К 117-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Идеал Человека. К.А. Молчанова. Фонд «Сохраним Тибет» издал книгу Сергея Александрова «Буддизм глазами физика». Александр Переверзев. Рерихи и Ладак: история и культура «Малого Тибета» (видео). Сбор средств для англоязычной версии фильма «Рубеж на Знаменке: дозор во имя Культуры». Фоторепортаж. I Международные научные чтения, посвященные академику Л.В. Шапошниковой. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Семена Нового мира» Пискарева О.Д. (Главы 3,4,5)


Люсия П., 14 лет. Козерог. Автопортрет. Мелованная бумага, масло

Люсия П., 14 лет. Козерог. Автопортрет.
Мелованная бумага, масло

 

Глава 3. Люся. Семена Нового мира

 

И так, дети устремились своими путями, вынуждая меня следовать каждый за собой.

Тем не менее, мы шли в одном каком-то главном направлении. Занятия в группах сохранялись. Но выполнение творческой работы требовало уединения и более пристального внимания учителя. Таким образом, ребята, кроме 9 часов в неделю (рисунок, живопись, композиция), по очереди приходили ко мне в графическую мастерскую на индивидуальные занятия.

Для того чтобы открыть группу индивидуального обучения, я написала обоснование, приложила к нему работы детей и отправилась в Харьковский художественно-промышленный институт искать поддержки педагогов. Было составлено ходатайство перед дирекцией Дворца детского и юношеского творчества об открытии этой группы. И она была открыта.

В группу индивидуального обучения выбирались ребята из общих групп, которым требуется в настоящий момент больше внимания. То ли ребенок принес интересный эскиз, который необходимо выполнять в материале (эстамп, живопись), то ли психологические проблемы, требующие арт-терапии, то ли не раскрытый к творчеству ребенок. Я назначала на какое-то время одного-двух ребят и с ними работала в графической мастерской. Позже они сами стали наведываться туда во время индивидуальных занятий, без приглашения. Поэтому в последствии в графической всегда толпился народ. Вот там и происходило главное таинство рождения произведения искусства. На занятиях в группе индивидуального обучения были созданы «Сотворение мира», обе «Алисы», Ромины миниатюры и вообще все яркие творческие работы.

«Алиса в Зазеркалье» была первой Люсиной творческой работой, после которой у нее проснулось что-то истинно настоящее.

 

 

Люсия П., 13 лет. Рождество. Офорт, акватинта

 

Работу «Рождество» можно назвать мастерской и по замыслу, и по композиции, и по выполнению. Ее тоже высоко оценили зрители на выставках в Украине и за рубежом.

Люся много и жадно работала, проявляя высокое мастерство. После завершения офорта, она написала две работы, заинтересовавшие меня. Это «Души, покидающие землю» и «Дух Земли».

 

 

Люсия П., 13 лет. Дух Земли

 

Я думаю, это существо, это не Дух планеты Земля. Но существо земное, принадлежащее Земле Тонкого Мира. Но я до сих пор не могу анализировать, так как многого не знаю. Чувства вызывает противоречивые. И разум есть, и пакость какую-то сделать может.

А потом Люся попросила научить ее писать маслом на холсте.

Я дала свой новый холст и масляные краски. Показала, как их разводят... «А дальше пиши сама, это как гуашью. И ничего не бойся, получай удовольствие от процесса.

Но условие: рука должна быть послушна сердцу». Так был написан «Дух гор».

Люся написала эту картину на одном дыхании. Здесь трудно поверить, что она впервые взяла в руки масляные краски. Эта работа удивительна не только тем, что написана мастерски – смело и легко. Складывается ощущение, что она знает то, что рисует. Знает что-то еще, чего мы не знаем.

– Люся, что у него на голове?

– Это антенна.

Потом мы узнали, что там находится центр высшего сознания, который осуществляет связь с Космосом. То есть, по сути, это антенна и есть.

– Почему она похожа на цветок?

– Потому что там много таких маленьких проводков, как бы лепестков.

– Почему они светятся?

– Они раскалены, как в лампочке.

Думаю, этот ребенок по-своему назвал то, что ее подсознание знает, но еще не осознает. И вытянутый лоб заставил задуматься. Лишь спустя годы я узнала о том, что где-то на Востоке просветленных лам изображали с удлиненной формой головы.

 

Это было в 1993 году, когда в Харькове впервые экспонировались картины Николая Рериха. Мы до этой встречи шли как бы на ощупь. Искали, копали, изучали, учились дышать, учились летать, чувствовать, видеть. Настраивали струны сердца к принятию чего-то совершенно нового. Мы предчувствовали, что оно вот-вот придет, ждали какой-то вести. И наконец, дождались.

Дети говорили о чудесном влиянии картин на них, об огромном подъеме и преображении. Я также организовала занятия с детьми в выставочных залах, где дети могли копировать картины Н.К.Рериха маслом.

У Люси, как и у других детей, появилось какое-то особое космическое видение. «Дух гор» безусловно, написан под влиянием картин Рериха. То же происходило и с другими ребятами. Синий, голубой, фиолетовый цвета появились в нашей студии как свидетельство принятия чего-то высокого, космического. Вдохновение пришло в нашу студию как дар, как ­долгожданная весть.

Самовоспитание и духовный рост, ответственное отношение к себе, вера в себя пришли к ребятам с философией космической реальности, которую принес нам Н.Рерих. Это было новое, это было свежее, это было космическое и вневременное. Но как всегда, толчком к этому послужило твор­чество одного из ребят.

 

И это снова оказалась Люся. Мне странно было видеть высокий стиль и смелость творческого выражения ее работ. Ведь когда она пришла в студию, год назад, она абсолютно не могла ничего нарисовать, так была подавлена и закрыта. Теперь она шла впереди.

Она первая стала изображать свои внутренние, духовные портреты: «Козерог», «Уставший ангел», «Космический автопортрет».

 

 

Люсия П., 13 лет. Дух гор. Холст, масло
Люсия П., 14 лет. Космический автопортрет

 

В глазах Козерога тоска. Видно, что он не случайно заплыл в эту темную пещеру, как бы из Света во тьму. Пришел из своего мира в чужой. Пришел добровольно и не спешит обратно. Он как будто бы привыкает к темноте. Глаза мудры, благородны, спокойны. Но в них отражается звездное одиночество.

 

«На ступенях огненного сознания особенно ярко ощущается космическое одиночество. Когда дух знает все беспредельные радости Мира Огненного, но пребывает среди бури земной, он особенно чует несовершенство, которое облекает земные слои». (Мир Огненный).

 

Потом Люся написала «Уставшего ангела». Картинка 10 на 10 см, выполнена розовой и фиолетовой акварелью – цветами высшей любви и сострадания.

 

 

Люсия П., 14 лет. Уставший ангел. Космический автопортрет


– Это ты?

– Да, наверное. Иногда я чувст­вую себя этим ангелом. Он очень устал и хочет домой.

– Я вижу, что у него крылья и руки одновременно. Почему?

– Это ангел, который воплотился в человека. Я считаю, что много ангелов спустилось на Землю, чтобы помочь людям. Но они тоскуют по своему миру, и им очень трудно на Земле. Они устают оттого, что люди не слышат их и не хотят стать лучше. Они видят, что труд их напрасен.

Тогда же Люсия нарисовала еще один автопортрет. Только глаза – точно ее глаза, вместо лица некое дерево. Во лбу восьмиконечная звезда-кристалл. Здесь проявляется ее космическая индивидуальность.

 

Но все не так просто. О душевных поисках и отчаянии, о протесте чистой души окружающему несовершенству, о мучительном сотворении себя, о стремлении выжить и победить в тяжелой земной атмосфере говорят ее следующие стихи и записи в дневнике:

 

Нет любви на Земле,
Нет креста на тебе,
Но душа твоя непокорная,
И звезда твоя благородная
Помогает идти во тьме!
И зовет она в чащу безмолвную
Посмотреть на нее, благородную,
Ту, что будет тебя отмывать,
И зовут ее Добрая Мать.

                                                                                               (13 лет)

 

*  *  *

 

Уже давно веселья не имею,
Уж пыль окаменела
На каменном лице моем.
Мне не прорвать ее улыбкой детской...
Учителя, на помощь!
Меня вы заберите
Из мертвого безумия...
Я улыбнуться искренне хочу,
Как тяжко жить в инертной атмосфере!..

                                                                                                    (13 лет)

 

 

Люсия П. 14 лет «Безмолвие» Картон, масло

 

О чем она пишет? Инертная атмосфера – это, скорей всего, наш трехмерный мир. Ей вырваться хочется туда, где можно быть подвижной, где можно летать. Я думаю, это мир творчества. В это время она с горечью пишет, что не может творить. Свой творческий застой она переживает как истинный художник.

 

*  *  *

 

 

 

Довериться хочу, но я не доверяю,
Лечу, но равновесие теряю,
Смотрю, но, не привыкнув к миру,
Не доверяю я глазам.
Уж если б я была слепа, глуха,
Без мозга и без рук,
Я может быть тогда
Почувствовала сердца стук...
Но руки я пока имею – что толку в них,
Коль не могу творить?!

 

«Как раньше растили клоунов для царских потех из детей. Их маленьких в бочки вбивали, чтобы тело росло изуродованным... Так дух мой растет уже долго. Потолок мешает вверх расти, а стенки – вширь. Замкнувшись в четырех стенах, согнулся он, и больно разогнуться».

Предыдущая запись нам говорит о том, что она выросла из самой себя и необходимо что-то преодолеть (ну, выбить крышку бочки головой, что ли), сделать какое-то усилие для того, чтобы освободиться, стать свободной от старой формы, старого сознания, старых чувств, всего, что задерживает наш рост. Ее дух жаждет обновления.

Вот она просыпается: «...Ищу, хожу туда-сюда. Я знаю, знаю, что найду! Найду я лилию у чистого пруда!» (13 лет).

И дальше: «Я не хочу называться художником, потому что мир воспринимает его с извращенным смыслом. Но я хочу быть им, ибо в нем хранится Высшее». (13 лет).

«Начинающийся день стоит очень дорого, и он теряет свою цену к вечеру, если не использован по назначению».

 

Дайте мне холодную новизну
На голову больную!
Она кипит,
Она трещит,
В ней много дырок –
Боевых ранений!
Потрясена,
Повреждена,
Полита, –
Семя Нового мира
Изначально
Заложено в ней!

 

Семя Нового мира заложено не где-то на Земле или в Космосе, а в человеке, и девочка это знает. Семена Нового мира несут нам все новые дети, необычные, странные, белые вороны и гадкие утята. Они берут на себя непомерные перегрузки трансформирующегося нашего мира, и если они смогут выполнить свою земную задачу, они помогут планете обновиться без непоправимых катастроф.

 

 

Глава 4. Арт-терапия и творчество

 

 

…На пути вашем может
встретиться духовности
полный сосуд, сумейте
распознать его.

(Листы Сада Мории.Зов)

 

Тая. Успокоение

 

Первый опыт применения арт-терапии (я называла его «искусствотерапия») у меня произошел спонтанно. Вот как все было. Тая записалась в студию в 13 лет. Это была смышленая талантливая девочка, которая мне сразу понравилась. В какой-то момент, где-то через полгода, она резко изменилась. Стала дерзкой, грубой, агрессивной. Она ходила с надменным видом, хлопала дверьми, ни с кем не общалась, мне грубила. Я ее уже хотела выгнать, просто стало уже невмоготу. Но одна мысль меня удержала: «А вдруг она в состоянии войны со всеми? С одноклассниками, друзьями, родителями? Вдруг она совсем одинока»? И я сдерживала свой гнев как могла и как-то терпела.

 

 

Тая, 13 лет. Буря. Гуашь

 

Хорошо запомнила этот кризисный день. Была живопись. Тая сидела в центре аудитории и пыталась написать море. Одну за другой она срывала свои рисунки с мольберта, комкала их и швыряла на пол. Дети отодвинулись от девочки подальше, создав вокруг нее пустое пространство. Я стояла в углу и следила за ней. Что делать? Я не знала. «Ты руками пиши, руками!», – вдруг неожиданно для себя самой крикнула я Тае. Она бросила кисти и стала писать руками. Вдруг на фоне волнующегося моря появился красный гребень, который Тая написала пальцами, как будто кровавая волна выбросилась из морских глубин. «Вот оно», – подумала я. Эту работу Тая уже аккуратно сняла и положила на пол. Она успокоилась.

 

 

Тая, 13 лет. После бури. Гуашь

 

Следующая работа была написана смело и вдохновенно, в полном равновесии. Эту работу я назвала «После бури». Волны еще бушуют, но вот вздыбилась последняя, завершающая, являя просветление.

Третья работа была написана абсолютно спокойно и умиротворенно. На ней Тая написала глубину океана. Водоросли спокойны, не колышутся, среди них беспечно плавают рыбки, даже не подозревая о том, что было наверху. Буря их не коснулась. Девочка встала, благодарно посмотрела на меня и заулыбалась. С этого дня мы подружились, и Тая стала моей самой близкой и самой лучшей ученицей.

 

Творчество является спасительным действием, которое налаживает и укрепляет связь с источником высших энергий – Источником. Мы стали использовать эту возможность для решения различных психологических проблем, а отсюда – и разрешения жизненных ситуаций.

 

Маша. Преодоление.

 

Был в моей практике такой случай:

У интеллигентных родителей росла замечательная дочь, умная, добрая, вундеркинд, отличница. И вдруг, в 13 лет ни с того, ни с сего бросается в омут с головой и ведет разгульную и разрушительную для себя жизнь. Она, услышав про наш кружок, пришла ко мне и попросилась посещать его, но только иногда.

Так мы познакомились с Машей.

Она игнорировала общие уроки в студии, но заходила в графическую мастерскую, где проходили индивидуальные занятия, и рассказывала мне о своих «подвигах» и неприятностях. Показывала лишенные красоты рисунки, в которых преобладал коричневый цвет, и каждый раз, как бы между прочим, небрежно рассказывала о своих приключениях. Но за этой показной небрежностью чувствовалась мольба о помощи.

Я пыталась помочь ей теми методами, которыми владею. Выслушивала и рассматривала с нею ее картинки, вдохновляла на творчество.

 

«Иди к Свету, Маша, вверх, вверх! Это трудно, я знаю, но это надо сделать. Я понимаю, что жизнь тут у нас такая, легко испачкаться можно и потерять себя. А мы не должны этого позволить. Должны не только себя защитить, подняться, но и других вытащить. – Помнишь, как Христос спускался в ад, чтобы просветить его и облегчить муки грешников? И мы, художники, спускаемся на землю по примеру Христа, чтобы светить. Художнику дан божий дар – просвещать сердца людей, быть вестником Высшего Мира. Мы должны, упорно преодолевая эту тьму, подниматься в небо и приносить людям образы чистой Красоты, нести Свет. И неустанным трудом держать высоту, это наша работа», – приблизительно так я разговаривала с Машей. Наши редкие встречи и беседы продолжались несколько месяцев. Маша много рисовала, боролась за себя, свою судьбу. И она победила. Здесь представлены работы, в которых отразился ее путь преодоления и восхождения. Здесь мы можем наблюдать не только серьезную внутреннюю работу, но и просыпающуюся духовную мощь. Поэтому я хочу сказать некоторым родителям и учителям: не судите, не ставьте ярлыки на «плохих» детей и молодежь. Все гораздо сложнее и тоньше. Здесь уже нужна другая психология и другая педагогика. А именно понимание, проникновение и любовь.

 

 

Маша Л. Преодоление. Гуашь
Маша Л. Росток. Картон, масло

 

Вот картина «Преодоление». Посмотрите, как из низких грязных плотных слоев пробивается сознание. Разность потенциалов дает мощный электрический разряд. Здесь видно как тяжело ей это дается, как велико напряжение.

 

«Эти незримые сферы, кристаллизованные мраком мышления невысоких сознаний, тверже гранита. <…> Молния духа их очищает мгновенно. Но где же носители молнии духа?» (Грани Агни Йоги)

Конечно, они среди нас, только нужно увидеть и показать им это.

 

«Росток». Обратите внимание на то, что росток в своем устремлении к небу вырвал свои корни из земли. Это не стоит понимать прямолинейно как признак оторванности. Думаю, что это скорее говорит о ее яростном желании пробиться к свету, и нет больше никакой возможности ждать.

 

 

Маша Л. Эволюция планеты. Картон, масло
Маша Л. Космическая рапсодия. Картон, масло

 

«Эволюция планеты». Синий цвет пришел на картины Маши после знакомства с картинами Н.К.Рериха. Они сильно на нас повлияли. Машина картина «Эволюция планеты» говорит о качественно новой энергии, сфере, пространстве ее сознания, о рывке в ее эволюционном процессе, выходе на планетарный и космический уровень мышления.

 

«Космическая рапсодия».

– Это море?

– Нет, это Космос.

Позже я узнала о Музыке Сфер, «пении светил». Слышала ли она эту музыку? Думаю, да, ведь мы изображаем только то, что видим и слышим. .

 

 

Маша Л. Матерь Мира. Картон, масло.

 

«Матерь Мира». Маша сама решила написать этот Образ. И ее желание приблизиться к Нему – значит стать на путь высокого искусства. В этой маленькой работе мы видим, с какой любовью и трепетом девочка подходит к описанию космической материи. Она коснулась высоких областей и принесла на кончике своей кисти частичку энергии, земле не присущей. Как бы протянула нить тонкой субстанции, имеющей отношение к Матери Мира, и эта нить теперь не может быть прервана, сколько будет жива картина.

 

Тем не менее, Маша не намеревалась стать профессиональным художником. Она хотела быть адвокатом. Я не знаю, где она сейчас, но надеюсь и верю, что прикосновение к Высокому Бытию никогда ею не забудется и всегда ее поддержит нить Сердца Матери Мира.

 

Валя . Проявление

 

Валя пришла в студию в 16 лет. У нее, как и у других необычных ребят было много психологических проблем, но основная, парализующая, это страх перед жестокостью мира. Через год работы в стиле свободного живописного письма, Валя преобразилась. Она распрямилась, оживилась, похорошела. Познала радость творческих озарений. Валя не художник по призванию, ее интересовала наука, тем не менее, если бы она пожелала стать художником, она стала бы им. Здесь представлены терапевтические картинки, в результате написания которых Валя освобождается от страха, пробуждается к творчеству, познанию миров иных, более тонких материальных измерений, и постигает свою индивидуальность, проявляя ее в этих мирах.

 

«Роза, которую жалко» – одна из первых Валиных работ. Несомненно, эта роза – она сама. По рисунку всегда можно определить характер и состояние души человека. Обратите внимание, как сжалась, как свернулась, как хочет спрятаться и даже исчезнуть эта роза. Страх не дает ей раскрыться. Здесь девочка выявила свою психологическую проблему, с которой уже можно бороться, и которую нужно победить.

 

 

 

Валя, 16 лет. Роза, которую жалко
Валя, 16 лет. Напряжение

 

В это время она пишет в своем дневнике: «Не переношу грубости, пошлости, грязи ни в каких количествах…» и еще: «Так хочется защиты кого-то сильного в этом мире…» «Напряжение»

Здесь видна боль. Как будто весь мир наваливается на тебя и сжимает со всех сторон, как бы выдавливает. Приходит на ум астрологическая планета Прозерпина, которая графически изображается как точка с обеих сторон сжатая двумя дугами. Она заставляет совершенствоваться. Если ты не хочешь, она тебя может раздавить, так мне объяснил астролог. .

 

 

 

Валя, 16 лет. Успокоение
Валя, 16 лет. Напряжение

 

Когда выявляется какая-либо душевная проблема – плохое настроение или отрицательное качество характера, мы учились его трансформировать в противоположное. Свободное живописное письмо в технике гуаши дает возможность это сделать. Сначала изображается проблема – образно, символически или абстрактно, как видит ее ребенок, а затем, на этом же рисунке трансформируется. Кроющее свойство гуаши помогает создать множество слоев, перекрывающих друг друга, пока не будет достигнуто нужное изображение, противоположное. Беспокойство можно преобразовать в покой, уныние в радость и т.д. .

 

«Изживание недостатков должно идти не путем подавления, но именно преображения низшего в высшее по линии родственных противоположностей» (Грани Агни Йоги). .

 

Трансформированный образ запоминается и постепенно меняет нас. Человек учится не только контролировать свои состояния и созидать самого себя, но и постигает закон противоположений, его сущность, прикасается к основам бытия. .

 

«Успокоение». В этой работе прослеживается иной метод изменения состояния, найденный Валей самостоятельно. Воспаленный организм, его боль и гнев, как бы покрываются или заливаются сверху тончайшей материей успокоения. Негативные энергии гасятся, поглощаются, растворяются в светлом веществе. .

 

«Пробуждение». Эта работа ценна своей непосредственной правдой. Передачу встречи двух миров так просто, одним движением кисти, значит научиться свободно дышать. Это состояние так тонко, так неуловимо и так мгновенно, что поймать и зафиксировать его может только человек, обладающий сильной интуицией и доверяющий ей, то есть, проснувшийся. Это пробуждение сознания. .

 

 

Валя, 16 лет. Освобожденные души.
Валя, 16 лет. Выход. Картон, масло.

 

«Освобожденные души»

Картинка сделана на замесе клея ПВА и акварели. Тема освобождения для Вали была актуальной. Интересно, что оранжевый цвет и форма освобожденных душ напоминает Люсино изображение человеческих душ из рисунка «Души, покидающие землю» и Наташи Б. «Сотворение». .

 

«Выход»

Освобожденное сознание выходит за пределы своей личности и приобретает пространственное бытие. Здесь мы можем видеть как душа (или тонкое тело) девушки, преодолев два или больше пространственных слоя иных измерений, заглянуло в некое третье, где царит покой. .

 

Эта работа не пустая. Она дышит иным миром, зритель явственно ощущает это совершенно новое состояние, не испытываемое на земле. Этот мир реален, здесь нет активности, его обитатели пребывают в блаженном покое, тихо и торжественно покачиваясь на волнах отречения. .

 

 

 

Валя, 16 лет. Устремление
Валя, 16 лет. Небесные планы
.

 

«Устремление»

Таких маленьких картин, написанных маслом, у Вали было много. Особенно иллюстрирующих выход, прорыв за пределы, преодоление границ. По правилам композиции – стремление, полет, любое движение лучше воспринимается слева направо, по диагонали взлета (положительной диагонали), что соответствует движению по часовой стрелке. Валя упорно карабкалась по обратной диагонали, так называемой диагонали падения (отрицательной), только вверх, то есть, против часовой стрелки. Она нарушала все законы композиции. Мы с нею попытались разобраться, почему она выбирает более трудный путь, как бы плывет против течения. Ответ пришел со временем. Движение против течения, против часовой стрелки, – это есть движение по вертикали, по центральной оси эволюционной спирали, которое находящимся в плоскости спирали, кажется движением как бы в противоположную сторону. Это путь субъекта эволюции, огненный путь индивидуальности. Интересно, что в древних египетских мистериях монахи двигались по кругу по часовой стрелке, а жрец, руководитель – в обратную сторону, им навстречу, против потока. Можно найти и другие ответы, но Валя согласилась с этой трактовкой. «Небесные Планы»

Картина, т.е. картинка 10 на 15 сантиметров была написана тоже по велению души.

Это мир высоких измерений, вибраций. Мир, где пребывает высшее «Я». Об этом говорит цвет и образы, которые мы расшифровывали вместе с Валей. Крылья, нимбы, полеты, горы – Горний мир. Высший мир, куда можно попасть в процессе чистого творчества.

Валя не стала художником, она пошла путем науки, но после университета и наукой не занимается, не приняла те условия поступления в аспирантуру, которые ей предложили. Сейчас работает не по специальности, как и многие мои ребята из Харькова. Приходится выживать. .

 

Через несколько лет я встретилась с Валей и попросила ее еще раз проанализировать свои детские работы:

– Вот картинка «Напряжение». Что это за напряжение?

– Это когда тебя всю сжимает каким-то прессом.

– Это извне?

– Нет, изнутри. Отовсюду, но это твое.

– Это хорошо или плохо?

– Это очень трудно, но это не плохо, это заставляет меняться. Как будто в тебе и вокруг тебя – везде растет какая-то энергия, которую ты должен трансформировать или использовать. Она заставляет тебя что-то делать, расти, стремиться, творить, меняться, расширять свой мир. Как будто ты уже вырос из старой оболочки, из себя старого и нужно расти дальше, но это трудно, больно, нужен прорыв.

– Я написала об этой картинке, будто мир тебя выдавливает из себя, это похоже?

– Да, но это мой мир, внутренний. И он будет давить, пока ты не выйдешь за его пределы, не освоишь другие пространства, которые тоже твой мир.

– А в картинке «Выход» – это ангел летит?

– Это не ангел, это человек. И он не летит, а проявляется, формируется.

– А из чего? Было что-то или из пустоты?

– Из непроявленного. Он есть, но себя не понимает. Не осознает, не видит. Но он может себя осознать через сильное напряжение, которое дает ему возможность проявиться. Если по часовой стрелке или по правильной диагонали –это будет бесконечно долго. Если против, то появляется какая-то плотная основа, преодолевая которую, он может увидеть свою форму. – Это можно назвать какой-то земной оболочкой или слоем?

– Это не земля, это не про землю. Это другое измерение.

– А эти, вверху, которые «качаются на волнах отречения»? Кто это такие?

– Это тот мир, где народ уже оформленный. Им крылья уже не нужны. У них есть свобода. Если там крылья нужны для преодоления, то у этих людей уже нет вопросов. Это какой-то другой план, или поле. С другим складом, звуком.

– Они имеют свое местоположение в пространстве? Или только состояние? – Ну, если сравнивать с «Ночным дозором» – то это как слой какой-то. Это нижний, внутренний слой, в котором нет шума. И ему нужно сюда прорваться, и ему это также тяжело, как в книге переход из уровня в уровень, сильное напряжение. Вот в последней книжке: когда герой доходит до самого нижнего слоя, он оказывается верхним.

– Помнишь, Тая еще об этом говорила, по поводу своего «Звездочета»? Он смотрит в бездонный колодец, пытается найти ответы о Мироздании во внутреннем мире. Она говорила, что глубина где-то соединяется с высотой. Дна у колодца нет, там звезды. Все едино. У тебя есть такое ощущение? – Да, если ныряешь вовнутрь, то это одно и то же. То есть, осознание себя, есть осознание мира. Все едино. Суть одна.

– Хорошо, а теперь работа «Устремление». Расскажи о ней.

– Это то же самое – прорывы в самой себе на разных уровнях. Те же самые слои, – напряжение на одном слое, на другом, на третьем. Оно разное на каждом слое. Прорыв идет одновременно на разных уровнях и слоях. Глубина проникновения. Проявление своей сути.

– А что это за точка, куда ты устремляешься?

– Это тоже «Я». Но это совершенное «Я».

– А что изображено на рисунке «Небесные планы»?

– Это мир осознавших.

– Здесь у тебя фигура слева, почему она такая высокая?

– Это рост сознания из самого себя.

– Этот рост продолжается?

– Да, он никогда не прекращается. Потом будет выход в новое измерение, новое постижение себя и мира.

– Что означает для тебя гора?

– И крылья и гора – это символы восхождения.

– Ты была там?

– Ну, вот, нарисовала, значит была. Я не думаю, когда рисую, потом думаю. Вот «Птица» моя, когда я рисовала, мне казалось, что я проявляла на холсте. Я ее как будто видела, но не глазами, а иначе.

– Что означает эта картина?

– Освобождение.

 

 

Валя, 16 лет. Освобождение. Холст. Масло

 

Приведу некоторые дневниковые записи Вали, относящиеся к периоду взросления:

 

«Это то, о чем мечтала еще в детстве, – внутренний мир. Это даже не внутренний мир – это та глубина, которую однажды обнаружила в поезде метро, возвращаясь из школы. Когда закрыла глаза и – бездна. Открыла – все четко очерчено границами тела. Закрыла – опять Беспредельность и Вечность. Это ТО, куда проваливалась на уроке астрономии, глядя на фото туманности Голова коня. Туда падала даже не соринкой, а чем-то мельчайшим, и эту бездну нужно заполнить, согреть и осветить, чтобы было тепло. Это так нужно». (Из дневника 28.08.99.)

«Если картины рождались, – они рождались в момент зова тоски. И только тогда они были отражением того состояния, отражением волны, выражением Того Мира. Они могут появиться только тогда, когда есть Зов, Того Мира касание. Тогда они настоящие». (Из дневника 09.06.01.)

 

О чувстве тоски, которое терзает и зовет на родину, говорили многие мыслители, ученые, поэты, художники.

 

«…Опять, опять тоска по иному, по трансцендентному. Все мое существование стояло под знаком тоски по трансцендентному». «Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем. Человеку присуща тоска по вечности». (Н.А.Бердяев)

 

 

Глава 5. Саша. «Древо Жизни»

 

Саша в 14 лет ушел из студии и год не появлялся. Бросил рисовать, жил обычной мальчишеской жизнью. Потом вернулся в студию. На общие занятия не приходил, а только в графическую мастерскую. Там после занятий собирались близкие ученики. В графической, кроме станка, красок и инструментов, была библиотека, магнитофон, всегда чай и что-то поесть. Там мы рисовали, общались, вели дискуссии об искусстве, философии, жизни. Саша обычно сидел в углу, вел себя сдержано и незаметно, слушал и наблюдал. Потом начал потихоньку рисовать. У него все происходило медленно, его время было иным. В основном он рисовал деревья. Он как будто бы пытался понять дерево изнутри, его сущность. Много ходил в лес, делал зарисовки с натуры, размышлял в одиночестве. Потом нарисовал дерево в пространстве с оголенными корнями, потом еще. Потом корни и ветки нарисовал в виде человеческих фигур, а дерево поместил среди звезд.

 

 

  

Саша Иванов, 16 лет. Рисунок дерева с оголенными корнями
Саша Иванов, 16 лет. Древо Жизни. Эскиз

 

Жизнь в студии кипела. Но Саша медленно и спокойно осваивал Космос. Говорят, современные дети гиперактивные. Как сказать. В мире творчества нет времени, или другое время, нет скоростей, или другие скорости… Все другое, все другое. Некоторые дети живут в своем пространстве-времени, или вневременном пространстве и, общаясь с нами, пытаются изменить свои ритмы. А я пытаюсь настроиться на их волну. Общение у нас в основном получалось через картину, в виде вопросов-ответов.

 

В творческом диалоге мы осваивали пространство, проникали мыслью в Неведомое, проживали, согревали, очеловечивали. Некоторые беседы я записывала. Иногда, спустя годы, перебирая рисунки, находила новые трактовки, переосмысливала, потом вновь задавала вопросы и наш диалог продолжался.

 

 

Саша Иванов. Древо Жизни. Карандаш

 

– Саша, что означают вот эти линии?

– Это слои или миры. Я знаю, я видел это, что в Космосе тоже есть какие-то свои границы, миры что ли. Я увидел: вот Космос, а в нем миры.

– Они что, между собой соприкасаются?

– Да, однозначно. Но между ними есть границы. Здесь у меня спираль. Я как бы сделал срез в том месте, где соприкасаются кольца одной спирали. А это малые кольца. И все это закручивается в большие, и мы видим срез одного большого кольца.

– Саша, ты помнишь, когда ты рисовал, ты говорил о двух Галактиках. А посередине Млечный путь.

– Да, все так.

– Что значит для тебя Млечный путь, это что, тоже Галактика или что-то другое?

– Не знаю, какое-то вещество. Из которого, может быть, все происходит.

 

Через некоторое время я нашла у Е.П.Блаватской в комментариях к Тайной Доктрине» информацию, что Млечный путь – это« «Лученосное Естество, вещество мира, или первичная материя в ее первичной форме».

 

– А древо находится в переходе, на границе?

– Нет, оно пронизывает все. Корни находятся в прошлом, а ветви в будущем. – Ты тогда говорил, что семя одной Галактики попадает в другую Галактику.

– По любому это так.

– И что это значит? Что такое семя?

– Это жизнь.

– Что означают эти люди, которые и в кроне, и в корнях?

– В корнях – это грубое человечество. Прошлое. А в кроне более утонченное, будущее.

 

 

 

Саша Иванов, 16 лет. Древо Жизни.
Фрагменты «Прошлое» и «Будущее»

 

Напрашивается вот какая мысль. Соприкасаются кольца эволюционной спирали. Сверху – будущее. Снизу – прошлое. Древо Жизни пронизывает обе эти категории. Крона дает плоды и семена. И будущее осеменяет прошлое. Возникает вопрос: не будут ли семена будущего храниться в прошлом до завершения круга? Не прорастут ли они в новом витке, то есть, в будущем? Это кольцо спирали, взятое Сашей из общей схемы эволюции, как круг – заключает в себе начало и конец, прошлое и будущее, низшее и высшее, круг перерождений, единство противоположностей.

 

– Здесь есть полярность: минус – плюс.

– Не является ли эта дуга или кольцо образом магнита?

– Да, когда я рисовал, то сталкивался с этим понятием – магнит, полярность.

– Что означает ствол в твоем Древе Жизни?

– Ствол является связующим между полярностями. Или нулем.

– Можно его назвать сердцем?

– Да, можно, сердце, сердцевина.

– Не прорастает ли твое Древо Жизни своими веточками и корешками в малые кольца спирали? Не являются ли они связующими нитями полярностей малых колец?

– Да, Древо Жизни проходит внутри Космоса, пронизывает Космос, все большие и малые кольца, и можно сказать, что веточки и корешки являются связующими полярностей малых колец. Жизнь проникает, прорастает, пронизывает и объединяет все. Все есть Единая Жизнь.

 

Я поставила перед собой вопрос о будущем как о реально существующей действительности, которая многовариантна, и проявление одного из вариантов зависит от выбора человека, действующего по закону свободной воли. Как может тогда графически это соответствовать рисунку? Предполагаю так: Ветви будущего, разветвляющиеся и умножающиеся, символизируют эту реально существующую многовариантность, но человек, выбирающий на каждой развилке одну из ветвей, что соответствует одному из путей на развилке дорог, утверждает это будущее как свершение, которое запечатлевается в прошлом. Но, приобретая опыт и осознавая его, то есть, совершенствуясь, оставляет в прошлом след или сеет семена познания, которые дадут ростки и плоды в будущем. Круг замыкается, и этот круг – символ единства пространства, времени и сознания.

 

Да, искусство, как наука – бесконечное познание бесконечно непознаваемой Истины. Но для нас важен сам процесс познания, путь, движение. И этот процесс бесконечен. Абсолютная Истина не может быть познана. Ибо, как только человечество ее познает, развитие закончится, и Вселенная свернется.

 

Один юноша в соседнем купе поезда говорил ночью своим друзьям, которые не обращали на его слова внимания, (но мы внимательно слушали), что у него есть собственная теория времени, которую он вывел из теории вероятности Эйнштейна. Время движется с разворачиванием Вселенной и устремлено в будущее. Если Вселенная будет сворачиваться, то время двинется вспять. Если представить пространственную координату времени, то мы вместе со временем и Вселенной устремимся в прошлое и пройдем его шаг за шагом в обратном направлении, как проносится жизнь в обратном направлении перед глазами умирающего.

 

Я задала Саше вопрос:

– Будет ли прошлое таким же, как прежде?

– Думаю, что нет. Потому что это возвращение будет тоже по спирали, на новом витке, когда семена будущего прорастут в прошлом и дадут свои плоды. Итак, семена, посеянные будущим в прошлое, изменят прошлое, и возвращение на круги своя или возвращение блудного Сына к Отцу Небесному (здесь Сын – Проявленный Космос) принесет эти новые семена познания или самоосознания к эволюционирующему Абсолюту, если Он эволюционирует, конечно.

– И тогда все закончится?

– Нет, продолжится. Ничто не заканчивается. Это спираль, вытянутая в бесконечности времени и пространства. Вселенная не исчезает. Жизнь всегда была и всегда будет.

 

Недавно я нашла в своих архивах маленький «документ» – эскизы «Древа Жизни» с Сашиными пометками. Я его помещаю здесь под названием «Древо Жизни. Мысли». Здесь Саше16 лет. К огромной радости, я нашла там и изображение той многомерной спирали, которую Саша рисовал и расшифровывал мне спустя 15 лет. Есть и другие пометки, и чертежи, подтверждающие наш последний диалог. Их я разместила внутри статьи. Также я поместила увеличенные фрагменты самой картины, чтобы показать технику этого замечательного рисунка.

 

Древо Жизни – интересная тема. Она многогранна и многомерна, как сама Жизнь. Но законы Жизни незыблемы. Ствол или Сердце, или основную линию Жизни, – то, что связывает, объединяет, пронизывает пространственно-временную спираль у Саши, отражая непрерывность вечной Жизни, другие ребята совмещают с самой эволюционной спиралью. Интересно, что тему «Древо Жизни» я ребятам сначала не предлагала, они сами к ней обращались сознательно или нет, в разное время, не пересекаясь друг с другом, по собственной инициативе. И в этих рисунках проявляются общие качества Жизни. Зарождение, развитие, разветвление, распространение, проникновение, прорастание, – вездесущность.

 

 

Саша Иванов, 16 лет. Древо Жизни. Мысли


 

Алеша пришел записываться в студию с этим рисунком.

– Что это?

– Это мои жизни. Рисунок представлял собой вид сверху на некую спираль, проросшую деревьями различных цветов: черных, красных, зеленых и желтых.

– У тебя что, их много?

– Да. – А что означают эти разные цвета?

– Разные жизни. Плохие и хорошие, удачные и не очень.

 

 

 

Алеша, 14 лет. Мои жизни.
Катя П., 20 лет. Эволюция

 

Деревья проросли корнями вовнутрь спирали, а кронами на внешнее кольцо, как бы нащупывая пути дальнейшего развития (ведь дерево растет) именно распространяясь во все стороны, подтверждая теорию расширяющейся Вселенной.

 

Об этом же говорит рисунок Кати, сделанный значительно позже, в Немчиновке. Ствол Древа как радужный поток самой жизни, ее соков, раскручивается по спирали, давая побеги, укореняющиеся, если так можно выразиться, в будущее. Они, так же как и у Алеши, распространяются лучами от центра Вселенной к ее периферии.

Здесь ветви и корни – одно и то же, так нам говорит образ. Но если говорить о Вечности, которая как Пространство, безначальна, бесконечна и неделима, то нет прошлого и будущего, нет времени и последовательности, все едино. Корни и ветви, прошлое и будущее охвачены этим Единым, растворяясь в Сердце Вселенной, Нуле, там, где как говорит Саша, потенциалы меняются, все меняется местами или всему есть место. Там нет низа и верха, прошлого и будущего, добра и зла. Все едино.

 

Значит ли это, что современные дети могут видеть мир в его единстве? 9-летний Максим мне как-то сказал: «Нет малого и великого, все важно для Вселенной». Кстати, Максим нарисовал свое Древо Жизни, когда ему было 7 лет

 

 

 

Максим, 7 лет. Древо Жизни
Леша Я., 14 лет. Устремление

 

Мы видим скособоченное дерево со сломанной вершиной. Слева живая ветка потянулась вверх, но тоже была сломана, на смену ей карабкается снова вверх еще одна выжившая веточка. С невероятными усилиями она добирается до самого неба, которое символически изображено в виде оранжевой полосы, и пытается как бы зацепиться за него чтобы удержаться. И на эту единственную тоненькую веточку села птичка. Здесь образ ясно показывает, что дерево сражалось и пыталось выжить для того, чтобы достичь неба и дать приют этой птичке. Она села и поет, а потом совьет гнездо, выведет птенцов и будет учить их летать. А дерево будет изо всех сил стоять, изломанное жизнью, и держаться за небо, чтобы слушать небесных птиц. Или все по-другому, но мне так привиделось.

 

Леша кроме рисунка «Мои жизни» принес еще один, который меня заинтересовал. Называется «Устремление». В центре картины располагается черный квадрат в окружности, и к нему устремляются сложные геометрические конструкции.

– Это что, люди?

Я так спросила, потому что когда-то Саша тоже принес мне рисунок подобных конструкций, и сказал, что это люди.

– Да, души людей.

– Куда они устремляются?

– К цели.

– А что это за цель?

– Совершенство.

– Почему именно квадрат?

– Не знаю.

Позже я нашла ответ на этот вопрос. Леша изобразил мандалу – древний символ совершенства. Квадрат символизирует бессмертие, круг – Единый бесконечный Принцип всего сущего. Сочетание круга и квадрата в древней символике различных культур означает гармонию, единство, вмещение противоположностей, целостность, полноту бытия.

 

Раз уж тут так много деревьев, не могу удержаться от соблазна поместить в эту статью еще одно дерево, написанное Катей за один сеанс. Можно ли говорить об этом обаятельном образе как о Древе Жизни – не знаю. Но то, что изображены жизнь и символ жизни – дерево, очаровательнейшим образом хорошо в этой жизни устроившееся, не вызывает сомнения. Обратите внимание, это не просто живое дерево – это символ мудреца, хорошо укоренившегося в землю, но при этом кроной или сознанием живущего в небе и дерзко пользующееся (сужденными ему!) богатствами. Разве это не совершенный человек? Почему такой старенький? Но кто возразит, что мудрость приходит с годами?

 

 

Катя П., 20 лет. Ловец звезд

 

Катино дерево совсем другое, если вернуться к началу статьи и «Древу Жизни» Саши. Да и люди они разные и сознанием, и темпераментом, не говоря уже о времени – между этими работами десять лет. Катя веселая и общительная, любит украшения, шутки, незамысловатое искусство, рукоделие, воспитание сына, любит жизнь во всех ее проявлениях. Все хочет успеть, все схватить, все увидеть и попробовать. И все у нее получается легко. Ее дерево про нее.

 

Саша неразговорчивый, интровертивный, отрешенный, не укорененный, как и его дерево. Идет своей дорогой, только ему предназначенной, и она уникальна, как уникальна дорога жизни Кати. Как уникальна дорога каждого моего ученика, прикоснувшегося к этой интереснейшей философской теме. Я принимаю все пути, и все эти пути переплетаются с главной Дорогой, на которой мы встречаемся. Как обаятелен и совершенен «Ловец звезд» Кати, так глубоко космично Сашино «Древо Жизни», его одинокое созерцание Вечности. Чья жизнь правильней? Кто скажет? На Анином «Древе Жизни» рядом с красивыми нарядами, поют райские птицы. Юлино «Древо Жизни» полыхает огнем. Максим в свои 7 лет понимает взрослую жизнь, полную битв и поражений, и знает, что победа неминуема, если упорно тянешься к свету. Он мал, откуда он знает жизнь? Загадка. Может, он видит будущее или вечное? Жизнь у каждого своя и неизвестно, какая лучше, какая важней, ценней, полезней. Ребенок сказал: «Нет малого или великого, все важно для Вселенной!».

 

«Свет» .

 

Саша продолжал работать в технике карандаша или гризайли. Он поставил перед собой задачу – поймать и передать свет в карандаше. Но сначала была «Осень». Саша написал ее черной и белой гуашью, когда я еще жила в Харькове. Я уже не работала в студии, и Саша некоторое время приходил ко мне заниматься. Тогда он и принес свою «Осень».

Позже, когда я жила уже в Москве, Саша написал мне о своей картине:

 

«В “Космических легендах Востока” я прочел о явлении, которое напрямую касается моей картины об осени. Я хотел в ней выразить вечную перемену всего. Даже когда я делал первый набросок углем, я почувствовал, что углубляюсь в какую-то первоначальную идею. Но тогда я не мог понять, чем это было вызвано. В этой книге я узнал о том, что Космос тоже на время засыпает или умирает, как лес осенью. И так все умирает, потом оживает, потом снова умирает, остается лишь стержень, начало всех начал. Теперь я понимаю, что моя душа хотела изобразить». (Из письма 2000 г.) .

 

 

 
Саша Иванов, 20 лет. Осень.
Иванов Александр. Свет. Отражение. Бумага, карандаш.

 

Прежде чем заняться цветом, Саша много рисовал в лесу, ловя солнечные потоки. Он мне написал в Москву:

 

«Возможно, Вы были бы довольны сейчас моей работой. Я же, как всегда, нет. И не без основания. Так как чувствую не полную отдачу себя. Конечно, есть сдвиги в письме. Есть и новые идеи. Хотя, нет, идеи всегда те же, на одну тему: «Свет».

В разных формах, но только в набросках. Не хватает сил все довести до конца <…>

Вы мне говорили о том, что мне нужно спешить, иначе вместо меня кто-то скажет то, что я хотел сказать, и все потеряет смысл. Нет, то о чем хочу сказать, можно писать бесконечно в разных формах. Ведь я пытаюсь как можно чище это сказать».

 

Продолжение следует.

 

17.09.2018 13:19АВТОР: Пискарева О.Д. | ПРОСМОТРОВ: 618




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Педагоги новой эпохи »