«АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Михаил Задорнов. Воспоминания о Ленине. Клара Цеткин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



От артефактов эпохи до мемориального собрания. Ю.Ю. Будникова


Здание Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

(История создания Мемориального собрания С. С. Митусова
как основы Музея-института семьи Рерихов
)

 

В этом году нашему Санкт-Петербургскому Государственному Музею-институту семьи Рерихов исполнилось 10 лет. Из них 7 лет, как нет с нами его основательницы - Людмилы Степановны Митусовой, но музей, о котором она много лет не только мечтала, но и созидала, прочно утвердился на Невских берегах, как и предполагал в свое время Юрий Николаевич Рерих. А в мае этого (2011) года пять сотрудников Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов награждены премией Правительства Санкт-Петербурга «За достижения в области музейного дела». Эта номинация была присуждена коллективу авторов и создателей международного выставочного проекта «Рериховский век». Кто имел возможность и счастье посетить эту выставку, а если еще и не один раз, тот уже никогда не забудет ее. Прошло более года, но вспоминая об этом празднике искусства, до сих пор испытываю несказанную радость, восторг души и гордость за  коллектив сотрудников нашего музея.

От редакции: Татьяна Бойкова.

 

Всякий музей – уникален, и история его создания неповторима, как неповторимы судьбы людей. Каждый мемориальный музей удерживает от исчезновения в Лете что-то особенное из того, чем были живы, на чем стояли наши предшественники и что может не только развлечь или поучить нас, но и одарить новыми сочетаниями прекрасного и неожиданным смыслом, который мы подчас тщетно ищем в окружающей нас жизни. У каждого музея – своя логика возникновения и свои задачи. Наступает урочный час и то, что неслось в потоке жизни, превращается в «магические кристаллы», сквозь которые мы с большей или меньшей ясностью можем разглядеть как прошлое, так и собственное будущее.

Наш музей был основан в 2001 г. Людмилой Степановной Митусовой (1910 – 2004) на основе наследия ее семьи, Людмила Степановна Митусова.2001.получившего в 1992 г. статус мемориального собрания. Семья эта, аристократическая по своим корням, была тесно связана с культурной и научной жизнью России, и то, что удалось сохранить Митусовым в превратностях революций, войн, репрессий, а также на волне произвола и коррупции последних двух десятилетий, хранит память пяти поколений, охватывая полуторастолетний период отечественной, прежде всего петербургской истории. Музейное собрание хранит уцелевшие свидетельства тесных связей, повседневных и творческих, между кланами Митусовых, Рерихов, Римских-Корсаковых, Мусоргских, Потоцких и др. Не менее значительна та часть в составе коллекции, которая относится к советскому периоду нашей истории и отражает драматизм духовных биографий тогдашнего поколения и борьбу, которую пришлось выдержать лучшим русским людям, «дабы свеча не погасла». Частью собрания стали также предметы и произведения искусства, подаренные Л.С. Митусовой людьми последующих поколений, работниками на ниве науки и искусства, для которых она стала духовной матерью, другом, сотрудником, советником. Сюда же можно отнести научно-документальный фонд, собранный современными исследователями для дополнения общей картины жизни и творческой деятельности представителей семейного круга Рерихов – Шапошниковых – Голенищевых-Кутузовых – Митусовых – князей Путятиных, а также их друзей, коллег, единомышленников. Именно всё вместе это составляет музей петербургской семьи в широком смысле слова, в основании которой – не одно поколение коренных жителей нашего города (начиная с его основания), создателей и выразителей «петербургского текста русской культуры», по замечательному выражению В. Н. Топорова.

Степан Степанович Митусов (1878—1942), сын тайного советника, известного коллекционера С.Н. Митусова и оперной певицы Е.В. Митусовой (урожд. Голенищевой-Кутузовой, во втором браке кн. Путятиной), двоюродный брат великой русской просветительницы Е.И. Рерих, ученик Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, сотрудник и друг Н.К. Рериха, И.Ф. Стравинского, Н.И. Рихтера, И.Я. Билибина, К.А. Марджанова, М.А. Бихтера, Б. Асафьева, был одним из тех творцов, кого сформировала эпоха русского Серебряного Века. Безукоризненный вкус, чуткость ко всему талантливому в искусстве и незаурядный ум позволили Митусову вести равноправный диалог с крупнейшими творческими личностями своего времени и самому на протяжении четырех десятилетий являться живым участником культурной жизни Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Он был знатоком музыки, живописи, театра современной ему эпохи, музыкальным педагогом и теоретиком. С 1908 г. работал помощником секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств и инспектором Рисовальной школы ИОПХ, директором которой был Н.К. Рерих, а после революции являлся в разное время исполнителем и аккомпаниатором, заведующим Музыкальным отделом Наркомпроса, преподавателем, художественным руководителем и организатором концертов. В семье Степана Степановича почти чудом сохранились реликвии семьи Рерихов – мемориальные предметы, рукописи, картины, старинные книги. По воспоминаниям Людмилы Степановны, средней дочери С.С. Митусова, вещи Рерихов, по их просьбе, были перевезены её отцом в начале 1920-х годов с их квартиры на Мойке, 83. Впоследствии часть вещей и рукописей забрал Б.К. Рерих, брат художника. Однако и после этого у Митусовых оставалось около 80 художественных произведений Н.К. Рериха, более 40 предметов обстановки, а также рукописи, личные вещи, документы, картины других художников, посуда, столовое серебро Рериховской семьи. К сожалению, до наших дней Собрание сохранилось не полностью. Многие книги, картины и мебель погибли в годы блокады. Кое-что из документов было уничтожено еще в тридцатые годы самим Степаном Степановичем, опасавшимся репрессий по отношению к его семье. В 1956 году 73 произведения Николая Рериха, 3 наброска Аркадия Рылова и 2 акварели Александры Щекатихиной-Потоцкой пополнили коллекции этих художников в Русском Музее. В 1958 г. выдающемуся ученому-востоковеду Юрию Николаевичу Рериху, вернувшемуся на родину, было переслано в Москву кресло отца и переданы фотографии семьи. В 1981 г. в Отдел Рукописей Российской национальной библиотеки от сестер Митусовых, Людмилы Степановны и Татьяны Степановны, поступили автографы И.Ф. Стравинского, Н.К. Рериха, С.С. Митусова и других деятелей культуры. В 1983 г. в Алтайский краеведческий музей в Барнауле было передано 93 экспоната. Наконец, в 1984 г., после завершения реставрации Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре, часть рериховской мебели – стол, диван, 5 стульев – вошла в его постоянную экспозицию. Однако в течение многих лет Собрание не только рассредоточивалось, но и пополнялось. Прежде всего, благодаря Юрию Николаевичу Рериху. В 1957-60 гг. он передал сестрам Митусовым две картины Н.К. Рериха, “Гималаи” и “Горное селение”, письма, фотографии и памятные вещи. Также и от Святослава Николаевича Рериха, выдающегося художника, в течении 40 лет поступали книги, письма, подарки. Оставили свой след в Собрании и некоторые исследователи творчества семьи Рерихов и их ученики (Б.Н. Абрамов, Т.В. Бакулина, П.Ф. Беликов, А.Ю. Калнс, Г.Ф. Лукин, Р.Я. Рудзитис, Б.А. Смирнов-Русецкий, З.Г. Фосдик, В.Т. Черноволенко и другие). В 2001–2004 гг. петербургский коллекционер и культуролог В.В. Петров, создав прецедент, передал для художественной экспозиции создаваемого музея из своей коллекции около 100 произведений – картин и рисунков Н.К. Рериха и мастеров «Серебряного века». Ценные художественные материалы из архива своей матери, известной художницы начала ХХ века Н.С. Войтинской, передала в музейное собрание ее дочь, А.Л. Левидова; документы, касающиеся Ю.Н. Рериха, преподнес в дар ведущий петербургский генеалог И.В.Сахаров. Собрание пополняется по сей день, и, конечно, это продолжится по нарастающей и в будущем, когда музей зарекомендует себя должным образом на культурном и научном поприщах.

