит, делают ее одной из самых привлекательных в наследии Рериха.

Мотив ожидания встречается и в других картинах Рериха первого периода. «Cor ardens» («Пылающее сердце», 1918) — из окна замка женщина смотрит на далекую лодку на озере. Вся она, как белое пламя, устремлена навстречу сверкающим водам. Кто знает, может быть, вместе с лодочником придет к ней весть, которая преобразит все ее бытие.

«Властитель ночи» (1918) — на фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проем, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы ее духовно и социально.

«Зов» (1919) — на скалистом пустынном берегу воин, опираясь на лук, внимательно слушает, не прозвучит ли с того берега зов.

Н.К.Рерих. Веления неба. 1915В эту серию входят и полотна, где художник изображает свои персонажи ожидающими или внемлющими «знакам будущего», «вести свыше».

«Веления неба» — люди в старинных одеяниях воздели руки к небу, где проносятся красно-радужные вереницы облаков, и, преисполненные чудесных предчувствий, внемлют небесному приказу. Этот космический настрой дополняет серо-пурпурная таинственная дымка, поднимающаяся над горизонтом и холмами.

«Знамение» — на горе, среди переливов радужных красок пестрых цветов и вереска, Н.К.Рерих. Знамение. 1915стоит юноша, и будто в великом изумлении смотрит вверх, где проплывают над ним дивные, причудливые облака. Все вокруг сверкает в просветленной гамме.

«Мост Славы» — великий русский духовный подвижник, Сергий Радонежский, идет навстречу Будущему, поднимаясь в гору, над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озаренным всеми возможностями эволюции.

Вся эта символика ожидания будущего обретает еще более яркую и конкретную форму, когда Рерих соприкасается с восточной психологией, с духовной жизнью народов Азии.

Рерих с чуткостью художника понял священные мечты восточных народов, и в Тибетской экспедиции дружелюбно относился к каждому человеку. Говоря по сознанию собеседника — его сокровенными словами, Н.К.Рерих. Мост славы. 1923он открывал сердце азиата. Потому и тибетцы, и монголы, и индусы платили ему великим доверием и уважением и относились к нему как к одному из своих духовных учителей.

Рерих расслышал в душе азиата тоску по Новому Миру, по лучшей эре, которая осуществит его сокровенные надежды и идеалы, принесет как социальную справедливость, так и духовное пробуждение, возрождение лучших традиций духовной культуры. Но житель Азии верит, что такое преображение может случиться неожиданно, внезапно, словно с появлением неизвестного вестника. Мы упоминали ранее, что у Рериха имеется ряд картин, в сюжете которых исполняются эти сокровенные ожидания и действительно является вестник Света.

«Встречаясь со скучною рутиною ежедневности, встречая трудности и грубость и обременительные заботы Азии, вы не должны сомневаться, что в самую обычную минуту у двери вашей уже готов постучаться кто-то с самою великою вестью».

Н.К.Рерих.Сон Востока. 1921У Рериха есть две картины, символически повествующие о пробуждении национального самосознания народов Востока. «Сон Востока» (1920) — громадная голова былинного великана с монгольскими чертами лица, глаза полузакрыты, но веки, как при пробуждении, чуть вздрагивают. Все погружено в желтоватую предрассветную мглу. И вторая картина— «Явление срока» (1927), здесь тоже в радужной предрассветной дымке, в пустыне среди холмов, возвышается исполинская голова, лицом обращенная к востоку, глаза уже открыты. В этом ряду можно назвать и «Голос Монголии».

«В самые мрачные времена, среди тесноты недомыслия, особенно звучно раздавался ободряющий глас о великом Пришествии, о Новой Эре, о времени, когда человечество сумеет благоразумно и вдохновенно Явление срока (Проект наддверной фрески) 1927воспользоваться всеми сужденными возможностями. Каждый по-своему толкует этот Светлый Век, но в одном все одинаковы, а именно: каждый толкует его языком сердца».

Когда Рерих вслушивался в голоса Азии, ему казалось, что эти мечты, эти ожидания напряжены, и как события современности протекают стремительно, так и Новая Эра Азии подошла близко, и предчувствия должны скоро осуществиться.

«"Время сокращено есть". "Воистину не было еще времени, сокращеннее нашего!" — "Сгущено время", "Коротко время", "Узко время" — на разных языках восклицают народы, трепеща от предчувствия, собирая вокруг чаяния своего лучшие символы. Без слов скажут, глазами укажут, как устремляется дух их к Тому Великому, которое предчувствовано всеми страданиями, всеми кострами, всем шепотом непонятого сердца. В чем и сознаться даже себе страшно, к мечте прекраснейшей открыт дух народный».

Мотив приближения чего-то могущественного, прихода новой, светлой эпохи особенно выражен в картинах тематической серии, находящейся в Нижегородском музее (1925-1926).

Шепоты пустынь. (Тибетский стан) Около 1936-1947 гг.«Знамя Грядущего» («Песнь о Ригден Джапо») — на горном перевале в Гималаях, ранним утром, на скале висит тибетская танка (икона). Перед образом Владыки склонились молящиеся странники. Благоговение излучают их фигуры, быть может, кто-то повторяет мантрам — «Ом мани падме хум». Люди отдыхают от долгого, тяжелого перехода и проводят эти часы в размышлении, в духовных беседах об Эре Света. И кажется, что от их мыслей просветляются снега, скалы, само пространство.

«Шепоты пустыни» («Сказ о Новой Эре») — темно-синей ночью, в укрытии скал, у костра тибетцы углубились в беседу. Один оживленно рассказывает, подняв руки вверх в знак великого удивления. И не замечают они, что на темном фоне шатра возник силуэт всадника, озаренный красно-фиолетовым сиянием.

«Мощь пещер» — ламаистский пещерный храм, вырубленный в скалах. Причудливые стены, проемы, Мощь пещер. 1925колонны словно из темно-желтой, коричневой слоновой кости, сияют, как в лучах утренней зари. Какие тайны духа, какие сокровища хранят эти горные пещеры? Внизу на камне сидит отшельник в мантии и желтой шапке, погруженный в созерцание. Смотрит вперед на высокую гору, на синем фоне которой скачет гигантский красный всадник. Кто знает, не выражает ли внешнее спокойствие отшельника высшую концентрацию, мощное напряжение духовной энергии, пламя огненных мыслей на пользу человечества, которое неудержимо мчится, подобно всаднику на горе?

Н.К.Рерих. Красные кони (Кони счастья) 1925«Красные кони» — на синем фоне высокогорных снегов лама из рукавов своей мантии выпускает в мир красных бумажных коней. Четыре мчатся, каждый в свою сторону, последний еще в руке отшельника. А выше над ними — горная симфония скалистых хребтов, которые кажутся такими реальными. Что означают красные кони, часто повторяющиеся в полотнах Рериха этого периода? Образы благих мыслей, вестники новой эпохи счастья и братства?

В путевых заметках Рерих рассказывает об обычае лам, который он сам наблюдал. «В Ладаке... в ненастную погоду <ламы> всходят на вершины и с молитвами разбрасывают маленькие изображения коней в помощь страждущим путникам».

Нам, европейцам, такой обычай может показаться наивным, но ведь главное—сила мысли, одухотворенная сердцем, летящая на помощь неведомым.

Показательно, что в картинах Рериха часто повторяется еще один восточный мотив — «белые кони счастья». Сердце сокровенно и пылко ждет счастья. Но что же есть счастье?

Майтрейя победитель. 1925Известная картина «Знаки Майтрейи» («Майтрейя Победитель») — девушка-горянка погрузилась в глубокую молитву перед высеченным на скале изображением Майтрейи. Взор ее обращен к востоку, где в небе, в радужных облаках образовался целый полк стремительных красных всадников. Образ девушки необычайно нежный, чистый, вся она — душа и чувство, вся — мелодия молитвы. Эта картина— не только гимн, но и героический эпос. Ибо в этой небольшой по размеру работе Николай Рерих выразил безмерно много, целую благословенную эпоху, священно ожидаемую в воображении огненного сердца народов Востока.

Рерих создал ряд полотен, где изображены наскальные образы Майтрейи (согласно буддийским представлениям — Будды грядущего). В них выражена мечта народов Азии о приходе великого героя, который спасет человечество от духовного и материального рабства и даст новый гармоничный тон всей жизни, разбудит и воскресит, прежде всего, духовные силы народов Азии, потенциал которых огромен.

