Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха. Ева Меркачева. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Победа над страхом будет порогом нового сознания. Н.В. Ивахненко


“Если хочешь ничего не бояться, помни,
что бояться можно всего”.
Сенека Старший

 

“Из всех низких чувств страх –
самое низкое”.
Вильям Шекспир

 

“Быть рабом страха –
самый худший вид рабства”.
Бернард Шоу

 

СТРАХПроблеме страха посвящен огромный пласт художественной и научно-теоретической литературы. Его изучением занимаются физиология, психология, социология, педагогика, философия.

Эпикур первый связал страх и свободу: преодоление страха с помощью знания ведет к обретению свободы.Платон считал, что мужественным «мы назовем каждого отдельного человека именно в той мере, в какой его яростный дух и в горе, и в удовольствиях соблюдает указания рассудка насчет того, что опасно, а что неопасно». Согласно Платону, трусливые или мужественные люди имеют совершенно разные мнения о том, какие вещи являются страшными, а какие нет, и чтобы стать бесстрашным, нужно изменить мнение о вещах. Платон считал, что сословие, которое стремиться к наживе и корысти, живет в страхе. Именно обладание, по Платону, и порождает страх.

Зародыш чувства собственности тоже страх. Хотя бы чем-нибудь прикрепиться к земле. Точно жалкая лачуга может явиться достаточным якорем для духа! Точно груда собственных вещей может защитить от молнии! Периодически вредные игрушки собственности отнимались от человечества, но отец лжи, страх, опять ткет свою паутину, и опять - боязни измышления. Потому отменим страх. С ним уйдет собственность и скука». (Оз. 3-V-6)

Аристотель утверждал, что психологическое понятие страха концентрируется в особое эмоциональное состояние, сила которого может вылиться в аффект, в результате чего происходит отток психической энергии, а явление страха отражает энергетические всплески всех возможных аффектов человеческой психики. Аристотель считал причиной страха нарушение гармонии в человеческих отношениях, целостности определенных социальных качеств, каковыми могут быть дружба, семья, образ жизни и т.д.

В примитивных верованиях почитание Божества основывалось на страхе. Но страх вызывает ужас и неминуемое негодование. Природа человеческая, в сущности своей, хранит сознание, что Великое Начало Начал не имеет ничего общего с ужасом». (МО. 1. 629)

Согласно христианскому вероучению, страх является следствием грехопадения человека. В Ветхом завете прослеживаются два аспекта страха: с одной стороны, страх как следствие нарушения божественной заповеди порождает чувство вины; с другой - страх Божий является основополагающей характеристикой отношения к творцу и выражается в трепетном благоговении перед тайнами божественного бытия.

Начиная с 1894 года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о страхе оставался и остаётся в центре внимания практикующих аналитиков, которые так и не пришли к единому и окончательному решению этого вопроса. (1) Однако они разработали множество методик преодоления страха.

«Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными, парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало. И такие добрые, но трусливые по природе люди увеличивают собою кадры непротивленцев злу, предоставляя джинам лучшие возможности, они усиливают бедствия и страдания человечества. Но для каждого достижения необходимо мужество, но мужество при совмещении разумной бережности и осторожности». (05.07.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)

Действительно страх очень осложняет не только наше продвижение по Пути Света, но и мешает нам в повседневной жизни.

 

Детские страхи

 

Обычно зачатки этого чувства начинают бурно разрастаться еще в раннем детстве. Причиной детских страхов может быть какой-то конкретный случай, который напугал ребёнка или детская фантазия. Но по большей части, взрослые сами учат детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребёнка и привести к непоправимым последствиям. Сильное влияние на ребенка оказывают и так называемые внушенные страхи. Часто взрослые, окружающие ребенка не задумываясь, непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво и эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть таких фраз: "не подходи - упадешь", "не бери - обожжешься", "не гладь - укусит", "не открывай дверь - там чужой дядя" и т.д. Маленький ребенок еще смутно понимает реальную опасность, но он уже распознает сигнал тревоги, и у него возникает реакция страха. И если запугивание происходит часто и без особой необходимости, так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Еще одной причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребёнка. Нередко взрослые требуют в первую очередь подчинения, а уже потом — всего остального. Большое влияние могут оказывать на ребенка и внутрисемейные конфликты. В таких случаях ребёнок может почувствовать вину за конфликты родителей, и тогда у него появляется страх оказаться виновником очередной ссоры. (2)

 

Социальные страхи

 

Многим людским страхам можно найти аналоги в животном мире: человек может пугаться грома, огня, хищников, стихийных бедствий, однако, есть чисто человеческие страхи, которые отсутствуют в дикой природе. Такие страхи психологи называют социальными. Замещение биологических страхов на социальные происходит постепенно, но необратимо. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. Вместе с поступлением в школу возникают страхи учителей, не выученных уроков и опозданий, а так как пчелы или огонь «кусают» реже, чем ругает строгий учитель или суровый отец, то и боятся последних сильнее. (3)

Для исследования структуры страхов, существующих у людей, в Воронежской медицинской академии была разработана анкета, которая охватывала 24 темы, из числа наиболее часто вызывающих у людей тревогу и беспокойство. Всего было обследовано несколько сот человек разного пола, возраста и социального положения, что позволило получить широкую и точно выверенную картину страхов, существующих в современном обществе. В результате было установлено, что наиболее актуальным был страх за здоровье своих близких. На втором месте стоял страх возможной войны, на третьем - страх перед преступностью. Затем последовательно на 4, 5, 6 и 7-м местах стояли страх бедности, страх некоторых животных (пауков, змей и т. д.), страх возможных неблагоприятных изменений в личной жизни, страх перед начальством. Оказалось, что людей по-прежнему пугает кладбище (8-е место), они испытывают страх перед болезнями (9-е место) и перед публичными выступлениями (10-е место). (4)

 

Виды и формы страха

 

ДЕТСКИЕ СТРАХИЧувство страха отличается разнообразием видов и форм. Как правило, мы не ,всегда отдаем себе отчет в том, что в различных ситуациях нами руководит именно страх. В связи с этим, и его преодоление становится почти невозможным.

К числу наиболее распространенных «социальных» страхов относятся «боязнь провала», «боязнь критики» и «боязнь успеха».

«Страхи провала» связаны с опасением претерпеть неудачу на каком-то поприще (карьера, бизнес, учеба, личная жизнь и т.п.). К ним относятся и страх перед экзаменами, и страх начинания. Последний весьма распространенный страх, испытывали многие, только не все в нем признавались (первый урок молодого учителя, первое свидание юной девушки, первые шаги в собственном бизнесе, устройство на работу, публичное выступление, свадьба, ответственное соревнование и т. д.).

Страх успеха присущ не вполне уверенным в себе людям, которые примирились со своим положением и в глубине души боятся, что в случае успеха им придется брать на себя новую ответственность, прилагать дополнительные усилия и удерживать завоеванные позиции.

Нередко люди боятся оценок со стороны окружающих. Этот страх может принимать две противоположные формы: боязнь негативных оценок со стороны окружающих, с одной стороны, и страх перед невниманием со стороны других людей — с другой. Страх невнимания со стороны других людей характерен для демонстративных, истерических личностей, которые расстраиваются, если на них не обращают внимание. Им неважно, каким будет повод — главное, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались, или, по крайней мере — их ненавидели. Одним из видов поведения, сопряженного со страхом перед оценкой другими людьми, является застенчивость. Как писал в своей монографии главный эксперт в этой области Филип Зимбардо, «быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта». Он также обращает внимание на то, что причиной застенчивости может быть сильный страх, испытанный в детстве ребенком, страх, заставляющий его впоследствии избегать инициативы в контактах с другими людьми. Застенчивость может проявляться в различных формах - от легкого дискомфорта до необъяснимого страха. К этой же группе страхов относится боязнь говорить в обществе малознакомых людей, из-за которой многие, в общем-то, неглупые люди обрекают себя на тягостное молчание в обстановке, где вполне могли бы блеснуть знаниями или свежим анекдотом. Для некоторых людей характерен страх выглядеть хуже других из-за особенностей внешности, старой или немодной одежды, отсутствия украшений и т.п.

У многих людей существуют определенные трудности в сфере социального взаимодействия. Одним никак не удается отстоять свои интересы, даже когда они совершенно правы. Другие не могут выражать свои чувства так, чтобы их мог понять партнер. Со временем они озлобляются, замыкаются в себе, становятся «человеком в футляре» и обижаются на весь мир. Третьи вообще не могут установить контакт с человеком, с которым хотели бы познакомиться. Их как будто что-то держит, не дает сделать шаг навстречу другому. Некоторые чересчур тактичны, боятся возразить или обидеть, сказать «нет» в ответ на чью-либо просьбу или требование. В результате они оказываются в положении гужевых осликов, на которых все «возят воду».

Есть немало людей, которые остро испытывают страх одиночества. Сюда же относится страх потери близкого человека. Подобные страхи характерны для личностей, которые изначально стремятся к самоотдаче, доверительным близким контактам, и у которых присутствует страстное желание любить и быть любимым. Страх одиночества может принимать различные формы: страха критиковать другого человека, боязни конфликтов, страха проявления своих чувств, страха перед разводом и т. д. В основе ревности тоже лежит страх одиночества, неуверенность в себе, недостаточное доверие к партнеру, сомнение в его верности надежности, страх утраты власти над другим. Противоположной формой этого страха является опасение слишком близко «впустить» в себя другого. Некоторые люди, стремящиеся к увеличению самостоятельности, испытывают страх перед открытостью и самоотдачей. Их страх перед близостью будет усиливаться при необходимости приблизиться к другим или при приближении других.

Довольно часто встречается еще одна разновидность социальных страхов – страх ответственности. Как правило, принимая какое-то важное решение, человек берет на себя ответственность за его последствия. Казалось бы, замечательное чувство ответственности можно только приветствовать. Но… появляется страх, что в случае неудачи возможно осуждение или наказание со стороны социума, или, что еще хуже, длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь. Именно поэтому многие люди не любят принимать ответственных решений, предпочитая, чтобы за них это делали другие. Из-за боязни ответственности многие на полпути бросали карьеру, не достигнув своего потенциального потолка.(5)

 

Экзистенциальные страхи

 

Ю. В. Щербатых в особую группу выделяет так называемые экзистенциальные страхи (6), которые разделяет на четыре основные группы:

1. Страх перед собой - может принимать различные формы: непонимания себя, своих подсознательных мыслей, страх перед своими возможными поступками или страха потерять контроль над собой, заболеть, сойти с ума. Такие люди, в действительности, панически боятся совершить любой поступок. Часто они очень сильно ограничивают себя в жизни.

2. Страх перед временем. Как правило, такие люди начинают бояться будущих несчастий задолго до того, как они действительно их настигают, и этими страхами портят себе жизнь Сенека писал Луцилию: «Вероятно, что случится беда. Но не сей же миг! И как часто нежданное случается! Как часто ожидаемое не сбывается! Даже если нам предстоит страданье, что пользы бежать ему навстречу? Когда оно придет, ты сразу начнешь страдать, а покуда рассчитывай на лучшее. Что ты на этом выгадаешь? Время! Ведь порой среди пожара открывается дорога к бегству, рухнувший дом мягко опускал некоторых на землю, рука, поднесшая к затылку меч, порой отводила его, и жертве удавалось пережить палача. Ведь и злая судьба непостоянна. Может быть, беда случится, а может и не случится; пока же ее нет, и ты рассчитывай на лучшее».

3. Страх перед пространством - может проявляться как страх перед замкнутым или открытым пространством, страх темноты, страх перед новизной и необходимостью выйти за пределы обжитого пространства. Другими словами, можно обозначить эту тенденцию, как страх свободы. Таких людей пугает все неизведанное, а свобода воспринимается ими как тяжелая ноша, от которой хочется поскорее избавиться.

4. Страх перед непознаваемостью жизни.

«Страх смерти мучительнее, чем сама смерть». Ж. Лабрюйер.

Издавна смерть была окутана покровом тайны. Людей страшит не только неизбежный распад их тела, но и неизвестность, которая остается по отношению к «душе». Римский философ Сенека писал: «Смерть - не зло, но имеет обличье зла. Есть в нас любовь к себе, и врожденная воля к самосохранению, и неприятие уничтоженья; потому и кажется, что смерть лишает нас многих благ и уводит от всего, к чему мы привыкли. И вот чем еще отпугивает нас смерть: здешнее нам известно, а каково то, к чему все перейдут, мы не знаем и страшимся неведомого».

Достаточно сильно выраженный страх смерти может стать причиной гибели человека. Рассказ А.П. Чехова “Смерть чиновника” вовсе не гипербола — история медицины знает немало подобных случаев.