Можно тематически-обобщенно подразделить Собрание следующим образом: - автографы, личные вещи, книги, фотографии Елены Ивановны; - художественные произведения, автографы, рукописи, личные вещи, археологические находки, книги, фотоматериалы Николая Константиновича и письма к нему; - детские рисунки и лепка, автографы и книги, фотографии и личные вещи Юрия Николаевича; - детские рисунки и записки, автографы и книги, фотографии Святослава Николаевича; - личные вещи, автографы и произведения ближайших родственников семьи Рерихов: самого С.С. Митусова и всей его семьи, Б.К. Рериха и родственников Е.И. Рерих по линии Голенищевых-Кутузовых – князя П.А. Путятина, Рыжовых, Муромцевых, Потоцких, Шаховских: - автографы и произведения деятелей искусства Серебряного века; произведения и автографы художников, начавших свой творческий путь в 1930-х гг. (Р. Тронина, А. Батурина, О. Карташева, Б. Смирнова-Русецкого, В. Черноволенко и др.); - произведения современного искусства, русского и зарубежного: - библиотека. Всего Собрание насчитывает более 2000 тыс. единиц хранения.

Впервые речь о создании музея Рериха на основе вещей, хранившихся в петербургской квартире Митусовых, а такжеСтепан Степанович Митусов. картин и других предметов, привезенных из Индии, зашла в 1958 г., когда в Россию вернулся старший сын Рерихов, выдающийся востоковед Юрий Николаевич Рерих. Он много хлопотал в высших партийных и чиновничьих кругах о создании в Ленинграде музея и школы при нем, и ему удалось добиться согласия на их устройство в здании бывшего Императорского Общества поощрения художеств, но внезапная смерть ученого в 1960 г. все прервала. В 1970-е годы последний оставшийся в живых член семьи художник Святослав Николаевич Рерих продолжил усилия по организации музея, привлекая к этому, прежде всего, деятелей искусства и науки. Его обращения в Академию наук, Академию художеств и к ленинградским властям помогли обеспечить сохранность фамильных вещей семьи Рерихов. Однако только 11 мая 2001 г. (в год столетнего юбилея бракосочетания Елены Ивановны и Николая Константиновича) Музей-институт семьи Рерихов был зарегистрирован решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга как некоммерческое учреждение культуры. В июле 2003 г. город выделил Музею-институту здание на набережной Лейтенанта Шмидта, д.41. 25 октября 2004 г. здесь прошел Межведомственный Музейный совет Санкт-Петербурга, на котором было принято решение о придании этому учреждению культуры статуса государственного музея.

Теперь, когда осуществлена многолетняя мечта Л.С. Митусовой о создании музея, которую с какого-то момента она отчетливо начала осознавать как миссию, оставшись последней представительницей семьи Митусовых и близкой родственницей, лично знавшей Рерихов, и самой ее уже нет с нами, перед нами высится (именно так!) задача, о которой когда-то с радостью писал человек, имя которого ныне носит музей: «Из чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего». Думается, что до конца правильно мы поймем завет художника, если поставим смысловое ударение так: «из чудесных…». Замечательная петербургская семья дала нам эту возможность; каким станет музей, грядущее, мы сами – зависит от нашей наблюдательности, благодарности, преданности, способности к сопереживанию, осмыслению и сотрудничеству.

Источник: ГМИСР

01.06.2011 03:00АВТОР: Ю.Ю. Будникова | ПРОСМОТРОВ: 1238




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Людмила Степановна Митусова »