Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Правильное мышление - ключ к культуре своего здоровья. И.А. Герасимова


“…Мы говорим о капле яда, но одно малое слово может действовать, как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не повышается...”. Надземное,242

 

«…Главное — уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются». Иерархия,189.

 

В духовных учениях и жизненных практиках усматривали ключи к здоровью в двух измерениях: правильном образе жизни и правильном мышлении. Язык программирует наш мозг, а стало быть, сознание, поведение и, соответственно, здоровье. Изменив формулы и выражения языка, можно изменить мышление и таким образом добиться успеха в жизни, разрешения жизненных затруднений, в том числе и со здоровьем.

 

Во многих работах авторы выходят за пределы языка, раскрывая возможности мышления, восприятия, чувств, воображения, памяти. Ценным в этих работах, на мой взгляд, является возложение ответственности на самого человека за его собственную судьбу: если человек хочет научиться понимать мир и других людей, то ему прежде нужно научиться понимать себя, управлять собой, опираясь на свой разум. В воспитании себя нужно начинать с культуры мысли — человек «обслуживает себя мыслью», если так можно сказать, через мысль осознает происходящее, через мысль направляет волю на реализацию желаний, действию предшествует мысль. Для философии здоровья выводы очевидны: правильное мышление есть ключ к культуре своего здоровья, основа организации своего образа жизни, основа адаптации к среде, создания собственной микросреды и поддержания сбалансированного взаимодействия организма с информационно-энергетическими изменениями среды.

 

Что есть человек?

 

Прежде чем исследовать вопрос о правильности мышления, определимся относительно понятия «здоровье человека» и факторов среды обитания, явным или скрытым образом влияющих на организм человека. В зависимости от контекста понятие «здоровье человека» будет иметь разный смысл. Размышляя над природой человека с холистических позиций, можно определить «здоровье человека» как такое состояние всех структур, составляющих человека, которое позволяет ему быть живым, действуя в соответствии со своими намерениями, и быть разумным, реализуя себя в творчестве и рефлексивных самоотчетах.

 

Выделим внутренние и внешние по отношению к организму структуры. Человек как целое представляет собой единство множества аспектов, но в интересах анализа его определяют два традиционных аспекта: физический и духовно-психический. Физический аспект — соматический или биологически-телесный. Он включает рассмотрение телесности на разных уровнях:

 

• тело как целостность;
• тело как совокупность подсистем и элементов;
• отдельные функциональные системы;
• отдельные органы, клеточный уровень;
• молекулярный уровень;
• атомарный и податомарный уровни;

 

А также в разных измерениях: биофизическом, биохимическом, биологическом, когнитивном, социальном, культурном и пр. Духовно-психологический аспект человека касается его индивидуального микрокосма или жизненного мира, формируемого переживаниями, эмоциями, впечатлениями, мыслями, желаниями и волей. Соматический и психически-духовный аспекты составляют внутренние среды организма как целого. С одной стороны это симбиоз малых существ (клетки, органы, бактерии и пр.), а с другой — экзистенциальная реальность личности. Внешние структуры по отношению к человеческому атому имеют природный или социокультурный характер. Это био- и экосистемы (природные и природно-культурные объекты и системы техногенного происхождения); социокультурные сообщества, культурные макро- и микросреды. Я перечислила те факторы, которые охватываются горизонтами познания и практики, но важно иметь в виду и скрытые параметры, которые постулируются исследователями, отслеживающими возможности и границы своих познаний. Влияние скрытых параметров (скрытых аттракторов) при ординарном течении обстоятельств не ощущается, но они начинают активизироваться в переломных точках (точках бифуркации по терминологии синергетики). В физическом аспекте скрытые параметры носят универсально-космический характер, к ним относят глубинные среды мироздания — как известные, так и гипотетически постулируемые (физический вакуум, космический вакуум, различного рода излучения как результат эволюции космоса, тёмная материя, тёмная энергия и пр.). Можно сопоставить понятие скрытых параметров с понятием небытия как потенциального бытия в древних философиях.

 

В психическом аспекте скрыто и трансцендентно то, что называют «Я» или «глубинное Эго» как фокус самосознания («Я» не есть тело, не есть конкретная эмоция, не есть мысль, не есть сознание, но внутренний магнит всего психического и физического. Какова природа «Я»? Какова природа сознания и самосознания? Эти вопросы открыты для современного состояния научных и философских исследований). Скрыты известные духовным практикам и переоткрыты наукой ХХ века глубинные слои психики, называемые подсознанием, сверхсознанием, бессознательным. Измененные состояния сознания (или лучше сказать — состояния сверхчувственного сознания) фиксируются, наблюдаются, но вопрос об их природе также открыт.

 

Наше сознание

 

При системно-холистическом понимании человек и среда (среды) не существуют друг без друга, они взаимно пронизывают и взаимно обуславливают друг друга. Любое действие человека отражается (откликается) во всём Универсуме, — утверждают сторонники гипотезы информационно-энергетического поля Земли, — но этот отклик прослеживается в рамках опыта и субъективных возможностей человека. Человек как целое идентифицирует себя как отдельное разумное существо благодаря сознанию: через сознание проходит конвейер моих впечатлений, моих чувств, моих мыслей. Сознание (самосознание) как совокупность продуктов психической активности дает человеку представление о его собственных «я-образах», о том, что думают о нём другие, о строении мира и основах жизни. Сознание дает возможность жить как разумное существо, но эта разумность ограничивается субъективным горизонтом — сознание «просеивает» информацию, отбирая то, что способно воспринять, или то, что хочется видеть. Слой сознания в структуре опыта обычного человека подобен верхушке айсберга, а бессознательное — его основным, глубинным слоям.

 

Интересно, что на уровне телесных подсистем, особенно квантово-полевых, глубинных, возможен непосредственный контакт и обмен информацией с природными объектами и системами, в том числе и универсальными. Накапливается опытный материал о влиянии макроскопических флуктуаций на физиологические процессы организма, синхронизацию биоритмов в сложной интегрированной телесной системе (например, эксперименты и измерения в лаборатории С. Э. Шноля)[2] . Всё живое и неживое на податомарном уровне реагирует на ритмику космических излучений!

 

Не будет преувеличением сказать, что пока человек как социальное, сознательное существо занимается культурой, клетки его тела обмениваются информацией со всем космосом! Телесная организация человека представляет собой высокоинтегрированную динамическую систему с иерархическими уровнями, представленными во всей живой и неживой природе, начиная с субатомарного уровня, уровня молекулярных ансамблей, уровня клеток и заканчивая уровнем когнитивной системы. Согласно теоретико-информационному подходу, общий обмен веществом, энергией и информацией происходит на всех структурных уровнях материи, в том числе и в природе — у растений, животных и человека. Когнитивные структуры можно обнаружить уже на физическом уровне организации живого. Коммуникации в природе реализуются на физическом уровне посредством анализаторов электрического поля, магнитного поля, электромагнитного поля, полей гравитации, геомагнитного поля, регистрации слабых, но высокоинформативных взаимодействий и т. п. Анализаторы у растений, животных, а также в телесных подсистемах человеческого организма играют роль в ориентации в среде обитания, в локации и реализации жизненных функций, в обмене информацией как внутри популяций, так и в связанных симбиозом структурах. Химическим путем информация передается путем обмена веществом (хеморецепторы), на биологическом уровне вступают в действие поведенческие способы обмена информацией. В человеческих популяциях добавляются культурные способы информативного обмена.

 

Разумные клетки и органы

 

Отдельная клетка с момента запуска генетических программ и начала формирования органов подчиняется в своей жизни ритмике целого — органа, системы, организма в целом. Жертва своей самостоятельностью ради целого рассматривается некоторыми учеными как фундаментальный принцип жизни: «Несколько лет назад академик Владимир Скулачев, один из самых ярких российских биологов, несколько раз, кстати, тоже выдвигавшийся своими коллегами на Нобелевскую премию, сформулировал базовый принцип биологического развития. Идея проста и касается всех живых организмов: жизнь на Земле существует только потому, что каждая биоструктура, начиная с клетки и её составляющих и кончая, возможно, венцом Природы — человеком, постоянно стремится к самоубийству и не «самоубивается» только потому, что не ощущает своей ненужности или вредности для всего сообщества. Как только она делает что-то не то, включается механизм самоубийства» [3].

 

Отдельные органы проявляют относительную самостоятельность в своём когнитивном поведении в рамках целостного организма. Особую разумность наблюдают специалисты-кардиологи в работе сердца. Врач-кардиолог, член-корреспондент МАИЭН А. И. Гончаренко настаивает на том, что сложившиеся механические представления о сердце как гидравлическом насосе тормозят научную мысль и практику, сталкивающуюся с новыми необъяснимыми фактами. Например, ёмкость всех сосудов человека имеет объем 25–30 литров, а количество крови имеет объем всего 5–6 литров. Каким образом больший объем заполняется меньшим? Почему в состоянии коллаптоидного шока, когда общее давление крови у больного падает до нуля, в сонных артериях оно остается в пределах нормы — 120/70 мм рт. ст? Напрашивается вывод: законы гидродинамики, открытые в искусственно созданных экспериментальных условиях, не описывают всей сложности работы сердечно-сосудистой системы, но, что интересно, вполне успешно срабатывают в технических устройствах. Пересадка сердца и его реконструкция стали сенсациями ХХ века, однако умалчивают о последствиях этих операций: «как только сердце заменяют искусственным, донорским или реконструируют, то есть когда оно принудительно переводится на чёткий ритм механического робота, тогда в сосудистой системе исполняется действие сил этих законов [гидродинамики — И. Г.], но в организме наступает гемодинамический хаос, извращающий региональный, селективный кровоток, приводящий к множественному тромбозу сосудов. В центральной нервной системе искусственное кровообращение повреждает мозг, вызывает энцефалопатию, разрушает интеллект, ведет к припадкам, нарушению зрения, инсульту» [4].

 

Исследования А. И. Гончаренко привели к поразительным выводам. Согласно ученому, помимо сердечно-сосудистой, лимфатической и нервной систем в организме действует ещё и система терминального отражения (СТО), которая отвечает за коммуникации между органами. Каждый орган имеет клетки-представительства, внедренные в интиму сосудов других органов. Клетки-представительства органов с сопряженными клетками миокарда оказались генетически схожими. Автор пишет: «Естественно возникает вопрос: что за механизм обеспечивает эту невероятно точную селекцию отдельных клеток крови и их адресное распределение по своим представительствам? Его поиски привели нас к неожиданному открытию: управление потоками крови, их селекцию и направление в определенные органы и части тела совершает само сердце» [5]. (Без вмешательства нервной системы!). Есть данные, согласно которым, сердце управляет потоками крови со сверхскоростями и благодаря им оно узнает «об ионизирующем, электромагнитном, гравитационном, температурных излучениях, перемене давлений и состава газовой среды задолго до восприятия их нашими ощущениями и сознанием и подготавливает гомеостаз к этому ожидаемому воздействию» [6].

 

Патологоанатомам хорошо известны различия в человеческих сердцах после смерти. В одних телах сердца переполнены кровью, а в других оказываются вовсе без крови. Забирая всю кровь себе, сердце оставляет мозг и другие органы без питания, которые сразу же гибнут. В случаях с сухим сердцем находят даже частицы миокарда в больных органах, которыми сердце пожертвовало для их спасения. Опять-таки напрашивается вывод: сердце ведет себя как нравственное существо, делающее выбор.

 

О чистоте помыслов

 

Развивая мысль академика Скулачева, можно сказать, что болезнь — это нарушение гармонии организма со средой (средами), дисбаланс, который приводит к тому, что целое (великое) жертвует частью (или малым), то есть гибнут отдельные клетки, поражаются отдельные органы, заболевает человек, заболевают массы людей (человечество?). В этом смысле не будет ошибки сказать, что любое действие человека и его исток — мысль — затрагивают все уровни его составной организации. «Неправильное» мышление: ошибки в решении жизненных проблем, в восприятии ситуаций, в отношении к физическому телу, сбои в работе когнитивной системы, — ведут к дисгармонии и болезням. Не зря в духовных практиках советовали ученикам поддерживать чистоту — окружения (жилища, социальной среды), чистоту тела, чистоту чувств и чистоту мыслей. Зачем столь важна чистота? От выбора внешней среды и окружения будет зависеть состав внутренней среды или собственный «дом» представлений, воззрений, переживаний. Чистота тела поддерживает не просто здоровье, она гарантирует правильный, неискаженный обмен энергиями и информацией со средой. Чистота чувств обнаруживает себя в способности нейтрализовать негативные, а также сильные аффекты, разрушающие соматические системы и объекты окружающей среды. Чистота языка и мыслей задает начало верным решениям и ориентациям, реализует способность сознания управлять высшими когнитивными функциями.

 

Можно предложить ещё одно определение здоровья, если ориентироваться на активную позицию в отношении своей жизни. Здоровье — это запас жизненных сил, который обеспечивает полноценную жизнедеятельность человека. Быть здоровым или быть больным в таком случае будет зависеть от того, как человек тратит и как пополняет этот жизненный запас. Повсеместно наблюдается потребительское отношение к резервуару жизненных сил. Культ потребления выработал особые способы пожирания жизненных энергий: курение, наркозависимость, компьютерная зависимость, игровая зависимость в угоду наслаждений, разные роды зацикливания — на своих стрессах, идеях, отношениях и пр. Выход из положения я вижу в том, чтобы сменить ориентации с культуры потребления на культуру созидания, в том числе и созидания своего здоровья, своих жизненных энергий.

 

Вопрос о культуре созидания своего здоровья должен решаться совместными усилиями двух уровней — социального и личностного. Для того чтобы что-то делать, нужно знать, а знания приобретаются коллективными усилиями сообщества, наукой и практиками. От установок и приоритетов в мировоззрении, познании и практике напрямую зависит и здоровье каждого гражданина. Почему так много больных и почему болезни приобретают системный характер, в то время как растет уровень медицинских познаний, специализаций, технического оснащения? Создается впечатление, что в неразумном соревновании человека с природой, в конечном счете, всё-таки побеждает природа-целое, не прощая эгоистического своеволия человека, «восстания неразумной части против целого» (Т. П. Григорьева).

 

Переориентация науки и практики на холистические ориентиры качественно изменит и решения вопросов о здоровье, если в своих помыслах и действиях ориентироваться на идеалы красоты. Истина там, где красота и добро, гармония и любовь. Для естественных наук философская установка на единство истины, добра и красоты ведет к подлинно системному познанию, и тем самым к прояснению сущности здоровья, которое невозможно без знания темпоритмов и резонансов любой природы, обеспечивающих гармоничную работу всех структур человека.

 

В каких же смыслах можно говорить о правильности мышления?

Если основная функция мышления связана с решением проблем любого рода, то правильность мышления будет определяться адекватностью восприятия ситуации и эффективностью разрабатываемых стратегий, определяющих ход будущего. Правильность мышления ведет к выбору верных установок в мировоззрении и гарантируется развитостью открытого (для ситуации) исследовательского интеллекта, опирающегося на наблюдательность, анализ и воображение. Губительно для организма механическое мышление, власть привычек и стереотипов. Важной обязанностью подсознательного мышления является наблюдение за клеточными общинами. Сознательный ум человека или его не всегда осознаваемые эмоции могут вмешиваться в деятельность клеточного разума, зачастую своими привычками создавая замешательство в клеточной работе. Иногда среди колоний клеток возникает нечто вроде восстания, они бастуют от сверхурочного труда, недостатка питания или под влиянием негативных эмоций. Йогическая практика разработала ряд эффективных путей сознательного влияния на деятельность клеток и восстановление их нормальной работы.

 

Йог Рамачарака выделяет три важнейших вида психического врачевания: врачевание с помощью праны, или вселенской жизненной энергии, врачевание мыслью и духовное врачевание. Наиболее распространенным методом лечения жизненной энергией является наложение рук на больное место. Этот метод известен с древнейших времен. Древние египетские рисунки изображают целителей, держащих одну руку на животе, а другую — на спине. Считается, что здоровый человек может передать часть своей энергии больным, ослабленным клеткам другого человека. Важно, что передача энергии должна проводиться в состоянии мысленного и зрительного сосредоточения на больном месте. Именно сознательная концентрация на действии обеспечивает его эффективность! Среди многочисленных методов исцеления праной, центральное место занимают ритмические дыхательные упражнения — пранаямы, которые при умелом выполнении способны нормализовать ритмику работы сердца, мозга и важнейших органов [7].

 

Врачевание мыслью на Западе именуется внушением. При ментальном врачевании врач должен обладать способностью представить здоровое состояние больного, нормальную работу всех его органов и клеток. Здоровые мысленные репрезентации передаются больному человеку, воздействуя на его центральное мышление и сознание. Последнее, в свою очередь, отдает приказ подсознанию, которое постепенно восстанавливает нормальную работу органов и клеточек. При конструировании ментального образа средства могут быть различными: слова, зрительные визуализации. Важно осознавать акт передачи здорового мыслеобраза пациенту. Практикующие мастера указывают, что через сознательную мысль с необходимым уровнем концентрации можно вступать и в непосредственную коммуникацию с «мышлением» клеток, нервных центров и органов. При этом рекомендуется учитывать характер органов. Сердце — очень умное и быстро воспринимает приказания центральной мысли, а печень считается самым упрямым органом, с которым следует обращаться сурово, как с ослом.

 

Любопытен пример такой практики. В Аюрведе, системе древнейшей индийской медицины, считается, что большинство недомоганий происходит из-за плохой работы желудка. И прежде чем лечить какой-либо орган, начинают с восстановления функций желудка. Психический способ врачевания описывается следующим образом: «Заставьте пациента стоять прямо перед вами или лежать на спине. Затем ударьте его несколько раз быстро (но слегка) по желудку, говоря: «Мысль, проснись!» затем положите ладонь правой руки на желудок, говоря ему «Ну, желудочная мысль, я желаю, чтобы ты проснулась и хорошо ухаживала за этим органом. Ты неправильно действовала, ты недостаточно внимательно исполняла свои обязанности. Я теперь требую правильного действия, чтобы орган стал сильным, здоровым и работоспособным. Я требую, чтобы он действовал как следует, и ты обязана наблюдать за ним. Ты должна устранять всякое скопление и бездействие и следить, чтобы весь орган действовал живо и энергично и хорошо исполнял свою работу»[8].

 

Духовное врачевание можно назвать врачевание идеалами и высшими духовными состояниями, когда сознание своего высшего бытия отвлекает человека от повседневных страхов и забот, которые действуют как яд, провоцируя заболевания. Удаление отрицательных влияний ума, чувств и сознания дает простор для сил природы самой справиться с недомоганием.Все виды психического врачевания (психотерапия, аутогенная тренировка) по справедливости называют целительством, под которым понимается восстановление гармонии с целым — природой и её живительными энергиями. Йоги считают, что каждый человек может развить в себе сознательные созидательные способности, которые позволят ему восстанавливать и поддерживать своё собственное физическое здоровье. Западному человеку при освоении аутотренинга всё же следует учесть то обстоятельство, что любая письменная запись руководства по йоге принципиально неполна, поскольку эти практики основаны на непосредственной коммуникации мастера и ученика, в которой передача личного опыта всегда уникально-индивидуальна. Попробуйте, к примеру, уговорить своё сердце работать в нужном вам режиме и запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте запись, сосредоточив внимание на сердце и отмечая при этом свои ощущения. Сердце действительно очень чуткий к словам орган, но вот только есть разница в восприятии собственной речи, когда говоришь и когда её слушаешь со стороны. Вроде бы произнес только хорошее, однако может оказаться так, что негативные эмоции, скрытые в недрах психики, прорвались в звучащую речь, и как их неприятно обнаруживать при беспристрастном внешнем наблюдении за собой. Кроме того, ритм, темп, интонация могут не отвечать задуманному намерению. Вместо пользы легко получить очередное отравление ядами от собственных психических воздействий. Любые аутотренинги предполагают развитую культуру себя, очень тонкий контроль за своими состояниями, который достигается серьезным, упорным трудом. Я бы сравнила его с работой над собой мастерами искусств, если проводить параллели между западными и восточными когнитивными практиками.

 

Наблюдение за соотношением ума (разумных начал в человеке) и тела приводят к выводу о том, что сознательное (произвольное) и бессознательное (непроизвольное) в человеке составляют фундаментальное двуединство, обусловленное самой природой. Человек может расширять границы сознательного контроля, но бессознательное в нём не исчезнет. В аутотренингах используются приемы отвлечения сознания от недуга, с тем, чтобы природа непроизвольным, естественным образом восстановила утраченный баланс жизненных сил, либо, наоборот, есть специальные настрои на опять-таки природное, внесознательное действие.

 

Согласно выводам йоги, головной мозг (cerebrum) со своими двумя полушариями является источником сознательной волевой энергии, а мозжечок (cerebellum), расположенный в задней части черепа, — «источник непроизвольной нервной энергии, где нервы играют роль посредников в проявлении бессознательных, или механических, сил ума»9. Непроизвольными функциями организма можно управлять по мере развития собственных психических сил и даже на молекулярном уровне. Но сколь ни совершенствовалось бы сознание, ни расширялось бы его могущество над внешней и внутренней природой, бессознательное всегда остается, меняя лишь способы и формы действия. Бессознательное сопряжено с вечной тайной скрыто действующих внутренних законов и ритмов глобального Целого (Вселенной или Природы как целого).

 

В дальнейшем речь пойдет о путях совершенствования когнитивной природы человека, возможностях расширения его сознания, но с учётом сказанного будем иметь в виду, что этим бессознательное не исключается. Крайности никогда не решали проблем: не стоит делать акцент на бессознательном, равно как и на сознательном. В ходе развития человек расширяет границы своего сознания, можно сказать, что таков его эволюционный путь. Постоянная бдительность относительно возможностей и границ своей собственной разумности — необходимое требование рациональной рефлексии. За акцент только на сознательном (часто в виде неразвитого ума, узкого логицизма) расплачивается тело, если это аутотренинги, и человечество, если иметь в виду результаты его планетарного творчества в виде техносферы как культурно-природной среды, созданной в значительной степени по механическим законам и с нарушением законов природы.

 

Анализ творческих процессов убеждает в том, что границы между сознательным и бессознательным подвижны, творчество не знает границ в установлении путей контакта, диалога и даже сотрудничества с бессознательным.

 

Искусство мышления

 

Искусство мышления можно определить как умение освободить себя от мыслей случайных, от праздномыслия. Овладение им предполагает ряд важных навыков. В психологическом аспекте это умение настроить себя на тему — на определенный поток мыслей, на их самоорганизацию в нужном направлении. Решимость думать, поддерживая процесс мышления. Эта способность во многом зависит от способности концентрации. Психологи выделяют этапы: пробуждение интереса (знакомство), вхождение в проблему, кристаллизация доминанты.

 

Информационный аспект предполагает:
• умение мыслить ясно и давать ясные формулировки;
• умение видеть проблемы, ставить задачи, выдвигать гипотезы (задавать вопросы);
• умение устанавливать контакт с мыслью через текст, изображение. Нотная запись ещё не музыка, а только символы, через которые устанавливается контакт с замыслами, со смыслами. Анимация текста сродни анимации музыки в реальном исполнении;
• работа с текстом предполагает умение воссоздавать контексты, живые конкретные ситуации, понимать подразумеваемое, выявлять скрытое, делать выводы, создавать интерпретации;
• способность видеть объект с разных сторон, просматривая всевозможные модели;
• «мнение от меня» — способность не привязывать к созданному самим мнению непредвзятость;
• способность к синтезу при развитом анализе.

 

Коммуникативный аспект предполагает:
• способность к коммуникации и установлению контакта;
• считывание информации на вербальном и невербальном уровнях;
• понимание картины мира, языка и обстоятельств другого человека;
• способность говорить на языке другого и по сознанию другого.

 

Волевой аспект предполагает:

• контроль внимания. Внимание — важнейший энергетический процесс, в котором устанавливается контакт. Слушающий внимательно отдает свою энергию. Требуется следить за равновесием этих отношений. Наилучший способ — быть в и над ситуацией одновременно, работать периферийно, не фокусно. В боевых искусствах и вообще в телесных практиках культивируется особое состояние напряжения-расслабления, не локализации, которое позволяет мыслить пространственно, схватывая ситуацию целиком.

• умение отпускать мысль от себя, давать четкие задания, быть устремленным, а дальше ждать притока информации. Идея «благоприятного момента» прослеживается в духовных упражнениях многих школ. Греки называли «благоприятный момент» для принятия решения и действия кайросом.

 

Эмоции и мысль

 

Эмоции — необязательные сопровождающие мысли, чрезмерные эмоции мешают думать и направляют мысль в ложном направлении. Для нормального ритма мыслительного процесса необходимо состояние равновесия — эмоционального и логического. Сила мысли во многом зависит от ясности (информационный аспект) и спокойствия как самообладания. Самообладание не есть равнодушие и безволие. В пассивном состоянии самообладание можно определить, как готовность всех сил организма действовать с полной отдачей в любой ситуации (нет парализации когнитивных потоков), а в активном творческом состоянии самообладание характеризуется равновесием напряжения всех сил организма.

 

На языке математики самообладание можно определить как состояние нуля с выходом в бесконечность. Это пограничное состояние между сознанием и бессознательным, в котором достигается нейтрализация, равновесие всех сил. Самообладание, при котором чувства спокойны, а сознательный ум работает ясно и легко, достигается длительной работой над собой, требующей усиленной сосредоточенности. Такие состояния культивировались путем нейтрализации противоположностей.

 

В Древних учениях поляризация — разделение на противоположные начала и взаимодействие между ними — понималась как закон бытия, мышления и духовной жизни. Противоположности понимались как силы, действующие на одной плоскости (принцип корреляции — одно не существует без другого), и при этом рассматривались как проявления одной изначальной силы (их единство — в едином, скрытом источнике). Такое понимание в ХХ веке пришло с осознанием в физике принципа дополнительности: противоположные начала дополняют друг друга в едином целом, это двуединство. Противоположности проявляют себя через множество свойств. Одно из самых замечательных — фрактальность, возможность проявления одного в другом. Например, зла без добра не существует, но во зле может быть доля добра и наоборот. Есть положительное в отрицательном опыте — древняя мудрость. Синтетическое мышление вмещает противоположности. Правильность мышления во многом определяется умением нейтрализовать противоположности. В духовных практиках подчеркивается биполярная природа мыслей и биполярная природа эмоций. Советуют придерживаться в мышлении объемной картины. Пока решение не принято и не дошли ещё до действия, лучше находиться в точке «нуль», просматривая аргументы «за» и «против», но сам акт действия предполагает выбор, определенность и ограничение альтернатив. Коррекция действия после обратной связи вновь предполагает размножение альтернатив. Успешное мышление лавирует между определенным и неопределенным.

 

Противоположности предполагают положительный аспект, отрицательный аспект и центр. При этом центр — точка, через которую можно выйти в иное, более высокое измерение (лайя-центр на языке йогов) и даже установить связь с глубинными измерениями реальности, со всем целым. В таком случае самообладание — не просто нейтрализация противоположных начал, а возможность открытия тоннеля для интуиции.Самообладание предполагает нейтрализацию эмоций. Считается, что эмоции имеют биполярную природу.

 

Самообладание — удержание в фокусе внутреннего центра всех потенций когнитивной системы, энергетическая мобилизация. Одна из лучших защит при нападениях (физических и психических).

 

Холистические стратегии мышления

 

«Не стремиться все знать, а знать, как учиться» — девиз передовых технологий образования. Не объем информации, а способности найти к ней пути определяют ныне универсализм личности, а также помогают избегать перенапряжения в информационном и физическом отношении. Овладение целостным мышлением предполагает овладение оппозициями в мышлении. Выделим основные.

 

Оппозиция спонтанное-дисциплинированное мыслится как вектор проявлений мышления от хаоса (спонтанности, размытости, неопределенности, бессознательности или полуосознанности) к порядку (четкости, ясности, определенности, сознательности, созданию форм — грамматических, логических, структурных, образных). Дисциплинированное мышление в европейской культурной традиции аналитично, но не обязательно вербально-логического типа. Вербально-логическими стратегиями пользуются в научном познании при создании системы понятий, моделей, теорий, которые предполагают выработку уточненного понятийного языка. В искусстве дисциплинированность как аналитическая деятельность реализуется на этапе разработки концепции создания образа, например, концепции интерпретации музыкального произведения у исполнителей. Различают вербальное мышление и перцептивное мышление, понимание через осмысленное слово и понимание через осмысленный образ (чувствознание).

 

Под виртуальным мышлением я буду понимать любую внутреннюю когнитивную работу, связанную с деятельностью представления, воображения, фантазии, интуиции, умственного моделирования, мысленного эксперимента, визуализации. В науке виртуальное мышление в аспекте спонтанности связано с воображением, а в аспекте дисциплинированности стремится к систематизации, аналитическому упорядочиванию и носит отвлеченный характер. Отвлеченное мышление также называют теоретическим. Прагматическое мышление эффективно при поддержке способности к наблюдению и направлено на реализацию идей, моделей, образов и интерпретаций в «материи жизни», на «прочтение» конкретных ситуаций внешнего мира. Отвлеченному-прагматическому могут соответствовать оппозиции абстрактного-конкретного, общего-частного, теоретического-эмпирического, внутреннего-внешнего. Оппозиция отвлеченное-прагматическое опять-таки представляет собой вектор различаемых переходов между крайними позициями.

 

В духовной суфийской традиции борьба с догматизмом и воспитание гибкого творческого мышления, сочетающего спонтанность с дисциплинированностью, мыслились как пути к самосовершенствованию. Кстати, суфии придавали большое значение воспитанию умения воспринимать целостность и богатство конкретной ситуации, подчеркивая тупики чисто абстрактного, отвлеченного мышления.

 

Ассоциативное мышление, построенное на разрыве логических связей, — непременная составляющая творческого процесса. Стирание логических связей, сознательное порождение «нелепых ассоциаций», образов-кентавров имеет исключительное значение в обучении стратегиям запоминания, в которых специально завышается эмоциональная энергетика, провоцируются её неожиданные всплески.

 

У логического мышления — свои достоинства и свое особое предназначение. Не стоит сводить логическое к узкому логицизму, так современная логика имеет достаточный арсенал средств, чтобы представить гибкость мышления и даже стирание мешающих умственных связей. Великое множество логических систем можно условно подразделить на классическую логику и неклассические логики. Грубо говоря, классика — это определенность, а неклассика — вектор в сторону неопределенности (с разной степенью). Реальную возможность вывести творчество на качественно иной уровень можно усмотреть в развитии визуализации и эйдетического мышления.

 

Под визуализацией, или эйдетическим мышлением, понимают способность в уме (или во внутреннем плане) создавать образы, насыщенные полнотой конкретного предмета. Другими словами, эйдетические образы воспринимаются не менее яркими и конкретными, чем это происходит с внешне-физическими предметами. Вся полнота зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния и эмоционального переживания может быть реализована в эйдетическом мышлении. Эйдетическое мышление различают по яркости образов, способности их удерживать в уме по своему усмотрению, способности управлять ими.Примеры умственных представлений, эйдетического мышления и памяти нередки среди талантливых и гениальных людей. В гуманитарной среде мастера-мыслителя выделяет способность создавать текст, представляющий результаты исследования, сразу, без черновиков. Если для теоретика работа «в уме» — это развитость «умозрения», смыслового воображения, то для музыканта работа «в уме», без инструмента свидетельствует о развитости внутрислуховых представлений.

 

Если человек решил серьезно заняться проблемами своего здоровья, то ему может помочь овладение искусством мысли. Визуализируйте себя и свое окружение здоровыми и красивыми, тренируя волю и воображение, и будьте здоровы!

 

Примечания:
1. Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 04.03.00311а, «Сознание: эволюционные, когнитивные и социокультурные аспекты».
2. См, например, Шноль С. Э. Физико-химические факторы биологической эволюции. М.: Наука, 1979. Шноль С. Э., Иванова Н. В., Брагина Г. Я., Коломбет В. А. Макроскопические флуктуации — общее свойство водных растворов различных белков и других веществ // Биофизика. 1980. Т. 25. С. 409–416.
3. Владимир Покровский. Тайна запрограммированной смерти // Независимая газета. НГ-наука. 23 октября 2002.
4. Гончаренко А. И. Непознанное сердце // Этика и наука будущего. Единство в многообразии. Роль духовного в познании мира // Дельфис. Ежегодник. 2003. С. 182.
5. Там же. С. 183.
6. Там же. С. 184.
7. Йог Рамачарака. Оккультное лечение. Наука о дыхании индийских йогов. М.: Амрита-Русь, 2003.
8. Там же. С. 60.
9. Чаша Востока. Письма Махатм. Избранные письма. 1880–1885. Рига. М.: Угунс, Лигатма. 1992. С. 170.

11.06.2009 03:00АВТОР: И.А. Герасимова | ПРОСМОТРОВ: 1383




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Мир есть мысль. Учение Живой Этики о мышлении. »