«ЩИТ МОЙ НАД РОССИЕЙ». КАНОН «ГОСПОДОМ ТВОИМ». ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ М. ГАНДИ. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Творчество Л.В.Шапошниковой в энергетическом пространстве русской культуры. Скородумов С.В.


Б.А. Смирнов-Русецкий. Ночные силуэты. 1971

 

 

«Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?»
[1, с. 93]

 

Эти строки в 1892 году написал выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. В своем стихотворении через поэтический образ он отразил космический закон двойственности: наш видимый мир – это только «отблеск» «от незримого очами», то есть он является лишь частью мироздания, проекцией инобытия, доступной физическому зрению. Иными словами, оценивая процессы, протекающие в нашем плотном мире, и роль отдельных личностей в истории человечества, необходимо учитывать энергетику миров более высокого состояния материи, играющих в этих процессах определяющую роль [см.: 2, с. 52–53]. Именно с такой позиции мы подойдем к рассмотрению научной, культурной и общественной деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015), известного деятеля культуры, ученого, исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов.

 

В основу методологии настоящего исследования положены идеи Живой Этики, труды Рерихов и Л.В.Шапошниковой, а также представителей ее научной школы. Изучая формирование российского энергетического пространства и процессы, интенсивно протекающие в нем, Л.В.Шапошникова отмечает культурный синтез Востока и Запада, который на протяжении многих веков формировал энергетическое поле русской культуры. Она подчеркивает определяющий вклад Преподобного Сергия Радонежского в формирование энергетики этого поля и русского народного духа [см.: 3, с. 26]. Указывая на полярные и противоречивые черты русского характера, сложный исторический путь русского народа, в котором ярко проявлено его «мессианское, странническое сознание», национально-духовные качества России, составившие энергетическую основу Духовной революции [см.: 3, с. 17]. Людмила Васильевна выявляет все эти особенности в великих произведениях русской литературы и искусства, которые раскрывают правду о судьбе России и движениях ее национального духа [см.: 3, с. 27-32].

 

К началу XX века энергетические процессы в пространстве русской культуры обрели новый качественный уровень. В январе 1918 года великий русский поэт Александр Блок, несомненно, обладавший профетическим даром, написал поэму «Двенадцать». Ее финал вызвал множество споров, возмущений, обвинений в адрес автора и был непонятен даже ему самому [4]. В конце поэмы по холодным и заснеженным улицам Петрограда шел революционный патруль, который незримо возглавлял Иисус Христос:

 

«...Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос»
[5, с. 181]

 

Благодаря трудам Л.В.Шапошниковой сегодня мы можем объяснить появление Христа в финале поэмы Блока тем, что в начале XX века в России впервые в мировой истории совпали во времени две революции – социальная и Духовная. Россия получила уникальный шанс для своего дальнейшего эволюционного развития. В недрах энергетического пространства русской культуры формировалось новое космическое мышление. Россия становилась энергетическим центром планеты [см.: 3, с. 12].

 

Потоки, формировавшие это новое мышление, охватили философию, науку, искусство. Среди философов, участвующих в его разработке, можно назвать В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого и других. Новую науку создавали В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие ученые. Космическое мышление ярко выразило себя в прекрасных произведениях искусства: картинах Н.К.Рериха, М.К.Чюрлёниса, художников группы «Амаравелла», в музыке А.Н.Скрябина, поэзии А.А.Блока, А.Белого и других мастеров.

 

 

Рассмотрим кратко этапы развития в России Духовной революции во второй половине XX – начале XXI века, когда осуществлялось творчество Л.В.Шапошниковой. Подчеркнем, что Духовная революция непосредственно связана с метаисторией, то есть с духовными знаниями миров более высокого состояния материи [см.: 6, с. 201].

 

В 20-е годы XX века ярким проявлением Духовной революции в России стали три очень важных с эволюционной точки зрения метаисторических события, которые были близки по времени. Они составили так называемый метаисторический «узел»: видение-сон В.И.Вернадского (февраль-март 1920 года), начало передачи Учителями Востока Елене Ивановне Рерих учения Живой Этики (март 1920 года), посещение Рерихами России в ходе Центрально-Азиатской экспедиции (июнь-июль 1926 года) [см.: 6, с. 248].

 

Поскольку основой формирования нового планетарного мышления, которое складывается в энергетическом пространстве русской культуры, является философское учение Живой Этики, разработанная семьей Рерихов в сотрудничестве с Учителями Востока, то этапы ее распространения и научного осмысления отражают вектор Духовной революции в России. Здесь можно выделить несколько ключевых событий и отметить важные моменты этого процесса. В первую очередь они связаны с жизнью и деятельностью самой семьи Рерихов.

 

В 1926 году Рерихи, пройдя часть экспедиционного маршрута по Азии, прибыли в Москву. Через них молодой советской стране была предложена помощь духовных Учителей Востока, которая, российским правительством была отвергнута. В эволюционном плане пути социальной и Духовной революций стали стремительно расходиться. Первая на долгое время одержала в России верх над второй, старое социологическое мироощущение восторжествовало над новым космическим. Выражаясь словами Н.А.Бердяева, «Царство Кесаря» отвергло «Царство Духа». Отказавшись от Высшего, революционный патруль из поэмы Блока «Двенадцать», символизирующий социальную революцию и старое социологическое мироощущение, но уже без Христа, прошел через весь XX и шагнул в XXI век.

 

В России Живая Этика встретила наибольшее сопротивление. Над страной в сталинские времена опустился железный занавес, и какие-либо взаимодействия, в том числе переписка с соотечественниками за рубежом, были запрещены. Энергообмен, включающий взаимодействие с Рерихами и их творческим наследием, что имело свою эволюционную необходимость, оказался крайне ограничен и затруднен. В стране отвергалось любое свободомыслие. Л.В.Шапошникова отмечает: «В 1930-е годы по указанию государственных чиновников начались нападки на творчество Рерихов. Тьма рвала живые связи с рериховскими идеями и не допускала никакой к ним близости. Она же разрушила мечту Рерихов о возвращении на Родину» [7, с. 9–10]. Руководство страны проигнорировало предложение художника подписать родине Пакт Рериха и его просьбу о возвращении. На его письме, написанном в конце 1938 года, Сталин поставил визу: «Не отвечать» [цит. по 8, с. 13]. Таким образом, помощь Учителей Востока и Их посланника Н.К.Рериха в очередной раз была отвергнута.

 

Как известно, в 1947 году Рерихи собирались вернуться на Родину и привезти с собой огромное культурно-художественное наследие, но получили отказ. Трудно представить, какой уникальный шанс для эволюционного развития потеряла страна и, по всей видимости, планета.

 

После Великой Отечественной войны в СССР началась новая волна репрессий. Во времена сталинизма были уничтожены многие представители Духовной революции, а сама она ушла в подполье. Тем не менее в образе Христа из поэмы Блока Духовная революция продолжала свое невидимое шествие в энергетическом пространстве России, время от времени и с огромным трудом проявляясь на земном плане. Ярким примером такого проявления может служить духовный опыт Даниила Андреева, изложенный им в книге «Роза Мира» [9], которую он написал в тюрьме, где находился с 1947 по 1957 год.

 

 

Значимой вехой в Духовной революции в России являются записи Б.Н.Абрамова (1897–1972), начатые в 40-х годах XX века и изданные уже в наше время в виде серии книг «Грани Агни Йоги». Этим записям, наряду с книгами Живой Этики, предстоит сыграть важнейшую роль в будущем.

 

Знаковым историческим событием стало возвращение на Родину в 1957 году во времена хрущевской оттепели старшего сына Рерихов, выдающегося востоковеда Юрия Николаевича Рериха, который привез с собой часть наследия своей семьи. Советский Союз получил уникальную возможность для культурно-духовного развития человека и, как следствие, быстрого продвижения страны по лестнице космической эволюции. К сожалению, в 1960 году Ю.Н.Рерих ушел из жизни. Планируемый им (при поддержке государственных чиновников) Музей имени Н.К.Рериха не был создан, а наследие семьи, привезенное им, попало в руки посторонних лиц, было разграблено и утрачено, причем на глазах у государственных чиновников и при их полном бездействии [8]. Тем не менее, благодаря подвижнической деятельности Ю.Н.Рериха на родине, в культурное и научное пространство страны из забвения вернулись имена Рерихов, и было положено начало общественному рериховскому движению. Замечательным популяризатором идей Рерихов, негласным хранителем идей Духовной революции в Советском Союзе стал П.Ф.Беликов (1911–1982), который много лет вел переписку с Н.К.Рерихом и стоял у истоков научного рериховедения. Он был хорошо знаком с Ю.Н. Рерихом и С.Н.Рерихом и собрал большой архив материалов о жизни и деятельности Н.К.Рериха. П.Ф.Беликов является автором ряда трудов, посвященных Рерихам и их многообразному творчеству, а также соавтором книги «Рерих», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в 1972 году. «Только благодаря самоотверженной деятельности П.Ф.Беликова в советское время творческое наследие Рерихов быстро вошло в научный оборот» [10, с. 8], – писала К.А.Молчанова.

 

Важнейшим событием, которое впоследствии привело к небывалому до этого расширению пространства Духовной революции в России, стала передача Святославом Николаевичем Рерихом на Родину в 1990 году второй части наследия своей семьи для создания в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Письмо С.Н.Рериха «Медлить нельзя!», опубликованное в газете «Советская культура» [11], несомненно, имеет метаисторическое значение. В нем определены условия для дальнейшего развития Духовной революции в нашей стране. С.Н.Рерих видел в создаваемой им организации Центр культурно-просветительской и научной деятельности, связанной с сохранением, изучением и популяризацией наследия Рерихов. Святослав Николаевич определил одно важное условие – этот Центр должен иметь общественный статус. Иными словами, ставилась задача создать прочную опору Духовной революции, ее главный форпост, земную проекцию ее энергетического фокуса.

 

Такой земной фокус находится в самом эпицентре борьбы духа и материи, Света и тьмы, старого социологического и нового космического мышления. Создание такого фокуса было под силу только вестнику космической эволюции (согласно понятиям Живой Этики), героической личности, которая активно участвует в формировании и защите энергетического пространства культуры, передает новые знания и указывает человечеству вехи для дальнейшего эволюционного восхождения. Такая личность является носителем импульса Духовной революции.

 

Своим доверенным лицом для создания Центра-Музея имени Н.К.Рериха на родине С.Н.Рерих выбрал выдающегося ученого-востоковеда, писателя, лауреата Международной премии имени Дж.Неру Людмилу Васильевну Шапошникову. Именно С.Н.Рерих первый озвучил мысль о героических качествах Л.В.Шапошниковой. Он подчеркнул, что это оценка не его, а других, «мудрых и смелых», имея в виду, видимо, Великих Учителей, передавших через Рерихов Живую Этику [см.: 12, с. 8–9].

 

Святослав Николаевич Рерих и Людмила Васильевна Шапошникова

 

Творчество Л.В.Шапошниковой развивалось под руководством С.Н.Рериха, их связывали отношения Учителя и ученика. Постижение Живой Этики, путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, возможность соприкоснуться с энергетикой высокодуховного человека, каким был С.Н.Рерих, с реликвиями Рерихов (например, с осколком метеорита, который, по легенде, связан с созвездием «Орион») – все эти и другие факторы способствовали развитию творческого и научного потенциала Л.В.Шапошниковой и повышению ее духовной энергетики [см.: 13, с. 495–496].

 

Людмила Васильевна проявила качества героической личности на всех этапах своей деятельности по созданию Международного Центра Рерихов (МЦР). Это и передача наследия Рерихов в Россию, и поднятый из руин под ее руководством без копейки государственных средств особняк Лопухиных, в котором разместился общественный Музей имени Н.К.Рериха, и широкая культурно-просветительская и научная деятельность, потребовавшая огромных сил. Несмотря на все препятствия, чинимые государственными чиновниками в отношении Центра-Музея, она отстояла заветы С.Н.Рериха по его созданию и тем самым подготовила условия для дальнейшего развития Духовной революции в России. Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К.Рериха, представляют собой совершенно особое энергетическое пространство, которое имеет важнейшее значение для будущего России и всего мира.

 

Отметим, что Л.В.Шапощникова приложила немало усилий для продолжения на современном этапе той эволюционной, культурной, научной и общественной деятельности, которую осуществляли в свое время Рерихи: учение Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, основание Рерихами Гималайского института научных исследований «Урусвати», подготовка и подписание Пакта Рериха – каждому из этих важнейших исторических и культурных событий соответствовало свое пространство в общественном Музее имени Н.К.Рериха, ставшим источником исторических и метаисторических знаний. Как пишет об этом Музее В.Г.Соколов, «он стал настоящим международным центром культуры и науки, многогранная деятельность которого связана с утверждением высоких нравственных идеалов, космического мышления и новой научной парадигмы, эволюционного смысла красоты и необходимости культурного сотрудничества для ее утверждения во всех сферах жизни» [14, с. 351–352].

 

Л.В.Шапошникова, пройдя по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, осмыслила ее метаисторическое значение. Итогом этого путешествия стали фотографии, сделанные ею на маршруте, великолепные книги и альбомы. Центрально-Азиатской экспедиции была посвящена международная научно-общественная конференция, прошедшая в МЦР в 2008 году [15]. Людмила Васильевна в своем выступлении на конференции дала представление об энергетическом процессе закладки Рерихами духовных магнитов в ходе экспедиции и показала ее космическую роль для формирования пространства будущих культур [16].

 

Общественный Музей имени Н.К. Рериха МЦР

 

Мысли Л.В.Шапошниковой всегда претворялись в практические действия. Примером воплощения рериховских идей по сохранению культурного наследия (Пакт Рериха) может служить восстановление МЦР московской городской усадьбы Лопухиных. Несколько международных научных конференций было посвящено самому Пакту Рериха, его истории и всемирному культурному значению. Организованный по инициативе Л.В.Шапошниковой международный проект «Пакт Рериха. История и современность», имеет огромное историческое и метаисторическое значение [17].

 

Все труды и деятельность Л.В.Шапошниковой осуществлялись на основе того, что привнесла в пространство мировой культуры и науки философия Живой Этики, идеи которой она вводила в научный оборот. В своих работах Людмила Васильевна глубоко осмысливала процессы, происходившие в эпоху Серебряного века в пространстве русской культуры. Она наглядно и убедительно доказала, что труды философов и ученых того времени и философское наследие семьи Рерихов – это связанные между собой ступени единого процесса формирования космического сознания в пространстве Духовной революции в России.

 

Л.В.Шапошникова является основателем научной школы, которая относится к сфере нового космического мышления [18]. Образно говоря, труды Людмилы Васильевны стали для современных исследователей магнитом и камертоном новой одухотворенной науки. Ее творчество – это зов Культуры в эпоху техногенной цивилизации и формообразующий фактор продолжающейся Духовной революции. Наряду с публикациями наследия Рерихов работам самой Людмилы Васильевны Шапошниковой и последователей ее научной школы предстоит сыграть ведущую роль в сложных процессах Духовной революции в России и на всей планете. В своих трудах Л.В.Шапошникова привнесла в пространство русской культуры образы высокой Красоты и мудрости, наполнила это пространство эволюционными идеями и мыслями, способствуя тем самым расширению его энергетического потенциала, необходимого для дальнейшей эволюции человеческого духа.

 

Огромное значение для повышения позитивной энергетики пространства русской культуры имеет научная и культурно-просветительская деятельность Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, созданного под руководством Л.В.Шапошниковой. Передвижные выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, проводимые по инициативе Л.В.Шапошниковой в разных регионах нашей страны, способствовали одухотворению культурного пространства России, находя отклик в разных городах и населенных пунктах.

 

Благодаря Л.В.Шапошниковой усилились творческие искания, связанные с отражением космического мышления в искусстве. Популяризация творчества художников-космистов, выставки их произведений стали традиционными в деятельности Музея имени Н.К.Рериха. Многие художники-космисты именно в ходе сотрудничества с МЦР получили импульс к развитию своего творчества и путевку в жизнь.

 

Ежегодные международные научно-общественные конференции, создание и деятельность Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР, деятельность Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих, основателем которого является Л.В.Шапошникова, конкурсы детских рисунков «Объединенные Космосом» и «Мы – дети Космоса», работа научного лектория, концертные сезоны с участием российских и зарубежных мастеров, организованные в общественном Музее имени Н.К.Рериха, содействовали развитию тесного сотрудничества с культурными и научными организациями России и других стран.

 

 

                          Л.В.Шапошникова                     Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и
                                                        Л.В.Шапошникова

 

Устремляясь в будущее, Л.В.Шапошникова в своих трудах разрабатывала проблему нового одухотворенного человека. Помимо этого она организовала работу с детьми «нового сознания» для оказания помощи молодым дарованиям в различных областях науки и искусства с целью сохранения и развития их творческих способностей. Этой теме было посвящено несколько конференций в МЦР. В результате такой плодотворной, не знающей равных культурно-просветительской и научной деятельности МЦР в России и других странах укрепились существующие и возникли новые форпосты Духовной революции. Кроме того, Л.В.Шапошникова содействовала качественной трансформации рериховского культурного движения в мощную культурообразующую силу. Этому процессу способствовали ее публикации, сотрудничество с общественностью и Международным Советом Рериховских организаций, их общие культурные проекты.

 

В новом эволюционном строительстве особенно важную роль Людмила Васильевна отводила защите имени и наследия Рерихов. Она утверждала, что «защита великих имен и великого наследия есть форма нашего участия в Великой битве света и тьмы. Это сейчас наша главная, а не какая-то второстепенная или же незначительная задача» [19, с. 30]. Причины непрекращающихся попыток очернить имя и художественно-философское наследие Рерихов становятся понятными, если мы рассмотрим это явление с точки зрения энергетического мировоззрения. Клевета на Рерихов и их творческое наследие является попыткой сузить и даже нейтрализовать поле Духовной революции. Нападки чиновников на МЦР – это не только стремление закрыть общественную организацию и разрушить ее Музей. Все намного серьезнее: это стремление уничтожить фокус Духовной революции в России и остановить ее распространение, то есть увести страну, а затем и всю планету в процесс инволюции, на путь регресса и духовной деградации человечества. Деятельность Л.В.Шапошниковой и МЦР по защите имени и наследия Рерихов во многом способствовала очищению культурного пространства России от лживых интерпретаций творческого наследия Рерихов и клеветы в их адрес. адрес.

 

Л.В.Шапошникова писала о том, что Н.К.Рерих «первым поставил проблему метаистории, совпав в этом отношении с двумя крупными русскими философами Н.А.Бердяевым (“Смысл истории”) и Л.П.Карсавиным (“Философия истории”) [6, с. 200]. Отметим, что взаимодействие с энергетическим пространством русской культуры, которое сумела глубоко осмыслить Л.В.Шапошникова, носило у нее характер активного энергообмена, поскольку она имела собственный духовный опыт, и ее саму можно по праву назвать уникальным ученым-метаисториком. Даниил Андреев в книге «Роза Мира» изложил свое видение метаистории, которое стало результатом его личного духовного опыта. Труды Л.В.Шапошниковой в этом плане представляют научное осмысление тех метаисторических процессов, которые протекают в энергетическом пространстве русской культуры.

 

Как представитель науки, Л.В.Шапошникова не могла обойти проблему этического облика ученого. Новая наука требует от исследователя высокой нравственности и духовности, и это необходимо для того, чтобы микрокосм человека через чистое и развитое сердце, представляющее «мост к Высшим Мирам» [20, § 398], мог объективно, без искажений отражать макрокосм и те духовные процессы, которые в нем происходят. Эта же мысль ярко отражена в сокровенных индусских писаниях, обнародованных Е.П.Блаватской под названием «Голос Безмолвия»: «Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путем» [21, с. 24].

 

Н.К.Рерих.  Воин Света. 1933

 

В этой связи Л.В.Шапошникова явила настоящий пример ученого будущего, обладающего высочайшей этикой. Она отличалась удивительной скромностью и в то же время решительностью и несгибаемым мужеством, ни разу не отступила от заветов С.Н.Рериха. Жизнь Людмилы Васильевны – пример практического воплощения Учения Живой Этики, и сегодня мы можем лишь в какой-то степени осознать ее деятельность, носившую космопространственный характер.

 

Таким образом, во второй половине XX – начале XXI века Л.В.Шапошникова, будучи героической личностью и вестником космической эволюции, трудилась в пространстве русской культуры согласно высшим законам космоса, о которых говорит Живая Этика. Ее деятельность стала опорой Духовной революции в России, ее фокусом, а сама она являлась носителем эволюционного импульса. Сегодня, после ее ухода и непрекращающихся попыток разрушения чиновниками Министерства культуры общественного Музея имени Н.К.Рериха, главным остается вопрос сохранения Международного Центра Рерихов. Это является продолжением всей деятельности Л.В.Шапошниковой, и будет не только данью ее памяти, но и условием для расширения и дальнейшего развития процессов Духовной революции в России и на планете Земля.

 

Именно поэтому для всех сотрудников и защитников Международного Центра Рерихов сегодня как никогда становятся актуальными строки стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»:

 

«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет»
[22, с. 208]

 

 

 

Литература и примечания

 

1.Соловьев В. «Милый друг, иль ты не видишь...»// В. Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л.: «Советский писатель», 1974.

 

2.Шапошникова Л.В.Философия Космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов. М.: МЦР, 2003.

 

3.Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: МЦР, 1999.

 

4. Корней Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт» приводит следующие слова Блока: «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа» (Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 8. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. С. 93).

 

5. Блок А.А.Двенадцать // А.А.Блок. Стихотворения и поэмы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1970.

 

6. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011.

 

7. Шапошникова Л.В. Рерихи // Справочник по наследию Рерихов. Т. 1: Российские и зарубежные исследователи наследия Рерихов / под общ. ред. Л.В.Шапошниковой. М.: МЦР, 2014.

 

8. Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие. Московская квартира Ю.Н.Рериха. Каталог. Фотохроника. Архивные документы. М.: МЦР, 2010.

 

9. Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.

 

10. Молчанова К. От составителя // Непрерывное восхождение. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П.Ф.Беликова. В 2 т. Т. 1. М: Международный Центр Рерихов, 2000.

 

11. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Советская культура.1989.29 июля.

 

12. Шапошникова Л.В. Меч Мира: сб. ст. и документов. М.: МЦР, 2015.

 

13. Фролов В.В. Философское творчество Л.В.Шапошниковой как отклик на космический зов Живой Этики: к постановке проблемы // Живая Этика и наука. Вып. II. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013.

 

14. Соколов В.Г. Л.В.Шапошникова как исследователь и созидатель культуры // Культура – путь в будущее: материалы II Всероссийской научно-общественной конференции, 27–29 июля 2014 года. Кемерово: ООО «ИНТ», 2016.

 

15. 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Материалы международной научно-общественной конференции. 2008. М: МЦР, 2009.

 

16. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://lib.icr.su/node/1776 (дата обращения: 5.09.2017).

 

17. Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php (дата обращения: 21.05.2017).

 

18. Соколов В.Г. Научная школа Л.В.Шапошниковой и ее методология // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/2016/reports/sokolov.php (дата обращения: 18.05.2018).

 

19. Шапошникова Л.В. В защиту имени и наследия Рерихов // В защиту имени и наследия Рерихов: материалы Международной научно-общественной конференции. 2001.М.: МЦР, 2002.

 

20. Сердце.

 

21. Блаватская Е.П.Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. Из сокровенных индусских писаний. Калуга: 1908.

 

22. Ахматова А. Мужество // А.Ахматова. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: «Правда», 1990.

 

Источник: Л.В.Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения: Материалы Междунар. науч.-общест. конф. 2016. – М.: Международный Центр Рерихов, 2019. С. 284 – 297.

 

 

21.04.2020 08:00АВТОР: Скородумов С.В. | ПРОСМОТРОВ: 570




КОММЕНТАРИИ (10)
  • Л.Булатова22-04-2020 15:59:01

    Спасибо, Сергей Владимирович за статью. В ней емко и выпукло обозначены основные узлы Духовной Революции в xx веке в России, где она испытала жестокое сопротивление старого мышления. Все же она осуществилась и принесла всему миру эволюционные идеи Учения Живой Этики. Несомненно велика роль Людмилы Васильевны Шапошниковой в создании земного фокуса претворения идей космической эволюции и в становлении научной школы космического мышления. Ее личные труды вдохновят и послужат многим людям.

  • Сергей Скородумов24-04-2020 10:42:01

    Сердечно благодарю Вас за отзыв!

    И сейчас Духовная революция в России испытывает огромное сопротивление. Очень многое в исходе этой борьбы духа и косной материи зависит от каждого из нас.

    Как замечательно написала об этом Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге "Град светлый":

    «Дорога России к своему Храму, к истинному Новому Миру, в эволюционном понимании этого слова, идет не через чужие обольщающие блага, а через наши души и сердца. Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия. “Это прежде всего внутреннее движение, повышение сознания и рост соборной национальной энергии в каждом русском человеке по всей земле русской” (Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 72.). Необходимо повышение уровня одухотворения в любой области человеческой деятельности и творчества: в политике, государственном аппарате, науке, образовании, экономике, общественных структурах и т.д. Чтобы этот “процесс пошел”, надо обратить внимание на узкое, но самое существенное пространство, куда сейчас загнана усилиями старой номенклатуры национальная Культура. Только ее возрождение и развитие создадут условия для дальнейшего расширения народного сознания. Изменение внутренней, духовной структуры человека приведет к возрождению и обновлению народной жизни, к полному раскрытию того духовного потенциала России, который накапливался в течение многих веков. Старая номенклатура вновь опоздала со своим рыночным “светлым будущим”. Западная цивилизация, которая взята ею за образец подражания, сейчас проходит через самые разнообразные кризисы: экономические, социальные, нравственные. Ей самой чего-то не хватает. Не хватает того, что с избытком существует в духовном пространстве России. И поэтому именно Россия, пройдя тяжелый страдальческий путь, может показать планете новую дорогу, на которой стоят вехи нового планетарного мышления, зародившегося в недрах ее энергетического поля. Дорога эта ведет в Храм, который называется Новый Мир или Новый эволюционный виток планеты Земля.

    И теперь, как в том далеком 1926 году, от которого нас отделяет больше 70 лет, перед Россией стоит выбор: принять ли идеи космического мышления, последовать ли рекомендациям тех, кто создал Учение о человеке и его Космической эволюции, или же продолжать старые традиции, смотреть на чужие завлекательные огни и отречься от всего того, что накоплено уже российской и мировой мыслью. Правящие круги России в 1926 году не вняли предупреждениям, сделанным в “Общине”, а затем и в “Напутствии Вождю”. За это народ заплатил высокую цену — миллионами жизней, страданиями и сегодняшними разрушениями. Мы не имеем права второй раз на такую же ошибку. Не имеют права и те, кто нами управляет.

    “Только путем напряженного творчества, — писала Елена Ивановна Рерих, — без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только ценою непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле “пластического мира”, — возможное станет действительностью” (Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. I. С. 100.).

    Слова “со старым сознанием не войти в Новый Мир” — тоже ее. Россия сейчас является огромным полем борьбы старого и нового. В этом состоит ее важнейшее мировое и даже космическое значение. И если хотя бы какая-то часть из нас, оторвавшись от долин материи бытия, поднимется на гору Духа, чтобы осознать самую главную сегодняшнюю реальность, значит, надежда не покинет Россию, а манящий Град Светлый обретет более четкие и реальные черты».

  • ЕЛЕНА24-04-2020 13:45:01

    Статью читала с великой благодарностью за каждый Огненный посыл! Уважаемый Сергей Владимирович, спасибо огромное за Ваш талант и чистое сердце! Поддерживаю! Укрепимся на мысли, - "Мы не имеем права второй раз на такую же ошибку. Не имеют права и те, кто нами управляет".

    СЕБЕСЛУЖЕНИЕ
    ------------
    Множество раз
    Мы приходим на Землю,
    И воплощаясь
    В мире Причин,
    Идем разделяя,
    От рожденья до края,
    Не понимая, -
    Для всех Бог Един!

    Мыслями самости
    Ранено Небо.
    Наперекор, вопреки
    Все пошло -
    Себеслужению
    Жизнь подчинили!
    Будто нам право
    Такое дано...
    -------------

    ЩИТ МОГУЧИЙ
    -----------
    Да будет Свет
    Над Миром дорогим!
    Златое Солнце
    Да прогонит тучи!
    На поругание
    Россию не дадим.
    Любовь и Радость -
    Щит могучий!
    -------------

  • Сергей Скородумов25-04-2020 00:04:01

    Уважаемая Елена!

    Огромное спасибо Вам за отзыв и за стихи!

  • Бойкова Татьяна25-04-2020 09:04:01

    Сергей Владимирович, спасибо за прекрасную статью о становлении Духовной революции в России не смотря ни на что, но главное за светлый образ Людмилы Васильевны, основной труженицы на поприще популяризации трудов семьи Рерихов и самого Учения Живой этики в России. Важным моментом является то, что в первые годы устройства и становления музея им. Рериха в усадьбе Лопухиных, Людмила Васильевна находилась в крепкой связи со Светославом Николаевичем и, если можно так сказать (полагаю многие поймут о чем я), под его руководством. Был заложен крепчайший Духовный фундамент и магнит Музейона им. Рерихов и МЦР. Кто еще до сих пор не понимает той роли, которую играла в распространении идей Живой Этки (неважно, что книги печатали в разных городах и организациях) и становлении духовности в стране - уверена, обязательно поймет это. Надо только откинуть все "если...", прислушаться к своему сердцу и сразу все станет ясным и понятным!
    Надо читать её статьи, слушать ее выступления и сразу начинает вырисовываться образ большого труженика, я бы даже сказала - духовного подвижника, особенно если учесть, что жизнь ее в этом плане не была усыпана розами - сколько за все годы существования МЦР и Музея при нем, было разного вида каверз и нападок против этой организации....

    Святослав Николаевич, конечно, с самого начала прозревал будущие трудности в работе Музея, Центра и поэтому напутствовал зарождающийся музей и РД страны:
    "«<...> Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия. При этом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность и чтобы всем в равной мере была обеспечена возможность работать с ним. Желание же отделений и различных центров иметь у себя какие-либо части наследия вполне можно удовлетворить постоянным нахождением некоторых экспозиций в поездке по рериховским центрам. Главным образом я советую Вам не стараться сделать все сразу и много, чтобы потом не было бы у людей разочарования. Лучше начать понемногу, и дело пойдет само собой. Будьте упорны и настойчивы и храните единство в своих рядах. И каждый день стремитесь сделать cегодня что-то лучше, чем Вы это делали вчера».
    Из обращение С.Н. Рериха к членам правления Советского Фонда Рерихов, 28 ноября 1989 г."

    Поэтому тем, кто работал эти годы с Людмилой Васильевной, чья подвижническая деятельность проходила перед их глазами, необходимо больше рассказывать об этом, вот как сделал это в своей замечательной статье Сергей Владимирович.

    Хочу поделиться с вами, друзья строчками письма П.Ф. Беликова, относящимися к Людмиле Васильевне:
    "... Замечателен сон Л.В. Шапошниковой Л.В., читая "Надземное", увидела сон: В комнату вошел Ю.Н. и протянул ей рукопись со словами, которые она отчетливо запомнила: Земля трескаться будет - не потеряйте. Вода течь будет - не потеряйте. Огонь полыхать будет - сохраните…". Как её, так и Ваше приближение к Делу Е.И. и Н.К. показательны, как пример носителей Поручения. Именно в этих случаях бывают Озарения и яркие Указы, но всегда несколько символического характера. Ведь только самозванцы хвастают тем, что выполняют конкретные указания Вел. Учителей. Но Учителя никогда не нарушают Законов Жизни и не Возлагают Поручений на тех, кто способен действовать и продвигаться в будущее лишь держась рукой за полу Их хитонов... Высшая помощь - есть Знак, который нужно суметь прочесть. Возможность, которой надо суметь воспользоваться. Задание, которое подводится к человеку, но должно быть решаемо им самим..." (Из письма П.Ф. Беликова от 17.10.1973 г.)
    Да, именно так даются знаки Свыше. Нашей прекрасной стране в третий раз оказана помощь Свыше...! Очень хочу верить, что в этот раз руководство нашей страны не отринет её в третий, и если судить по народным приметам - в последний раз. Ведь на Россию вся надежда мира! Мы не имеем права не оправдать надежд Учителей.

    Еще очень многое можно было бы написать, как то, например, что даже в самих книгах Учения Елене Ивановне был дан намек о подходе в будущем ученицы-сотрудницы, которая продолжит Дело несения Учения человечеству...

