Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Рерих, сын Рериха… Роман Усов


Отзыв телезрителя о фильмах,
посвященных Святославу Рериху

Совершенно особые чувства во мне вызывают просмотры фильмов о Рерихах. С самой ранней юности запомнился первый такой просмотр на Алтае, когда после, в течение нескольких дней, я носил в себе это непередаваемое ощущение непосредственного соприкосновения с дорогой для меня великой семьей…

В 2004 году в свет почти одновременно друг с другом вышли два фильма о Святославе Рерихе: «Рерих, сын Рериха» (Анна Митрохина, 36 мин.) и «Мастер, сын Мастера» (Луиза Тележко, 60 мин.). Недавно мне вновь довелось созерцать эти ленты, и мысли, которые возникли при их просмотре, я отразил ниже.

Фильм Л. Тележко был вторым в серии, посвященной С. Рериху, до него вышел в 2000 году другой ее фильм о последнем из Рерихов — «Младший сын». «Мастер, сын Мастера» произвел двоякое впечатление. Из 60 минут трансляции первые 15 были почти ни о чем: несколько замечательно смонтированных, замечательно музыкально оформленных эпизодов, по смыслу мало связанных друг с другом. Все хотелось угадать, в каком ключе все-таки будет выстроена повесть? О чем пойдет речь, ведь в час не уместить развернутого рассказа о длительной жизни С. Рериха. Однако последующие 45 минут показали мне основную идею автора: фильм, слепленный из остатков того материала, который явно не уместился в более ранний (2000 года), вновь, как и прежний, носил тенденциозные черты преемничества, где вся жизненная миссия С. Рериха сводится к передаче наследия родителей Международному Центру Рерихов, и все события только ведут к этому, неизбежному для него, роковому решению. Конечно, этому предшествовал длительный период знакомства с ведущими представителями будущего Центра.

Я попытался себе представить, что может вынести из этого фильма человек, впервые знакомящийся с жизнью Святослава Николаевича: разорванные, мало связанные друг с другом, куски из его биографии с явным акцентом на последних годах его жизни; оттенок трагизма во всем; МЦР и Москва, как последнее прибежище и мечта младшего из Рерихов в попытках вернуться с наследием на Родину… Так ли должны помнить о выдающемся русском гении будущие поколения? Мне бы этого не хотелось.

Удивило использование в фильме Луизы Тележко фрагментов, опубликованных недавно в Интернете, видеороликов из архива Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Вот, Рерихи стреляют из лука, вот, Святослав медленно приближается к камере, приятно улыбаясь… Я специально внимательно просмотрел титры и благодарности создателей ленты: о Музее в Нью-Йорке ни слова. Хотя, может, я в чем-то не осведомлен, и лент было несколько? И анонс их якобы первой и эксклюзивной публикации в Сети осенью 2006 года был от неосведомленности сотрудников Музея в Нью-Йорке о том, что где-то имеются их копии?

Неприятно поразило то, что, при цене продажи одного диска данного фильма в киоске МЦР в 240 рублей, звуковая составляющая отставала от образной на две-три секунды, и говорящие открывали рот невпопад своим словам.

Фильм Анны Митрохиной явно уступает в техническом отношении творению Л. Тележко (по монтажу, звукорежиссуре, композиционным особенностям, профессионализму съемки). Но я бы не стал их противопоставлять друг другу, скорее, они отразили в себе два разных взгляда на одного человека и на одну проблему: жизнь С. Н. Рериха — до сих пор загадка для всех нас. Хотя от взгляда на объект творения зависит и качество создаваемого.

Так, в произведении А. Митрохиной ясно выдержана смысловая линия, говорящая о том, что вся многогранная и насыщенная событиями жизнь С. Рериха имеет мощные корни именно в России, именно в тех местах, где Рерихи родились и выросли. Это понятно с самого начала фильма и до самого конца. Тем не менее, в историческом отношении мне представляется, что данный петербургоцентристский крен в изложении биографии Святослава Рериха ущербен. Рерих должен быть представлен космополитично, евразийски, и Азии, Индии в жизни младшего Рериха все же больше, чем Европы и Петербурга.

Несомненную ценность этой первой самостоятельной петербургской попытки представить Рериха через экран телевизора является то, что она осуществлена с любовью к теме, а не к самим себе. Удельный вес материала «о Рерихах» в картине явно превышает таковой в творении Л. Тележко.

В целом в фильмах отразилась эпоха, в которую они снимались. Резкий смысловой сдвиг в сторону определенной идеологии, особо выраженный в произведении Л. Тележко, но присутствующий и в фильме А. Митрохиной, излишне привязывает понимание излагаемого материала к тем временам, в которые фильмы созданы. На мой взгляд зрителя оба фильма должны восприниматься авторами, как довольно сырые попытки отобразить то, что им пока не под силу.

В случае с фильмами по Святославу Николаевичу как нельзя кстати приходится трюизм: «Истина где-то посредине». Если советовать кому-то что-то посмотреть о нем, то лучше и «Рерих, сын Рериха», и «Мастер, сын Мастера» вместе. А в конце закончить мрачным аккордом «Младшего сына», за неимением лучшего варианта.

На примере фильмов о Рерихах можно ясно, как в зеркале, видеть политические игры современных нам деятелей, стоящих у кормила Рериховского наследия. Будем надеяться, что пройдет какое-то время, и вместо «себя единственных», вместо красивых, но пустых пейзажей и красивой, но пустой музыки мы сможем насладиться тонким изложением забытых и неизвестных фактов из жизни Рерихов, выдающих в режиссере знатока их жизней и искусного исследователя их творчества.

29.10.2006 03:00АВТОР: Роман Усов | ПРОСМОТРОВ: 1995




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Искусство »