«Знаем, символ его Майтрейя, Меттейя, Майтри — любовь, сострадание. Над этим светлым знаком всепонимания, всевмещения строится великое будущее. <...>

Калки Аватар. 1932Мессия, Майтрейя, Мунтазар, Митоло и весь славный ряд имен, многообразно выражающих то же самое сокровенное и самое сердечное устремление человечества».

«Век Майтрейи всегда указывался как век истинного сотрудничества».

К этой серии относится и картина «Калки Аватар» (по представлению индусов — будущий Спаситель Мира).

Своеобразное видение этого возвышенного понятия народом Горного Алтая Рерих выразил в картине «Ойрот — вестник Белого Бурхана». В сине-фиолетовую лунную ночь, у подножия горного ледника, перед белым сияющим всадником склонилась, закрыв лицо руками, юная девушка, ослепленная видением. Чуткая девушка сердцем поняла приближение Новой Эры, и эту радостную весть она понесет в долины — своему народу.

В сокровенном сознании народов Востока образ грядущего Владыки Мира кристаллизовался многоразлично. Рерих изображает его в мощной и впечатляющей картине «Приказ Ригден Джапо» — на фоне скалы с уступами, напоминающей престол, объятый пурпурным пламенем, исполинский Властитель отдает приказы Ойрот – Вестник Белого Бурхана. 1925-1926всадникам, устремленным к спасению человечества... И кажется, что не восходящая заря, но великая мощь огненной ауры Владыки Шамбалы озаряет пространство оранжево-фиолетовым светом и воодушевляет воинов на подвиг.

С этой картиной перекликается полотно «Шамбала», напоминающее тибетскую икону, где изображен пламенеющий всадник на белом коне в окружении святых.

«Во имя того же светлого будущего лама, прослезившись, рассказывает о сокровищах и мощи великого Ригден-Джапо, который уничтожит зло и восстановит справедливость. К будущему ведут победы Гессар-Хана. На каждый новый год китаец возжигает свечи и молится Владыке будущего. <...> Если вы хотите прикоснуться к лучшим струнам человечества, заговорите с ним о будущем, о том, к чему, даже в самых удаленных пустынях, устремляется человеческое мышление. Какая-то особенная сердечность и торжественность наполняет эти устремления к преображению Мира».

Меч Гесэра. 1932Николай Рерих написал ряд картин о популярном среди восточных народов легендарном герое Гэсэр-хане, вокруг которого веками витали их надежды и мечты: «Дружина Гэсэр-хана», «Меч Гэсер-хана», «Знаки Гэсэра» и т.д. Величественным завершением этого цикла является полотно 1941 года «Гэсэр-хан» — всадник в боевой готовности, натянув лук, посылает стрелу, подобную огненной молнии. От стрелка исходит волна пламенной энергии — мощь и устремление к подвигу, которая отражается в пурпурных облаках вечернего зарева.

Этот цикл картин, посвященных ожидаемому народами Азии великому герою, соприкасается с работами Рериха первого периода творчества, с серией «Мессия». На одной из картин изображена легенда о том, что Мессия явится на землю на белом коне, с мечом Света в руках, сияющим как комета. Юноша, читая древние писания, видит в облаках образ Мессии, как отражение своей мечты.

Психология восточного человека, преданного высшим понятиям, его сердечная вера выражены в картине «Чудо. Явление Мессии» — семь фигур в белых одеяниях, склонившись в великом благоговении, ожидают Чудо (явление миссии). 1923пришествия мирового Учителя. Он еще не видим за каменным мостом, но чудесный свет Его ауры, сияющий как солнце, восходит над темным склоном. Это чудо — пробуждение и преображение сознания.

Художественное кредо Рериха — преобразить очевидную действительность в красоту, в каждой вещи найти и пробудить лучшие качества, извлечь из глубин человеческой души героические, благородные, космические звуки. Это и есть «священные знаки» эволюции, «чудо», которое может преобразить человека и весь мир, и которое великие вожди и герои творили в своей жизни, в жизни народов и всего человечества.

«Мощь искусства... в его благой интуиции, — пишет Рерих. — Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. <...> Придите. Берите. Стройте. <...> И глаз мой вперед обращен». «Но как же перейти от ступени нашего современного слабого глаза к ощущению космической правды? <...> И вся жизнь полна этими великими знаками».

01.01.2010 03:00АВТОР: Р.Я. Рудзитис | ПРОСМОТРОВ: 1897


ИСТОЧНИК: Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »