«АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Михаил Задорнов. Воспоминания о Ленине. Клара Цеткин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



FAQ по теософии. Теософия и теософическое общество.


Часто задаваемые вопросы

(неофициальный FAQ)

 

Международное Теософическое Общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Е. П. Блаватской (Россия) и Х. С. Олкоттом (США).

 

Три основные цели ТО заключаются в следующем:

1. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
2. Сравнительное изучение религий, науки и философии.
3. Исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека.

 

Девиз Общества — "Нет религии выше истины".

 

Теософию иногда называют новой религией или синкретическим учением. Так ли это?

Нет. Теософия была всегда, и это слово означает просто "божественное знание" или "божественная мудрость". Оно позаимствовано у александрийских философов и было выбрано как более близкое людям европейской культуры, поскольку имеет греческое происхождение. Санскритский его аналог — брахма-видья. В теософическом учении действительно можно найти элементы, присутствующие в самых разных религиях, но это так не потому, что оно было составлено из них, а потому что каждая религия несёт в себе что-то из Вневременной Мудрости (что было показано Е.П. Блаватской в книге "Разоблачённая Изида"). Если обратиться к эзотерическим доктринам, существующим внутри каждой религии, можно обнаружить, что хотя они и не тождественны, всё же они находятся гораздо ближе друг к другу, чем их внешние культы и вероучения. В теософической литературе можно встретить терминологию самых разных религий, так как в европейских языках нехватало терминов для передачи всех нужных понятий, однако некоторые из них удавалось передать терминологией, уже имеющейся в философских и религиозных учениях Европы, а для других пришлось заимствовать термины из восточных языков.

 

Также приходится иногда слышать, что теософия — это "необуддизм", тогда как некоторые буддисты заявляют, что это вовсе и не буддизм. Что вы на это ответите?

Одна из первых книг по теософии называлась "Эзотерический буддизм", и это неточное название породило недоразумения. Правильнее было сказать "будхизм" или "бодхизм", от "бодхи" — постижение, или мудрость. В то же время многие теософы считают, что буддизм является религией, в которой на настоящий момент больше всего сохранилось из первоначальных учений мудрости, и потому основатели Теософического Общества много сделали для возрождения буддизма в некоторых странах Азии, особенно на Шри-Ланке, поскольку буддизм — одна из немногих в наше время религий, которой практически удаётся научить своих последователей не привязываться к земным благам и не считать главным делом своей жизни "борьбу за существование", которая является самым плодовитым источником насилия и преступлений. Новообращённые буддисты иногда пренебрежительно относятся к Блаватской и её деятельности, но не таково мнение глубоко знающих буддизм, в частности Далай-ламы XIV, который ещё в Тибете ознакомился с её работами, а впоследствии даже написал предисловие к её книге "Голос Безмолвия".

 

Вы сказали, что теософия — "божественная мудрость". Но это слишком общее определение. Чем является теософия для конкретного человека, собравшего эту мудрость постичь?

Можно определить теософию и по-другому, если подходить со стороны изучающего. Теософия — это новый подход к познанию себя и окружающего мира, то есть синтез религии (традиционного наследия и разумной веры), философии (размышления, дедукции) и науки (экспериментального метода). Также это проведение в жизнь принципа братства и бескорыстия. Это не только уменьшает количество страданий в мире, но и расширяет наши способности познавать истину.

 

Общество Психических Исследований признало Блаватскую шарлатанкой, делавшей "чудеса" при помощи раздвижных стен и прочего реквизита. Как же можно верить ей в том, что касается философии?

Во-первых, убедительность философии в принципе не должна зависеть от того, совершал ли чудеса тот, кто её проповедует. Во-вторых, механические приспособления, о которых говорилось в докладе ОПИ, были изготовлены недоброжелателями в отсутствие Блаватской, но не были доведены до готовности и не могли действовать, чему было множество свидетелей. Весь доклад был основан на показаниях только одного человека, причём настроенного предвзято, в связи с чем через 100 лет ОПИ само дезавуировало этот доклад как необъективный.

 

Как вы отвечаете на основной вопрос философии? Что по-вашему первично — материя или дух?

Мы утверждаем, что есть единая реальность, противоположными полюсами проявления которой являются дух и материя. Таким образом, это можно назвать доктриной монизма. Блаватская писала, что все просвещённые люди — монисты, что было подтверждено и последующей практикой, так как убеждённым монистом был, например, Циолковский. С этой точки зрения материализм и идеализм можно назвать равными заблуждениями.

 

Правда ли, что теософы верят в реинкарнацию?

Большинство из них действительно верят в неё, но важно уточнить, что под ней подразумевается. Имеется в виду вовсе не переселение души человека в собаку или змею. Человек рассматривается как сложное существо, состоящее из семи принципов, или начал. Лишь высшие из них, имеющие более духовную природу и образующие "высшее я" человека, сохраняются, тогда как низшие после смерти распадаются. Таким образом, личность человека умирает, а для новой жизни рождается новая. Именно поэтому память прошлых жизней — редкость, а не общее правило. Однако все действительно полезные накопления каждой из жизней становятся достоянием "высшего я" (которое и есть истинный человек), поэтому, с одной стороны, всякий человек рождается с определёнными склонностями и чертами характера, а с другой стороны, ему приходится многому заново учиться.

 

Каковы ваши представления о загробной жизни?

Посмертные состояния очень разнятся и зависят от состояния сознания человека при жизни, хотя общий порядок для всех один. Человек после смерти проходит разные состояния, соответствующие разным его принципам, причём продолжительность и характер каждого из них зависит от того, насколько у него развит данный принцип и насколько сознателен он был в этом принципе при жизни. Например, если человек был весь поглощён желаниями, а абстрактный ум не развивал, то сразу же после смерти последует длительный и активный период существования в кама-локе (области желаний), где он испытает действие сил, запущенных его прежними желаниями, тогда как следующий период, связанный с ментальным уровнем, будет не так ярко выражен и скорее похож на бессознательный сон. Бессмертие, как утверждала Блаватская, есть ничто иное, как непрерывность сознания. Если человек при жизни научится быть сознательным в своих высших принципах, то после смерти пройдёт через все состояния без перерыва сознания, и станет осознавать все свои жизни как единую последовательность.

 

В работах Блаватской заметное место занимает учение о расах, в частности, много говорится об арийской. Не попахивает ли это расизмом, и как это совмещается с целями Теософического Общества?

Всё человечество в целом, как и отдельные люди, тоже проходит свои реинкарнации. Такие последовательные воплощения человечества и называются в теософии "расами" (в английском языке слово race имеет более широкое значение и может означить и "род", и "народ", и даже "людской род" вообще). Каждое такое воплощение ставит человечество на новый этап развития сознания, и в каждом из них развиваются наиболее подходящие для него тела. "Арийской расой" называется нынешний этап воплощения человечества. Этот термин происходит от санскритского "арья", благородный, и был не очень удачно заимствован из научной терминологии XIX века, поскольку впоследствии в совсем другом смысле использовался нацистами. Потому предпочтительнее пользоваться цифровой терминологией. Нынешняя раса — пятая в нынешнем цикле, который должны составить всего семь сменяющих друг друга рас.

 

Блаватская утверждала, что получила свои знания от неких Махатм. Кто они такие, и как вы можете доказать их существование?

Буквально "Махатма" значит просто "великая душа". По происхождению своему они такие же люди, как и мы, но несколько дальше продвинувшиеся в эволюции. Они прошли через весь человеческий опыт и поэтому больше не нуждаются в повторных воплощениях. Это лишь логично, что "человек разумный" — не самый последний этап эволюции, и как было их много до него, так должно быть их много и после него. А то, что не все люди видят их, вытекает из того же самого факта — например, далеко не все животные встречали людей и имеют представление об их природе. Более высокая ступень эволюции всегда труднодоступна для наблюдения и понимания со стороны более низкой. Есть и многочисленные свидетельства людей, видевших махатм, но никакие доказательства не могут убедить скептиков, в чём убедились ещё спириты в середине XIX в. Они придумывали самые изощрённые способы доказательства реальности спиритических феноменов, и поначалу скептики бывали поражены, но через неделю или две начинали сомневаться — а не стали ли мы жертвой галлюцинации?

 

Что вы можете сказать о Братстве махатм? Некоторые утверждают, что это некое тайное правительство и даже "мировая закулиса".

В первую очередь надо сказать, что братство — это не что-то такое, что создают подобно организации. Братство — это факт природы, а махатмы — те, кто постиг это на собственном опыте. Они достигли такого уровня сознания, на котором могут непосредственно ощущать единство всей жизни, и в частности, связь друг с другом, и именно поэтому они составляют братство. Братство махатм может влиять на мировые события, но не таким образом, как обычно думают. Тем, кто способен воспринять их идеи, они могут внушать их, но так, что идея появляется у человека наряду со всеми прочими имевшимися у него идеями. Если такой человек оценит эту идею, он может отдать ей предпочтение, но он делает это по собственной воле. Никакого давления или принуждения они не допускают.

 

Мы знаем, что есть культы, в которых к махатмам относятся как к богам и поклоняются им. Что вы на это скажете?

Сами махатмы были против такой практики и заявляли, что чтить можно лишь высший дух, частью которого является каждый. Махатмы — вовсе не боги, и иногда проявляют бытовую рассеянность, впрочем часто свойственную великим людям. Так один из них однажды положил важное письмо мимо сумки, оно упало на землю и было сжёвано козлом, из-за чего его пришлось потом восстанавливать при помощи оккультных сил.

 

Является ли Теософическое Общество религиозной организацией?

Нет, оно таковой не является (что было подтверждено решением американского суда), и тем более не является оно сектой, поскольку в нём состоят люди самых разных убеждений, как верующие, так и неверующие. Три основных цели общества есть единственное, что связывает его членов. В этом его можно уподобить разным научным обществам, члены которых могут придерживаться разных взглядов и гипотез, однако есть в нём и то, что роднит его с религиозными и духовными орденами — а именно братские чувства, испытываемые членами друг к другу.

 

Есть ли у Теософического Общества особая доктрина, которой оно учит?

Хотя фактически многие его члены придерживаются сходных взглядов, официально такой доктрины нет. Объясняя эту позицию, Блаватская писала, что у Общества нет собственной мудрости, которой оно должно придерживаться и учить, оно — лишь хранилище истин, данных великими провидцами и посвящёнными всех времён. Согласно резолюции, принятой генеральным советом Теософического Общества, нет такого учения или мнения, которое каким-либо образом связывало бы члена Общества. Признание трёх целей Общества есть единственное условие членства. Безусловных авторитетов нет, и никто не имеет права навязывать свое учение или мнение членам. Книги Блаватской, пользующиеся популярностью у членов общества, являют собой удачный пример работы согласно целям общества, но не являются его официальным вероучением. Членами общества написано множество книг, в которых могут быть по-иному расставлены акценты и присутствовать доктринальные расхождения с книгами Блаватской, однако при всей разнице в подходах и внешних формах суть остаётся той же самой. Каждый автор старается дать своё понимание Вневременной Мудрости. Примечательно, что многие из этих книг давно стали классическими и переиздаются коммерческими издательствами без всяких усилий со стороны Теософического Общества. Однако книги следует считать скорее рабочими инструментами в поиске истины, чем изложениями самой истины. Если книга пробуждает у читателя его собственное понимание и осознание, её можно считать полезной.

 

Многие утверждают, что никакое общество не может привести к истине, просветлению, Богу и т.д., и некоторые под этим предлогом даже вышли из Теософического Общества. Действительно ли от него может быть практическая польза?

Основатели Общества никогда и не утверждали, что Теософическое Общество может привести кого-то к просветлению. Но оно может помочь в устранении физических препятствий, что облегчит каждому его индивидуальный поиск истины, а также позволит искать истину сообща вместе с близкими по духу людьми. Часто на семинарах, проводимых Обществом, самыми интересными бывают не специально подготовленные выступления лекторов, а последующие обсуждения и живое общение. Кроме того, благодаря деятельности Общества люди получают лучшую возможность делиться полученными знаниями с теми, кто ещё не знаком с теософией.

 

Почему вы считаете, что нужно распространять теософию, и чем это отличается от проповедей и прозелитизма, практикующихся в сектах?

Распространение этих идей помогает создать более гуманное общество и достичь более братских отношений между людьми. Напомним, что в XIX веке, когда Теософическое Общество провозгласило братство без различия религий и рас, многие люди, называвшие себя цивилизованными, просто не считали негров за людей, при этом относя к "неграм" всех, чей цвет кожи был хоть немного темнее, и в том, что это теперь не так, есть заслуга и Теософического Общества. Кроме того, даже если абстрагироваться от вопроса, есть ли в теософическом учении какая-нибудь истина, опыт показывает, что так или иначе оно помогает людям легче относиться к трудностям жизни и легче встретить смерть. В то же время агрессивной пропаганды не ведётся, поскольку мы понимаем, что далеко не все люди в состоянии усвоить теософию, и в этом наше отличие от последователей догматических учений, мечтающих обратить в свою веру всех. Однако это не значит, что теософия предназначена только для интеллигенции или ограничена каким-то другим классом людей. Зачастую современная система образования оказывается как раз именно тем, что затрудняет понимание теософии, поскольку подавляет в человеке естественную интуицию. Теософическое Общество не так уж многочисленно, но влияние его главным образом непрямое, и иногда проявляется через творчество писателей, художников, композиторов и учёных, являющихся приверженцами теософии.

 

Последователи религий принимают определённые догматы на веру. Но разве не так же обстоит дело у вас?

Есть определённая разница между верой слепой и разумной. Многие теософы говорят, что когда им впервые попалась какая-нибудь книга по теософии, они поняли, что всегда чувствовали, что всё обстоит именно так, но раньше не могли это чётко сформулировать. Другие, интересуясь паранормальными явлениями и читая отчёты о них, приходящие из самых разных источников, обнаруживали, что они согласуются между собой и лучше всего укладываются именно в эту картину мира. Третьи, обладая от рождения экстрасенсорным восприятием, находили в теософической литературе описания и объяснения тех вещей, которые они видят каждый день. Дополнительное подтверждение эти люди получают, обмениваясь информацией. К тому же, теософия не предлагает окончательных выводов. Её положения должны рассматриваться лишь как гипотезы, пока дальнейшее изучение и размышление не даст им подтверждения. О своём главном труде, "Тайной доктрине", Блаватская говорила: "Подходите к "Т. Д." без какой-либо надежды на то, что из неё вы подчерпнёте окончательную истину бытия, и без каких-либо иных идей, кроме желания узнать самому, насколько далеко она сможет вести вас к Истине. Рассматривайте её изучение как один из способов развития того ума, которого иные занятия никогда и не затрагивали."

 

Не поступают ли теософы самонадеянно, пытаясь делиться своими знаниями, когда сами они ещё недавно приступили к изучению, и в сравнении с знаниями махатм их познания ничтожны?

Блаватская на этот вопрос отвечала, что ни один наш собрат не вправе бездействовать под предлогом того, что он слишком мало знает. Он может быть уверен в том, что всегда найдутся те, кто знает ещё меньше. Да и сам он не обнаружит собственного невежества, пока не попробует учить других. Кроме того, предела совершенству нет, и в космическом масштабе махатмы тоже являются всего лишь учениками.

 

Каково отношение Теософического Общества к политике?

Оно стоит вне политики. Его члены вольны заниматься политической деятельностью, но не должны делать этого от имени Общества. Одна из главных причин того, что Теософическое Общество воздерживается от политики, состоит в том, что социальное реформаторство малоэффективно, пока люди остаются теми же самыми. Можно заменить любого руководителя на человека с противоположными политическими взглядами, но если уровень его сознания такой же, дела пойдут не лучше, чем раньше. Поэтому разумнее употребить силы на духовное развитие людей. Благодаря такой позиции Теософическому Обществу, как правило, не препятствуют работать в странах с разными политическими режимами, хотя вот в СССР и нацистской Германии (и зависимых от них странах) оно было запрещено.

 

Говорят, что в Теософическом Обществе происходили расколы, и существуют разные общества с таким названием, кроме того, от него отделились некоторые организации, теперь называющиеся уже совсем по-другому. Как вы объясните это?

Теософическое Общество, как заметила ещё Блаватская, пока что очень несовершенный образчик всемирного братства, и его члены не святые — в лучшем случае это грешники, старающиеся исправиться, но и легко отступающие по причине личных слабостей. Некоторые из тех, кто был недоволен работой общества, пожелали отделиться. И хотя их критика иногда была справедлива, как правило, им не удавалось устранить замеченные ими недостатки, или же это достигалось ценой появления множества новых. Так, например, в большинстве организаций, отделившихся от Теософического Общества, изучается лишь какая-то определённая доктрина (пусть даже это учение Блаватской), а другие иногда объявляются определённо ошибочными, если не происками тёмных сил. Таким образом теряется главное — принцип братства и несектантский статус общества. Однако нужно сделать особую оговорку относительно теософических обществ, работающих в России. Они существуют отдельно от Международного Теософического Общества не из-за каких-то принципиальных разногласий, а по причине отсутствия в России секции Общества. Тем не менее, отдельные их члены в нём состоят, и можно надеяться, что в будущем эта раздробленность будет преодолена.

01.01.2008 03:00АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 1190


ИСТОЧНИК: Сайт Теософия в России (http://www.theosophy.ru)



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История мировой теософии »