Антон Надточеев. Всего лишь ширма? // Версия. Вышла в свет книга Учения Живой Этики «Община» на финском языке. СОЗЫВ II МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ЕДИНЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ». Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Культура и время, 2002, № 1–2. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Многомерность сознания


Публикация материалов конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни», Санкт-Петербург. 10-11 февраля 2012

 

Проанализированы древнейшие теории состава человека и его сознания, а также современные физические теории.  Аргументирована гипотеза  объединения эзотерической и современной физической картины мира. Семеричность сознания и тел человека в эзотерической традиции совмещается с 11-мерностью современной физической теории суперструн и М-теории через трехмерность физического мира плюс координату времени. Это посильный вклад в приближение к выполнению завета Агни Йоги о том, что «древние символы знания должны превратиться в научные формулы».

Каждый атом наделен сознанием.
Беспредельность.§54.

 

Введение. Одним из самых сложных понятий является понятие сознания. Этимологически мы рассматривали его как «совместное знание» /1/. То есть знание с кем-то. Последнее время нарастает стремление включить сознание в физическую картину мира /2/, что в свою очередь свидетельствует о том, что «физическая и психическая реальности имеют неразрывную взаимосвязь и являются лишь частными случаями еще мало осмысленной в своей многомерной сложности интегральной космической Реальности» /3/. Мы полностью согласны с мнением С.Р.Аблеева о том, что «Современная наука (физика, психология, информатика) явно дрейфуют в сторону формирующейся новой – трансперсональной парадигмы. Главный теоретический постулат этой парадигмы нам представляется следующим образом: сознание есть один из фундаментальных аспектов физической реальности, существующий в том или ином онтологическом виде до возникновения человека и получающий на человеческой ступени эволюции качественно новый уровень развития» /3/. Именно такая формулировка полностью согласуется и с религиозной, и с эзотерической, и уже сейчас и научной точкой зрения (подробнее об этом далее). Так, в частности в «Гранях Агни Йоги» объясняется тот факт, что до книг существовало знание, которое не было записано, а передано неким особым образом для тех, у кого сознание могло «отзвучать» или войти в «резонанс» с Сознанием Высших Планов Бытия. Так в Гранях Агни Йоги /4/: «Утверждаю, что Близость Моя, достигнутая в духе, открывает возможности бесконечного познавания даже без книг, даже наедине, то есть со Мною лицом к лицу. Люди слишком полагаются на книги в вещах сокровенных. Но ведь было время, когда не было книг, и все же были те, кто знает, и познавшие. И все же новое знание приходит откуда-то извне или изнутри, но не из книг, то знание, которого еще нет в книгах. Говорю о путях непосредственного познавания. ...Все великие мыслители, ученые, исследователи и изобретатели шли именно этим путем и находили то, чего нет в книгах, и мыслили так, как не мыслили окружавшие их люди. Изнутри рождалось новое знание, не зависимое от печатных листов. Путь чувствознания есть единственный путь для приобретения нового знания. Но планомерное развитие его возможно лишь при наличии Учителя. Без Учителя оно будет носить характер случайности...» Так, Е.И.Рерих пишет: «Земные знания кажутся лишенными смысла и такими ограниченными, но сознание, объединенное с Космическим Сознанием В[еликого] Вл[адыки], знает сущность вещей и значение всего происходящего и видит будущее» /5/.

 

В этой работе постараемся рассмотреть с разных сторон это удивительное понятие и выдвинем гипотезу связи многомерности сознания с современной 11-мерной физической картиной.
Чем мы располагаем уже? С одной стороны, это деятельность журнала «Сознание и физическая реальность» /2/, которое подходит к этому понятию с точки зрения официальной науки, но открыто на новые знания. Очень знаменательно, что журнал «Дельфис»/6/, всегда идущий впереди единомышленников, организовал на эту тему конференцию «Сознание как творящая сила Космоса», и есть возможность обсудить это важное понятие. Мы разделяем позицию взгляда на сознание /7/: «Мистики всех времён примерно одинаково видели величественную картину того, как устроена, живёт и развивается Вселенная. Согласно их открытиям, Вселенная многомерна. Кроме материального мира существует множество других миров, непохожих на этот. Они называются пространственными мерностями, пространствами или планами. Пространственные мерности различаются по степени своей "плотности". Так, есть более "плотные" миры, а есть более "тонкие".
Миры существуют в пределах одного и того же объёма и как бы вложены друг в друга. При этом различные планы обычно слабо взаимодействуют между собой. Наиболее "плотным" является материальный план, наиболее "тонким" – высшая пространственная мерность, называемая также Божественным планом.

 

Каждая пространственная мерность наполнена, "населена" так называемыми энергиями (не путать со значением слова "энергия" в физике), принадлежащими данному плану мироздания. Энергии непрерывно движутся, взаимодействуют друг с другом и видоизменяются. Всё, что происходит в многочисленных мирах, в том числе в нашем, обусловлено движениями этих энергий.
Сознание также является энергией особого рода. Высший, Божественный, план заполнен бесконечным сознанием, которое называют Божественным Сознанием Вселенной. Вселенную можно сравнить с человеком. Душа Вселенной – это Божественное Сознание, а тело – все миры, существующие в ней» /7/.

 

Постановка проблемы. В данной статье выдвинем гипотезу совмещения современной физической картины мира и эзотерической доктрины в приложении к феномену сознания. Пусть это будет посильным вкладом в решение задачи, высказанной в Агни Йоге: «Наступило время, когда древние символы знания должны превратиться в научные формулы» /8/. Суть проблемы состоит в том, что в теософии говорится о семеричности сознания, в Агни Йоге о троичности сознания, а современная физическая картина повествует об одиннадцатимерности сознания. Налицо противоречие, гипотеза разрешения которого (то есть сведения воедино этих взглядов) дается в этой статье.

 

Что уже сделано ведущими исследователями этой проблемы. Мы полностью разделяем позицию первого доктора философии, защитившегося по наследию семьи Рерих С.Р. Аблеева /9/: «Концепция многомерности универсума является одним из фундаментальных оснований всей философской картины мироздания антропокосмизма. Она может рассматриваться в трёх взаимосвязанных между собой плоскостях. В онтологической плоскости, предполагающей существование каскада уровней природной реальности. В космологической плоскости, предполагающей структурный космогенез и глобальную онтологическую эволюцию многомерного универсума. И в антропологической плоскости, предполагающей многомерность человеческой природы и человеческого сознания. В зоне пересечения этих плоскостей находится проблема природы психической реальности....

В современной физике идея многомерности пространства уже никого не удивляет и воспринимается в качестве эффективного теоретического конструкта, позволяющего объяснять свойства микрочастиц и принципы физических взаимодействий. Важнейшую роль эта идея играет, в частности, в теории Великого объединения (ТВО) и теории суперструн (ТС). Основы геометрической парадигмы в физике ХХ столетия, как известно, были заложены Альбертом Эйнштейном. Он полагал возможным построить единую теорию физических полей, в которой все силы природы являлись бы проявлением единой силы, связанной с геометрическими свойствами пространства-времени».

 

Таким образом, современная физика не просто допускает идею многомерности пространства, но фактически базируется на ней в фундаментальных теориях микрочастиц и Великого объединения. Эта идея позволила эффективно преодолеть сложные теоретические затруднения и теперь приобретает статус серьёзного постулата»... Непосредственно теме сознания в Агни Йоге посвящена работа /10/. Для нашего исследования наиболее значимыми являются следующие постулаты Агни Йоги (6-12) /10/:

 

«6. Космос многомерен; различные планы бытия созданы разными формами материи, отличающимися друг от друга структурой и уровнем вибраций. Чем тоньше структура той или иной формы материи, тем выше ее вибрационный уровень.

7. Человеческий организм, как и все мироздание, многомерен и содержит в своей структуре те же виды материи, которые присутствуют и в Космосе. Помимо физического тела в организме человека присутствуют невидимые обычным зрением тонкоматериальные и энергоинформационные субстраты, называемые тонкими телами. Тонкие тела способны служить оболочками, или носителями, сознания индивида на иных планах бытия.

8. Сознанию человека потенциально доступны все (за исключением двух наивысших) планы бытия. Взаимодействие сознания с высшими духовными планами может осуществляться при наличии у индивида способности приводить вибрационный уровень своего организма и сознания в соответствии с уровнем вибраций материи, образующей высшие планы бытия. С точки зрения авторов Живой Этики, сознание является точкой объединения различных планов бытия.

9. Измененные состояния сознания являются следствием его взаимодействия с другими планами бытия.

10. В основе наиболее продуктивных форм творческой деятельности (творческой интуиции, инсайда, озарения и других невербальных способов познания) лежит взаимодействие сознания индивида с высшими планами бытия.

11. Согласно Учению Агни Йоги, сознание имеет энергоинформационную, тонкоматериальную природу. Мозг служит лишь инструментом деятельности сознания на физическом плане бытия; само сознание не является продуктом мозговой деятельности, несмотря на обусловленность его функций состоянием мозга во время земной жизни индивида.

12. Сознание способно продолжать разумное бытие после смерти физического тела. Состояние и творческие способности сознания в перерывах между воплощениями обусловливаются уровнем его развития, а также накопленной им кармой. Посмертное бытие индивидов с негативной кармой характеризуется моральными страданиями; для сознаний высокодуховных людей посмертное существование представляет собой сферу гармоничного и совершенного бытия при наличии возможностей практически неограниченного творчества».

Указанные постулаты полностью коррелируют с направлением исследований, опубликованных в материалах предыдущих конференций «Этика и наука Будущего» /11/ и самом журнале «Дельфис» /12/. Характерным направлением является такое: «История учит, что истины мистического эзотеризма могут быть переводимы на язык науки, обновляя жизнь и познавательные горизонты» /11/.

Современная наука уже к этому подошла, чтобы подтвердить тот факт, что /13/: «Многомерность человеческой сущности и автономность тонких структур информационных тел только и позволяют достоверно объяснить все те необычные способности, которыми может обладать человек, а именно – интуицию, ясновидение, телепатию и телекинез, создание биоэнергетических двойников, так называемую «астральную проекцию»...

Эти и многие другие загадочные явления необходимо рассматривать в неразрывной совокупности двух точек зрения: ортодоксальной научной и эзотерической, то есть научных разработок и «паранаучных», соотносимых с наукой сверхчувственных реалий и восприятий. Такой подход связан с тем, что сегодня только работа на грани научного (разум) и паранаучного (сознание), смещение внимания на необычные и уникальные возможности человека, изучение энергоинформационного аспекта тех или иных проблем может сдвинуть с мёртвой точки наше познание природы и принести принципиально новые сведения об окружающем мире».

 

«Как сказано в Учении Живой Этики, «земное и Надземное не могут быть в одних измерениях». И сейчас уже многие теоретики уверены, что концепция многомерности пространства имеет все шансы стать одним из краеугольных камней новой парадигмы науки о структуре мироздания. Это, в частности, как раз и выражено в теории многомерных (11-мерных) мембран (М-теории), которая явилась развитием теории суперструн» /14/.

 

Диалектика понятия сознания у мистиков и в современной физике. Рассмотрим позиции эзотерической философии и современных физических теорий совместно, находя общие и дополняющие друг друга особенности. «Жизнь Вселенной, как и жизнь человека, состоит из циклов. Вначале происходит сотворение миров, затем они живут и развиваются (этот период длится многие миллиарды лет), после чего исчезают. Исчезает всё, кроме Божественного Сознания, и в какой-то период времени существует только Оно. Затем следует новое сотворение миров; всё повторяется, причём очередная Вселенная не похожа на предыдущие. Нынешняя Вселенная, кстати, находится в начале своего развития (это огорчение для тех, кто вдохновенно опасается скорого конца света).

Процесс творения происходит следующим образом. Некоторая часть Божественного Сознания уплотняется так, что последовательно образует из себя все миры вплоть до материального. Другая часть Сознания рассеивается в сотворённой Вселенной для последующего образования индивидуальных душ. Большая же часть Божественного Сознания остаётся неизменной и пребывает в высшей пространственной мерности.

После сотворения Вселенной начинается процесс эволюции сознания. Вся Вселенная похожа на "поле для выращивания сознания". На планетах, подобных нашей родной Земле, рассеянная энергия Божественного Сознания оседает в виде сгустков в твёрдых породах, на их кристаллических решётках, образуя, таким образом, зачатки будущих душ – индивидуальные единицы сознания. Благодаря им камни обладают памятью» /7/.

 

Переход от трехмерности к четырехмерности хорошо проиллюстрирован в классической книге  /15/: «В действительности, математик Герман Минковский, а затем и Эйнштейн являлись сторонниками представления о времени, как еще об одном измерении Вселенной, в некоторых отношениях весьма похожим на три пространственных измерения, в которые мы погружены. Хотя это и звучит на первый взгляд абстрактно, понятие времени как измерения на самом деле вполне конкретно. Когда мы хотим с кем-то встретиться, мы говорим, где «в пространстве» мы рассчитываем встретиться с ним – например, на 9 этаже здания на углу 53-й улицы и 7-й авеню. В этом описании содержатся три элемента информации (9 этаж, 53-я улица, 7-я авеню), описывающих конкретное место в трех пространственных измерениях Вселенной. Не менее важным, однако, является указание времени нашей встречи, например, в 3 часа пополудни. Эта часть информации говорит нам, где «во времени» состоится наша встреча. Следовательно, события описываются четырьмя элементами информации: тремя, указывающими расположение в пространстве, и одним, указывающим положение во времени. Подобные данные, как принято говорить, характеризуют положение события в пространстве и времени или, для краткости, в пространстве-времени. В этом смысле время представляет собой еще одно измерение». Теория 4-мерной физики развита в работе /16/. Здесь мы сталкиваемся  с тем, что /17/: «Будущая «периодическая система элементов знаний» может оказаться гораздо более многомерной, поскольку должна обслуживать все многообразие форм знаний в нашей быстро усложняющейся Картине Мира». И далее: «Однако последние полтора века Картина мира изменилась настолько, что «точность» классической Системы Знаний стала нерелевантной для новых масштабов реальности. Преодоление Необозримости расширяющейся Картины Мира потребовало Неточность с другим набором аксиом, при котором прежние стали узким частным случаем, а наиболее актуальные задачи стали концептуально обозримыми».

 

Это подтверждается более древней точкой зрения /7/: «Цель эволюции индивидуального сознания – его слияние с бесконечным Божественным Сознанием, то есть возвращение к своему источнику, но уже не в качестве зачатка души, а в качестве совершенного сознания, подобного Божественному Сознанию. Чтобы сознание человека стало совершенным, требуются многие жизни и огромные усилия по его развитию. Достигнув состояния совершенства, сознание растворяется в бесконечном океане Божественного Сознания и больше не воплощается. Когда Вселенная подходит к концу своего существования, все миры со всем своим содержимым, начиная с материального, последовательно исчезают. Они превращаются в высшую энергию, которая поглощается Божественным Сознанием. Это происходит и с теми индивидуальными сознаниями, которые ещё не успели достичь состояния совершенства

Мистики древности заметили, что в течение жизни в теле сознание человека может как эволюционировать, так и деградировать. Большинство людей медленно эволюционирует. Эволюция может происходить сразу в двух направлениях. Сознание может расти – увеличивать свою "массу", т. е. количество энергии сознания; так сознание становится "сильней"».

Энергоинформационный подход, который здесь ясно просматривается, на наш взгляд хорошо иллюстрирован работой /18/: «Из анналов исторических фактов мы знаем, что многие люди и без всяких приборов могут проникать далеко за преде¬лы видимого и слышимого мира. С помощью так называемого «третьего глаза» человек может видеть физические тела насквозь. Это свойство зрения даётся только очень цельным и устремлённым натурам. Духовное видение отличается от физического, потому что оно происходит в энергоинформационном поле.

Древняя мудрость – «Самого главного глазами не увидеть» – отражает истинную сущность человека земного, прикованного к своему материальному миру. И если он не выходит за его пределы – сущности остаются для него закрытыми. Скрытые сущности доступны только духовному зрению».

 

Сознание и мозг. Позиция энергоинформационной теории /18/ о сознании: «Сознание – это общая способность мыслить, а мышление – попытка решить конкретную задачу. Если мы так подойдем к делу, то обнаружим, что сознанием человек постигает мир, а мышлением, которое действительно обитает в мозге и имеет физиологическую основу, человек управляет своим организмом и повседневным поведением. Это примерно так же, как нельзя путать способность ходить и ноги.

Вернемся к вопросу – где обитает сознание? Если существование сознания «в голове» поставлено под сомнение – где же его место?

Энергоинформационный человек вписан в энергоинформационное поле Земли и Вселенной. Всю информацию, существующую во Вселенной, мы имеем в себе, живем с ней. Она наша, и в то же время, мы её частица. Может быть, именно поэтому человек был назван «Микрокосмом». Не по причине его сложности и организации, а по причине мгновенного подключения ко всему необъятному запасу космической энергии и информации и фактического содержания всего этого запаса «в себе». Omne mia mecum porte («Все свое ношу с собой») – древнейший афоризм, указывающий на самодостаточность Человека. Правда, уже в древнем Риме он утратил свой первоначальный смысл и в толковых словарях трактуется в материальном плане – человек имеет при себе все, что ему принадлежит. Но смысл здесь, прежде всего, духовный. Все «свое» человек имеет в себе. Всю информацию, все богатства Вселенной. Извлечь ее и уразуметь каждый может столько, сколько дано ему по мыслям его и делам.

 

Процесс мышления – это результат взаимодействия информационного поля Человека с информационными полями Вселенной и среды, в которой он живет.

Под средой в данном случае понимается Земля, как среда обитания Человека, и социум, в котором он живет. Еще в позапрошлом веке были проведены исследования, направленные на установление зависимости научных открытий от места их осуществления (среды). Оказалось, что в мощных информационных средах – крупных научных центрах, лабораториях, где работает много умных людей, число открытий гораздо выше и вероятность новых открытий также высокая. Тут скорее «умнеют» люди, раскрываются таланты, вырастают крупные ученые. Налицо эффект «подпитки» каждого отдельного ученого энергией общего информационного поля.

 

Процесс мышления рассматривается сегодня как взаимодействие мозга с «банком данных», находящимся в информационных полях Земли и Вселенной.

За это открытие в 1994 году была присуждена Нобелевская премия английскому ученому Э. Эклесу. Он изучил механизмы взаимодействия человека с информационными полями. Выяснилось, что что в нашем мозге нет сознания /18/.

Мозг выполняет Функцию акцептора (захватчика мыслей), а не их продуцента (производителя). Он не мыслит самостоятельно, а воспринимает и обрабатывает чужие мысли, выдавая их за свои.
Мозг человека – это всего лишь приемник. Он напоминает телефонную станцию с системой реле, которые подключают его к энергоинформационному полю Вселенной.

С генерированием простых мыслей мозг справляется самостоятельно: ему нет надобности обращаться в космический банк, чтобы решить вопрос – съесть яблоко сейчас или оставить на вечер. Но когда речь идет о действительно высоких продуктах мысли – гипотезах, теориях, концепциях – без участия информационного банка Вселенной не обойтись. Одно из доказательств – «озарение», которое в конце-концов наступает, если человек долго и упорно бьется над проблемой, посылая непрерывные и все более мощные запросы в информационный банк Вселенной...
Открытия Эклса подтверждают, что сознание не находится в мозге. Он – лишь «телефонная станция», которая подключает нас к энергоинформационному полю Вселенной /15/.

Головной мозг устроен таким образом, что воспринимает жизненную энергию извне (вместе с нервными центрами человека (чакрами в восточной философии) и на ее основе генерирует свою психическую энергию. Без этого обмена головной мозг – ничто. Психическая энергия – общий, конечный результат работы нашего головного мозга и всего организма в целом.

 

В начале 2001 года было опубликовано исследование, проведенное П. Фенвиком из Лондонского института психиатрии и С.Парина из Центральной клиники Саутгемптона.  Учеными были получены неопровержимые доказательства того, что сознание человека не зависит от деятельности головного мозга и продолжает жить, когда все процессы в мозге уже прекратились. По мнению ряда исследователей /18/, сознание человека не является функцией мозга. А коль это так, говорит П. Фенвик, «сознание вполне может продолжать свое существование и после физической смерти тела».

«Когда мы исследуем мозг, – пишет С.Парина, – то ясно видим: клетки серого вещества по своему строению в принципе отличаются от остальных клеток организма. Они так же вырабатывают белок и другие химические вещества, но они не могут создавать субъективные мысли и образы, которые мы определяем как человеческое сознание. В конце концов, наш мозг нужен нам лишь в качестве приемника-преобразователя. Он работает как своего рода «живой телевизор»: сначала воспринимает волны, которые в него попадают, а потом преобразует их в изображение и звук, из которых складываются целостные картины» /18/.

Разработаны многочисленные модели обмена энергией и информацией между мозгом и Вселенной. В главном сомнений нет, хотя многие важнейшие принципы остаются смутно угадываемыми. Так, например, не удалось пока выявить энер-гетический центр организма, найти «антенны», настроенные на энергетические каналы, понять механизмы взаимодействия энергетических полей. Множество проектов, один фантастичнее другого, описаны в специальной литературе» /18/.

 

Место сознания в энергообмене. Энергетический обмен идет постоянно. Это возможно благодаря поглощению энергии извне, её переработке и усвоению в процессе жизнедеятельности.
Одновременно может изменяться качество сознания, оно может становиться более развитым, высокоорганизованным, совершенным, текучим, утончённым. Однако сознание человека, например, впадающего в гнев, теряет свою "массу", прежние достижения и деградирует.

Одним из источников энергии являются впечатления, получаемые в течение жизни. Энергия, которая содержится во впечатлениях, непосредственно усваивается сознанием, растущей душой. Каковы впечатления, таким и становится растущее сознание: если они грубые, сознание грубеет. Важным открытием мистиков было следующее: оказывается, качество впечатлений зависит не от того, что человек видит или слышит, а от того, как он это воспринимает и что из этого извлекает. А последнее зависит от состояния сознания.

 

Мистики /7/ обнаружили, что сознание развивает свои качества в определённой последовательности, а выработка одного качества иногда может занимать даже несколько жизней.

В ряду воплощений этот процесс выглядит примерно так. Вначале человек является "учеником" и "исполнителем". На этом этапе он учится жить в материальном мире. При этом реальностью для него является только материальный план. Всё, что за его пределами, для него нереально, абстрактно. В конкретных жизненных ситуациях (не всегда приятных) человек развивает способность любить и сострадать, оттачивает свой ум, вырабатывает решительность. Приобретя самостоятельность и независимость, он начинает ощущать, что кроме материального существуют и другие планы мироздания. Религиозные истины для него становятся всё более реальными и обретают значимость.

В конце концов (может быть, через много-много жизней) наступает этап, когда человек посвящает всего себя осознанному самосовершенствованию. Эзотерики /7/ установили, что для этого не требуется изолировать себя от людей и прекратить социальную активность. Наоборот, они считают, что подобные крайности уводят человека в сторону от реальной жизни и не позволяют ему развить ряд необходимых качеств.

 

Когда человек умирает, его сознание освобождается от тела и некоторое время пребывает в одном из пространств за пределами материального мира. Затем следует очередное воплощение. При этом сознание сохраняет все качества, которые были выработаны в течение прошлых жизней (например, развитый ум, волю, способность к бескорыстной любви или жадность, трусость, лень и т.п.). Однако ситуации, в которых происходило развитие этих качеств, стираются из памяти. Таким образом, память о прошлой жизни не осложняет очередную новую жизнь.

Иногда человеку кажется, что некая разумная сила влияет на его жизнь, то награждая, то наказывая. Но это не так. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует своё будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие – через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни.

Для мистиков ясно, что к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире. Мысли, эмоции, желания, настроения являются особыми видами энергии. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных мерностях. И эти поступки также влияют на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека /7/.

 

Мы полностью разделяем позицию Сократа: «Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество, а богатство и знатность приносят лишь дурное». Грешный человек – это невежественный человек по двум причинам. Во-первых, он не осознаёт всех отрицательных последствий своего поведения для себя самого. Во-вторых, он не умеет приводить в порядок те внутренние энергии (скорее всего даже не чувствует их), которые своим движением заставляют его совершать греховные поступки.

 

Позиция психологии и гипотеза объединения эзотерической и современной физической многомерной картины мира. Автор книги «Психология искусства», великий российский психолог Л.С.Выготский считал (если его правильно прочитать!), что сознание человека – это некий театр, сцена, на которой живут и действуют люди, в нас запечатленные.
И эта же идея существует в современном трансактном анализе. Согласно Эрику Берну, в нас присутствует три человека, точнее очень много разных людей, но в каждом из них могут быть выделены три ипостаси «я»: «Родитель», «взрослый», «дитя». На наш взгляд, это аналог троицы. Той бессмертной индивидуальности, что переходит согласно древней традиции из воплощения в воплощение («Не умрем, но изменимся» – говорил Христос). Этому вопросу посвящена обширная литература, приведем характерный пример /19/, так в частности: «Джон Глидман в своем эссе «Ученые в поисках души» в «Сборнике научных статей» за июль 1982 года: «От Беркли до Парижа, от Лондона до Принстона известные ученые в таких разных частях, как нейрофизиология и квантовая физика, уже говорят не только за закрытыми дверьми, но и во всеуслышание, что верят, по крайней мере, в возможность бессмертного духа человека».

 

Среди этих ученых Глидман называет Карла Поппера, «самого знаменитого философа науки нашего века, создавшего ортодоксальную теорию научного объяснения, которой придерживаются большинство проводящих исследования ученых». Он постулировал «существование нематериального сознательного разума, влияющего на осязаемую материю». Знаменитый физиолог Чарльз Шеррингтон выдвигал те же предположения.

Что касается физиков, то некоторые из передовых представителей этой науки пришли к такому же выводу. В тридцатых годах в своей работе по квантовой механике Джон фон Нейман, «чей интеллект был велик», писал о нематериальном сознании, способном влиять на материю. «И только в начале шестидесятых один из величайших физиков нашего века, Юджин Уигнер, получивший в 1963 году Нобелевскую премию, смело и всенародно выдвинул ту теорию, которую последователи фон Неймана тайком обсуждали в лабораториях...»

 

В психологии одним из первых представление о сложной стратификации психического мира личности сформулировал Зигмунд Фрейд. До него сознание, как правило, воспринималось в качестве психической плоскости. Например, в модели В.Вундта сознание интерпретировалось как поле с концентрическими окружностями. В центре он помещал ясные и отчетливые представления сознания. На периферии – смутные и малоосознанные /20/.
Полагаем, что этот процесс увеличения «мерности», в том числе и сознания, представлен и в семеричном составе (и сознании) человека.
В квантовой модели сознания /21/, важной специфической чертой, в отличие от квантовой механики, является возможность изменения степени дополнительности состояний сознания в отношении друг к другу /21/.
     

    Рис.1. Эзотерическая схема человека                                    Рис.2. Гипотеза многомерности сознания.             
Рис.1. Эзотерическая схема человека.                  Рис.2. Гипотеза многомерности сознания.


Из книги «Семеричный состав человека» /22/:
«Человек состоит из семи видов  (или мерностей или тел по разным трактовкам) материи различной плотности. Из этих семи частей зрима только одна часть – наше физическое, плотное тело. Остальные шесть частей обычным физическим чувствам недоступны. Есть люди, так называемые ясновидящие, которые, в зависимости от степени своего духовного развития, видят одну или несколько из остальных частей». Каковы же эти части?

Елена Ивановна Рерих в своих письмах сотрудникам /23/ пишет: «К семеричному подразделению (человека) я сделала малые добавления.
1. Физическое тело.
2. Эфирный двойник (называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума.
3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе.
4. Кама – животная душа (или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах):
а) Кама-Манас – низший ум или интеллект.
б) Кама-Рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). |
5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум).
6. Буддхи – духовность, духовная душа – в отличие от человеческо-животной души – проводник, через который проявляется Атма.
7. Атма – Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе» /23/. Схематично представленные мерности человека приведены на рис.1.

На рис. 2 приведена гипотеза совмещения 7-ричной и 11-мерной картины мира (сознания). Это полностью находится в согласии (или по крайне мере не противоречит) концепции, выдвинутой в /3/: «Космическое Сознание у Блаватской так же соотносится с уровнями природной реальности. Иными словами, оно пребывает на всех семи основных космических планах бытия /24/. Однако, потенциально доступным для развитого человеческого сознания являются только четыре нижних плана /25/. Мы полагаем, что эту доступность надо понимать как в когнитивном, так и психо-вительном смыслах» /3/. И далее: «Философский язык Живой Этики – Агни Йоги, конечно, не лишен восточной терминологии и оригинальной стилистики по сравнению с теософией. Однако по многим своим параметрам он оказался проще и доступнее языка теософского текста ХIХ века. Так, в частности, теософская семиуровневая система онтологических паттернов космической реальности в Живой Этике трансформируется в более простую трехуровневую модель. Эти уровни реальности называются «Плотный мир», «Тонкий мир» и «Огненный мир»» /3/. Для нашей модели 11-мерного пространства аналогией плотного мира в нашей модели является первые 4 принципа (три координаты и время см. рис.2 – принципы 8,9,10 и 11, входящие в один). Аналог Тонкого мира (или души), это принципы 2,3,4 (в них уже не существует времени, как сказано в Агни Йоге). И действительно во снах (когда мы кратковременно выходим в него) мы его не осознаем. И «Огненный мир», это принципы 5,6,7 (рис.1). Это аналог Святой Троицы (Бессмертного Духа) или Монады.

 

Человек как многоступенчатая ракета Беспредельности. Таким образом, в юбилейный год полета в космос мы осознали, что бессмертная триада (принципы 5,6 и 7), образно говоря, идет в космос как ракета. То есть, представим человека (его принципы на рис.1) как ракету, уходящую в космос, после жизни. Нижняя четверица (принципы 1,2,3 и 4) как будто являют собой ступени, которые отделяются в первый день ухода (1-ый принцип), не позже 9-го дня ухода (2-ой принцип), не позже 40-го дня (3-ий принцип) и не позже года (4-ый принцип). Таким образом, образно можно представить человека, как космический корабль, уходящий в бесконечность переходов между воплощениями, где низшие принципы выполняют роль ступеней обычного космического корабля, отделяясь на первый день (физическое тело), не позже 9-го дня (эфирный двойник), не позже 40-го дня (астральное тело) и год (ментальное тело), выводя бессмертную триаду  в другие пространства бытия. И сами космонавты, выступающие на открытии конференции, сказали в преамбуле к своему докладу, что то, о чем они будут говорить, им запрещалось говорить в течение последних десятков лет. И вот в этой статье как раз со всей откровенностью ставятся мировоззренческие вопросы, касающиеся каждого человека.

 

Современные психологические исследования подтверждают высказанную позицию /26/. И они утверждают, что «Наша карма – это наше сознание» /26/.
Рассмотрим более подробно генезис физической картины мира. Полагаем, что в физический мир входит его троичность (вернее, четыре измерения, включая время). Работы Эйнштейна показали нам, что время может рассматриваться как еще одно измерение (измерение «будущее-прошлое»), что увеличивает общее число измерений до четырех (три пространственных и одно временное). Грин /15/ пишет: «Предположение о том, что наша Вселенная может иметь более трех пространственных измерений, может показаться бессмысленным, эксцентричным или мистическим. Однако в действительности оно является вполне реальным и тщательно обоснованным. Эта особенность Вселенной кажется столь фундаментальной и естественной, что обычно даже не упоминается. Тем не менее, в 1919 г. малоизвестный польский математик Теодор Калуца из Кенигсбергского университета дерзнул бросить вызов очевидному – он предположил, что в действительности Вселенная может иметь не три измерения, число измерений может быть больше. Иногда предположения, звучащие бессмысленно, таковыми и являются. Иногда они потрясают основы физики. Хотя потребовалось некоторое время на то, чтобы предположение Калуцы получило общее признание, оно привело к революции в формулировке физических законов. Отзвуки этого провидческого прозрения мы слышим до сих пор». Идею Кулуцы уточнил Клейн: «В статье, которую Калуца отправил Эйнштейну в 1919 г., он высказал удивительное предположение. Калуца утверждал, что пространственная структура Вселенной может содержать больше измерений, чем три известных нам из жизненного опыта. Как мы вскоре увидим, мотивом для столь радикальной гипотезы было то, что она позволяла построить элегантный и мощный аппарат, объединяющий общую теорию относительности Эйнштейна и теорию электромагнитного поля Максвелла в единую и однородную концептуальную систему. Но как это предложение может согласовываться с тем очевидным фактом, что мы видим в точности три пространственных измерения?» /15/. Здесь нужно упомянуть еще одну аналогию, ведь в Агни Йоге сказано о принципиальной разнице между очевидностью и действительностью: «Есть две правды: правда плотного мира, правда очевидности, и правда космическая, правда действительности. Обе одинаково убедительны. Которую из них изберете, зависит от вас. Которую предпочтете, с тою и будете жить, и та будет звучать для вас единственной правдой. И к фокусу избранной правды будут притягиваться факты и доказательства, подтверждающие правильность избранного пути. Ибо мир вне вас – как воск мягкий для духа: видит он в нем то, что хочет. Кто хочет Света – Свет видит, кто хочет тьмы – тьму. И в то время, когда одни Светом Божьим Меня почитали и видели во Мне Свет, другие Меня вопрошали: «Не бес ли в тебе?», ибо светом или тьмою в себе познаем. Надо найти в себе мужество и всею силою духа обратиться к Свету. Ветхий человек в вас настойчиво и упорно будет тянуть сознание вспять. Два фокуса притяжения яро действовать будут: один к Свету, ко Мне, в будущее, другой вспять, в прошлое, к малому «я», не хотящему Света. И будете раздираемы промеж двух, пока не оставите себя – наследие прошлого, вет-хого человека в себе, которого надлежит преодолеть. Задача трудна необычайно, ибо силен и живуч ветхий человек в человеке. Это он заменяет действительность очевидностью плотного мира, это он побуждает видимость считать единою реальностью. Но смертен он в вас, со смертью поставьте его лицом к лицу. Перед ли-цом смерти, когда рушится все, чем он живет и чем себя окружает. Правда действительности смотрит человеку в глаза, разрушая мир преходящих иллюзий или указуя на невозможность его удержать. Возьмите его, ветхого в вас человека, с собою за пределы смерти и спросите его, чем же и как же думает жить он там, где не станет того, чем наполнен он ныне, чем терзается, чем волнуется и к чему так яро привязан. С рушением всех плотных построений рушится и его царство с тем, чтобы оставить человека перед грудой обломков. Нет! Власти ему над собой не давайте зависать в руках безысходности, ибо мирок, созданный им, подлежит уничтожению и смерти» /27/. То и есть подтверждение эзотерическому знанию современных исследований. И далее /15/: «Ответ, который в неявной форме содержится в работе Калуцы, и который позднее был выражен в явном виде и уточнен шведским математиком Оскаром Клейном в 1926 г., состоит в том, что структура пространства нашей Вселенной может содержать как протяженные, так и свернутые измерения. Это значит, что в нашей Вселенной есть измерения, которые являются просторными, протяженными и легко доступными для наблюдения, подобно длине садового шланга, описанного в /15/. Однако, подобно циклическому измерению того же шланга, Вселенная может содержать и дополнительные пространственные измерения, которые туго скручены в ничтожно малой области – столь малой, что она не может быть обнаружена даже с помощью самого современного экспериментального оборудования» /12/. То есть полное подтверждение эзотерической доктрины о многомерности Вселенной (включая пространство и сознание).  И последняя цитата: «последние достижения показали, что перечисленные компоненты играют важную роль в теории струн, и что теория струн на самом деле является частью еще более грандиозного синтеза, который в настоящее время имеет (несколько мистическое) название М-теории» /15/. Действительно, этот заповеданный синтез еще предстоит сделать. Недаром Имя Учителя Рериха начиналось с буквы «М». «Осознание есть Синтез. Синтез есть обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого. Знание есть ограниченная ступень познания. Само познание явлено вне Времени и Пространства. Сознание растет Синтезом. Оно не может продвигаться узко. Движение сознания будет от центра захватывать новые круги. Закон Космоса незыблем, но просветлен мыслью и потому целесообразен» /28/.

 

Выводы. Таким образом, в данной статье сводится воедино современная физическая картина мира (многомерность сознания) с древней эзотерической доктриной. Решение этого внешнего противоречия пока является теоретическим и ждет проверки практикой. Хотя в приложении к сознанию это будет сделать крайне трудно. Но, тем не менее, гипотеза есть. Пусть это будет малым приближением в осмыслении великого понятия Сознания, которое ведет человечество в эволюцию. Ведь не даром сказано, что «Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность; истинно, Хаос для чувств, Космос для разума. На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется Великим Дыханием, и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения, не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе» /27/.  И последнее /4/: «Придет время, когда скрытые тайны природы и Высшее знание, находящееся ныне в обладании Великих Учителей, станут доступными массам. К этому ведут человечество те, кто идет впереди, непосредственно руководимые Владыками Света. И конечно, и прежде всего, Сами Великие Учителя, время от времени приходящие на Землю и живущие среди людей. Цель их одна – дать людям знание, и притом так, чтобы они им не злоупотребили. Опасность этого злоупотребления велика. Могут уничтожить Землю. Потому путями непосредственного познавания Ведем лишь немногих избранных, проверенных и испытанных на протяжении тысячелетий совместной работы. Только им Доверяем и Будем давать через них». Постараемся быть достойными этого Знания, и будем четко следовать этим Заветам.

 

Литература:

1.Джура С.Г. Опыт преподавания мировоззренческих аспектов Живой Этики в курсе “Вычислительная техника и программирование” // В кн.: Гуманизация образования в техническом университете. Тезисы докладов региональной научно-методической конференции, Донецк ДГТУ, 1994.
2.Журнал «Сознание и физическая реальность». Режим доступа: http://sfr.folium.ru
3.Аблеев С.Р. Универсум сознания: Философские проблемы сознания в евразийском антропокосмизме. – Тула: Папирус, 2009.
4.Грани Агни Йоги. 1955 г. – Новосибирск: Алгим, 2010. http://www.roerich.com/zip3/grani_55.zip
5.Рерих Е.И. Огненный опыт:  У порога Нового Мира. -  М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
6.Журнал «Дельфис». Режим доступа: http://delphis.ru
7.Эволюция Сознания в Многомерной Вселенной. Режим доступа: http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=2416&p=0&sait=4
8.Агни Йога, Братство, Ч.1, 425. Режим доступа: http://www.roerich.com/zip/ay.zip
9.Аблеев С.Р. Структура природной реальности: бытие, сознание, иллюзия. // Материалы девятой международной междисциплинарной научной конференции "Этика и Наука Будущего", Парадигма знаний и образование. - М.: Дельфис, 2011.
10.Ковалева Н.Е. Феномен сознания в Агни Йоге. – М.: Рипол Классик, 2007. http://www.roerich.com/zip3/fenomen_sn.zip /
11.Герасимова И.А. Проблемы восприятия космических идей / IX Междисциплинарная научная конференция «Этика и наука будущего. Парадигма знаний и образование», Москва, 23-24 марта 2010.
12.Башкова Н.В. О развитии сознания (в философской антропологии и педагогике Живой Этики)// Дельфис №4 (64), 2010. – с. 114-118.
13.Ростаков В.А. Тайный эликсир молодости / Дельфис, №3(63), 2010.
14.Зубко А.В. Рождающее лоно бытия Дельфис, №3(63), 2010.
15.Грин Б. Элегантная Вселенная. - М.: КомКнига, 2007. Режим доступа: http://www.roerich.com/zip3/elegant_universe.zip
16.Чернов С.В. Физика четырехмерного мира. – М.: Спутник, 2010.
17.Нариньяни А.С. Система знаний и необозримость: видимое и невидимое / Вопросы искусственного интеллекта, №2, 2010.
18.Подласый И.П. Энергоинформационная педагогика. (Учебное пособие). – М.: Дата Сквер, 2010. Режим доступа: http://www.roerich.com/zip3/energoenergy.zip
19.Кренстон С., Уильямс К. Перевоплощение. Новые горизонты в религии и науке. - М.: Сфера, 2001; Режим доступа: http://www.roerich.com/zip3/perevop.zip/
20.Моторина Л.Е. Философская антропология. – М.: Академический проект, 2003.
21.Моисеев В.И. Квантовая модель сознания. – М.: Эдиториал УРСС, 2004.
22.Семеричный состав человека. Режим доступа: http://www.roerich.com/zip3/nfo_75.zip
23.Рерих Е.И. Письма. Том III (1935 г.). - М.: МЦР, 2001. http://www.roerich.com/zip2/ei_3.zip
24.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2. http://www.roerich.com/zip/td2.zip
25.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.3. http://www.roerich.com/zip/td3.zip
26.Райченко Л.В., Райченко С.Н. Философский камень или основы эзотерической психологии. - Донецк: Институт Культуры ДонНТУ. - 2011. http://www.roerich.com/zip3/fs.zip
27.Грани Агни Йоги. 1957. - Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск: Алгим. 2008. Режим доступа: http://www.roerich.com/zip3/grani_57.zip
28.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. т.1.  Режим доступа: http://www.roerich.com/zip/td1part1.zip

20.02.2012 03:00АВТОР: С.Г. Джура | ПРОСМОТРОВ: 3112




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наука и исследования. Статьи. »