В Научном центре РАН прошла лекция «Амаравелла – вестники иных миров». Интерактивная программа «Красота – основа Космоса» в детской Академии искусств имени Е.И.Рерих (Индия) Л.В. Хоменок, Д.Ю. Ревякин. В Пскове прошел VII съезд градозащитных организаций России. 5 мая 2019 года в Библиотеке им. Л. Н. Толстого (г.Санкт-Петербург) состоялось открытие выставки фотодокументов «Махатма Ганди — Великая Душа Индии». Виктор Байда. Дело о каретнике. Как Минкульт отменил воссоздание памятника (видео). 27 апреля 2019 года в имении Рерихов в Наггаре (Индия) открылся индо-российский фестиваль культуры. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Служить Будущему. В.Г. Кушнаренко-Суртаева


 

 

Лев Николаевич Гумилёв

Пассионарий это человек, стремящийся выйти за рамки устоявшихся нормативных правил поведения, принципов и ценностей ради поиска новых, усиливающих возможности самореализации личности и коллективов.

***

- Вообще-то каждый человек может определить – пассионарен он или нет.

 

- Как это?

 

- Если в своих мыслях, в любых действиях у него на первом, на втором, на любом месте стоит Высокая Цель – БУДУЩЕЕ, Эволюция Человечества, а не сиюминутность, значит он пассионарий.

 

- Да так не бывает!

 

- Бывает… пассионарии навсегда отказываются от своей личной жизни, ото всего, что не служит для Будущего.

 

- Я таких людей не встречал…

 

- Я тоже. Но они есть! Только они не кричат, не бьют себя в грудь: «Поглядите! Я – пассионарий!!!».

 

- Да никто и не поймёт, что он там кричит. Слово это просто отнесли бы к типу «новый оппозиционер» и всё.

 

- Ты прав. Людям понятнее слово «гой» по русским народным сказкам. Пассионариями их назвал Лев Николаевич Гумилёв. Но все борцы за лучшее будущее пассионарны в той или иной степени.

 

- Приведи примеры.

 

- Пожалуйста! Иисус Христос, Жанна д, Арк, Елена Петровна Блаватская, Семья Рерихов… ещё?

 

- Да, ещё!

 

- Сергий Радонежский, Николай Островский, Вернадский Владимир Иванович, Лев Николаевич Гумилёв, все святые мира…

 

- Ладно, достаточно о прошлых. А сегодняшних пассионариев-гоев назвать можешь?

 

- Сегодняшних определяй сам! Я заинтересовался этой темой, когда читал книгу Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии». Вот послушай, что он пишет: «Случайно ли в самых критических ситуациях истории России вдруг появляются уникальные личности – князья, способные воссоединить разобщённый народ, полководцы, государственные деятели? Их нет, и они никак не проявляются, пока царит мир и покой. Но они поднимаются, часто из самых низов, из глубин, как только появляется кризис, либо историческая личность, способная привести к кризису Россию. Появился Наполеон, тут же уже есть Кутузов. Возник Гитлер, но уже есть Жуков…».

 

А вот ещё об этом, у него же, главный герой говорит: «Я не работаю на современную политику. Меня не интересуют ни проблемы власти России, ни политические лидеры, ни даже текущий государственный переворот. Их было много, и будут ещё, пока Россия сама себя не признает Третьей и равноправной цивилизацией, стоящей между Востоком и Западом. Триединство цивилизаций – залог существования человечества в третьем тысячелетии»…

 

Кстати, ты и себя можешь испытать на предмет пассионарности!

 

- Нууу, я-то вообще земной человек!

 

- В смысле – приземлённый, или – просто средняя единица человечества земного?

 

- Не запутывай! Давай-ка я попытаюсь разобраться в вопросе пассионарности сам, а потом поговорим. Что мне почитать прямо сейчас?

 

- Прочти, что я навыбирал совсем кратко о Гумилёве и о Вернадском.

 

- Идёт!

***

 

Краткая биографическая справка

 

Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии. Подвергался репрессиям в 1930-50-е г.г.

 

Итак, что же такое пассионарность в материалах Википедии? ( Кстати, пассионарная теория этногенеза Гумилёва не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР, ни за пределами Советского Союза, но её преподают в высших школах России (например, в МГУ), Казахстана, Узбекистана как одну из теорий развития этноса).

 

Пассионарность — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

 

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме.

 

Часто под пассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых». (Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»). В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название Вигоросность.

 

Место пассионарности в историческом синтезе

 

Может показаться, что Л.Н. Гумилев придает пассионарности значение решающего фактора. Но это не так. Учение о пассионарности привлечено им для того, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся при однобоком изучении этногенеза.

 

Целесообразно показать соотношение между группами причинных воздействий на этнические процессы. Это будет схема, но именно она и нужна.

 

Первым и главным фактором общественного развития является рост производительных сил, что ведет к изменению производственных отношений.

 

Второй фактор - это географическая среда, которая не может быть игнорирована.

 

Сочетаясь, эти могучие факторы определяют лишь общее направление социально-исторических процессов, но не индивидуальный лик событий. А именно такие мелочи важны. Таким образом, необходимо ввести фактор низшего ранга: логику событий, где учитываются короткие цепочки причинно-следственных связей, сами по себе закономерные, но для процессов высшего ранга являющиеся случайными. В свою очередь, эти краткие закономерности зависят от случайностей второй степени и т.д. Можно пренебречь этими вариациями при рассмотрении глобальных процессов, но для этногенеза их учет необходим. И вот тут-то всплывает роль пассионарных взрывов, относящихся к становлению биосферы. Иными словами, пассионарность не является единственным фактором, определяющим этногенез, но он обязателен. Без пассионарности нет этногенеза. Поэтому ее игнорирование дает ошибку, смещающую результат.

 

Таким образом, история как наука дает возможность проследить некоторые закономерности явлений природы. Следовательно, история может быть полезна не только сама по себе, но и как вспомогательная естественнонаучная дисциплина. До сих пор она для этой цели не использовалась.

 

Заключение

 

Л.Н. Гумилев сам был пассионарием. Главным условием в его жизни было чередование периодов острого бытового дискомфорта с периодами интеллектуального торжества. Он побывал в разных тяжелых ситуациях: на фронте, в концлагере. Но именно там он дал волю своей мысли.

 

Гумилев проник в тайну этногенеза и одним рывком вернул российскую историческую науку на передний край мировой естественнонаучной мысли. Всю жизнь он считал себя удачливым человеком, а страдания, по его мнению, входят в профессию любого исследователя. В мае 1993 года Льва Николаевича не стало. На его похоронах кто-то вспомнил эпитафию Эйнштейну: «Он вновь скрылся во Вселенной, как будто вернулся в родной дом». Так и Гумилев: завершив восьмидесятилетнюю экспедицию на Землю, исчез, оставив памятники своей бесстрашной мысли.

Владимир Иванович Вернадский

 

Владимир Иванович Вернадский

 

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945), естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик Петербургской АН (1912), РАН (1917), АН СССР (1925), первый президент АН Украины (с 1919). Профессор Московского университета (1898—1911), ушёл в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.

 

Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. Вернадский — участник земского движения конца XIX — начала XX вв., один из создателей и лидеров «Союза освобождения», Конституционно-демократической партии (в 1905—17 член её ЦК), в августе — октябре 1917 товарищ (заместитель) министра народного просвещения Временного правительства. Организатор и директор Радиевого института (1922—39), Биогеохимической лаборатории (с 1928; ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН имени Вернадского).

 

***

- Что такое Ноосфера? Я знаю кое-что, но хочется знать точно.

 

- Давай, посмотрим в Интернете. Заодно я дополню свои выборки по теме гоев или пассионариев.

 

- Похоже, ты заразил меня этой темой. Я хочу побольше узнать о гоях и изгоях.

 

- Ладно, расскажу о них, но только не сейчас.

 

- Ловлю на слове! А пока давай посмотрим, что такое ноосфера.

 

***

Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»)[1].

 

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].

 

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

 

• расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
• радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
• создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
• «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,
• установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
• учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
• вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
• превращение человечества в «геологическую силу».
Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.
В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:
• живое,
• биогенное (возникшее из живого),
• косное (возникшее из неживого),
• биокосное (частично живое, частично неживое),
• радиоактивное,
• атомарно-рассеянное,
космическое.

 

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

 

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

 

1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, крупный советский эколог доктор биологических наук Ф. Р. Штильмарк считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными».

 

 

Биосфера охватывает всю поверхность Земли, покрывая её плёнкой живого вещества.

 

***

- Мудрёно, конечно, но понятно. Ты говорил, что расскажешь о гоях.

 

- Изволь. Дословно не помню, но прочитал у Сергея Алексеева.

 

Гой – это состояние духа и разума. Посвящённый, Светлый, Вещий. Гой с древнего арийского языка переводится, как «имеющий в себе свет», «несущий свет», «лучистый». Для преодоления пути ему полагался посох-луч, тогда как изгой – непросветлённый, непосвящённый, тёмный, чужой для гоев, и им полагалось в пути пользоваться клюкой – сучковатой палкой – опознавательным знаком всякого путника-изгоя, обречённого брести по миру без Пути, тогда как гой имеет Путь. На Земле никогда не было богоизбранных людей или народов, хотя некоторые в те или иные отрезки истории объявляли себя таковыми, чтобы оказывать своё влияние на другие из корысти, политических побуждений. Но всё человечество являлось богоносным, ибо каждый рождённый на свет получал божественное наследство. Иное дело, что не всякий мог воспользоваться им, утратив ключ к познанию прежде всего самого себя. Так вот, таких, утративших, и называют изгоями. И они составляют подавляющее большинство нашего человечества.

 

- Ну, кажется, прояснил.

 

- В заключение я дарю тебе вот эту выдержку о Будущем.

Грядущее

Что ждет нас завтра?

– То, что мы сами создали сегодня! Ничему другому взяться неоткуда. Только посеянное может дать всходы.

– Но все, что мы посеяли имеет отношение к судьбе каждого из нас. А Мир, в котором мы будем жить, будет ли он тем же, или изменится?

– Все изменяется, изменится и Мир, а значит изменятся и условия, в которых мы будем развиваться и совершенствоваться.

– Но каким будет Новый Мир?

– Вот как сказал Великий Владыка: «Неминуемо религия обратится к Нашему Учению. Кто может не быть последователем закона Моисея? Кто может не быть последователем Учения Будды? Кто может не быть последователем заповедей Христа? Самые отрицатели следуют этим заветам, ибо вне их не построена жизнь воплощенных Земли. Также неизбежно Учение Огня Майтрейи. Майтрейя начинает время сужденное огнем…».

– Значит, если кто-то не станет последователем Заветов Великих, он не сможет жить на Земле? Какой мировой строй утверждают Учения Великих Владык?

– Великими утверждена Мировая Община. Путь к ней – Община и Братство на всей Земле, в каждом человеческом сердце. Поэтому каждый из нас должен воплотить Великие Заветы в своей жизни, иначе не войти в Новый Мир.

– Значит, устремляясь к утверждению Братства внутри себя, мы следуем предначертаниям Великих?

– Да! И утверждаем себя в грядущем!

- И ещё дарю тебе одну выдержку о Вернадском. Прочти. Лучше, чем сказано здесь, не сказать.

Творческое наследие Владимира Ивановича Вернадского масштабно и одновременно дерзко по тому предпринятому синтезу научных знаний, которое он старался выполнить для своей эпохи. Именно эта синтетическая направленность его творчества часто делала его непонятным для научных собратьев, самоутверждавшихся в каких-то узких областях науки.

В письме к своей жене Н.Е. Вернадской 2 июля 1887 года 24-летний Владимир Иванович Вернадский писал: «…бывают… минуты, когда сильно и смело рвешься вперед, понимаешь все, что казалось раньше непонятным и недостижимым: тогда является вера в себя, тогда чувствуешь какую-то особую живую силу в себе, чувствуешь ясно связь свою со всем, что было и жило раньше, что работало на том же пути, чувствуешь ясную, непонятную, невыразимую словами связь с тем, что будет работать на том же пути много позже.

Мы – те, кто работают над разработкой Ноосферизма в начале XXI века, – и есть те его потомки, которые «работают на том же пути много позже» и к которым он обращается в этом письме тоже. После этого письма В.И. Вернадский еще прожил 68 лет и создал основы учения о ноосфере. И мы вслед за В.И.Вернадским говорим: связь времен не прервалась, она работает. Мы творим «на том же пути». Этот путь в XXI веке обретает формы новой волны научного синтеза, имя которой – Ноосферизм или Ноосферный Социализм!

- Ммм…дааа… спасибо за помощь. Я попытаюсь рассматривать в себе и в людях черты пассионариев, то-есть, гоев, то-есть, последователей Вернадского, а в общем-то – последователей Учения Жизни, как мне кажется.

06.05.2014 17:44АВТОР: В.Г. Кушнаренко-Суртаева | ПРОСМОТРОВ: 1440




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «В.Г. Кушнаренко-Суртаева »