М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Тайная Доктрина» и современная картина мира. Н.М. Калинина


Во введении к «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватская написала следующие слова: «…следует заранее ожидать и приготовиться к отрицанию этих учений. Никто, называющий себя учёным в какой-либо области точной науки, не позволит себе серьёзно рассматривать эти учения. Они будут осмеяны и отвергнуты a priori в этом столетии, но только в этом. Ибо в двадцатом столетии нашей эры учёные начнут признавать, что Тайная Доктрина не была вымышлена или преувеличена, но, напротив, просто набросана…». И далее: «Указанный ключ должен быть повёрнут семь раз, прежде чем вся система будет раскрыта. Мы сделаем лишь один поворот и тем позволим глазу непосвящённого заглянуть в тайну. Счастлив тот, кто поймёт всё!» [1, с. 44 – 45].

Для того чтобы зёрна дали богатые всходы, почва, в которую они будут посеяны, должна быть соответствующим образом подготовлена. Другими словами, для того чтобы в системе начался процесс самоструктурирования, должна быть подготовлена самоорганизующаяся среда. В XIX в. такой средой должно было стать накопленное к тому времени научное знание. Однако известно, что это знание развивалось на базе классической физики, в основе которой лежала механическая картина мира. Потому естественно, что «Тайная Доктрина», насквозь пронизанная идеями эволюционизма, которые мы сейчас связываем с такими понятиями как целостность, цикличность, фрактальность, самоорганизация, иерархичность, самоподобие и т.д., не могла быть воспринята научным сообществом в то время, когда наука многого ещё не знала о строении вещества, когда в неё ещё не вошли такие понятия как открытость, нелинейность, неустойчивость и многое другое.

Тем не менее, рассматривая с современной точки зрения период, предшествовавший появлению «Тайной Доктрины», можно с уверенностью сказать, что зёрна всё-таки упали на подготовленную почву. Такой почвой стали многочисленные достижения в области термодинамики, физической химии, математики, которые явились предшественниками неклассической науки, основным предметом изучения которой стала физика состояний. К тому времени уже была разработана неевклидова геометрия (Лобачевский, 1826), сформулирован закон сохранения (Майер, 1842) и превращения энергии (Джоуль, Гельмгольц, 1847), даны формулировки первого и второго начала термодинамики (Клаузиус, 1850), введено понятие диссипации энергии (Кельвин, 1851), открыто явление автокатализа (Байер, 1857), введено понятие энтропии (Клаузиус, 1865), Менделеевым открыт Периодический закон (1869) и разработана периодическая таблица элементов (1869), получил статистическую трактовку второй закон термодинамики (Больцман, 1872), введено понятие потоков энергии (Умов, 1874), сформулирован закон смещения химического равновесия (Ле Шателье, 1884), введены представления об активных молекулах, энергии активации (Аррениус, 1884-1887) и др. В 1884 г. Вант-Гоффом была построена качественная картина теплового ускорения реакции и возникновения взрыва. В 1886-1888 гг. было выведено уравнение скорости автокаталитических реакций (уравнение Оствальда — Коновалова), спустя несколько лет были заложены основы теории цепных реакций (Бах, 1897 и Шилов, 1905). Дальнейшее развитие эта теория получила в работах акад. Семёнова и его школы в 1950-е годы ХХ в.

Все эти принципы, законы, теории, сформулированные первоначально для закрытых равновесных систем, в настоящее время активно используются при изучении процессов самоорганизации и эволюции открытых сложных нелинейных систем. Следует отметить также относящиеся ко второй половине XIX в. такие достижения в области математики как разработка теории бесконечных множеств (Г.Кантор) и внедрение комплексных чисел и функций в область математической физики. Как известно, в 70-е гг. ХХ в. именно эти идеи были использованы Б.Мандельбротом при разработке нового направления в прикладной математике – фрактальной геометрии. Конечно, развитие этого направления стало возможным благодаря появлению компьютерных технологий. Но и в настоящее время одно из множеств, получившее название «пыль» Кантора, приводится как классический пример объекта с дробной размерностью.

Понятие фрактальности, отражающее такие характеристики системы как негладкость («дырявость»), иерархичность, самоподобие, наследственность, легко узнаваемы в описании Эволюции Человечества и Коренных Рас в «Тайной Доктрине»: в каждой Манвантаре имеются семь Кругов, каждая Коренная Раса имеет семь субрас; каждая субраса, в свою очередь, имеет семь ответвлений, а «малые племена, ветви и ответвления последних бесчисленны» [2, с. 502–503].

Идея фрактальности легко узнаваема и в учении о Монадах. Бесчисленные Иерархии разумных Ego, сознательных или бессознательных, «самопознающих» и «познающих Существ», могут быть представлены как множества множеств, тонко переплетённых между собой и воздействующих друг на друга. Фактически вырисовывается образ сложной целостной системы, образующейся из бесконечного множества диссипативных структур с фрактальной размерностью. В «Тайной Доктрине» употребляется очень созвучное этому образу понятие – монадические множества, или коллективные Монады [1, с. 252, с. 814–815]. Там же указывается, что в Природе различаются три отдельные схемы эволюции, которые «сочетались и переплелись во всём до полной невозможности расчленения», образуя, таким образом, единое целое. «Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции» [1, с. 256]. Каждая из этих систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Разумов, или Логосов [1, с. 256].

В «Тайной Доктрине» жизнь рассматривается как Единая Форма Существования, проявляющаяся в «том, что именуется Материей, или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех» [1, с. 107].

Идея необходимости иерархического устройства сложной целостной системы и, соответственно, проводников и посредников, обеспечивающих связь между различными планами существования, легко узнаваема в современных работах по синергетике (С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева), в которых математически обосновывается необходимость тонкого согласования показателей нелинейности источника и среды для того, чтобы мог быть обеспечен бесконечно сложный спектр совместно построенных структур. Для развития системы, то есть перехода её на более высокий иерархический уровень, необходимо, чтобы процессы протекали в режиме с обострением [3]. Такой режим приводит к «встряхиванию» системы, позволяющему ей освободиться от наиболее инертных элементов, не способных развиваться с необходимой скоростью. И эта идея очищения через нагружение, испытания, преодоление красной нитью проходит через всё Учение: «Вперёд, вперёд, и только вперёд, и только быстрее, ибо в быстром полёте отпадают тяжкие частицы ненужных наслоений» [4, 307].

Режим с обострением реализуется путём включения механизмов самоускорения (типа автокатализа, цепных реакций и др.). Благодаря этим механизмам система приближается к завершению цикла (точке бифуркации) с огромной скоростью. Но об этом же читаем и в Агни Йоге: «Век Майтрейи означает век ускорения. Разве не замечаете, как ускорился темп жизни. На что раньше требовались годы, месяцы, дни, совершается ныне во много раз быстрее. Так же убыстрилось и течение мыслей. За день можно прожить год – так нагромождаются события. … То, что происходит на одном конце Земного шара, за считанные секунды становится достоянием всей планеты. Все эти факты – ступени приближения к скоростям и напряжению Сфер Высших» [5, 251].

В 60-х годах XX-го века была создана математическая теория гистерезиса, хотя само явление было открыто несколько раньше. Понятие гистерезиса отражает свойство запаздывания реакции системы на действие приложенных сил. Причём характер реакции зависит от процессов, протекавших ранее в системе, то есть от её собственной истории. Гистерезис проявляется в системах, обладающих свойством нелинейности. Это же свойство нелинейных систем узнаваемо и в «Тайной Доктрине»: «…превращения, через которые прошёл человек по нисходящей дуге – которая центробежна для Духа и центростремительна для Материи, – те, через которые он подготавливается пройти в будущем на своём восходящем пути, которые повернут обратно направление этих двух сил – именно Материя станет центробежной, а Дух центростремительным…» [2, с. 303–304]. Из фрактальной геометрии хорошо известен метод приближений (итераций), когда каждое последующее состояние рождается из предыдущего. Эта же идея присутствует в буддизме, теософии, Учении Живой Этики. Е.И.Рерих писала: «Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. … Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании» [6, с. 318].

Можно привести ещё множество аналогий между идеями и образами, содержащимися в Учении, и теми, которые известны нам из теории сложных систем и синергетики. Известно, что синергетика как трансдисциплинарная методология не сразу была воспринята научным сообществом. Ее обвиняли в плагиате, в лженаучности, незрелости… Но сейчас можно с уверенностью сказать, что именно синергетический подход является одни из тех семи ключей к Эзотерическому Знанию, о котором писала Е.П. Блаватская.

 

 

Литература:

 

1. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида, т. 1. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2000.
2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. – М.: КомКнига, 2005.
4. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1962. Кн. III. Новосибирск, 1995.
5. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1966. Кн. VII. Новосибирск, 1995.
6. Рерих Е.И. Письма. Т. III (1935 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

03.11.2014 11:05АВТОР: Н.М. Калинина | ПРОСМОТРОВ: 999




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление трудов теософии. Статьи. Книги. »