Антон Надточеев. Всего лишь ширма? // Версия. Вышла в свет книга Учения Живой Этики «Община» на финском языке. СОЗЫВ II МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ЕДИНЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ». Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Культура и время, 2002, № 1–2. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ильин С.: рериховское движение в интернете.


В статье автора, опубликованной в Интернет-журнале "Грани Эпохи" в 2001 году, анализируется качественное состояние существовавших на тот момент интернет-ресурсов Ру-нета рериховской тематики.

 

1a. Вместо вступления.

1. Что такое Интернет и каковы его специфические особенности?

2. Краткий обзор существующих сайтов.

3. Тексты Учения Живой Этики – мотивы и цели размещения в Интернете.

4. Перспективные направления развития «Рериховского» Интернета.

 

 

Вместо вступления

Эта статья написана на основе обсуждений проекта «Учение Живой Этики в Интернете», развиваемого на форуме agniyoga@yahoogroups.com, и предлагает рассмотреть вопрос, который, несмотря на всю его жизненность, практически не обсуждается в Рериховском Движении среди руководящих звеньев Рериховских Обществ. Для того чтобы понять, почему так происходит, нужно обратиться к причинам этого явления. Поскольку речь идёт о таком новом явлении в нашей жизни как Интернет, то и понимание этого явления предполагает владение инструментарием Интернета – компьютером, хотя бы на уровне простого пользователя. Однако прежде овладения каким-либо инструментом, у каждого человека всегда возникает вопрос: «А зачем?». Этот вопрос «а зачем» обычно задаётся одновременно с дилетантским вопросом – «а что это такое?». В слове «дилетантский» нет ничего обидного, т.к. практически все люди, не являющиеся профессиональными работниками компьютерной индустрии, в настоящее время не представляют глобальности произошедшей революции в средствах мировой коммуникации, несмотря на ряд публикаций. Многие последователи Рериховского Движения заняли здесь скорее выжидательную позицию, так как любое суждение требует собственного опыта и основы, на которую этот опыт ложится. Очень сложно говорить о преимуществах компьютера или Интернета при отсутствии основного представления об этом феномене. Именно по этой причине, если мы желаем какого-либо обсуждения, то со стороны имеющих опыт людей нужно доходчивое объяснение предметного вопроса. Для этого нужно, как минимум, самим осознать как феномен Интернета, так и эффект компьютерного воздействия, если такой вопрос поднимается (отметим, что компьютерное влияние на человека в статье не рассматривается).

Автор статьи не «профессионал», но личный опыт работы в области компьютерной техники в течение последних семи лет, также как осмысление текстов Учения позволяют поставить некоторые вопросы, которые рано или поздно должны прозвучать и на которые мы вольно или невольно должны обратить наше внимание.

Итак…

1. Что такое Интернет и каковы его специфические особенности?

Развитие Интернета обусловлено ростом технической интеграции в последние десятилетия и основывается на широком распространении компьютерной техники. Созданный как средство коммуникации в Университетской среде, Интернет за какие-то несколько лет завоевал признание во всём мире и предоставляет сегодня свои возможности всем желающим, обладающим минимальными знаниями в этой области.

Перечислим некоторые особенности Интернета:

1. Интернет является прекрасным коммуникационным средством и предоставляет возможность общения в реальном времени с минимальными затратами между людьми, живущими в разных городах и странах (с помощью электронной почты, на форумах, в «чате» и даже с помощью видеотелефонии).

2. Интернет служит идеальным хранилищем электронной информации, ёмкость которого огромна (существующие библиотеки Интернета содержат многие сотни тысяч книг, доступных для свободного копирования; кроме текстовых библиотек существуют большие аудио- и видео-коллекции). Реально оценить количество «виртуальных томов» общей библиотеки Интернета пока не представляется возможным по ряду причин, ясно только, что доступ в реальном времени к подобному хранилищу предоставляет новые невиданные до недавнего прошлого возможности.

3. Интернет обеспечивает механизм свободного (либо адресного) распространения информации (например, рассылки, позволяющие индивидуально получать интересующую информацию по любой заданной теме). Информация в Интернете после опубликования начинает жить самостоятельной жизнью, многократно копируется и распространяется самыми неожиданными каналами. На основании этого происходит ее усваивание и переработка людьми в самых разных регионах мира, после чего происходит генерирование новой информации. Своим подобием эти процессы распространения информации напоминают процессы горения.

Какое место занимает Интернет в социальной жизни? Объективно Интернет становится (а для многих уже стал) реальностью повседневной жизни, такой как телевидение, радио, телефон, печатные издания. Поэтому игнорировать это явление мы уже не можем. Интернет является, прежде всего, коммуникационной средой. Т.е., если ТВ и радио вещание происходит в основном в одну сторону, то Интернету свойственен разносторонний обмен. Эту разницу надо учитывать, когда мы сравниваем эти области нашей жизни. Исходя из приведенной специфики видно, что Интернет имеет ряд преимуществ (но не замещающих, а дополняющих) перед привычными для нас телефоном, телевидением и радио, печатным текстом и др.

По всем своим характеристикам Интернет является неким прообразом «Тонкого Мира» со всеми вытекающими отсюда последствиями: Интернет обладает всеми признаками «самодовлеющего» пространства со всеми элементами нашей с вами жизни, с виртуальными магазинами, с газетами, видео- и аудио- залами, с возможностью найти работу или просто общение и отдых. Каждый находит и в Интернете, и в Тонком Мире то, что ищет. И тот, и другой обладает большой пластичностью. Не буду убеждать в абсолютности этого тезиса, предлагаю просто изучить по книгам Учения вопрос, чем является Тонкий Мир и подумать над феноменом Интернета с этой точки зрения; тезис не лишен основания.

Рериховское Движение так или иначе оказалось перед фактом самодействия многих энтузиастов, взявших на себя труд по освоению новой области. Попытки эти сначала были единичными, но постепенно количество сайтов начало увеличиваться и стали появляться интересные решения обсуждаемого в статье вопроса. Рассмотрим ситуацию на сегодняшний день, а именно, – как представлено Рериховское Движение в Интернете.

 

2. Краткий обзор существующих сайтов.

Сразу же сделаем оговорку: данное описание не ставит перед собой цели сделать полное описание всех информационных ресурсов Интернета, т.к. это по существу и невозможно. Интернет представляет собой динамически развивающееся и изменяющееся информационное пространство – одни сайты появляются, другие исчезают, меняются адреса... Наша задача – дать общую картину и ссылки на доступные ресурсы в Интернете, так или иначе касающиеся имени Рерихов и Учения Живой Этики.

Как правило, на сайт человек попадает несколькими путями: либо он осуществляет прямой поиск на одной из известных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru и др.), либо узнает непосредственно адрес у друзей, из статьи и т.п. Одним из первых адресов Рериховской тематики исторически стал сайт Нью-Йоркского музея Н.Рериха:<

1. http://www.roerich.org

Кроме него за последние три-четыре года появилось несколько традиционных адресов, на которые попадает впервые осуществляющий самостоятельный поиск в Интернете человек. Перечислю в произвольном порядке, не давая личную оценку, эти разнообразные ресурсы:

Донецкий Рериховский Вестник:

2.http://www.dgtu.donetsk.ua:8101/russian/town/oriflame/index.htm

[Прим. ред.: некоторые ссылки, указанные автором, сегодня недействительны]

Международный центр Рерихов:

3. http://dbserv.ihep.su/~roerich/ICR

Сетевой журнал «Агни»:

4.http://www.ethics.narod.ru

Конференция по Агни-Йоге и теософии:

5.http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Agni.conf

«Симфония Агни-Йоги»:

6.http://www.vav.ru/agni/index.htm

«Майтрейя Сангха»:

7.http://www.sangha.net

«Мир Агни-Йоги»:

8.http://agniyoga.nakhodka.ru

И много других, не вошедших в этот список.

Информация, опубликованная на сайтах, имеет самый разнообразный характер – от выставок картин Н.К.Рериха и культурных общеобразовательных статей до библиографических описаний и специализированных тематических работ по Учению. Вовлечение во внутреннюю жизнь этих образований тоже различное: от простого предложения писать письма организаторам страничек до широких форумов, где можно высказать свое мнение.

Основной интерес автора настоящей статьи в исследовании рериховских ресурсов в Сети был продиктован поиском возможности копирования с сайтов электронных текстов книг (в первую очередь книг Учения Живой Этики).

Кроме уже приведенного выше адреса Донецкого общества Рерихов "Oriflamma": http://www.roerich.donetsk.ua/list.shtml тексты Учения Живой Этики доступны по многим адресам в Интернете. Ниже приводится ряд таких адресов:

9. http://dbserv.ihep.su/~roerich/BOOKS/books.htm

10. http://www.magister.msk.ru/library/roerich

11. http://agniyoga.nakhodka.ru/yoga

12. http://ethics.narod.ru/library.htm

13. http://goodwill.narod.ru/INDEX1.HTM

14. http://agni.org.ru/search/offline.htm

Как правило, создатели этих ресурсов предоставляют возможность прямого копирования наборов на компьютеры пользователей.

Кроме загрузки на пользовательский компьютер иногда текст книг просто выводится на монитор компьютера с расчетом на чтение «on-line» при подключенном к Интернету компьютере. В этом случае большую роль играет графическое окружение текста, т.к. иногда помимо самой книги на экран выводится реклама (ниже будет дан пример такого непродуманного отношения к тексту).

В отношении окружения текстов Агни Йоги в сети и каталогизации нужно сказать подробнее. Кроме последователей Учения, которые бережно относятся к окружению текста в Интернете, существует много любителей просто книжных коллекций. Такие любители помещают тексты Учения в общую библиотеку, например, в раздел философии:

15. http://philosophy.nm.ru/rindex.htm

16. http://philosophy.allru.net/perv213.html

Есть и такие, кто ставит книги Учения на полку в раздел оккультизма и эзотеризма:

17. http://sky.kuban.ru/socio_etno/magister/esoteric/books/books.htm

18. http://www.crosswinds.net/~occult

И даже в раздел магии:

19.http://oasis.secna.ru/~ikar/russian/magic/agny.htm

При общем взгляде на широкий пласт русскоязычного Интернета видно, что здесь иногда царит полный произвол. На отдельных сайтах авторство книг Учения может приписываться Николаю Константиновичу Рериху с выводом его имени перед заголовком книги Учения:

20.http://www.omen.ru/lib/magic/mo_3.htm

Но самое неприятное, когда тексты помещаются в Интернете бездумно, как здесь:

21.http://libcomua.holm.ru/phil/5.html

Здесь оформление сделано так, что вверху на экране монитора находятся ссылки на самые разные темы от украинских рефератов, астрологии и детективов до анекдотов, эротики и секса вперемешку с религией, атеизмом и философией. Подобный хаос в голове создателя(ей) этого сайта привел к тому, что сразу под этим перечнем ниже по экрану монитора идет непосредственно текст Учения, что конечно же, очень неприятно видеть.

Вообще же в Интернете можно встретить гораздо большее разнообразие, чем описано выше. Например, автору этого обзора удалось найти в Интернете даже книги Учения, набранные еще в начале 90-х годов латиницей:

22.http://www.magister.msk.ru:8085/library/roerich

Пожалуй, наиболее интересная попытка систематизации рериховских ресурсов Интернета была сделана совсем недавно на «Сайте о Рериховском Движении» (http://www.srd.narod.ru/links/index.htm).

 

Здесь выделены следующие разделы:

Рериховские Общества и организации,

Теософия в Интернете,

Учение Храма,

Электронные библиотеки,

Журналы, Газеты, Вестники,

Издательства,

Книги-почтой,

Интернет-проекты,

Форумы, конференции, Чаты, Рассылки,

Электронные выставки картин.

В каждом разделе приведены списки соответствующих адресов.

Подобные каталоги будут обновляться и на других страницах, и постепенно, я надеюсь, образуется список адресов, достойно представляющий лицо Рериховского Движения в Интернете.

 

3. Тексты Учения Живой Этики – мотивы и цели размещения в Интернете.

Книги Учения, также как и другие первоисточники (в основном труды семьи Рерихов и труды Теософического Движения) – являются основным базисом, фундаментом, на котором сформировалось Рериховское Движение. Этот тезис не нуждается в особом доказательстве, являясь аксиомой. Поэтому несомненна важность рассмотрения ситуации, в которой находятся эти первоисточники в Интернете (в первую очередь я беру тексты Учения Живой Этики и не рассматриваю в этой статье вопрос Copyright’а).

3.1. Начнем с того, что книги Учения, изданные разными издательствами (и соответственно компьютерные наборы оригинал-макетов) содержат достаточно много опечаток, разночтений и вставок при сравнительном анализе. В Новосибирске нами проводилась работа по сверке разных печатных изданий, куда входили следующие книги:

Издательства МЦР совместно с Тольяттинским РО;

Издательства "Сфера";

Санкт-Петербургское издание (разноцветный трехтомник);

Новосибирское издание начала 90-х годов;

Рижское издание, Издательства «Угунс» (к сожалению, у нас не оказалось многих книг этого издания).

 

Первые два издания были интересны тем, что опирались на архивные материалы МЦР и Нью-Йоркского Музея Н.Рериха. При компьютерной сверке наборов, взятых из оригинал-макетов этих двух изданий, оказалось, что на каждую книгу приходится около 20 печатных листов разночтений. В сумме разночтения (без текста «Надземное») занимают таблицу в 270 листов формата А4 (10 кеглем). Это примерно по два разночтения на один параграф Учения. Конечно, большинство из них касаются пунктуации и прописных букв, но есть и существенные - дополнения и опечатки, меняющие смысл текста.

О сложности редакторской правки говорят комментарии Е.И.Рерих по этому вопросу. Её рекомендации и правки, которые она отсылала в Америку, имеют другой характер, нежели те, которые она делала в своих книгах. Личные книги Елены Ивановны из Архива МЦР использовали три (по моим сведениям) издательства. Возникает закономерный вопрос у всех участников Движения: а какое же издание "истинное"? Сама постановка вопроса несколько утрирована, но имеет право на существование, т.к. встречаются разночтения достаточно существенные. Например, оправданы ли вставки из книги «Напутствие Вождю» в тексты исходных книг Учения, как это сделано в совместном издании МЦР и Тольяттинского РО? Насколько оправданы вставки в книгу «Беспредельность» по рекомендациям из писем Е.И.Рерих, как это сделано в издании «Сфера»? Время от времени подобные этим вопросы звучат и нет единства во мнениях, т.к. до сих пор не было сделано элементарного обзора ситуации, постановки вопросов и научного обсуждения подобных вопросов в рериховской печати.

Вопросы вставок – не единственный вопрос, который необходимо решить. В связи с этим нужно говорить о необходимости координации усилий всех заинтересованных лиц (таких, как руководители РО и участники РО, имеющие отношение к этому вопросу) и издательств (в частности, главных редакторов и корректоров) при последующем переиздании текстов Учения. Интернет как инструмент может позволить решить существенный вопрос коммуникации между такими заинтересованными людьми. Было бы полезным сделать подобные материалы сравнения разночтений доступными через Интернет для всех читающих книги Учения. Подобную попытку делает автор статьи на «Сайте о книгах Учения Живой Этики» (www.etica.narod.ru).

3.2. Возвратимся к ситуации в Интернете, изложенной в обзоре. По опыту большинства пользовавшихся возможностью Интернета скопировать на свой компьютер тексты Учения Живой Этики, на сайтах предлагаются для распространения непроверенные тексты, которые сами по себе содержат большое количество опечаток и непроизвольных ошибок. Как правило, эти наборы осуществлялись при помощи ручного набора в начале 90-х годов, либо (позже) сканирования изданных книг. Поскольку, кроме разночтения в изданиях, существует ещё ошибка компьютерного распознавания текста при сканировании, подобные наборы содержат большое число опечаток и являются неудовлетворительными при ближайшем рассмотрении.

Факт произвольного использования непроверенных текстов уже сам по себе нехорош. Тысячи пользователей копируют их себе на компьютеры. Поэтому вопрос распространения книг здесь возникает особенно остро. Единственная надежда на исправление существующей ситуации – начавшаяся работа с теми издательствами, которые могут предоставить свои более качественные наборы (более качественные хотя бы потому, что над текстами работали профессиональные корректоры).

Мы не можем запретить использование книг Учения в Сети, да этого и не нужно делать. Нужно провести более длинную линию Бирбала из притчи об Акбаре. На наш взгляд, ситуация, которая описана в предыдущей главе, явно показывает, что даже при отрицательном отношении к Интернету как феномену, нужно согласиться, что “джин уже выпущен из бутылки”. Огромное количество информационных ресурсов предоставляют возможность получить компьютерные наборы текстов Агни Йоги совершенно без всякой оплаты за использование ресурса (в отличие от книжного варианта), предоставляя при этом отнюдь не лучшие наборы. Наиболее качественные наборы текстов находятся в руках издателей и, на наш взгляд, пришло время обратиться к ним с просьбой предоставить эти наборы тем пользователям Интернета, которые ищут эти книги. Можно не давать широко компьютерные наборы других своих книг, поскольку их распространение затрагивает авторское право, но книги Учения требуется «положить на перекресток», как говорит сама Агни Йога, и Интернет является одним из таких перекрестков.

3.3. Еще одним мотивом в пользу размещения текстов Учения Живой Этики в Интернете является возможность использования мощного инструмента поиска в текстах, основанного на встроенных возможностях текстовых редакторов или специально созданных для этой цели компьютерных программах. (Краткий обзор существующих возможностей смотрите по следующему адресу http://agni.org.ru/search/offline.htm , для профессионалов обзор существующих поисковых систем в Интернете можно найти в проекте http://www.geocities.com/SiliconValley/Campus/7926/Polyakov/IntelSE.htm).

На некоторых сайтах запланирована подобная возможность поисковой работы с текстами on-line, но в полном объеме она пока нигде не реализована.

Людям, пользовавшимся подобными инструментами поиска, не надо говорить о неоспоримых технических преимуществах подобного рода работы с текстами. Скажу несколько слов о другом преимуществе. Наблюдая за дискуссиями или разговаривая с людьми, читающими книги Учения, убеждаешься, что многие понятия Учения либо не осознаны, либо неправильно поняты в силу разных причин. Зачастую происходят дискуссии с концентрацией на теоретических аспектах, когда обе стороны не знают предметной области. Что же говорить о применении, когда представления неверны? Тематические работы, которые советовала Е.И.Рерих, позволяют охватить целый круг, всю сферу понятий. Такой тип работы очень сильно расширяет сознание и потому, на мой взгляд, может быть рекомендован людям, имеющим возможность работать с компьютером над текстами Учения.

Для тематических работ можно рекомендовать некоторые правила на основании личного опыта (автор статьи работает со специально созданной для этой цели программой Symphony с 1994 года). Во-первых, следуя совету Елены Ивановны, целесообразно придерживаться того сохранения последовательности параграфов, как они идут в книгах. Во-вторых, нецелесообразно разбивать параграф, делая произвольные купюры. И, в-третьих, в любом случае требуется участие сознания человека и последующая доработка сгенерированного машиной текста (при автоматическом поиске) с последующим исключением параграфов, лишь косвенно относящихся к освещаемому вопросу. Все эти три принципа проверены на практике и могут быть рекомендованы как некоторая основа (с оговоркой, относящейся к творческому подходу) для начинающих работу в этом направлении.

 

4. Перспективные направления развития «рериховского» Интернета.

Говоря о перспективах развития, отмечу, что здесь у нас неподнятая целина. Даже несмотря на существующее разнообразие сайтов, остаётся очень много неосвещенных областей как с точки зрения рериховедения, так и с общекультурной точки зрения (не говоря уже о научном, в его академическом аспекте, освещении вопроса).

В первую очередь очень важно получить оценку самого явления от руководящего звена рериховских обществ. Если само явление не является важным, все дальнейшие предложения могут рассматриваться только как умозрительные и оставляться «на откуп» энтузиастам. В ином случае требуется какая-то координация и кооперация в данном направлении. С организационной точки зрения для обществ было бы полезным:

1. Объединение усилий малых Рериховских Обществ для создания Web-страничек в Интернете (пока очень мало примеров подобных попыток даже среди городских обществ), и проведение ликбеза на предмет использования электронной почты для переписки, что позволило бы постепенно выйти на уровень общения с использованием новых средств коммуникации.

2. Публикация на официальных страницах обществ новостей и общей информации (с возможностью адресной рассылки срочной информации).

3. Знакомство с предоставляемыми Интернетом возможностями. Периодическое участие в работах форумов (своих или уже существующих), проведение общих обсуждений запланированных вопросов на форумах.

4. В перспективе – создание ассоциации Рериховских Обществ в Интернете (для внутреннего обсуждения проблем Рериховского Движения целесообразна организация внутреннего форума).

 

С общекультурной точки зрения для создания полноценных проектов в Интернете требуется привлечение специалистов. Часто подобные проекты требуют капиталовложений и потому здесь в основном можно рассчитывать только на усилия энтузиастов. Вот некоторые идеи сайтов, которые можно было бы реализовать общими усилиями заинтересованным людям:

1. Иллюстрация книг Н.К.Рерих «Алтай-Гималаи» и Ю.Н.Рерих «По тропам срединной Азии». Готов лично помочь современными фотографиями и уникальными видео- и аудио- роликами по культуре Индии, Непала и Тибета (возможно, Монголии, Узбекистана, Таджикистана и Китая из другого архива).

2. Создание общей галереи картин Н.К.Рериха (например, по известному каталогу Соколовского, составившего описание всех картин Н.К.Рерих). Здесь могли бы помочь очень многие, отсканировав свои собственные слайды.

3. Аналогичный проект может быть посвящен картинам С.Н.Рериха.

4. Проект «Философское наследие Н.К.Рериха в Интернете». Насколько мне известно, никто ещё по настоящему не думал на эту тему. Здесь нужно согласование с держателями прав на издание книг Н.К.Рериха.

5. При создании общекультурного сайта стоит думать об одновременной одноименной рассылке материалов по электронной почте, например, на subscribe.ru.

С академической точки зрения надо думать о создании полной Рериховской библиотеки в Интернете с возможностью полнофункционального поиска. Мы начали на форуме работу в этом направлении, но по возникающим трудностям видно, что вопрос координации – один из самых сложных. Во всяком случае, попытка координации по проекту «Учение Живой Этики в Интернете» не осталась безрезультатной и видимыми результатами являются данная статья и организованный недавно «Сайт о книгах Учения Живой Этики». Мне хочется верить, что в скором времени в Интернете кроме доступа к качественно вычитанным текстам также появится возможность полнофункционального поиска.

01.01.2005 03:00АВТОР: С.Ильин | ПРОСМОТРОВ: 1848




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Перспективы рериховского движения »