Антон Надточеев. Всего лишь ширма? // Версия. Вышла в свет книга Учения Живой Этики «Община» на финском языке. СОЗЫВ II МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ЕДИНЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ». Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Культура и время, 2002, № 1–2. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



О некоторых взаимосвязях звука и состояния человека. Ю.Ю. Будникова. Э.М. Слонимский


«Можно проверить, какая гармония наиболее близка
психической энергии человека. Какая симфония может
наиболее мощно влиять на успокоение или на вдохновение
людей? Нужно испытывать различные музыкальные
произведения. Само качество гармонизации даст лучшие
указания о путях звука и жизни человека».
АУМ, 384

 

Согласно Учению Гермеса Трисмегиста, болезнь может быть предотвращена или успешно вылечена семью путями, один из них – звук: дисгармония тела нейтрализуется произнесением молитв, заклинаний, священных имён или же игрой на музыкальных инструментах (1). Очень эффективно воздействуют на человека сочетание звуков, тембр голоса, слова, ритм и мелодия, лежащие в основе песни. Это делает песню оптимально воздействующей на духовную, эмоциональную и физическую сферы человека, включая известные нам органы и системы.

Лечебное воздействие звука голоса и слова известно издавна у многих народов мира, в частности, в странах Востока. Известно, что каждая здоровая клетка человеческого тела, как и конгломерат клеток (орган) осциллирует с определённой частотой, и любое отклонение от нормы отражается на изменении этой частоты. Звук, издаваемый человеком, является по своей сути сложнейшим образованием, отражающим не только физическое и эмоциональное, но и ментальное состояние, а если этот звук выражен в виде слова, то он несёт определённую мыслеформу. В принципе, по голосу и речи человека мы можем определить его состояние, настроение, характер. По тембру же и частоте голоса специалисты могут определить некоторые болезни. Через гормональную и ферментативную системы тембр голоса отражает состояние тестостерон-эстрогенного коэффициента, т.е. соотношение между мужскими и женскими гормонами (бас, баритон, тенор – у мужчин, контральто, меццо-сопрано, сопрано – у женщин). В звукообразовании участвуют не только голосовые связки, но и грудная полость, лёгкие, межрёберные мышцы, диафрагма, пищевод и другие органы. По мнению ряда авторов, звук формируется ещё глубже. В настоящее время методами лингвистической генетики установлено, что последовательности нуклеотидов ДНК-хромосом являются речеподобными структурами, взаимодействующими с сознанием и речью человека. Предполагается, что поле ДНК-хромосом может служить волновым посредником между внешними кодами человеческой речи и внутренними кодами хромосомного аппарата (2).

Таким образом, сила, плотность звука, тембр голоса – это суть самого человека, его генетики, жизненного опыта, болезней, радостей и страданий.

Большую смысловую нагрузку несёт слово – символ, мыслеформа – связывающее людей между собой, а также с Космосом, с единым семантическим лингвистическим полем. Словом можно вылечить или покалечить.

Волновая природа воздействия звука и резонирования его с организмом очевидна, но для понимания того, как закрепляется и держится произведённый эффект, надо вспомнить, что человек на 80% состоит из воды. Вода имеет способность приобретать ту структуру, которую ей сообщает источник энергии. Именно она хранит полученную информацию.

Экспериментально установлено, что каждый внутренний орган (идентичная группа клеток) имеет собственную частоту колебаний. Акустические волны, как и слово, могут исцелять или нарушать внутреннее равновесие. Известна частота почти всех важных органов: позвоночник, сердце, почки резонируют на частоте 6 Гц, черепные кости на частоте 10-30 Гц, вестибулярный аппарат – 10 Гц, альфа-ритмы мозга – 7 Гц и т.д. Усиление звука, превышение уровня децибелов на этих частотах может привести к торможению и разрушению органов. На уровне средних и низких децибелов – к их стимуляции и улучшению их работы. В настоящее время резко возросли шумовые нагрузки по сравнению с тем, что было даже 20 лет назад. Можно говорить, что превышающие уровень нормы децибелы представляют собой энеологический негативный фактор, определяющий будущее людей. Принятые официально юридические нормы до 100 децибелов уже превышены многими факторами:

— шум турбин самолета (140 дц);
— рок-концерты (120-130 дц);
— плееры (до 120 дц) и др.

Ослабление слуха, наблюдаемое сегодня у молодых людей, влияет на почки, репродуктивную способность, потенцию. Проблема ограничений силы звука стоит очень актуально для будущего человечества.

В древнеяпонских, древнекитайских и древнеиндийских системах лечения в соответствии с принятыми тогда парадигмами подробно разработаны звуковые мантровые методики. В основе лечения – произношение звуков и соотношение с определёнными образами. Например, звук ОУМ (ОМ, АУМ) резонирует так: звук «а» вибрационно воздействует на нижнюю половину тела, звук «у» – на верхнюю, звук «м» – на мозг, обеспечивая таким образом мощное, целостное влияние на организм человека. В отношении «прицельного» воздействия на органы и системы человека эффективными оказались вибрационные методики мантра-йоги по системе санскритских звуков (система Биджа). В этой системе звуки, произнесённые с определённой силой и определённым мысленным настроем на орган, производят целевой, резонансно-узнаваемый каждым органом энергетический поток, в котором переносится мыслеформенная вибрация, направленная на улучшение и выздоровление органа, скажем, снятие воспаления или рассасывание спайки. Например, звуки, основанные на произнесении гласных, оказывают следующее целительное действие: звук «и» - на почки и на голову; звук «е» - на железы внутренней секреции, гипофиз; звук «э» - на глотку, гортань, щитовидную железу; звук «а» - на верхние доли лёгких, звук «о» - на среднюю часть груди; звук «оу» - на нижнюю часть лёгких, сердце, печень, желудок.

Существуют также и другие звуки индийских мантр, оказывающие общее воздействие на духовную, эмоциональную и физическую сферы и соответствующие определённым чакрам человека. Чакры – это энергоинформационные центры, имеющие определённую локализацию, анатомо-физиологическое представительство в человеческом организме и вибрационно сонастроенные с определённым звуком и цветом. Так, седьмая чакра (сахасрара) соответствует звуку «УМ» и фиолетовому цвету; шестая (аджна) – «ОУМ» и индиго; пятая (вишудха) – это «ХАМ» и голубой цвет; четвёртая (анахата) – «ЯМ» и светло-зелёный; третья (манипура) – «РАМ» и жёлтый; вторая (свадхистана) – «ВАМ» и оранжевый; первая (муладхара) – «ЛАМ» и красный цвет. Прислушайтесь к себе, к своему телу, когда вы произносите, например, мантровый звук РАМ: вы почувствуете вибрацию в области желудка. ЯМ – вы почувствуете вибрацию в области груди. ХАМ – дрожит гортань, ВАМ – вибрирует область мочевого пузыря. ОУМ – ваша нервная система начинает успокаиваться и. т.д.

Можно сказать, что человек – это спектр, радуга, а также хорошо настроенный музыкальный инструмент, готовый к восприятию звука и резонансного с ним монохроматического цвета. Данная система сегментарной вибрации групп органов (чакр) прекрасно оправдала себя на практике, и наряду с ауральными полями и канально-меридианальными структурами включена в понятие энергокаркаса человека, чутко реагирующего на любое изменение цветовых полей и звуков.

Методы, применяемые в даосских звуковых системах лечения, в различных их школах, оказывают положительное воздействие на энергоструктуру человека, коррелируя с парадигмой пяти первоэлементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), либо двенадцати меридианов человеческого организма.

На основе знаний о влиянии музыки на человека одним из автором статьи в течение многих лет проводились опыты с использованием классических произведений, а также эстрадных, бардовских, народных песен. Практический опыт, например, в г. Нью-Йорке, показал, что музыкальная терапия, особенно песнетерапия, оказывает эффективное целебное воздействие на все функциональные сферы индивидуума. Однако подчеркнём, что она не заменяет, а дополняет общее лечение наряду с другими методами традиционной и нетрадиционной терапии. Наибольший эффект достигается при непосредственном исполнении песен, когда мыслеформы рождаются здесь и сейчас. Подбор и последовательность песен чрезвычайно важны для лечения и должны учитываться всякий раз в зависимости от конкретной аудитории, ее клинико-диагностических, возрастных и других особенностей. На основе многократных проверок, доступных видов контроля были ранжированы отдельные аспекты воздействия музыкального звука (песни). По значимости и лечебному эффекту первое место занимает ритм. Именно он синхронизирует состояние тех или иных органов и систем. Второе место занимает эмоциональная окраска музыкального произведения. На третьем месте – отдельные акцентуированные звуки, сами по себе благотворно воздействующие на тот или иной орган, либо на ту или иную точку энергетического каркаса. На четвёртом месте – слово, текст, несущий определённые мыслеформы, образы, которые как бы накладываются на несущую частоту звуков. Пятое место занимает духовный облик и мастерство самого исполнителя, его эмоциональность, подача текста, тембр голоса, настроенность на слушателя, желание помочь и т.д. На шестом месте – узнаваемость музыкального произведения. Это особенно важно для людей старше 60 лет: пожилые люди, как показывают наблюдения, в целом слабо реагируют на незнакомые песни (тем более на незнакомом языке), т.к. это требует определённой концентрации внимания.

В качестве критериев эффективности использовались:

А. Обычный врачебный контроль, измерение давления, сахара крови, функциональных пробы, мышечные тесты, лабораторные анализы.

Б. Субъективная оценка самочувствия пациентов до и после сеанса муз. терапии.

В. Аппаратная диагностика состояния на биорезонансном приборе Фоля, магнито-диагностическом приборе метатрон «Оберон», аппарате Кирлиан.

Г. Фантомная энергоинформационная диагностика. (Фантом – это голографическая копия реального объекта, например, органа, визуализированная оператором. В силу того, что резонансно-частотные характеристики этой копии и реального объекта абсолютно одинаковы, между ними в пространстве и во времени устанавливается энергетический коридор, связь. Фантом обладает всеми свойствами реального объекта и позволяет предсказать эффект воздействия, в том числе акустического).

Значительная часть людей западной культуры, воспитанных на 7-нотной музыке, с трудом воспринимает восточную музыку, основанную на 5-нотной октаве (пентатонике), а также отдельные мантровые звуки медитационных текстов. Помимо этого, 5-10% людей неохотно и даже негативно воспринимают классическую музыку (по опыту, из 20 человек в группе 1-2 жалуются на дискомфорт при прослушивании классического произведения). Кроме того, для многих важно слышать голос, который в классической музыке часто отсутствует. Любопытным, кстати, оказался факт, выясненный в процессе исследования: многие авторы песен интуитивно вкладывают в свои произведения те вибрации, которые корректируют их физическое и духовное состояние, они как бы лечат себя своим творчеством, в то время как художники, напротив, скорее выражают в своих произведениях свое мироощущение.

Суммируя вышеупомянутые факторы, практиковавшим музыкальную терапию д-ром Э.М. Слонимским были сделаны выводы о том, что наиболее удобной её формой является песня. Вообще, восприятие музыкального произведения – процесс глубоко индивидуальный, зависящий от духовной, характерологической и физической структур человека. Предпочтение жанров и композиторов – очень избирательно. Правильно выбранные энеологом и психотерапевтом музыкальные произведения могут существенно скорректировать и сбалансировать его психическое и физическое состояние. Порой человек сам интуитивно подбирает то произведение, которое в состоянии заменить ему медицинские препараты и стабилизировать его здоровье, жизненный тонус и настроение.

Разговор о влиянии музыки на человека хочется еще немного продолжить, рассказав об интересных наблюдениях, сделанных руководителем Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» Анатолием Полетаевым, которые вполне подтверждают теоретические положения данной статьи. К дирижеру не раз подходили после выступления люди, заявлявшие, что у них в течение концерта проходили признаки болезни, например, сильной простуды. Однако руководитель оркестра не спешил с выводами, которые можно было бы расценить как саморекламу. Но количество подобных фактов накапливалось. «Примерно в те же годы тяжело заболел мой хороший знакомый. Врачи признали, что бессильны… Я передал ему запись со Вторым концертом Рахманинова в исполнении нашего оркестра. Через месяц звонок: «Огромное спасибо!». Оказывается, он слушал рахманиновский концерт по нескольку раз в день. Через два месяца уже мог ходить… Именно тогда я предположил, что музыка помогает организму мобилизоваться в борьбе за жизнь. Что удивительно: Второй концерт Рахманинов посвятил врачу В.Н. Далю. Композитор очень переживал провал своей Первой симфонии: критические рецензии, в которых его даже назвали «сыном дьявола», привели к жестокой депрессии. Он перестал работать, почти ничего не ел и не вставал с постели. Даль сумел убедить Рахманинова, что он еще напишет великолепную музыку – в дни выхода из творческого кризиса композитор и создал Второй концерт. […]

Однажды на репетиции учёные настраивали аппаратуру и попросили оказавшуюся в зале девушку участвовать в эксперименте,– вспоминал Анатолий Иванович. – Первоначальные замеры показали, что у испытуемой есть проблемы с кровеносными сосудами, щитовидной железой… Через четверть часа обнаружились поразительные улучшения! […]

По сути, дирижёр добивается от музыкантов нужных темпоритмов и состояний, как шаман от бубна, – размышляет Полетаев. – При этом публика в зале создаёт некую биоэнергетическую среду, в которой сама же гармонизируется и лечится».

Учёные выдали оркестру «Боян» официальное медицинское заключение, подтверждающее, что воздействие его концертов подобно воздействию лекарственных препаратов. А.И. Полетаев считает, что результат и срок действия музыки зависит от разных факторов. «Например, от характера исполнителей, дирижера. Ведь одно и то же музыкальное произведение можно играть по-разному, а значит, разной будет энергетика, воздействующая на слушателя, как позитивная, так и негативная. Наш оркестр исполняет русские народные произведения и классику – такая музыка несёт положительную информацию, радость, и, если так можно выразиться, добромыслие и доброчувствие. Важную роль играет состояние композитора. Во время работы над сочинением автор, даже не сознавая того, кодирует звуками свое здоровье либо нездоровье – как физическое, так и психоэмоциональное. Слушая музыку, вы получаете заданный код, вам передается состояние автора».

Анатолий Полетаев утверждает, что научными исследованиями доказано: композиции агрессивных музыкальных произведений вредны. Такие произведения вызывают психологическую зависимость, слушателю становится близка их дисгармония, без неё мир кажется пресным. Музыка несёт определённую информацию – интеллектуальную, духовную. И эта информация может быть как животворящей, так и болезненной.(3)

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенихин Е.Е. Ступеньки к Здоровью, Счастью, Гармонии.
2. Горяев П.П. Волновой геном. М.: РАН, 1994.
3. REVUE Flylight. Сентябрь 2006.

 

Из книги Хазрат Инайят Хана «Мистицизм звука»

МУЗЫКА

Глава 7 ПРОЯВЛЕНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ

Современная наука недавно открыла, что на определенных пластинах отпечаток звука может быть ясно видимым. В действительности отпечаток звука ясно падает на все предметы, только он не всегда видим. На определенное время он остается на предмете, а затем исчезает. Те, кто научно изучал различные отпечатки, созданные звуком, обнаружили четкие формы листьев, цветов и других природных вещей; и это является доказательством истинности веры древних людей в то, что созидающий источник в своем первом шаге к проявлению был слышимым, а в следующем шаге – видимым. Это также показывает, что каждая форма – все, видимое нами в этом объектном мире, было сконструировано звуком и является феноменом звука.

Когда мы глубже смотрим на этот предмет с мистической точки зрения, мы видим, что каждый слог является определенным действием. Поскольку форма звуков различна, то всякий слог имеет свой особый эффект; и поэтому каждый изданный перед объектом звук или каждое произнесенное перед ним слово заряжает этот объект определенным магнетизмом. Это объясняет нам метод целителей, учителей и мистиков, которые властью слова заряжали предмет своей целительной силой – силой своей мысли. И когда этот предмет давали в виде пития или еды, это приносило желаемый результат. […]

Физический эффект звука также имеет большое влияние на человеческое тело. Весь механизм тела – мускулы, циркуляция крови, нервы – все приводится в движение силой вибрации. И в нем существует резонанс для каждого звука, так что тело человека является живым звуковым резонатором. Хотя с помощью звука можно легко создать резонанс в таких веществах, как латунь и медь, но не существует лучшего и более подвижного резонатора звука, чем человеческое тело. Звук производит эффект на каждый атом тела, и каждый атом звучит в ответ; на все железы, на циркуляцию крови и пульс звук имеет свое влияние. В Индии каждый год отмечается праздник, на котором люди чтят память великих героев прошлого и скорбят о трагедии их жизни; там играют на особых инструментах, на определенного вида барабанах, – иногда очень плохо, иногда лучше. И есть некоторые люди, которые, услышав эти барабаны, сразу же впадают в экстаз; потому что звук барабана проникает непосредственно во всю их систему, поднимая ее на определенную высоту, где они чувствуют экстаз. И когда они в экстазе, они могут прыгнуть в огонь и выйти из него необожженными; они могут резать себя мечом и мгновенно исцеляться, они могут глотать огонь и не сгорать. Это можно наблюдать каждый год в соответствующее время. Они называют такое состояние Халь. Слово "Халь" и означает "состояние"; это подходящий термин, потому что люди, слыша барабан, думают об этом состоянии, и тогда они входят в него. Им не нужно быть очень образованными, чтобы войти в транс, или слишком развитыми; иногда это весьма обычные люди; но звук может оказывать на них такой эффект, что они приводятся в состояние возвышенного экстаза.

Врачом из Сан-Франциско, доктором Абрамсом, был поднят вопрос о том, как происходит внезапное исцеление раны от меча во время экстаза. Хотя все остальные доктора не соглашались с ним, он интуитивно почувствовал, что с помощью вибраций болезнь может быть излечена. Но вместо того, чтобы искать силу вибраций в слове, он хотел найти ее в электричестве. Но принцип тот же самый: он взял норму вибраций тела и такой же дозой электрических вибраций обрабатывал элементы тела. Он начал получать некоторые положительные результаты, но это предмет, требующий, по меньшей мере, столетия для своего полного развития. […] Пример людей, вошедших в экстаз, показывает, что если человек, ранив себя, может излечиться в тот же момент, то он создал такое состояние в своем теле, что его вибрации могут немедленно исцелить любую рану. Но когда тот же человек не находится в таком состоянии, тогда его рана не заживает сразу; он должен находиться в этом особом состоянии; вибрации должны работать в определенной степени. […]

Теперь вернемся к вопросу о музыке: почему музыка оказывает такой эффект на человека, почему кто-то естественным образом любит музыку? Не потому, что он подготовлен или привык, но потому, что притягательность есть естественное действие звука. Могут спросить: почему бывает так, что у некоторых людей музыка не вызывает никаких чувств? Это потому, что чувство еще не родилось в них. В тот день, когда они начнут чувствовать жизнь, они также начнут и наслаждаться музыкой. Именно по этой причине мудрые считают науку о звуке самой важной наукой во всех жизненных ситуациях: в целительстве, в обучении, в развитии и в выполнении всех вещей на свете. Именно на этом основании Суфиями была развита наука Зикра, а йоги создали "Мантра шастру". Зикр – не только одна определенная фраза, а целая наука слов. В произнесенном слове действуют более тонкие вибрации. Вибрации воздуха – ничто; но поскольку за каждым словом стоит дыхание, а дыхание имеет духовную вибрацию, действие дыхания работает физически, в то время как само дыхание есть электрический ток. Дыхание не только воздух, но и электрический ток, поскольку оно является внутренней вибрацией. Помимо значения, которое имеет слово, даже звук слогов может принести хороший или бедственный результат. […] Наука о звуке может быть использована в образовании, бизнесе, промышленности, коммерции, политике для того, чтобы принести желаемый результат. Но наилучшее использование ее состоит в духовном развитии; с помощью силы звука или слова можно развиться духовно и испытать различные ступени духовного совершенства. Музыка – наилучшее средство пробуждения души; нет ничего вдохновеннее. Музыка является кратчайшим, самым прямым путем к Богу; но необходимо знать, какая именно музыка и как ее использовать.

Глава 8 ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО

Духовые инструменты, инструменты с жильными или стальными струнами, а также ударные инструменты, такие как барабаны или тарелки, – все оказывают свой определенный, специфический эффект на физическое тело. Было время, когда мыслители знали это и использовали звук для целительства и духовных целей. Именно на этом принципе была основана музыка Индии. Различные раги и ноты, из которых они состоят, предназначались для создания определенного целительного или возвышающего эффекта. Сначала звук касается физического плана; когда мы рассматриваем, какой эффект одиночные ноты или звуки могут иметь на физическое тело, это заставляет нас глубоко задуматься о данном предмете. […]

…Помимо психического и духовного эффекта, который звук производит на человека, существует и физический эффект. С метафизической точки зрения дыхание является жизненным током праны, этот жизненный ток существует также и в таких вещах, как жильные струны или кожа барабанов. В них тоже есть часть жизни, и именно в этой мере их жизненный ток становится слышимым, он затрагивает прану живых созданий и придает им дополнительную жизнь. Именно по этой причине примитивные племена, которые имеют только барабан или простые духовые инструменты, постоянно играя на них, входят в такое состояние, что наслаждаются экстазом. Как возникает огромная популярность джаза? Она происходит из того же принципа. Джаз не заставляет мозг много думать о технической стороне музыки; он не принуждает душу думать о духовных вещах; он не заставляет сердце чувствовать глубже; не задевая душу и сердце, он затрагивает физическое тело. Он позволяет ему обновить жизненную силу с помощью определенного ритма и определенного звука; это дает людям – я имею в виду большинство – большую силу, энергию и заинтересованность, чем музыка, которая напрягает ум. […]

Если вы попытаетесь сравнить голос и инструмент, то увидите, что это невозможно, потому что голос живой. […]

Итак, какое действие производит этот ток жизни, который приходит через дыхание, проявляется как голос и трогает другого человека? Он затрагивает пять чувств: чувство зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, хотя он и приходит непосредственно через чувство слуха. Но человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект.

Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Певцы древности испытывали эффект своих духовных практик сначала на самих себе. Они пели одну ноту около получаса и изучали эффект, оказываемый этой нотой на различные центры своего тела: какой жизненный ток она производит, как она открывает интуитивные способности, как она создает энтузиазм, как она дает дополнительную энергию, как она успокаивает и как исцеляет. Для них это была не теория; это был жизненный опыт.

Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощается физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом. При пристальном изучении психологии вы обнаружите, что певцы обладают большим магнетизмом, чем средний человек. Потому что из-за собственных вокальных практик их голос оказывает эффект на них самих, и они создают электричество в себе; и таким образом заряжаются новым магнетизмом каждый раз, когда практикуются. В этом заключается секрет магнетизма певца.

Приблизимся к вопросу о том, каково правильное и неправильное использование звука. Все зависит от конкретного случая; в одном случае определенный звук может быть использован правильно, а в другом случае тот же самый звук может использоваться неправильно; определить это можно по гармоничным или дисгармоничным эффектам, производимым им. Та высота тона, которая является естественной высотой голоса, будет источником собственного исцеления для человека, так же как и для других, когда он поет ноту такой высоты. Человек, который нашел ключевую ноту своего собственного голоса, обрел ключ к своей собственной жизни. Этот человек с помощью ключевой ноты своего голоса может тогда управлять своим бытием и помогать другим. Существует, однако, много случаев, когда этого знания недостаточно, поскольку оно касается только самого человека, его собственной ноты и естественной высоты его голоса.

Огромным несчастьем в мире звука сегодня является то, что люди уходят слишком далеко от того, что называется естественным голосом; и это вызвано коммерциализацией. Сначала зал строился для сотни человек, затем для пяти сотен, а потом для пяти тысяч. Человек должен кричать, чтобы пять тысяч людей услышали его и он бы имел успех, который является успехом билетной кассы. Но магическое очарование заключено в естественном голосе. Каждый человек одарен; Бог дал ему определенную высоту тона, естественную ноту, и если он развивает эту ноту, то это есть магия; он может сотворить чудо. Но сегодня певцу приходится думать о зале, где ему надо петь, и о том, как громко он должен кричать. […] Когда мы подходим к сущности и внутреннему принципу звука, то чем ближе к естеству человек сохраняет его, тем более могущественным, более магичным он становится. Каждый мужчина и каждая женщина имеют определенную высоту голоса, но продюсер говорит: "Нет, это альт, сопрано, тенор, баритон или бас". Он ограничивает то, что не может быть ограничено. Разве столько существует голосов? Существует столько голосов, сколько существует душ; они не могут быть классифицированы. […]

Но помимо пения, даже в разговоре, среди сотни людей вы найдете одного, кто говорит своим естественным голосом и девяносто девять имитирующих. Они подражают кому-то еще, хотя могут и не знать об этом. Такую же вещь, которую вы находите во взрослых людях, вы найдете и в маленьких детях. В ребенке существует тенденция менять свой образ действий и имитировать. Каждые пять или десять дней, каждый месяц ребенок меняет свою манеру говорить, свой голос, слова; он изменяет много вещей. […] Таким же образом каждый человек, не осознавая этого, изменяет свой голос; так естественный голос теряется. Сохранить свой естественный голос – это значит обладать огромной силой; но человек не может сохранять его всегда. Для того, чтобы голос имел сильный эффект, человеку не требуется быть певцом. Что он должен делать, так это практиковать науку дыхания различными способами. Во-первых, он должен знать, как дышать, затем – как дуть, а затем он научиться производить звук, произносить слово. Если он будет практиковаться этими тремя способами, то он достигнет той силы, которая скрыта в каждой душе. Человеку не требуется быть певцом, но ему необходимо уделять часть своего времени, даже самую малую, какую он может – пять или десять, или пятнадцать минут в день – своему голосу, его развитию.

Глава 10 ТАЙНА ЗВУКА И ЦВЕТА

Привлекательность, которую человек находит в цвете и звуке, заставляет его интересоваться тем, существует ли скрытая за ними тайна, существует ли язык цвета и звука, который можно выучить; ответ заключается в том, что язык цвета и звука есть язык души и что именно наш внешний язык сбивает нас с толку относительно смысла этого внутреннего языка. Цвет и звук являются языком жизни. Жизнь выражает себя на всех различных планах существования в форме цвета и звука; но внешние проявления жизни столь твердые и плотные, что секрет их природы и характера похоронен под ними. Почему мистики называют мир иллюзией? Потому что природа проявления такова, что скрывает свой собственный секрет внутри себя и предстает в столь твердой форме, что тонкость, красота и тайна ее характера оказываются спрятанными. Поэтому существуют два противоположных типа искателей правды жизни, ее учеников. Одни желают учиться у внешнего проявления; другие хотят открыть секрет, скрытый за ним. Тот, кто учится у внешнего, получает и знание внешнее.

Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку? Это тон и ритм цвета, так же как и звука, которые оказывают влияние на тон и ритм нашего бытия. Наше бытие есть наша способность к резонансу тона и ритма, который приходит из звука и цвета; эта способность позволяет нам быть подверженными влиянию звука и цвета. Так, кому-то нравится один цвет, а кто-то отдает предпочтение другому цвету; так же людей привлекает определенный тип звука. […]

Глава 12 ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ

В области музыки существует огромное поле для исследования, а ее психическое влияние представляется очень мало известным современной науке. Нас учили, что влияние музыки, или звука и вибрации, приходит к нам и затрагивает наши чувства снаружи; но остается еще один вопрос: что является источником влияния, приходящего изнутри? Настоящий секрет психического влияния музыки спрятан в этом источнике – источнике, откуда исходит звук.

Просто и легко понять, что голос имеет определенную психическую ценность, что один голос отличается от другого и что каждый голос имеет свою психическую силу. Очень часто кто-то чувствует личность говорящего на расстоянии, по телефону. Чувствительный человек может ощущать эффект самого голоса, не видя говорящего. И многие не так сильно зависят от слов, как от голоса, произносящего слова. Это показывает, что уровень психического развития выражается и в разговоре, и особенно в пении.

На санскрите дыхание называется "прана" – сама жизнь. А что есть голос? Голос есть дыхание. Если есть что-нибудь в человеке, в человеческой конституции, что может быть названо жизнью, то это дыхание. А звук голоса является дыханием, проявленным внешне. Поэтому человек может лучше всего выразить себя в песне или в том, что он говорит. Если в мире есть что-то, что может дать выражение уму и чувствам, то это голос. Очень часто случается так, что человек говорит тысячи слов на какую-то тему, и это не имеет влияния; хотя другой человек, выражающий мысль в нескольких словах, может произвести глубокое впечатление. Это говорит о том, что сила заключена не в словах, но в том, что за словами, то есть, в психической силе голоса, исходящей из праны. В соответствии с этой силой голос оказывает впечатление на слушателя.

Ту же самую вещь можно найти в кончиках пальцев скрипача и в губах флейтиста. В соответствии с влиянием, приходящим из его мысли, музыкант производит воздействие посредством своего инструмента. Он может быть очень умелым, но если кончики его пальцев не производят чувство жизни, он не будет иметь успеха. Помимо музыки, которую он играет, есть влияние праны, или психической силы, которое он придает тому, что играет. […]

Секретом всего магнетизма, выраженного либо через личность, либо через музыку, является жизнь. Именно жизнь очаровывает, привлекает. То, к чему мы всегда стремимся, есть жизнь, и именно отсутствие жизни может быть названо отсутствием магнетизма. И если музыкальное обучение преподается на основе этого принципа, то оно будет более успешным по своим психическим результатам. Именно от здоровья физического тела, мысли, воображения и от сердца, которое очень часто холодно и заморожено, зависит психическое состояние человека; и именно жизнь выражает человек кончиками своих пальцев с помощью скрипки или своим голосом во время пения. Что ищет мир, к чему стремятся человеческие души – это есть жизнь, приходит ли она через музыку, цвет, линии или слова. Чего желает каждый – это жизнь. Именно жизнь является настоящим источником исцеления; музыка может исцелять, если в нее вложена жизнь.

В этом нет никакого секрета, если человек в состоянии понять истину в ее простоте. Когда человек играет механически, пальцы бегают по пианино или скрипке почти автоматически, что может создать временный эффект, но он скоро проходит. Музыка, исцеляющая душу, есть музыка со смягчающим действием. Можно создать смягчающий, а можно жесткий эффект; и это зависит не только от музыканта, но и от композитора, от настроения, вдохновившего его. Для человека, осознающего психологическое действие музыки, будет просто понять, в каком настроении был композитор, когда писал. Если он вложил в музыку жизнь и красоту, она остается красивой и дающей жизнь и через тысячу лет. Без сомнения, учеба и квалификация помогают ему выразить себя лучше; но то, что по-настоящему требуется, это жизнь, исходящая из расширенного сознания, из осознания божественного Света, который является секретом всего истинного искусства, душой всего мистицизма.

Глава 13 ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ

Идея об исцелении через искусство музыки в действительности принадлежит к начальной стадии развития человека; концом этого пути является достижение, продвижение посредством музыки или, как это называется в Веданте, Самадхи. В первую очередь, если мы посмотрим, что является основой всех лекарств, используемых для исцеления, если мы спросим, что в них есть такого, что исцеляет, то мы обнаружим, что это различные элементы, составляющие наше физическое бытие. Такие элементы присутствуют в этих лекарствах, и то, что отсутствует в нас, берется из них, то есть эффект, который должен быть произведен в нашем теле, производится ими. Вибрация, необходимая для нашего здоровья, создается в теле их силой; а ритм, необходимый для выздоровления, вызывается приведением циркуляции крови к определенной скорости. Из этого мы узнаем, что здоровье есть состояние совершенного ритма и тона.

А что есть музыка? Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка не в порядке. Поэтому, когда музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма. Этот способ исцеления может быть изучен и понят посредством изучения музыки собственной жизни, изучения ритма пульса, ритма биения сердца и головы. Врачи, чувствительные к ритму, определяют состояние пациента, наблюдая ритм его пульса, сердцебиения, ритм циркуляции крови. И чтобы определить действительный недуг, врач, со всем его материалистическим знанием, должен полагаться на свою интуицию и на использование своих музыкальных способностей.

В древние времена, и даже теперь на Востоке, мы обнаруживаем две основные медицинские школы. Одна пришла из древней греческой школы через Персию; другая происходит из Веданты и основана на мистицизме. А что лежит в основе мистицизма? Это закон вибрации. Хорошее здоровье происходит из понимания природы заболевания по ритму и тону, которые могут ощущаться в человеческом теле, и из управления телом посредством ритма и тона, в соответствии с пониманием их пропорций. Кроме того, мы можем посмотреть на это по-другому. Каждая болезнь представляется имеющей свою особую причину, но в действительности все болезни происходят из одного основания, одной причины, одного условия: это отсутствие жизни, недостаток жизни. Жизнь есть здоровье. Ее отсутствие есть болезнь, достигающая высшей точки в том, что мы зовем смертью. Жизнь в своей физической форме, как она воспринимается в физических сферах, на санскрите называется праной. Эта жизнь поддерживается едой или лекарством; то есть тело подготавливается определенной едой или лекарством к тому, чтобы оно могло быть в состоянии дышать само в этой жизни, для того, чтобы оно могло находиться в лучшем здравии или могло испытывать совершенное здоровье. Но эта прана, которая также означает дыхание, центральное дыхание, притягивает из космоса различные элементы, присутствующие там, так же, как все травы, растения, цветы и фрукты притягивают из космоса тот элемент, их которого состоят; и все эти элементы притягиваются дыханием. Поэтому мистики, будь они из Греции, Персии или Индии, всегда принимали за основу духовного развития культуру дыхания, науку дыхания. […]

В Индии было время, когда музыка очень сильно использовалась для целительства. Она применялась для исцеления ума, характера и души, потому что именно здоровье души приносит здоровье физическому телу. Но исцеление физического тела не всегда помогает душе. Вот почему материалистическая медицинская наука хотя иногда и может принести пользу, но не полностью удовлетворяет нужды пациента. Под этим я не имею в виду, что внешнее лечение бесполезно. В этом мире нет ничего бесполезного, если мы только знаем, как извлечь пользу из этого. Все вещи в этом мире необходимы, все вещи имеют свою пользу и применение, если только мы знаем, как использовать их правильно. Но если выздоровление вызывается внешне, в то время как внутри болезнь остается, то рано или поздно болезнь, похороненная в теле, опять выйдет наружу и покажет себя. […]

Глава 14 ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКИ

[…]Музыка является миниатюрой гармонии всей вселенной, потому что гармония вселенной есть сама жизнь, а человек, также будучи миниатюрой вселенной, демонстрирует гармоничные или негармоничные аккорды в своем пульсе, в ударах сердца, в своей вибрации, ритме и тоне. Его здоровье и болезнь, его радость и неудобство – все говорит о музыке или отсутствии музыки в его жизни. А чему музыка учит нас? Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии, и именно в этом магия, или тайна, стоящая за музыкой. Когда вы слышите музыку, которая вам нравится, она настраивает и приводит вас в гармонию с жизнью. Потому человек нуждается в музыке; он стремится к музыке.[…]

МИСТИЦИЗМ ЗВУКА

Глава 1 НЕСЛЫШИМАЯ ЖИЗНЬ

[…]Царства минералов, растений, животных и людей являются постепенными изменениями вибраций, а вибрации каждого плана отличаются от других по своему весу, широте, длине, цвету, воздействию, звуку и ритму. Человек не только сформирован из вибраций, но он живет и движется в них; они окружают его, как рыбу окружает вода, и он содержит их внутри себя, как сосуд воду. Его настроения, предпочтения, дела, успехи, неудачи – все условия жизни зависят от определенной активности вибраций, будь они мыслями, эмоциями или ощущениями.

Именно направление активности вибраций определяет все разнообразие вещей и существ. Эта вибрационная активность является основой ощущений и источником всего: удовольствий и боли; прекращение ее противоположно ощущению. Все ощущения вызваны определенной степенью активности вибраций.

Существует два аспекта вибраций: тонкий и плотный, оба содержат различные уровни; одни воспринимаются душой, другие умом, а некоторые глазами. То, что ощущает душа – это вибрации чувств, постигаемое умом, это вибрации мыслей; то, что видят глаза – это вибрации, кристаллизовавшиеся из своего эфирного состояния и превратившиеся в атомы, проявляющиеся в этом физическом мире и составляющие его элементы: эфир, воздух, огонь, воду и землю. […]

Все вещи, будучи получены и сформированы из вибраций, имеют скрытый внутри них звук, подобно огню, скрытому в кремне; и каждый атом во вселенной исповедуется своим тоном: "Мой изначальный источник есть звук". Если ударить любое твердое или пустое звонкое тело, оно ответит: "я есть звук".

Звук имеет свое рождение, смерть, пол, форму, планету, божество, цвет, детство, молодость и зрелость; но то значение звука, которое находится в абстрактной сфере, вне границ сферы конкретного, является источником и основой всякого звука.

И цвет, и звук имеют влияние на человеческую душу в соответствии с законом гармонии; к тонкой душе обращается цвет, а к еще более тонкой – звук. Тон имеет холодное или теплое действие, в соответствии со своим элементом, поскольку все элементы созданы из различных степеней вибраций. Следовательно, звук может производить желательное или нежелательное влияние на человеческий ум и тело, а также имеет целительный эффект при отсутствии трав и лекарств, началом которых тоже являются вибрации.[…]

Глава 6 РИТМ

Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм – это жизнь, переодетая в движение, и в каждом своем облике он, кажется, привлекает внимание человека: от ребенка, которому нравится движение погремушки и который успокаивается от раскачивания колыбельки, до взрослых, чьи игры, спорт и развлечения обладают, так или иначе, скрытым ритмом, будь то игра в теннис, крикет, гольф, бокс или борьба. Опять же, интеллектуальный отдых человека, такой как поэзия и музыка, вокальная или инструментальная, имеет ритм как самый его дух и жизнь.

На санскрите есть высказывание, что тон – это мать природы, но ритм – ее отец. Младенец, однажды привыкший регулярно вовремя получать пищу, требует ее в это же время, хотя у него еще нет представления о времени. Это объясняется тем фактом, что самая природа жизни есть ритм. Младенец начинает свою жизнь на земле движениями ручек и ножек, тем самым показывая ритм своей природы и иллюстрируя философию, которая учит, что ритм есть признак жизни. Предрасположенность к танцу, присущая каждому человеку, также подтверждает эту врожденную природу красоты, которая выбирает ритм для своего выражения.

Ритм производит экстаз, который необъясним и не сравним ни с каким другим источником опьянения. Именно поэтому танец всегда был самым очаровательным времяпровождением всех народов, цивилизованных и диких, и им наслаждались одинаково и святые, и грешники. Расы, имеющие тенденцию к сильно акцентированному ритму, должны быть энергичными по природе. Джаз пришел от негров, а синкопирование – это секрет очарования джаза и естественное выражение ритма этой расы. Его ритм пробуждает какую-то жизнь как в исполнителях, так и в аудитории, и именно любовь к этой жизни делает джаз столь популярным. Танцы многих диких племен в различных частях света обладают резко выраженным ритмом, и это доказывает, что ритм происходит не от культуры, но от природы. Среди европейцев испанцы, поляки, венгры и русские имеют наибольшую предрасположенность к ритму. Секрет успеха русского балета и испанского танца заключается в их изысканном ритме. Среди азиатских рас музыка монголов в значительной мере основывается на ритме, он бывает более определенным в их музыке, чем мелодия. В турецкой и персидской музыке ритм также четко выражен, а в арабской существует огромное разнообразие ритмов.

Однако именно в Индии культура ритма достигла совершенства. Хороший музыкант в Индии импровизирует мелодию, сохраняя тот же темп во время всей импровизации. Для того, чтобы стать искусным музыкантом в Индии, необходимо овладеть в совершенстве не только рагой – гаммой, но и талой – ритмом. […]

В исламе, где музыка, танцы, все развлечения и легкое времяпрепровождение строго запрещены, существует предание, рассказывающее о том, как однажды во время праздника Пророк позвал свою жену Айшу посмотреть на танец и послушать музыку каких-то уличных музыкантов. В это время случилось так, что пришел великий халиф, и он был шокирован тем, что увидел, как Пророк, запретивший подобные вещи, сам разрешил исполнение музыки перед своим домом. Когда он остановил музыку уличных исполнителей, указав, что это дом Пророка, Мухаммад попросил их продолжать, сказав, что сейчас праздник и нет сердца, которое не было бы тронуто движением ритма. […]

На Востоке, особенно в Индии, где жизнь людей веками базировалась на психологических принципах, в королевских процессиях или во время дурбаров впечатление от королевского величия создавалось в умах людей с помощью битья в барабаны; и такое же битье в барабаны происходило во время свадебных церемоний и служб в храмах. Суфии, для того чтобы пробудить в человеке ту часть его эмоциональной природы, которая, как правило, спит, использовали ритмическую практику, помещавшую весь механизм тела и ума в ритм. Во всех людях, сознательно или несознательно, существует склонность к ритму. Среди европейских наций выражение удовольствия демонстрируется хлопаньем в ладоши; жест прощания заключается в помахивании рукой, которое тоже создает ритм. […]

Любой труд или работа, какими бы тяжелыми и сложными они ни были, с помощью силы ритма делаются легче тем или иным образом. Эта идея открывает для думающего средства еще более глубокого изучения жизни.

Ритм во всяком обличии, называемый или игрой, или развлечением, или поэзией, или музыкой, или танцем, и является самой природой всей человеческой конституции. Когда весь механизм тела работает ритмично, то удары пульса, сердца, головы, циркуляция крови, голод и жажда – все показывает ритм, и именно нарушение ритма называется болезнью. Когда ребенок плачет, и мать не знает, что беспокоит его, она берет дитя на руки и похлопывает по спине. Это ритмизирует циркуляцию крови, пульсацию сердца и весь механизм тела; другими словами, приводит тело в порядок и успокаивает ребенка. Детская игра-считалочка "Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!", известная во всем мире в той или иной форме, излечивает ребенка от капризности, помещая все его существо в ритм.

Поэтому врачи больше полагаются на обследования пульса, чем на что-либо другое, при установлении истинной природы заболевания, вместе с обследованием ударов сердца и движения легких спереди и сзади. Ритм играет самую важную роль не только в теле, но также и в уме: перемена от радости к печали и обратно, возникновение и исчезновение мыслей, вся работа ума демонстрирует ритм, а состояния растерянности и безысходности можно объяснить отсутствием ритма в уме.

В древние времена целители на Востоке, и особенно в Индии, при лечении пациента от недуга психологического характера, известного как одержимость или влияние магии, возбуждали эмоциональную природу пациента выразительным ритмом своего барабана и пения, в то же время заставляя пациента качать головой вверх и вниз в такт музыке. Это пробуждало его эмоции и заставляло рассказать о секрете своего недуга, до этого скрытого под покровом страха, условностей и общественных норм. Зачарованный ритмом, пациент исповедовался во всем целителю, и тот был способен обнаружить источник его заболевания.

Слова "задумчивый" и "невнимательный" обозначают ритмическое и неритмическое состояние ума; а равновесие, которое является единственной поддерживающей силой в жизни, сохраняется с помощью ритма. Дыхание, которое удерживает ум и тело в соединении и связывает ум и душу, состоит в сохранении ритма в каждый момент, во время бодрствования и во сне; вдох и выдох можно сравнить с движением и раскачиванием маятника часов. Поскольку вся сила и энергия обретается через дыхание, и дыхание есть знак жизни, а его природа состоит в том, чтобы течь попеременно на правую и левую стороны, то это доказывает, что ритм имеет величайшее значение в жизни.

Так как ритм присущ человеку с рождения и поддерживает его здоровье, поэтому от ритма зависят все жизненные дела человека: его успехи, его неудачи, его верные и неверные действия, всё так или иначе объясняется изменением ритма. У птиц инстинкт к полету есть ритмическое движение крыльев, и та же склонность к ритмическим сокращениям помогает рыбе плавать, а змее ползти.

Пристальное наблюдение показывает, что вся вселенная есть единый механизм, работающий по закону ритма; поднятие и опускание волн, приливы и отливы, рост и убывание луны, восходы и закаты, смена времен года, движение земли и планет – вся космическая система и устройство всей вселенной работают под действием закона ритма. Ритмические циклы с большими и малыми взаимопроникающими циклами поддерживают в своем раскачивании все творение.

Это демонстрирует суть источника проявления: движение рождается из неподвижной жизни, и каждое движение обязательно имеет результатом двойной аспект. Когда вы двигаете палку, то одно движение производит две точки: ту, где оно началось и ту, где оно закончилось, одну – сильную, а другую – слабую; в соответствии с ними дирижер просчитал бы "раз, два", "раз, два": сильный акцент и слабый акцент, одно движение с двумя действиями, каждое из которых определено и отделено от другого. Это тайна, скрытая под двойным аспектом всех фаз и форм жизни; смысл, причина и значение всей жизни находится в ритме.

Существует психологическая концепция ритмов, используемых в поэзии или музыке, которую можно объяснить так: каждый ритм имеет определенное влияние не только на физическое и ментальное тело поэта или того, для кого поэзия написана, музыканта или того, для кого поется песня, но даже на их жизненные дела. Существует поверье, что ритм может принести удачу или неудачу поэту, музыканту или слушателю. Идея состоит в том, что ритм скрыт в корне каждой деятельности, созидательной или деструктивной, поэтому от ритма этой деятельности зависит судьба предприятия. Выражения, используемые в повседневной жизни, такие как "он опоздал" или "это было сделано слишком быстро", или "это было сделано вовремя" – все говорит о влиянии ритма на предприятие. […]

Механизм любого технического типа, работающий сам по себе, создан и продолжает работать по закону ритма; и это еще одно доказательство того факта, что весь механизм вселенной основан на законе ритма.

16.11.2011 00:00АВТОР: Ю.Ю. Будникова. Э.М. Слонимский | ПРОСМОТРОВ: 2434


ИСТОЧНИК: СПБГ МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наука и исследования. Статьи. »