Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Хроника разрушительных действий Министерства культуры против общественного Музея имени Н.К. Рериха


 

07.02.2016

 

Общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, созданный по инициативе Святослава Николаевича Рериха и предназначенный им для сохранения творческого наследия семьи Рерихов, вот уже 26 лет успешно осуществляет многоплановую деятельность, привлекая в свои залы всё больше посетителей из России и других стран. Ныне это известный во всем мире научный и культурный центр, член Ассоциации неправительственных организаций при ООН, ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов, коллективный член Международного совета музеев, член Всеевропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра».

 

Несмотря на очевидные успехи Международного Центра Рерихов (МЦР, ранее – Советский Фонд Рерихов) в сохранении и изучении творческого наследия Рерихов, Министерство культуры на протяжении 26 лет препятствует его работе. Все эти годы государственные чиновники не хотят признать право общественной организации распоряжаться наследием, переданным ей Святославом Николаевичем Рерихом. Дважды суд устанавливал законность получения МЦР наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха, и дважды Министерство культуры оспаривало вступившие в силу судебные решения.

 

Первый раз такое решение о законном праве МЦР отменили в декабре 2003 года на основании жалобы министра культуры РФ М.Е. Швыдкого. Когда Министерством культуры руководил А.А. Авдеев (с 2008 по 2012 годы), справедливость по отношению к выполнению воли С.Н. Рериха была восстановлена: МЦР был признан его наследником решением Хамовнического районного суда от 24.11.2011 года. Кроме того, удалось защитить общественный Музей имени Н.К. Рериха от выселения из усадьбы Лопухиных (объект культурного наследия XVII–XIX вв), в которой он расположен. Этого выселения активно добивались Росимущество и Государственный музей Востока. Были решены и другие сложные проблемы, препятствовавшие МЦР развивать деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха. Но с приходом в Министерство культуры в 2012 году В.Р. Мединского и его команды отношение министерства к Музею и в целом к наследию наших великих соотечественников полностью изменилось.

 

Сегодня Министерство культуры в нарушение воли С.Н. Рериха стремится отобрать у МЦР переданное ему наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных, воссозданную из руин исключительно за счёт пожертвований меценатов и общественности без помощи государства, и тем самым разрушить общественный Музей. Основные требования к Министерству культуры со стороны МЦР состоят в неукоснительном соблюдении воли С.Н. Рериха в отношении переданного им в МЦР наследия семьи Рерихов, в том числе принадлежащей ему коллекции из 288 картин, находившейся на временном хранении министерства (согласно п.3 завещательного распоряжения С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. и письму С.Н. Рериха Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26.04.1992 г.). Картины до сих пор незаконно удерживаются в Государственном музее Востока, причём их количество сократилось до 282.

 

Действия Министерства культуры, направленные на захват наследия, грубо нарушают нормы российского и международного права, положения Конвенции ЮНЕСКО и Этического кодекса для музеев Международного Совета Музеев (ИКОМ) о недопустимости незаконного приобретения прав на культурные ценности. Начиная с ноября 2013 года, когда общественный Музей лишился своего главного мецената, Министерство культуры активизировало действия против Международного Центра Рерихов.

 

Приведем тревожную хронику последних событий.

 

 

Н.К. Рерих. Мадонна Защитница (Святая Покровительница). 1933

 

 

11 ноября 2013 года

 

Министр культуры В.Р. Мединский обратился с письмом к Президенту РФ В.В. Путину, в котором утверждал, что на основании решения судов МЦР безосновательно стал претендовать на коллекцию картин Рерихов, принадлежащую якобы государству и находящуюся в настоящее время в Государственном музее Востока.

 

В.Р. Мединский ввёл главу государства в заблуждение, скрыв наличие документов владельца коллекции С.Н. Рериха с требованием к министерству культуры и Президенту РФ Б.Н. Ельцину вернуть Международному Центру Рерихов эти картины из Государственного музея Востока, где они незаконно удерживаются. Ни о завещании С.Н. Рериха и его последующих распоряжениях, которые однозначно свидетельствуют о том, что наследие, переданное им в Россию, предназначено для общественного Музея имени Н.К. Рериха, ни о том, что его собственником является общественная организация, а не государство, в письме министерства культуры не говорится ни слова. Это письмо составлено таким образом, что Президент РФ мог оставить на нём резолюцию единственного содержания: «Принять меры для обеспечения интересов государства».

 

20 июня 2014 года

 

По жалобе Государственного музея Востока и при активной поддержке министра культуры В.Р. Мединского на основании апелляционного определения коллегии по гражданским делам Мосгорсуда было отменено решение Хамовнического районного суда от 24 ноября 2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха.

 

В качестве главного аргумента суду было представлено всё то же письмо министра культуры В.Р. Мединского к Президенту РФ В.В. Путину. Кроме того, советник министра К.Е. Рыбак заявил, что позицию министерства поддерживает Администрация Президента РФ. Таким образом, эти два довода стали, по сути, негласными требованиями к суду отказать МЦР в праве на наследство. В результате, несмотря на наличие в материалах дела документов С.Н. Рериха, лично им подписанных, засвидетельствованных нотариусом и указывающих на МЦР как на единственного наследника переданного С.Н. Рерихом в Россию наследия, Мосгорсуд закрыл глаза на свои же ранее принятые решения и подчинился требованиям министерства.

 

20 октября 2014 года

 

Первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов отправил письмо в Министерство внутренних дел РФ с просьбой проверить МЦР «на предмет возможной противоправной деятельности». Эта просьба основывалась на обращении некоего В.П. Литвинова «о разрушительной антикультурной деятельности Международного Центра Рерихов».

 

Министерству культуры хорошо известна вся многолетняя деятельность МЦР. Если первый заместитель министра культуры по каким-либо причинам о ней не знал, при желании он мог бы легко собрать достоверную информацию об МЦР, высокая репутация которого достаточно хорошо известна как в России, так и за ее пределами. Тем более что должность В.В. Аристархова априори обязывает к объективной оценке деятельности культурных учреждений страны. Но коль клевета г-на В.П. Литвинова была отправлена далее «по инстанциям», нет сомнения в том, что первый заместитель министра культуры был заинтересован в её поддержке и распространении.

 

29 января 2015 года

 

По инициативе Министерства культуры следственными органами МВД России было возбуждено уголовное дело по факту якобы незаконного продолжения воссоздания объекта культурного наследия «Усадьба Лопухиных» неустановленными лицами.

 

Министерству культуры хорошо известно о том, что МЦР имеет все необходимые документы, подтверждающие законность проведённых работ по воссозданию объекта культурного наследия XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» (где размещается общественный Музей имени Н.К. Рериха) в соответствии с плановым заданием Правительства Москвы и исключительно за счет народных пожертвований.

 

6 мая 2015 года

 

Следователи ГУ МВД РФ по городу Москва прибыли в МЦР в сопровождении отряда ОМОН (составом более 10 человек) для проведения обыска и изъятия документов по вышеуказанному уголовному делу.

 

Обыск был организован несмотря на наличие в деле всех необходимых документов о законности проведенных работ по восстановлению усадьбы. В этот момент Музей имени Н.К. Рериха готовился к визиту Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. На время обыска деятельность Музея была парализована.

 

Май 2015 года

 

Первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку поступивших к нему сведений о якобы готовящемся в МЦР вывозе наследия Рерихов за границу с целью его продажи.

 

В результате настойчивой просьбы первого заместителя министра культуры Хамовническая межрайонная прокуратура провела соответствующую проверку и никаких фактов, хотя бы косвенно подтверждавших домыслы группы граждан, на которые ссылался в своем письме В.В. Аристархов, не обнаружила. Парадоксально, но после этого исполняющий обязанности межрайонного прокурора А.В. Кириенко вручил вице-президенту МЦР А.В. Стеценко «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

 

МЦР был основан С.Н. Рерихом для сохранения, а не распродажи наследия Рерихов. Не для того меценаты приобретали за рубежом уникальные картины отца и сына Рерихов и дарили их Музею (таким образом коллекция Музея пополнилась несколькими сотнями полотен Рерихов), чтобы затем их вновь продавать. Кроме того, картины Рерихов, находящиеся в МЦР, поставлены на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ, и без получения разрешения у министерства культуры вывезти их за пределы России просто невозможно. О том, что в этом вопросе у МЦР накоплен многолетний опыт сотрудничества с министерством культуры по оформлению передвижных выставок картин Рерихов за рубежом, первый заместитель министра культуры должен был хорошо знать.

 

В ответ на обращение вице-президента МЦР А.В. Стеценко к прокурору Хамовнической межрайонной прокуратуры ЦОА Москвы № 171 от 28 мая 2015 года о защите «МЦР от противозаконной деятельности первого заместителя министра культуры РФ В.В. Аристархова, проявившейся в распространении им заведомо ложной информации» реакции не последовало.

 

Май 2015 года

 

Министерство культуры настояло на возобновлении рассмотрения арбитражным судом Москвы требований о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных (Определение арбитражного суда Москвы от 12 мая 2015 года по Делу № А40-36843/07).

 

Решениями Правительства СССР и правительства Москвы усадьба Лопухиных была передана МЦР в долгосрочную аренду для размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха, а распоряжением Правительства Москвы, подписанным мэром Москвы С.С. Собяниным в 2014 году, два строения усадьбы были переданы МЦР в безвозмездное пользование (Распоряжение Правительства Москвы № 452-РП от 21 августа 2014 года).

 

8 июля 2015 года

 

Директор департамента культурного наследия Министерства культуры М.А. Брызгалов направил в МЦР письмо с ультимативным требованием отдать государству всё наследие Рерихов, переданное МЦР С.Н. Рерихом.

 

М.А. Брызгалов при этом ссылается на решение Мосгорсуда от 20 июня 2014 года, где отсутствует вывод, что переданное в Международный Центр Рерихов наследие находится у него незаконно. Следовательно, данное решение Мосгорсуда не может служить правовым основанием к изъятию государством наследия у МЦР. Кроме того, отменив вступившее в законную силу решение Хамовнического суда о признании МЦР наследником С.Н. Рериха, Мосгорсуд проигнорировал заверенное нотариусом распоряжение Святослава Рериха от 22 октября 1992 года о передаче МЦР всех прав на это наследие, поэтому указанное решение Мосгорсуда от 20 июня 2014 года, по сути, является незаконным.

 

Помимо того, представитель Министерства культуры в своем письме фактически дискредитирует ведущую роль Международного Центра Рерихов в объединении рериховского движения и его многолетнее сотрудничество с рериховскими организациями, порочит всю культурную деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха по сохранению и популяризации наследия Рерихов, проводимую при поддержке общественности.

 

Однако не Министерство культуры, а именно МЦР и рериховские организации организуют передвижные выставки картин Рерихов из фондов МЦР, сопровождая их насыщенными и разнообразными культурными программами успешно осуществляют масштабный Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в России и за ее пределами, продвигая миротворческие идеи Рерихов. Не министерство, а общественность финансировала реставрацию усадьбы Лопухиных, в которой размещается общественный Музей МЦР. Не министерские чины, а рериховские организации и простые граждане России своими пожертвованиями помогают сегодня Музею выживать и продолжать культурную работу. Не получила общественность министерской поддержки ни в праздновании 140-летия Н.К. Рериха в 2014 году, ни в 2015 юбилейном году 80-летия Пакта Рериха.

 

10 сентября 2015 года

 

Министр культуры В.Р. Мединский обратился с письмом к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой передать усадьбу Лопухиных из собственности Москвы в федеральную собственность в целях размещения в ней произведений Н.К. и С.Н. Рерихов из федеральных музеев и частных коллекций. Данное письмо было представлено Министерством культуры и Росимуществом в Арбитражном суде г. Москвы в ходе рассмотрения дела № А40-36843/07 по выселению МЦР из усадьбы Лопухиных.

 

Необходимо напомнить, что С.Н. Рерих, передавая наследие своей семьи из Индии в Россию, из предложенных Правительством Москвы зданий остановил свой выбор на усадьбе Лопухиных для размещения там именно общественного Музея имени Н.К. Рериха. Концепция создаваемого Музея была изложена в его программном письме «Медлить нельзя!», опубликованном в газете «Советская культура» (29.07.1989). В частности, в письме говорилось: «Все же существующие учреждения – мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н. Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира – должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность». Таким образом, никакое слияние коллекций из федеральных музеев и частных собраний С.Н. Рерихом в Усадьбе Лопухиных не предусматривалось, и письмо В.Р. Мединского вводило в заблуждение как мэра Москвы С.С. Собянина, так и Арбитражный суд г. Москвы.

 

Общественный Центр-Музей им. Н.К. Рериха размещается в усадьбе Лопухиных с 1989 года (первоначально на основании охранно-арендных договоров, а с 2014 года – на основании договора безвозмездного пользования). Именно МЦР провел профессиональную реставрацию памятника истории и архитектуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» исключительно на народные средства и за счёт помощи меценатов, тогда как Росимущество и другие государственные органы не принимали в этом никакого участия. Проведённые работы позволили вернуть Москве в первозданном виде один из уникальных памятников белокаменного зодчества.

 

Результаты труда коллектива МЦР и сотен волонтёров были приняты Правительством Москвы с отметкой «Отлично», а Генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова была награждена Национальной премией «Культурное наследие» 2007 года в номинации «Реставратор» и премией Евросоюза за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы (2010), вручаемой Всеевропейской федерацией по сохранению культурного наследия «EUROPANOSTRA».

 

 

 

20 октября 2015 года

 

Мэр Москвы С.С. Собянин подписал распоряжение Правительства Москвы о передаче в собственность РФ зданий Усадьбы Лопухиных «с обязательным выполнением лицом, к которому переходят имущественные права на указанные объекты, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” требований».

 

Международный Центр Рерихов поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина и Правительство Москвы за то, что при этой передаче с него был списан многомиллионный долг по арендной плате за использование усадьбы Лопухиных.

 

МЦР также выразил надежду, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) продолжит выполнение договоров безвозмездного пользования МЦР усадьбой Лопухиных, которые были заключены между МЦР и Правительством Москвы в 2014 году. В соответствии со ст. 700 ГК РФ, «к новому собственнику… переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя». Учитывая, что Российская Федерация является правопреемником СССР, на нового собственника вышеуказанных строений усадьбы Лопухиных переходит также ответственность и по выполнению обязательства, которое руководство СССР гарантировало С.Н. Рериху, – в усадьбе Лопухиных должен быть размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха.

 

24 ноября 2015 года

 

В Арбитражном суде г. Москвы состоялось судебное заседание по иску Росимущества, получившего поддержку Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока, о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных. Представитель Росимущества в суде представил Свидетельства о государственной регистрации права на строения усадьбы Лопухиных от 11.11.2015 г. и в связи с этим заявил отказ от исковых требований к МОО «Международный Центр Рерихов», попросив Арбитражный суд г. Москвы прекратить производство по этому делу.

 

Международный Центр Рерихов выразил надежду, что получение прав собственности на строения усадьбы Лопухиных не станет для Росимущества поводом для расторжения договора с МЦР или иных действий, связанных с нарушением обязательств государства в отношении волеизъявления Святослава Николаевича Рериха, передавшего России бесценное культурное наследие своих родителей для создания в усадьбе Лопухиных общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Подробнее.

 

25 ноября 2015 года

 

Территориальное управление Росимущества в г. Москве своим распоряжением закрепило усадьбу Лопухиных на праве оперативного управления за ФГБУ «Государственный музей искусства народов Востока».

 

С.Н. Рерих считал, что Центр-Музей имени Н.К. Рериха не должен подчиняться Министерству культуры и Государственному музею Востока, и открыто заявил об этом в статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» 29.07.1989 г.: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра». Государственный музей Востока никакого участия в реставрации усадьбы Лопухиных и создании общественного Музея имени Н.К. Рериха не принимал. Чиновники Росимущества игнорировали многочисленные письма общественности и публикации в СМИ в защиту Международного Центра Рерихов, который отреставрировал усадьбу Лопухиных и создал общественного Музей имени Н.К. Рериха.

 

Противостояние со стороны министерства культуры и попытки государственных чиновников уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха продолжаются.

 

При подготовке публикации использовались материалы сайта Международного Центра Рерихов — www.icr.su

12.02.2016 18:24АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 1798


ИСТОЧНИК: Сохраним Музей Рериха



КОММЕНТАРИИ (5)
  • Абрамова Елена14-02-2016 18:57:01

    На коллегию

    СПРАВКА

    к заседанию коллегии Министерства культуры
    Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов»

    февраль 2016 г.

    Николай Рерих – одна из ключевых фигур в мировой культуре XX века. Художник, педагог, литератор, общественный деятель, путешественник, философ – обладая многочисленными талантами, Николай Рерих стал человеком, который посредством своего творчества, активной культуртрегерской работы, общественной деятельности, своего мировоззрения соединил разные страны, народы, культуры, религии. Николай Рерих активно выступал в защиту памятников культуры. Благодаря его деятельности в Вашингтоне в 1935 году был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», более известный как «Пакт Рериха». Выдвинутая в 1930-е годы Николаем Рерихом формула «Мир через культуру» может стать центральной политической формулой XXI века, которая объединит различные государства и народы на основе сохранения двух фундаментальных понятий человеческой цивилизации – культуры и мира.

    В настоящее время пришла пора приступить к государственному этапу создания музея, о котором мечтал Николай Рерих. Это не только покажет величие творчества нашего соотечественника, но и продемонстрирует необходимость конструктивного диалога между разными странами, разными культурами, разными религиями. Музей Рерихов в Москве, рериховское творчество и его принципы станут надежной основой для ведения подобного диалога.
    Создание государственного Музея Рерихов в Москве является воплощением мечты художника, которую всячески поддерживал его сын и творческий наследник Святослав. В рамках государственного музея могут быть объеденены разрозненные части наследия Рерихов, представляющие собой огромный пласт русской культуры, формировавшейся и существовавшей в XX веке на территории трёх континентов – Европы, Америки, Азии.

    В 1987 году С.Н. Рерихом впервые был поднят вопрос о необходимости создания музея Рериха. Более того, в 1989 году С.Н. Рерихом был выбрал особняк в Малом Знаменском переулке, известном как «усадьба Лопухиных», для размещения музея. Тогда же была создана общественная организация «Советский фонд Рериха» (СФР), одним из учредителей которой являлся и Государственный музей Востока. Именно этой организации, а в ее лице – советскому народу, С.Н. Рерих передал коллекцию картин и архивных документов.

    После смерти С.Н. Рериха в 1993 году, его вдова Девика Рани Рерих официально обратилась к руководству России с просьбой ускорить создание государственного музея Рериха. В ответ на ее просьбу 4 ноября 1993 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока в зданиях комплекса усадьбы Лопухиных. Основу собрания этого филиала должны были составить коллекция СФР и коллекция Государственного музея Востока.

    Однако политические и экономические сложности в нашей стране не позволили реализовать эту благородную идею. Часть рериховского наследия, переданного СФР, также как и здания усадьбы Лопухиных оказались в руках вновь созданной организации – «Международного Центра Рерихов» (МЦР), безосновательно объявившей себя «правопреемником» СФР. За почти двадцатилетний период своего существования эта организация полностью дискредитировала себя, проводя политику бесконечной конфронтации с государственными органами культуры Российской Федерации, другими общественными центрами рериховского движения. В настоящий момент МЦР и созданный ею общественный Центр-музей имени Николая Рериха оказались на грани банкротства. В результате многочисленных, длившихся более десяти лет в различных инстанциях судебных разбирательств, МЦР было отказано в статусе правопреемника СФР и признано, что он не является законным наследником имущества СФР.
    Согласно Распоряжению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом № 1287 от 11.11.2015, Государственный музей Востока получил для организации Музея Рерихов в оперативное управление комплекс зданий «Усадьба Лопухиных», который включает три объекта по адресу г. Москва, Малый Знаменский переулок, д.3/5, строение 4 («Главный дом»), общей площадью 1923,4 кв.м; строение 7 («Флигель»), общей площадью 1253,7 кв.м; строение 5, общей площадью 259,9 кв.м.

    Первое из этих зданий является памятником культуры федерального значения, второе – памятником культуры регионального значения. Площадь земельного участка, на котором располагается комплекс зданий, составляет 7000 кв.м. В настоящее время Государственный музей Востока получил свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, оформил охранные обязательства на это имущество, а также подал необходимый пакет документов на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, на котором оно находится. Таким образом, появилась реальная возможность осуществить заветную мечту Николая Рериха, позднее поддержанную его сыном Святославом, о создании на родине художника музея, посвященного его творчеству и культурно-философскому наследию его семьи.

    Государственный музей Востока – единственный в Российской Федерации музей, который специализируется на хранение, изучении и представлении искусства народов Востока. Коллекция семьи Рерихов в его собрании является самостоятельной темой и наиболее полно отражает идею взаимодействия культур Востока и Запада, участия России в этом взаимодействии на примере творчества Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха.

    В начале 1990-х годов в Государственном музее Востока сформировалась одна из самых интересных коллекций семьи Рерихов в России. Ее основу составляют дары Кэтрин Кэмпбелл и коллекция из 282 картин, переданная в музей из ВХПО им. Вучетича (первоначально составлявших передвижную выставку) и дополняют произведения художников, входящих в «круг Рерихов», полученные в дар (коллекция Б.А. Смирнова-Русецкого и др.), а также архив семьи Рерихов.

    Музейная коллекция Николая Рериха состоит из 265 живописных и графических работ, относящихся к различным периодам его творчества. Она даёт наглядное представление о различных этапах творчества художника, позволяет выявить сюжетно-мифологический репертуар, которым пользовался автор, отражает мировоззрение художника и служит надёжной основой для анализа его философских взглядов. Коллекция С.Н. Рериха представлена 176 работами в основном зрелого и позднего периодов его творчества.

    Коллекция предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, принадлежавшая семье Рерихов, разнообразна по составу и по хронологии. Она состоит из 374 музейных предметов. В нее входят православные иконы, индийская миниатюра, бронзовая буддийская скульптура, буддийские иконы-тханки, ювелирные изделии разных регионов, ткани, вышивки, костюм разных регионов (от России до Японии), археологические материалы, личные вещи Н.К. Рериха. Коллекция отражает широту интересов семьи Рерихов, имеет музейную, художественную и мемориальную ценность.
    Музей располагает крупной коллекцией картин художников круга Рериха, например Б.А. Смирнова-Русецкого, одного из основателей художественной группы «Амаравелла», представляющую движение «русских космистов» (375 работ).
    В Государственном музее Востока в настоящее время существует постоянная экспозиция работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Она располагается в двух залах, в которых представлены живописные произведения Н.К. и С.Н. Рерихов (общая площадь 97,1 кв.м.). К ним примыкает «Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, имеющий статус «открытого хранения» (площадь 28,7 кв.м), в котором наряду с живописными работами художников выставлены произведения декоративно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. Всего в экспозиции находятся 322 музейных предмета.

    Большой интерес общественности к наследию Рерихов определяет выставочную политику, предполагающую практически ежегодную организацию временной тематической выставки по рериховскому наследию в выставочных залах музея. С 1978 г. Музей провел и принял участие в 35 выставках, на которых были представлены работы из собрания Музея.

    Среди свыше 100 000 посетителей, которые ежегодно приходят в Государственный музей Востока, есть своя устойчивая рериховская аудитория, которая постоянно обращается к руководству музея с просьбой расширить рериховскую экспозицию. Однако до недавнего времени музей не имел возможности показать большую часть своих рериховских коллекций. Принятие решения о создании Музея Рерихов явится историческим моментом, знаменующим возвращение наследия семьи Рерихов на Родину.

    Немаловажное значение имеет и тот факт, что музей предполагается разместить в зданиях «Усадьбы Лопухиных», именно в тех зданиях, которые в 1989 г. выбрал сам С.Н. Рерих.
    Главной целью создания Музея Рерихов является образование на его базе современного музейного, научного и просветительского центра международного уровня, соответствующего исторической значимости выдающегося русского художника Николая Рериха и его семьи, высокому уровню общественного интереса к его творчеству, а также научному и художественному потенциалу музейных коллекций. Комплексный характер фондовых собраний, создаваемые экспозиции позволят рассматривать Музей Рерихов как крупный культурно-просветительский центр Москвы и России, обладающий существенным потенциалом для дальнейшего развития.

    Миссия нового музея обусловлена его богатыми собраниями, их актуальностью и востребованностью посетителями – потребителями музейного продукта в связи с современными вопросами геополитического и национального развития, остро стоящей задачей воспитания межнациональной толерантности. Важнейшая задача музея в современных условиях – наиболее полное и эффективное включение его фондовых коллекций в российское и мировое культурное пространство.
    Миссия музея – сохранение и презентация на основе современных музейных технологий многообразия художественного и культурно-философского наследия Н.К. Рериха, Е.Н. Рерих, С.Н. Рериха в целях консолидации общества, воспитания взаимопонимания и взаимоуважения представителей различных наций и народностей.
    Задачи, вытекающие из миссии музея, особенно актуальны на данном этапе развития современной цивилизации, когда в мировом сообществе остро стоят вопросы сохранения культурного наследия во всем его разнообразии. Музей призван создавать культурно-образовательные проекты, связанные с нематериальным культурным достоянием, сохранением межнациональной толерантности, музей становится местом диалога национальных культур и учреждением, способствующим передаче культурного опыта будущим поколениям.

    Другим фактором, отвечающим миссии музея, является значительное расширение музейной аудитории, прежде всего путем внедрения современных музейных технологий, активизации рекламно-информационной деятельности, создания условий для посещения музея детьми и подростками, людьми с ограниченными возможностями, жителями малых городов и сельских поселений.

  • Galia15-02-2016 08:53:01

    Елена! Кем подготовлена эта справка?
    Как возможно расширить рериховскую экспозицию для посетителей Музея Востока посредством Музея Рериха в Усадьбе Лопухиных? То есть выбросить нынешнюю экспозицию? Ничего не понятно.

  • Герман15-02-2016 17:18:01

    15.02.2016

    Обращение Международного Центра Рерихов

    http://www.icr.su/rus/news/icr /detail.php?ELEMENT_ID=4427

  • Александр Иванов15-02-2016 17:42:01

    На мой взгляд, то, что преподносится "как необходимая всем забота о культурном Наследии", на самом деле является сознательным разрушением существующего и работающего Центра. О причинах этого можно лишь предполагать, но ведь со времени письма Мединского от 11.11.2013 г. к президенту (в котором были искажены факты) вектор действий Министерства культуры не изменялся, целенаправленно и неуклонно приближаясь к настоящим событиям. Мне представляется, что уже в ноябре 2013-го всё было предрешено - стОит лишь ретроспективно взглянуть на происходившее. Это не похоже на "недомыслие недальновидных чиновников", но, скорее, есть достижение поставленной цели. Поэтому на вопрос: в "Министерстве культуры не знают таких простых истин, или просто хотят получить именно такие результаты от своих действий?", я бы ответил, что те, кто принимает решения по этим вопросам, на самом деле просто не ведают что творят, играя роль марионеток известных сил.

  • Борис06-05-2016 20:32:01


    Администратор

    Ваш, т. н. комментарий удален.
    Если Вам нечего сказать, то не стоит совсем ничего писать. Кроме того, в наших комментариях не приветствуются ссылки на посторонние источники, в т.ч. и о Мединском, да еще и прошлого года. Все самое важное по рериховской тематике на нашем сайте опубликовано, а публикации фейсбука или форумов мы не рекламируем без особой надобности. И кроме того, не вызывают доверия люди, пишущие под вымышленными или взятыми напрокат адресами.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »