М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Община. От теории — к практике. Л.А. Матвеева


Новый сотрудник, горит ли в тебе радость при мысли об общине?
Община, 264

 

Живая Этика как нравственно-философское Учение прочно вошла в сознание множества людей, став для них главным ориентиром в жизни. Желающим знать и совершенствоваться открылась кладовая Мировой Мысли, влияние которой отразилось на внутреннем, духовном мире и послужило стимулом для внесения основ Учения в повседневную действительность.

В преддверии Нового Мира авторами Живой Этики было указано, что путь к нему лежит через сотрудничество и кооперацию. Поэтому одним из самых важных этапов, который предстоит пройти человечеству, будет вмещение понятия Общины и применение её принципов на практике.

Елена Ивановна Рерих в своем письме американским сотрудникам говорит: «Община прекрасна! (...) Община – ключ ко всем вратам познания и достижений. Община – ключ к храму и дому Учителя! Община – кооперация! (…) Что есть космос? Чем обусловлено само положение нашей планеты, как не космической кооперацией. (…) Пишу лишь об общине, ибо это самое главное, что должно войти в Ваше сознание и утвердиться в нем для дальнейших достижений. (...) Теперь нужно лишь твердить: «община», именно повторение этого слова должно ковать жизнь». [1]

Попытки учреждения общин самого разного внутреннего содержания предпринимались во все времена, но по совету авторов Живой Этики, «Надо стремиться к наиболее абсолютному. Наиболее абсолютное тяготение будет к дальним мирам. (…) Как можно приблизиться к сказанному Абсолюту? Техникой нельзя, наукой земной нельзя, искусством изобразительным нельзя. Можно лишь расширением сознания, когда земное существо поглощается эманацией дальних сфер». [2]

Современный этап эволюции предполагает развитие психических сил человека, что даст ему возможность стать сознательным участником процессов, происходящих в Космосе. Связь двух миров – плотного физического и тонкого – станет осуществима посредством человека, зерно духа которого получает энергии своего родственного светила и может насыщать ими околоземное пространство.

«Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами! Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечет в орбиту сношения новые миры, и этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности». [3]

Община не является для нас новым понятием, мы уже знакомы с ним с самых древних времён, но на нашем этапе значение и смысл его расширяются до космического и выражают Закон Бытия.

«Сотрудничество, основанное на законе природы, содержит в себе элемент беспредельности». [4]

История народов Земли имела примеры общинных построений. Россия одна из первых прошла этот опыт применительно ко всей стране в целом, но по ряду объективных причин потерпела неудачу.

Сейчас, когда мы, вооружённые Учением, оказались в той же точке нового витка спирали эволюции, нам необходимо проявить всю преданность Высшему Идеалу и всю степень ответственности за наше собственное будущее и будущее близлежащего Космоса, заложив общинные начала в уклад жизни и в сознание наших детей. Разве не преступление из года в год выпускать в жизнь новые поколения молодых людей, не готовых к будущему, не сознающих своего истинного происхождения и назначения? Разве не пронзается болью сердце, оттого что никто не сказал им о той мощи, которую они носят в себе?

А между тем, Живая Этика предупреждает: «Скажите друзьям, как тесно время, как упущенное не возвращается. Скажите, как Учение Общины должно идти в согласии с явлениями энергии. Обычная ошибка в том, что пытаются разделить социальные и научные построения. Трудно представить учёного вне общественности». [5]

Наша цель – мировая община, и продвигаться к ней можно только законом общего труда. При бесчисленных видах сотрудничества и кооперации может быть создана самая совершенная форма жизни, и этот трудовой подвиг человечества Земли будет выражать всю Красоту эволюции. Но единение, которое так необходимо нам сейчас везде и всюду для выполнения этой задачи, весьма слабо выражено и зависимо от внешнего влияния, потому что человек не установил в самом себе примат духа.

По мнению Н.К. Рериха, «Жизнь во всех ее новых формах уже перерастает понятие условной цивилизации. Проблемы жизни, нарастающие с каждым днем, повелительно устремляют людей к высшим решениям, для которых уже невозможно отговориться условными, изжитыми формами. Или все вновь преображенные возможности сочетаются прекрасным, истинно Культурным решением, или пережитки цивилизации потянут слабовольных к одичанию. Тогда никакие лжеторжества культуры не вдохновят и не удержат ложь и разрушения». [6]

Мы переживаем сложное и драматичное время смены эпох, но на фоне всеобщей деградации и углубления экономического кризиса всё активнее выступают признаки нравственного оздоровления: в обществе постоянно растёт число людей, проникшихся идеями гуманизма. Появляется и крепнет надежда, что все общественные организации, выступающие против варварского отношения к Природе и недостойного – к человеку, уже несут признаки тех общин, которые в будущем, окрепнув и соединив на кооперативных началах свои усилия, послужат фундаментом для здания Нового Мира. Это предположение вполне справедливо, даже если сотрудники этих общин никогда не читали Живую Этику.

«Учение не может отвергать истинные ценности. Община не может рассуждать — он наш или не наш. Община говорит — он ценен для эволюции или не ценен» [7]

Общественное движение, которое организовалось на идеях Живой Этики, также должно поставить перед собой задачу формирования общинного мировоззрения и реализации его на практике. Научно-технический прогресс предоставляет большие преимущества для достижения этой цели. Развитие средств связи, которые возмещают нам пока ещё не развитые возможности ясновидения и яснослышания, позволяет устанавливать тесные контакты между разными частями света и укреплять доброжелательные связи людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Это – идеальная возможность создания интернет-общин, основанных на взаимных интересах и на Учении Живой Этики – в том числе. Интернет позволяет нам, сохраняя свою свободу и индивидуальность, обмениваться рукопожатием на расстоянии, это в некотором смысле наши первые шаги к мировой общине, и Елена Ивановна Рерих предвидела такую возможность, когда в своем письме А.И. Клизовскому писала: «…Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится все более и более несущественным. И все сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Великое Белое Братство, но телесное единение не принимается во внимание. (…) …следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения к друг другу, потому замыкание их в закрытые общины только еще больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя все человечество, все планы бытия». [8]

Сегодня нам – последователям Живой Этики – предоставлена возможность с помощью Интернета охватить широкой сетью Света весь мир, создавая в виртуальном пространстве площадки для сотрудничества, на которых можно попытаться на практике реализовать общинный принцип. Но осуществление этой задачи встречает определённые трудности, так как на эти площадки перекочевали и все наши несовершенства, порождая «войны интеллектов» и превращая доброе начало в его полную противоположность. С этой главной проблемой взаимоотношений сталкивается большинство молодых общин; межличностные конфликты не позволяют установиться дружественным взаимоотношениям, и главный принцип общины – сотрудничество не может получить развития. Неудачи несостоявшихся общин больно ранят их участников и гасят устремление к единению, после чего разочарованные и слабые уходят и замыкаются, упорные и сильные начинают сначала, следуя завету Учителя: «Когда человек попадает в несовершенную общину, в ужасе он устремляется в противоположность – это неправильно. Понявший несовершенство должен начать более совершенное. (…) Неудача одной общины должна стать поводом к новым общинным строениям». [9]

Для того, чтобы следующая попытка была более успешной, следует по возможности исследовать те причины, которые помешали осуществиться общине. По всей видимости, другого способа просто не существует; собственно говоря, в этих попытках и проходит испытание усвоенных нами Основ Учения.

Поскольку интернет-пространство общины, по сути, – энергетическое поле, генерируемое всеми его участниками, то все эти люди, так или иначе, влияют друг на друга, независимо от того, сознают они это или нет. Тот же принцип взаимовлияния действует и в обычных общинах. И в том, и в другом случае создаётся единый энергетический конгломерат, питаемый энергиями его участников, и от того, насколько будут сгармонизированы их энергетические излучения, зависит психологический климат этих сообществ. Поскольку все виды индивидуального сознания выражаются в виде вибраций, то именно их несоответствие, не-тождественность, и создаёт дисгармонию в общинах. Избежать этого можно единственным способом – утончением индивидуального сознания, чтобы в итоге прийти к тому единению, о котором говорится в Живой Этике: к единению в духе и сознании.  Елена Ивановна Рерих в своём письме американским сотрудникам пишет: «Потому так утверждается мощь слияния, ибо только в объединении сознаний заключается творчество». [10]

По сути, все действия, которые ведут не к согласованности, а к конфликтному противостоянию, являются механизмом раздробления и обособления. Чтобы избежать этого, перед всеми участниками должна стоять одна объединяющая их цель – единение в духе и сознании при бережном и уважительном отношении к индивидуальности каждого человека. В большинстве случаев конфликты и раздоры происходят тогда, когда участники сообщества пытаются отстаивать свою, по их мнению, единственно верную точку зрения, не имея желания принять во внимание мнение других людей, нарушая иерархический принцип вмещения и терпимости. Но именно отсутствие этого качества и ставит под сомнение духовный авторитет тех, кто пытается его получить, считаясь только со своим мнением.

«Если скажу: Я всегда с вами, – многие ли поверят? Даже побоятся поверить в объединённое сознание. Для них каждое такое объединение есть нарушение самости и, как таковое, не может быть вообще допустимо. Они никогда не оценят десятеричное усиление энергии, которое рождается из сотрудничества сознаний. Но без этого сотрудничества невозможно было бы всё Учение Сердца. К чему все подробности, если нельзя усилить взаимно! Но если этот принцип доступен, то доступно и притяжение его до полного объединения сознаний, что называется палориа. Но зато те, кто допускают и дошли до объединения сознаний, насколько они могут расширять работу свою для Общего Блага! Конечно, говорю о внутренней, духовной работе, которую слепыши не могут углядеть и оценить. Призывы к объединению сознаний необходимы повсюду, ибо они простейшим способом вводят в жизнь сердца. Не колдовство, но закон физический может соткать спасительную сеть вокруг планеты. Так каждый, следуя закону Бытия, может справедливо сознавать себя гражданином мира». [11]

Но единение сознаний – нелёгкая задача, особенно для тех, кто от других ожидает признания и понимания, навязывая своё собственное мнение, тем самым вызывая сопротивление остальных и создавая причину для раздора и разъединения. Когда в общине таких людей большинство, община прекращает своё существование.

«Единение есть легкокрылая мечта человечества, когда же мечта приближается к намерениям, уже немного остаётся последователей. Претворение намерения в действие уводит большинство. Так утверждение единения есть стремление к высшему закону, который с трудом вмещается человечеством в его современном состоянии. Но каждый, кто хочет служить Братству, не боится даже самых непринятых большинством понятий. Пусть стремление к единению найдётся лишь в исключительных сознаниях. Каждое здоровое место должно быть охранено. Так начнёт нарождаться здоровая оболочка планеты. Сейчас она весьма отравлена». [12]

О единении в Живой Этике сказано много, и необходимо уделить этой теме как можно больше внимания, потому что без единения невозможно осуществить ничего сколь-нибудь стоящего, а когда речь касается Общего Блага, то и единение должно быть цельным, а не частичным.

«Можно сказать всем, насколько единение необходимо. Уже сказано, что единение есть реальный двигатель. Сказано, что единение есть магнит. Оно есть целитель, здоровье, оно есть спешное достижение. Что же ещё добавить?

Если сказанное не действует, то будет бесполезно сказать, что единение есть гармония с Иерархией. Если Указанное не вмещается, то тем более не вместится представление о Иерархии. Но это будет означать дом без основания. Каждый вихрь опрокинет такое зыбкое строение. Откуда возьмутся силы противостать первому вихрю?!» [13]

Процесс единения начинается со стремления к взаимопониманию. Чтобы понять собеседника, надо настроиться на него, понять его не только разумом, но и сердцем, способным рождать высочайшее чувство любви, чего так не хватает нашему обществу в целом.

 

Тема любви в Учении звучит достаточно ярко: «"Любите друг друга" – эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все высокие собеседования основаны на том же чувстве и так же благотворны для психической энергии». [14]

«Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть созидательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях». [15]

Но чаще всего самое естественное и решающее многие проблемы чувство спрятано так глубоко, что совершенно не принимает участия в жизни общин, а ведь Елена Ивановна Рерих говорила, что Огонь по своей природе двуероден, и основанием Бытия явились чувство любви и мысль. Из этого следует, что какими бы мы не обладали знаниями, без любви к со-общинникам никакое построение не обретёт целостности и гармонии, ибо Знание без любви делает из человека расчётливого и холодного прагматика.

И ещё один существенный вопрос, который должен быть рассмотрен в связи с вопросом построения общины.

Братство, на которое нужно ориентироваться, воспитывая общинное мировоззрение, есть Община любящих друг друга Братьев и Сестёр. Мы же пока слишком условно представляем себе такой стиль взаимоотношений в своих общинах, оставаясь отчуждёнными в прямом смысле этого слова. Однако в глубине души нам всем знакомо это священное чувство братства, вопрос только в том, почему мы не извлекаем его на поверхность? Может, потому что в условиях тотальной лжи мы привыкли ждать подвоха и недоверие не позволяет нам раскрыться и довериться друг другу? Какие бы причины не лежали в основании нашего недружелюбия по отношению друг к другу, именно оно мешает взаимовыгодному общению и сотрудничеству, и пока это так, вместо общин будут возникать лишь заведения под фальшивыми вывесками.

«Еще раз утвердим различие между сотрудничеством и Братством.

Слышу недоумение – будто оба понятия тождественны. Но ступени их различны. Сотрудничество непременно выражается во внешнем действии, но Братство зарождается в глубине сознания. Сотрудники могут различаться в степени сознания, но братья будут чуять друг друга именно по сознанию. (…) Нельзя ограничить такое единение, ибо в основе его будет любовь. Так сотрудничество будет подготовленным к восприятию Братства». [16]

Дальнейшие наблюдения и опыт показали, что успешнее всего община развивается на творческих началах, потому что творческий совместный труд сближает особенно быстро и наиболее продуктивно. Совместные проекты, где каждый человек выполняет свою задачу, ощущая себя в равной степени нужным и полезным, самым наилучшим образом отвечают общинному мировоззрению и являются самой эффективной объединяющей силой. «Сколько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искажённых понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. (…) …нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении; подобное толкование поможет общине утвердиться лишь как одно русло. (…) Так на пути к Миру Огненному общинники должны понять, что можно продвигаться законом общего труда – другого мерила нет!..» [17]

Следующей проблемой общины вообще и интернет-общины в частности, является, на мой взгляд, излишний демократизм. Рекомендация Учителя о том, что в общине должно быть соблюдено равенство, как мне кажется, не имела в виду демократию современного вульгарного образца. Демократия теряет свой смысл в общине, в ней попросту нет необходимости. Сообщество, которое устанавливает у себя демократические основы, уже не является общиной, потому что демократия призвана защищать свободу личности там, где есть опасность нарушения этого права. Община же содержит в себе условие свободы как естественное основание, потому как каждый член общины является таковым по доброй воле. Единственный властелин над человеком есть его собственный дух, неотделимость которого от духовной Иерархии и снимает вопрос о необходимости демократии.

Если мы попытаемся перенести на свою общину принцип Братства, то без сомнения будем вынуждены согласиться с тем, что община может управляться только по принципу Иерархии. В общинах, которые мы создаём, руководителем должен быть тот, кто в состоянии направлять её развитие. Безусловно, каждая община располагает свободой самоуправления и может применять различные формы своей организации, но опыт нашей общины показал, что, при исключительных правах руководителя, успешно принимает участие в делах и совет общины. Однако многое, если не всё, в общине зависит именно от нравственности и личной позиции руководителя. Если у него в достаточной степени развито чувство справедливости, то принцип равноправия не будет нарушен ни при каких обстоятельствах.

Сегодня совершенно очевидно, что национальная идея, призванная служить Благу народа и быть связующим элементом его духовного сознания, утрачена. Античеловечная капиталистическая система, внедряемая в нашей стране, насаждает идею обогащения одних за счёт других, вытесняя все признаки человека духовного, то есть – жертвенного. Спасти нас от окончательного духовного разложения может только объединённый дух народа, потому идея общины должна стать национальной идеей, а мы обязаны быть её провозвестниками и строителями, с раннего детства воспитывая в детях дух братства.

«Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: "Родная пришла на село"», – сказано в Учении про сестёр-подвижниц. [18] Мы можем, впав в самоуничижение, сказать – «это не про нас» и ждать, когда придут те, другие, которые оправдают это звание. А можем, сказав себе – «да, это про нас», пойти «на село», в школы, в детские дома и в интернаты. Дети рождаются с ярко выраженными общинными задатками, им не знакомо чувство собственности, они легко и охотно общаются между собой и со старшими, и только нашими «стараниями» они со временем утрачивают эти признаки, превращаясь в расчётливых прагматиков, сориентированных на достижение исключительно материальных благ и превосходства над другими.

«Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире. Пробуйте поощрять их к таким представлениям, но применяя тонкое понимание, иначе можно или отвратить, или навязать свои личные представления. Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей. Наука может получить ценные данные от детей, ими мало пользуются. И когда нападают на детей, не желают понять, сколько можно нарушить грубым прикосновением». [19]

Сколько поколений детей, из которых были вытравлены воспоминания о Высшем Мире, построили свою жизнь без его участия и помощи, не потому ли так тяжко сегодня наше бытие, давно лишённое Светлого Присутствия? И как можем мы изменить его, начав всё сначала, а именно – с детей?

Действий, прежде и превыше всего действий, ждёт от нас Братство, поэтому реализация на деле общинного мировоззрения – наша задача номер один. До тех пор, пока она будет оставаться нерешённой, Новый Мир не сможет стать реальностью. Этому направлению нашего труда должно уделяться максимальное внимание и прикладываться объединённые усилия, и первое, самое насущное, с чего нужно начать – сделать всё возможное, чтобы основы общинного мировоззрения стали такими же обязательными в школе, как Основы Безопасности Жизни. Этот предмет должен включать в себя основы сотрудничества и взаимовыручки не только как дисциплину, направленную на сохранение жизни в опасных условиях, но как нравственное начало совершенного человека, сознательного члена космического человеческого братства. Недопустимо и даже преступно удерживать сознание детей около земной коры, дети имеют право знать о том, что мы не одиноки во Вселенной и Высший Мир населён Высшими Существами, которые тоже когда-то были людьми.

«С самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном – должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всём величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлечённым и сольётся со всем бытиём» [20].

В этом направлении Гуманная Педагогика школы Шалвы Амонашвили воистину луч света в тёмном царстве, а педагоги, прошедшие образование в этой Школе, без преувеличения являются героями нашего времени. Вопреки действительности, они находят в себе достаточно сил, мужества и любви к детям, чтобы в жёстких рамках образовательных программ, лишённых света духовности, найти возможность дать им основы нового миропонимания. И, если мы вдумаемся в то, каких усилий стоит этот незаметный, героический труд учителю, обременённому теми же самым тяготами обыденной жизни, которые нас всех истощают морально и физически и требуют величайшего напряжения по их преодолению, то поймём, что учитель как никто другой сейчас нуждается в нашей помощи и поддержке.

В послереволюционное время учитель шёл в массы, поддерживаемый решением правительства, поставившего себе задачу ликвидации народной безграмотности. Современное правительство не ставит перед собой таких благородных задач, и образование, даже в том виде, в каком оно есть, все меньше доступно подавляющему большинству. Поэтому только он наших собственных усилий зависит, будут ли наши дети посвящены в Космические Законы, чтобы строить новое общество на их основе.

Итак, чем мы можем помочь?

Прошедшая 15–16 февраля 2013 года в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры международная конференция на тему «Наследие семьи Рерихов и Культура. Восток – Запад. Диалог культур» убедительно показала, что научный мир постепенно приобщается к идеям Живой Этики. Это укрепляет надежду на то, что именно авторитет науки позволит сломить сопротивление государственной и образовательной системы. Пробить брешь в глухой стене, воздвигнутой догматизмом и предвзятостью, можно общими усилиями, стоит только подойти к этой задаче со всей тщательностью и ответственностью, применив на практике принципы кооперации и сотрудничества между передовыми мыслителями и деятелями науки и культуры, потому что только им с радостью распахнёт свои двери любая школа.

У каждого преподавателя ВУЗа – последователя Живой Этики – есть активные, неравнодушные студенты, которые захотят принять участие в создании культурно-просветительских мостов между школой и ВУЗом. Это, помимо основной задачи, помогло бы профориентации детей, выбору ими учебного заведения для продолжения образования по окончании школы.

Конечно, понадобятся большие усилия для интеграции и кооперации, но каждое дело только начинать трудно. Можно соединить творческие возможности нескольких ВУЗов и грамотно, профессионально, интересно и качественно составить художественно-просветительскую программу с привлечением студентов театральных учебных заведений.

Мне могут возразить, что Учитель не рекомендовал никого зазывать и кому-либо навязывать Учение, однако совершенно очевидно, что речь шла о предубеждённых и по сознанию не готовых людях. Но в отношении детей все Его рекомендации сводятся к тому, что как можно раньше нужно начинать детское просвещение, так как после семи лет уже многое потеряно в этом направлении. Тогда меньше будет трагедий среди детей, а впоследствии – и среди взрослых.

Беспокойство о том, что ещё не одно «поколение недоумков будут позорить планету», не безосновательно: мы видим, что с каждым десятилетием умственная и культурная деградация выражается всё более диким образом, и сегодня родителей надо воспитывать вместе с их детьми, потому как несколько поколений уже выросли в условиях разрушенных нравственных ценностей и навязанных антикультурных программ.

Именно школа сегодня есть главный театр действий, где решается наша судьба. Поле битвы за детей есть поле битвы за наше национальное и планетарное будущее, поэтому жизненно необходимо объединить совместные усилия именно в этом направлении, и пусть самым мощным стимулом для осуществления этой задачи звучат слова Учителя: «Когда Прошу: помогите строить Мою Страну, не к скелетам обращаюсь, но к живым творческим духам. Каждому назначается своя жертва. Символ открытых глаз так важен!» [21]

По материалам доклада, представленного общиной «Крылья Духа» в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств 15-16 февраля 2013 года на Международная научной конференции на тему: «Наследие семьи Рерихов и Культура. Восток – Запад. Диалог культур» в разделе «Наследие семьи Рерихов и современные социокультурные проблемы»

Список использованной литературы
1. Письма Е.И. Рерих. – МЦР, т. 9, 1951-1955 гг. – с. 546 // Прил. № 2, американским сотрудникам. 23.02.1926.
2. Община, 20.  
3. Община, 49.
4. Аум, 441.
5. Община, 249.
6. Н.К. Рерих. «Культура Победительница», «Листы дневника», Т.1, стр. 85.
7. Община, 254.
8. Письма Е.И. Рерих. – МЦР, т. 6, 1938-1939 гг. – с. 220 // № 80, А.И. Клизовскому. 10.09.1938.
9. Община, 226.
10. Письма Е.И. Рерих в 2-х тт. – Минск, Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. Том 2, с.. 321. // 23.10.37
11. Сердце, 150.
12. Братство, 346.
13. Аум, 433.
14. Аум, 515.
15. Иерархия, 280.
16. Братство, 166.
17. Мир Огненный ч.3 – 35
18. Письма Е.И. Рерих в 2-х тт. – Минск, Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. Том 1, с. 390 // 08.05.35.
19. Мир Огненный, ч. 2 – 174.
20. Мир Огненный, ч. 2 – 188.
21. Листы сада Мории, ч. 3, гл. 1 – 8.

21.03.2013 14:23АВТОР: Л.А. Матвеева | ПРОСМОТРОВ: 1732




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »