Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха. Ева Меркачева. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Пусть знамя развевается над очагами света


Н. К. Рерих. София-Премудрость. 1932

Н.К. Рерих. София- Премудрость. 1932

 

Пусть Знамя развевается над очагами света,
над святилищами и твердынями прекрасного.
Пусть оно развевается над всеми пустынями,
над одинокими тайниками Красоты, чтобы от
этого зерна священного процветали пустыни.
Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено.
Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры.
Н.К.Рерих.

 

В этом году 15 апреля исполняется 75 лет подписания в Вашингтоне Пакта Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Президент Рузвельт при подписании Пакта сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

В наше «мирное» время, когда стало уже привычным слышать о случаях вандализма, когда исторические и культурные памятники расстреливаются, взрываются, сбрасываются с пьедестала, разрушаются повсеместно, порой просто от пренебрежения, особенно важно как можно шире распространять знания о Знамени Мира, о значении Культуры в эволюции человечества, и таким образом бороться с невежеством, предрассудками и предубеждением.

 

ИСТОКИ

 

С детских лет Николай Константинович Рерих увлекался археологией. Свои первые раскопки он совершил в возрасте 10 лет в Изваре. И уже тогда проявилось его бережное отношение к памятникам культуры. В дальнейшем, став известным археологом, членом Русского Археологического Общества (1896г.), Николай Константинович внес значительный вклад в развитие Российской археологии.

С 1894 года и до начала I мировой войны Н.К.Рерих совершил множество поездок и экспедиций по древним историческим местам и городам России. После первых же его поездок и начала оформляться мысль о необходимости охранения «святынь народных».

Начиная с 1898 года статьи Рериха, посвященные искусству, культуре и русским древностям стали печататься в различных газетах и журналах.

В 1903 году Николай Константинович выступил в Обществе Архитекторов с сообщением о необходимости объединения сил для охраны памятников старины. Его поддержали Д.В.Григорович, В.В.Стасов, А, Блок, Л.Н.Андреев. А в январе 1904 года он выставил этюды с изображением русских древностей в Императорском Обществе поощрения художеств (более 70 картин). Эта выставка привлекла внимание Александра III. В марте 1904 года в Обществе Архитекторов - Художников Николай Константинович сделал доклад «По старой Руси», а в ноябре – доклад «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства». Сам Рерих впоследствии считал 1904 год началом своего активного движения в защиту памятников истории и культуры.

 

Годы разрушений и вандализма

 

С началом I мировой войны Н.К.Рерих выступил в защиту памятников еще активнее. В газетах и журналах появились его статьи, наполненные болью о за разрушение Лувена и Реймса. В сентябре 1914г. Николай Константинович отправил телеграмму президенту Франции, проникнутую глубочайшим сожалением о невосполнимых утратах, а затем обратился к послу США с просьбой вступиться за гибнущие памятники искусства.

19 сентября 1914г. на заседании Комитета ИОПХ Рерих выступил с предложением вместо двух альбомов ученических работ выпустить один, а вместо второго издать альбом погубленных памятников искусства и тех, которым угрожает уничтожение.

В 1915г. Николай Константинович представил доклад Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу с предложением предпринять серьезные государственные меры по всенародной охране Культурных Сокровищ (но дальнейшие события помешали осуществлению предложенных им мер).

В этом же году Николай Константинович заболел воспалением легких и в декабре 1916г. переехал с семьей в Сердоболь (Сортавала). Откуда он время от времени мог выезжать в Петроград. Однако болезнь не отступала, а приступы иногда так обострялись, что в мае 1917г. Рерих составил завещание.

Несмотря на это, когда произошла февральская революция, Рерих вновь отправился в Петроград. 4 марта на квартире А.М.Горького собралось более 50 видных деятелей искусства. На собрании была избрана «Комиссия по делам искусств», председателем которой выбрали А.М.Горького, помощниками - А.Н.Бенуа и Н.К.Рериха, а секретарем - М.Добужинского. 6 марта было подписано заявление в Совет рабочих и солдатских депутатов, а 12 марта отпечатано и расклеено по городу воззвание к народу:

« Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит народу.

Граждане, берегите это наследство, берегите дворцы, они станут дворцами вашего всенародного искусства, берегите картины, статуи, здания – это воплощение духовной силы вашей и предков ваших…

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы, - все это ваша история, ваша гордость…» (1).

 

ДОГОВОР

 

В последующие годы, уже за рубежом Н.К.Рерих продолжил свою деятельность в области культуры. В 1921г. он организовал Институт объединенных искусств, в 1922г. – художественный центр «Корона Мунди» («Венец Мира»), в 1923г. – в Нью-Йорке открылся Музей Николая Рериха.

В конце 1920-х Рерих вновь возвратился к проблеме охраны памятников культуры. В 1929г. он изложил основные положения своего плана доктору международного права и политических наук Парижского университета Г.Шкляверу и члену Гаагского мирного суда профессору Жоффр-де-ла-Праделю и предложил им разработать проект Пакта. В том же году полный текст проекта Пакта с обращением Рериха к правительствам и народам всех стран был опубликован и получил широкую огласку:

«По этому проекту, который был представлен Государственному Департаменту и Комитету Иностранных Сношений, должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено такое множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная, нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами.<…>

Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов. Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира. В этом понимании, в творческом стремлении, понятие Мира становится более реальным. Это Знамя, как Страж Мира, напомнит о необходимости каталогирования всех культурных сокровищ мира.<…>

Флаг Красного Креста не нуждается в объяснениях даже для наиболее некультурных умов. Так же точно и Новое Знамя, этот Страж Культурных Сокровищ, говорит само за себя.<…>

Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые, в сущности, принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира» (2).

Идея Пакта и Знамени Мира нашла отражение и в живописи художника: картина-плакат «Пакт Культуры», триптих «Мадонна Орифламма», картина «Sancta Protectrix» (Святая Заступница), «Святой Сергий Радонежский», «Святые камни. Монголия»,  «Монголия. Всадники», «Заклятие земное», «Труды Мадонны», «София – Премудрость», «Белый камень», «Знаки Чинтамани», «Приказ Ригдена», «Бхагаван», «Оттуда», «Мысли огненные» и др.

Многие видные деятели науки и культуры поддержали начинание Рериха. Среди них были Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн, Альберт Эйнштейн...

В1929 году Н.К.Рерих был выдвинут кандидатом на получение Нобелевской Премии за пропаганду мира.

 

В1930 году проект Пакта и Знамени Мира, получив одобрение Комитета по делам музеев при Лиге Наций, был передан на дальнейшее рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества. В этом же году были основаны постоянные «Комитеты Пакта Рериха» в Нью-Йорке и Париже для распространения идей Знамени Мира. В то же время в разных странах мира образовались многочисленные общества имени Н.К.Рериха. Королевские дворы Бельгии, Дании, Югославии, Норвегии ответили на призыв.

 

В 1931году в г. Брюгге (Бельгия) был организован Международный Союз Пакта Рериха и прошла первая Международная Конференция. В ее работе приняли участие представители правительств более 20 государств и более 100 делегатов от многочисленных общественных, научных и культурных организаций. На этой конференции Рерих выдвинул идею о создании Лиги Культуры и Дня Культуры:

«Для меня настоящее собрание является как бы основанием долгожданной Лиги Культуры. Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено все почитание Света, все служение Благу. <…>

Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых сокровищ». (3).

Во время проведения этой конференции в соборе Святой Крови произошло освящение Знамени Мира.

27 декабря того же года в различных Православных, Католических и прочих Христианских церквях Америки, а затем и в Европе, и в Азии было вознесено моление, проведены службы и произнесены проповеди, посвященные Пакту, Знамени Мира и спасению культурных сокровищ.

С 8 по 9 августа 1932года в Брюгге состоялась вторая Международная Конференция Пакта Рериха. Во время ее работы была устроена выставка фотографий древних городов и памятников, которые в первую очередь подлежат охране. На конференции было принято решение создать в г. Брюгге специальное учреждение – Фонд имени Рериха для всемирного содействия проведению в жизнь идей Пакта, а также был разработан план продвижения Пакта и обращения к различным государствам с целью признания Пакта Мира как международно-правового документа. Одновременно в Брюгге был основан музей имени Н.К.Рериха, посвященный Миру, Искусству, Науке и Труду.

В Америке, Японии, Франции, Бельгии, Латвии, Индии и во многих других странах Знамя Пакта было поднято и выставлено в целом ряде общественных и учебных заведений.

Третья Международная Конференция Пакта Рериха состоялась в Вашингтоне 17 - 18 ноября 1933года. В ней принимали участие 36 государств. А в декабре этого же года прошла еще одна Конференция в Монтевидео (Уругвай). Это была Седьмая Конференция Панамериканского Союза (21 государство Северной, Центральной и Южной Америки). Конференция единогласно приняла Пакт и рекомендовала всем членам союза принять этот договор.

 

И вот 15 апреля 1935 года в 12 часов в Вашингтоне представителями США и 20 государств Америки был подписан Пакт Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

В это время Николай Константинович находился с экспедицией в Цаган Куре в районах Внутренней Монголии. В этот день он написал: «…не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми. Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры…» (4).

Советский Союз в 1935 году Договор не подписал. Так сложилось по ряду причин. Вот, что сам Рерих писал по этому поводу: « … наш французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному Совету СССР. Я сопроводил это представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было. Все такие подробности забываются, особенно же в силу военного времени. На Вашингтонской конференции СССР не участвовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции. Все это забывается, а потом люди могут клеветать о неучастии СССР в Пакте. Получил ли Молотов в свое время мое письмо, посланное через парижское полпредство? Шклявер передавал его». (5)

В 1937 г. в Риге прошел конгресс Прибалтийских обществ им. Н.К. Рериха. Делегаты высказались за принятие Пакта. В ноябре 1938г. в Индии литературное общество города Бенареса приняло специальную резолюцию по Пакту Рериха.

В Париже, перед началом второй мировой войны, французский общественный комитет Пакта направил предложение о принятии Пакта Рериха посольствам ряда европейских государств.

С началом второй мировой войны многолетние связи прервались, и дальнейшее продвижение Пакта Рериха было прекращено. Николай Константинович писал: «Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Идеи живут! Развернётся Знамя Мира!»

 

ИДЕИ ЖИВУТ

 

Комитет Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке официально возобновил свою работу 6 декабря 1945 года. Были восстановлены прерванные контакты. Подготовлено к выходу новое издание о Пакте и Знамени Мира.

В 1946г. Всеиндийская конференция культурного единства высказалась за Пакт Рериха. А в 1948г. индийское правительство во главе с Дж. Неру выступило за одобрение Пакта.

В 1948 – 1949гг. активную деятельность развернула итальянская ассоциация Пакта Рериха в Болонье.

В 1950г. комитет Пакта Рериха в Нью-Йорке направил всю документацию по Пакту и истории движения охраны культурных ценностей главному директору ЮНЕСКО доктору Торезу Бодэ.

В 1954году Пат Рериха, принятый в Вашингтоне, лег в основу заключительного акта «Гаагской конвенции 1954года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Конференция проходила с 21 апреля по 14 мая в Гааге. В ней участвовало 56 государств. В 1955году этот Договор был ратифицирован 39 государствами, в том числе и СССР.

В ноябре 1972 года семнадцатая сессия Генеральной Конференции ЮНЕСКО в Париже приняла «Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия». В нашей стране эта Конвенция была ратифицирована в 1988 году.

К сожалению, на Гаагской конференции Символ Триединости был заменен другим (6).

 

ЗНАМЯ МИРА

 

 

Н.К. Рерих вспоминал, что толчком к созданию символа Знамени мира явилась икона Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры.

«Вообще замечательно, что именно этот знак в своей символике является не только западным знаком, но и восточным, а всякое такое объединение, конечно, чрезвычайно ценно в качестве знака мирового»(7).

«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров . Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.(8, 9)

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: "noli me tangere" – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира». (10)

 

ЗНАМЯ ПОДНЯТО

 

Несмотря на то, что после принятия Гаагской конференцией новой символики Знамя Мира не имеет официального статуса знака охраны культурных ценностей, оно продолжает нести свою миссию.

В Софии 15 – 25 августа 1979г. под руководством Людмилы Живковой прошла Международная детская Ассамблея «Знамя Мира». На ней 1100 болгарских детей встретились с 1321 сверстниками из 77 стран. Девизом Ассамблеи были слова «Единство, Творчество, Красота». И затем такие Ассамблеи проводились до 1985 г.

Можно вспомнить и о том, как в нашем городе (Ленинграде) в 80-х гг. были предприняты акции по спасению Храма на Владимирской площади, а также дома «Дельвига» и здания гостиницы «Астория» с вынесением Знамени Мира. Эти акции увенчались определенным успехом.

Вспоминается и поход со Знаменем Мира от Одессы до Киева 1988 года.

6 мая 1989 г. Знамя Мира было доставлено на Северный Полюс участниками экспедиционной группы «Арктика», в состав которой входил известный российский путешественник Федор Конюхов. 23 декабря 1999г. Знамя Мира в рамках проекта «На встречу XXI веку» было снова поднято российскими полярниками на Северном Полюсе, а 8 января 2000г. Знамя было поднято и на Южном Полюсе. Это Знамя, побывавшее на Южном полюсе, было вручено затем Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. 15 апреля 2000 г. участниками международной парашютной экспедиции «Северный полюс – 2000», в состав которой входили российские парашютисты, Знамя Мира было в третий раз поднято над Северным полюсом..

Знамя Мира поднималось и на горы Алтая, и на все высочайшие вершины нашей планеты. Знаменитый путешественник Ф. Конюхов брал в свои путешествия по земному шару Знамя Мира.

В 90-х годах ХХ века Знамя было поднято на околоземную орбиту. Впервые это произошло 11 февраля 1990 года в рамках программы «Космос. Человек. Культура». Знамя было доставлено на станцию «Мир» космонавтами А.Я.Соловьёвым (командир) и А.Н.Баландиным (бортинженер). Александр Баландин во время выхода в открытый космос установил Знамя Мира на внешней поверхности орбитального пилотируемого комплекса «Мир», где оно находилось 10 дней.

Спустя семь лет (5 августа 1997 года) начал осуществляться новый, уже международный общественно-культурный космический проект «Знамя Мира». Знамя вновь было доставлено на борт орбитального комплекса. Всего Знамя Мира находилось на околоземной орбите полгода (вплоть самого окончания работы станции «Мир»), и совершило 144 витка вокруг Земли. Под Знаменем Мира работали 18 российских и 20 иностранных космонавтов.

Одно из Знамён Мира, находившееся в космосе, в октябре 2004 года было вручено спикеру индийского парламента С.Чаттержджи на торжествах, посвящённых 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха. Другое Знамя казахский космонавт Т.А.Мусабаев носил на груди 208 суток и более 30 часов был с ним в открытом космосе. Впоследствии оно было передано им и Алексеем Леоновым Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. При вручении Знамени А.А.Леонов назвал Знамя Мира «Символом человеческой совести и справедливости».

“Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды», — сказал космонавт Павел Виноградов.

А американский астронавт Майкл Фоэл отметил: "Мы поднимаем Знамя Мира в космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты".

Космонавт А.Н. Баландин подарил Уральскому Рериховскому Обществу Знамя Мира, подписанное представителями учреждений, связанных с осуществлением этого проекта. Копия этого Знамени находится в зале Знамени Мира Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. На нём подписи представителей "Ассоциации участников космических полётов", «Федерации космонавтики России», а также лётчика-космонавта, Героя России и президента Международной лиги защиты культуры Виктора Михайловича Афанасьева.

 

В январе 1994 года Знамя Мира появилось в Государственной Думе и находилось в фойе до конца 2004 года. На протяжении всех этих лет сам факт присутствия Знамени Мира в нижней палате Федерального Собрания РФ создавал большой общественный резонанс: не было как единодушия, так и равнодушия со стороны широкой общественности, представителей творческой и научной интеллигенции, политических партий и религиозных конфессий. Такая полярность мнений и неоднозначность оценок этого факта свидетельствуют о низкой информированности общества относительно истории возникновения и значения Пакта Рериха и символизирующего его Знамени Мира, что дает почву для всевозможных искажений и лжетолкований. В то же время многочисленные попытки по устранению Знамени Мира из фойе Государственной Думы дают все основания полагать, что существует вполне определенный политический заказ, направленный не только на дискредитацию имени и наследия семьи Рерихов, но и на противодействие всем подлинно общественным культурным инициативам. (11)

 

12 февраля 1996года по инициативе академика Д.С.Лихачева и МЦР в Москве состоялось учредительная конференция Лиги Защиты Культуры. В ней участвовали представители 14 стран мира и около 170 делегатов. Учредителями Лиги явились: РАЕН, ВГИК, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Российская государственная библиотека, Гильдия российских адвокатов, Союз Ученых, СПбГУ, несколько международных Фондов, Музей Рериха в Нью-Йорке и др. Лига Защиты Культуры имеет десятки отделений и подразделений в регионах Росси и в целом ряде стран - бывших Республик Советского Союза, а так же структурные подразделения и дружественные организации в Индии, Германии, Франции, Чехии, Израиле, Италии, США и др.

В работе Лиги Защиты Культуры принимают участие такие авторитетные организации, как: Информационный Центр ООН в России, Фонд Горбачева, Центр искусств «Читракала Паришад» (Индия, Бангалор), Центр религий и национальных культур (Литва), Международный Дельфийский Совет (44 страны), Общество "Мировая спираль" (Германия), Всемирный Фонд Луис Ортега, Фонд «Человечество будущего» (Чехия), Белорусский Фонд Рерихов и др.

2 ноября 2001года в Париже состоялась 31-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, на которой была принята Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. По сути, она является разработкой в современных условиях идеи Рериха утверждения культуры и этики как основы общественной и индивидуальной жизни.

В Мексике было создано более 40 учреждений под Знаменем Мира: Культурно-общественная организация «Лион Клаб», Первый Конгресс Сознания и Духовности, XII конгресс медиков-хирургов, Танцевальная группа Concheros de Sonorita, детские сады в городах: Кончита, Турно Мат, Рафаэл, Альберто, Франциско, детсад института Ламарка города Мехико, колледжи научных  исследований в городх: Пенъямило, Перибан, Танкитаро, Пуруандиро, Гуакамайяс, Хурумук, Сан Лукос, Эпитакио Хуэрто, Парандикуаро, Сенгио, Морилия, Пуреперо, Каракуаро, Калета де Кампос, Манга де Кумбо, Царате, Агоститлан, Сан Антонио Виллалонгин, Сусупуато, Колола, Лас Крукес. Сан Джеронимо, ряд учреждений в г. Дуранго: Организация социальной помощи «Ротарио Клаб», Коммуникационная организация D.G.E.T.I., Родительская ассоциация поддержки семьи, Гражданское движение по надзору за состоянием воды, Департамент образования, Технологический Институт, Средняя школа, Ассоциация скаутов и др.

14-15 апреля 2005 года в Симферополе состоялась Международная научно-общественная конференция «Культурное достояние человечества», посвященная 70-летию Пакта Рериха, в которой приняли участие ученые Украины, России, Беларуси. В том же году выставки посвященные Пакту Рериха прошли в штаб-квартире ООН и Госдуме Российской Федерации.

16 января 2007 года в центре Софии в Главном управлении архивов при Совете Министров Болгарии была открыта документальная выставка «Знамя Мира – от Брюгге до Космоса». 17 февраля 2006 года в Российском культурном центре при Посольстве России в США открылась фотовыставка «70 лет Пакту Рериха».

15 апреля 2008 года в Доме дружбы народов Республики Татарстан состоялась конференция «Культура и наука», организованная Казанским обществом Рерихов и Министерством культуры РТ, Институтом развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ), Национальным музеем РТ, Академическим Лицеем им. Н.И. Лобачевского, Основной общеобразовательной школой имени Эртугрула Гази, Центром по культурным связям «Татарстан – Индия», Домом дружбы народов РТ.

Что касается Дней Культуры, то они начали проводиться с 1989г. в разных городах нашей страны. В этом отношении интересен опыт г. Новосибирска. Не менее замечателен и опыт г. Тамбова. В Тамбове впервые в России с 2002года официально учрежден ежегодный городской праздник День Культуры 15 апреля.

В 2009 г. День Культуры праздновали по всей Литве с 14 апреля конференциями в разных городах. С докладами о значимости Культуры, о Пакте Рериха и Знамени Мира выступили гости из Норвегии, Австрии, Швейцарии, Германии и Индии. 15 апреля в 10 часов утра у здания Министерства обороны торжественно были подняты государственный флаг Литвы и Знамя Мира. В честь Дня Культуры и поднятия знамён проведён воинский парад. Было сшито 44 Знамени Мира, из них 40 развернулись по всей Литве, 10 в Вильнюсе, 4 подарены гостям.

11 ноября прошлого года в рамках празднования 135-летия со дня рождения Н.Рериха в одном из крупнейших университетов индийской столицы «Джамия Миллия Исламия» состоялось торжественное открытие фотовыставки «Знамя Мира – Пакт Рериха», организованное Представительством Россотрудничества в Индии совместно с Академией стран третьего мира.

В данной статье невозможно полностью рассказать о шествии Знамени по планете. Добавлю только, что в разных странах мира и в России, в том числе, 15 апреля проводятся различные мероприятия, посвященные Пакту и Знамени Мира.

А также, что в настоящее время Знамя Мира развевается над зданием Организации Объединенных Наций, оно находится в Музее Государственной Думы Российской Федерации и других правительственных и культурных учреждениях.

Примечания
1. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара: «Агни»,1996г. Стр.105
2. Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. стр.103 – 105
3 там же стр.68 – 69
4.там же стр.142
5.Письма Н.К.Рерих в Америку. 1.12.1945г
6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/628010

Эта конвенция в ст. 16 устанавливала Отличительный знак, который представляет собой щит, заостренный книзу (квадрат с пристроенным к нижней его стороне равнобедренным треугольником, составляющим четверть квадрата). Этот щит разделен на квадрат синего цвета (в нижней части щита) и треугольник синего цвета (в верхней части щита), которые фланкируются с боков двумя треугольниками белого цвета.

7.Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. стр.266
8.http://www.urusvati.ru/zzm.htm
9.http://www.centre.smr.ru/win/books/znak/znak.htm
10.Н.К. Рерих. Листы дневника. Т.2.  М.: МЦР. 2000. стр.202 -203
11. http://ivorr.narod.ru/znam/zashita/publ/musich_1.htm

Знамя Мира появилось в Государственной Думе в январе 1994 года, почти одновременно с воссозданием этого органа законодательной власти в России. <…> 11 января 1994 года на первом пленарном заседании депутатов первого созыва Государственной Думы РФ молодой депутат Госдумы от Чувашской республики Надежда Бикалова передала Знамя Мира в дар Государственной Думе от женщин Чувашии как напутствие народным избранникам исполнять свой долг в согласии с высокими требованиями избирателей — решать проблемы общественного жизнеустройства путем созидания, мира и высокой культуры.<…>

За три года, в течение которых Знамя Мира находилось в фойе Госдумы без специально оборудованной витрины, оно постоянно подвергалось актам вандализма и надругательства (в главном законодательном органе РФ!). Знамя Мира раздражало затесавшееся в ряды избранников народа воинствующее невежество, дирижируемое провокаторами от Православной Церкви во главе с дьяконом А.Кураевым. Кураевские приспешники требовали убрать Знамя Мира из здания Государственной Думы.

23 июня 1997 года Международным Центром Рериха было подарено новое Знамя Мира. <…> Это полотнище Знамени Мира было замечательно еще и тем, что неоднократно побывало в Космосе, на Северном и Южном полюсах Земли.

Появление нового Знамени еще более обострило ситуацию. Депутат от фракции ЛДПР Н.В.Кривельская неоднократно требовала не только устранить Знамя Мира из Государственной Думы, но и признать утратившим силу Постановление ГД № 753-ГД «Об обращении ГД ФС РФ к Правительству Российской Федерации о наследии Николая Константиновича Рериха и его семьи». <…>

3 апреля 1998 года Знамя Мира в третий (!) раз было украдено из фойе Государственной Думы. <…> После третьей кражи для Знамени Мира была сделана специальная витрина. <…>

Знамя Мира находилось в фойе Государственной Думы до конца 2004 года.

22 декабря 2004 года на пленарном заседании Госдумы выступил депутат от фракции «Родина» А.Н.Крутов, главный редактор журнала «Русский дом». Уважаемый депутат, по-видимому, не удосужился хотя бы по долгу службы как следует ознакомиться с текстом у Знамени. Его выступление было построено на ложных измышлениях. <…>

Председатель Госдумы Б.В.Грызлов рекомендовал А.Н.Крутову подготовить протокольное поручение, и депутаты его поддержали. <…>

28 декабря 2004 года, незадолго до 70-летнего юбилея со дня подписания Пакта Рериха, Знамя Мира, отличительный знак для всех культурных учреждений, было убрано из фойе Госдумы якобы под предлогом ремонта и смены экспозиции.

Заместитель председателя Комитета ГД по культуре Е.Г.Драпеко сразу же после изъятия Знамени Мира обратилась с письменной просьбой к председателю Госдумы Б.В.Грызлову о разрешении установки его в своем кабинете.

Несмотря на все произошедшее со Знаменем Мира в стенах Государственной Думы, оно по-прежнему находится в главном законодательном органе страны, сменив фойе зала заседаний на кабинет заместителя председателя Комитета по культуре.

14.04.2010 03:00АВТОР: Н.В. Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 2058




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »