19 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. На вечном дозоре. Р.Я. Рудзитис. Видения грядущего. Р.Я. Рудзитис. 15 февраля 2018 г. в Малахитовом зале Центрального дома ученых РАН торжественный вечер «Россия – страна лучшая», посвященный 139-летию со Дня рождения Е.И. Рерих. Матерь Живой Этики. Р.Я. Рудзитис. Серебряная нить. Л.В. Шапошникова. Небеса в смятении. Александр Титов. Наследство Рерихов для Новой страны. Михаил Бакланов. Добровольное пожертвование. «Леонардо Да Винчи ХХ века» (о Чижевском). Татьяна Кадочкина. Гиперборея — утро цивилизации. Русь до Руси. В. Н. Демин. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в г. Барнауле. Добровольное пожертвование.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Мадам Блаватская об изучении теософии


"Тайная Доктрина" и её изучение

 

[Это записи рекомендаций, данных мадам Блаватской незадолго до смерти]

 

На прошлой неделе Е.П.Б. особенно интересно говорила о "Тайной Доктрине". Мне следовало бы разобрать её Елена Петровна Блаватская.высказывания и записать их с возможной точностью, пока всё это ещё свежо в памяти. Как сказала она сама, через тридцать-сорок лет эти записи могут кому-нибудь пригодиться.

Прежде всего, "Тайная Доктрина" - всего лишь небольшой фрагмент того эзотерического знания, которое известно высшим членам Оккультных Братств. В ней, как сказала Е.П.Б., содержится ровно столько, сколько сможет воспринять мир в грядущем столетии. Здесь у меня возник вопрос, на который она ответила следующим образом:

"Мир" - это человек, живущий в Личностной Природе. Этот "Мир" в двух томах Тайной Докрины найдёт для себя всё, что только доступно высшему его восприятию, но не более того. Это не означает, однако, что Ученик, не живущий в "Мире", не сможет найти в этой книге больше, чем найдёт для себя "Мир". Всякая форма, какой бы грубой она не была, содержит в себе таящийся в её глубинах образ своего "творца". Так же и любой имеющий автора труд, как бы непонятен он ни был, заключает в себе скрытый образ того, что известно автору. Из этого высказывания я могу сделать вывод, что "Т.Д." содержит в себе всё, что известно самой Е.П.Б., и даже больше, учитывая, что большая часть книги сообщена ей людьми, чьи познания несравненно обширнее её собственных. Более того, она, несомненно, имела в виду, что другой может найти в этой книге то, о чём она и сама не знает. Заманчиво думать, что я, например, могу открыть в словах Е.П.Б. то, что ей самой неизвестно. Она очень много говорила по этому поводу. Х после сказал: "Е.П.Б. теряет хватку", имея в виду, я полагаю, уверенность её в собственных знаниях. Но Y и Z, и я сам лучше, как мне кажется, её понимаем. Она убеждает нас не прибегать к ней как к высшему авторитету, но целиком и полностью опираться на наше собственное растущее понимание.

[Дописанное позднее замечание по поводу вышесказанного: - Я был прав. Я прочёл ей всё это, и она кивнула мне и улыбнулась. Её одобрительная улыбка чего-то да стоит! - (Подписано:) Роберт Боуэн.]

Наконец-то мы добились того, чтобы Е.П.Б. побеседовала с нами непосредственно об изучении "Т.Д.". Записываю срезу, пока всё это ещё свежо в памяти.

Чтение "Т.Д." страница за страницей, как читают любую другую книгу (её слова), неизбежно закончится путаницей и неразберихой. Прежде всего, даже если на это уйдут годы, необходимо понять "Три фундаментальный принципа", о которых говорится в прологе. За этим пусть последует изучение краткого повторения - пронумерованных пунктов в разделе "Итог" к I тому (часть 1). Затем возьмите "Предварительные заметки" (т. II) и "Заключение" (т. II).

Е.П.Б. весьма определённо говорила о важности учения (в "Заключении"), относящегося ко времени появления Рас и Субрас. Проще, чем обычно, она объяснила, что в действительности нельзя говорить о грядущем "появлении" рас. "Нет ни ПОЯВЛЕНИЯ, ни ИСЧЕЗНОВЕНИЯ, а есть лишь вечное СТАНОВЛЕНИЕ", - сказала она. Четвёртая Коренная Раса существует до сих пор. Так же обстоит дело и с Третьей, и со Второй, и с Первой, поскольку можно наблюдать их проявления на нашем теперешнем материальном плане. Кажется, я понял, что она имеет в виду, но выразить это в словах выше моих сил. Рядом с нами присутствуют также Шестая субраса, Шестая и Седьмая коренные расы и даже люди, которые будут жить в последующих Кругах. Всё это можно понять. Не могут же Ученики, Братья и Адепты принадлежать к обычной Пятой субрасе, поскольку раса - это этап эволюции.

Слова Е.П.Б. не оставляют никакого сомнения в том, что судя по развитию всего человечества в целом, столетия (во времени и пространстве) отделяют нас от Шестой субрасы. Мне показалось, что Е.П.Б. особенно настойчиво это подчёркивала. Она намекала на "опасности и заблуждения", возникающие вследствие идей о том, что над миром уже занялась заря новой расы. Согласно Е.П.Б., продолжительность существования одной субрасы для человечества в целом совпадает по времени с продолжительностью Звёздного года (один оборот земной оси - около 25000 лет). Таким образом, появление новой расы значительно от нас отдаляется.

В течение прошедших трёх недель мы провели замечательные занятия по изучению "Т.Д." Я должен разобрать свои заметки и с точностью записать то, что получится в итоге, пока ничего не забылось.

Е.П.Б. очень много внимания уделяла "Фундаментальному Принципу". Она говорила: "Если кто-то полагает, что из "Тайной Доктрины" он сможет подчерпнуть вполне удовлетворительное представление о строении Вселенной, то в результате изучения этой книги он лишь совершенно запутается. "Т.Д." создана вовсе не с тем, чтобы вынести окончательный вердикт по всем вопросам бытия, а лишь с тем, чтобы ВЕСТИ К ИСТИНЕ". Последнее выражение она повторила не один раз.

Более чем бесполезно обращаться к тем, кого мы считаем продвинутыми учениками (её слова), за "разъяснением" "Т.Д.". Дать вам его они не в состоянии. Если же они попытаются это сделать, то вы не услышите от них ничего, кроме отрывочных и выхолощенных экзотерических интерпретаций, которые и отдалённо не походят на истину. Усваивая эти интерпретации, мы привязываем себя к фиксированным идеям, тогда как Истина превышает все идеи, которые кто-либо из нас в состоянии сформулировать или выразить. Все экзотерические интерпретации хороши, и  Е.П.Б. не осуждает их, если они служат лишь указателями для начинающих и не воспринимаются ими как нечто большее. Многие из тех, кто уже вступил или вступит в Теософическое Общество, конечно, не в состоянии преодолеть рамки общепринятых экзотерических концепций. Но есть также (и будут ещё) и другие, и именно им Е.П.Б. рекомендует следующий действительно верный подход к "Т.Д.".

Подходите к "Т.Д." (её слова) без какой-либо надежды на то, что из неё вы почерпнете окончательную истину бытия, и без каких-либо иных идей, кроме желания узнать самому, насколько сможет она приблизить вас к Истине. Рассматривайте её изучение как один из способов развития разума, нетронутого другими занятиями. Соблюдайте следующие правила:

Независимо от того, что вы изучаете в "Тайной Доктрине", пусть разум ваш возьмёт за основу для выработки своих собственных представлений следующие идеи:

а) Основное Единство всего сущего.

Единство это не имеет никакого отношения к общепринятому представлению о единстве, которое мы имеем в виду, когда говорим, например, о том, что нация или армия едины или что нашу планету объединяет с другими сила гравитации, и т.д. Суть учения не в этом. Оно состоит в том, что всё сущее - это ОДНО ЦЕЛОЕ, а не просто собрание связанных между собой вещей. В основе его существует Единое Бытиё. Бытиё имеет два аспекта - положительный и отрицательный. Положительный аспект - это Дух, или Сознание. Отрицательный - это Материя, объект сознания. Это Бытиё является Абсолютом в первичном своём проявлении Поскольку оно абсолютно, то ничто не существует вне его. Это ВСЕБЫТИЕ. Оно неразделимо, иначе оно не было бы абсолютным. Если бы от него можно было отделить какую-то часть, то оставшееся не было бы абсолютным, поскольку сразу бы встал вопрос о СРАВНЕНИИ его с отделённой частью. Сравнение же несовместимо с каким бы то ни было представлением об абсолютности. Таким образом, становится ясно, что это фундаментальное Единое Сущее, или же Абсолютное Бытиё, должно присутствовать в качестве РЕАЛЬНОСТИ в любой из существующих форм.

Я сказал, что хотя мне это и ясно, я не думаю, что в ложах многие это поймут. "Теософия, - ответила Е.П.Б., - предназначена для тех, кто умеет мыслить, или для тех, кто может заставить себя мыслить, а не для умственных лентяев". В последнее время Е.П.Б. заметно смягчилась. А раньше она частенько называла заурядных учеников "болванами".

Атом, Человек, Бог (её слова) - каждый в отдельности и все вместе - в конечном счёте представляют собой Абсолютное Бытиё, которое и является их ИСТИННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ. Идея эта постоянно должна присутствовать в сознании с тем, чтобы она могла стать основой для любой концепции, возникающей при чтении "Т.Д.". Как только человек о ней забывает (а забыть о ней очень легко, когда пытаешься постичь любой из сложнейших аспектов Эзотерической Философии), на её месте возникает идея РАЗДЕЛЕНИЯ, и изучение теряет всякий смысл.

б) Вторая идея, которой следует придерживаться, заключается в том, что НЕ СУЩЕСТВУЕТ МЁРТВОЙ МАТЕРИИ. Даже мельчайший атом наделён жизнью. Иначе и быть не может, поскольку каждый атом в сущности являет собой Абсолютное Бытиё. Таким образом, не существует никаких "пространств" Эфира, или Акаши, - называйте их как хотите - в которых ангелы и элементалы резвятся, словно форель в речке. Это широко распространённый взгляд. Действительно же верное представление заключается в том, что каждый атом материи, независимо от того, на каком плане он находится, по сути своей есть ЖИЗНЬ.

в) Третья основная идея, которую следует помнить, состоит в том, что Человек - это Микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом. В действительности же нет ни макрокосма, ни микрокосма, а есть лишь ОДНО СУЩЕЕ. Лишь ограниченному сознанию великое представляется великим, а малое - малым.

г) Четвёртая и последняя из всех основных идей, которые необходимо помнить, нашла своё выражение в Великой Аксиоме Герметизма. Она суммирует и синтезирует в себе все остальные.

Как есть Внутреннее, так и Внешнее; как есть Великое, так есть и Малое; как есть верх, так есть и низ: есть ЛИШЬ ОДНА ЖИЗНЬ И ОДИН ЗАКОН; и управляющее ими есть Единое. Ничто не является ни Внутренним, ни Внешним; ничто не является ни Великим, ни Малым, ничто не является ни высоким, ни низким в Божественном Устройстве.

Независимо от того, что изучаете вы в "Т.Д.", вы должны всегда соотносить её изучение с этими основными идеями.

Я сказал, что мне это представляется своего рода умственной гимнастикой, которая, должно быть, весьма утомительна. Е.П.Б. улыбнулась и кивнула. Не нужно быть глупцом (сказала она) и доводит себя до сумасшедшего дома, вознамерившись постичь сразу слишком многое. Мозг - это орудие бодрствующего сознания, и формирование всякого осознанного мысленного образа подразумевает изменение и разрушение атомов мозга. Обычная интеллектуальная деятельность у человека протекает достаточно стабильно, не вынуждая мозг производить резкие перемены в составе своей субстанции и не вызывая в ней разрушений. Но непривычное умственное усилие приводит к созданию чего-то совершенно нового, к возникновению "новых направлений мозговой деятельности", к перестройке организации мозговых клеток. Необдуманное ускорение этого процесса может причинить мозгу серьёзный физический ущерб.

Такой способ мышления (её слова) индийцы называют Джнани- -йогой. Идя по пути Джнани-йоги, человек чувствует, что у него возникают новые концепции, которые он осознаёт, не имея, тем не менее, возможности ни выразить их, ни придать им форму мысленного образа. С течением времени концепции эти примут вид мысленных образов. В этот период следует быть особенно осторожным и не давать ввести себя в заблуждение идее о том, что этот новообретённый прекрасный образ является изображением реальности. Это не так. Продолжая свою работу, человек обнаруживает, что образ, некогда приводивший его в восхищение, тускнеет и перестаёт его удовлетворять, а в конце концов и совершенно стирается и отбрасывается. Здесь его подстерегает другая опасность, поскольку в тот момент, когда человек оказывается, как бы в пустоте и лишён какой-либо концепции, способной его поддержать, он может поддаться искушению оживить отброшенный образ с тем, чтобы обрести более надёжную опору. Однако истинный ученик, не обращая на это внимания, продолжит свою работу, и в конце концов перед ним вновь забрезжит неясный свет, из которого со временем опять возникнет образ величественнее и прекраснее прежнего. Но теперь ученик уже будет знать, что никакой образ нельзя считать изображением ИСТИНЫ. Этот - последний и великолепный - тоже потускнеет и сотрётся, как и прочие. Так это и будет продолжаться до тех пор, пока наконец не останутся позади и разум, и созданные им образы, и ученик не вступит в Мир Без Формы и не пребудет в этом мире, бледным отражением которого формы являются.

Истинный исследователь Тайной Доктрины - это Джнани-йог, и этот путь Йоги является Истинным Путём для западного ученика. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути, и была написана "Тайная Доктрина".

[Поздняя запись: Я прочёл Е.П.Б. это изложение её слов и спросил, верно ли я её понял. Она сказала, что я болван, если возомнил, что словами можно что-либо верно выразить. И всё же она улыбнулась мне, одобрительно кивнула и сказала, что я действительно изложил её слова лучше, чем кто бы то ни было, и даже лучше, чем она сама могла бы это сделать.]

Странно, зачем я всё это записываю. Обо всём этом нужно поведать миру, а я слишком стар даже для такого дела. По сравнению с Е.П.Б. я чувствую себя ребёнком, а ведь я на двадцать лет старше её.

Она сильно изменилась с тех пол, как я познакомился с ней два года назад. Удивительно, с какой смелостью она смотрит в лицо ужасной болезни. Встреться ей человек, который ничего не знает и ни во что не верит, и Е.П.Б. убедила бы даже его, что она пребывает где-то за пределами своего тела и мозга. Мне кажется, в особенности во время этих последних встреч, когда физически она стала такой беспомощной, что мы получаем эти учения из какой-то иной, высшей сферы. Мы, кажется, скорее чувствуем и ЗНАЕМ, что она говорит, нежели слышим это своими ушами. Х тоже много говорил об этом прошлым вечером.

19 апреля 1891 года.

18.04.2011 03:00АВТОР: Роберт Боуэн | ПРОСМОТРОВ: 1361




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Елена Петровна Блаватская. Биография. Книги. Статьи. »