М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Священная флейта. О.В. Румянцева. Часть I


Творчество Святослава Николаевича Рериха было высоко оценено отцом. При Автопортрет. Святослав Николаевич Рерихвысокой требовательности Николая Константиновича, его строгости в определении смысла изобразительного искусства, эта оценка представляет особый интерес. В мае 1935 г. в очерке «Святослав» Н. К. Рерих писал: «Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж, — во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм». Завершает очерк о творчестве сына Николай Константинович следующими словами: «Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!».

При общности взглядов, мыслей, даже некоторых живописных приемов отца и сына каждый из них шел своим путем, и различия их, как и полная самостоятельность Святослава Рериха в его творчестве, очевидны. Для художественной манеры Святослава Рериха характерно гармоническое восприятие человека и природы, жизнеутверждающие идеалы, отсюда — смелые, звучные цветовые сочетания, заставляющие видеть мир во всем блеске радужного сияния.

В одной из встреч на вопрос о том, к какому художественному направлению можно отнести его творчество, Святослав Николаевич ответил: «Гоген в свое время говорил: „Как бы вы ни называли разные течения в искусстве — все равно, лишь бы это было хорошее искусство"». Содержанием его творчества является С.Н.Рерих. Пейзаж (2)красота бытия, красота природы: «в жизни столько прекрасного, но это только нужно найти»,— говорил Святослав Рерих. Ясный внутренний мир, неповторимая индивидуальность присутствуют в каждом полотне художника, обращенном к глубочайшему Я в человеке, к его сердцу. Он раскрывает собственное отношение к жизни, приглашая зрителя разделить с ним его взгляд на космический характер бытия человека на земле. Каждого человека он воспринимает как часть великого мироздания, и в каждом он хочет вызвать понимание этой причастности к беспредельности мира. Это воплощено в его картинах, которые несут «весть о Красоте в каждое сердце, в каждый дом».

Кисть Святослава Рериха всегда звучит взволнованно и искренне. «Там, где слова идут от сердца, нашего внутреннего существа, где мы полностью воплощаем наши эмоции и мысли, наше сообщение будет иметь наибольшую силу, наибольшую убедительность; другими словами, оно будет самой истиной», — пишет он об искусстве вообще, но эти слова применимы и к самому автору. Святослав Рерих глубоко убежден в том, что живопись должна быть живым носителем эмоций и мыслей художника, создавшего полотно, зеркалом его души и одновременно передавать «душу» изображаемых вещей. Он часто приводил высказывание Рембрандта о том, что, печалясь и горюя над полотном, он передает свои эмоции через картину тому, кто ее увидит. Настоящий художник должен обладать силой, способной, по убеждению С.Н.Рериха, «поднять у зрителя внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить все существо человека новыми образами, идеями, опытом и вдохновением».

Первое, что поражает каждого при знакомстве с живописью Святослава Рериха, — необыкновенная светоносность красок, культ цвета. Необычность цветовой гаммы его работ продиктована не только яркостью индийской природы. Таково восприятие им жизни вообще. В его картинах мы наблюдаем огромный цветовой диапазон — от нежнейших нюансов до сопоставлений больших плоскостей контрастных цветов, создающих вместе образ совершенно С.Н.Рерих. Пейзаж. 1970определенный — трагический или мажорный, выражающий бесконечную изменчивость мира или покой, разлитый в нем. Цвет в произведениях Святослава Рериха создает не только определенный эмоциональный настрой, но и вызывает радость открытия удивительных редких сочетаний, которые может увидеть в природе только острый глаз художника. В его творениях преобладают синие, зеленые, оранжевые, розово-лиловые, желтые тона. С удивительной смелостью С. Н. Рерих сопоставляет их, заставляя звучать стройным аккордом. Интересно воспринимается ряд полотен в одном зале: они не спорят друг с другом, а составляют единую, мощную цветовую симфонию, славящую красоту мира, в котором мы живем. Высокое мастерство художника проявляется в организованной, продуманной композиции, в четком цветовом ритме, в умении выделить с помощью линий и цвета главную смысловую точку картины. Часто в работах Святослава Рериха композиция строится на сопоставлении преувеличенно четких геометрических форм — шаров деревьев и кустов, треугольников пальм, отдельных предметов в многофигурных композициях — и плавных очертаний человеческой фигуры.

Ритмические сопоставления цветовых плоскостей, поющая, упругая линия придают его живописи особую динамичность. «Я очень много занимался проблемой динамики в картине, — говорил Святослав Рерих, — меня всегда интересовало то, как тона могут передавать движение, что помогает этому. Сопоставление теней, тонов создает баланс всей композиции».

Когда С.Н.Рериха спросили, отчего его краски светятся, он ответил: «Если вы дадите правильный контраст и правильно наложите тени, которые вводят этот С.Н.Рерих. «Куда идешь, брат мой?», 1934 г.контраст, то получится правильное звучание тона — он начинает светиться. Гоген говорил, что свет нельзя изобразить, но можно попробовать его передать, то есть можно создать иллюзию света». Большинство картин Святослав Рерих пишет темперой. Преимущества этой техники, как он считает, связаны в основном с климатом Индии. Традиционно индийские художники работали темперой, начиная с росписи пещерных храмов и кончая миниатюрой. Большие перепады сухости и влажности делают живопись маслом в Индии недолговечной. На вопрос, существует ли секрет особых красок из Тибета, С. Н. Рерих ответил: «И да, и нет! У нас работает много тибетских художников, и каждый из них приготавливает свои собственные краски. И мы приготавливаем сами наши краски, хотя основной пигмент для них получаем из разных мест, большинство из Франции, из Англии, потому что эти материалы наиболее надежные. Так было во времена Николая Константиновича, так продолжаю и я».

Когда анализируешь живопись Святослава Рериха, возникает невольное желание говорить о символике цвета. Но на вопрос, символизируют ли что-либо в его картинах те или иные цвета, художник ответил категорически: «Нет! В моих картинах — нет. Они отображают только то, что я видел. Но мой выбор цвета как-то помогает сюжету. Но это не символ. Просто мой выбор». Правда, Святослав Рерих считает, что цвет влияет на настроение человека, но это уже совсем другое. Он говорит о том, что краски радуют: «Однажды я был в горах, путешествовал в пасмурный день. Ущелья внизу казались мрачными, темными. Но вот поднялось солнце, все озарило, и ущелья стали яркими, веселыми, полными радости. Значит, мы тоже можем обогатить нашу жизнь радостью красок...».

И еще об этом: «Я полагаю, что цвет дает жизнь. Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам это воздействие или нет. Возьмите черно-белый рисунок. В нем никогда нет того живого элемента, который дает цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, все же несет в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас».

Музыкальность живописи Святослава Рериха носит общий характер. Она не связана с конкретными образами, произведениями или композиторами. С.Н.Рерих. Портрет Н.К. Рериха, 1942 г.Художник очень любил музыку, часто ее слушал, она жила в нем, и это, естественно, сказалось на живописных образах. С.Н.Рерих говорил: «Внутренние волны исходят от красок так же, как от музыки. Несомненно, все картины музыкальны!» Когда его спросили о сознательном сопоставлении красок и звуков, художник ответил: «Я никогда об этом не думаю. Если они и ассоциируются, то не потому, что я сознательно их выбираю... Цвет и краски, тон — все связано между собой». Иное дело — музыкальный ритм в построении композиции. Святослав Рерих подчеркивал, что «...делал это целенаправленно и иногда вполне сознательно повторением ритма создавал повторные фразы для усиления впечатления». Музыка и живопись, по мнению художника, глубоко взаимосвязаны и дополняют друг друга: «Искусство нельзя разделить перегородками. Одно вытекает из другого».

Задумывая картину, С.Н.Рерих мысленно полностью создавал ее композицию, цветовой ключ. Обычно он работал в мастерской сразу над несколькими произведениями, чтобы глаз не утомлялся от цвета, чтобы не притуплялось видение. Каждая следующая картина являлась логическим продолжением его мыслей, чувств, выраженных в предыдущих работах. Одновременно художник писал серии этюдов, в которых разрешал проблему чистой композиции.

Высокое мастерство Святослава Рериха открывает ему неограниченные возможности для выражения идей, чувств, мыслей. Творческий диапазон его необычайно широк: портрет, пейзаж, живопись жанровая, философско-эпическая. Во всех жанрах художник затрагивает принципиальные проблемы общего характера, что создает в целом определенную направленность, которую можно было бы определить как «Мир и Человек».

 

II

 

Художник и историк искусства Игорь Грабарь считал Святослава Рериха С.Н.Рерих. Профессор Н.К.Рерих, 1942 г.выдающимся портретистом, серьезным и глубоким. Сам Святослав Николаевич рассказывал: «... я начал как портретист. Я любил людей. Они меня всегда привлекали. И так случилось, что в моем искусстве я выдвинул человека на первый план». В портретах кисти С. Н. Рериха особенно хорошо видна великолепная техника рисунка; лица тщательно выписаны в тонкой цветотональной манере, а яркие краски фона сообщают этим работам исключительную декоративность. Глубоко продуманный фон, иногда сложный и многоплановый, придает образам смысловую наполненность, дополняет характеристику человека, позволяет проникнуть в мир его увлечений и привычек.С.Н.Рерих. Портрет Н.К. Рериха со священным ларцем, 1928 г.

За долгую творческую жизнь Святослав Рерих создал обширную галерею портретов общественных и политических деятелей, представителей культуры и искусства. Особого внимания заслуживает серия портретов отца. Всего их около тридцати. Художник часто обращался к образу отца, потому что духовный мир Николая Константиновича был ему очень близок и созвучен. Кроме того, он стремился запечатлеть образ великого гуманиста, думавшего прежде всего о судьбах человечества. В портрете «Профессор Николай Рерих» (1942) на фоне книг и с книгой в руках изображен тот самый Рерих, который, всегда работая над собой, «хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком».

С.Н.Рерих. Портрет Николая Рериха у скульптуры Гуга Чохана. 1937. Часто Николай Рерих изображен в восточных одеяниях с аксессуарами Востока. В знаменитом портрете, написанном в 1928 г. и хранящемся в частной коллекции в США, он держит в руках старинную резную шкатулку — символ даров человечеству. Другой его портрет написан возле древней скульптуры Гуга Чоха-на, владыки долины Кулу; на фоне Поталы, дворца Далай-ламы в Лхасе, куда так стремился Николай Рерих во время своего путешествия, он изображен в тибетском костюме. Часто фоном служит гималайский пейзаж, глубоко созвучный духовной сути Мастера гор.

Все портреты Николая Рериха чрезвычайно торжественны. Его словно отделяет от зрителя духовная дистанция. Таким видит его сын. Он рассказывал об отце:С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих, 1944г. «Николай Константинович был совершенно изумительной личностью. Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я еще не встретил. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей... Но поверх всего для меня он был замечательный человек. Вот эта его личность, замечательная личность является для меня самым ярким качеством и остается ведущим воспоминанием». Только на одном портрете (1944) Николай Рерих предстает перед нами в белых одеждах, на нейтральном фоне, с непокрытой головой. Это произведение, написанное за три года до кончины великого гуманиста, носит несколько интимный характер. Таким его видели и воспринимали Елена Ивановна Рерих и сыновья.

Портретов Елены Ивановны было написано немного. По воспоминанию С. Н. Рериха, ее совершенно не интересовало, что люди пишут, думают, говорят лично С.Н.Рерих. Портрет Е.И. Рерих, 1937г.о ней. Человек редкой красоты и глубоких знаний, она оставила у современников самые светлые воспоминания. Святослав относился к матери с огромной любовью и уважением, часто пользовался в жизни и работе ее советами, поэтому те немногие портреты, которые ему удалось создать, являются воплощением идеальной красоты человеческой личности, достигшей совершенства в постоянном труде. В них отражена кристальная духовная чистота, мудрая доброта, мягкость, но одновременно твердая воля и мужество. Эта женщина дала миру великий урок космического сознания, глубоко воспринятый Святославом, творившим рядом. Все эти ее черты выражены в портрете, который написан в 1937 г. и находится в Музее Н.Рериха в Нью-Йорке. Елена Ивановна изображена сидящей за столом, на котором лежит старинная книга — символ ее знаний; позади нее стоит скульптура Кришны, играющего на флейте, как напоминание о ее великом интересе и любви к Индии. Старинный ларец на столе говорит о сокрытых до поры знаниях, которые ждут своего часа, а цветок розы символизирует нежность и красоту. Ее парчовое одеяние золотисто-коричневого цвета, отделанное темным мехом, красиво оттеняющим нежно-розовую матовую кожу рук и лица, необыкновенно гармонирует с фоном — китайским панно темно-зеленого цвета в богатейшей гамме оттенков. Разнообразие живописно-фактурных приемов изображения деталей создает впечатление драгоценно мерцающей поверхности полотна.

Особой декоративной красочностью отличаются портреты Девики Рани. Она Рерих.С.Н.: Девика Рани Рерих. 1946.часто изображается художником на фоне индийской природы, непременно с цветами в руках. Портрет в желтом сари — первый портрет Девики, написанный художником в Кулу, в 1946 г., осенью, через полгода после их свадьбы, — пронизан особой нежностью чувств. Деревья, служащие фоном для фигуры Девики, написаны легкими мазками без конкретизации листьев, стволов, цветов. Сама же она — одухотворенный образ земной женщины с проникающим в сердце взглядом больших выразительных глаз.

Свадьбу Святослава Николаевича и Девики Рани население Кулу отметило с необычайной торжественностью. Все 365 храмов, находившихся в долине, прислали своих представителей встречать Девику. Люди пели, танцевали и Рерих С.Н.:Девика РаниРерих. 1951.забрасывали цветами паланкин, в котором ее несли до дома, стоящего высоко над рекой. Девику торжественно ввели в дом, осыпая лепестками цветов, которыми благоухала долина; особенно, как вспоминает Девика, много цвело тогда желтого жасмина, наполнявшего окрестность чудесным ароматом. Портрет Девики в красном сари написан весной 1951 г., в Калимпонге, в Гималаях, куда супруги приезжали, чтобы навестить Елену Ивановну Рерих и Юрия Николаевича Рериха. Портрет построен на контрасте двух четко сбалансированных цветов — синего и красного; мастерски переданная фактура тончайшей ткани нарядного сари с узорчатой каймой придает портрету особую изысканность.

Рерих С.Н.: Пандит Джавахарлал Неру. 1942.Среди портретов политических и общественных деятелей Индии, созданных С.Н.Рерихом, в первую очередь следует назвать портрет Джавахарлала Неру, написанный в 1942 г. Художник поставил задачу передать образ национального героя, общественного деятеля мирового масштаба и одновременно — романтика и мечтателя, верящего в прекрасное будущее своей родины, «мыслящего общечеловеческой мыслью». Глубокому раскрытию образа помогла, конечно, любовь Святослава Рериха к этому человеку большого сердца, отличающемуся исключительной широтой взглядов. Выбранная художником характерная поза Джавахарлала Рерих С.Н.: Шри Джавахарлал Неру. 1966.Неру делает портрет доверительным и немного интимным. Посол Индии в СССР К.Менон писал об этой работе: «Я нахожу очень трудной задачу описать этого сложного, хотя по сути своей простого человека, человека действия, но также человека мечты. Однако в портрете Джавахарлала Неру Рерих обрисовывает его характер в целом лишь несколькими быстрыми штрихами. Это тот случай, когда кисть одерживает победу над пером. Несомненно, портреты Неру кисти Святослава Рериха не только останутся лучшими образцами портретного жанра, но и станут утверждением значительности данной личности для ее времени, они станут Рерих С.Н.: Портрет Индиры Ганди. 1980-е.частью летописи истории народа». Второй портрет Джавахарлала Неру в рост на фоне государственного флага был заказан С. Н. Рериху Правительством Индии для зала Парламента.

В 1988 г. художнику заказали и он выполнил, также для зала Парламента, посмертный портрет Индиры Ганди, сделав предварительно много этюдов. Очень значителен портрет доктора Сарвепалли Радхакришнана (1958), вицепрезидента Рерих С.Н.: Доктор Сарвапалли Радхакришнан. 1958.Индии, бывшего ранее послом в Советском Союзе. Святослав Николаевич называл Радхакришнана «одним из самых больших философов мира». С.Радхакришнан, в свою очередь, высоко оценивал портретные работы С.Рериха: «Его портреты не являются простыми воспроизведениями, они схватывают духовный смысл человеческого лица... Я не сомневаюсь, что он обогатит наше искусство и одарит радостью тысячи людей».

Довольно часто Святослав Рерих пишет портреты близких друзей, в частности Кэтрин Кэмпбелл, женщины редкого обаяния, Рерих С.Н.: Портрет Кэтрин Кэмпбелл. 1950.тонкого ума и душевной теплоты. Все портреты К. Кэмпбелл чрезвычайно романтичны. Два ее больших портрета, написанных С.Н.Рерихом в Париже в 1926 и 1927 гг., изображают не просто элегантную светскую даму в модных туалетах, но человека глубокого внутреннего содержания. Портрет Кэтрин в полосатом платье и тюрбане необыкновенно декоративен, весь построен на контрастах белого, черного, серого, смягченных нежно-розовыми тонами. Фон почти черный, вся фигура словно высвечена, выхвачена из мрака, как на сцене. На втором большом портрете художник представил Кэтрин Кэмпбелл на фоне панно с изображением дракона и птицы феникс: китайская символика свидетельствует о ее огромном интересе к восточной философии. В небольшом портрете 1950 г. художник подчеркивает необычайно печальные глаза: Кэтрин глубоко переживала потерю Рерих С.Н.: Портрет Кэтрин Кэмпбелл. 1926.сына во время войны. Портрет написан в Индии, в Калимпонге, куда она приехала навестить Рерихов и обсудить дела, связанные с Музеем Н. Рериха в Нью-Йорке и другими организациями, в работе которых она участвовала с тех пор, как судьба свела ее с семьей Рерих и дала ей великое счастье быть для них близким другом.

Другой образ, который неоднократно вдохновлял Святослава Рериха, — известная танцовщица Рошан Ваджифдар. Она Рерих С.Н.: Рошан Ваджифдар. 1956.предстает перед нами на большом портрете (1959) в рост в романтическом одеянии. Танцовщица изображена в свободном неспешном движении, изображение рук напоминает традиционную пластику классической южно-азиатской скульптуры. Картина чрезвычайно декоративна. Алая ткань одеяния контрастно смотрится на зеленовато-бирюзовом фоне, который оттеняет смуглую кожу танцовщицы. К большому портрету написано несколько поясных — в профиль, анфас, в полуобороте. Девика Рани относилась к Рошан с большой нежностью и всегда подчеркивала, что Рошан так же прекрасна душой, как совершенна ее красота.

В 1941 г. написан портрет госпожи Асгари М. Кадир, знакомой из Кулу, которая происходила из старинной мусульманской семьи. Святослав Николаевич Рерих С.Н.: Асгари М. Кадир. 1943.рассказал, как однажды он увидел эту женщину сидящей на скалах. Ее образ напомнил ему Сибиллу, и он решил написать ее портрет в поэтическом, мечтательном настроении.

Огромное место в творчестве Святослава Рериха занимают портреты простых индийцев: женщин, детей, стариков, нищих, лам, самых различных людей, привлекших внимание художника. С. Н. Рерих относился к ним с любовью и уважением, что помогало ему глубоко проникнуть в их внутренний мир. В портретах он передал то, что подметил во всех людях, постоянно живущих среди прекрасной природы, — мирное выражение их лиц и духовную красоту. Святослав Николаевич рассказывает: «Куда бы вы ни поехали, особенно в деревне, в местах, отдаленных от городов, вы найдете особую утонченность. Эта утонченность — какое-то необычное качество, которое, очевидно, передается столетиями из поколения в поколение, которое живет в них всегда. Эпос Индии живет в народе... В них еще живы корни древней культуры». Каждый из Рерих С.Н.: Девушка в желтом головном уборе. 1930-е.портретов женщин — работниц полей — может символизировать Индию своей значительностью, монументальностью. Большинство этих портретов выполнено в 1960—1970 годы. Яркие цветовые плоскости формируют торжественный строй портретов; одноцветные сари красиво перекинуты через плечо и дополнены тщательно прописанными украшениями. Простые женщины названы божественными именами, как принято в Индии, — Радха, Лакшми; они и похожи на богинь в изображении Святослава Рериха. Одна из них написана на большом полотне, названном художником «Моя страна прекрасна»: природа Индии и дочь ее земли явлены в едином гармоничном образе.

Рерих С.Н.: Карма Дордже. 1974.Великолепны по своей этнической характерности тибетские типажи — «Кочевник» (1933), «Девушка в желтом головном уборе» (40-е), портреты лам из монастырей — таких разных по характеру. Портреты безымянных лам, прошедших чередой в портретной галерее Святослава Рериха, еще раз показывают, как глубоко художник понимал психологическое состояние моделей, как тонко подмечал самое характерное и типическое. Портрет Карма Дордже (1974) — ламы из Кулу, который работал с Ю. Н. Рерихом над переводами тибетских медицинских трактатов, передает утонченность аристократа духа, почитаемого Учителя, перед которым преклонялись не только все местные жители, но и многие ламы, приходившие к нему издалека.

29.05.2010 03:00АВТОР: О.В. Румянцева | ПРОСМОТРОВ: 2083


ИСТОЧНИК: Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: сборник научных трудов/ науч. ред. М.А. Можейко, А.А.Легчилин, В.Э.Жигота.— Мн.: технопринт,2005. — 720с.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »