«АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Михаил Задорнов. Воспоминания о Ленине. Клара Цеткин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Святослав Рерих. С.И. Тюляев


Гирнар. 1944

 

В октябре 1974 года художественная общественность нашей страны отмечала два знаменательных и тесно связанных между собой юбилея: столетие со дня рождения выдающегося русского художника, ученого, писателя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874—1947) в семидесятилетие его сына — замечательного современного художника Святослава Николаевича Рериха (родился 23 октября 1904 года).

В эти дни в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи была открыта большая выставка произведений Святослава Рериха. Многочисленных посетителей выставки покорило яркое, своеобразное искусство художника, многогранность его творческого дарования.

Красочные гималайские пейзажи, прекрасные портреты, среди которых портреты известных деятелей культуры и искусства Индии, наконец, жанровые сцены из жизни индийского народа, представленные на выставке, — лишь небольшая часть его произведений. Картины художника находятся в музеях Франции, Бельгии, Чехословакии, США, Индии и многих других стран.

Своими успехами в живописи Святослав Николаевич обязан не только врожденному таланту, но и воспитанию. Трудно найти пример более счастливых семейных условий для развития душевных качеств и творческих способностей, чем те в которых он вырос и воспитан; родители Святослава Николаевича всячески развивали творческие силы и научные запросы своих сыновей.

Святослав Николаевич РерихБольшой интерес у Святослава вызывали орнитология, палеонтология и минералогия, по которым у отца была прекрасная коллекция. Вся семья Рерихов с углубленным вниманием изучала историю, философию, литературу. Вскоре всех стал привлекать Восток, в особенности Индия. Наряду с повышенным интересом к Востоку юношей не оставляло стремление к глубокому изучению русской культуры и культуры других народов. Оба брата рисовали много и самостоятельно: писали с натуры пейзажи и портреты, копировали из большой коллекции Николая Константиновича фламандских и нидерландских мастеров. Был у братьев и свой домашний театр, где ставились спектакли крупнейших драматургов, причем в декорации, и костюмы создавались ими самими.

Постепенно дети стали получать от отца художественные задания вспомогательного характера, в частности, по театральным эскизам, что сильно способствовало их живой связи с работами Николая Константиновича. Однако творческая направленность каждого из братьев вскоре определилась: Святослав Николаевич стал известным художником, Юрий Николаевич — ученым востоковедом и лингвистом с мировым именем.

Первые уроки рисования были преподаны Святославу в лучшей тогда в Петрограде гимназии Мая, где он учился два года — с 1914 по 1916 год. Настоящего обучения живописи у отца никогда не было, но, постоянно наблюдая его работу, Святослав Николаевич вырос как художник под влиянием его искусства. И если проявлял иногда близость к живописи Николая Константиновича, например, в гималайских пейзажах, то только потому, что сроднился с духом его творчества. В эти годы Святослав мог наблюдать и работу своего отца, и целой группы художников, тесно связанных с театральной деятельностью Николая Константиновича — А. А. Наумова, В. Д. Замирайло. Е. 3. Земляницыной, А. В. Щекотихиной и других.

Ползучее воспаление легких у Николая Константиновича заставило его в конце декабря 1916 года переселиться с семьей в Сортавалу. В мае 1918 года правительство Финляндии закрыло границу с Советской Россией, и семья Рерихов оказалась отрезанной от родины.

В Финляндии оба брата продолжали активное обучение гимназическому курсу у частных профессоров. Живя на берегу Ладожского озера, дети часто выезжали с отцом на природу, где каждый из них писал один и тот же пейзаж. Такая практика живого примера отца направляла творчество братьев. Святослав в 12—13 лет уже помогал отцу натягивать на подрамники холсты и готовить краски, а в 1917 году написал его первый портрет.

Осенью 1919 года Николай Константинович с семьей переехал в Лондон, где тогда осуществлялись его постановки «Снегурочки», «Золотого петушка» и «Князя Игоря». По заданию отца Святослав писал декорации и исполнял эскизыНаггар. Долина Кулу. Гималайские горы. 1942. Слева направо: Джавахарлал Неру,Святослав Рерих, Госпожа Индира Ганди, Госпожа Е.И. Рерих (с зонтиком в руке),  Проф. Н. К. Рерих костюмов для этих опер. Здесь, в Лондоне, он прошел курс архитектуры. В 1920 году Рерихи переехали из Англии в США и поселились в Нью-Йорке, где Юрий поступил в Гарвардский университет, а Святослав — в Колумбийский, на архитектурное отделение, для чего пришлось сдать за два года общий университетский курс. Поскольку ему еще не было шестнадцати лет, сенат Колумбийского университета принял его в порядке исключения. После напряженного обучения в течение года он мог поступить и архитектурную школу при Гарвардском университете. Одновременно Святослав Николаевич ездил на курсы Массачусетского института технологии для лепки с натуры. Однако в 17—18 лет ему стало ясно, что его главный интерес будет сосредоточен на живописи.

В этот период Николай Константинович основал в США ряд культурных организаций: Институт объединенных искусств в Нью-Йорке, объединение художников «Пылающее сердце» в Чикаго; в сентябре 1922 года возник Международный центр искусств — «Венец мира». Руководить ими повседневно он не имел времени и все передал Святославу Николаевичу, оставаясь лишь членом правления или почетным президентом. В те годы Николай Константинович создал много постановок русского цикла для чикагской оперы, и Святослав Николаевич помогал отцу делать декорации и эскизы костюмов.

В это же время Святослав Николаевич пишет самостоятельно целый ряд портретов. Один из лучших — портрет Елены Ивановны Рерих, матери художника.

Наряду с живописью, С. Рериха привлекала и графика. Для выставки в Нью-Йорке он исполнил ряд своеобразных иллюстраций со сказочными персонажами.

В мае 1922 года Святослав Николаевич уехал с родителями в Париж, где их уже ожидал Юрий Николаевич, а в ноябре 1923 года вся семья отправилась к заветной цели — в Индию. Из Бомбея, куда вначале прибыли Рерихи, было совершено путешествие по стране: с юга на север — к Гималаям. Из Дарджилинга в конце декабря они переехали в горное княжество Наггар, Кулу. Святослав Рерих за мольбертом Сикким. Там, путешествуя караванными тропами, среди природы изумительной красоты, они исследовали буддийские монастыри, знакомились с местными философскими и религиозными учениями.

В сентябре 1924 года Святослав Николаевич с отцом вернулся из Ин-дии в США и привез много своих работ. В 1925 году он создал ряд красочных полотен на восточные сюжеты, посвященные главным образом жизни ламаистов, обитавших в Гималаях. На выставке этих картин в Филадельфии он получил первый приз.

Николай Константинович вскоре уехал из США, а Святослав Николаевич остался там и вел активную работу в качестве директора Международного центра искусств и вице-президента Музея Н. Рериха; одновременно он много писал. Его талант живописца расцвел как-то сразу. Сам Святослав Николаевич говорит, что по времени это совпало с путешествием в Индию, когда ему исполнился 21 год.

Организации, основанные Николаем Константиновичем, вели очень широкую и активную работу. «Венец мира» был связан в своей деятельности со множеством стран разных частей света, устраивал многочисленные выставки и проводил сотни лекций. Святослав Николаевич, занятый кипучей деятельностью, оставался в США один до 1928 года, затем в Дарджилинге он снова соединился с семьей, возвратившейся из великого путешествия по Центральной Азии.

1922—1930 годы были для молодого художника первым большим и продуктивным периодом в изучении Востока. С 1923 года Святослав Николаевич начал собирать коллекцию произведений восточного искусства. Особенно он интересовался живописными тибетскими свитками — танкха, игравшими роль хоругвей в ламаизме, а также индийским и непальским искусством, в частности, изделиями из бронзы.

С 1930-х годов Святослав Николаевич все больше занимается живописью и все теснее связывает свою деятельность с Индией, где он вместе с Николаем Константиновичем устраивает выставки своих работ. В это время Святослав Николаевич пишет много портретов. Основные из них созданы по возвращении экспедиции в долину Кулу — своеобразный рериховский центр, расположенный в предгорье Гималаев.

Как мы видели, Святослав Николаевич, не заканчивал никакого специального художественного учебного заведения, но трудно представить школу лучше и совершеннее, чем постоянное соотнесение своих работ с творчеством Николая Константиновича, с его мыслями и идеями. Святослав Николаевич говорит, что у него не было непосредственного желания что-нибудь заимствовать от отца, но что он привык непроизвольно мыслить в русле убеждений Николая Константиновича, и то, что было у него общего в искусстве с отцом, сделалось частью его собственной природы.

Вместе с тем Святослав Рерих — оригинальный художник, работающий в ряде жанров живописи, не свойственных его отцу, причем характер его искусства и манера письма в целом совершенно своеобразны.

Выступая перед советскими зрителями в Москве и Ленинграде в связи с выставками его работ (в 1960 и 1974 годах),С. Н. Рерих и Девика Рани в Ленинграде. 1974 Святослав Николаевич много говорил об особенностях своего творческого метода. Он говорил о том, что всегда видел свои корни в русском искусстве. «Можно ли сказать, что мне помогает русский реализм? Да. Моя истоки здесь, в России, я был полон русского искусства, это были мои истоки и на них основано все мое последующее знание». *

С другой стороны, художник, живя в Индии, не только полюбил этот край с его замечательной природой, но и проник вглубь истории Индии, понял и почувствовал особенности культуры страны, быта и характера ее жителей. Ему близки национальные основы искусства его второй родины. Поэтому художник очень много и с увлечением говорит о связи своего творчества с искусством Индии.

Поселившись в Индии, Святослав Николаевич не только воспроизводит в своих полотнах красоту этой страны, но глубоко и всесторонне ее изучает. Он постоянно путешествует, открывая для себя повсюду все новые и новые замечательные по красоте местности, памятники архитектуры и изобразительного искусства, встречается с удивительными людьми.

«Чтобы действительно знать искусство Индии, нужно прожить там очень долго и непрестанно изучать его — настолько оно многообразно... — говорит Святослав Николаевич, — и поэтому я путешествую там все время. И все же бесконечно количество мест, которые я не видел. Каждое из них насыщено своей историей, искусство в нем своеобразно. И могу сказать, что этот процесс изучения художественного наследия Индии бесконечен.

Но есть нечто общее, связующее все искусство Индии воедино, выявляющее собой его единый облик, — это мысль, ее глубина, единство мышления. Мысль Индии все в себя включает и ничего не исключает...

Девика Рани Рерих. 1951Замечательны храмы Индии, их архитектура исключительных пропорций. Над их сооружением работали выдающиеся архитекторы, скульпторы, высекая в скалах на протяжении многих веков пещеры и целые монолиты, сохраняя при этом общий план и не нарушая творческий замысел. В работе сменявшихся поколений мастеров была полная последовательность и никаких случайностей, полная преемственность мысли на протяжении столетий.

...Каждый год я все езжу по стране, исследую, изучаю эти памятники, культуру и никогда не прихожу к концу своих исследований. Всегда встречается что-то новое, отличное. И это богатство разлито не только в памятниках: искусства, но и среди самих людей. Здесь вы встречаете племена и людей от самых примитивных до замечательно культурных, высокоразвитого интеллекта и глубины мышления»

Индии. И все это как-то уживается рядом, представляя богатейший континент. И дальше: «Индия со всех точек зрения является живым музеем.

Там есть живая преемственность: мир древней эпохи и даже еще более древний, средние века и современная жизнь гломерат, и вы можете там найти все, что хотите.

...Мой подход к Индии был не только через искусство, но также через жизнь, через мысль Индии. Там она является совершенно исключительным феноменом. Она выкристаллизовалась па протяжении столетий, тысячелетий. Там есть замечательные философские системы, и это я считаю настоящим ключом к жизни Индии».

Святослав Николаевич не только изучал индийское искусство, но и проник в самую суть его. В древности искусство Индии достигло большой высоты, и в нем были ярко выражены эмоции. Эмоции — «раса» в искусстве считались важным проявлением мысли. Художественное произведение должно быть «расавант» — обладать способностью возбуждать в человеке «раса», а он — уметь ее воспринимать, быть «расасвадана».

Передача в искусство синтеза объективной реальности понималась в Индии как первейшая задача художника. В древних трактатах говорится, что если надо создать фигуру, например, фигуру какого-нибудь животного, то художник, держа в памяти оригинал, должен воплотить в его образе идеальные признаки данного вида, на основе художественного обобщения форм конкретного индивидуума. И то, что Святослав Николаевич считает самым важным в портрете созвучно древнему правилу: художник должен выразить «ручи» — внутреннюю сущность изображаемого.

«Ключ к моим картинам, к моему творчеству — в моем отношении к жизни. Оно многосторонне. Я люблю жизнь, меня онаПортрет Елены Ивановны Рерих.  1937 всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но всей природы, вся жизнь. Я всегда, уже с детства, увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу эту книгу мудрости. И эта радость, которую я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам».

Святослав Николаевич много времени посвятил изучению красок ста-рой индийской живописи. В климатических условиях Индии несравненно лучше применять методы живописи темперой (на воде), а не маслом. В течение веков в стенописях и в миниатюрной живописи индийские художники применяли яичные краски. Но ввиду различия в климате разных частей Индии местные художники варьировали методы работы, сохраняя секреты своих рецептов. И их краски оставались в течение столетий яркими и прочными.

Досконально изучая технологию индийской живописи, постигая ее особенности, С. Рерих никогда не переставал восхищаться тем образным строем старого индийского искусства, которым пронизана вся культура этого древнего народа. Поэтому своеобразный сплав двух культур — русской и индийской — составляет особое обаяние в творчестве художника. Об этом интересно говорила, открывая выставку работ Святослава Рериха в Москве в 1960 году, председатель Союза советских художников Екатерина Федоровна Белашова: «Мы горды, зная, что Святослав Рерих, с характерной для русской души глубиной, мог так мудро понять жизнь народа этой  Наггар, Кулу. Проф. Н, К. Рерих, Девика  Рани  Рерих  и  Святослав Рерих в саду. 1945великой страны и отразить в своем искусстве его духовные качества, его культуру и неповторимую природу Индии, создавая живописные произведения, полные жизни, поэтичные и лирические. В них не только раскрыта красота народа Индии, но и величие его натуры. Реальность, показанная с могущественной силой в художественных образах, всегда будет волновать душу народа.

...Но каждый художник выражает по-своему то, что он видит. Искусство Святослава Рериха проникнуто эмоцией и высшим романтизмом. Его яркая палитра раскрывает по-новому красоту этой сказочной страны и создает поэтические образы славного народа Индии».

Человек, воспитанный прогрессивной русской культурной средой, с истоками своего искусства в русском реализме XIX — начала XX века, побывав на родине в 1960 году, обретает новое вдохновение в советской культуре. Художник так выразил свои чувства: «Поездка в Советский Союз была поворотным пунктом в моей жизни. Провести дни и недели в музеях Москвы и Ленинграда — значило укрепить мою веру в то, что народ обладает неограниченной способностью воспринимать искусство. Нам сказали, что количество людей, ежегодно посещающих Эрмитаж, когда-то предназначенный исключительно «для немногих избранных», достигает миллионов. Я встретил десятки тысяч этих простых людей — любителей искусства, как раз в те моменты, когда человек, созерцая искусство, переживает, может быть, лучшие часы своей жизни. Я вернулся в Индию, укрепленный в своей решимости приблизить искусство к миллионам и миллионам людей этой страны... В Советском Союзе я нашел новую реальность, и это выражается сейчас в моих новых работах».

В искусстве Святослава Рериха ярко выражено его собственное духовное богатство, наделяющее нас идеями гуманизма и чувством красоты мира. Кисть художника вводит нас в царство прекрасного, находя и утверждая красоту природы и человека, его внешнего и морального об-лика. Человек у него не царь природы, и не раб, а ее сын, выращивающий ее дары. Он показал нам сдержанное достоинство и душевный мир простых людей Индии, их врожденное трудолюбие.

Талант Святослава Рериха многогранен. Нередко он прибегает к «композиционным» работам со сложными философскимиБлиже к тебе, мать-земля. 1968. аллегориями. Таковы, например, картины «Ближе к тебе, мать-земля», где хиппи западного мира вдруг увидели сильную бодрую крестьянку с корзинной, полной земных плодов, и неожиданно остановились, сраженные ее естественностью и простотой. Так же ясно читается аллегория в картине «Весть», близкой по духу к аналогичной тематике его отца. В искусстве С. Рериха мы почти всегда ощущаем синтез реальности и красоты, иногда с оттенком романтизма. Иные авторы приписывают образам народа в его искусстве некоторую сентиментальность в духе счастливых пастухов Аркадии. Однако в его картинах, например, «Дом гончара», «Мое красное сари» и еще больше в «Дочерях моря» выражена сила труда, энергичный ритм работы. Образ пастушка с флейтой уводит нас не в Аркадию, но сливается с древней легендой о божественном Кришне, олицетворяющем весну и вечную, как жизнь, всепобеждающую любовь, а когда вокруг него танцуют пастушки-гопи, он иногда символизирует солнце, вокруг которого вращаются планеты.

 

Весть.1953    Дочери моря. 1946

 

Одной из примечательных особенностей живописи Святослава Рериха является поразительная светоносность красок его палитры. Она отражает реальное освещение, характерное для индийской природы. Это, прежде всего, относится к произведениям с изображением Гималаев. Не только сами горы, снега вершины и ледники, но красочная игра светящейся атмосферы там необычна. Облака в Индии «тягучи» и могут принимать четко пластические, причудливые формы, нередко напоминающие какие-то фантастические фигуры. Это их свойство, как известно, широко использовал Николай Константинович, создавая из них символические образы. Географы и знатоки горных местностей всегда отмечали, что в его пейзажах, при всей их яркой декоративности и обобщенности в передаче форм природы (что придает полотнам особую крепость и монументальную мощь выражения), структура горных массивов, их строение переданы абсолютно верно, на основе прекрасного знания Гималаев. Так же верно, почти с научной документальностью, переданы в его полотнах особенности освещения.

 

Дом гончара. 1964  Мое красное сари. 1960

 

Последнее относится и к живописи Святослава Николаевича, но у него все оттенки неба, облаков и самих гор нежнее, а сочетание тонов мягче, контрасты приглушеннее. Его пейзажи — подлинные поэмы в красках. Примером служит чудесный утренний вид в Гималаях — «Тайный час». «Это Канченджанга с востока и первый луч, осветивший на рассвете эту гору. В долинах еще темнота, ночь, плывут облака и вдруг зажигается вершина». Цветовые контрасты здесь тоже сильные, но построены не на крепких тонах локальных красок, а на передаче смягчающей атмосферной среды, облаков, затуманивающих дали и окружающих вершину в игре лучей; точно найденные контрасты придают очаровательную живость пейзажу. Этот захватывающий момент рассвета, пробуждения природы передан так, что чувствуется движение воздуха, возрастание света. Но через несколько минут сокровенный «тайный час» исчезнет! И только в живописи он останется надолго, на века.

Канченджанга. Тайный час. 1955В Западной Индии, в Катхиаваре, климат сухой, горы ниже, иная воздушная среда; вся природа сильно отличается от гималайской. И соответственно живописные полотна, созданные Святославом Николаевичем на западе страны, отличаются и по освещению, и по самой подаче пейзажа. В картине «Гирнар» на переднем плане величественная гора, известное место паломничества. В прозрачном воздухе четко видны все детали каменных нагромождений.

Гора кажется пустынной, но ее вершина неожиданно оживлена двумя беломраморными миниатюрными павильонами — «чхатри», точно чудом вознесенными к небу. Вдали розоватая почва тонет при закате солнца в воздушной перспективе, уходя в беспредельность. С тонкими нюансами красок приятно и сильно контрастирует неосвещенность склонов, укрытых переливами темно-синих теней. В цветовой гамме соблюдена строгая уравновешенность, создающая цельность пейзажа.

Крепость цвета, крепость форм предельны у Николая Рериха; у Святослава они мягче в колорите, в очертаниях самыхКогда собираются йоги. 1939. мощных гор, великих муссонных туч, цветущих деревьев. Таков пейзажный фон в картине «Когда собираются йоги». Синеющие горы не подавляют величием и земной материальностью своих громад. Оживленные золотистым небом, летучими грядами полупрозрачных тучек, они создают впечатление великой тишины и мира, вызывающих возвышенную радость. Живописная группа странствующих отшельников, расположившихся на отдых, дополняет чудесный вид Гималаев, гармонируя с природой, сливаясь с разлитым в картине ощущением спокойствия, мира и отдохновения.

В картине «И мы приближаемся» художник возвращается к гималайскому пейзажу в районе Кашмира, с широкой рекой на переднем плане. Зрителю кажется, что он стоит у самого берега полноводной реки. Ее стремительное, но плавное течение омывает подножье гигантской каменной глыбы на другом берегу. Правее виднеются снежные вершины с легкими изящными очертаниями. Они манят в светлую даль, создавая атмосферу сказочной сияющей страны, а река — путь в неведомое. Она быстро несет ладью с путниками. Один из них правит веслом, женщина, стоит выпрямившись и смотрит в даль, благоговейно прижав руки к груди. Река в горах опасна, но здесь она, вырвавшись из горных теснин, несет ладью счастья к заветной цели. В композиции и в цветовой организации картины соблюдено И мы приближаемся. 1967свободное равновесие различных частей: сглаженных очертаний монолитной прибрежной скалы и легких линий далеких остроконечных белых вершин, водной глади и нагромождений камней, скал и гор. Великому безмолвию природы противостоят присутствие путников в ладье. Чистая зеленовато-голубая вода подчеркивает разнообразие красок горных пород. Все контрасты сильны, но мягки и гармоничны. Ритм линий, очерчивающих контуры дальних гор и камней, поистине музыкален. Горы не кажутся такой осязаемо-материальной земной твердью, как у Николая Рериха, они легки и цвета их нежнее, что характерно для пейзажей Святослава Николаевича.

В своих пейзажах художник чаще всего обращается к передаче великих гор, но иногда на его полотнах возникают и другие образы природы, например, безбрежные равнины в картине «Дудуш кале» («Большой дождь»). Низко спустились гигантские тяжелые массы клубящихся туч. Освещенный край оттеняют их темно-синюю мощную массу, заволокшую небо. Мы ощущаем могучую силу стихии. Она грозна и благодатна: в июне, после жары и засухи, земля, люди, все живое в Индии ждет с нетерпением муссона.

Вот волшебный сезон дождей, Земля больше не склоняется перед летом, — пишет известный поэт Чаттопадхайя. В картине «Большой дождь» все подчинено передаче надвигающегося тропического ливня. В левой части показано началоДудуш кале. Большой дождь. 1971 ливня: его тяжелый поток соединил небо и землю, и «туча, — по меткому выражению Рабиндраната Тагора, — волочит космы своих волос по земле».

На переднем плане густые кроны манговых деревьев. Вдали за ними едва виднеется селение, куда дождь еще не дошел. Легко намеченные домики создают ощущение присутствия человека среди безлюдья просторов и власти природных стихий. Краски гармонично переходят одна в другую, их общая тональность мягка и нюансы тонки.

Так же искренен и правдив пейзаж «Весна в Кулу», где дыхание весны осыпало розовыми цветами древесные кроны. Свежая зелень луга четко граничит с холодной синевой дальнего плана, создавая свободный зрительный баланс цветовых масс.

Первым живописным увлечением Святослава Николаевича был портрет, и он написал их множество.

«Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю». Одни из лучших его портретов — портреты родителей. Сравнительно ранний «Портрет отца» (1930, Париж, Люксембургский музей) наиболее удачен. Он представляет Н. К. Рериха работающим за письменным столом. Мы видим в лице выражение твердой, непреклонной воли, это лицо ученого, мудреца, человека четко определенного характера и твердо сложившихся убеждений и одновременно — человека действия. Складки портьеры служат прекрасным фоном для лица, дальний вид Гималаев — необходимым дополнением, как бы своеобразным атрибутом: живопись, научная и литературная работа и горы — то, чему он посвятил жизнь. Портрет был, по словам его автора, труден из-за сложности освещения: «Свет ламп, свечей, с одной стороны, и, с другой — голубоватый мягкий свет вечерних сумерек Гималаев».

 

Портрет Н.К. Рериха. 1938  Портрет Н.К. Рериха. 1936-1937.Люксембургский музей

 

Через три года художник пишет превосходный портрет отца, стоящего на фоне гор, — «Профессор Николай Рерих». В нем то же выражение непреклонности духа и спокойной мудрости. Величественный гималайский пейзаж с высокими крутыми пиками не мешает восприятию портрета, но, как всегда, идейно глубоко созвучен с духовной сущностью портретируемого. Лаконично и монументально трактованная фигура в черном плаще выделяется четким силуэтом на фоне гор, которые Николай Константинович так любил. Горы Гималаев и Тибета хранят много знаков, связанных с легендами и философией местных народов, с их богатым фольклором, который много изучался Николаем Константиновичем. Не случайно рядом с портретом запечатлен древний символ ламаизма — скачущий конь с волшебным камнем на спине.

Николай Константинович, а в последствии и Святослав Николаевич, были близки с наиболее прогрессивными людьми Пандит Джавахарлал Неру. 1942Индии. Крепкая дружба связывала семью Рерихов с Джавахарлалом Неру. Еще в колониальный период Николай Константинович принимал его у себя в Кулу. В 1946 году Святослав Николаевич пишет портрет этого замечательного человека — «Пандит Джавахарлал Неру». Это был год накануне великих перемен, когда Индия добилась независимости. Неру сидит, задумчиво облокотившись о стол, его мысли устремлены в будущее, в предвидения назревающих событий. Художник передал облик человека высокой культуры, чистоты и благородства, глубокой целеустремленности. Спокойные, мягкие по токам, гармоничные краски удачно отвечают общему характеру портрета. Вспоминается другой портрет Неру — официальный, написанный после его смерти и помещенный в зале заседаний парламента. Премьер-министр написан в рост, стоящим на фоне государственного флага. Все качества Неру как человека и деятеля национально-освободи-тельной борьбы, выраженные в портрете 1942 года, сохранены и развиты в посмертном портрете, где он предстает перед нами как обаятельный человек и выдающийся общественный деятель, борец за мир и дружбу народов, глава огромного государства. Его образ, созданный в 1942 году, предвосхищает черты второго портрета, когда Неру снискал любовь и уважение народа своей страны. Оба портрета взаимно подтверждают друг друга, создают убедительность сходства с оригиналом, глубоко и полно раскрывают духовный облик Джавахарлала Неру в разные периоды его жизни и деятельности.

Прекрасен и поясной портрет Елены Ивановны Рерих (Нью-Йоркский музей). Необыкновенно живо написаны ее лучистыеШри Джавахарлал Неру. 1966 глаза, в них светятся доброта, высокий интеллект, кристальная духовная чистота. Прямая тонкая линия губ выражает недюжинную волю. Удивительно вы-разительна и изящна постановка пальцев левой руки, которыми Елена Ивановна касается стола. Невольно вспоминается индийское искусство игры пальцев — «мудра». Оно родилось в индийском танце и глубоко укоренилось в скульптуре и живописи. «Мудра — это жесты души, переносящие моральную красоту в свой прямой эстетический эквивалент»,— сказал Джон Рескин. И здесь это положение кисти руки о многом говорит, как и предметы на столе, перед фигурой: книга, цветок розы и старинный ларец. Фон в портрете глубоко продуман и его содержание перекликается с внутренней сущностью модели, он написан свободно и легко: художественный рисунок ткани, бронзовая статуэтка божества любви Кришны, играющего на флейте, — все напоминает о широте и разнообра-зии интересов портретируемой, о ее особой возвышенной духовности. В портрете ясно читается незаурядность этой женщины, верной помощницы и сотрудницы мужа, доблестно прошедшей вместе с ним через нечеловеческие трудности и опасности их азиатской экспедиции.

Необычайно эффектный своей декоративной красочности портрет жены художника, госпожи Девики Рани Рерих. В красоте ее облика сквозит душа артистки, тонкость чувств и очаровательная женственность.

Она стоит с крупными желтыми цветами жасмина в руках. В едва склоненном лице выражена легкая задумчивая мечтательность. С этим настроением удивительно перекликается жест, каким ее тонкие пальцы с предельным изяществом и нежностью чуть касаются цветов. Художник передает пластичность складок накинутой сверху ткани интенсивного, но спокойного малиново-красного оттенка. Над головой изогнулась цветущая ветвь кораллового дерева. Цветы, четко выделяясь на глубоком сине-белом, клубящемся фоне, искусно завершают декоративно-красочную гамму портрета: будь они такого же точно тона, что и ткань, и трактованы статично, картина лишилась бы движения, внутренней напряженности. Но цветы чуть светлее и, стремительно облетая вокруг головы, как бы обгоняют легкую устремленность позы. Создан живой ритм цвета и движения. Облик Девики Рани Рерих необычайно лиричен, в его передаче соединились черты индийского искусства и мирового искусства портрета.

Картины на тему деревенского быта и труда у С. Рериха всегда создают впечатление подлинности, вводят в самое сердце неприкрашенной действительности. Тем не менее красота здесь — главное, ее художник открывает всюду, в реальной правде жизни, воплощенной в художественных образах. И потому все жанровые сцены так убедительны. Зрителю кажется, что он сам присутствует там, окруженный этой природой и людьми, ощущает знойный свет солнца Индии, дышит ее воздухом.

Чтобы так изображать разные стороны жизни в Индии, надо знать страну и любить ее, как Святослав Рерих. Здесь мало Мои соседи. 1961врожденного таланта и мастерства, нужно глубоко понимать жизнь и культуру страны, психологию ее народа, ее богатое и чрезвычайно разнообразное художественное наследие. С. Рерих ощутил на себе природные особенности страны, перемены сезонов, воспетых в древней поэзии и современной живописи индийских художников. И потому он может увести зрителя за собой в этот мир, дать почувствовать его дыхание.

Быт и труд простых людей — вот неистощимая тема художника, куда относится и интереснейшая серия его картин — «Мои соседи». Красоту людей и их труда он видит прежде всего на фоне природы. В картине «Дом гончара» правую часть занимает хижина с крышей из пальмовых листьев. Слева стоит женщина с глиняным горшком на голове, беседуя с гончаром. У него крепкое стройное тело и цвет кожи гораздо темнее, чем у женщины. Обращает внимание какое-то прирожденное достоинство, с каким держатся простые люди Индии. Покупка гончарных изделий превращается в этой сцене в нечто значительное, возвышенное. Строгим построением художник снимает ощущение бытовизма, обыденности. Обе фигуры и груда горшков, сложенная рядом, связаны единым ритмом. Казалось бы, что хижина, написанная в упор, будет доминировать надо всем. Однако искусное построение картины выдвигает на первый план людей. Этому способствуют мягкий и сдержанный цвет стен домика, и яркий солнечный свет вокруг гончара и женщины.

Уравновешенность композиции, цвета и ритма, присущие живописи Святослава Рериха, являются основной особенностью древней и средне-вековой стенописи и миниатюры Индии. Но при общности упомянутых качеств в живописи художника нет ни малейшего стремления к стилизации.

Картина «Мои соседи» типична для всего цикла, в котором изображены простые люди Индии. Художник передаетВечная жизнь. 1954 обычную деревенскую сцену. В жаркие часы дня у стен хижины сидят две женщины, рядом лениво улеглась собака. Мимо проходит стройная женщина с корзиной на голове. Повернувшись лицом к сидящим у домика, она что-то отвечает им. Ее гибкая фигура движется с естественным изяществом, свободно и ритмично. Красочные удары кисти тоже находят себе отклик и ритмично чередуются: оранжеватые и белые стены домов, густо-синяя темнота входов, окон и теней на земле, голубовато и сине-зеленые одежды и такая же тень среди листвы пальмовых зарослей. Палящий зной и тишина царят над этой мирной сценой повседневной жизни в индийской деревне, и даже листва деревьев пронизана полуденными знойными лучами яркого тропического солнца.

В конкретности бытовых сцен нередко с большой силой выражена идея бытия, вечного и все в себя вмещающего. Наиболее характерно полотно «Вечная жизнь». «Это исконная жизнь тех мест Индии, где мы живем. Я выбрал женщину с ребенком, типичную для Юга страны. В отдалении молодая девушка несет плоды, а позади проходит процессия людей — вы видите как бы цикл вечно обновляющейся жизни. И люди, и природа типичны для тех мест. Земля там красная, насыщенные краски закатов отражаются на земле, загораются особым тоном, бледно-изумрудная зелень светится как бирюза, позади — черно-лиловые валуны», — так сам художник описывает свою картину. Особенно впечатляюща в ней женщина, сидящая справа на переднем плане, она созерцательно смотрит вперед, поверх движущихся людей. Ребенок сидит рядом, сосредоточенно рассматривая цветок в своей ручонке. Они олицетворяют мир и спокойную мудрость жизни.

В то же время картина пронизана движением: женщина и ребенок, сидя друг против друга, образуют статичную группу, девушка с плодами идет в их сторону, а толпа — в противоположную. Неизменное бытие и движение слиты в гармоничное целое.

Наперегонки. 1958В непритязательной сценке «Наперегонки» мы видим бегущую девушку, за которой спешит маленькая черная свинка. Оборачиваясь, девушка подхватила конец желтой ткани, оставляющей открытыми ее плечи и ноги. Наивность этой сценки неожиданна: юная девушка бежит и взмахивает рукой, как ребенок, радуясь движению. Вся сцена производит неотразимое ощущение радости бытия, общей для всего живого. Идее единства соответствует смелое обобщение пейзажного фона, где красно-кирпичная и розовая земля даны широкими массивами, как и желто-оранжевые и сине-зеленые купы деревьев. Искусство этой в высшей степени оригинальной картины особенно близко по духу к индийским традициям, где навечно закреплены связь человека и природы, неотчуждение от животных, единение всего живого.

Среди целой серии картин, посвященных сценам труда, едва ли возможно выбрать лучшую, каждая из них впечатляюща по-своему. Среди них особенно выделяется картина «Дочери моря». В ней изображены рыбачки, которые издавна в Индии так и зовутся. Они сами выходят в море, ловят рыбу, сушат, носят ее по базарам — очень независимые, энергичные, сильные женщины. Тела их как бы вторят морской стихии. В картине три из них образуют тесно слитую группу, красиво объединенную четким и энергичным ритмом одна поднимает с земли поднос с рыбой, другая полулежит на песке, третья стоит, выпрямившись в статной позе,— живые символы труда, гордого сознания независимости в плодах своей нелегкой работы. Четвертая рыбачка несет с напряжением изогнутого стана широкий поднос, полный морской добычи. Ее фигура создает необходимое дополнение ко всей группе. Волнующаяся стихия не страшна их полуобнаженным бронзовым телам; природный фон как бы контрастирует с фигурами «дочерей моря»; в их поглощенности непрестанной работой мы ощущаем вечность и неизменность труда.

Видное место в искусстве Святослава Рериха занимает индийский эпос, в частности замечательна его трактовка легенд о Кришне, который почитается как божество любви и как прекрасный пастух; его изображают танцующим с гопи — прелестными женами и дочерьми пастухов — или играющим на флейте близ своего стада. В подобных картинах С. Рериха прошлое сливается с настоящим: это не удивительно, все предания и легенды древнего эпоса доныне широко живут в народе, события из жизни Кришны реальны в сознании народа и приближены к современности, они связаны с бытом, который в сельской Индии мало изменился к нашему времени.

В картине «Священная флейта» юноша Кришна играет на флейте. Его осеняют пышные ветви красивого ярко-золотистогоСвященная флейта. 1968 дерева (по-индийски «гуль мохар» — «золотое дерево»). За кустом агавы остановился зебу, как бы прислушиваясь к знакомым звукам флейты пастуха. Овальное белое облачко оживляет небо: оно такое же нежное и чистое, как светлая, радостная и торжественно опустившаяся вокруг Кришны листва, образующая полупрозрачный шатер. Кругом обширная слегка холмистая местность. Одинокий пастушок и зебу сразу «населяют» пустынную природу своим присутствием, внося ощущение жизни, мира и глубокой человечности. Композиция искусно уравновешена, успокоена, ее ритм создан четким переходом от светящейся кроны к темной фигуре Кришны и от темно-зеленой агавы к светлой масти зебу. Легкое облачко плывет в небе как заключительный аккорд ритма всей картины.

В варианте 1955 года Кришна с еще большим упоением играет на флейте. Поблизости пасется пара священных зебу. Один — белой масти, особо почитаемой у древних индусов, другой — темной. Остановившись, зебу слушают звуки флейты. Цвет шерсти, отливающий синевой, подчеркивает белизну одного, а второй, буро-рыжий, приятно выделяется на фоне коричневато-красной почвы. Хотя животные написаны в отдалении, можно распознать характерные для зебу огромные, необычайно ласковые и доверчивые глаза. Подальше — одинокое манговое дерево с пышной кроной и четкие синие силуэты гор на фоне золотистого неба. Композиция отличается сдержанной, лаконичной силой. Эффектное сочетание красок передает реальную игру света. Все в этой картине близко современному человеку, пастушек (гопи) здесь нет, и распознать в юном пастухе Кришну можно лишь по синевато-лиловому оттенку Волшебная флейта (3). 1955кожи, так как в традиционном искусстве Индии Кришна изображается синим. Но эта условность не подчеркнута, а лишь намечена и приближает зрителя к реальному впечатлению, поскольку у населения Юга кожа более темного цвета, чем на Севере страны. В картине нет ничего искусственного: сов-ременная действительность тонко переплетается с легендой.

При знакомстве с полотнами Святослава Рериха понятным становится своеобразие его художественного языка, в котором нашли отражение истоки русского, западноевропейского и индийского искусства. Это оригинальное слияние столь различных культур в творчестве художника гармонично сочетается в единое целое.

Картины С. Рериха находятся как в его мастерских в Кулу и Бангалоре, так и во многих частных собраниях и музеях мира. Почетное место его произведения занимают в целом ряде музеев Индии. В 1961 году правительство Индии наградило Святослава Николаевича высоким гражданским орденом Падма Бхушан. После второй выставки картин С. Рериха, проходившей в Советском Союзе в 1974 году, ряд его работ был передан художником в Государственную Третьяковскую галерею и в Государственный Русский музей.

Интенсивная, непрерывно продолжающаяся научно-исследовательская, просветительная и организационная деятельность в области искусства дополняет четко вырисовывающийся облик Святослава Николаевича, выдающегося художника и общественного деятеля, продолжателя гуманистической миссии своего отца, всей семьи.

Его талант и горячее сердце, отразившиеся в искусстве, привлекли к его выставкам нескончаемый поток посетителей. Выставки, раскрывающие творческий путь Святослава Рериха и его деятельность, внесли неоценимый вклад в укрепление дружбы и развитие культурных связей; между великими народами Индии и Советского Союза.

 

* Все заключенные в кавычки слова Святослава Николаевича взяты из стенограммы его выступлений в Москве и Ленинграде в связи с выставкой 1960 года.

22.10.2012 10:09АВТОР: С.И. Тюляев | ПРОСМОТРОВ: 4232


ИСТОЧНИК: С.И. Тюляев. Святослав Рерих. «Изобразительное искусство». М., 1977 1-104 с.



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Дмитрий31-01-2014 20:28:01

    Сознание красоты спасет мир

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »