26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Тайная наука о строении человека. Часть II. Л.М. Кириллова


Эволюция человечества проходит в течение длительных этапов смен Манвантар и Пралай, т.е. чередования проявления Космоса, а затем возвращения в состояние Покоя. Одной из целей таких этапов является создание в плотном мире индивидуальности, способной раскрыть в себе духовные (божественные) качества, стать подобным «Отцу своему» и стать активным участником эволюции Вселенной. Для осуществления такой цели индивидуальность (Высшее Я, Дух) должна функционировать на всех планах Вселенной, для чего строятся соответствующие оболочки — тонкие тела человека. Каждое тело предназначено тому плану, на котором ему предназначено действовать.

В Солнечной системе имеется семь основных планов. На эфирно-физическом, астральном и ментальном планах проходит обычная эволюция человечества [табл.1]. На следующих двух духовных планах — буддхическом и атмическом (или плане Любви-Мудрости и плане Воли) продолжается особая эволюция Посвященных. Эти пять планов образуют поле эволюции сознания человека до тех пор, пока человек не сольется с божественным началом. Человек будет обладать непрерывным сознанием; он будет сознательно жить одновременно и на земле, и в высших сферах.

Два плана выше этих пяти, представляют собой область божественной деятельности Логосов. Эти два плана малодоступны нашему сознанию. Соответственно пяти низшим планам человек имеет тонкие тела: эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхическое, атмическое. Эти тела состоят из той же материи, что и планы, к которым они принадлежат [табл. №2]. Тонкие тела — это оболочки, в которых заключено наше Высшее Я, Высшая Триада. Через посредство этих оболочек наше Высшее Я имеет возможность функционировать на определенном плане Вселенной. Каждое тонкое тело служит человеку средством для взаимодействия и познавания соответствующего плана, для приобретения опыта жизни и постепенного преобразования более грубых составляющих своих тел в более тонкие по вибрациям, т.е. высокодуховные. «Главное задание человечеству — соединить материальный мир с духовным», — говорит Живая Этика (Беспр.§360). Когда мы бодрствуем, мы живем сразу в трех мирах — в эфирно-физическом, астральном, ментальном и пользуемся соответственно тремя телами. На физическом плане мы проявляем свою деятельность своими поступками. На астральном плане своими желаниями, на ментальном — мыслями. Все тонкие тела, на которых пребывает Истинный Человек (Высшее Я), являются его инструментами, орудиями, которые должны ему служить и быть у него в подчинении.

 

Эфирное тело

 

Эфирное тело, или эфирный двойник, в западной эзотерической литературе иногда называлось санскритским термином Линга-Шарира, но в индусской философии этот термин имеет другое значение. Неправильное толкование этого термина создало большую путаницу в умах, как западных, так и восточных читателей, изучающих тайные знания Востока. Обозначение тонких составляющих человека в западной терминологии желательно потому, что для начинающих — санскритские термины являются камнем преткновения. Тем более, что термин «Эфирный двойник» очень точно передает характер и состав тонкого тела человека: «эфирный» — потому что состоит из эфира, а «двойник» — потому что является точной копией физического тела — частица к частице — и служит в качестве проводника для всех электрических и жизненных потоков, от которых зависит жизнедеятельность человека [2,с.7].

Е.П.Блаватская в своих работах давала такие определения эфирного тела: « Эфирное тело — двойник… Я бы для большего удобства называла его пластичным телом» [3, с.141]. Эфирный двойник есть протоплазматический прототип тела, которое является его подобием [4, с.237]. В «Откровении» сказано, что эфирное тело есть эктоплазма [5, с.237]. Эфирный двойник состоит из физических эфиров [2,с.26]. При зарождении человека эфирное тело предшествует физическому. Эфирное телоформа, матрица, по которой строится физическое тело. Оно — образ будущего человека, модель физического тела. Это становится понятным при рассмотрении процесса образования эфирного тела. Притягивающим центром, вокруг которого выстраивается эфирное тело, является один из атомов низшей триады — физический атом — магнетический центр, который притягивает физические атомы, созвучные ему по вибрациям [4,с.456]. Физический атом обладает и физическими и эфирными свойствами, т.к. эфирный подплан относится к физическому плану. Физический атом первый притягивается в лоно женщины, что и делает возможным оплодотворение яйцеклетки мужским семенем [6, с.65;7,с.34]. Вокруг физического атома развивается «призрачно-туманная сущность наподобие дымки, которая постепенно, по мере своего выявления, приобретает форму» [4,с.457]. Эта дымка и есть эфирная материя, будущее эфирное тело. Физический атом будет располагаться в месте нахождения сердечного центра сначала эмбриона, зародыша, затем — в теле постепенно формирующегося ребенка, в его сердечном центре. Этот физический атом первым начинает жизнь в человеке и последним его покидает [4, с.132].

 

Как идет процесс образования эфирного тела?

 

На месте будущих узлов образуются эфирные центры (чакры). На месте будущих внутренних органов тоже строятся их эфирные аналоги. Например: печень, желудок — из эфирной материи. По линиям будущих нервов кровеносных и лимфатических систем тоже выстраивается эфирная основа — матрица. Эфирное тело представляет собой как бы тончайшую сеточку, паутинку из переплетающихся эфирных нитей. Затем к этой эфирной матрице притягивается физическая материя — физические клетки, которые сцепляются с эфирной формой. Когда эфирное тело сцепляется, оно оживляется жизненной энергией, исходящей от Высшей Триады, через 7-ой принцип (Атму), принцип Вселенского Духа [см. разд. «низшая триада»].

Известно, что при внутриутробном развитии зародыш проходит все предыдущие царства. Человек проявляется сначала в виде камня. После трех-четырех недель — зародыш в форме растения, один конец его становится сфероидным, а другой суживается наподобие морковки. Он состоит из нескольких слоев очень нежной пленки, служащей вместилищем воды. Затем эмбрион принимает форму головастика и подобно амфибии живет в воде и развивается в ней (животная стадия). Постепенно зародыш принимает черты человеческого существа [8,с.498]. Такое постепенное развитие эмбриона через все царства происходит в последовательном построении, сначала в эфирном виде, а затем в уплотненном, физическом. В строительстве эфирного тела принимают главное участие кармические элементалы (Владыки Кармы), которые, учитывая карму предыдущих воплощений, создают соответствующее эфирное тело. Все изъяны физического тела заложены прежде в эфирном теле. Но при воплощении индивидуальности учитывается также и карма родителей. Если ребенок рождается неспособным ходить, родители страдают от этого и морально и физически, т.к. нужен постоянный уход за ребенком, т.е. это и карма родителей. Таким образом, вокруг и внутри эфирных форм органов разрастаются уже физические узлы, эндокринные железы, а затем соответствующие им физические органы — печень, сердце, щитовидная железа и т.д. Эфирная материя в виде нитей – проводников проходит внутри каждого нерва, лимфо — и кровеносного сосуда, внутри всех органов, внутри костного спинного мозга [4,с.331]. Эти эфирные проводники в древнеиндийской терминологии называются нади, что с древнеиндийского (санскрита) переводится как «жилы, трубы». Нади — чрезвычайно тонкие полые трубки. Их 72 тысячи — сказано в древнеиндийском эпосе «Уттара-гита» [9,с.317].

 

Что проводят эфирные проводники?

 

Эфирное тело является проводником праны, или носителем праны [2,с.27]. Pran — санскритский корень, означающий «дышать, жить». Прана — дыхание жизни, энергия жизни [6,с.27,98]. Эфирное тело человека проводит и солнечную энергию, и энергию всей природы, чтобы эта энергия в качестве Праны могла быть использована физическим телом. Воспринимает внешнюю энергию эфирная селезенка. Эфирное тело — резервуар жизни тела и носитель Праны, а селезенка действует в теле, как центр Праны, которая циркулирует затем по всему телу. Е.И.Рерих разъясняет, что «на астральном плане нет праны. Джива (здесь — жизненная энергия всего Космоса - пр. авт.) становится Праной, когда младенец рождается и начинает дышать» [10,с.239]. Прана пробегает по всем артериям и венам, и вдоль нервных сплетений, течет розовыми волнами, пульсирует по всему эфирному телу [6,с.97]. Эфирное тело служит посредником между Праной и физическим телом [4,с.455].

В классификации принципов и аспектов Е.П.Блаватская дает Пране отдельный номер, но в то же время дополняет: «прана — жизненный принцип, в действительности может и не иметь номера, т.к. она пронизывает собою любой другой принцип или же всего человека» [4,с.23]. Так как прана в человеке есть неразрывная часть эфирного тела [табл. №2], она не имеет отдельного номера, а объединена вместе с эфирным телом в один аспект. Среди множества эфирных проводников (Нади) есть три главных канала. Три канала берут начало в продолговатом мозге. Это левый Ида (лунный женский отрицательный), правый – Пингала (солнечный мужской положительный) и центральный – Сушумна [9, с.315,317; рис. 2]. Сушумна — главный энергетический канал, проходящий внутри спинного костного мозга позвоночника. По Сушумне, в случае духовного роста человека поднимается огненная энергия из центра Кундалини, зажигая постепенно вышерасположенные центры, что происходит в течение длительных воплощений. В определенных местах Ида, Пингала и Сушумна пересекаются и снова, затем расходятся. Также говорится:

 

« Ида, сверкающая, как Луна;
Пингала, сверкающая, как Солнце;
Сушумна сверкающая, как Солнце, Луна и Огонь».

 

Далее: «Есть одно восхитительное место (извилина Сильвия), где устье Брахмы источает нектар. В этом месте соединяются лобная и височная доли полушарий, и находится устье Сушумны». «… В священной точке над продолговатым мозгом начинаются Ида и Пингала, фа-диез и фа-бемоль» [9,с.315,317]. Эти три канала поднимаются от копчикового сплетения до шишковидной железы. У основания черепа они пересекаются.

Если выделить эфирное тело из физического, оно будет выглядеть точной копией физического, только состоящее из сеточки перекрещивающихся, движущихся голубовато-серых линий. Также все органы обычной формы, но в виде сетчатой структуры, на месте физического позвоночника — проходят три главных канала — Ида, Пингала, Сушумна. «Эфирное тело утверждает тело физическое и укрепляет астральное, являясь связью между этими двумя телами» [01.08.34]. Таким образом, у эфирного тела две функции:

1. проводник праны — дыхания жизни;
2. посредник между физическим и астральным телами.

Цвет эфирного тела варьируется от светло-голубого до серого. У чувствительного человека эфирное тело голубоватого цвета. У более атлетического, крепкого человека эфирное тело будет более серым и мутным. При небольшом усилии, при тусклом свете можно увидеть серовато-серебристое струящееся излучение эфирного тела, чуть выступающее над физическим. Состояние здоровья, жизненную силу определяет наше эфирное тело. Болезнь любого физического органа — это плохое прохождение энергии, праны, по проводникам эфирного тела. До семи лет эфирное тело формируется и ваяет физическое тело, но после семи лет уже физическое тело формирует эфирное [4,с.456]. Если человек сознательно очищает свое физическое тело, то и его эфирный двойник тоже очищается без каких-либо дополнительных усилий [2,с.26]. Эфирное тело — совершенное изображение человека, но хорошее оно или плохое — зависит от самого человека. «Эфирный двойник рождается одновременно с человеком и умирает вместе с его физическим телом. На протяжении жизни — он принадлежность тела, и ни при каких обстоятельствах не может отделиться от него на большое расстояние [3,с.146]. И в Учении Махатм совершенно определенно сказано: Эфирный двойник «состоит из эфирных элементов организма и никогда не покидает тела, кроме как после смерти, и остается вблизи» [12,с.205]. Но есть мнение, что иногда эфирный двойник может разделиться надвое, часть его выделяется, и человек впадает в летаргию. Во время сна Высшее Эго покидает и физическое, и эфирное тело. «Эфирный двойник никуда не следует за Эго, а всегда остается с физическим телом» [2,с.26].

Человек еще так мало развит, что даже эфирный двойник не способен регулярно передавать сознанию те впечатления, которые эфирный двойник получает независимо от физического тела. Когда это происходит, то мы имеем низшую ступень ясновидения — мы видим эфирные двойники физических тел и других объектов эфирного плана. В момент физической смерти ясновидящий наблюдает как эфирная сеть, эфирное тело медленно как бы выпутывается из плотной физической материи вместе с дыханием жизни (праной) и собирается в сердечном центре вокруг постоянного физического атома. Золотисто-фиолетовое пламя дыхания жизни сияет вокруг сердца. Затем пламя и эфирная сеть с постоянным атомом поднимается по Сушумне из сердца в третий желудочек мозга. Затем поднимается к точке соединения теменных и затылочных швов и покидает физическое тело [6,с.62]. В первое время после физической смерти это выделившееся эфирное тело может оставаться около оставленного физического, и близкими оно воспринимается иногда как привидение. Его иногда можно увидеть боковым зрением на отражающих поверхностях предметов. Отсюда, очевидно, и есть обычай закрывать зеркала в доме умершего. Часто эфирный двойник принимают за призрак или душу, но он просто рассеивается и вовлекается в Акашу.

 

Астральное тело

 

Для взаимодействия с астральным миром человек имеет астральное тело. Астральный мир — та область Вселенной, которая окружает физический мир и частично проникает в него. Астральный мир нами не воспринимается, так как состоит из материи не видимой нами. Астральное тело состоит из энергии наших страстей, желаний, эмоций, поэтому его называют также эмоциональным, или телом желаний. Астральная материя содержит и более грубые составляющие и более тонкие. Более грубые служат для проявления низких, грубых, животных желаний, а тонкие составляющие астральной материи вибрируют на желания, которые человек преобразил с помощью разума и воли в чувства — нежность, любовь, сострадание и чистые стремления к искусству, красоте. Астральное тело пронизывает каждую молекулу физического и, естественно, эфирного тел, так как астральное тело более разреженное, более пластичное, более тонкое. Его часто называют тонким. Астральное тело имеет прототипы всех физических органов, но энергия астрального тела находится в постоянном движении, поэтому его способность видеть, слышать и ощущать, не стабилизирована каким-то определенным органом или определенным нервным каналом. [13,ч.2,с.634]. И астральное тело поэтому видит, слышит и чувствует всем телом. Астральное тело выполняет следующие функции в жизни человека:

1. Днем, во время бодрствования, оно действует как проводник наших желаний, эмоций, которые побуждают физическое тело к действиям; эта функция астрального тела выражается или приятными, или неприятными ощущениями; наслаждением или страданием. Сначала сигналы, посылаемые физическими чувствами, преобразуются в ощущения в астральном теле, а затем только воспринимаются разумом, и затем возникает какой-либо деятельный процесс [2,с.37].

2. Во время сна астральное тело является проводником сознания в астральном мире, так как во время сна астральное тело отделяется от физического с высшими началами (7,6,5 принципами, т.е. Высшей Триадой, Я, Индивидуальностью). Отделившись, астральное тело живет в астральном мире, так же, как физическое живет в своем физическом мире [14, с.17].

3. Астральное тело является передаточным звеном (посредником) между ментальным телом (следующим тонким телом) и физическим мозгом (как эфирное тело есть посредник между физическим телом и астральным). Символом астрального тела является кровеносная система (на санскрите — Кама-рупа, Кама — это жизнь, сущность крови, а рупа — форма, тело. [4,с.462]. Астральное тело соединяется с физическим телом через область солнечного сплетения в районе печени, через центр Манипура (см. «Центры»).

Астральное тело пронизывает физическое и распространяется далее во все стороны. Внешний вид астрального тела является показателем уровня прогресса, достигнутого его обладателем; показателем стадии эволюции Высшего Эго, которое пользуется этим астральным телом.

а) Астральное тело неразвитого человека представляет собой облачную, расплывчатую, неясно очерченную, рыхлую массу астральной материи. Ткань этого тела плотная, грубая и отвечает на все раздражения, связанные с животными страстями. Окраска тусклая, грязных пылающих оттенков, коричневая, мутно-красная, грязно-зеленая — преобладающие цвета. Астральное тело такое плотное и непрозрачное, что скрывает собой контуры физического тела. Нет игры света, нет цветовых лучей. Различные страсти выражаются тяжелыми волнами, а если сильные страсти — то взрывы молний (взрыв злобы — молния красного цвета с синеватым оттенком). Чувства гнева, ненависти и прочие пороки въедаются в астральное тело и разрушают его. Это силы, которые по природе подобны кислотам физического плана. Важным признаком неразвитого астрального тела является то, что его деятельность вызывается больше из вне, чем изнутри; как животное, которое побуждается к действию чувством голода, а не каким-то мысленным процессом. Центры (чакры) едва видны. Человеку на этой ступени развития требуются сильные ощущения, чтобы побудить его к деятельности. Чем многочисленнее и сильнее ощущения, тем сильнее он их чувствует, тем лучше для его роста. На этой ступени качество имеет небольшое значение — количество и сила, вот что требуется больше всего. Начало нравственности для такого человека с молодым духом заключается в его страстях. И первым шагом вверх будет самое легкое проявление бескорыстия в отношениях к жене, ребенку или другу. Прогресс наступает тогда, когда человек свои желания, страсти подчиняет воле, т.е. определяет свои поступки сам, а не идет на поводу у низших побуждений. Во время сна на этой ступени развития астральное тело, которое облекает сознание, еще не развитое в астральном теле, покидает физическое тело и витает вблизи него.

б) В человеке со средним нравственным и интеллектуальным уровнем астральное тело значительно больше по размерам, в нем присутствуют более тонкие частицы, которые придают светящийся вид всему астральному телу. Очертания его более определенны, ясны и имеют сходство со своим владельцем. Оно становится более хорошим проводником сознания. Деятельность его постоянна, поэтому оно в беспрестанном вибрировании. Центры ясно видны, хотя они еще не действуют. Его астральное тело отвечает уже не только на внешние влияния, но и на сознательные побуждения, идущие от внутренних высших чувств. Память об отрицательном или положительном опыте заставляет человека влиять на свое астральное тело, вместо того, чтобы быть в подчинении у него. По мере духовного роста человека, когда грубые желания и страсти исчезают, а остаются высокие чувства в переживаниях, количество тонкой астральной материи увеличивается, а т.к. грубая астральная материя остается невостребованной, она теряет свою энергию, силу, замещается более тонкой материей. Так постепенно происходит утончение астрального тела, его очищение. В настоящий период развития человечества астральное тело в основном находится под личным контролем, и оно более не находится под влиянием внешних воздействий.

в) Астральное тело духовно развитого человека состоит из тончайших частиц астральной материи. Поэтому оно представляет собой прекрасное зрелище по сиянию и окраске — чистое, прозрачное, блестящее, светлое, лучистое. Под влиянием чистых благородных и мыслей в нем появляются оттенки, невиданные на земле. «Огненные колеса» (чакры, центры) на этой ступени оправдывают свое название, они уже вращаются, что указывает на деятельность высоких чувств. Тонкое тело уже является проводником сознания, и оно полностью подчиняется своему обладателю. Отсутствие грубых частиц в таком астральном теле делает его неспособным отвечать на вибрации, идущих от низких объектов желания, и они проносятся мимо него, совершенно не притягиваясь. Пример: мясная пища, даже вкусно приготовленная желания поесть не вызывает. Такое астральное тело вибрирует только на высокие чувства: нежность, сострадание, духовная любовь. Так как астральное тело и следующее тонкое ментальное взаимопроникают друг в друга, астральное тело очень чувствительно к воздействию мыслей, которые идут извне, и из разума своего владельца. Только благородные мысли способствуют очищению астрального тела. Кроме того, астральное тело, как и эфирное, зависит от состояния физического тела. Очищая физическое тело, снабжая его чистой пищей и питьем, очищаем и астральное тело, которое будет вбирать в себя соответствующий тонкий астральный материал. Кроме того, мясо и алкогольные напитки притягивают отвратительных элементалов, которые могут проникнуть в астральное тело и вредить здоровью. У более духовно развитых людей тонкая часть астрального тела уже находится в соприкосновении с ментальным телом, т.е. вибрации такого астрального тела близки к вибрациям ментального, и оба этих тела работают активнее вместе, воздействуя друг на друга, т.е. желания, эмоции уже находятся под контролем сознания. Развитое астральное тело может передавать в сознание вибрации, которые идут прямо из астрального мира. Многие испытывали, наверно, как какие-то ощущения появлялись без какого-либо видимого физического воздействия. Это те впечатления, которые достигают астрального тела и передаются в сознание; это то, что мы называем предчувствием, которое вскоре и оправдывается.

Построение мозга и нервов и приведение их в соотношение с астральным и ментальным телами продолжается до 7 лет, когда заканчивается соединение Высшей Триады (через Высший Манас) с физическим телом (мозгом – низший манас). До 7 лет высшее сознание действует больше в астральном теле, чем в физическом, поэтому у детей частое проявление психических сил. Если бы родители могли видеть мозг своих детей, который вибрирует под влиянием тесно перепутанных и физических и астральных воздействий. Иногда мозг детей может воспринимать воздействия даже из более высоких миров, и дети видят картины необыкновенной сияющей красоты. Если бы родители знали это, то стали бы больше прислушиваться к непонятному, казалось бы, лепету своих маленьких детей, которые пытаются рассказать родителям свои видения тонкого мира, пока недоступные взрослым. Астральное тело сейчас находится в процессе эволюции, и оно больше  развито у более продвинутых людей. У многих оно уже настолько развито, что сознание способно сохранять воспоминания о жизнях в астральном мире во время сна. Об этом говорят и предсказывающие и предупреждающие сновидения, когда астральное тело получило некую информацию о предстоящем событии, а так как по своим вибрациям оно уже близко к ментальному телу - мысли, эта информация сохранилась в орудии мысли — в нашем физическом мозге. Когда астральное тело разовьется до совершенства, мы во сне будем вести такую же сознательную жизнь, как и во время бодрствования.

Сознательной волей можно направить сознание в высшие миры, и в этом случае можно познавать астральный мир. В астральном мире могут происходить общения с умершими родными, друзьями, и воспоминания об этих отношениях могут быть перенесены в бодрствующее сознание. Но это может быть только уже при высоком духовном развитии. Астральное тело вытесняется под действием хлороформа, эфира и других анестезирующих веществ. Тогда, без астрального тела, физическое тело остается бесчувственным, бессознательным, так как подлинные ощущения находятся не в физическом теле, а в астральном. Также и засыпание, сон — это уход астрального тела из физического.

Почему астральное тело может удаляться от физического? Что их соединяет? Член корреспондент АН СССР Л.Б.Окуны в своей статье пишет о глюоновых нитях. (Glue — с английского — клей). «Они абсолютно прочные, могут неограниченно удлиняться и совершенно свободно прорезать стены, горы, земной шар». Эти нити соответствуют серебряной нити эзотерической науки. Они невидимы, так как «кванты света с глюонами не взаимодействуют, да и сами глюоны, подобные фотонам, не столько частицы, сколько связующие поля» [15,с.22,23]. О наличии серебряной нити говорил и американский ученый Р. Монро, который с 1958 года стал спонтанно выходить из физического тела. Серебряная нить «выходила не из головы, а из точки в спине, между лопатками. Ощущения были такими, словно я ощупываю разветвленные корни дерева, отходящие от утолщенного ствола. Эти корни… расходились вниз до середины туловища, вверх до основания шеи и в стороны, вплоть до плеч. Убедился, что они действительно образуют шнур, приблизительно 2 (2 х 2,5см = 5см). Он свободно повисал за спиной, и я тщательно ощупал его: теплый, как тело, и состоит из сотен (или тысяч) плотно прилегающих друг к другу волокнообразных нитей, которые не перекручиваются, не свиваются спиралями. Шнур был гибким, лишенным кожного покрова» [16,с.196]. Сильван Мульдон также выходил из физического тела и видел нить от 1,5-2 (5см) до швейной нити, в зависимости от расстояния между астральным и физическим телом. Он заметил, что импульсы, активизирующие сердечную и дыхательную деятельность, перемещаются по серебряной нити толчками.

Астральное тело — самый трудный для управления проводник. Не должно быть никаких чрезмерных эмоций, хотя сильные токи любви вполне допустимы. Любовь, как творческое начало Вселенной, как творческая сила все приводит в согласие с Законами Космоса. Но ни страх, ни тревога, ни забота не должны одолевать наше эмоциональное (астральное) тело. Надо культивировать безмятежность, устойчивость, равновесие! Нельзя позволять себе чувства ревности, алчности, жалости к себе, или мрачной депрессии. Астральное тело должно быть спокойно вибрирующим, чистым и прозрачным. Обыденное состояние — радостная уравновешенность!

Когда человек бодрствует, вся его деятельность происходит в пределах физического тела и в непосредственной близости от него, т.к. оно выполняет свою работу, являясь проводником наших желаний, эмоций и посредником между ментальным миром и физическим. Но во время сна астральное тело отделяется от физического и его двойника — эфирного.

1. Если человек имеет среднее развитие, то его астральное тело, отделившееся от физического и эфирного, как уже было сказано ранее, представляет собой бесформенную массу. Оно не может отдаляться на большое расстояние от физического тела, не может служить в качестве носителя сознания, носителем Эго на астральном плане. И человек пребывает в таком астральном теле только в полусонном, неопределенном состоянии, т.к. он на этом астральном плане почти бессознателен, не получает определенных импульсов из астрального мира, не может проявить себя в астральном мире, т.к. астральное тело его плохо сформировано. На центры ощущений такого астрального тела могут влиять проходящие через него мыслеформы, но они могут затронуть только низшую природу. Такое астральное тело представляет собой бесформенный спящий объект, не совершающий никаких определенных действий. Это — плавающий пассивный эмбрион над спящим физическим телом. Если произойдет что-то направленное на большее отстранение астрального тела от физического, то физическое тело проснется и астральное мгновенно соединится с физическим.

2. Если человек высокоразвитый, т.е. такой, который может использовать свое астральное тело и действовать на астральном уровне, то в этом случае отделившееся во время сна астральное тело представляет собой точную копию физического тела уснувшего человека. Его астральное тело полностью сформировано и может служить носителем сознания на астральном плане, т.е. такой человек в астральном мире в своем астральном теле может действовать в полном сознании и активно познавать астральный мир. Он может без труда и с огромной скоростью перемещаться на большие расстояния, не доставляя никакого беспокойства спящему физическому телу.

3. Если человек еще не совсем совершенен, и не в состоянии связать свое физическое и астральное тело, то при отделении астрального тела от физического во время сна, будет происходить разрыв в сознании. Поэтому, хотя в астральном мире он будет находиться в полном сознании, передать своему физическому мозгу информацию о происходящем с ним он не сможет, т.е. физический мозг ничего не будет знать о пребывании Высшего Я в астральном мире. Поэтому, просыпаясь, мы ощущаем, что во сне мы что-то пережили, но вспомнить не можем. Иногда все-таки при пробуждении сохраняется мимолетное воспоминание об астральном мире.

4. Другой вариант, когда связь Высшего Эго с физическим не прочная, но есть. Тогда ему все-таки удается передать физическому мозгу новые знания, но человек вспомнить не может, когда и откуда он получил эти знания. Но они будут возникать в бодрствующем сознании как бы сами по себе, как подсказка, как толчок к решению каких-то проблем. Как бы свет прольется на вопросы, которые раньше казались туманными. Если это происходит, то есть несомненный показатель прогресса, — значит, астральное тело хорошо сформировалось и может активно действовать в астральном мире, хотя физическое тело еще не очень чувствительно.

5. Когда (человеку) Высшему Я все же удается установить контакт с физическим мозгом, тогда снятся очень ясные, последовательные, осмысленные сны — такие сны временами видятся наиболее вдумчивым (высокоразвитым) людям. Эти сны выглядят такими же реальными, как и состояние бодрствования. Знания, приобретенные, в таких снах, могут реализоваться в жизни.

6. Но те люди, чья духовность заметно и очень прогрессирует, вполне возможно, тоже уже активно и с большой пользой действуют в астральном мире. При этом их физический мозг может не сохранять никакой памяти об этой деятельности, но их низшее сознание (низший манас) будет постоянно отмечать возрастающую степень просветления и знания духовной истины.

Независимо от того помнит лишь наш физический мозг жизнь в тонком мире во время сна или не помнит, нам надо всегда знать: по мере того, как мы учимся трудиться на благо других и становимся, все более полезны миру, по мере того, как крепнет наша преданность Старшим Братьям человечества и наша решимость еще активнее помогать Им в Их великом труде, мы совершенствуемся, и наше астральное тело утончается, становится активным на своем плане. Наше сознание, находясь в это время в астральном теле, трудится, учится само и помогает на тонком плане тем, кому оно не могло бы помочь, находясь в физическом теле. Такая эволюция доступна тем, чей разум чист, мысли возвышенны, а сердца стремятся к служению. Такие люди могут в течение многих лет действовать в астральном мире и при этом их низшее сознание (манас) ничего не будет знать об этом, и не будет подозревать, какие невероятные, по его меркам, способности его обладатель использует, действуя на благо мира. Именно таким людям, если позволит карма, удается создать мост, по которому память из одного мира переходит в другой, а, возвращаясь из астрального мира, просыпаясь, они уже не теряют из памяти ничего, что пережили в астральном мире.

Что происходит с астральным телом после смерти физического тела и его эфирного двойника?

Когда астральное тело при жизни было связано с физическим, подуровни астральной материи в астральном теле были перемешаны между собой, т.е. более плотные и более тонкие подуровни взаимопроникали друг в друга. После физической «смерти» астральные частицы, принадлежащие к различным подуровням, отделяются друг от друга, как бы происходит сортировка астральных частиц по степени их плотности. Таким образом, астральное тело превращается в систему концентрических оболочек, где внешней оболочкой будет самая плотная.

Вспомним о важности очищения нашего астрального тела (т.е. желаний, эмоций) в течение нашей земной жизни. В астральном мире наше астральное тело не может перемещаться по своему желанию. Астральный мир также состоит из семи подуровней (подпланов), и астральное тело вынуждено пребывать на том подуровне, к которому принадлежит материя его внешней оболочки. Когда эта внешняя, самая плотная оболочка рассеивается (а это произойдет тогда, когда самые грубые, низкие желания, как не имеющие возможности в астральном мире быть реализованными, исчезают), тогда астральный человек переходит на следующий, менее плотный подуровень, и так далее, пока не будет изжит и рассеян самый тонкий подуровень астрального тела. Таким образом, чем больше в человеке содержится плотной астральной материи, тем дольше он задержится на низших подпланах астрального плана. И чем больше нам удастся победить низшие желания здесь, на земле, тем быстрее мы пройдем астральный мир после ухода и перейдем в следующий небесный мир — Девачан.

Но есть и другой вариант перехода через астральный мир. Если человек в течение земной жизни в стремлении очистить свое астральное тело упорно сопротивляется влиянию низших страстей, то астральная материя, которая могла бы быть использована этими страстями, утрачивает свою энергию, она как бы атрофируется. В этом случае при переходе в астральный мир такой человек хотя и будет некоторое время оставаться на низших подпланах астрального мира (т.к. он все-таки имеет астральную материю этого подплана, хоть и атрофированную, и ее тоже надо изжить), но все это время он будет мирно спать, и не будет ощущать никаких беспокойств, связанных с этими подпланами астрального мира. Его сознание утратило способность откликаться на вибрации астральной материи плотного состояния. Человек, который при жизни очистил свое тело от низких желаний, страстей настолько, что оно содержит в себе лишь самые чистые и самые тонкие элементы каждого подуровня, проходит через Камалоку — так называемое «чистилище», очень быстро.

А как же сохраняются кармические накопления? Если мы их переносим в следующую жизнь, значит, не все эмоции и страсти изживаются в Камалоке?

Переходя в Девачан, человек не может туда переносить астральную материю с остатками дурных чувств, так как в Девачане только ментальная материя. Поэтому после того, как человек расстается с остатками своего астрального тела, в Девачане он сохраняет в каузальном теле латентные (скрытые, не проявленные) тенденции, которые снова проявят себя как дурные желания и страсти при новом воплощении. Мы не можем избавиться от дурных привычек за одну жизнь. Мы переносим свои грехи из жизни в жизнь, пока здесь, на земле не изживем сами свои недостатки, в борьбе и муках. В Девачане Высшая Триада (Дух) находится в каузальном теле до следующего воплощения. При новом воплощении, когда строится новое астральное тело, скрытые тенденции притягивают к себе именно тот материал, который будет способствовать проявлению этих тенденций. Поэтому астральное тело предыдущей жизни формирует астральное тело последующей. Здесь действует Закон Кармы. Создали причину в предыдущей жизни — получаем следствие в следующей. Мы никогда не начинаем жизнь с чистой страницы, мы только открываем новую главу, которая развивает прежний сюжет. Земная «смерть» не освобождает нас от наших кармических долгов. Жизнь человека — непрерывна; и отдельные земные рождения прочно связаны друг с другом, между ними нет пустоты. Здесь и сейчас мы должны подчинить свою низшую природу высшей, начать строить свои высшие тела, овладеть теми высшими способностями, которые присущи человеку по праву его божественного происхождения.

В одной из своих работ Е.П.Блаватская пишет: «… когда страсти будут совершенно истреблены, когда они будут сломлены и уничтожены непреклонной волей, когда не только все желания и вожделения плоти будут преодолены, но и ощущение своего личного, низшего «я» будет полностью подавлено и влияние «астрала» будет полностью сведено к нулю — только тогда сможет установиться Единство с Высшим Я. Только когда «астрал» будет являть собой все еще живую, но уже ничего не желающую низшую личность, побежденную человеком, тогда сияющий Авгоэйд, божественное Я, сможет вибрировать осознанно и в полной гармонии с обоими полюсами человеческого существа — в очистившемся материальном человеке, и в вечно чистой духовной душе (Буддхи), и сможет, наконец, предстать перед своим всеведущим Я, Христом, соединиться, слиться и полностью раствориться в Нем» [17,с.191].

 

Ментальное тело

 

Для взаимодействия с ментальным планом человек имеет ментальное тело. Ментальный план, как и другие, делится на семь подпланов, но они разделены еще на три группы — три верхних, три нижних и средний переходный. В трех подпланах, более плотных, мысли создают формы, образы, картины, поэтому в доктрине Востока эти подпланы называются рупа. В трех высших ментальных подпланах, более тонких, сознание работает в потоках ментальной энергии, не создавая форм и образов; эти подпланы называются арупа. В низших подпланах образуется конкретная мысль, в высших — абстрактная [2,60].

Соответственно высшему и низшему уровню ментального плана человек имеет два носителя сознания, т.е. два тела разума. Ментальное тело является низшим телом разума, т.к. в нем человек действует на низших подпланах ментального плана, но т.к. все планы взаимопроникаемы, ментальное тело, в зависимости от уровня развития человека, может погружаться в астральную материю, если мысли пронизаны желаниями и страстями. Низший разум представляет собой рассудок человека, через который он реализует свой интеллект, разъединяющий и обособляющий человечество. Низший разум (ментальное тело) относится к преходящим аспектам и в большей части источников имеет номер 4 [18,с.123; 11,с.220; 11.06.35;] [см. табл.2].

 

Высший разум (Высший манас)

 

Пятый принцип принадлежит трем высшим подпланам ментального плана и взаимодействовать напрямую с физическим мозгом не может. Поэтому тонкая энергия Высшего Манаса, погружаясь в более плотные слои ментального плана, облачается в астральную материю, пронизывает всего человека, всю его нервную систему, в том числе и клетки головного мозга — физическое орудие Высшего Разума. Это происходит еще до рождения ребенка. Низший разум действует через мозговые клетки, которые он заставляет вибрировать. Таким образом, в период каждого воплощения Высший Манас развивается: низшая его часть, проникнутая астральной материей становится земным разумом, проводником которого является ментальное тело — четвертый преходящий аспект; Высшая часть Манаса остается принадлежностью Высшего Эго (Духа). Таким образом, Монада через Высшую Триаду, а именно — через Высший Манас (пятый принцип) строит свой аппарат сознания — ментальное тело, чтобы использовать физический мозг и нервную систему как орудие владения низшими планами.

Так как ментальная материя низших подпланов пронизана астральной материей, наполненной эмоциями, желаниями, страстями человека, большая часть обыденных мыслей перемешана с эмоциональным началом. Эти обыденные мысли и принадлежат ментальному телу человека. Именно потому, что низший разум соединен с эмоциями, они придает астральным всплескам человека разумное обоснование, отчего сила эмоций увеличивается, и так трудно от них избавиться. Ментальное тело играет огромную роль в эволюции человека, так как в нем заложено желание, которое является стимулом к жизни.

«Проходя успешно через горнило жизни», человек постепенно трансмутирует желание «в бесконечное огненное устремление, или Волю, без которых нет продвижения, нет и творчества» [11,с.221;!!.06.35]. Ментальное тело, низший Манас является как бы мостом между Высшим Манасом и астральном телом. Когда этот мост работает, человек лучшие накопления через низший манас(4-ый принцип) передает Высшему Манасу (5-му принципу), который в этом возрастании соединяется с Буддхи (6-м принципом). Таким образом, есть Манас вечный, который, сливаясь с Буддхи и Атмой, уходит в Единое Вечное, Бессмертное; и есть Манас конечный,— если он соединен с низшими желаниями, низшим эго. Во власти человека изгнать низшее, усилить добродетель, укрепить связь с Высшей Триадой.

 

Функции ментального тела

 

1. осуществление ментального процесса, т.к. оно является носителем и проводником мысли;

2. передаточное звено между Высшей Триадой и низшими началами человека.

Ментальное тело непосредственный носитель «истинной Сущности», которая на ментальном уровне «проявляется в виде разума», а на астральном уровне — в виде ощущений [2,с.60,61]. Большинство из нас не может мысленно отделить себя от ментального тела, осознать его, и это естественно для данной стадии эволюции, т.к. именно сейчас человек начинает оживлять, активизировать свое ментальное тело и оно начинает приобретать для него все большее значение; кто-то развивает интеллект (разум), а другие — духовность (разум, очищенный Сердцем).

Проявление ментального тела мы называем проявлениями разума, т.к. ментальная материя пронизывает физический мозг и создается впечатление, что мыслит мозг, но он является лишь физическим орудием превращения мысли в действие. Когда мы мыслим, мы вызываем вибрации в ментальной материи, но чтобы проявиться на физическом плане, наша мысль должна совершить следующий путь:

1. мысль вызывает вибрации в ментальной материи;

2. затем эти вибрации передаются в астральное тело (астральная материя и низшие уровни ментального плана взаимопроникаемы);

3. далее через астральные центры вибрации передаются эфирному мозгу и, наконец, — физическому головному мозгу;

4. возникает деятельность в нервных клеточках мозга, что, в свою очередь, вызывает те или иные действия физического тела [2,с.65; 4,с.452; 6,с.150; 14,с.18].

Материалом, из которого строится наше ментальное тело, являются наши мысли. Совершенствуя свои творческие возможности, свои высшие эмоции, уделяя больше внимания размышлениям, анализу, мы строим и совершенствуем ментальное тело. Этот процесс продолжается день за днем, год за годом, в течение многих жизней. Ментальное тело не соответствует формам физического, а имеет овальную форму. Астральным зрением увидеть его нельзя, оно доступно лишь духовному зрению, принадлежащему ментальному миру. В ментальном теле можно увидеть сгустки различной конфигурации четкости, окраски в зависимости от духовности его носителя. Добрые, чистые, мудрые мысли создают четкую яркую мыслеформу. Материя такого ментального тела находится в постоянном движении, переливах сочных цветовых оттенков.

По мере освобождения своего «я» от страстного начала, ментальный проводник становится господином над низшим началом человека. Разум должен подчинить страсти, которые держат волю человека в плену, эмоции, желания — это тот «дракон», о борьбе с которым говорят мифы многих народов. Вот почему древняя мудрость придает такое большое значение воспитанию ума. «Человек делается тем, о чем он думает», — сказано в Упанишадах. Западный человек основное значение придает поступкам и словам, но не мыслям. Между тем, способ нашего мышления является важнейшим двигателем нашего внутреннего развития. Хорошее воображение, ясное последовательное мышление, проникнутое бескорыстием, добротой, любовью очищает ментальное тело и ведет к соединению с Высшим Разумом.

Если вибрации ума энергичны, четки, чисты, они будут притягивать к себе подобные мысли, а дурные, злые будут отталкиваться. Если ум работает вяло, неопределенно, магнетические токи мыслей слабые, тогда в такой ум легко входят всякого рода чужие мысли, чаще всего неблаговидные, которыми в великом множестве заполнено ментальное пространство. Если же в сфере мышления постоянно заимствовать мысли извне, а не вырабатывать их самому, изнутри; если постоянно заполнять свой разум только чужими мыслями и не быть творцом мыслей, то ментальное тело остается без изменений, без роста, без совершенствования. Хорошие мысли следует задерживать и обогащать своими размышлениями. Дурные, беспокойные мысли следует изгонять путем замещения их светлыми воспоминаниями, чтением молитвы, стихов, дорогими образами.

Если ментальное тело становится вместилищем хороших, полезных мыслей, то оно, как магнит, будет притягивать подобные мысли. Оно постепенно будет наполняться только тонкой материей, с высокими вибрациями, а места для грубых и тяжелых мыслей не останется. Мышление не должно быть бессвязным, поверхностным. Нужно приучить свое ментальное тело привязывать свои мысли одну к другой, выстраивая их в логической последовательности, а не перескакивать с мысли на мысль. Когда человек управляет своим ментальным телом, он научится думать, когда хочет и о чем хочет; у него будет полный контроль над процессом своего мышления.

Кроме того, ментальное тело следует обогащать знаниями, информацией; обеспечивать его интеллектуальное и научное развитие, чтобы оно стало фундаментом мудрости. Необходимо накапливать знания упорядоченно, осваивать и развивать врожденные умственные способности, наработанные в предыдущих жизнях. Необходимо вырабатывать привычку к спокойным, последовательным мыслям, направленным к сверхличным объектам, к возвышенным предметам. Следует бороться с беспокойной, беспорядочной торопливостью ума. Все это тренирует и развивает ментальное тело. Если человек обогатит ментальное тело знаниями, очистит от низших страстей, подчинит воле, наполнит бескорыстием, добротой, любовью, то ментальная энергия такого качества становится принадлежностью более высоких ментальных подпланов, как освободившаяся от астральной материи, и возвращается к своему источнику Высшему Манасу. Так укрепляется связь Высшего и низшего манаса. Эта связь двусторонняя — через Высший Манас человек может получить помощь, подсказки, знания; может обогащаться идеями, которые не связаны с информацией, получаемой из физического мира, а идеями, которые исходят непосредственно от Вселенского Разума.

Что представляет собой ментальное тело человека в зависимости от ступени его эволюции?

1. У неразвитого человека ментальное тело совсем малозаметно. Оно состоит из небольшого количества ментальной материи самых низших подпланов. Его вибрации медленные, ленивые. Ментальное тело такого человека тесно связано с астральным, поэтому эти два тела действуют как единое. Сильные страсти, гнев, ужас производят сильные вихри в астральном теле, а в ментальном пробуждают слабые вибрации, которые все-таки придают страстям качества, которых не бывает, пока они действовали, как чисто животные свойства. Но даже незначительная, незаметная борьба между животными страстями и низшим разумом поднимает неразвитого человека на новую ступень.

2. У человека среднего уровня развития ментальное тело увеличивается в объеме и содержит большее количество тонкой ментальной материи. Это уже хорошо различимый, четко очерченный объект. Оно имеет чистый, приятный цвет и постоянно вибрирует с высокой чистотой. Но если интересы человека направлены только на углубление каких-то технических задач, то растут только умственные способности, интеллект; вибрации его ментального тела тяжелые, нет взаимодействия с Высшим Разумом. Ментальное тело развивается негармонично, если у его хозяина отсутствуют духовные интересы.

3. У духовно развитого человека из ментального тела все грубые составляющие удалены, так как чувственные объекты не находят отражения ни в астральном теле, ни, соответственно, в ментальном. Такое ментальное тело состоит из тончайшей ментальной материи, которая отзывается на высшие проявления, на высокие вибрации, идущие, например, от произведений искусства и т.п. Оно представляет собой прекрасное зрелище быстро пульсирующих нежных и ярких световых оттенков.

Центром деятельности человека должно стать ментальное тело, которое свободно отзывается на вибрации, идущие от Высшего Манаса. Низшее «я» должно быть подчинено Высшему Я. Ментальное тело начинает активизироваться после 21 года, а до этого возраста человеком движет астральное тело.

Деятельность низшего разума может пойти по трем различным линиям:

1. путем постоянных устремлений к духовности он может подняться к своему источнику и слиться со своим Отцом — Высшим Манасом;

2. он может отчасти стремиться вверх и отчасти — вниз, что вызывает ту постоянную моральную борьбу, которую часто ведет человек;

3. или же разум подчиняется полностью низшему страстному началу, растворяется в нем, страсти довлеют над разумом.

После физической смерти, сбросив эфирный двойник, затем астральное тело, человек (Индивидуальность, Высшая Триада) в ментальном теле переходит в ментальный мир, сначала в подплан рупа. Это тот мир, который на Западе назван «Небесами», а на Востоке — Дэвачаном От качества нашего ментального тела зависит характер нашей посмертной эволюции в промежутке между двумя воплощениями. Здесь, в Дэвачане, человек вырабатывает новые способности и наслаждается плодами своей деятельности. Новых знаний он здесь не получает, но вся его жизнь в Дэвачане посвящена переработке накопленного в земной жизни в соответственные способности и качества, которые при новом воплощении сформируют более развитое ментальное тело, и проявятся как «врожденные способности и дарования». Продолжительность жизни в Дэвачане зависит от качества ментального тела и от кармы человека. В этом мире, все, о чем человек думает, немедленно воспроизводится в формы (рупа). Здесь нет никакого отделения от близких; все находятся со всеми, кого любили и почитали во время земной жизни, которые или ушли раньше, или все еще живут земной жизнью.

В конце периода Дэвачана человек оставляет и ментальное тело, но весь приобретенный опыт и качества переходят в следующий подплан ментального плана — арупа, мир без форм, переходят в теле Каузальном. В этом бессмертном теле Индивидуальность будет пребывать до следующего воплощения. Состояние ментального тела в новом воплощении будет зависеть от того, каким человек его строил в предыдущих жизнях. Карма принесет урожай в соответствии с посеянным.

 

Бессмертные тела человека

 

«Ибо знаем, что когда наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворенный, вечный; оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» [ап. Павел, посл. к коринфянам, гл. 5;1,2].

Раскроем эзотерический смысл Послания апостола Павла. В нем говорится о том, что после физической смерти человека его временные тела одного воплощения (эфирное, астральное, ментальное, — «его хижина») разрушатся, каждое на своем плане. Затем истинный человек (Индивидуальность, дух) перейдет в тело Небесное, «вечное жилище», которое построено из бессмертных тел. Каждый Принцип Высшей Триады — Атма, Буддхи, Высший Манас — имеет свое тонкое тело. Для эволюции человека на данном этапе важнейшим из этих тел является тело Высшего Манаса — Каузальное (лат. causalis – причинный).

 

Каузальное тело

 

Знание об этом теле носит наиболее сокровенный характер, поэтому информации о нем немного. Трудность понимания каузального тела в том, что каждый Высший Принцип (атом) Высшей Триады — Атма, Буддхи, Высший Манас — находится на своем плане — атмическом, буддхическом, высшем ментальном — и в то же время все они находятся в теле Высшего Манаса, т.е. каузальном. Это возможно потому, что все планы взаимопроникаемы, они имеют везде точки соприкосновения, и тело одного принципа (Высшего Манаса) может охватить всю Высшую Триаду. Поэтому каузальное тело считается и телом всей Высшей Триады, но органом (телом) действия является только для Высшего Манаса [2,с.60;14,с.21;19,с.164].

 

Когда и каким образом образовалось каузальное тело?

 

В начальном периоде развития человечества (I Коренная Раса — середина III Расы) эфирно-астральные формы имели и Высшую Триаду, и низшую, но между ними не было прочной связи. Форма лишь оживотворялась потоком жизненной энергии от Принципа Атма, принципа вечной жизненной силы, разлитой во всем Космосе. Связи между Высшим Манасом и низшим манасом почти не было в первых двух Расах. Человеческие формы были объединены в Групповые Души, в которых происходило развитие форм. Но наступил момент, когда Монада через Высшую Триаду и низшую должна была вступить в полное владение своим низшим проводником — физическим телом. Это стало возможным, когда человек имел уже хорошо сформированный мозг — инструмент мысли, и он достиг того уровня развития, когда можно было усилить его вибрации для умственной работы. Пришло время пробуждения в человеке низшего разума. Нужен был Огонь, который бы зажег искру разума. Это могли сделать только силы, обладающие этим Огнем,— Солнечные предки человечества, Манасапутры [20,с.124]. Манасапутры усилили поток энергии, идущей от Монады к Высшей Триаде, затем — низшей триаде, т.е. от Высшего Манаса к низшему. При этом усиливаются вибрации и вращение трех атомов (принципов) Высшей Триады и низшей. Образуется вращающийся вихрь, который разрывает оболочку из остатков Групповой Души, и образуется новая индивидуальная оболочка, называемая каузальным телом. Каждая человеческая форма стала иметь свое каузальное тело, каждый человек стал Индивидуальностью. Теперь от человека будет зависеть, как быстро он будет укреплять связь своего низшего разума с Высшим [6, с.108;7,с.272].

Пятый ПринципВысший манас — был вызван к жизни Вдохновляющими Богами, и Монада была связана с личностью [20,с.149]. Этот принцип проходил, естественно, очень длительно и поэтапно, т.к. Монады с Лунной цепи пришли на Земную цепь разной степени развития («Т. Д»., «Антропогенезис»).

Высший Манас — основополагающий принцип в процессе духовного роста человека. Он есть та ментальная способность, которая и превращает человека в разумное и нравственное существо. Высший Манас есть связующий принцип Высшей Триады (Духа) человека и его низших начал. Если человек обогащает тело низшего разума (ментальное) знаниями, чистыми мыслями, без страстей, без низких желаний, если его ментальное тело проникнуто бескорыстием, добротой, любовью, тогда ментальная энергия такого качества переносится в более тонкий, Высший ментальный план и становится принадлежностью каузального тела, тела высших ментальных вибраций. В казуальном теле скрыты все причины, которые проявляются как следствия на низших уровнях. Поэтому в литературе его распространенным названием будет — причинное. Это тело является вместилищем и хранителем всех собранных ценностей. Оно растет по мере того, как низшая природа человека передает ему все больше материала, достойного войти в его структуру [2,с.72]. Именно каузальное тело переходит из одной жизни в другую. Очередное воплощение начинается из каузального тела. Оставшиеся от земной жизни нежелательные, негативные энергии сохраняются в каузальном теле только в виде тенденций, заложенных в “зародышах – корпускулах”, находящихся в латентном состоянии. Когда Эго вновь воплощается, эти тенденции оживляются и привлекаются при отработке кармических долгов. Поэтому каузальное тело можно назвать вместилищем как добра, так и зла, но энергия добра вплетается в ткань (материю) каузального тела, становится основной частью его субстанции, а зло остается в виде чужеродных частиц, которые предопределят страдания человека в новом воплощении. Но зло может быть очень тонким и устойчивым, и, если человек дает ему возможность для проявления, оно надолго остается частью Индивидуальности.

Если человек развивает интеллект и волю, но при этом не совершенствуется ни в Любви, ни в бескорыстии, если он использует свои растущие способности только для своего личного “я”, а не на благо всех, в этом случае есть опасность ухода на путь зла. Каузальное тело в этом случае подвергается воздействию вибраций только интеллекта и воли, которые направлены на эгоистические цели. Использование в эгоистичных целях амбиций, гордости и способностей интеллекта намного опаснее, чем просто ошибки низшей природы, которые более очевидны, чем хитрое, умное, изощренное зло. Но вибрации Эго, живущего во зле, создают дисгармонию. Оно противопоставляет себя Космическому Закону Эволюции, и Закон все равно его разрушит, обратив в первичные элементы природы [2,с.56-70]. Но если человек пришел к осознанию своего назначения в эволюции, живет по Законам Космоса, его Высшая Сущность растет в вибрациях Духовной Любви и становится Бессмертной Частицей Космической Жизни.

Каузальное тело имеет и другие названия. Оно же тело — интеллектуальное, так как Высший Разум, являющийся основой этого тела, способен к высшим и абстрактным интеллектуальным размышлениям [14,с.20]. Кроме того, «тело причинности» трансгималайская традиция всегда называла «кармическим телом», что одно и то же, поскольку карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконечных перерождений или «перевоплощений» [21,с.148].

Древнеиндийская доктрина называет каузальное тело — карана – шарира (карана – скр. — причина; шарира – скр. — тело), что то же самое «тело причинности» (Е.П.Блаватская. Теософский словарь). «Карана – шарира, бессмертный человек, переходящий из одной инкарнации в другую» [21,с.148].

Очертания каузального тела различны: или более округлые, или в виде эллипса, в зависимости от того, какой принцип больше прогрессирует — Атма, Буддхи или Высший Манас. У большинства людей каузальное тело почти не различимо, так как оно слабо развито, и цвет у него тусклый. Если же человек достиг высокой духовности, его каузальное тело будет ослепительно сияющим прекрасными красками, необычными для земного мира. Кроме того, оно увеличивается в размерах. Если человек сможет сознательно действовать в каузальном теле, он сможет черпать знания из Мирового Разума, сможет знать все свои жизни, сможет знать глубинные тайны в недрах природы. Но на данном этапе своего развития человек не сохраняет своего сознания в каузальном теле.

При переходе с плана Дэвачан на высший ментальный план на мгновение наступает прозрение, вспышка сознания, которая охватывает и прошлое, и будущее, а затем, ослепленное ярким светом, Высшее Эго проваливается в небытие до следующего воплощения, находясь в лучезарной сфере каузального тела [2,с.104]. Это «небытие» есть «период бессознательного нарастания», после которого Эго «вновь рождается в Дэвачане», чтобы начать этапы нового воплощения [18, с.120]. Эго «покидает мир Блаженства, чтобы возродиться в мире причин» [там же, с.125].

 

Буддхическое тело

 

Буддхическое тело принадлежит миру чистой духовной Мудрости, Знания и Любви, соединенных в единое. Его называют также телом Христа, т.к. центром буддхического тела является Шестой принцип, Буддхи — принцип Христа. Буддхическое тело строится из высоких энергий чистого сострадания, всеобъемлющей нежности, Любви, т.е. энергий Христа. Кроме того, когда человек достиг достаточной степени совершенства в Любви, Мудрости и Силе, он проходит через «Врата Посвящения», которые отмечают определенный этап его эволюции. Его буддхическое тело рождается к деятельности, оно развилось «в меру полного возраста Христова» (посл. к ефесянам, гл.4,13) [14,с.20].

На данном этапе эволюции в основном развивается интеллектуальный аспект божественной природы человека. Энергия духовной Любви в человеческом существе еще очень пассивна. Но, если интеллект освобожден от личностного “я”, вибрации Высшего Манаса (Пятого принципа) возбуждают вибрации Принципа Буддхи, который в свою очередь, пробуждает в человеке высокодуховные чувства. Так как высшие подпланы ментального плана соприкасаются с низшими подпланами буддхического плана, чистые ментальные энергии встраиваются в растущее буддхическое тело; происходит слияние двух видов тонких энергий: духовного знания и духовной любви, что является Мудростью. Энергии разума напитаны энергиями Сердца. Качество человека, овладевшего казуальным телом и начавшего строить тело буддхическое — невозмутимость Мудрости.

Одновременно с развитием чувства Духовной Любви человек начинает осознавать Единство со всеми другими людьми, не теряя чувства своей Индивидуальности. В буддхическом теле сознание человека может охватить сознание всех других людей. Он осознает и чувствует, что все человечество едино. Человечество едино по происхождению, по способу эволюции, по цели бытия. Человечество произошло из Единого и вернется в Него. Все развитие ведет к Единству, а индивидуализм противоречит Закону Единства. Пока человек не построит буддхическое тело, пока он не достигнет уровня Христа, он не ощутит прекрасного чувства Единства себя со всеми. На пути построения буддхического тела нужно утратить сознание собственной обособленности [6,с.223].

Когда человек развивает буддхическое тело, он чувствует радости и печали других. Это состояние Христа. Человек достиг своего спасения, сын Божий искупил человека. Искупление представляет три стадии:

1. бессмертие, даваемое очеловечиванием;

2. спасение, даруемое состоянием Христа;

3. освобождение, для достижения которого должно организоваться новое тело — божественное (т. Паскаль) [22]. “Божественное” тело — это тело Духовной Воли, Атмическое.

Когда человек овладевает буддхическим телом, каузальное тело, в котором перевоплощались все кармические (причинные) составляющие человека, исчезает. Причин воплощаться больше не будет, человек достигнет уровня Архата. Учителя — люди, достигшие совершенства, завершившие свою эволюцию, действуют в бодрствующем сознании не только на трех низших планах, но и на четвертом — буддхическом, в духовном теле, буддхическом.

 

Атмическое тело

 

Атмическое тело является высшим духовным телом. Оно является олицетворением Высшей Духовной Воли. Центром атмического тела является Атма — частица Космической огненной энергии, разлитой во всем Космосе (см. раздел “Высшая Триада”). Атмическое тело является оболочкой этой огненной энергии, тончайшей субстанцией атмического плана, «Богом, ставшим плотью». Это высочайшее божественное начало, которое стало воплощенным, но не перестало быть божественным [19,с.16]. В конце эволюции человека, когда происходит его полное духовное перерождение, — а это значит, что Манас высший присоединил к Буддхи все духовные накопления, а Буддхи поглотил весь свет Атмы, т.к. Буддхи является носителем Атмы. Таким образом «Три становятся Единым», Единым Светом, «Телом Славы», Одеянием Нирманакайя [23,с.66; 4,с.109]. В этом теле Индивидуальность, освобожденная от всех иллюзий, поднимается в Мир Высших сфер, область полного Духовного сознания — «Чертог Посвящения» [24,с.700]. Другими словами буддхическое тело сливается с атмическим. Они образуют светлое одеяние для человека, достигшего совершенства и ставшего сознательно божественным. Деятельность атмического тела — это проявление во всей полноте Могущества (Воли), Мудрости и Любви. Атмическим сознанием владеют лишь те немногие, которые закончили цикл человеческой эволюции. Это — Учителя.

 

Аура

 

Аура есть совокупность энергетических излучений человека (как и животных, растений, вещей), которые исходят от его тонких структур. «…аура является электрожизненной и в то же время электроментальной; в теософии называется акашной или магнетической аурой» — определяет Е.П. Блаватская в «Теософском словаре». В зависимости от уровня развития того или иного тонкого тела каждый человек имеет различные цветовые различия своей ауры. Аура имеет вид овального светящегося облака, окружающего физическое тело. При низком уровне духовности она тусклая, грубо окрашенная; у высокодуховного человека аура сверкает чудными цветовыми переливами. Кроме того, в ауре среднего человека отсутствует излучение буддхического тела, т.к. оно при низкой духовности еще не развито. И только « При возрастающей духовности появляются над головой разные диадемы: сначала один сверкающий круг над головой или два, и даже три, или один сплошной диск…» [11,с.217; 21.12.50].

Аура отражает как общий духовный уровень человека, так и его психическое состояние и настроение на данный момент. «… по ширине и излучениям ауры можно судить о высоте духа. Вот почему так важны скорейшие нахождения способов зафиксирования или фотографирования аур, снимок явит истинный паспорт человека» [там же, с.233; 18.06.35].

При напряженной ауре она «не только вибрирует, но светит всеми цветами радуги, уявляя иногда лучи из оплечий, когда дух устремлен к высшим мыслям и эмоциям» [там же, 217; 21.12.50.]. Аура очень живо реагирует на воздействие мыслей, и если силой своего воображения мы очертим вокруг себя, как бы по внешнему краю ауры плотную оболочку, то эта защищающая нас оболочка приостановит наплыв извне вредных влияний. Особенно аура доступна проникновению темных сил, если мы в раздраженном состоянии. Поэтому так важно всегда сохранять спокойное состояние духа, а также научиться создавать защиту.

« Главная мощь ауры — ее насыщенность психической энергией высокого качества. Аура являет электромагнитное поле энергий, действующих в нашей сущности. Магнит ауры может быть мощен, и нет предела этой мощи Великого Духа. Но поле ауры должно быть окружено заградительной сетью, сотканной из отложений тончайших энергий и огня пространства для охраны от посторонних вторжений и воздействий. Но духи, лишенные духовности, не имеют такой охраны, потому они так часто оявляются на одержании и на воздействии любого человека с сильнейшей аурой черного огня» [там же].

Окраску ауре дают действующие чакры. Чем духовнее человек, тем у него больше активизированы чакры и соответственно, богаче окраска его ауры. «У новорожденных детей аура белая, так как их сознание еще спящее, центры не активизированы. Но иногда бывают и ранние проблески сознания, тогда аура окрашивается» [13, ч.2, с.684]. Следует еще отметить влияние цвета ауры на восприятие всех предметов, живой природы и всего, что окружает человека. «Каждый видит предметы в своем освещении», так как смотрит на них через свою ауру, которая имеет свой цвет [25,АУМ, §55]. Очевидно, этим объясняется изменение цвета живой природы в моменты восторженного восхищения ее красотою. Воздействие красоты природы меняет состояние человека и, соответственно, окраску его ауры. Поэтому, глядя на окружающее через такую ауру, можно увидеть зелень травы и листьев голубовато-мерцающей, пролетающих серых птиц — красными, а белых — бирюзовыми.

 

Часть I. Тайная наука о строении человека: монада, высшая триада, атма, буддхи, манас >>>

ЧАСТЬ III. Тайная наука о строении человека: центры (чакры) человека. >>>

Приложение: схемы, рисунки. >>>

 

Литература:
1.Учение Живой Этики: В 3-х т.т. 1,2 т. - СПб.: Просвещение, 1994.
2. Агни-Йога. Высокий Путь, ч.1,2.- М.: Сфера, 2002.
3. Агни-Йога. Откровение,1920-1941. – М.: Сфера, 2002.
4. Блаватская Е.П. Космический Разум. Сб. – М.: Сфера, 2001.
5. М.П.Холл. Оккультная анатомия. – М.: Сфера, 2002.
6. Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни-Йоги. Сб. М.: Рипол классик, 2003.
7. Храм Человечества. – М.: Дельфис, 2000.
8. Учение Храма. – Мн.: ИП Лотац, 2001.
9. Учение Живой Этики: в 3-х т.т. т.3. – СПб.: Просвещение,1993.
10. Оккультизм и йога. Летопись сотрудничества. 2-х т.т. – М.: Сфера, 1996.
11. Шри Рамана Махариш. Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., -1991.
12. “Дельфис”, №4, 2002.
13. Блаватская Е.П. Инструкция для учеников внутренней группы. – М.: Сфера,2001.
14. Агни-Йога: в 3-х т.т., т.1. – Самара: Рериховский центр,1992.
15. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, т.2,ч. 1. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991.
16. Теогенезис. - М.: Дельфис, 2002.
17. Безант А. Изучение сознания. – М.: Алетейа, 1997.
18. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, т.3, 1993.

19.10.2009 18:18АВТОР: Л. М. Кириллова | ПРОСМОТРОВ: 7618




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Валя Валина11-03-2021 22:13:01

    Когда ментальное тело слабое, мысли хаотичны и разнонаправлены, человек не способен отделять свои мысли от чужих и заполняет свой ум ложными концепциями и инородными программами, нарушая, таким образом, деятельность астрального, эфирного и физического тел. У меня знакомая Ирина изучает эзотерику и магию. Очень много знает и помогает людям. Я к ней обращаюсь за помощью, да и много людей к ней обращаются.


    Администратор

    Валентина, реклама и номера телефонов магов здесь неуместны.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Л.М.Кириллова »