    Но я остановлюсь на этом и еще раз выражу огромную благодарность автору за эту статью.

  • Светлана25-04-2020 11:38:01

    Сергей, благодарю. Присоединяюсь ко всем комментаторам, чтобы не повторяться. С трепетным уважением и признательностью отношусь к Людмиле Васильевне Шапошниковой, всю жизнь трудившейся на благо России и всего мира. Многогранная творческая Личность, мужественная Женщина, просто хороший и светлый Человек!

  • Сергей Скородумов26-04-2020 02:00:01

    Уважаемая Татьяна Николаевна!

    От всего сердца благодарю Вас за Ваш комментарий и за публикацию моей статьи на портале «Адамант»!

    Мне давно хотелось собрать сведения о высокой оценке деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой. Такая информация есть, но она рассыпана по многим книгам. И это, пожалуй, тема отдельной статьи.

    Пока приведу два фрагмента из писем Елены Ивановны Рерих Святославу Николаевичу:

    «Сотрудничество с Другом так важно. Будет ближайшим сотрудником и во многом. Яви ему доверие. Cказано: «Сын сотрудничает со Мною, и Я страстно помогу ему. Новая помощь придет скоро и оявится с новым Другом»» (Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IX (1951-1955). М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 535).

    «По-прежнему имею подтверждение о твоем успехе во всем и жду с нетерпением появления Друга. Cказано, сам подойдет и скоро. Конечно, это «скоро» не всегда совпадает с нашим пониманием, но, во всяком случае, все ранее Сказанное подтверждается, ибо ты сотрудничаешь с В[еликим] Вл[адыкой]» (Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IX (1951-1955). М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 539).

    А вот как описывает сама Людмила Васильевна свою первую встречу со Святославом Николаевичем Рерихом:

    «Мы стояли на ступенях, ведущих на веранду дома, когда к нам вышел сам Святослав Николаевич. Семен Иванович возник перед ним со словами: «Рад вас видеть!» – но был довольно резко прерван хозяином: «Это что такое? Почему так поздно?!» Я стояла за спиной у Тюляева ни жива ни мертва, думая о том, что втянула его в это дело, а теперь его могут просто спустить с лестницы!

    И я шагнула вперед со словами: «Здравствуйте! Я – Шапошникова!» Сказав это, я поняла, что ничего глупее произнести было нельзя, и застыла, ожидая развязки. Рерих быстро взглянул на меня и сказал: «Да, я вас ждал, входите!» Вот так состоялось наше знакомство. Он повел меня в свою студию, где мы проговорили всю ночь, до четырех утра». (Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!» // Научная Россия. 19.10.2015)

    Достаточно открыть и прочесть книги Людмилы Васильевны, чтобы почувствовать, какой удивительный человек был рядом с нами. Сейчас эти книги являются путеводной звездой для многих людей, изучающих философию Живой Этики. Таковыми они останутся и в будущем.


    Администратор

    Кто хочет прочесть это последнее интервью Людмилы Васильевны, ссылка на статью "Людмила Шапошникова: «Культура далжна стать национальной идеей!»" сейчас дана в бегущей строке нашего портала.

  • Сергей Скородумов26-04-2020 02:02:01

    Уважаемая Светлана!

    Очень благодарен Вам за отзыв! Огромное спасибо!

  • Майя Мартолина26-04-2020 02:05:01

    От чистого сердца поблагодарим Сергея Владимировича за превосходную, весомую статью "Творчество Л.В. Шапошниковой в энергетическом пространстве Русской Культуры" и светлых авторов чудесных строк о статье...
    Данная публикация автора -- щедрый дар выдающемуся подвижнику Духа -- Людмиле Васильевне Шапошниковой!
    Подкупает оптимистический настрой Сергея Скородумова в неизбежной победе сил Света над тьмой невежества.
    Поистине, будет Свет в конце туннеля.
    Об этом же пламенные строки Александра Блока:

    И тогда -- в гремящей сфере
    Небывалого огня --
    Светлый меч нам вскороет двери
    Ослепительного дня!

    Да будет Свет!
    Да будет так!

  • Сергей Скородумов26-04-2020 18:01:01

    Уважаемая Майя!

    Благодарю Вас от всей души за отзыв и за прекрасные строки А.Блока! Так все и будет! Но чтобы увидеть Свет, туннель необходимо пройти.

    Источником оптимизма для всех нас является философия Живой Этики. Привожу один из моих любимых параграфов:

    Аум. 162
    Тьма конечна и Свет явлен беспредельно. Каждый, кто знает эту простейшую истину, уже непобедим. Могут быть допущения о Свете слабом и о тьме великой – тогда победа невозможна. Сколько бы ни дать маловеру, он потопит все в океане тьмы. Так возьмем оружие Света, как вернейшее.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Людмила Васильевна Шапошникова »