 

Тревога и беспокойство

 

Часто с понятием "страх" ассоциируется термин "тревога". Обычно тревога проявляется в ожидании какого-то события (но тревога, в отличие от страха, может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания). Как правило, повышенная тревожность свойственна людям неуверенным в себе, нерешительным и зависимым от мнения большинства. Вместе с тем, тревожные люди чрезвычайно ответственны и стараются по возможности избегать конфликтов, поскольку в силу своей чувствительности переносят их очень болезненно. Зачастую страх и тревога порождают чувство беспокойства. Чаще всего при остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд становится отсутствующим, выражение лица испуганным. Внутри все "опускается", холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, "сосет под ложечкой", щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек "обливается холодным потом". Одновременно он совершает много липших движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. При состояниях беспокойства страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для проявления. В других случаях отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. При этом характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации. В связи с этим новое отрицается, риск исключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное.

При состояниях хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела.

Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет, по существу, сам с собой. Общение у беспокойных и боязливых людей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, часто возникают замешательство и торможение при внезапных вопросах.(7)

 

Фобии

 

Когда страх становится всепоглощающим, полностью захватывает власть над человеком, то тут уже речь идет о фобии. Фобий, видов навязчивого страха связанных с определенными событиями, явлениями, предметами - множество. Фактически они не поддаются исчислению, так как фобия может возникнуть вокруг любого предмета или события. (8) Но фобии вызываются не только внешними переживаниями, они могут возникнуть и из-за воображаемых образов, звуков или чувств, а также ощущений. Надо сказать, что страх в форме конкретной фобии может проявиться только у достаточно цивилизованного современного человека с развитым, даже переразвитым умом и воображением. Простой дикарь или здоровый крестьянин никогда не заболевает такой формой психического отклонения. Содержание навязчивых страхов претерпевает значительные изменения по мере развития общества. В современном мире фобии в значительной степени создаются средствами массовой информации. Спидофобии не было. Она появилась после того, как нас начали пугать СПИДом. Радиофобии не существовало до того, как пресса и телевидение стали пугать всех последствиями Чернобыля. Терроризм и террористы были всегда. Однако массового страха перед терроризмом не существовало, пока телеканалы в погоне за рейтингом не стали нам показывать с утра до ночи последствия терактов — разрушенные дома и  убитых людей крупным планом.

 

Последствия страха для организма

 

«Земные врачи должны были бы установить особые виды болезни от страха» (Н. 44)

Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей. Состояние эмоциональной заторможенности - это жизнь в сумерках, в комнате с плотно задернутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма.

А что происходит в организме человека, когда его охватывает страх? Прежде всего, активируется симпатическая нервная система, мобилизующая энергетические ресурсы и перестраивающая деятельность всех систем органов, подготавливая их к физической деятельности. Это приводит к учащенному сердцебиению (“сердце уходит в пятки”), расширяет зрачки (“у страха глаза велики”), тормозит активность пищеварительных желез (“от страха во рту пересохло”) и т.д. Параллельно включается и эндокринная система, которая в опасных ситуациях выбрасывает в кровь адреналин, или “гормон кролика” (в отличие от похожего на него норадреналина, называемого “гормоном льва”, который выделяется при гневе и ярости). Адреналин сужает сосуды кожи (“лицо посерело от страха”) и в целом действует так же, как и симпатическая нервная система, во многом дублируя ее работу. Страх «разгоняет» вегетативную нервную систему. Избыточная активность вегетативной нервной системы заставляет сердце, легкие, печень, почки работать на пределе своих возможностей. Высоко вероятен срыв: инфаркт, движение камней в почках, спазмы в желудке и прочие соматические проявления. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные расстройства, влиять на деятельность дыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха, приводить к задержке мочеиспускания или, наоборот, провоцировать непроизвольное выделение мочи, а также вызывать дефекацию.

В Китае более трех тысяч лет назад  человеку подозреваемому в преступлении давали съесть горсть сухого не вареного риса. И справедливо считалось, что только невиновный человек способен выполнить данную процедуру, а у виновного в преступлении все во рту пересохнет от страха.

Принцип работы «детектора лжи» основан на том же, человек, говорящий неправду волнуется, когда его расспрашивают о нем, и боится, что его разоблачат.

Эти волнения и эта боязнь проявляются физиологически как уменьшение сопротивление кожи, изменение ритма дыхания и повышения частоты сердечных сокращений, что и фиксирует прибор.

Страх имеет множество лиц и соответственно множество телесных форм выражения.

Возможные последствия страха для организма:
• пониженная сопротивляемость
• гипертония
• сердечные заболевания
• астма и другие хронические заболевания органов дыхания
• расстройства пищеварения: проблемы с желудком,
• нерегулярный стул, понос
• затрудненное глотание
• болезни зубов
• мигрени
• нарушения осанки
• проблемы с глазами и со зрением
• нарушения слуха
• повышенная опасность несчастных случаев
• болезни почек. (9)

Ведущие американские онкологи считают страх одной из причин развития онкологических заболеваний. Исследования показали, что, при одинаковом образе жизни, и прочих данных, люди с канцерофобией заболевали раком на 14% чаще, чем те, кто не боялся онкологических заболеваний. (10)

"Организм не в состоянии понять разницу между настоящими и вымышленными угрозами. Когда мы "придумываем" себе страхи, это может через гормональный баланс оказать на организм такое же влияние, как и реальная опасность"Дебби Шапиро

В этом мире всегда есть опасность для тех, кто боится. (Бернард Шоу).

В практической психологии появился новый раздел – «виктимология» - наука об образе мыслей и поведении людей.(11) В мире существует немало людей, которых прямо-таки преследуют несчастья.(12) Виктимология утверждает, что во многих происшествиях виноват сам пострадавший. Психологи считают, что эти люди неосознанно боятся жизни, ее сложностей, а главное - неожиданностей, ставящих перед ними проблемы, которые надо быстро решать. И заранее обрекают себя на неудачу, заранее готовы пострадать. Человек, многократно проигрывающий у себя в голове какую-то неблагоприятную для себя ситуацию, фактически составляет для себя своеобразную программу поведения.

Установлено, что человек, боящийся преступников, как бы подает им невербальные сигналы, свидетельствующие о страхе. А это моментально считывается теми, кто готовиться к нападению, и выбирают те жертвы, которые наибольшим образом подходят на эту роль.Если потенциальная жертва не испытывает страха, готова бороться, то «охотник», как правило, от такой добычи откажется. И происходит это на подсознательном, инстинктивном уровне. Наглядное тому подтверждение - акулы. Ученые исследовали, что привлекает акул к потенциальной жертве. И пришли к выводу: существует некая «эманация страха», выделяемая людьми. Она-то и привлекает вечно голодных хищниц. В то же время установлено, что на человека, не поддавшегося панике, сохранившего мужество, более того, самого атакующего акул, угрожающего им криками или жестами, хищницы не нападают. Даже самые страшные гигантские белые акулы предпочитают с храбрецами не связываться. Справедливость этого заключения позже подтвердили аквалангисты команды Кусто, достаточно бесцеремонно обращавшиеся с «белыми убийцами», а также специалисты, изучавшие многовековый опыт ныряльщиков за жемчугом. Вывод их однозначен: акула не нападает на того, кто ее не боится, возможно, в организме отважного человека в противовес «эманации страха» вырабатываются особые вещества, заставляющие хищников отступать. Правда это пока экспериментально не подтверждено. (13)

Человек существо социальное и интуитивно воспринимает чувства, возникающие у других. Их страх передается окружающим. Особенно это касается близких людей. Так, мать, которой владеют отрицательные чувства, всегда губительно воздействует на своего ребенка. И поэтому, когда нам страшно, надо обязательно подумать о том, что мы своими страхами отравляем жизнь тех, кто рядом. С некоторых пор страх можно не только почувствовать, но и оценить физиологически. Доказано, что существует физический субстрат в виде феромонов страха - химических веществ, которые выделяет испуганный человек. Лучше всех феромоны страха чувствует собака, однако человек тоже способен улавливать их от находящихся в непосредственной близости соплеменников. (14) При этом он, скорее всего, будет испытывать достаточно неприятное чувство, поскольку страх заразен. «Страх заражает так же, как насморк, и всякий раз делает из единственного числа множественное», - писал некогда Гёте.

 

Манипуляции сознанием

 

Страх часто порождает агрессию. Можно сказать, что страх - это агрессия без энтузиазма, равно как и наоборот - агрессия - это активный страх. Именно агрессия как активная форма страха рождает конкуренцию и эксплуатацию, бытовое насилие и войны, лидеров - и аутсайдеров, вождей и электорат. Вожди и хозяева намеренно или нет - рождают и пестуют в толпе страхи. Человек в страхе, человек боящийся становится слаб, и поэтому нуждается в покровительстве. Вожди и хозяева это покровительство обещают и отчасти дают. Фильмы ужасов, психо-отрицательные телепередачи, публичные казни, распространение ужасных слухов, тиражирование насилия в той или иной форме, психологической или физической - вот форма и метод культивирования страха в человеке общественном. К сожалению, создание такого невротического страха давно стало технологией социальной власти. Ведь испуганными людьми очень легко управлять. Поэтому правящие круги научились очень эффективно использовать в своих целях индуцированный страх. Это — одно из самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общества от махинаций верхушки. Главная задача — любым способом заставить нас бояться, создать массовый психоз, под прикрытием которого можно спокойно проворачивать свои темные делишки. Увы, сегодня есть немало желающих извлечь из нашего страха выгоду для себя. Реклама постоянно пугает нас кариесом, который непременно съест наши зубы, если только мы не купим очередную «суперэффективную» зубную пасту. Различные проповедники и пророки внушают нам мысль о предстоящем конце света, в то же время, вкрадчивым голосом предлагая выход: «отдай нам свои деньги — и спасешься». «Проголосуйте за меня на выборах, — направо и налево обещает очередной «спаситель отечества», — и я избавлю вас от разгула терроризма и преступности, из-за которых сегодня стало страшно выходить на улицу, только я могу навести порядок в стране...». Даже родные и близкие порой не прочь использовать наши страхи и тревоги; в собственных целях! (15)

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить "разгулявшиеся" чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. Постоянный страх искажает личность, он мобилизует самую примитивную, темную энергию и, как правило, служит самым гнусным целям.;

«Мы изгоним всякий страх. Мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные крылья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз».(И. 136)

 

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Физиология и психология страха. Ю.В. Щербатых, кандидат медицинских наук; А.Д. Ноздрачев академик, заведующий кафедрой общей физиологии СПбГУ
2. Овчинникова Ю. Г., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии ГУ-ВШЭ («Государственного университета „Высшая школа экономики“», директор московского психологического центра «Диалог», статья «Детские страхи» в журнале «Мама и малыш», № 7 за 2006 г.
http://www.pishem.net/page-id-112.html
3. Юрий Викторович Щербатых, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Центра экспериментальной медицины и безопасности жизнедеятельности. Избавиться от страха? Это просто!. – М: ЭКСМО, 2006. гл.2.
4. Научные исследования тревоги и страха / Социальные фобии.
КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НАРУШЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА ПРИ СОЦИАЛЬНЫХ ФОБИЯХ. Е. И. Ивлева, Ю. В. Щербатых. Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко. http://www.no-stress.ru/anxiety/scientific_research/socialphobia.html
5. Щербатых Ю.В. «Психология страха». М. «Эксмо». 2002.
Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и клинические аспекты страха,
тревоги и фобий». Воронеж. Истоки. 1998.
http://www.no-stress.ru/anxiety/fear.html
6. Юрий Викторович Щербатых, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Центра экспериментальной медицины и безопасности жизнедеятельности. Избавиться от страха? Это просто! – М: ЭКСМО, 2006. гл.3
http://www.no-stress.ru/anxiety/get_rid_of_it/existential_fears.html
7. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.
http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01a.shtml
8. список фобий http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B9
9. Курт Теппервайн. Психосоматика, отношения и здоровье. АСТ, Астрель. 2004.Ч. II. Рег. 2. Чувства и их возможные последствия для организма.
http://bookap.info/popular/teppervayn/gl10.shtm
http://med.israelinfo.ru/articles/12/2902/
11. Малкина-Пых И.Г., Психология поведения жертвы,
Справочник практического психолога. Эксмо. 2007.
http://www.fictionbook.ru/author/irina_malkina_piyh/psihologiya_povedeniya_jertviy/read_online.html?page=1
12. Альберт Валентинов. 13,Тайная Власть. 2006. Приговорённые к... неудаче.
http://anomalia.kulichki.ru/text8/998.htm
13. Владимир Катин. Мой дух-моя крепость
http://zakon.kuban.ru/spec/vig~4.htm
14. запах страха
http://iscience.ru/2009/03/09/lyudi-reagiruyut-na-zapax-straxa
15. СТРАХ СТАЛ ХРОНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ НАШЕГО ОБЩЕСТВА - интервью Розланы Таукиной с режиссером театра мюзикла «Аксарай» Булатом Атабаевым.
http://platon.kz/30455.htm

Подборка по книгам Живой Этики и письмам Е.И.Рерих"В знании конец страха"

14.10.2011 03:00АВТОР: Н.В. Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 2444




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »