М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Священная флейта. О.В. Румянцева. Часть II


Святослав Рерих. Автопортрет.1920-еВо второй половине 30-х годов у Святослава Рериха появляется много полотен, написанных на темы жизни и быта индийского народа. Эти работы можно отнести к бытовому жанру; в них благодаря романтической приподнятости образов повседневной жизни утверждаются непреходящие ценности — радостный труд, любовь, добро. Святослав Рерих показывает красоту человека, занятого мирным трудом, и воспевает его единство с природой. Сам строй быта в селениях Индии, мало изменившийся за сотни лет, выражает душу индийского народа, его национальное своеобразие. Современная жизнь Индии интересует С.Н.Рериха в ее связи с традициями, культурой, обычаями и укладом старины. Здесь у художника огромное поле деятельности для выражения мыслей о том, каким должен быть человек.

Отношение к труду как к основе жизни — один из основополагающих принципов Николая Рериха. Святослав воплощает ту же мысль в своих работах. Он показывает примеры мудрого народного уклада жизни, примеры радостного творческого труда. Художник глубоко понимает важность повседневности и с помощью присущих только ему выразительных средств умеет это передать. Жанровые картины не только верны жизни — это великолепные декоративные ритмичные композиции, полные значения и глубокого смысла. Яркость цвета, емкая образность уводят от обыденности; постоянно царящий праздник жизни на полотнах Святослава Рериха делает идеи художника привлекательными, особенно для молодого поколения.

Рерих С.Н.: Кулу. Дуссера (осенний праздник). 1944 .В жанровых полотнах Святослава Рериха почти нет этнографичности, исключение составляет большое полотно, написанное в 1944г., с изображением осеннего праздника урожая — дуссера, который ежегодно отмечается в Кулу. В этот день из храмов выносят в паланкинах и переносных алтарях изображения местных божеств, около домов зажигают огни. Эта яркая праздничная процессия людей в традиционных красочных нарядах не раз проходила перед домом Рерихов. Художник тщательно выписывает костюмы, старинные украшения, зрительно передает ритм движения в танце.

Среди большого количества работ бытового жанра есть серия картин под общим названием «Мои соседи». Но это название в равной степени может быть отнесено к любой картине бытового жанра, так как понятие «соседи» у Рериха трактуется весьма широко — это весь индийский народ, рядом с которым он живет. Художник говорит об этой серии так: «Это все деревенские люди, с которыми у меня близкий контакт и которых я люблю. Хотелось показать вам красивые стороны их жизни. В течение столетий там выработался свой, особый стиль и подход к жизни». В этой серии художник показывает только то, что, на его взгляд, красиво, мудро, поучительно, гармонично. С.Н. Рерих совсем не пишет человека в интерьере, поскольку в индийской деревне почти вся жизнь, Рерих С.Н.: Мои соседи. 1961.заключающаяся в труде, проходит вне дома. Обычно дом изображен минимальными средствами, это чаще всего не разработанная детально плоскость стены, служащая фоном для человеческих фигур, и несколькими штрихами обозначенная крыша из сухих пальмовых листьев. Растительность тоже изображена скупыми средствами, но чрезвычайно выразительной линией — то завивающимися спиралью тонкими деревцами, то изогнутыми стволами пальм. Главное для художника — люди, необыкновенно красивые в процессе каждодневного труда, не сгибающиеся под тяжелой ношей, споро выполняющие любую работу без стенаний и жалоб на судьбу, творящие своими руками красоту. Святослав Рерих обращает внимание на прелесть вещей, созданных простыми ремесленниками. Он говорит о непреходящей ценности ручного труда, не заменимого никакими машинами.

Рерих С.Н.: Глина приобретает форму (Дом гончара). 1964 В картине «Глина приобретает форму» художник показывает результаты стараний гончара — гору кувшинов, которые будут служить людям. Обе фигуры — сидящего мастера и девушки, удаляющейся с кувшином,— очень пластичны. Художник помещает их в центр сложной композиции из выписанных в разной манере деталей — объемных кувшинов с подробной светотеневой моделировкой, геометризованных, обрамляющих всю композицию элементов в виде стволов двух пальм слева и плетенки — справа, темного треугольника двери.

В картине «Эти краски никогда не должны поблекнуть» (1964) молодые женщины Рерих С.Н.:Эти краски никогда не должны поблекнуть. 1964 развешивают окрашенные ткани. В центре картины неподвижно сидит по шею закутанная в сари старая седая мастерица, воспринимающаяся как хранительница традиций. Ритм набегающей волны повторен в плавных изгибах цветных полотен.

Вечность, неповторимость бытия — главная философская тема, которую разрабатывает художник. Мудрое устройство мира ведет к красоте и гармонии жизни человека с ее вечно прекрасной юностью, мечтой о любви, материнством.

Рерих С.Н.: Молчание. 1964.Тема мечты о любви звучит в картине «Молчание» (1964). Все застыло в ожидании освежающего ливня, вся природа томится от летнего зноя. Неподвижно море вдали: его гладь не тронута даже легким ветерком; словно изваяние застыл буйвол. Прислонившись к дереву, девушка мечтательно откинула голову. Колорит картины, кажется, насыщен до предела, большие плоскости Рерих С.Н.: Весна. 1961ярких локальных тонов дополняют друг друга, выявляют красоту каждого цвета в отдельности, и все вместе они звучат мощным аккордом. Фантастическая цветовая характеристика: лиловая земля, сиреневый ствол дерева, голубая собака — созвучна ирреальности мира мечты.

Как продолжение темы картины «Молчание» воспринимается полотно «Весна» (1961). Образ зарождающейся любви звучит возвышенно и поэтично, мажорные цвета, включающие весь спектр радуги, передают силу эмоций, охвативших юношу и девушку в этот сияющий весенний день.

Тема любви находит продолжение и в картине «Вечная жизнь» (1954), где на Рерих С.Н.: Вечная жизнь. 1954фоне яркого пейзажа изображена молодая мать с ребенком. Малыш с радостным изумлением рассматривает цветок, впервые открывая для себя красоту мира. Мать, откинув голову, напряженно всматривается вдаль, словно пытаясь заглянуть в будущее сына. На фоне огромного валуна нежно розовеют только что раскрывшиеся цветы, пришедшие на смену увядшим. Художник показывает единство законов обновления жизни в природе. Вдали изображены чередой проходящие люди — символическое воплощение мысли о смене поколений. Все приходит и уходит — вечный, справедливый закон. Все имеет свой цикл — цветы, люди, деревья, даже камни, которые в свой срок — через тысячелетия — рассыпятся в прах.

Серия «Священная флейта» состоит из нескольких картин и основана на РерихС.Н.: Священная флейта. Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор легенде о Кришне — олицетворении божества весны и любви, весьма почитаемом в Индии. На всех полотнах изображен смуглый юноша, сидящий на земле и играющий на флейте. Возможно, это современный пастушок, но он напомнил художнику божественного пастуха Кришну и стал для него символом, соединяющим древность и современную жизнь Индии, живым мостом, переброшенным от сегодняшней жизни к далекому прошлому. «Эту флейту можно и сегодня услышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет Рерих С.Н.: Священная флейта IV. 1968. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москвавсе сущее»,— пояснял Святослав Рерих. Магия звуков заворожила всю природу, сонных животных. Пейзаж вокруг юноши сказочно яркий, особенно в картине 1968 г.: бугенвиллия, под которой сидит пастушок, — оранжевого цвета, куст агавы — сине-зеленый, растет из красной земли, буйвол за кустом — сиреневый. Эта сказочность природы еще больше приближает нас к Рерих С.Н.: Священная флейта I. 1946. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москвамифологическому восприятию сюжета. В «Священной флейте» более ранней, 1955 г., природа менее фантастична, но юноша, находящийся во власти звуков, более поэтичен, больше напоминает Кришну. В «Священной флейте» 1946 г. художник придает сюжету откровенно сказочный характер, так как флейта пастушка своими звуками вызвала вихрь, заставивший гнуться деревья и испуганно жаться друг к другу буйволов. Это не обычная буря, так как ветер не задевает волос юноши. В этом варианте художником прекрасно разрешена проблема передачи Рерих С.Н.:Священная флейта III. 1955динамики и внутреннего единства человека, звуков, природы. Переплетение мифологического сюжета и бытового жанра характерно для С. Н. Рериха. Оно вытекает из его миропонимания, его романтического представления о бытии Человека на планете Земля. На картине «Зов» (1955) из той же серии «Священная флейта» изображены два персонажа — пастух, играющий на флейте, и женщина. Воспроизведен конкретный пейзаж Южной Индии — предгорья, переходящие в голубые дали. Женщина стоит в тени баньяна, корни которого, переплетаясь между собой, приняли самые фантастические формы, создав необыкновенный декоративный фон. Взор пастуха направлен на голубые горы, вызывающие в его душе волшебные мелодии. И, словно завороженная, замерла в трепетном ожидании женщина: она воспринимает Рерих С.Н.: Зов (Священная флейта II). 1955звуки флейты как зов любви. Обычная повседневная сцена приобретает необычайную поэтичность. В бытовом жанре С.Н.Рериха нет экзотики, увиденной глазами европейца, его картины проникнуты пониманием народного духа. Конечно, в какой-то степени он идеализирует и романтизирует жизнь. Он выбирает только то, что прекрасно: по мнению Святослава Рериха, уродливое не достойно того, чтобы его увековечивать.

 

IV

 

«Я всегда, уже с детства, увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И эта радость, которую я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к Рерих С.Н.: Арангутте. 1971моим картинам»,— рассказывал Святослав Рерих. Он воспринимал и ощущал землю как часть единого мироздания; осознание красоты природы человеком он считал главным в приобщении к Великому Космосу.

В пейзаж художник органично вписывает деревенские хижины с соломенными крышами («Арангутте», 1971). старые храмы с бассейнами перед ними («Да-модар Рерих С.Н.: Да-модар Кунд. 1943Кунд», 1943), тибетские селения из высоких каменных домов, прилепившихся друг к другу («Лахул. Карданг», 1932). Часто С. Н. Рерих пишет храмы долины Кулу, например находящийся недалеко от их дома индуистский храм Трипура Сундри. К храму ведут зеленеющие террасы, трехъярусная крыша перекликается с ярусами деревьев и террас. Святослав Николаевич говорил: «Может быть, это единственная страна, где вы чувствуете, как из всех уголков смотрят на вас древние пейзажи, древние мысли, красивые храмы страны».

Иногда С. Н. Рерих уходит от декоративности в изображении пейзажа; в монохромной композиции, только в синих, Рерих С.Н.: Аравийское море. 1961сиреневых или голубых тонах, художник передает тончайшие нюансы состояния природы («Аравийское море», 1961; «Прилив», 1970; «Туман», 1972). В сложных ритмах на полотне «Чикус Мале» (1970) предстает перед нами движение облаков во время муссонных дождей, свинцовость тяжелых, готовых пролиться новыми потоками ливня туч, дымка послегрозовых облаков. В этюде «Дожди» передана вся палитра изменений в природе от первых капель дождя до светлых просветов на небе и пробившихся сквозь тучи солнечных лучей на просыхающих полях.

С.Н.Рерих. КанченджангаРяд этюдов знакомит с долинами Южной Индии или предгорьями Гималаев в горячем летнем мареве, при лунном свете или закате, с тягучими огненными облаками, плывущими в вышине. Святослав Рерих словно ведет зрителя через равнины и плато, через предгорья с одинокими деревьями на склонах в мир гор. Особое место в его творчестве занимают Гималаи. Художник писал: «Я полагаю, что ни один горный хребет в мире не сравнится с ними не только вследствие их живописности, но также вследствие С.Н.Рерих. Канченджанга утром. 1952исторических и философских ассоциаций, связанных с ними». В его полотнах передано все космическое величие Гималаев. Святослав Рерих выявляет эпическую мощь мира гор, в котором резкие, четкие формы каменных громад контрастируют с клубящимися облаками и туманами, заполняющими ущелья. Моделировка горных масс четкая, уверенная. Американские критики писали о гималайском цикле С. Н. Рериха: «Глубоко чувствуя силу природы в этих формах, он заставляет зрителя ощутить их тайну так же, как их реальность».

С.Н.Рерих. Канченджанга. Тайный час. 1955Особое внимание привлекала легендарная Канченджанга — Святослав Рерих неоднократно пишет эту гору на больших полотнах. Вершина ее была хорошо видна из дома в Калимпонге, где жили Юрий Николаевич и Елена Ивановна. «Тайный час» (1955) — так называется одна из картин: это Канченджанга с востока, со стороны Бутана. В долине еще темно, ночь. Вершина зажигается вдруг, внезапно, озаренная восходящим солнцем. Эту же вершину на закате Святослав Рерих писал ранее, в 1952 и 1954 годах: «... когда этот массив погружается в тишину, постепенно поднимаются тени, туманы снизу, облака, и медленно гаснет небо и разливается эта тишина». Его творческой задачей было передать контрастность утреннего и вечернего света, границы дня и ночи.

Неоднократно художник пишет ледники, спускающиеся со скалистых склонов С.Н.Рерих. Закат над Маланой. 1938. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москвав долину Малана, расположенную рядом с долиной Кулу («Малана», 1938; «Закат над Маланой», 1938). Четкий контур покрытой вечными снегами Део Тибба контрастно выделяется на фоне полупрозрачных облаков. Део Тибба (в переводе Трон богов) — священная гора в Западных Гималаях, недалеко от долины Кулу. Со всех сторон этой вершины спускаются ледники, отсюда берут начало бесчисленные реки. Другая священная гора, которую изображает С. Н. Рерих,— Гирнар. Она находится в Западной Индии в Катхиаваре. Одинокий пик возвышается над другими вершинами, его крутые склоны погружены в утренние сумерки. Глубокие темно-синие тени заполняют каждую впадину. В контрасте с бархатным мраком С.Н.Рерих. Гирнар. 1944отступающей ночи написана на фоне розовеющего неба вершина с белоснежным древним храмом, чудом построенным на такой высоте. По рассказам Святослава Рериха, туда ведет лестница с ровными широкими ступенями, вырезанными в скале иногда снаружи, иногда внутри каменной громады. Протяженность лестницы достигает нескольких километров. Это одна из святынь Западной Индии, известная со времен царя Ашоки (III в. до н.э.). Там до сих пор сохранилось много буддийских изваяний; туда приходят паломники. Подножия и склоны покрыты густыми лесами.

В большей части своего гималайского цикла Святослав Рерих пишет горы в С.Н.Рерих. Поднималась луна. 1961реалистической манере, стараясь точно передать сложные световые эффекты, фактуру скал и ледников, туманов и облаков и, главное,— свое личное отношение к этому дивному храму природы. Но есть несколько работ, в которых художник создает до предела геометризованный, обобщенный образ гор. Среди них картины «Поднималась луна» (1961), «Часовые» (1966), «Ступы» (1973), «Гималаи. I» (1973) и «Гималаи. II» (1974). Все они по времени создания относятся примерно к одному десятилетию, однако в целом не характерны для творчества художника. Святославу Рериху свойственна любовь к натуре, к реальности впечатлений. Художник писал: «Природа — подлинный учитель. Тот, кто не общается с природой, но работает лишь в соответствии со своим собственным С.Н. Рерих. Гималаи. 1974воображением, неизбежно повторяется, и, независимо от того, как богато его воображение, он не отобразит достоверно тот мир, который окружает его».

Живопись Святослава Рериха была высоко оценена в Индии. Доктор С.Радхакришнан писал: «...его пейзажи — поэмы цвета». На открытии выставки в Государственном музее изобразительных искусств С.Н.Рерих. Гималаи. 1973имени А. С. Пушкина в 1960 г. посол Индии в СССР господин К. Менон сказал о картинах С. Н. Рериха: «Увидев их много раз, я стал больше чем прежде ценить красоту пейзажа моей собственной страны. Рерих уловил столь же живо, как его знаменитый отец, величие наших Гималаев, магию наших небес и покой наших лагун. И он описал их очень по-индийски».

Большое значение в творчестве Святослава Рериха имеют картины эпического С.Н.Рерих. И мы приближаемся. 1967характера, морально-этической тематики. Это большие полотна, несущие в себе глубокую символику. К таким произведениям можно отнести «И мы приближаемся» (1967). На картине изображено горное озеро, по зеленой глади его в сторону сверкающих вершин движется ладья. Путь указывает стоящая в лодке женщина с молитвенно сложенными руками. Природа вокруг, исполненная торжественного, величавого покоя и гармонии, словно помогает путникам достигнуть высокой цели. По своему содержанию она близка к картине Николая Константиновича Рериха «Ведущая».

«Пиета» (1960) написана Святославом Рерихом в год смерти брата. Библейская С.Н.Рерих. Пиета. 1960тема — оплакивание Христа — послужила средством для раскрытия глубоких душевных переживаний самого художника; картина адресована всем, кто умеет сострадать несущим горе потери. Розовый луч во мраке — луч надежды, никогда не оставляющей человека.

Используя библейские сюжеты, художник решает проблемы становления человеческого сознания, отношений людей между собой, воспитания высокой человечности вообще. Именно поэтому Святослав Рерих считал этот цикл для себя очень важным. На библейские темы им был написан ряд работ: «Иаков с ангелом», «Христос неузнанный», «Возлюби ближнего своего как самого себя».

В целом ряде картин Святослав Рерих поднимает важные этические и моральные вопросы, касающиеся жизни современного человека. В картине «Мы сами строим свои тюрьмы» (1967) он показывает «каменные мешки» — города, С.Н. Рерих. Я двигаюсь среди этих теней. 1967готовые поглотить человека. Нет ни травинки, ни деревца, только бетонные громады, над которыми нависли темные массы смога. Здание на переднем плане напоминает страшного Молоха, готового пожрать всех и вся. Испуганная женщина уводит своего ребенка прочь от города — в леса и поля. Предупреждением человечеству звучит картина «Я двигаюсь среди этих теней» (1967), в которой люди превращаются в механизированных роботов в холодном бездушном мире техники. Понимание истинного предназначения человека художник дает в картине С.Н.Рерих. Ближе к тебе, мать - земля. 1968«Ближе к тебе, мать-земля» (1968). Он изобразил группу хиппи, которые хлынули в Индию из Европы и Америки, надеясь с помощью восточной философии найти истину. Их фигуры инфантильны, лица бледны — они напоминают растения, выросшие без света. Им противопоставлена индийская женщина, легко несущая корзину с плодами земли, выращенными ее руками. Рядом с ней ребенок, который также имеет уже свою ношу — большую тыкву. Оба они — олицетворение радости труда и жизни в неразрывной связи с природой.

Антивоенные картины Святослава Рериха наполнены огромной эмоциональной силой. Тема войны и мира является естественным продолжением его практической деятельности по продвижению Пакта Рериха. В 1939 г. он С.Н.Рерих. Распятое человечество (триптих). 1939-1942гг.начинает и в 1942 г. завершает свой знаменитый триптих — три больших полотна, в которых отразились мысли и чаяния художника во время Второй мировой войны. Этой работе С. Н. Рерих придавал очень большое значение, считая ее одной из главных в своей жизни. Триптих читается справа налево. Правая картина называется «Куда идет человечество?» (1942). На ней изображена толпа людей, зашедших в глубокое, узкое ущелье — в тупик своих заблуждений, предрассудков, алчности, злобы, которые ведут к разобщению и войнам. На среднем панно, которое называется «Распятое человечество» (1939—1942), изображена всемирная трагедия в образе распятого юноши, своей фигурой образующего крест. Семь ангелов с небес изливают пламенные струи огня из чаш гнева на землю. Две женские фигуры в белом символизируют скорбное сострадание. На левом панно, названном «Освобождение» (1939), показана смертельная битва со Злом во всех его проявлениях, борьба с темными сторонами своего «я». Центральная фигура — человек, который великими усилиями вырвался из тисков предрассудков, рабства, победил себя в худших проявлениях и стремится выше — к духовному свету, чистоте помыслов, свободе мысли. С.Н.Рерих. Предупреждение человечеству

Картина «Предупреждение человечеству» (1962) продолжает тему Николая Рериха «Ангел Последний» и является своего рода антивоенным протестом. Испуганные и стенающие женщины приближаются к обрыву. Им открывается страшная картина пылающих городов, над которыми грозно возвышается фигура огненного ангела с мечом в руках, готового покарать врагов мира. Работа перекликается и по своей образности, и по теме с произведением С.Н.Рерих. Ангел последний Николая Рериха «Дела человеческие», которая направлена против уничтожения человеческой культуры, созданной гением народов на протяжении тысячелетий. В картине «Ты не должен видеть этого пламени!» (1968) воплощена трагедия возможной атомной катастрофы. Встав на колени, мать заслоняет своим телом ребенка от всепожирающего огня. Рядом с ней молодая женщина, в отчаянии вскинув руки, молит небо о милосердии, заклинает остановить безумцев. Стремление Святослава Рериха к символическим обобщающим образам в его антивоенных картинах достигает кульминации.

Соединяя в своем творчестве лучшие достижения русской и европейской живописи с художественной традицией Индии, С.Н.Рерих главную свою задачу видит в сближении и понимании культур разных народов мира, искусства Запада и Востока.

Н.К.Рерих. Высокая ответственность Святослава Рериха в подходе к своему творчеству, к тому, что понесут его картины людям, диктуется его отношением к роли искусства вообще. В своей статье «Искусство и народ» он пишет: «Кто может измерить истинную пользу, приносимую людям великим искусством? Польза и влияние искусства не могут быть измерены или подсчитаны. Ведь человек, прикоснувшийся к нему, становится не только более интересным и приобретает вкус, но он начинает по-иному относиться к народу и обществу, породившим великие произведения искусства... Невозможно описать словами всю важность искусства в нашей повседневной жизни. Кроме удивительного опыта, который обеспечивается изучением искусства, оно помогает кристаллизовать гений народа и дает выход творческому началу, существующему внутри каждого...».

Творчество Святослава Рериха, пронизанное идеями гуманизма, служит духовным мостом для сближения разных народов мира и их взаимопонимания.

Румянцева Ольга Владимировна – заведующая мемориальным кабинетом Н.К.Рериха Гос. музея Востока (г.Москва); заслуженный работник культуры Российской Федерации.

29.05.2010 00:30АВТОР: О.В. Румянцева | ПРОСМОТРОВ: 2180




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »