М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Путь к общине. Наталия Спирина, Наталия Жукова


 

ДУХОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ СИБИРСКОГО РЕРИХОВСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Изучающие Учение Живой Этики и стремящиеся применить его в жизни неизбежно сталкиваются с духовными проблемами и испытаниями. Путь совершенствования нелёгок, неустанно идёт «бой с самим собой».

Так и каждое Рериховское Общество, поскольку состоит из несовершенных членов, проходит свои духовные испытания

 

* * *

 

Обратимся к истории и опыту Сибирского Рериховского Общества, которое в 1989 году [1] было создано Наталией Дмитриевной Спириной (1911-2004), а затем работало под её Водительством.

Наталия Дмитриевна Спирина. 1995Сейчас имя Наталии Дмитриевны ― поэта и прозаика, искусствоведа и рериховеда, ученицы Бориса Николаевича Абрамова (ближайшего Харбинского ученика Н.К. Рериха) ― широко известно. В 1959 году, выполняя Указание, данное Рерихами, вместе с Б.Н. Абрамовым Наталия Дмитриевна из Харбина приехала в Новосибирск и положила начало Рериховскому Движению в Сибири. В Харбине, а позднее в Новосибирске Наталия Дмитриевна много писала на темы Учения Живой Этики ― стихи, и прозу… Елена Ивановна Рерих, с которой переписывался Б.Н. Абрамов, положительно отзывалась о ней и одобряла её творчество [2]. Когда было создано Сибирское Рериховское Общество и в Новосибирске ― первыми в России ― стали издаваться книги Учения, возникла необходимость разъяснять положения Живой Этики, отвечать на вопросы, а также рассказывать о жизни и творчестве семьи Рерихов.

Тогда же начались памятные многим ежемесячные встречи ― Круглые столы СибРО, на которые помимо новосибирцев приезжали представители Рериховских Обществ других городов России и стран Содружества.

К этим встречам Наталия Дмитриевна всегда готовила Слово ― небольшой очерк на темы Учения. А к Памятным датам, Рериховским конференциям и Чтениям она писала уже более развёрнутые выступления и доклады.

Затем тексты за год собирались и издавались. Так в течение ряда лет выходили «Отблески» ― сборники выступлений Наталии Дмитриевны Спириной по Учению Живой Этики и наследию семьи Рерихов[3] .

Потом Наталия Дмитриевна Указала издать «Отблески» в хронологическом порядке отдельной книгой, что и было сделано, но только в 2007-2008 годах ― почти через четыре года после её ухода с земного плана[4].

 

* * *

 

Изучая «Отблески», мы знакомимся с подлинной, духовной историей Сибирского Рериховского Общества, которое в своём развитии проходило разные этапы, подвергалось нелёгким испытаниям, преодолевало многие трудности ― и внешние, и внутренние.

Но в любых ситуациях «Отблески», подобно маяку во тьме, не давали сбиться с верного пути ― пути изучения и претворения Учения Живой Этики.

Помимо непреходящих тем Учения «Отблески» Наталии Дмитриевны содержат совершенно конкретные Указания. В них, также как в Учении, в Письмах Н.К. и Е.И. Рерихов, в Гранях Агни Йоги нет ничего случайного.

Кому адресованы Слова Наталии Дмитриевны? В первую очередь, Сибирскому Рериховскому Обществу [5]. Слова эти разъясняют возникшие ситуации, указывают на духовные проблемы сотрудников, предупреждают о готовящихся испытаниях…

Всем нам, долгие годы работавшим вместе с Наталией Дмитриевной, названия её Слов напоминают о многом: «Время подражать», «Звено», «Основы внутренней жизни СибРО», «О встречах», «Что могут тёмные…», «Стебель травы», «Человечный человек», «Три искушения»… [6].

 

* * *

 

Сейчас особенно сильно прозвучало Слово «Путь к общине». Написано оно было в 2003 году к Круглым столам СибРО 30 марта и 27 апреля. Через полгода после этого Наталию Дмитриевну внезапно поразил инсульт. После четырнадцати месяцев мученичества и тяжкой борьбы за жизнь, она ушла…

«Путь к общине» — это итог целого этапа жизни Сибирского Рериховского Общества, который начался в 2000 году с приездом новых людей на строительство Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. К 2003 году был сформирован монолитный коллектив, который провозгласил, что община в СибРО уже построена.

Слово Наталии Дмитриевны состоит из двух частей. В первой описываются свойства, препятствующие построению общины. Во второй ― качества, необходимые для её создания.

Все участники и свидетели тех событий могут подтвердить: первая часть Слова ярко и образно описывает то положение, которое сложилось в СибРО к 2003 году. Да, существует некое «сообщество людей», крепко спаянных между собой. Но община ли это?

Наталия Дмитриевна поясняет: «Невежественная община — темница, ибо община и невежество несовместимы» [7].

Она призывает: «Рушите негодное, где бы оно ни укрывалось. Раскрывайте невежество под любой личиной. (Здесь и далее выделено мной ― Н.Ж.) Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило. Конечно, вы знаете, что невежество не излечивается перелистыванием книг, но синтезом вмещения»,[8] то есть осуществлением познанного в обыденной жизни.

Следуя этим словам Учения, Наталия Дмитриевна бесстрашно разоблачает тёмные происки, скрытые под сладкими лживыми словами и лицемерными масками окружающих её в последние годы людей.

Не случайно, говоря о невежестве, она приводит своё любимое стихотворение Лермонтова «Пророк». И с горечью пишет: «Человек невежественный не поймёт и не оценит то духовно прекрасное, что встречается ему на пути, возрождает и питает его дух. Так были в своё время не признаваемы гении человечества в разных областях науки, искусства и духовных откровений и оценённые много позднее».

Что же не поняли и не оценили невежды? Высоту Духа Наталии Дмитриевны и её пророческие Слова. Льстя и превознося её публично, они не выполняли её Указаний, а во многом поступали ровно наоборот.

Читая отрывок из басни Крылова «Ворона и лисица» мы узнаём всем знакомую, «власть имущую» «преемницу», окружившую себя лицемерными льстецами, которые за свои восхваления получали и получают немало желаемого.

Далее мы воочию видим и другие недопустимые свойства, что махрово расцвели под ее «руководством»!

Апостол говорил: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». Особенно это верно в отношении нашего Сибирского Рериховского Общества, где невозможно ничего скрыть.

 

Мы слышим то, что за словами,
Что говорят, не говоря;
Чего хотят,
от нас скрывая,
Но добиваясь втихаря.
Напрасный труд.
Пространство слышит
И срезонирует в ответ;
И бумеранг назад просвищет,
Быть может, через много лет [9].

 

Ясно видя всё, что творилось вокруг, Наталия Дмитриевна работала для будущего и пророчески возвестила возрождение Сибирского Рериховского Общества. Название журнала «Восход», данное ею в это время, об этом свидетельствует.

Но для этого нужно повернуть от тьмы ― к Свету! Ведь ещё можно воспрянуть, но надо явить честность и мужество, увидеть собственную скверну, ужаснуться и раскаяться. Те, в ком ещё осталась совесть и жива искра Божия  устанут, наконец, от лжи, самомнения и невежества, и сердца их возжаждут правды — горькой, но спасительной.

Во второй части Слова «Путь к общине» Наталия Дмитриевна указывает на те качества духа, которые нужно явить для освобождения от зла и возрождения нашего Общества.

Что же это за качества?
- Расширение сознания.
- Вмещение основных понятий Учения: Беспредельности, Иерархии, Братства, общины, бессмертия, кармы, сотрудничества с дальними мирами.
- Искренность.
- Самоотвержение.
- Бесстрашие.
- Спокойствие.

Как-то Наталию Дмитриевну спросили: «Кто имеет право и должен быть членом Сибирского Рериховского Общества?»

Она ответила: «Тот, кто полностью разделяет и по возможности применяет Учение Живой Этики, на котором оно (Общество) основано. Надо читать и изучать книги Учения, Письма Е.И. Рерих, Грани Агни Йоги — основные материалы, которые человек, желающий стать активным членом СибРО должен постоянно изучать» [10].

Иначе, предупреждала она, «мы можем остаться, как в сказке Пушкина, старухой у разбитого корыта, и золотая рыбка счастья уплывёт от нас навсегда. Сейчас, ввиду явления конечного отбора, нам дана последняя возможность приближения к Высшему Миру, и если мы не воспользуемся этим великим даром, то эта возможность уйдёт от нас навсегда, как уплыла золотая рыбка счастья от корыстолюбивой старухи» [11].

Жертвенен путь Высокого Духа и неразрывен с подвигом его жизни.

Выполнение всех Указов, переданных Наталией Дмитриевной, приведёт к возрождению Сибирского Рериховского Общества, которое она никогда не покинет.

 

Зову на бой с самим собою...
Грани Агни Йоги, IX, 173

 

Зову на бой с самим собой!
Тебе от сотворенья дан
Свободной воли страшный дар.
Той битвы роковой исход,
Свою судьбу, паденье, взлёт
Решать настанет твой черёд,
Когда урочный час пробьёт [12].
Наталия Жукова.
Новосибирск. 13 марта 2009 г.

 

Наталия Cпирина

 

ПУТЬ К ОБЩИНЕ

I

 

..Без общины Земля жить не может.
Община, 29

 

Учение Живой Этики говорит: «Рассеиваем суеверие, невежество и страх. Куем мужество, волю и знание. Всякое стремление к просвещению приветствовано. Каждый предрассудок невежества обличён» [1].

Смысл и цель нашей жизни — создать общину на Земле и утверждать её как преддверие к великой Общине Белого Братства. «Человечество возопило о невозможности оставаться в невежестве. Как единственная дверь для движения остаётся община. Пусть толкования общины многоразличны, но русло их одно. Отчалив от ветхого берега, человечество, неминуемо, достигнет тот же эволюционный, указанный, прямой утёс Нового Мира. Только слепые не замечают неслыханного ускорения симптомов эволюции»[2].

Без утверждения общины на Земле путь к совершенствованию будет закрыт. Что требуется для общины на Земле и приближения её к великой Общине Белого Братства? Начнём со свойств, преграждающих путь к ней. В Учении Живой Этики даётся перечисление этих свойств: «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие» [3].

Начнём с первого из них — с невежества. Как должно его понимать и что порождает непонимание этого свойства? Человек, творящий зло, совершающий недопустимые поступки, забывает, какую роль могут сыграть последствия этих действий в его собственной судьбе. Во всех религиях об этом достаточно много сказано. Там говорится о Божьем гневе на Земле и о проявлении его в загробном существовании; указывается о наличии рая и ада, как следствиях совершаемых человеком на Земле поступков, в самых разнообразных устрашающих или благостных образах: грешники горят в вечном огне или подвергаются различным нескончаемым пыткам; праведники блаженствуют в райских кущах. Религии, проповедующие перевоплощение, предупреждают человека о его будущей тяжкой или счастливой судьбе в следующих воплощениях в зависимости от совершённых им прошлых деяний.

Невежество опасно тем, что человек не понимает, что он невежда; не понимает и того, какая судьба ожидает его вследствие этого, и потому не будет бороться со своими недостатками. Он уверен, что он сам умён, а все остальные — глупцы; что он во всем прав, а другие заблуждаются.

«Современным дугпа [тёмным силам] не очень трудна работа, стоит лишь сказать — "как ты прекрасен!" — и плод упадёт. Но если замедлит, то дугпа нежно посоветует — "отложи". И так найдёт минуту, когда человек отложит и силу и возможности. Конечно, всегда остаётся третье излюбленное средство, а именно золото. Мы оберегаем лишь на правильном пути [то есть пути света]. Когда во тьме кто-то шатается, он выпадает из луча» [4].

«Если люди чего-то не видят, то оно для них и не существует. Такое невежество можно проследить от древних времён и до сего времени. Ничто не может заставить видеть человека, который не хочет видеть. Пора понять, что не только видимое существует, но Мир полон невидимых реальностей» [5].

Человек невежественный не поймёт и не оценит то духовно прекрасное, что встречается ему на пути, возрождает и питает его дух. Так были в своё время не признаваемы гении человечества в разных областях науки, искусства и духовных откровений и оценённые много позднее. С захватывающей силой об этом сказано в стихотворении Лермонтова «Пророк».

 

С тех пор как вечный Судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

 

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи

 

Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

 

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

 

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

 

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

 

Как для отдельного человека непонимание значения общины губительно, так и для сообщества людей часто не доходит понимание, что «невежественная община — темница, ибо община и невежество несовместимы» [6].

«Рушите негодное, где бы оно ни укрывалось. Раскрывайте невежество под любой личиной. Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило. Конечно, вы знаете, что невежество не излечивается перелистыванием книг, но синтезом вмещения» [7], то есть осуществлением познанного в обыденной жизни.

Следующим отрицательным свойством, указанным в книге «Община», будет страх. «Постоянно настаиваем о преодолении всякого страха. Это требование неотвлечённо, но направлено к ближайшему восхождению вашему. Страх, как многие отрицательные свойства, усиливаясь, образует своего рода отрицательный магнит. Этот магнит, при следующих существованиях, будет обращать личность по заложенному предмету страха. Если человек чего-то боится, ему непременно придётся пройти именно тропою этого ужаса, пока не исчерпает свой страх. Потому полезно, чтобы человек, осознав невредимость своей духовной сущности, теперь же освободился от всех страхов. Ведь все устрашения ничтожны. Даже встреча с сильными тёмными сущностями не опасна, если сохранена прочная связь с Иерархией. Также могут быть исчерпаны и другие отрицательные свойства явлением сознания, что недостойно возвращение к ним, и когда придётся испытывать на себе их обратный удар» [8].

Боязливые, по словам Иоанна Богослова, будут ввергнуты в озеро, горящее огнём и серою, в числе тех, кто нарушает Божественные Законы.

Страх многоразличен. Насколько страх Господень, то есть опасение нарушить Божественные Заповеди, благотворен, настолько страх за свою жизнь и имущество вреден и тяжко действует на испытывающего его. В Притчах Соломона сказано: «...Страх Господень есть истинная премудрость...»[9] «...Страх Господень отводит от зла» [10].

В книге «Община» перечисляются разновидности обывательского страха и призывы к его изгнанию: «Мы изгоним всякий страх. Мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зелёные перья изменчивой дрожи, жёлтые перья тайного уползания, красные перья исступлённого стука, белые перья умолчания, чёрные крылья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними тот же идол страха. Каждое крыло страха несёт вниз.

Благословенный "Лев" [Будда], бесстрашием одетый, заповедал учить явлению мужества» [11].

Рассмотрим следующие преграждающие путь к общине свойства — это ложь и лицемерие. С глубокой древности ложь и лицемерие считались одними из смертных грехов, то есть грехов, приводящих к смерти духа. «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасётся» [12], ― сказано в Притчах Соломоновых. В книгах Учения Живой Этики об этом отрицательном явлении говорится: «Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою» [13]. «Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего. Неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно эти последствия подобно обещаниям врастают в карму для неотложного изживания» [14].

«Извращение истины может быть сознательное и бессознательное. Люди будут уверять, что они извращают бессознательно, но, по большей части, именно они действуют сознательно. Различие в том, что сознательность будет разных степеней. Часто можно видеть, что изобретаются самые невероятные нагромождения, лишь бы получить малую выгоду для себя, чтобы потешить самолюбие или приобрести пригоршню серебра. При этом забывают несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясаемой истины» [15].

«Пусть люди приучаются изгонять из жизни множество мелкой лжи и научатся применять к жизни правду. Ничто так не разрушительно, как сознательное, вредоносное извращение действительности...» [16].

Говоря о лжи, упомянем родственное ей свойство, а именно лицемерие, так как лицемерие есть по существу разновидность лжи, употребляется оно тогда, когда человек стремится кого-то обольстить. Очень ярко этот приём изображён в знаменитой басне Крылова «Ворона и лисица», где лисица, восхваляя ворону, провоцирует её каркнуть и таким образом выронить желаемый кусочек сыра, который ворона держала в клюве. С этой целью лисица начинает льстить вороне, восхваляя её:

 

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, ―
Ведь ты б у нас была царь-птица!

 

Лицемерят власть имущим, от которых зависит благополучный исход  дел, и часто получают желаемое. В общине стремятся не угождать ближнему, а помочь ему освободиться от препятствующих единению недостатков. «Мы никогда не советуем притворство улыбки. Как противно каждое несправедливое суждение, так же и лицемерная личина будет показателем притворства и болезни ауры. Но просим быть добрее в сердце — это самый лучший бальзам»[17].

«Много масок человеческих, но одна из самых отвратительных будет личина единения. Нужно потонуть в грязи, чтобы посметь на такую ложь, чтобы показать улыбку единения, а в глубине сердца таить гримасу злобы. Нужно представить себе весь надлом духа, чтобы понять, насколько такой человек нарушает человеческое достоинство» [18].

Далее надо упомянуть своекорыстие и присвоение. Первое из этих свойств порождает второе, то есть своекорыстие порождает присвоение. Присвоения могут быть значительные или незначительные, начиная от малой суммы денег и кончая большими достижениями и открытиями в областях науки или искусства.

«Сколько радости в чувстве, если можно восхищаться добром ближнего. Но сколько тьмы в личном присвоении Общего Блага. Пусть жестокосердие задумается о сказанном» [19].

Очень важна непривязанность к временным предметам, нужным в данный момент для нашего тела или нашей работы. Мы ценим их полезность, но понимаем их временность. И когда минует необходимость их иметь, мы расстаёмся с ними без всякого сожаления или чувства собственности.

«Корыстолюбие есть грубое невежество. Только истинное сотрудничество может спасти от такой злокачественной коросты. Корыстолюбец имеет на лице своём печать. Он не причастен к сердцу, чаша его горькая. И Тонкий Мир для корыстолюбца лишь источник мучений» [20]. При переходе в Тонкий Мир человек, привязанный к имеющимся у него материальным ценностям, не имеет возможности взять их с собой, и это является источником его переживаний. Вместо устремления вверх он остаётся прикованным своей привязанностью к вещественным ценностям, в данном состоянии ему уже совсем ненужным и оставленным им в материальном мире по причине смерти его тела. Это препятствует ему осознать своё новое состояние и те новые для него условия, в которых он очутился. Поэтому очень полезно понять, что в этом мире всё дано нам во временное пользование, не является нашей собственностью и не понадобится нам в развоплощённом состоянии.

Очень легко приобрести какую-либо дурную привычку и чрезвычайно трудно от неё освободиться. Как и когда рождаются вредные привычки? Часто бывает так, что подростки, желая походить на взрослых, начинают им подражать — пробовать курить, пить или сквернословить, а потом это входит в привычки, отделаться от которых чрезвычайно трудно и требует прежде всего осознания вредоносности этих привычек и больших усилий воли, чтобы от них отказаться. А последняя бывает у многих очень слабо развита. Следует с самых малых лет в семье и школе внедрять детям отвращение к этим порокам, разъясняя им весь вред, который от них происходит. Люди должны знать, что психическую энергию (то есть нашу жизненную силу, без которой человек неполноценен и не может в должной мере проявить свои способности и дарования) губят «курение, пьянство, наркотики и всевозможные потворства своим слабостям, распущенность и попустительство» [21].

Елена Ивановна Рерих пишет: «Вообще, имейте в виду, что никакие наркотики не рекомендуются при следовании по пути Агни Йоги. Также совершенно пагубно курение и злоупотребление спиртными напитками. Даже мясная пища вредна, вводя в организм разложившиеся частицы. Конечно, как врачу, вам известно, как осторожно нужно выводить организм из привычных ему условий, дабы избежать губительных реакций. Но много ли таких, которые смогут сделать это постепенно? Но никакая Агни Йога недоступна при курении и злоупотреблении спиртными напитками» [22]. «Конечно, курение уносит нашу жизненную силу» [23].

«Курильщик знает, что курение вредно, и всё-таки курит. Многие понимают, что их губит вино, и всё-таки пьют. Одного понимания недостаточно, необходимы крепкая воля, и твёрдое решение, и прежде всего сильное желание освободиться от того или иного вида рабства. Многие виды всевозможного рабства яро процветают среди людей, считающих себя свободными. В этом трагедия мира» [24].

Теперь поговорим об очень распространённом пороке — о сквернословии. Это одно из проявлений зла в нашем обиходе, преграждающее путь к общине. От самых малых, казалось бы, невинных ругательств и до грязных непристойных выражений — всё засоряет пространство и незаметно, но несомненно вредит здоровью. Ужасно, когда сквернословят при детях, и дети потом по своему неведению повторяют эти ядовитые слова. Ведь дети очень часто не понимают скрытый смысл гнусных выражений, употребляемых взрослыми, но это не уменьшает их вредоносности.

В книге «Надземное» говорится: «Сквернословие и злословие заражают атмосферу и противны Божественному Началу. (...) Последствия раздора, подобно следствию скверной болезни, сказываются постепенно. Глупцы думают, что избегли последствий, если проснутся на следующий день. Нарушители сотрудничества должны судиться, как вредители общественного достояния; изгнание будет их уделом» [25]. К числу нарушений сотрудничества необходимо добавить и сквернословие, оскорбляющее тех, кто его слышит или на кого оно направлено.

В книгах Учения Живой Этики многократно упоминается недопустимость сквернословия. Там говорится: «Каждое сквернословие и ссора есть уже хвала тьме. Страшный нож не за поясом, но на конце языка. Когда-то придётся понять, что сказанное и помысленное неизгладимы. Каждый, помысливший во благо, может радоваться этому, но и наоборот» [26]. «Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несёт понижение всего интеллекта» [27].

«Антипод молитвы — сквернословие. Оно смущает и грязнит пространство. Запрещено в городах иметь фабрики, полные ядовитых газов, но кощунства и сквернословие по следствиям своим вреднее. Люди не хотят освободиться от самого губительного вещества, порождающего устрашающие разрушения. Уже не говорю о болезнях, порождённых нарушением атмосферы. Ужаснее всяких болезней будут разрушения слоев около планеты. Сколько же молитв и добрых мыслей требуется, чтобы заполнить эти пропасти и язвы пространства! Если опасны безводные пустыни и смерчи, то то же самое наблюдается, когда человечество опустошает вокруг себя живительные силы. Ведь самоопустошённые остовы, как гробы гниющие.

Упаситесь от сквернословия!» [28].

Под конец хочется призвать всех ради собственного блага начать избавляться от своих отрицательных свойств, незамедлительно заменяя их положительными. Когда мы это делаем, то тем самым отрицательные свойства перестают существовать.

 

Всегда борьба. Всегда победа.
Иначе плен. Иначе смерть.
И до́лжно трудности и беды
Своим огнём преодолеть.
Идти вперёд и не сдаваться,
И зная, что за нами Братство,
Мир новый строить и беречь
[29].

 

II

 

Сегодня мы продолжаем тему об общине. В начале мы разобрали качества, препятствующие созданию общины. Теперь мы приступаем к рассмотрению качеств, способствующих её созданию.

Начнём с расширения сознания, для того чтобы оно могло вместить понятие общины, потому что препятствует этому вмещению узость сознания.

«Всему поможет община, но общине поможет расширение сознания» [30]. «Община-содружество, прежде всего, ставит условием для вступления [в неё] два сознательных решения — труд без границ и принятие задач без отказа. (...) Как следствие труда безграничного, может быть расширение сознания» [31].

«Труд познавания пусть будет почтён, ибо каждое познание способствует расширению сознания. Ошибка думать, что лишь духовный философский труд утвердит рост сознания. Запомните, что каждый познавательный труд есть движение, и в нём сознание расширяется» [32].

«Расширение сознания — Наше устремление, и когда Наши сотрудники несут этот сосуд, то утверждается полная кооперация. Так Наши Братья творят, расширяя сознания. И великий опыт Агни Йоги даст человечеству расширение сознания и великое понимание двух миров» [33].

«Расширение сознания вмещает все понятия, которые ведут к эволюции» [34] человечества. Напомним об этих понятиях — это беспредельность, Иерархия, Братство, община, бессмертие, карма и сотрудничество с дальними мирами. Поговорим о них. Только осознав понятие беспредельности, можем мы приступить к понятию общины.

 

Предела нет. Осталась Беспредельность.
И нет конца. Начало — каждый день.
Уходит смерть. Лишь цепью нераздельной
Ждёт смена форм и новая ступень,
Восхода луч, а не могилы тень.
И радость не развеют злые ветры,
В Тебе она — и потому бессмертна
[35].

 

«Урусвати знает, что расширенное сознание гармонизирует окружающие сознания и даже являет влияние на атмосферу; получается своеобразный магнит, который притягивает и преображает окружающее; такое состояние важно не только для Земли, но и для Надземного Мира. Конечно, расширение сознания не даётся легко. К тому же многие люди смешивают расширение сознания с механическим познаванием» [36].

Расширение сознания для Подвижников есть вмещение Высшего мира. Пока сознание находится только в области земных представлений, оно, собственно говоря, не расширяется, а вращается по земному кругу, но не по спирали, направленной вверх, к Высшим мирам, как у людей духовного склада.

«Урусвати знает сущность расширения сознания. Около этого понятия особенно много недоумений и непонимания. Неопытные исследователи полагают, что такое расширение происходит извне, и счастливый получатель лишь с признательностью принимает высший дар. Такие испытатели забывают закон свободной воли. Они будут огорчены, если узнают, что расширение сознания происходит не извне, но изнутри.

Лишь огненный магнит сердца, воспламенённый высоким мышлением и устремлением, привлечёт высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия. Люди не оценивают магнит сердца и тем умаляют своё значение.

Невозможно предположить, что Высшие Силы будут насиловать свободную волю. Наоборот, красота в том, что человек оказывается зачинателем своего восхождения, но сотрудничество проявится в зависимости от силы и чистоты мышления. Так, человек сам подготовляет своё положение в Надземном Мире» [37].

«Давно сказано о расширении сознания, но и это понятие толкуется превратно. Нередко полагают, что расширение сознания заключается в допущении всего, но тогда сознание обратилось бы в постоялый двор! Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить» [38].

«Прекрасна мысль о Братстве на Земле. (...) Так каждая применённая мысль даст рост духу. Так каждая применённая мысль даст расширение сознания» [39].

А теперь станем говорить о каждом из качеств отдельно. Начнём с понятия искренности. В основе слова «искренность» лежит слово «искра», то есть проявление огня, без которого искренности быть не может, потому что только в огне та чистота, которая заслуживает доверия.

«Искренность есть понятие реальное и непобедимо острое. Не для расплывчатой доброты можно на примерах показать, как искренность подобна правильно направленному удару копья. Каждое сомнение уничтожит мощь удара. Потому для Нас искренность есть кратчайшее достижение» [40].

Следующим из упоминаемых качеств будет самоотверженность — в самом построении этого слова уже содержится его смысл. Для того, чтобы следовать за Учителем и осуществлять на деле данное нам Учение, самоотверженность совершенно необходима, ибо её антиподом будет самость, то есть культ себеслужения, но не служение Общему Благу.

«Давно Сказано: отвертись от себя и следуй за Мною. Условие самоотвержения, то есть отвержение своей самости, непреложно, и таковым остаётся в веках. Следовать за Учителем можно, только отвергнув себя» [41].

«Когда говорим о самоотречении и самоотверженности, мыслим об отрешении от личности малой своей и всего, что затрагивает её так яро. Именно душу свою, личность свою утерявший обретает её, то есть уже перенесённым сознанием своим в Индивидуальность приобщается к жизни Бессмертной Триады. Душа как бы обретается вновь. Но сознание уже перенесено из малого личного «я» в «Я» большое. Просто отбрасывается нечто малое, чтобы заменить его бо́́льшим и более ценным» [42].

«Воздадим должное каждому акту самоотверженности. Длительность следствий его во времени приносит свои огненные плоды. Пространство не забывает таких действий. Люди могут забыть и даже вовсе не знать многих неизвестных героев. Но героические деяния запечатлеваются в свитках Акаши [то есть пространства], и следствия их сопровождают героя во всех его жизнях. Жертвенность и героизм близки по духу, ибо являют собою именно подвиг. Подвигом отличается потолок взлёта духа, Подвиг духа крылья даёт. Подвиг не умирает в пространстве. Героические деяния в пространстве живут, вдохновляя людей на свершение новых» [43].

Героические деяния требуют бесстрашия, только при наличии этого высокого качества могут осуществляться героические действия и подвиги. Мы можем вспомнить любой подвиг, совершённый в истории человечества, и всегда он будет сопровождаться уявлением полного бесстрашия.

«Мужество и бесстрашие действительно могут охранить от всех злобных нападений, но мужество должно быть действительным и подлинным. Тонка граница между подлинным и мнимым. Только на расстоянии можно видеть, где пробежала искра разделения. Так, нужно напомнить о том, что лишь подлинное принесёт и следствие.

Мыслитель указывал, что ученики должны испытывать себя на бесстрашии. Если Учитель замечал, что ученик боялся чего-то, Он немедленно снова ставил его лицом к тому, что его испугало. Такое же испытание употреблялось и в школах Спарты. При этом, чтобы удостовериться, следили за выражением глаз. Так и Мы наблюдаем за истинным движением духа. Мы радуемся, когда можем увидеть подлинное мужество» [44].

«Среди понятий мужества самое непобедимое — мужество пылающего сердца, когда со всею решимостью, при полном сознании подвига, явленный воин знает лишь путь наступления. С этим подвигом мужества может сравниться лишь крайняя степень мужества отчаяния. Отчаяние, с тою же поспешностью, стремится от прошлого, как мужество пылающего сердца одолевает будущее. Итак, где нет мужества пылающего сердца, там пусть будет мужество отчаяния! Лишь так могут воины одержать победу, когда натиск велик. Не имеют значения все прочие виды мужества, ибо в них будет половинчатость; ибо нужно избежать это свойство, соседнее с трусостью и предательством» [45].

«После мужества приходит спокойствие. Не может вооружиться спокойствием трус. Но как прекрасно спокойствие меча истины, потому нужно твердить себе о мужестве, как о вратах необходимых» [46]. «Зовём к спокойствию и, в то же время, постоянно говорим о битве. Следует понять эту борьбу, как трудовое накопление сил. Невозможно напрягать энергию без труда, но каждый труд есть борьба с хаосом. Так знание смысла борьбы даст и спокойствие» [47].

«Пусть будет что будет, но спокойствие равновесия утверждается, несмотря ни на что. Несокрушим дух, неразрушима сущиость его, и потому Говорю, равновесие утверждается на основании прочном. Не беспочвенные мечтания, не иллюзии Майи, не преходимость и непрочность всего, что вокруг, но вечное духа начало, но действительность сущего, но нерушимость зерна духа утверждается сознанием, когда утверждается равновесие. Огонь равновесия мощен. Он бесконечно сильнее астральных огней, Эта огненная мощь нагнетается духом внутри, за бронёй заградительной сети, вне зависимости от того, что творится вовне. И об неё бессильно распыляется ярость волн тёмных. Могут очень вредить, когда есть за что и на чём удержаться. (...) Когда достигнуто состояние равновесия, можно сказать: вот наступает тьма, но не имеет во мне ничего»[48].

«Спокойствие и равновесие могут уявляться при самых напряжённых и активных действиях. Мудро следует научиться сочетать напряжение с равновесием. Напряжение совсем не означает беспокойства и хаотичности действий. (...) Сохранить равновесие в действии будет знаком усвоения и понимания доктрины напряжения»[49].

«Урусвати знает, как превратно толкуют спокойствие душевное, тот внутренний мир, который порождает и мир всего сущего. Явление исканий мира внутреннего должно приветствовать, ибо такое состояние облегчает и высшее общение. Люди приобретают спокойствие душевное и тем открывают себе доступ к лучшим решениям. (...) Дело в том, что среди искателей душевного спокойствия имеются и такие, которые наполнены особого рода самостью. Они преисполнены ложною скромностью и полагают, что в ничегонеделании они обретут желанное спокойствие. Они недурные люди и не делают зла, но и добро их весьма скудно. Какое же спокойствие произойдёт от бездействия! (...) Люди должны стремиться к внутреннему миру, но они должны принимать участие в жизни. Можно найти в лучших Заветах, что и в битве можно хранить спокойствие. (...) Нужно напомнить тем, кто погружён в бездействие, что они своим путём создадут ложную иллюзию спокойствия, но дух их не закалится и не преуспеет» [50].

«Спокойствие есть венец духа» [51].

 

Во всех мирах спокойствие храни,
На всех путях, и радостных, и трудных.
Оно обережёт твои огни
От злых ветров и вихрей безрассудных;
В пути поможет чашу не пролить
И сохранить серебряную Нить
[52].

 


Круглый стол Сибирского Рериховского Общества
30 марта 2003 г. (I часть).
27 апреля 2003 г .(II часть).

Опубликовано:
Спирина Н.Д. Путь к общине /На Восходе. №№ 4-5, 2003.
Спирина Н.Д. Путь к общине /Спирина Н.Д. Отблески-2003. Новосибирск: СибРО, 2004.С.21-37.
Спирина Н.Д. Путь к общине /Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С.594-609.

 

Примечания к статье Н. Спириной «Путь к Общине»
1. Община. Вступление.
2. Там же, 265.
3. Там же, 178.
4. Иерархия, 413.
5. Братство, 130.
6. Община, 119.
7. Там же, 193.
8. Сердце, 222.
9. Книга Иова, 28:28.
10. Притчи Соломоновы, 16:6.
11. Община, 41.
12. Притчи Соломоновы, 19:5.
13. Братство, 351.
14. Агни Йога, 146.
15. Надземное, 336.
16. Иерархия, 332.
17. Братство, 247.
18. Там же, 460.
19. Там же, 213.
20. Община, 113.
21. Грани Агни Йоги, IV, 357.
22. Письма Елены Рерих. Т.1. Рига, 1940. 28 августа 1931.
23. Письма Елены Рерих. Т.2. Рига, 1940. 14 августа 1936.
24. Грани Агни Йоги, X, 350.
25. Надземное, 181.
26. Мир Огненный, I, 136.
27. Братство, 394.
28. Аум, 38.
29. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск: СибРО, 2001. С. 342.
30. Община, 30.
31. Там же, 133.
32. Надземное, 698.
33. Беспредельность, 696.
34. Там же, 886.
35. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск: СибРО, 2001.С..281.
36. Надземное, 796.
37. Там же, 860.
38. Там же, 521.
39. Беспредельность, 777.
40. Община, 134.
41. Грани Агни Йоги, V, 528.
42. Грани Агни Йоги, VI, 386.
43. Грани Агни Йоги, VII, 32..
44. Надземное, 295.
45. Иерархия, 314.
46. Сердце, 240.
47. Братство, 542.
48. Грани Агни Йоги, II, 563.
49. Грани Агни Йоги, VII, 565.
50. Надземное, 254.
51. Аум, 120.
52. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск: СибРО, 2001. С. 176.

 

Примечания к статье-вступлению Н.Жуковой:
1. С 1989 года Общество работало как Рериховская секция при Обществе советско-индийской дружбы, а в 1991 году было зарегистрировано как Сибирское Рериховское Общество.
2. Из писем Е.И. Рерих – Б.Н. Абрамову /Восход (спецвыпуск) № 5, 24 января 2006 г. С.2.
3. Всего вышло 15 сборников.
Отблески-1944-1989. Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1996.
Отблкески-1990. Екатеринбург: Свердловское Рериховское Общество, 1997.
Отблески-1991. Екатеринбург: СибРО, СРО, 1997.
Отблески-1992. Екатеринбург: СибРО, СРО, 1997.
Отблески-1993. Екатеринбург: СибРО, СРО, 1997.
Отблески-1994. Екатеринбург: СибРО, СРО,1997.
Отблески-1995. Екатеринбург: СРО, 1996.
Отблески-1996. Екатеринбург: СибРО, СРО, 1997.
Отблески-1997. Новосибирск: СибРО, 1998.
Отблески-1998. Новосибирск: СибРО, 1999.
Отблески-1999. Новосибирск: СибРО, 2000.
Отблески-2000. Новосибирск: СибРО, 2001.
Отблески-2001. Новосибирск: СибРО, 2002.
Отблески-2002. Новосибирск: СибРО, 2003.
Отблески-2003. Новосибирск: СибРО, 2004.
4. Спирина Н.Д. Отблески /Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т.1, 2. Новосибирск: СибРО, 2007-2008.
5. В 2001 году сотрудник СибРО В.Т. Харьковский задал вопрос Наталии Дмитриевне: «Многие гадают ― к чему относятся Ваши Слова? К ситуации в мире или к ситуации в России?»  Наталия Дмитриевна ответила: «К ситуации в СибРО».
6. Например, написанное в 1995 году Слово «Три искушения» (слава, богатство, власть) посвящено конкретным сотрудникам СибРО, которые в это время увлеклись администрированием, материальными благами и утверждением собственных амбиций.
7. Община, 119.
8. Там же, 193.
9. Спирина Н.Д. Перед Восходом. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 53
10. Беседа Н.Д. Спириной от 26 ноября 1998 г. Архив Н.В. Жуковой.
11. Спирина Н.Д. Взаимосвязь /Спирина Н.Д. Отблески – 2003. Новосибирск: СибРО, 2004. С.50.
12. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 1999. С. 222.

15.08.2009 16:00АВТОР: Наталия Спирина, Наталия Жукова | ПРОСМОТРОВ: 1343




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »