Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Картины Рерихов пропали. Министерство культуры молчит.


 

Открытое письмо Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке

 

 

Уважаемый Юрий Яковлевич!

 

Представители российских и зарубежных общественных организаций просят Вас провести прокурорскую проверку по факту пропажи картин Николая и Святослава Рерихов из коллекции, принадлежащей С.Н. Рериху и находящейся в Государственном музее Востока (ГМВ), подведомственного Министерству культуры РФ. Почти четверть века эта ситуация замалчивается министерством и, к сожалению, не получает должной реакции со стороны правоохранительных органов.

 

В 1978 г. собственник этих картин, гражданин Индии С.Н. Рерих, передал Министерству культуры СССР на временное хранение 296 картин (Н.К. Рериха – 132 картины и С.Н. Рериха – 164) по акту № 4193 от 02.11.1978 г. с целью проведения по стране передвижных выставок. С согласия владельца 288 картин были оставлены на попечении Министерства культуры СССР и поступили в ГМВ на временное хранение.

 

В соответствии с завещательным распоряжением С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. картины этой коллекции (приложения к завещанию № 4, 5) передавались общественной организации «Советский Фонд Рерихов» (с 1991 г. Международный Центр Рерихов – МЦР) для создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин – моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР». Однако по данным руководства Министерства культуры РФ, коллекция С.Н. Рериха в настоящее время насчитывает не 288, а лишь 282 картины. Учитывая, что Святослав Рерих не вносил в свое завещание никаких изменений, а также не истребовал никакую часть этого наследия из России обратно в Индию, коллекция его картин в ГМВ должна состоять из 288 полотен, как в описи самого владельца, С.Н. Рериха. Следовательно, 6 полотен исчезли. Этот факт подтверждает историко-юридическая справка Министерства культуры, подписанная бывшим министром культуры РФ А.А. Авдеевым, где прямо сказано, что «местонахождение 6 картин до сих пор не установлено».

 

Уважаемый Юрий Яковлевич, хотелось бы обратить Ваше внимание на результаты независимых исследований, проведенных Международным Центром Рерихов (А.В. Стеценко «Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха», 2005) и «Новой газетой» (В. Ширяев «Страшная сказка музея Востока», 2009). В обоих случаях были выявлены значительные расхождения в наименованиях, размерах, технике исполнения и т.п. между списком картин, входящих в завещание С.Н. Рериха, и описью, составленной в Музее Востока. Кроме того, представлены факты ряда нарушений со стороны Министерства культуры и ГМВ музейного законодательства по учету и хранению музейных ценностей в отношении коллекции картин, принадлежащей С.Н. Рериху. К сожалению, неоднократные обращения МЦР и общественности в правоохранительные органы с просьбой организовать проверку по данным фактам результатов не дали.

 

Проверки ГМВ, организованные Счетной палатой РФ в 2002 г. и Росохранкультурой в 2008 г., странным образом обошли стороной рассмотрение списка картин, составленного С.Н. Рерихом. В расчет брались только списки, подготовленные в Музее Востока.

 

В июне 2015 г. в Следственный комитет РФ (СК РФ) обратились представители 87 рериховских и других общественных организаций из двенадцати стран с заявлением о проведении проверки по факту пропажи картин Рерихов, но СК РФ отказался это сделать и перенаправил обращение общественности в МВД. В полученном Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела (№ а/14-19871от 21.07.2015 г.) сказано: «В ходе проверки было установлено, что в ОМВД России по Пресненскому району г. Москвы от представителей Государственного музея искусства народов Востока заявлений о хищении картин Святослава и Николая Рериха не ступали (ред. сохранена)... был направлен запрос в Государственный музей искусства народов Востока с целью установления точного количества картин находящихся на хранении, ответ на запрос до настоящего времени получен не был».

 

При этом, насколько нам известно, никаких следственных действий по установлению фактов, изложенных в заявлении общественности, произведено не было. Ответ МВД свидетельствует о явном нежелании неких лиц и организаций придать огласке пропажу из музейных хранилищ Министерства культуры РФ национального достояния – картин Рерихов.

 

Уважаемый Юрий Яковлевич, учитывая вышеизложенное, а также значительную стоимость пропавших 6 картин из коллекции С.Н. Рериха (по предварительным данным – не менее 10 миллионов долларов США), являющихся частью национального культурного достояния, просим Вас провести проверку фактов, изложенных в настоящем письме. В случае их подтверждения просим возбудить уголовное дело по факту исчезновения картин Рерихов, включенных в состав государственного Музейного фонда РФ. Считаем, что расследование этого резонансного дела должно быть взято под особый общественный контроль и проводиться с привлечением представителей Международного Центра Рерихов, который обладает правоустанавливающими документами на коллекцию С.Н. Рериха, полученными от владельца. Мы надеемся, что Генеральная прокуратура поможет прояснить эту сложную ситуацию и восстановить справедливость, полагаясь на силу закона Российской Федерации.

 

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (Россия, Москва), Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты культуры (Россия, Пермь), Общественное объединение «Культурный Центр имени Н.К. Рериха» (Казахстан, Алматы), представители 67 общественных организаций из 11 стран мира.

11.09.2015

12.09.2015 12:42АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 1397


ИСТОЧНИК: Сайт газеты Новые Известия:



КОММЕНТАРИИ (6)
  • Галина Яковлева12-09-2015 20:21:01

    Всецело поддерживаю авторов письма и надеюсь, что Генеральный прокурор инициирует проверку коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, незаконно удерживаемых в музее Востока.

  • Пётр Крылов14-09-2015 17:11:01

    Мне уже довелось комментировать подобное на этом сайте - в ответ на письмо А. В. Стеценко. Но тут, мне кажется, стоит повторить этот комментарий.

  • Пётр Крылов14-09-2015 17:13:01

    Начну со статьи «Страшная сказка музея Востока» («Новая газета», Выпуск № 77 от 20 июля 2009 г. http://www.novayagazeta.ru/inq uests/44295.html ). В интересующей нас части автор (Валерий Ширяев) повторяет аргументы А. В. Стеценко (ссылка есть в комментариях выше). Поэтому он и делает схожий вывод:
    «Многие документы свидетельствуют: ввезенная в СССР коллекция была другой, более полной. Сохранились каталоги тех лет: картины выставлялись в Болгарии, несколько лет путешествовали по музеям СССР. Тогдашний состав коллекции отражен в актах приемки-передачи собрания музеями страны. Тот факт, что на каком-то этапе часть бесценного наследия была утрачена, не подлежит сомнению. Но когда и как это произошло? Были ли картины разворованы в сумятице 90-х годов или раньше? Осели здесь, в частных коллекциях или вывезены из России контрабандой?»
    Однако ниже Ширяев приводит слова С. Н. Рериха из его разговора с руководством ГМВ 20.11.1989 г. «Спасибо вам. Я в этом уверен, что вы это так и сделаете, поэтому будет, как я сказал. Выделим несколько вещей, которые перейдут в Индию, и затем остальные могут найти пристанище здесь, у вас».
    Я не буду здесь обсуждать, кого именно имел в виду Святослав Николаевич под «вас» - сотрудников ГМВ или весь советский народ. Я хочу подчеркнуть другие слова: «Выделим несколько вещей, которые перейдут в Индию».
    Так «Александр Невский», «Дева снегов» и «Песнь о Шамбале» опять оказались в Бангалоре, в собрании Харе Кишора Кеджривала.
    С. Н. Рериха и Х. К. Кеджривала связывали очень добрые отношения, и не только потому, что тот финансировал строительство центра искусств «Карнатака Читракала Паришат» (далее КЧП). Этому сохранилось много свидетельств. Мне уже приходилось писать об этом подробно (Крылов П.И. Художественный центр «Карнатака Читракала Паришат» и его создатели // Труды IIV Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие». Т. 7. 2011.С. 262-270).
    Итак, в конце 1989 г. С. Н. Рерих разговаривает с руководством ГМВ, а в следующем 1990-м дарит недавно открывшемуся центру КЧП 117 картин – 36 гималайских пейзажей отца и 81 свою картину. В 1991 г. все они были перевезены в музей КЧП.
    Были (как я уже писал в предыдущих комментариях – совершенно легально) выставлены в КЧП и картины из коллекции Х. К. Кеджривала. С. Н. Рерих, регулярно бывавший в своём детище (КЧП), безусловно, ими там любовался. «Александр Невский» очень эффектно висел один на целой стене (см. фото в моей статье).
    В 2003 году случилось два печальных события: ушел из жизни проф. М. С. Наджунда Рао, бессменный генеральный секретарь КЧП с момента его основания и друг С. Н. Рериха (в 1999 году он был приглашен МЦР в Москву) и закончился договор на аренду земли, на которой расположен центр КЧП. В руководстве начались трения, один ген. секретарь сменял другого, и Х. К. Кеджривал «Александра Невского» из КЧП забрал от греха подальше. Как сейчас обстоят дела с КЧП, я не знаю.
    Помимо трех названных картин в собрании Х. К. Кеджривала находилось также восемь гималайских пейзажей Н. К. Рериха и три замечательные картины С. Н. Рериха, «Через перевал», «Toiling Lights» (встречаются русские названия «Трудимся ночью», «Огни трудов» и др.), а также пейзаж «Део Тибба». Все они были приведены в моем каталоге (2009, с. 62 – 65).

  • Абрамова Елена15-09-2015 06:19:01

    Петр Крылов, вам на этот комментарий так же был дан ранее ответ, доказывающий его несостоятельность. Нэлла : Крылов:"Однако ниже Ширяев приводит слова С. Н. Рериха из его разговора с руководством ГМВ 20.11.1989 г. «Спасибо вам. Я в этом уверен, что вы это так и сделаете, поэтому будет, как я сказал. Выделим несколько вещей, которые перейдут в Индию, и затем остальные могут найти пристанище здесь, у вас».

    Однако 30 мая 1989г. заместитель министра культуры СССР В.И.Казенин издал приказ №234 "О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К.и С.Н.Рерихов(коллекция С.Н.Рериха), согласно которому картины (282 полотна) (владелец С.Н.Рерих, Индия) передавалась на временное хранение Государственному музею искусства народов Востока, в целях дальнейшего их экспонирования на территории СССР. Эту цитату я взяла из Заключения ситуационно-правового исследования в отношении коллекции картин Юридической консультации "Адвокатское бюро "Хуторецкий и партнеры"от 7.03.2003

    Обращаю внимание Крылова и других, что С.Н.Рерих в ноябре 1989г. не мог забрать часть картин, так как их было в мае 1989г. 282 и столько же на сегодняшний день. Если бы Рерих забрал часть картин, то их было бы меньше в этой коллекции."
    Зачем же вы опять ложные домыслы публикуете?

  • М.М. Бакланов15-09-2015 11:27:01

    Петр, Вы пишите:
    «Я не буду здесь обсуждать, кого именно имел в виду Святослав Николаевич под «вас» - сотрудников ГМВ или весь советский народ. Я хочу подчеркнуть другие слова: «Выделим несколько вещей, которые перейдут в Индию».
    Так «Александр Невский», «Дева снегов» и «Песнь о Шамбале» опять оказались в Бангалоре, в собрании Харе Кишора Кеджривала».

    Я же хочу ознакомить читателей с версией руководства и специалистов МЦР по поводу истории с этими тремя картинами, основанной не просто на словах, а на конкретных документальных данных. Текст этого документа занимает значительный объем (включая архивные документы), не позволяющий его привести полностью в комментарии, поэтому предлагаю только короткую выписку из него. Надеюсь, что он Вам известен, и Вы можете попробовать сказать что-то более весомое в защиту своей версии, которая полностью совпадает с позицией ГМВ и базируется просто на словах. Полностью ознакомиться с судьбой этих трех картин можно по ссылке:
    «Произведения Н.К. Рериха и С.Н. Рериха принадлежащие Музею имени Н.К. Рериха, но находящиеся в Государственном Музее Востока»
    http://www.icr.su/rus/news/380 -461.pdf

    «…Так, в своей статье «Вокруг Рериха» генеральный директор ГМВ А.В.Седов пишет:
    «Также мы официально в печатном виде распространили разъясняющие сведения о том, что "потерянные" А. Стеценко картины "Александр Невский" и "Дева снегов" еще до поступления в Музей Востока были затребованы С.Н.Рерихом в Индию, после чего проданы им известному бангалорскому коллекционеру Х.К. Кеджривалу, у которого и находятся ныне» [11]. Наконец прозвучало признание о том, что эти картины все же находились в СССР в составе коллекции. На основании акта поступления коллекции в СССР № 4193 от 2 ноября 1978 г. картины Н.К.Рериха «Дева снегов», «Александр Невский», как и все остальные картины коллекции, принадлежали С.Н.Рериху [док. 4.1]. Об этом свидетельствует сам акт, в котором отсутствуют какие-либо исправления. Это не дает никаких оснований подвергать сомнению права собственности С.Н.Рериха на поступившие в СССР картины. Поэтому вызывает удивление сделанная от руки следующая запись на первом листе списка картин Н.К.Рериха, напечатанного на английском языке и являющегося поящичной описью: «№os 1, 7 and 8 loaned by Mr. H.Kejriwal» (№№ 1, 7 и 8 предоставлены в заем Х. Кеджривалом) [док. 5.1.]. Эти номера из списка картин Н.К.Рериха как раз и соответствуют тем картинам, которые ГМВ показывает как отсутствующие в коллекции С.Н.Рериха: № 1 – «Snow Maiden» («Дева снегов»), № 2 – «Aleksandr Nevsky» («Александр Невский») и № 8 «The Tale of Shambhala» («Песнь о Шамбале»). Такая дописка, сделанная чьей-то рукой, не может приниматься во внимание, так как она противоречит акту. В данном случае только акт устанавливает права собственности на картины, которые перечислены в приложениях. Он подписан представителем Болгарии, передающей стороны, и представителями СССР, принимающей стороны. Всего 8 подписей. Сделанная в акте запись о принятии «296 (двести девяносто шесть) произведений Н.К.Рериха (132) и С.Н.Рериха (164), принадлежащих последнему», вполне определенно свидетельствует, кто собственник коллекции. Кроме этого очевидно и другое: эта запись, сделанная от руки значительно позже составления самого акта, никем не заверена и не может служить доказательством принадлежности Х.Кеджривалу картин Н.К.Рериха «Дева снегов», «Александр Невский» и «Песнь о Шамбале». В поящичной описи картин Н.К. Рериха, прибывших из Болгарии [док. 5; док. 5а], подписанной представителем Болгарии И. Захариевой и Хранителем фонда Русского музея Е. Баснером, рассматриваемые картины находятся на последнем листе, перед подписями. Никаких ссылок принадлежности их индийскому коллекционеру Х. Кеджривалу нет. Следовательно, мы имеем еще одно подтверждение тому, что эти картины поступили в СССР как собственность С.Н.Рериха. Возможно, что приписка, сделанная позже на английском варианте описи, являлась попыткой скрыть незаконное изъятие из коллекции картин Н.К.Рериха «Дева снегов» и «Александр Невский» и их продажу. О судьбе третьей картины из этого списка будет рассказано ниже. Как заявляют представители ГМВ, картины «Дева снегов» и «Александр Невский» были затребованы С.Н.Рерихом из СССР до прибытия их в ГМВ и проданы индийскому коллекционеру Х. Кеджривалу. Эти картины действительно находятся в Индии в составе частной коллекции Х. Кеджривала [12, c. 62–64]. Следовательно, эти картины действительно были исключены из коллекции С.Н.Рериха, вывезены из страны и проданы. Но это сделал не Святослав Николаевич Рерих. Картины «Александр Невский» и «Дева снегов» в марте 1990 г. были включены С.Н.Рерихом в завещательное распоряжение (приложение № 5) [док. 13.7], которое заверено нотариусом в Индии. В конце 1992 г., незадолго до своей смерти, С.Н.Рерих сделал дополнение к своему завещанию, в котором подтвердил права МЦР на переданное в Россию наследие. Никаких изъятий из своего завещания Рерих не делал. Разве это не известно в ГМВ и в Министерстве культуры?

    Получается, что 10 лет спустя, после того как коллекция была передана в ГМВ (по официальным данным в 1980 г.), ее владелец подтвердил нахождение картин «Дева снегов» и «Александр Невский» в СССР. Поэтому утверждения о том, что по распоряжению Святослава Рериха эти картины были вывезены из СССР с целью их продажи, не соответствуют действительности.
    Если даже предположить, что С.Н.Рерих все же затребовал эти картины из России в Индию до составления своего завещания, то тогда он не включил бы их в список завещанного имущества. А если это произошло после, то тогда и сам Рерих, и нотариус, и Министерство культуры России, и ГМВ должны были бы проделать целый комплекс мероприятий, связанных с изменением воли владельца коллекции. К примеру: С.Н.Рерих должен был у нотариуса в Бангалоре (Индия) изменить свое завещание, нотариус должен был известить об этом все заинтересованные стороны, далее Рерих должен был обратиться в Министерство культуры РФ с требованием вернуть ему эти картины, Министерство должно было бы выполнить его просьбу и так далее. И все эти действия должны были бы сопровождаться соответствующими документами, которые, естественно, должны сохраниться в архивах Министерства культуры. Но их, по известным причинам, там нет и быть не может. Поэтому будем считать, что директор ГМВ А.В.Седов не разобрался в истории с коллекцией С.Н.Рериха и доверился некоторым своим сотрудникам, которые уже давно являются профессионалами в вопросах фальсификации истории с наследием Рерихов. К аналогичному выводу пришли и журналисты «Новой газеты», опубликовавшие свое расследование о коллекции С.Н.Рериха под названием «Страшная сказка музея Востока» [13, с. 16–21], в котором приведено достаточно доказательств этому. Отмечу лишь несколько из них: незаконное отсутствие в ГМВ, в составе коллекции С.Н.Рериха, картин его отца «Дева снегов» и «Александр Невский», сокрытие от всех проверок наличия акта получения ГМВ в 1984 г. 253 картин Рерихов (акт № 6919 от 2 октября 1984 г.) и исчезновение списка картин на 66 страницах, прилагаемого к этому акту. Как же на это реагирует прокуратура? Она вновь свои выводы основывает только на данных самого ГМВ: «Согласно документам, представленным Государственным музеем Востока <…> оснований для принятия мер прокурорского реагирования прокуратурой города в настоящее время не имеется» [14]. К сожалению, мы являемся свидетелями многочисленных фактов фальсификации в ГМВ истории коллекции С.Н.Рериха. И до тех пор, пока Министерство культуры РФ и Генеральная прокуратура РФ не займутся серьезной проверкой этой коллекции в ГМВ по фактам незаконного отсутствия в ней картин Рерихов и
    значительного расхождения данных на картины с теми, которые соответствуют первоначальному ее составу, остается серьезная опасность окончательной утраты этой коллекции.
    А пока в ГМВ продолжают скрывать факты исчезновения картин из коллекции Святослава Николаевича Рериха…»

    Петр, я и читатели заинтересованно ждут от Вас ответа на этот комментарий. Если Вам есть что-то сказать конкретное…

  • Пётр Крылов15-09-2015 20:57:01

    Есть, но, к сожалению, я завтра утром уеду и буду вне связи. Писать сейчас, в спешке, я не хочу. Вернусь в понедельник вечером 22 сентября, тогда можно будет вернуться к этому вопросу.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »