М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама


Кухонный Двор отзывы покупателей о качестве и дизайне.

«Тайная Доктрина» - вершина теософской мудрости. Сергей Целух


 

 

Книга – покорившая мир

Елена Петровна Блаватская оставила нам большое литературное наследство, которое включает в себя статьи, письма, заметки, интервью, а главное – интереснейшие книги. Они удивляют, волнуют, некоторых раздражают, даже бесят, но без них наша жизнь была бы скучной и не полностью осознанной. Мировую славу ей принесли труды по философии, теософии, мистике, оккультизму, магии, и религии. Первым большим трудом Блаватской, всколыхнувшим мир, была «Разоблаченная Изида», солидный двухтомник, в котором сделан глубокий анализ различных религиозных учений и тайных наук Запада и Востока. В книге произведено сопоставление идей и достижений древности с достижениями ХІХ века, и убедительно показано, что истина - на стороне древних.

Главным же творением, как бы итогом огромного интеллектуального труда Е.П., явилась книга – «Тайная Доктрина», произведение, ставшее классическим по проблемам космоса, истории человечества, его умственной жизни, также скрытых его сил - оккультизма, эзотеризма и мистики, породившее много дискуссий в обществе. Книга имеет подзаголовок – «Синтез науки, религии и философии». Фактически, это был большой труд по эзотерической философии Востока, охватывающий становление и развитие мира за всю его историю. Мудрость Блаватской основана на мудрости Великих Гималайских Учителей, предвестников прогресса ХХ и ХХI веков. Огромный трехтомник «Тайной Доктрины» был бездонным кладезем разных знаний, составлявших вершину человеческой мудрости. «Тайная Доктрина», как мы поняли – это не вся Тайная Доктрина Востока, а всего небольшая её часть. Знаниями полной Доктрины, по признанию Блаватской, обладают лишь Великие Учителя Мудрости – Махатмы. Не трудно заметить, что истоки их знаний уходят в глубину не только нашей планеты, где наши старшие братья по разуму основали сказочную страну Шамбалу, но и солнечной системы. Их разум простирается дальше, к другим планетам, другим солнечным системам, где, возможно, жизнь имеет другие формы, величественные и более прекрасные, где отсутствуют болезни и смерть. Блаватская окунулась в это фантастическое царство с головой, и увидела в нем наше будущее. Поэтому смело говорит, что придет время, когда человек освоит другие планеты и другие солнечные системы, познает иную жизнь и объединится с Вселенским Разумом для нового созидания и вечной жизни.

Нет необходимости напоминать, что Блаватская была посланницей Восточных Учителей - Махатм, о которых западный мир понятия не имел. Махатмы – Учителя, Адепты, Великие Души, олицетворение мудрости и вершители многих наук, в том числе мистики, каббалы и эзотеризма. Они обитают в недоступных краях Гималаев, куда простым искателям приключений дорога закрыта. Это они, наши Учителя, передали часть своих знаний величайшим мыслителям и мудрецам всех времен и народов.

Перед Блаватской, как главным теософом, была поставлена конкретная задача – перевести сознание европейцев в иную плоскость с материализма - в идеализм и показать, что Мировой Дух – первичен, а Природа – вторична, хотя имеет одинаковую с ним силу. И доказать, что грубый материализм должен уступить место чарующей метафизике, магии, идеализму, наукам, свободным от догматического материализма. Разговоры материалистов о законах природы, жизни и смерти Блаватская считала не совсем правдивыми, перекрученными, поставленными с ног на голову. Они не давали пробиться новому мышлению, тормозили духовный прогресс. «Тайная Доктрина» должна продемонстрировать людям, что теософия – новое представление о развития Космоса, Земли и Человечества. Именно в ней заложен прочный фундамент наук будущего – космологии, философии, геронтологии, астрофизики, медицины, новой техники и Живой Этики. В ней заключены знания о развитии и взаимопомощи в Космосе, других мирах и солнечных системах, о цикличности, строгой закономерности всего происходящего, бесконечности жизни и бесконечных устремлениях всего сущего к усовершенствованию, Единству и Гармонии.

«Тайная Доктрина» подтвердила, что Единство – закон, на котором стоит весь мир: наука и культура, религия и философия. Она даёт представление о едином источнике знаний о том, откуда всё произошло и как распространилось; как проникли новые идеи в человеческое сознание, как они стремятся изменить мир и человека. Своими книгами, Блаватская делала революцию в материальном и духовном мире. Она смело вступила в полемику со всеми выдающимися учеными своего и будущего веков, философами, религиоведами, астрологами, физиками и химиками по разным вопросам бытия, подкрепляя свои идеи и теории выдержками из трудов древних авторов. Хотя для нас не новость, что в её трудах не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. В чём-то она ошибается, в чём-то не совсем последовательна, не всегда столь убедительна, как бы нам хотелось, в чём-то и перегибает палку. Но то, что «Тайной Доктриной» произведён глубокий переворот в человеческом сознании, сделан синтез древних учений Востока и Запада, их символики, затронут огромный круг проблем от Космоса до человека, даёт нам основание утверждать, что книга эта является мировым научно-популярным учебником человеческой мудрости.

И мы видим, что основу её составляют зашифрованные формулы двенадцати станц «Книги Дзиан», возраст которых более миллиона лет. В её времена их не видел никто, ни один ученый мира. А если бы и увидел, то развел бы руками: не смог бы ни прочесть из-за трудности языка, ни понять, о чём в ней повествуется. Нас удивляет работоспособность Елены Петровны. Ведь «Тайная Доктрина», насчитывающая более двух тысяч страниц, написана всего за два года, что является рекордом в мировой истории создания научных трактатов. Этого времени хватило бы только на переписку книг, а не на их творение, значит, произошло то, о чём так чистосердечно рассказала Блаватская в своей книге: произошло чудо.

Создание «Тайной Доктрины»

В августе 1882 года Махатма Кут Хуми написал в письме к Синнету: «Разве вы не видите, что всё, что вы находите в «Изиде», чуть обрисовано, едва набросано – ничего завершённого или полностью раскрытого. Ладно, время настало, но где работники для такой огромной задачи?» (1) (Письмо 72. «Письма Махатм»). Таким образом, у Учителей возникла мысль не столько переписать «Изиду», имеющую много существенных недостатков, сколько создать новую книгу, которая была бы стройнее, компактнее, с четко выраженной идеей и тематикой. Руководители Теософского общества определили, что новая книга будет издана в двадцати четырех частях, по семьдесят страниц каждая. Однако в январе 1885 года по указанию Махатмы Кута Хуми планы были изменены.

Получив указание, Елена Петровна надолго засела за письменный стол: дело набирало новые обороты. О работе Е.П.Б. над новой книгой сообщил в своем письме из Парижа весной 1884 года Джадж. Он пишет, что помогает Е.П. в работе над книгой, она будет называться «Тайная Доктрина», и что об её издании уже объявлено в журнале «Теософ». Бертрам Кейтли сообщает, что в начале 1887 года посетил Блаватскую в Остэнде. Она попросила его просмотреть рукописи новой работы под названием «Тайная Доктрина». При ознакомлении, Кейтли понял, что этой книге суждено стать «самым важным вкладом этого столетия в литературу об оккультизме». Хотя он сознавал, что предстоит тщательный пересмотр рукописи, трудное редактирование, прежде чем она будет представлена для публикации. При переезде Блаватской в Англию, обустройстве на новом месте (г. Мэйкот), она вручила доктору Арчибальду Кейтли (его дяде), и лично ему – Бертраму, окоченную на тот момент часть рукописи для прочтения, исправления пунктуации, языка, разных сносок, грамматических ошибок. Предлагала обращаться с этим трудом, как своим собственным.

«Мы оба, – пишет в своем отчете Б. Кейтли,– внимательно прочитали рукопись. Это была кипа бумаги, высотой с метр, исправили английский и пунктуацию, другие огрехи и заявили Блаватской, что книга носит хаотический характер. Ее нужно расположить по какому-то определенному плану, привязать к идеям, иначе получится еще одна «Разоблаченная Изида». На удивление, Блаватская послала их ко всем чертям, и велела поступать так, как они хотят. Б. Кейтли пишет: «Мы изложили перед ней свой план, который нам был подсказан характером самого предмета, а именно – сделать труд четырехтомным, при этом каждый том должен быть подразделяться на три части: 1) Станцы и комментарии к ним; 2) Символизм; 3) Наука. Далее, вместо того, чтобы сделать первый том, как она намеревалась, историей некоторых великих оккультистов, мы посоветовали ей последовать естественному порядку изложения. Начать с эволюции космоса, от нее перейти к эволюции человека, а затем, в третьем томе, заняться исторической частью, разобрав жизнь Великих оккультистов, и наконец, рассказать о практическом оккультизме в четвертом томе – если она вообще будет в состоянии его написать». (2) (Отчет Б. Кейтли о «Тайной Доктрине»).

План Арчибальда и Бертрама Кейтли Блаватская утвердила. Следующим шагом добросовестных помощников было распределить материал по космогонии и антропологии, которые составляют первые два тома. Это тоже было проделано без замечаний.

Но мы знаем, что архитектура грандиозного замысла находилась в руках нескольких человек – Гималайских Махатм, Великих Учителей Мудрости, направлявших Блаватскую на правильный путь. Об этом рассказывает сама Е.П.Б. «Каждое утро, – пишет она, – появляется новое место и новое событие. Я снова веду двойную жизнь. Учитель находит, что мне слишком трудно смотреть на астральный свет в работе над моей «Тайной Доктриной», находясь в сознании, и поэтому уже примерно две недели я наблюдаю все, что мне нужно, как бы во сне. Я вижу огромные, длинные рулоны бумаги, на которых все написано, и потом восстанавливаю все по памяти…» (3) (Письма Блаватской Синнету). Блаватская сообщает, что если ей надо было справиться и получить сведения из какой-нибудь книги, она концентрировала свой ум, чтобы создать астральную копию той книги, которая была нужна.

Доктор Вильгельм Хюббе-Шлейден, присутствующий в Вюрцбурге у Блаватской, оставил свидетельство об её работе над книгой. Он видел множество поправок и примечаний, сделанных синим карандашом, хорошо ему знакомым почерком Кута Хуми. Рукописи книги лежали на письменном столе, поэтому ему легко было всё запомнить. Доктор всё замечал и фиксировал на бумагу. Он спал на кушетке в её рабочей комнате. Кушетка стояла всего в нескольких шагах от письменного стола. Поэтому он хорошо помнит своё удивление, когда как-то утром обнаружил великое множество страниц, полного формата, исписанных синим карандашом. Листы лежали рядом со страницами, написанными самой Блаватской. Доктор был в неведении, каким образом попали туда эти страницы. То, что в комнату никто не входил, он знает точно: сон у него чуток.

История оставила нам свидетельства разных лиц, подтверждающих, как создавалась «Тайная Доктрина». Все они свидетельствуют, что авторами большинства статей были Великие Махатмы. Для установления истины, как создавалась эта книга, Чарльз Джонсон скрупулезно изучал почерки Махатм, принимавших участие в работе над этим фолиантом. В этом деле он не хотел допустить никакой ошибки. Джонсон установил, что синим карандашом пишет мужчина с мягким и ровным характером и великой силой воли. Он логически мыслит, незлобивый, готовый приложить все силы, чтобы сделать понятной свою мысль. Джонсон считает, что это почерк высококультурного и тактичного человека. Совсем иной был почерк у другого соавтора, писавшего красным. Его почерк – напористый, резкий, властный и сильный. Он похож на выбросы лавы из жерла вулкана. Для него первый автор – вода, а второй – огонь. История сохранила их имена – это Кут Хуми и Мориа. Кроме Махатм, у Блаватской было много и других помощников, все они трудились добросовестно, в поте лица, со знанием дела, причем работали днем и ночью, не жалуясь на усталость.

Исследователь «Тайной Доктрины», Бертрам Кейтли, сообщает, что цитаты для «Тайной Доктрины» брались из разных источников, которых в комнате Блаватской не было. Все редкостные книги находились в Британском музее, причем в единственном экземпляре, поэтому пользоваться ими не представлялось никакой возможности. Об этом он может засвидетельствовать под присягой. Все книги соответствовали своим авторам и своему назначению.

Значительный вклад в работе над книгой внес Э.Д. Фосетт, который дал Блаватской многие цитаты из своих научных трудов. Он же помогал проводить сверку рукописей и оккультных доктрин, взятых Блаватской из разных раритетов. Нельзя также умолчать о главном помощнике Е.П. в работе над книгой – полковнике Олькотте Г.С. Его знания, кропотливый труд, дружеское участие и поддержка, помогли Блаватской преодолеть все трудности, выпавшие на её долю. О его самоотверженном труде можно написать целую книгу. Позже, в статье «Мои книги», Блаватская расскажет, как около полудюжины теософов трудились над редактированием книги, помогая организовывать материал, исправлять несовершенный английский и готовить её к печати. Но, ни один из них не сможет сказать, – сообщает Е.П.Б., что «Тайная Доктрина», не её детище. Это её выстраданная, в муках рожденная, судьбоносная книга.

Суть «Тайной Доктрины»

«Тайная Доктрина» – главный труд Блаватской, вышла из печати в 1888 году. Первоначально она была издана в 2-х томах. Третий том вышел после ее смерти в 1897 году. Туда включены многие ранние статьи её, которые она, конечно, не поместила бы, не просмотрев их вновь и не пополнив их добавочными объяснениями.

Многое там неясно изложено и может вводить в заблуждение. Ведь и она постоянно узнавала и пополняла свои знания. Не все страницы Тайной Доктрины написаны исключительно под диктовку Великих Учителей.

В книге Блаватская излагает главные принципы эзотерической философии, не совсем раскрытые в «Разоблаченной Изиде», и показывает величие древних наук, их преимущество перед науками ХІХ века. Если в «Разоблаченной Изиде» главные вопросы Бытия, Космоса, личности, описаны несколько схематично, можно сказать – наспех, то в «Тайной Доктрине», все обдумано, обосновано и убедительно.

По словам Елены Петровны, «Тайная Доктрина» – всего лишь небольшой фрагмент эзотерического учения, охватывающего мир, Вселенную, со всеми видимыми и невидимыми законами, известными лишь Адептам. В ней содержится ровно столько информации, сколько сможет воспринять мир в грядущем столетии. Блаватская не претендует на Истину в последней инстанции; книга не откровение, не разоблачитель разных наук. «Тайная Доктрина» – это синтез многих наук, в ней также имеются три фундаментальных положения, четыре основных идеи, шесть нумерованных пунктов, пять доказанных фактов и десять пунктов, показывающих сущность «Разоблаченной Изиды». Помимо всех проблем, поставленных в книге, Блаватская выставляет на передний план главную идею – Единого во всём. Именно из него всё возникло, всё в нем существует, всё возвращается к своему началу. Не разобравшись с Единым, нельзя понять суть науки Теософии, других оккультных наук.

 

 

Тайная Доктрина устанавливает три базовых положения, которые являются главными. Первый: это Вечный и Бесконечный Принцип, о котором никакие рассуждения невозможны. Он выше человеческого разумения и любые попытки выразить его и сравнить с чем-то приводят к его умалению. Он есть Единый и Абсолютный во всем, Бесконечная и Вечная Причина всего что было, есть и когда-либо будет.

Второй: это Вечность Вселенной в целом, как периодической арены бесчисленных вселенных, проявляющих и исчезающих. Они свидетельствуют об абсолютном универсальном законе периодичности, приливов и отливов, нарастания и убывания, зафиксированных наукой во всех областях природы. Такое чередование распространяется на день и ночь, жизнь и смерть, сон и бодрствование и другие явления, что делает его одним из самых абсолютных и фундаментальных Законов Вселенной.

Третий: – это основополагающая тождественность всех душ с Мировой Сверх-Душой, которая является одним из аспектов Неведомого корня. Ни одна божественная душа не может иметь независимого существования, прежде чем не выполнит следующие требования: а) не пройдет через каждую первичную форму феноменального мира; б) не обретёт индивидуальность, контролируемую кармой.

Если читатель понял их и усвоил свет, который они проливают на каждую проблему жизни, то дальнейшие доказательства для него не нужны.

Блаватская выдвигает универсальную формулу космической эволюции. Она допускает, что переданная в станцах история космической эволюции – абстрактная формула всей эволюции. Начиная от первой станцы и заканчивая седьмой, Блаватская показывает пробуждение Вселенной, формирование её в семеричную иерархию сознательных Божественных Сил, образование многочисленных миров, в том числе одного из них, в котором мы живём, и заканчивает свой анализ нисхождением жизни до появления человека.

Используя древние источники, Блаватская разъясняет, что во Вселенной всё взаимосвязано, наделено сознанием, включая одушевлённые предметы и не одушевлённые. Для эзотерической философии нет «мертвой» или «слепой» материи, любая материя жива и дышит. Она наделена сознанием. Следовательно, мир – это разнообразие жизни во всех её проявлениях. Вселенная создается и направляется изнутри наружу. Как вверху, так и внизу, как на небе, так и на земле, и человек – микрокосм, миниатюрная копия макрокосма, есть живое свидетельство этому вселенскому закону и образу его действий. Весь Космос управляется, контролируется и одушевляется бесконечными рядами иерархий сознательных существ, каждая из которых имеет собственное предназначение. Все они есть исполнители законов Кармы и Космоса. Они не являются чистыми духами, каждое из них было человеком в предыдущих манвантаврах. Характерно, что Елена Петровна в своем труде постоянно возвеличивает человека, наделяет его разумом, силами, волей, способностью создать новое Государство или Общество Равных, в котором человеческая жизнь преобразуется и станет равной Раю Небесному.

В Предисловии к «Тайной Доктрине» Блаватская пишет: «Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов», и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации». (4) («Тайная Доктрина», т.1, стр. 19). Блаватская подчеркивает, что её труд выполнен в служении человечеству, и человечеством же и будущими поколениями должен быть судим.

Мы видим, что в данной книге поднято столько проблем, сколько может охватить наш пытливый разум, и знаем, что для их разрешения понадобится не одно столетие. Остановимся лишь на одной из них, это «Эволюция циклов и Карма». Она интересна для нас потому, что освещает вопросы Кармы, того учения, которое принято всеми последователями древних религий Востока. Основой их философии является то, что каждое существо, каждая тварь на земле, какая бы она ни была ничтожна и мала, есть бессмертная частица бессмертной материи. Главное в том, что все подлежит Карме. «Замените это слово Богом, – пишет Блаватская, – и это станет аксиомой». Говоря о человеке, как свободной личности, способной соткать вокруг себя чистую одежду праведника, Е.П.Б. приводит изречение древних, что «Наша судьба начертана на звездах», хотя добавляет, что «человек – свободный деятель во время своего пребывания на Земле». Свободный, говорим мы, и деятель, но не полностью. Мы не может избежать руководящей роли Судьбы, хотя имеем выбор двух путей, ведущих нас в глубину Бытия. Человек может достичь предела счастья или предела несчастья, если оно ему предназначено: либо быть в чистых одеждах праведника, либо в запятнанных одеждах зла. Существуют внутренние и внешние условия, влияющие на решения и поступки человека. Хотя силой своей воли человек может изменить их.

Кто верит в Карму, подчеркивает Блаватская, должен верить в Судьбу, которую от рождения до смерти каждый из нас ткет нить за нитью вокруг себя, как паук свою пряжу. И эта судьба направляется или небесным гласом невидимого Прототипа, или астральным, или нашим внутренним «Я». Когда последняя нить соткана, и человек как бы обернут в своих деяниях, он видит себя всецело во власти судьбы, им самим сложенной. И тогда он всецело зависит от её решения. Не Карма карает и награждает человека, а человек сам награждает или карает себя, своими поступками, своим образом жизни.

Новые положения в антропогенезе

«Тайная Доктрина» произвела революцию в антропогенезе. В связи с эволюцией человека, книга Блаватской выдвигает три новых положения, полностью расходящихся как с современной наукой, так и существующими религиозными догмами. Назовём их. Первая: это одновременная эволюция семи человеческих групп в семи различных частях нашей планеты. Вторая: рождение астрального тела перед физическим, причём первое служит моделью для второго. И третья: предшествование в этом Круге человека всем млекопитающим. Блаватская называет четыре великих расы, которые были предшественниками нашей арийской расы. У этих четырех рас было много архаических и эзотерических названий. Они менялись в соответствии с языком народа, названого в древних писаниях. ЕПБ называет материки, на которых развивались Расы:

 

1) Несокрушимая священная страна. Данное название основано на том утверждении, что эта «Несокрушимая священная страна» никогда не разделяла судьбу остальных материков. Она единственная из всех, которой суждено существовать от начала до конца манвантары, на протяжении каждого круга.

 

2) Гиперборея. Так называется второй материк и страна, что простиралась в южном и западном направлениях от северного полюса. Остатки этого материка известны ныне как Северная Азия.

 

3) Лемурия. Такое название дано третьему материку. Материк включал в себя часть областей нынешней Африки. В основном этот гигантский континент, простиравшийся от Индийского океана до Австралии, целиком погрузился под воды Тихого океана.

 

4) Атлантида – четвёртый материк. Он был бы первой исторической страной, о которой у нас есть некоторые знания. Впервые Атлантида упоминается в книге Платона «Государство», там же дана характеристика этой стране.

 

5) Европа. Фактически, пятым материком была Америка. Но, так как она расположена в противоположном полушарии, то индоарийские оккультисты называют пятым материком современные ей Европу и Малую Азию. Поскольку последовательность материков рассматривается Блаватской в порядке эволюции рас, от Первой до Пятой, нашей арийской коренной расы, то Европу следует считать – Пятым большим материком. (6).

 

Человеческие расы, по представлению Блаватской, рождаются одна от другой. Е,П,Б. говорила: "Нет ни ПОЯВЛЕНИЯ, ни ИСЧЕЗНОВЕНИЯ, а есть лишь вечное СТАНОВЛЕНИЕ". Четвёртая Коренная Раса существует до сих пор. Так же обстоит дело и с Третьей, и со Второй, и с Первой, поскольку можно наблюдать их проявления на нашем теперешнем материальном плане». (8) Если современная наука, а за ней и философия не оспаривают того, что человеческое семейство состоит из разных, чётко определённых типов и рас, то лишь потому, что отрицать это невозможно. Е.П. не верит, что найдётся такой человек, который станет утверждать, что нет никакой внешней разницы между англичанином, африканским негром, японцем или китайцем. Ей непонятны мотивы некоторых натуралистов, отрицающих формирование смешанных человеческих рас в наши дни. Она не верит их утверждениям, что в будущем, человечеству не предстоят никакие перемены. Для неё такая теория абсурдна и недоказуема. Наоборот, говорит она, человечество изменится в лучшую сторону: не будет жестокости, насилия, тюрем и преждевременных смертей.

Мировое зло выходит из подполья

Е.П. Блаватская выводит на арену мировой истории злого духа – Люцифера. В древности Люцифер, или Люциферус, было имя Ангельского Существа, возглавлявшего свет истины, как и свет дня. Люцифер есть Логос в своём высшем аспекте, и «Противник» в низшем. Оба эти аспекта отражены в нашем сознании, в самом Эго. Легенда о падших ангелах в том виде, как она изложена во многих учениях, распространённых на западе, отражает Космический Закон эволюции высочайших Существ Света в телах людей. Физический проявленный мир не может быть предоставлен самому себе, он не может существовать автономно от всего Творения. И в силу большого присутствия сил хаоса в проявленном мире, он требует постоянной заботы и опеки со стороны высших проявленных миров этой Вселенной. Процесс схождения Высших Духов в тела людей является необходимым этапом эволюционного развития. Миллионы лет назад произошло схождение в тела людей Земли ангелов или высших Существ Света, которые наделили человека разумом и вошли в состав его Высшего тела.

 

В «Тайной доктрине» мы узнаём, что Сатана, или Красный Огненный Дракон, Демон и Люцифер, или Светоносец, находится в нас самих: это наш ум, наш искуситель и искупитель, наш разумный освободитель и спаситель от чистой животности. Без этого принципа – эманации самой сущности чистого божественного Разума, излучающейся непосредственно из Божественного Разума, — мы, несомненно, были бы не лучше животных. «Падшие Ангелы», – говорит Блаватская, – это всё человечество. Демон гордости, похоти, возмущения и ненависти до появления бытия, физического и сознательного человека, не имел для себя места. Именно человек породил и вскормил этого врага и позволил ему поселиться в своем сердце. Он обесчестил и осквернил Бога, пребывающего в нём самом. Если каббалистическое изречение «Демон есть инверсия Бога» находит себе метафизическое подтверждение в двойственности самой Природы, то практическое применение этого нечистого, встречается лишь в самом человеке. «Тайная Доктрина» доказывает, что Ангелы небесные тождественны с их падшими душами. Все они были в доисторические времена людьми и душами своих носителей.

 

Тем не менее, Люцифер действительно был одним из восьми Сынов Света, пришедших с Высших планет на нашу Землю и воплощавшихся в различных расах для ускорения умственного развития человечества. Падение Люцифера началось со времён Атлантиды. Его падение состояло в том, что он пошёл против закона эволюции, или Воли Космоса. В конце Третьей Расы произошло разделение людей на два класса – «Сыны Ночи» или Тьмы и «Сыны Солнца» или Света. Их предводителем и стал Люцифер. Это произошло следующим образом. «Каждый, будучи одарён божественными силами и, чувствуя в себе самом своего внутреннего Бога, сознавал, что по природе он Богочеловек, хотя и животное в своей физической самости. Борьба между этими двумя естествами началась с самого дня вкушения ими плода Древа Мудрости; борьба за жизнь между духовным и психическим, психическим и физическим. Те, кто победили низшие «принципы», усмирив свою плоть, присоединились к «Сынам Света»; те же, кто пал жертвою своих низших природ, стали рабами Материи. Из «Сыновей Света и Разума» они окончили тем, что стали «Сынами Тьмы». Они пали в борьбе смертной жизни с Жизнью Бессмертной, и все, павшие так, стали семенем грядущих поколении атлантов.

<…> Таким образом, первые расы атлантов, рождённые на материке Лемурии, разделились, начиная от своих самых ранних племен, на праведных и неправедных; на тех, кто поклонялся единому невидимому Духу Природы, Луч которого человек чувствует в себе, – или пантеистов, и на тех, кто оказывал фанатичное поклонение духам Земли, тёмным, космическим, антропоморфированным Силам, с которыми они заключили союз». (ТД2.ч.I.Комментарии, Станца X, стих 40-42)

Елена Ивановна Рерих, переводившая по указанию Учителя «Тайную Доктрину» на русский язык, писала: «Как сказано, ведь «борьба отчаяния переменила Носителя Света, и его рубиновая аура наполнилась алым заревом. Последователи его, поистине, начали прибегать к постыдным средствам, которые лишь задерживают сроки, но не исчерпывают судьбу ». (18.01.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)

«Великая битва в четвёртой расе между Сынами Света и сынами тьмы, упоминаемая во всех древних традициях, ярко отметила эту великую драму нашей планеты. Драму в том, что Люцифер, по космическому праву, является истинным Хозяином нашей Земли. Зерно духа его в потенциале своём заключает все энергии, заложенные в ядре нашей планеты, потому можно легко представить себе, как знает Хозяин Земли недра её и как подчинены ему все энергии её. Тогда как другие Великие Сыны Света, прибывшие на нашу планету, принадлежат к более высоким Мирам. Наивысший среди Них принял ответственность за планету. Он стоит на несменном Дозоре». (28.12.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)

 

«Тайная Доктрина» была принята обществом восторженно. Особенно ликовали теософы и их сторонники – поклонники восточной мудрости и тайных наук. Они называли эту книгу «эпохальной», «гениальной», «книгой века» и такой, что станет «образцом мудрости для других поколений». Большинство газет Европы, Азиатских стран, Америки писали о величайшем феномене, созданном русской женщиной, теософом, издавшей такую эпохальную книгу. Труд Блаватской оценивался очень высоко. Но, то были лишь газетные заметки и небольшие статейки. Солидных статей, где бы подробно анализировались главные проблемы книги, ни в газетах, ни в журналах не было. Книга оказалась не по зубам ни позитивистам, ни богословам, ни самим теософам. Все они дружно молчали.

«Критик» «Тайной Доктрины» получил по зубам

После хвалебных од, произнесенных в адрес Блаватской с выходом «Тайной Доктрины, нашлись «знатоки», поставившие под сомнение не только знания, но и саму порядочность автора в столь глубоких вопросах Бытия. Например, В 1893 году некто У. Э. Коулман предпринял попытку доказать, что книги Блаватской, особенно «Тайная Доктрина» – сплошной плагиат. Критик утверждал, что за три последних года проделал «более или менее исчерпывающий анализ» сочинений мадам Блаватской и проследил источники, из которых она заимствовала свои цитаты, библиографию и разные сноски. Коулман заявил, что, обильно цитируя авторитеты, как прошлого, так и настоящего, Блаватская пытается представить себя «невероятно начитанным человеком с обширной эрудицией», хотя в действительности «была полная невежда во всех областях знания». Более того, дотошный критик стал утверждать, что основной материал «Тайной Доктрины» Блаватская взяла из двух источников: перевода «Вишну Пураны», сделанного Уилсоном, и «Мировой Жизни» Александра Уинчелла, профессора геологии и палеонтологии Мичиганского университета. Однако, когда текст «Мировой Жизни» был сопоставлен с текстом «ТД», то удалось отыскать лишь несколько заимствований без ссылок на вторичный источник. И не семьдесят, как утверждал Коулман, а всего шесть. В примечаниях к английскому изданию эти шесть мест подробно описаны. В трёх из них излагаются конкретные взгляды Левкипа и Демокрита, Кеплера и Эмпедокла, и факты из современной астрономии. В двух заимствованиях, Блаватская даёт ссылку на первоисточник, цитируемый Уинчеллом. Ещё в одном случае, где две цитаты из Уинчелла даны без ссылок на него, сам он и его книга упоминаются в начале и конце Тайной Доктрины. Так что доводы дотошного критика У.Э. Коулмана, на поверку оказались несостоятельными. (7).

 

Скептически, если не сказать больше, отнеслась к «Тайной Доктрине» и академическая наука. Учёные не столько критиковали книгу, сколько старалась не замечать её. Одним словом – большинство из них набрали в рот воды. Для Елены Петровны молчание «мудрецов» было хуже смерти. Она никак не могла поверить, что ее фундаментальный труд остался на обочине развития научной и философской мысли. И это на исходе 19 столетия. Даже её друзья и коллеги не могли понять, почему маститые учёные, которых она знала, с которыми вела переписку, не сказали о книге ни единого слова: ни положительного, ни отрицательного. Оказывается, причин для молчания было предостаточно. Первой из них было то, что эзотерическая направленность теософской доктрины и её восторженное отношение к оккультной мудрости – мистицизму, оккультизму, эзотеризму, другим тайным наукам, совершенно не вписывались в академическую научную парадигму. Господствующий культ материи и «позитивного» знания не годился для осмысления книги Блаватской. Не секрет, что Западная наука и философия с самого начала Нового времени развивалась под лозунгом борьбы с метафизикой, идеализмом и догматической теологией прошлых столетий. Мир классической науки был до удивления прост: все подчинялось материализму и механицизму. А мир тайных знаний, оккультистов и эзотеристов, был за чертой их разума.

 

«Тайная Доктрина», насквозь пропитана тайными науками, метафизическими идеями, которые взрывали всякий механицизм и грубый материализм. Признать первичным духовное начало, а материальное – вторичным, для них было страшнее катастрофы. Книга Блаватской реабилитировала все духовные истины, находившиеся в гонении, она расчищала путь для скрытых, непознанных духовных сил мироздания и наносила тяжелый удар по апологетам классических научных теорий. Позже, как мы знаем, наука подтвердит многие философские и научные предвидения Махатм. Ведь не случайно многие учёные, в том числе и Альберт Эйнштейн, будут постоянно обращаться к идеям «Тайной Доктрины», которые станут созвучными их собственным идеям. Но главное было в ином – теософская картина мира противоречила главным постулатам правящей идеологии.

 

Во-вторых, «Тайная Доктрина» оказалась слишком сложной для восприятия узких специалистов, не имеющих понятия об обширных знаниях восточной философии, истории, религии, других наук. Их западное образование не вписывалось в Восточную мифологию, культуру, науку и искусство. Оккультизм, каббала, магия – для европейской науки были страшными словами и врагами. Книга оказалась очень трудной и для самих теософов, знатоков тайных наук. Некоторые учёные даже пытались писать комментарии на эту книгу, адаптировать её к популярному изложению, но орех оказался не по зубам: «Тайная Доктрина» оставалась книгой за семью печатями. Блаватская сознавала, что её книга, действительно перегружена второстепенными фактами и побочными линиями повествования. Понимала, что это осложняло общее восприятие текста. Но сделать ничего не могла. И мы знаем, что не случайно, спустя полвека со дня выходя книги, Махатма Мориа предлагал Елене Рерих, своей ученице и переводчице «Тайной Доктрины» на русский язык, написать самостоятельный краткий комментарий станц книги Дзиан, без побочных линий повествования. Однако, работа эта не была выполнена.

Как читать эпохальную книгу

Как объяснила Блаватская, «Тайная доктрина» – всего лишь небольшой фрагмент того эзотерического знания, которое известно высшим членам оккультных братств. В неё она вложила столько информации или знаний, сколько человеческий мозг мог воспринять. Она оставила нам свои рекомендации, как читать «Тайную Доктрину», записанные теософом Робертом Боуэном за несколько дней до ее смерти. Мы приведём ее слова: «Чтение ТД страница за страницей, как читают любую другую книгу, неизбежно закончится путаницей и неразберихой. Прежде всего, даже если на это уйдут годы, необходимо понять три фундаментальных принципа, о которых говорится в Прологе. За этим пусть последует изучение краткого повторения — пронумерованных пунктов в разделе „Итог“ к 1-ой части 1-го тома. Затем возьмите „Предварительные заметки“ во 2-м томе и „Заключение“ (т.2)» (8). (Р. Боуэн).

 

Е.П.Б убеждает нас, что не следует цепляться за неё как за конечный авторитет, а лучше всего полагаться на собственное восприятие. За 19 дней до своей кончины Блаватская говорила своим ученикам: «Если кто-то воображает, что из «Тайной Доктрины» он может получить удовлетворительную картину строения Вселенной, то в результате изучения этой книги он лишь совершенно запутается. Тайная Доктрина создана вовсе не с тем, чтобы вынести окончательный вердикт по всем вопросам бытия, а лишь, чтобы вести к истине». (8). Последнее слово она повторила много раз. Следовательно, воспринимать ее мы должны, как средство упражнения и развития нашего ума.

 

Боуэн пишет, что Е.П. убеждала своих слушателей и читателей, о бесполезности обращаться к тем, кого называют «продвинутыми учениками», к разным комментаторам и толкователям за "разъяснениями "ТД". Дать толковое разъяснение её идеям они не в силах. Если же кто-то попытается это сделать, то слушатели не услышат от них ничего существенного, кроме отрывочных и выхолощенных экзотерических интерпретаций, которые будут далекими от истины. Усваивая такие толкования, слушатели сосредоточатся лишь на фиксированных идеях, тогда как Истина превы¬шает все идеи, для которых границ не существует. Для Блаватской, все экзотерические интерпретации хороши, она не осуждает их, если они служат лишь указателями для начинающих и не воспринимаются ими как нечто большее. Е.П.Б. сознает, что многие из тех, кто уже вступил или вступит в Теософическое Общество, не в состоянии преодолеть рамки общепринятых экзоте¬рических концепций, но уверена, что есть и будут ещё другие, которым необходимо рекомендовать единственно верный подход к «Тайной Доктрине».

 

Поэтому, своим ученикам, читателям и слушателям, она рекомендует подходить к «ТД» без какой-либо надежды на то, что из неё можно почерпнуть окончательную истину бытия. Для нее такая точка зрения неверна. Книгу нужно изучать без каких-либо иных целей, кроме желания самому узнать, на¬сколько сможет она приблизить читающего к Истине. «ТД» нужно рассматривать, как один из способов развития разума, нетронутого другими важными проблемами. При чтении необходимо соблюдать следующие правила: независимо от того, что изучается в "Тайной Доктрине", какие цели преследует читатель, какие идеи и статьи близки для его понимания, каждый из нас должен взять за основу следующие идеи:

а) Основное Единство всего сущего. Единство это не имеет никакого отношения к общепринятому представлению о единстве, которое читатель имеет в виду, когда гово¬рит, например, что нация или армия едины, или что нашу планету объединяет с другими сила гравитации. Суть уче¬ния она видит другом. Она состоит в том, что всё сущее, это Одно Целое, а не просто собрание связанных между собой вещей. В осно¬ве Одного Целого, существует Единое Бытиё, имеющее два аспекта – по¬ложительный и отрицательный. Положительный аспект – это Дух, или Сознание. Отрицательный – это Материя, объект сознания. Бытиё является Абсолютом в первичном своём проявлении. Пос¬кольку оно абсолютно, то ничто не существует поза него. Это Всебытие, оно неразделимо, иначе не было бы абсолютным. Если бы от него можно было отделить какую-то часть, то оставшееся не было бы абсолютным, поскольку сразу бы встал вопрос о сравнении его с отделённой частью. Сравнение же, несовместимо с ка¬ким бы то ни было представлением об абсолютности. Таким обра¬зом, читателю становится ясно, что это фундаментальное Единое Сущее, или же Абсолютное Бытиё, должно присутствовать в качестве Реальности в любой из существующих форм.

б) Второй идеей, которой рекомендует придерживаться, заключа¬ется в том, что не существует Мертвой Материи. Даже мельчайший атом наделён жизнью. Иначе и быть не может, поскольку каждый атом являет собой Абсолютное Бытиё. Таким образом, не существует никаких "пространств" Эфира, или Акаши, – на¬зывать их можно по-разному – в которых ангелы и элементалы резвят¬ся, словно форель в речке. Для Блаватской, это широко распространённый взгляд. Действительно же верное представление заключается в том, что каждый атом материи, независимо от того, на каком плане он на¬ходится, он по сути своей есть Жизнь.

в) Третья основная идея, которую следует помнить. Она состоит в том, что Человек – это Микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом. В действительности же нет ни макрокосма, ни микрокосма, а есть лишь Одно Сущее. Лишь огра¬ниченному сознанию великое представляется великим, а малое – малым.

г) Четвёртая и последняя из всех основных идей, которую она рекомендует помнить, нашла своё выражение в Великой Аксиоме Герметизма. Она суммирует и синтезирует в себе все остальные идеи. Как есть Внутреннее, так и Внешнее; как есть Великое, так есть и Малое; как есть верх, так есть и низ: есть лишь Одна Жизнь и Один Закон; и управляющее ими есть Единое. Ничто не является ни Внутренним, ни Внешним; ничто не является ни Вели¬ким, ни Малым, ничто не является ни высоким, ни низким в Бо-жественном Устройстве.

Независимо от того, что изучается в «ТД», читатель должен всегда соотносить её изучение с этими основными идеями. Однако, Блаватская предупреждает, что при изучении её книги не нужно быть глупцом: не доводить себя до сумасшедшего дома, вознамерившись по¬стичь сразу слишком многое. Такое недопустимо. Наш мозг – это орудие бодрствующего сознания. А формирование всякого осознанного мысленного образа порождает изменение и разрушение атомов мозга. «Поэтому, пишет Е.П.Б. – мыслить нужно в пределах возможного. Обычная ин¬теллектуальная деятельность человека протекает достаточно стабильно, не вынуждая мозг производить резкие перемены в сос¬таве своей субстанции, она не вызывает разрушений. Только сильное умственное напряжение приводит к возникновению "новых направлений мозговой дея¬тельности", к перестройке организации мозговых клеток. Неосторожное ускорение такого процесса может причинить мозгу большой физический ущерб» (9). Блаватская за то, чтобы после прочтения её книги, каждый из нас оставался при своем уме и здоровье. Для человека слабого ума такая космическая нагрузка может повредить его здоровью.

Рамачарака рекомендует осторожно подходить к книге Блаватской. Он считает, что главной целью такого человека, есть познание самого себя. В этом состоит вся наука и вся мудрость: познать и найти себя, слить воедино свое высшее и низшее «Я». Если человек осуществит такое, он будет Посвященным. А символом Посвященного, которому удалось это сделать, является ползучая по земле змея. «Она представляет собой прямую линию или синусоиду, и эта линия всегда ограничена. Но змея, кусающая свой хвост, становится кругом, а круг – это бесконечность, безграничность, вечность. Человек, которому удалось осуществить в себе символ круга, входит в мир, где больше не существует границ, где стираются все различия между верхом и низом, так как все силы, богатства и добродетели, которыми обладает истинное высшее «Я», сливаются с его низшим «я». Малое и большое образуют единство, и человек становится Божеством». (10). Следовательно, чтобы познать науку «Тайной Доктрины», человек должен познать самого себя. Быть чистым телом и душою, мудрым и олицетворением святости, согласно требованьям Джнани-йоги. Конечно же, такое требование для большинства наших читателей неприемлемо.

Способ мышления, представленный Блаватской, индийцы называют Джнани - йогой. Индия, для Блаватской, это страна Великой Мудрости, родина санскрита, коренного языка мира, мать всех религий и всей философии мира. В Индии возникли все словесные символы, сделавшие возможным серьезное мышление и выражение глубоких мыслей. Именно от мыслителей и учителей Индии пришли к европейцам великие идеи, из которых выросли все философские системы и религии мира. И Блаватская одна из таких учителей и мыслителей, подарившая миру мудрость индийского народа и народов Востока.

Идя по пути Джнани-йоги, пишет Блаватская, человек чувствует, как у него возникают новые понятия, которые он осознаёт, не имея возможности ни выразить их, ни придать им форму мыс¬ленного образа. С течением времени эти понятия примут вид мысленных образов. В такой период следует быть особенно осто¬рожным, не давать ввести себя в заблуждение идеей, что этот новообретённый образ является изображением ре¬альности. Это не совсем так. Блаватская подводит читателя к тому, что, продолжая свою работу, человек обнаруживает странную метаморфозу: образ, некогда приводивший его в восхищение, начинает тускне¬ть, перестаёт его удовлетворять, и, в конце концов, он совершен¬но стирается и исчезает. «Здесь его подстерегает другая опасность, поскольку в тот момент, когда человек оказывается, как бы в пустоте и лишён какой-либо концепции, способной его поддержать, он может поддаться искушению, оживить отброшенный образ с тем, чтобы обрести более надёжную опору. Однако истин¬ный ученик, не обращая на это внимания, продолжит свою работу». (11).

В конце концов, пишет Елена Петровна, перед ним вновь забрезжит неясный свет, из которого со временем опять возникнет образ величественнее и прекраснее прежнего. Но теперь ученик уже будет знать, что ни¬какой образ нельзя считать изображением Истины. Этот – послед-ний и великолепный – тоже потускнеет и сотрётся, как и прочие. Такое будет продолжаться до тех пор, пока, наконец, не оста¬нутся позади и разум, и созданные им образы, и ученик не всту¬пит в Мир без Формы и не пребудет в этом мире, бледным отраже¬нием самой формы. Такой путь является Истинным Путём западного учени¬ка. И чтобы дать читателю указатель на таком Пути, чтобы мы не заблудились в царстве мысли, и была напи¬сана "Тайная Доктрина".

Не имея возможности, сил и времени, здоровья и энергии, человек, тем не менее, всеми силами приобщается к этой мудрости. Просмотрев записи теософа Роберта Боуэна, задававшего ей вопросы, Елена Петровна назвала его «болваном» и усомнилась, что можно словами что-либо верно выразить. В целом же запись одобрила и заявила, что Боуэн записал её мысли гораздо лучше, чем она сама могла бы это сделать.

Интервью у Блаватской Боуэн брал незадолго до её смерти. Он увидел, что она сильно изменилась с тех пор, как он познакомился с ней два года назад. Для него было удивительным, с какой смелостью она смотрит в лицо ужасной болезни. Встреться ей человек, который ничего не знает и ни во что не верит, говорит он, и Блаватская убедила бы даже его, что она пребывает где-то за пределами своего тела и мозга. Во время последних встреч с нею, когда физически Е.П.Б. стала беспомощной, у Боуэна было ощущение, что теософы получают эти учения из какой-то иной, высшей сферы. Ему кажется, он чувствует и знает, что она говорит совсем не так, «нежели слышит он своими ушами». Под своим документом Боуэн поставил дату: 19 апреля 1891 года.

Научные предвидения Е.П. Блаватской

Елена Петровна в своих книгах оставила многочисленные научные предвидения, из которых следует, что будущее человечества было для нее вопросом жизни и смерти. Как истинный ученый, мыслитель и провидец, Блаватская хотела заглянуть за горизонт и увидеть, что будет там; чего ждать человечеству в его будущем? Какие будут открытия в мире науки? Что станет с нашим миром? Откроют ли люди новые планеты? Полетит ли человек в Космос? Увеличится ли продолжительность человеческой жизни? Победит ли добро – зло, а правда – ложь? Мы выбрали некоторые из её высказываний, чтобы читатели смогли убедиться, насколько проблемы всего мира стали её личными проблемами. Вот некоторые из них, переданных нами дословно:

 

«Процесс подготовки к Шестой коренной расе будет продолжаться на протяжении всей шестой и седьмой подрас. Но последние остатки Пятого материка исчезнут не сразу после рождения Новой расы, а лишь когда над новыми водами на поверхности нашей планеты появится новое жилище, Шестой материк, чтобы принять нового пришельца. Туда же переселятся и осядут все, кому посчастливится избежать всеобщего бедствия». (12).

Когда это будет – Е.П.Б. не сообщает, как не сообщает и автор Апокалипсиса. Но, поскольку природа не действует резкими скачками, то конечному катаклизму будет предшествовать множество малых погружений и разрушений, как водой, так и подземными вулканическими огнями. В сердце расы, находящейся ныне в американской зоне, будет «учащённо биться торжествующий пульс», но к появлению Шестой расы, американцев останется не больше, чем европейцев. К этому времени они станут Новой расой и многими новыми народами. Пятая раса не вымрет, она будет ещё некоторое время жить, сосуществуя с новой расой на протяжение многих тысячелетий. Хотя изменится как умственно, так и физически, и поменяет рост.

 

Так сказано в «Тайной Доктрине», но вот что писала по этому поводу Елена Ивановна Рерих: «Теперь Ваш вопрос о шестой расе. Да, во многих теософических книгах, даже в «Тайной Доктрине», можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке. Но, именно, в «Тайной Доктрине» я встретила противоречие – в одном месте сказано, что в Америке нарождается шестая подраса пятой расы, а в другом – шестая раса. Конечно, разница в этих понятиях подрасы и коренной расы огромная. Следует принять во внимание и возможность опечатки. При нарождении Америки большинство переселенцев принадлежало к шестой и даже седьмой подрасе пятой расы. Весьма любопытно, что никто не обращает внимания на странное обстоятельство, что в теософ. литературе почти нигде не упоминается наша страна, как будто бы шестая часть Света не имеет места в космическом плане и эволюции. Почти никто не задаётся вопросом, в чем тут дело, где причина этого? Отвечу Вам – всё сокровенное особо охраняется, и если бы раньше времени было оповещено, что этой стране предстоит великое будущее, то её растерзали бы на части. Да и Учение «Тайной Доктрины» не было бы принято. Но что касается до шестой расы, то отдельные индивидуумы, принадлежащие к ней, конечно, нарождаются во всех странах, и к определенному времени большинство их будет собрано в главных и безопасных местах. Семена пятой расы были спасены, семена шестой расы будут охранены». (18.06.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)

 

«Ни одна великая истина никогда не была принята apriori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески её начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда. И настоящий труд будет оправдан частично или целиком лишь в XX-м столетии. Мы дождёмся своего часа."(13) (Т. Д., т. II). Предсказание оправдалось. «Тайная Доктрина» стала настольной книгой большинства ученых мира.

 

Читая книги Блаватской, лишний раз убеждаемся, что теософия воевала не с наукой, не с правдой, а с монополией того научного мировоззрения, которое в наше время привело человечество на грань глобальной катастрофы. Блаватская призывала не к возврату старого и отжившего, а к пересмотру тех давних доктрин, в которых содержатся драгоценные крупицы нашего будущего. Не отрицая необходимости пересмотра отдельных наук, она предостерегала, что на старых догмах наука далеко не уйдёт. Нужно срочно позаботиться о раскрытии беспредельной энергии духа, том вечном двигателе, который двигал науку во все времена. Со всей смелостью обрушилась Блаватская в "Тайной Доктрине" на теорию Дарвина и закон тяготения Ньютона. "Когда-нибудь будет найдено, что эта научная гипотеза неудовлетворительна. Мы называем силы, действующие под этим названием, следствиями, и даже весьма второстепенными... Тяготения не существуют, во всяком случае, не в том виде, как учит наука..." (Т. Д. т. 1, часть III, отдел 3. Есть ли тяготение - закон?). (14).

 

В критике Блаватская не щадит ни знаменитых физиков, ни биологов за их догматизм и застой в мыслях. Считает их тугодумами и застойными людьми. Она реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Её критика вершителей науки 19 века не опровергала теорию естественного отбора и закона тяготения. Она лишь указывала на их близорукость в вопросах прозорливости и эффективности. Учёные убедились, что Ньютоновское представление о мироздании справедливо лишь в рамках частного случая концепции Эйнштейна.

 

Современная наука подтвердила, что объяснить происхождение жизни и разума в настоящее время не возможно. «Все дилеммы в науке и в философии дефектны, ибо существо дилеммы – или-или – порождение плоской логики Аристотеля, и они нежизнеспособны. Нет дилеммы – или сверхъестественный акт творения, или естественный отбор, как нет дилеммы – свет волновой процесс, или дискретный. Последняя дилемма – предмет спора между Ньютоном и Лейбницем, завершившегося когда-то в пользу Ньютона (временное торжество волновой теории), а в 20-е гг. нашего века, в ученом поединке Гейзенберга с де Бройлем – вничью. Было доказано, что свет имеет и волновую, и дискретную природу. Такое утверждение наших ученых». Однако за полвека до этого открытия, означавшего переворот в физике, Блаватская знала, что дилеммы нет: "Теория волн или корпускулярная теория – Все Одно, ибо это есть суждения на основании аспекта феномена, но не на основании знания сущности природы причины."(15) (Т. Д., т. 1, часть III, отдел 3).

 

Ключ к загадке пришельцев-гуманоидов, таинственных появлений НЛО их и мгновенных исчезновений, предлагает нам Е.П.Б. в следующей такой картине взаимопроникновения миров; "Существуют миллионы и миллионы миров,... невидимых нами; и еще большее их число за пределами видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования... они с нами, вблизи нас, внутри нашего собственного мира, такого же материального для их обитателей, как наш мир для нас... Обитатели их... могут... проходить через нас и вокруг нас, как вы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими жилищами и странами, тем не менее, не мешают нашему зрению..."(16) (Т. Д., т. 1, ч. 3, Наука).

 

Блаватская пишет: "Солнце, при каждом своем обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только... солнечная кровь требует 11 лет, чтобы пройти через полость сердца, прежде, нежели она омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены системы." (Т. Д., часть III, отдел III). Ученые утверждают, что физика Солнца за последние десятилетия сделала большие успехи и значительно приблизилась к пониманию нашего Светила, как ритмично пульсирующего живого органа. Люди узнали, что Солнце дышит. Но об этом знала и провидица Блаватская.

 

Известно, что ультразвук вошел в науку в XX веке. А Блаватская о нём знала в 1888 году. "Мы... утверждаем, – пишет она, – что звук есть... страшная сила. Звук может быть произведён такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух. Это есть вибрационная сила... Атомы в Оккультизме называют Вибрациями: так же Звуком – коллективно"(17) (Т. Д., т. 1, часть III).

 

Блаватская предвосхитила появление атомной энергии, и её страшной разрушительной силы – атомной бомбы. И эта сила была скрыта в мельчайшей частице – атоме, о котором она пишет в своей книге. При строении Вселенной и вещества, материи, атомы изображены в виде «колес», вокруг которых нарастает космическая энергия. «Колеса» — прототип атомов, каждый из которых являет возрастающую тенденцию к вращательному движению. «Божество» становится «вихрем», «вихрь» порождает спиралевидное движение. Испокон веков Вселенная символически выражалась спиралью, то есть вихревым движением.

 

В её книге мы находим древние тексты о неизвестном оружии – Агниястре. Оно было «сделано из семи элементов». Ученые, предполагали, что речь идёт о ракете, но Блаватская предупредила, что раскрыть его секрет смогут не в 19 веке, и даже не 20, а значительно позже. Оружие это, «помимо низведения огня с неба», вызывает дождь, бурю, а также парализует неприятеля, погружает его чувства в глубокий сон. К раскрытию такого оружия, учёные только подступаются.

 

На портале «Адамант» размещена интересная статья - «Научные предвидения Е.П. Блаватской» Ю.И. Долгих. Рекомендуем всем любителям творчества Блаватской ознакомится с ней.

Нет необходимости дальше анализировать и комментировать два тома «ТД», по той простой причине, что этот эпохальный труд не для одной статьи. Любителей изучения Космосогенеза и Антропогенеза мы отсылаем к другим источникам, которых накопилось предостаточно. Там они найдут ответы на все волнующие вопросы.

 

Елене Петровне выпало большое счастье: она причастилась к тайным знаниям древних миров, что дало ей возможность предвосхитить многие события будущего, сознавая, что 19 век не готов принять её «неудобные истины», в силу своих ограниченных умственных и физических способностей. Она знала, что этот Век даже осудит её, заклеймит позором за смелость говорить правду, но такое будет длиться недолго: следующий век признает «Тайную Доктрину», по достоинству оценит и установит, что «Тайная Доктрина» – эпохальная книга и предназначена она для всех народов мира, как сегодняшнего дня, так и далёкого будущего. «Тайной Доктрине» уготована судьба книг античных авторов, а также таких, как Библия и Каббала. Книга её не вымышлена, не придумана гуманоидами или другими пришельцами из космоса, Она и не магическое явление. Книга эта является продуктом её мозга, физических и духовных сил, и построена она на реальных фактах, на правдивой истории, на книгах древних мудрецов.

 

В истории всё повторяется. В наше время мы всё глубже погружаемся в загадочные знания древних, более внимательно изучаем древнюю историю, прошлые цивилизации, их науки и культуру с тем, чтобы не повторять их ошибок, и все лучшее, сотворенное ими, применить в нашей современной жизни. Книги Блаватской помогают нам расширить горизонт наших знаний, глубже вникать в достижения прошлых веков, во всём искать истину, стремиться своим трудом способствовать расцвету новой цивилизации, цивилизации ХХІ века. Если примем во внимание, сколько произведений написала Блаватская, как научного, так и научно-популярного характера, её сложную физическую и духовную жизнь, наполненную муками и разными знаниями, неожиданностями и приключениями, миссию в дальние страны, её организаторские и научные способности ученого, крупного общественного деятеля, её знания оккультизма, других тайных наук, то нельзя не признать Елену Петровну величайшим учёным мира в сфере всех тайных наук и прямым проводником Гималайского Братства Махатм.

Друзья и соратники о Е.П. Блаватской

Чарлз Джонстон, американский писатель и переводчик с санскрита: «Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской – это мощь и масштабность её индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, которое возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей реальности, поистине неистощимого запаса прочности, — это был дух, прошедший горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь доминирующее ощущение мощи, проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям» (18).

 

Генри Олькотт, ближайший сотрудник Блаватской: «Никто из знавших Е.П. Блаватскую не может забыть её даров, но всеми её дарами не обладает никто. Её жизнь, какою я узнал её в течение последних семнадцати лет как друг, товарищ и сотрудник, была сплошным мученичеством из любви к людям. Она пылала ревностью к их духовному благу, к их духовной свободе и, далёкая от какого бы то ни было эгоистического мотива, посвящала жизнь и силы делу любви, не ожидая ни благодарности, ни награды. За это она и была преследуема клеветами ханжей и фарисеев до самой смерти, которую они и ускорили своей злобой...»(19).

 

Анни Безант, последовательница Блаватской, Президент ТО: «Я видела её в присутствии злейшего её врага, пришедшего к ней в минуту нужды, и видела, каким неземным светом сострадания осветилось лицо её. Если бы враги её знали, кого они закидывают грязью. (..) Её правдивость и чистота её намерений были поразительны, и в то же время сила её характера не поддавалась никаким ударам судьбы. Она была так бедна, что постоянно нуждалась в деньгах, а когда деньги были — они немедленно исчезали. Щедрость её была воистину царской. Всё, что у неё было: вещи, деньги, платье — всё отдавалось первому встречному, находившемуся в нужде. (...) Мне всегда казалось забавным, когда говорили о её способности ошибаться в людях и доверять тем, кто впоследствии обманывал её. Они не понимали, что она считала долгом давать каждому человеку возможность исправления и нисколько не интересовалась тем, что в случае неудачи она может оказаться в неудобном положении» (20).

 

Прекрасные слова сказала о Елене Петровне наша великая и святая Елена Ивановна Рерих. Вот они:

 

«Вспомним и нашу много оклеветанную Елену Петровну Блаватскую, пробывшую три года в одном из Ашрамов Тибета, принёсшую великое знание, и светлую Весть о Великих Махатмах. Если бы не злоба и зависть окружающих её, то она написала бы еще два тома «Тайной Доктрины», в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить её, и труд остался незаконченным (21). (Ф.А. Буцену, 25.03.35, т. 3, стр. 154)

 

«Именно Елена Петровна Блаватская была Огненной Посланницей Белого Братства. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Елена Петровна Блаватская имела счастье получить Учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мёртвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма… Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!» (22). (Е.И. Рерих В.А. Дукшта-Дукшинской, 08.09.34, т. 2, стр. 355)

 

«…такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления её русскому народу, почти ничего не знающего о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придётся жить и умереть на чужбине. Подвиг её был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всём подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех времён и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мучительство сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлём ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь» (23). (Е.И. Рерих В.Л. Дутко, 14.05.45, т. 7, стр. 233-234)

 

Мы, наконец, закрываем замечательную книгу – «Тайную Доктрину» Блаватской. Скажем честно: не всё в ней нам удалось до конца понять. Большинство её статей, просмотрели не так, как бы нам хотелось, а галопом, времени и терпения, почему-то, не нашлось. По некоторым – прошлись с карандашом в руках, другие – б вообще пропустили. Наверное, для первого раза, это нормально, наверное, так и должно быть. Ведь мы дали себе слово, вернуться к этой книге чуть позже, когда осознаем прочитанное и улягутся наши дерзкие мысли, когда в доме воцарится тишина. А когда такое будет, и будет ли вообще, мы и сами не знаем.

 

Литература

 

1. Письма Махатм. Письмо 72. М. Эксмо, 2010.
2. Кейтли Бертрам. Как была написана «Тайная Доктрина». Интернет.
3. Блаватская Е.П. Письма Синнету. М. Сфера, 2002.
4. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. С. 19. М. Эксмо, 2010.
5. Сильвия Крэнстон. Жизнь и творчество Е.П. Блаватской. Рига, Лигитма, 1999.
6. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2, с.-- М. Эксмо, 2010.
7. Сильвия Крэнстон. Жизнь и тврчество Е.П. Блаватской. Рига, Лигитма, 1999..
8. Боуэн Р. Мадам Блаватская об изучении теософии. «Тайная Доктрина» и ее изучение. Интернет.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. М. 2010.
13. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2. М. 2010.
14. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1, ч.ІІІ, отд.3.М. 2010.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же.
18. Джонсон о Блаватской. Интернет.
19. Олькотт. Листы старого дневника. В книге Мэри Нэф. Личные мемуары Е.П. Блаватской. М. Сфера, 1991.
20. А. Безант. Е.П. Блаватская и Учителя Мудрости.
21. Рерих Е.И. Письмо Ф.А. Буцену, 25.03.35, т. 3, стр. 154.
22. Рерих Е.И. Письмо В.А. Дукшта-Дукшинской, 08.09.34, т. 2, стр. 355.
23. Рерих Е.И. Письмо В.Л. Дутко, 14.05.45, т. 7, стр. 233-234.
24. Корсон Р. Е.П. Блаватская и предсказания научных открытий ХХ века. Портал «Адамант».
25. Долгих Ю.И. Научные предвидения Е.П. Блаватской. // «Вестник Теософии», №1,1992.

26.11.2013 11:10АВТОР: Сергей Целух под ред. Н.В. Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 3545




КОММЕНТАРИИ (1)
  • София Ургас26-11-2013 18:25:01

    Когда-то умная, хорошая женщина сказала мне: "Ооой, не читай ты эту книгу - "Тайную Доктрину"!!! И не поймёшь, и никогда не забудешь. Зацепит коготком, а царапина останется на всю жизнь!". Я не послушала совета и... теперь всю оставшуюся жизнь радуюсь, что не послушала. Спасибо Сергею Целуху, поднявшему эту тему, потому что "Тайная Доктрина" - Книга-Учение навсегда. И каждый раз находится что-то новое, подмеченное тем или иным автором. Новая грань, новый взгляд. И снова беру и перечитываю это Чудо из 19 века. Спасибо!!!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление трудов теософии. Статьи. Книги. »