«АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Михаил Задорнов. Воспоминания о Ленине. Клара Цеткин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Трансмутация сознания как путь к духовному человеку. Н.В. Башкова


«Дух преображает сознание в явление всевмещения».
(Беспредельность, п. 108.)

 

Проблема преображения человека в новое духовное существо, наделяемое атрибутами бессмертия, нравственной чистоты, полноты знания и духовного могущества, привлекала мыслителей от древности до наших дней. Индийские Упанишады утверждали преображение земного смертного человека путём слияния с высшей абсолютной реальностью; буддизм выдвинул концепцию восьмеричного благородного пути к достижению Нирваны, высшего состояния человеческого сознания, очищенного от преходящих элементов; ко второму духовному рождению подготавливали человека через посвящение в мистерии в древнем Египте, Вавилонии, Греции и Риме. Подвижники первых веков христианства (Афанасий Великий и др.) утверждали идею "обóжения" человека, т.е. его одухотворения и соединения с Богом как истинным бытием. Изменяясь в веках по форме, но не по сути, проблема преображения человека получила дальнейшее развитие и в XIX-XX веках. К её реализации была направлена духовная практика индийского подвижника Шри Рамакришны. Она нашла отражение в трудах многих русских философов. Так, В.С. Соловьёв выдвинул идею "богочеловечества" как более высокой стадии развития человечества. С естественнонаучных позиций к рассмотрению этой проблемы приближались К.Э. Циолковский (концепция "терминальной эры человечества" в особом лучистом состоянии материи), Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.К. Манеев и др.

 

Нравственно-философская система Учения Жизни, представленная такими именами, как Е.П. Блаватская (1831-1891), Ф. Ла Дью (1849-1922), Е.И. Рерих (1879-1955), Н.К. Рерих (1874-1947) и Б.Н. Абрамов (1897-1972), выделяется на фоне философских и научных учений XIX-XX веков тем, что выдвигает положение о глобальной космической эволюции, последовательно и глубоко разрабатывает концепцию трансмутации человеческого существа, восходящего на качественно новую эволюционную ступень.

 

Преображение человека рассматривается в Учении Жизни как течение двух взаимосвязанных процессов:

  • трансмутация человеческого сознания, существующего как автономная полевая структура;
  • трансформация физической оболочки (тела) человека в направлении утончения её материальной структуры и расширения её спектра чувствительности.

 

Приоритетное значение в Учении отдано первому процессу как порождающему причины, ведущие к дальнейшим изменениям во всей антропологической структуре.

 

Согласно философской концепции Учения, любая форма жизни в мироздании от атома до звезды содержит в себе духовное ядро или, выражаясь языком Учения, "зерно духа" как отражение Абсолютного трансцендентного начала. Дух, проявляясь в материи, устремляется к выявлению высших имманентных функций и свойств, что возможно лишь через утончение и одухотворение материи. Это взаимодействие порождает сознание, развивающееся от менее к более совершенным формам жизни. "Дух и материя, — утверждается в Учении, — утончаются в едином порыве к достижению высшего огненного сознания" [1, п. 227]. Обобщим это положение в краткой схеме:

  • Духовное ядро ( "зерно духа" )
  • Сознание
  • Материальная форма

 

Духовное ядро по природе своей неизменно, тогда как "космическая форма вечно обновляется" [2, п. 470]. "Сознание содержит в себе, — отмечается в Учении, — все следы пройденных жизней, отпечатки каждого проявления" [1, 227]. Развитие сознания способствует последующему проявлению потенциальных свойств и качеств зерна духа. Так, на человеческом этапе эволюции становится возможным выявление и развитие свойств самосознания и разума. Дальнейшая эволюция человека непосредственно зависит от накоплений высокой психической энергии его сознания в циклах земных жизнерождений.

 

То, что называют нравственными, а также познавательными, волевыми и др. качествами личности, в Учении Жизни трактуется как наличие психической энергии определённой вибрации и напряжения. Именно высшие аспекты сознания притягиваются в силу магнитного созвучия к духовному ядру и ассимилируются им. Эти энергии создают своего рода оболочку вокруг зерна духа, способствуя выявлению его свойств.

 

Однако психическая энергия, заключающаяся в микрокосме, различна по своему качеству, что обусловлено многоуровневостью антропологической структуры. Так, на современном этапе развития в её состав входит мощный слой накоплений предыдущего животного этапа эволюции, которые в традиционной науке обозначаются более широким понятием "бессознательное". Животное начало в человеке является источником и средоточием эгоизма. Представление о себе как об эго, отделённом от целого сообщества, было прогрессивным достижением при завершении животной стадии эволюции. Однако на человеческом этапе это самостное представление при развивающемся разумном начале послужило основой проявления таких качеств человека, как враждебность, властолюбие, раздражительность, зависть и т.п. Скопление грубых, низких энергий в сознании человека ослабляет магнитную связь с духовным ядром. "Главное непонимание человечества, — подчёркивается в Учении, — в утверждённом несгармонизировании. Когда дух и облекающие его оболочки будут гармоничны, тогда человечество приблизится к космическому единению" [2, п. 472].

 

Именно очищение духовного ядра от "серых накоплений" [2, п. 521] самостного, животно-эгоистического начала лежит в основе первого этапа процесса трансмутации. Обособление низшего эго, погружение сознания в материальный мир с его ограниченными ценностями (богатство, власть, слава, карьеризм и т.п.) делает невозможным дальнейший процесс эволюции и ведёт в итоге к саморазрушению личности. Продвижение сознания происходит, по утверждению авторов Учения, "только трансмутацией своего эго" [2, п. 525]. Человек должен переместить центр актуального сознания и творческих импульсов из низшего эго в высшее духовное начало. "Подчинение низшего высшему лежит в основе Космоса"... — подчёркивается в Учении Жизни, однако "человечество подчиняет низшему то, что должно главенствовать. Когда высшее главенствует, тогда трансмутация низшего перерождается в свойство высшего разряда. Называя трансмутацию подчинением низшего высшему, Мы хотим утвердить сознание человечества в процессе продвижения к Беспредельности" [2, п. 115].

 

Явлению трансмутации противоположен процесс искажения и отступления в человеческом мышлении и деятельности от духовно-нравственных императивов, целей и идеалов, утверждаемых великими мыслителями человечества. Происходит регресс самого сознания человека, "слепнущего" и не воспринимающего влияние своего высшего начала. Такая деградация сознания выявляет прямо противоположный вектор, который в итоге ведёт не к преображению человека, а к его вырождению, "расчеловечиванию". Авторы Учения Жизни подчёркивают, что в современную эпоху процесс дискредитации духовных ценностей приобрёл особенно широкие масштабы. Именно он является глубинной причиной того глобального кризиса, в котором оказалось человечество на пороге XXI века.

 

Концепция эволюционной трансмутации Учения Жизни предполагает именно качественное преображение человеческого сознания в процессе последовательного восхождения его от менее к более совершенной ступени развития. Это не путь уничтожения низшей природы человека, ибо "творчество космическое не знает уничтожения" [2, п. 115]. Естественное течение процесса не предусматривает также разрушительных взрывов и потрясений (однако, они могут быть вызваны несоответствием энергетического потенциала человеческого сознания и трансмутирующих космических энергий). В основании процесса трансмутации лежит очищение, утончение и одухотворение всех проявлений ментально-психической деятельности человека.

 

Обозначим главные составляющие первого этапа — трансмутация низшей природы человека. Трансмутация нравственных качеств происходит путём замены низших, животно-эгоистических проявлений высокими, духовными качествами, имеющими принципиально иной источник происхождения в сознании человека. Динамику взаимодействия между ними можно проиллюстрировать с помощью следующего образа. Если представить сознание человека в виде химического раствора и добавить в него определённые ингредиенты, в качестве которых выступит, например, энергетическое влияние высших принципов в виде импульса даяния, общего блага и любви, то общий состав раствора закономерно преобразится, например, очистится и станет прозрачным. Нравственная трансмутация происходит по линии родственных противоположений; так, страх заменяется нарастанием энергии мужества, ненависть — любовью и дружелюбием, корысть — радостью даяния. Процесс трансмутации в данном случае представляет сознательное пробуждение и взращивание в себе положительных качеств сознания, которые оцениваются в Учении как ценные кристаллы высокой психической энергии. Не случайно на страницах Учения часто встречается сравнение микрокосма с химической лабораторией.

 

Психическая энергия человека утончается образом мышления. Нечёткое, хаотичное, автоматически-бессознательное течение мысли должно быть преобразовано и подчинено дисциплинирующему, упорядочивающему влиянию высшего начала. В Учении Жизни также обосновывается необходимость "трансмутации основ миропонимания" [1, п. 110], когда расширенное сознание станет вмещать все высшие понятия, ведущие к эволюции. К понятиям, уже звучавшим в нашем докладе, мы можем добавить и следующие: Общее Благо, Гармония, Красота, Единение, Служение и мн. др. Именно, "не колдовство, но знание, по мысли авторов Учения, — даст человеку путь преображения" [3, п. 357]. "Осознание синтеза ляжет, как ступень к преображению расы... Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни... Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии" [4, п. 325, 326]. Так, рассудок и интеллект должны быть преобразованы в явление духовного разума.

 

Волевое начало, будучи одухотворено и позитивно направлено, постепенно трансформируется "в бесконечное огненное устремление" [5, с. 413-414], выступающее в Учении движущей силой процесса трансмутации. Напитываемое духовным ядром, оно является показателем целостности, монолитности человеческого сознания, когда психическая деятельность полностью подчинена его высшему началу. "Только высшее притягивает высшее, — подчеркивается в Учении Жизни, — и где живёт только физическое устремление, там будет сообразное восприятие... И здесь принцип магнита" [2, п. 217]. Внешнее устремление к обладанию материальным миром вещей должно быть заменено устремлением "к сокровищу психо-жизни" [2, п. 211], которое каждый носит внутри своего существа.

 

Закон трансмутации находится в неразрывной связи с законом Кармы, или причинно-следственной связи, которая охватывает, по мысли авторов Учения Жизни, не только внешнюю материальную природу, но и психическую жизнь человека: "Обоюдный закон кармы и трансмутации... намечает эволюцию духа" [2, п. 462]. Карма устремляет дух к своему назначению. Кармические следствия направлены на трансмутацию сознания человека. "Когда дух не может устремиться изжить свои нагромождения, — утверждается в Учении, — он притягивает утверждённые препятствия" [2, п. 525], вынужденное преодоление которых и приводит к внутреннему изменению человека. Тогда как сознательное отношение к законам психической жизни ведёт человека к сознательному руководству эволюцией своего духа. Так, в Гранях Агни Йоги звучит призыв: "Пусть в сфере твоего микрокосма будут заложены кристаллы огненных зёрен, составляющих твою будущую карму, причин, сознательно закладываемых тобою для воплощения их в жизнь... Сам, волей своей, будешь управлять, пользуясь законом причинности, своею судьбой" [6, п. 202]. Из объекта воздействия космических законов человек превращается в субъекта, управляющего их действием.

 

Знание о трансмутации и карме отражено в религиозных понятиях чистилища и огненного ада. Однако чистилище, согласно Учению, человек проходит на Земле. Образ огненного ада соотносится с посмертным состоянием человека, не сумевшего трансмутировать грубые, низкие энергии, которые от соприкасания с тонкими космическими вибрациями вызывают мучительные, болезненные реакции сознания.

 

Более высокую ценность приобретают качества духовного восприятия и вмещения, обусловливающие полноту психической жизни человека. Под этим углом зрения наполняется новым смыслом понимание ответственности как принципа ответной вибрации, проявляющейся в сознании человека, способном на тонкое восприятие и вмещение. Эти качества получают особое значение на втором, более высоком, этапе трансмутации человеческого сознания, определяемом в Учении как "огненная трансмутация". Явление этого процесса знаменует начало качественно новой космической ступени эволюции человеческого существа. Для обобщения вышесказанного приведём слова Е.И. Рерих, где она отмечает следующие этапы духовного преображения человека: "Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который и примет нас под своё наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт" [5, с.372-373]. Особо подчеркнём, что второй этап трансмутации возможен только при руководстве высшего духовного Учителя, уже прошедшего этот духовный опыт.

 

Преображение человеческого духа названо "космическим преображением" [2, п. 108], прежде всего потому, что оно соответствует космическим ритмам и законам эволюции. В Учении Жизни подчёркивается, что трансмутация является глобальным процессом, охватывающим все сферы космического бытия. "...Космос находится в вечной огненной трансмутации, — утверждается в книгах Учения Жизни. — В этом законе общения с пространственным огнём и принципе обмена энергий содержится вся сущность бытия" [2, п. 425, 426]. "Только этот великий закон может двигать эволюцию" [2, п. 885]. Все отживающие, непрогрессирующие формы подлежат замене, и этот процесс в Космосе имеет свою цикличность и определённые сроки.

 

Трансмутирующей силой человеческого сознания выступают космические энергии высокого потенциала, которые обозначаются в Учении как "пространственный огонь". Утверждается: "Каждая ступень эволюции имеет свою новую энергию" [2, п. 667]. Гармоничное восприятие и вмещение мощных и утонченных в своём напряжении космических энергий являет важнейший механизм огненной трансмутации. Непринятие же огненных энергий, по убеждению авторов Учения, приведёт к массовым заболеваниям, в т. ч. и психическим, вымиранию населения планеты, к многочисленным природным катаклизмам и т.п. Пространственный огонь выявляет свой противоположный полюс как "огонь поядающий". Таким образом, жизненно важной задачей человечества выступает аккумуляция внутреннего огня духовности для гармоничной ассимиляции огня пространства.

 

Духовное ядро человеческого существа, как подчёркивается в Учении, всегда будет отзываться на течение высших космических энергий. Оно выступает своего рода связью между различными сферами бытия от плотно материальной до тонко-энергетических. "От импульса зерна духа, — пишут авторы Учения, — зависит устремление к развитию сознания" [2, п. 343]. "...Зерно духа напрягает устремление к сферам высшим" [2, п. 434].

 

Процесс ассимиляции космических энергий происходит, согласно Учению, через энергетические центры человека, находящиеся в эфирном двойнике его физического тела, а также имеющие соответствие в тонком теле, в котором человек пребывает после физической смерти. Условно центры разделяют на низшие и высшие, однако и низшие центры "дают при трансмутации [их Б.Н.В.] тончайшие и высочайшие напряжения" [1, п. 354]. "Центры Космоса, — утверждают авторы Учения, — равны центрам человека" [2, п. 200]. Так, человек отражает в своих энергетических центрах все функции и возможности, которые проявляются в Космосе. Главная трансмутирующая сила заключена в духовном центре Сердца, которое ассимилирует все устремлённые к нему космические энергии. Хранилищем воспринятых, трасмутированных энергий является центр Чаши, отложения которого собираются вокруг духовного ядра.

 

На современном этапе развития большинство людей в своей психической жизни, по утверждению авторов Учения, задействует лишь малую часть своих центров. Высшие же силы и способности человеческого сознания находятся лишь в потенциальном состоянии. Внутренняя психическая работа по совершенствованию сознания вызывает пробуждение и напряжение определённых энергетических центров человека. Так, говоря о трансмутации нравственных качеств, авторы Учения подчёркивают: "Нужно определённо указать начинающим о необходимости восполнения качеств, но в последовательности влечения. Огни сердца зажигают центры по индивидуальности" [8, п. 632]. Это положение служит основой принципа индивидуальности, исключающего внешнее навязывание и насилие в процессе духовной трансмутации. Подчеркнём, что нравственное качество трактуется в Учении как свойство психической энергии микрокосма. Вероятно, в будущем наука укажет соответствие проявления нравственного качества с определённым центром.

 

Огненная трансмутация центров включает определенные фазы: приоткрытие центров, возгорание их, собственно трансмутация центров. Причём, последняя фаза утверждается как непрерывный процесс, нарастающий в качестве напряжения. "...Для достижения высшей духовности, — отмечала Е.И. Рерих, — мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своём сублимированном или утончённом состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. ...Каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения" [7, с. 54-55].

 

Процесс трансмутации различных космических энергий центрами человека повышает качество напряжения его психической энергии, что естественно расширяет и качественно видоизменяет творческие способности человека, способствует раскрытию потенциала его духа. Отметим некоторые, особо значимые возможности преображенного человеческого духа.
— Трансмутированные огненные центры человека настолько увеличивают запас и качество напряжения его психической энергии, что он способен перемещать своё сознание в высокие тонкоматериальные сферы бытия, при сохраняющейся возможности жизни на физическом плане, т.е. достигает непрерывности самосознания.
— Человек становится способен к самостоятельному руководству эволюцией своего духа, т.е. предстаёт сознательным творцом своей кармы.
— Только при гармонизации всех энергий своего микрокосма, согласно Учению, становится возможным одоление внешних стихийных сил природы. Так творчество человека приобретает новую силу, качество и масштаб, что приближает его к исполнению космического предназначения как мыслителя и творца. При этом, утрачивается исключительность и необходимость технических приборов и аппаратов.
— Способность духовного, возвышающего влияния на других людей указывается в Учении как признак человека с расширенным сознанием. Человек с трансмутированными огненными центрами становится способен пробуждать соответствующие энергетические накопления в других людях, конечно, при взаимном созвучии. При этом, такой человек оказывает благотворное и гармонизирующее воздействие на всё окружающее в целом.

 

"Ковка духа так мощна, — утверждают авторы Учения, — что можно "трансформировать даже грубую оболочку" [2, п. 387], т.е. физическое тело человека. Его утончение является задачей будущих этапов эволюции человека. Этот процесс является одним из главных признаков сближения плотноматериального мира с близкими к нему слоями тонкого мира, что и явится следующей ступенью планетарной жизни человечества.

 

Все эти достижения человеческого духа не предстают такими фантастическими и невозможными, когда мы начинаем внимательно изучать законы и принципы психодинамики духа, изложенные в Учении Жизни и реализованные в процессе огненной трансмутации в земной жизни Е.И. Рерих. Она оставила уникальные записи, последовательно отражающие этот процесс, которые в будущем могут быть изучены и проверены на собственном опыте вдумчивыми исследователями.

 

В заключение подчеркнём, что концепция трансмутации человеческого сознания в Учении Жизни носит энергетический и космический характер. Этика же приобретает значение этики жизни, т.е. возможности продолжения самой жизни (выживания) при условии духовного перерождения человечества. Этика Учения Жизни представляет собой многоуровневую систему принципов и правил преображения человека. Позитивная, жизнеутверждающая концепция эволюционной трансмутации, на наш взгляд, служит основой противостояния разрушительной направленности низшей эгоистической природы человека, искажающей и ограничивающей все смысложизненные ценности и цели. Эта концепция является действенным путём выхода человечества из состояния современного глобального кризиса, путём, который утверждает подчинение внешних материальных ценностей целям высшей психической жизни человека, т.е. его духовно-космической эволюции.

 

Литература:
1. Учение Живой Этики. / Мир Огненный, ч. 3. - М.: МЦР, 1995.
2. Учение Живой Этики. / Беспредельность. - М.: МЦР, 1995.
3. Учение Живой Этики. / Знаки Агни Йоги. - М.:. МЦР, 1994.
4. Учение Живой Этики. / Иерархия. - М.: МЦР, 1995.
5. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. - Минск: ПРАМЕБ, 1992. Т.1.
6. Грани Агни Йоги. - Новосибирск: "ППК "Полиграфист", "Алгим", 1994. Т. 2.
7. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. - Минск: ПРАМЕБ, 1992. Т.2.

19.11.2012 16:20АВТОР: Н.В. Башкова | ПРОСМОТРОВ: 1367


ИСТОЧНИК: Российский междисциплинарный проект комплексных исследований



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Огненное преображение »