Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Искусство С.Н.Рериха


Картины Святослава Рериха являются сплавом грандиозности русского духа с эпосом Индии.
Его гений помогает снять искусственные барьеры между нациями и людьми.
Шри Д.Деварадж Урса, министр штата Карнатака (Индия)

 

С.Н.Рерих. Воззри, человечество! (Предупреждение человечеству). 1962

 

Переполненные народом залы Третьяковской галереи в Москве и Эрмитажа - в Ленинграде. У входов плакаты: "Выставка художника Святослава Рериха" и толпы людей, терпеливо ожидающих в длинной очереди. Стояли часами, при любой погоде, многие уже не в первый раз. Святослава Рериха хорошо знали по его выставкам в 1960 году. В руках у посетителей выставки можно было увидеть каталоги и открытки, изданные еще в 1960 году. Это значит, что память о Святославе Рерихе бережно хранили, а его искусством живо интересовались. И действительно, люди, попадая в залы, узнавали полюбившиеся им с прошлых выставок произведения, радостно приветствовали новые. Яркий, красочный мир Святослава Рериха сразу же привлекает к себе глубиной мысли и вескостью содержания - этими верными признаками настоящего, нужного человеку искусства.

Искусство Святослава Рериха повествует о важных жизненных проблемах, подчас радостных, подчас потрясающе-трагических. Причем те и другие решаются художником в едином ключе бескомпромиссной веры в преобразующую силу Прекрасного.

Обход своей выставки, как правило, Святослав Рерих начинал с триптиха, всегда окруженного плотной стеной зрителей. Триптих создавался в 1939-1942 годах, и его тема была подсказана художнику второй мировой войной. Перед триптихом Святослава Рериха зрители стояли долго, горячо обсуждали его, отходили и опять возвращались к картинам.

С.Н.Рерих. Распятое человечество (Триптих). 1939-1942 гг.Голгофа триптиха (центральное полотно - "Распятое человечество" - апокалиптически величественна и устрашающа. Гигантская, без малого в размер всего полотна, фигура простертого в распятии человека. Над ним разверстые небеса, откуда низвергается на землю испепеляющий огонь. У ног распятого - две небольшие склоненные фигуры людей, как бы оплакивающих вселенскую жертву. На заднем плане - пылающие города, суровое воинство, толпа отчаявшихся, обреченных, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чем-то людей. Все эти символические образы ассоциируются с военной трагедией и истолковываются без затруднений. Указывая на правую картину триптиха, Святослав Рерих говорил: "Это панно я назвал "Куда идет человечество". Оно написано перед самым началом войны в предчувствии грандиозной катастрофы. Люди зашли в тупик глубокого и узкого ущелья. По инерции в слепой покорности подходят они к краю пропасти. Некоторые уже заглянули в нее, и их лица выражают отчаяние и безнадежность.

Центральное панно - это уже разразившаяся катастрофа. Миллионы безвинных жертв и искупление всеобщей вины человечества за те пороки, которые периодически приводят его к кровопролитиям.

На левом панно изображена война иного порядка. Это борьба человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических "я", которые не дают ему подняться на более высокую ступень эволюции. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними вырывается новый, освобожденный, человек. Его светящаяся фигура вырисовывается на фоне направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль всего триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного "я", без самосовершенствования нам не избежать периодических повторений изображенного на двух предыдущих панно".

Триптих Святослава Рериха - произведение глубоко философское. Триптих заставляет задуматься над вопросом - где же начинается каждая война и откуда может прийти конец всем войнам? И если в разгаре боя, перед лицом неумолимого врага, воин может думать лишь об уничтожении свирепого противника, занесшего руку над ним и всем, что для него свято, то теперь, стоя перед триптихом, он не может не задуматься и над тем, как избежать трагедии убийств, не может не почувствовать, что "линия фронта" проходит и где-то в его собственной душе, не может, наконец, не осознать, что будущее человечества во многом зависит от исхода борьбы на этих скрытых "индивидуальных фронтах" каждого без исключения человека.

Случалось, что некоторые из слушавших Святослава Рериха реагировали на его слова о самоусовершенствовании репликой: "Как, совершенствоваться только для себя?" Однако подобные реплики тонули в гуле протестующих голосов... Развешанные по стенам картины говорили о том, что искусство Святослава Рериха зовет не к благочестию ради "спасения своих душ", а к действиям ради спасения человечества.

В картине "Воззри, человечество" (1962) карающий меч, как последнее предупреждение, навис над городом людей, над их общей судьбой. О всечеловеческой скорби повествует и картина "Пиета" (1961). Этот классический сюжет (изображение Богоматери с телом Христа на коленях) Святослав Рерих трактует не канонически. Он изменяет традиционную композицию, вводя в картину вторую женскую фигуру, и дает своей трактовке такое объяснение: "Это - общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые, так или иначе, принимали участие в подвиге, готовили к нему героя. И может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самое для них дорогое? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг - не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И если этот поступок завершается чьей-то гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, - это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идет на них".

С.Н.Рерих. И мы приближаемся.1967Предельно ясна по замыслу картина "И мы приближаемся" (1967). Величественный трансгималайский пейзаж с ледниковым озером. От темных скал по нефритовой глади вод скользит ладья с путниками. Перед ними открывается даль сияющих белоснежных вершин. Путь к ним открыт для всего человечества.

"Мы", а не "я" превалирует в творчестве Святослава Рериха. Судьбы человечества, а не душеспасительные сентенции "праведников" занимают мысли художника. И в шестидесятых годах в его творчество закономерно входит новая, актуальная для нашего времени тема. Самый оживленный обмен мнениями вызывают у посетителей три расположенные рядом картины: "Я двигаюсь среди этих теней" (1967), "Мы сами строим себе тюрьмы" (1967), "Ты не должен видеть этого пламени" (1968). Это картины о нерешенных проблемах нашей цивилизации. Художественные образы Святослава Рериха, в которых они нашли себе воплощение, по-современному лаконичны, графически четки и поддаются моментальной расшифровке.

Я двигаюсь среди этих теней" - нагромождение небоскребов, ракеты, сложные механические устройства, модернизированные летательные аппараты. Как часть их замкнутой в себе системы - три человеческие фигуры, три бездушные тени созданного ими же самими беспощадного мира железных конструкций. Правую часть полотна занимает золотистая фигура молодой женщины. Она остановилась перед спуском в этот "самопрограммирующийся" мир автоматов и предостерегающим жестом останавливает идущих за ней следом... Перед картиной подолгу стоят, внимательно смотрят, рассуждают и спорят между собою." Мы сами строим себе тюрьмы" - индустриальные строения с безжизненными глазницами решетчатых окон заняли почти весь первый план. За ними, в ломаной линии горизонта, - силуэт гигантского города. На их фоне женщина, стремительно уводящая за руку ребенка. Их почти настигает огнедышащая пасть чудовищного заводского корпуса. Но мать полна решимости спасти своего сына от порабощения властью слепого, механизированного бытия, и ребенок доверчиво следует за ней. "Ты не должен видеть этого пламени" - пылает полуразрушенный город. Взывает к небесам женщина. Другая С.Н.Рерих. Ты не должен видеть этого пламени. 1968- склонилась в оберегающей позе над ребенком. Что это? Война? Атомный взрыв? Какая-то стихийная катастрофа? Художник не дает прямого ответа на этот вопрос в самой картине. Да это и не нужно. Все, что нарушает естественные законы жизни, что посягает на человечность, на свободное волеизъявление, - рано или поздно подлежит самоистреблению. И каждая мать по праву жизнедательницы стремится уберечь своего ребенка от такого страшного в своей нелепости организованного самоубийства.

Понятны были споры около этих картин и повышенный интерес к тому, что скажет о них сам художник. Неужели же Святослав Рерих выступает против технического прогресса?

"Замечательными изобретениями и решениями нашей цивилизации" называл Святослав Рерих современные технические достижения. Однако все они могут быть обращены как на пользу, так и во вред, могут помогать человеку, а могут и уродовать его физически и духовно. Бездумно подчиниться ритму механических действий, допустить замену высоких идей гуманизма технократическими, узко утилитарными принципами жизнеустройства - значит потерять человеческий облик и дорогую каждому человеческому сердцу свободу творческого самовыражения. "Суперурбанизация лишает человека естественных для него условий жизни, - говорил Святослав Рерих, - калечит людей, уродует их психику".

...Художник подвел посетителей к картине "Ближе к тебе, мать-земля" (1968). Большое полотно разделено на две части. Правая занята беспорядочной группой хиппи. Они бесцельно топчутся на одном месте в вызывающих и понурых позах. Им противопоставлена устремленная вперед фигура женщины - труженицы полей. В руках у нее корзина с плодами матери-земли. За женщиной бежит жизнерадостный ребенок. Указывая на полотно, Святослав Рерих сказал: "Все это я видел своими глазами у нас в Гималаях. Туда приезжает много хиппи. Их привлекает растущая на склонах гор марихуана, к которой местные жители совершенно равнодушны. Почти все хиппи - наркоманы. Среди них есть много несогласных с существующим стандартом жизни, много искренне ищущих чего-то нового. Однако пренебрежение истинными духовными ценностями и порожденная этим безответственность перед обществом толкают всех этих хиппи на самообольстительный путь поисков легких решений и мгновенных "чудес". Они не хотят знать, что подлинные чудеса на земле достижимы лишь в неутомимом и радостном творческом труде!"

Жизнь коренного населения Индии, красочное богатство ее природы дали Святославу Рериху неисчерпаемый материал для произведений. Художник знает Индию, любит ее людей, проникся величием ее прошлого и верит в великое будущее этой страны.

С.Н.Рерих. Вечная жизнь. 1954"Вечная жизнь" (1954), "Мои соседи" (1961-1967), "Весна" (1961), "Мой дом" (1961-1971), "Эти краски никогда не должны поблекнуть" (1964), "Глина приобретает форму" (1964), "Моя страна прекрасна" (1974) - многочисленные пейзажи цветущих долин и величественных горных пиков приковали к себе внимание посетителей. Трудовые будни Индии, несложный обиход ее людей, их традиции, верность домашнему очагу, тихая радость материнства, счастливое детство - все эти сюжеты взяты Святославом Рерихом из повседневной жизни. Что же делает их в трактовке Святослава Рериха столь значительными, торжественными, прекрасными? Безусловно - проницательный творческий гений художника, который за "мелочами" жизни способен прозревать величие человеческого Бытия.

С.Н.Рерих. Мои соседи.(1)В бытовых сюжетах Святослав Рерих не ограничивается задачей показать, как человек живет. Не менее важным считает он вопрос - для чего человек живет? Художник выявляет это "для чего" путем философского осмысления и тщательного отбора каждой детали, которой суждено обрести жизнь на его полотнах. Он решительно устраняет из человеческой каждодневности ту накипь обыденности, которая опустошает душу, и выдвигает на первое место все то, что направляет человека к поискам смысла существования, осознанию священного долга перед даром жизни.

С.Н.Рерих. Мои соседи (2).Искусство Святослава Рериха не только эмоционально. Оно насыщено также богатейшей информацией, что является непременным требованием эпохи. Образный мир художника влечет к себе как возвышающей красотой, так и богатством содержания, интеллектуальной глубиной.

...Беседуя с посетителями, художник приводил слова Платона: "Если вы будете окружать себя красивыми вещами, то под их воздействием сделаетесь сами прекраснее и лучше, а это, в конце концов, приблизит к общей гармонии жизни".

Красота искусства Святослава Рериха рождена любовью к жизни и высоким накалом духовных сил. Эта дерзающая красота, облаченная художником в победоносные доспехи знания, вправе начертать на своем щите слова великого поэта Индии Рабиндраната Тагора: "О, Красота! Найди себя в любви, а не в лести твоих зеркал" ("Залетные птицы").

С.Н.Рерих. Моя страна прекрасна. 1974Большая группа людей обступила полотно "Моя страна прекрасна" (1974). Залитый ослепительным солнцем, изобилующий сочными красками пейзаж Южной Индии. На первом плане молодая женщина в розовато-красном сари. Вдумчивый взгляд, изящная свободная поза, тонкие пальцы рук, на запястьях браслеты. Чей одухотворенный облик создан художником? Кто послужил ему моделью? "Здесь изображена простая работница, хорошая, прилежная работница с плантации Южной Индии на фоне яркой природы этих мест", - пояснил Святослав Рерих. Среди зрителей пробежал шепот, и вдруг прозвучал вопрос: "Я не знаю, может быть, в Индии все так красочно и все так красивы, а вот как бы вы, Святослав Николаевич, написали скучное серое небо, которое сейчас за окном?"

С.Н.Рерих. Глина приобретает форму (Дом гончара). 1964Художник повернулся к громадному окну Эрмитажа, за которым было видно вечернее небо в тучах, и без малейшего промедления ответил: "Почему серое и скучное? Разве вы не видите его красивого фиолетового оттенка и изумительных синеватых переливов? Разве не ощущаете за этими бегущими облаками сверкания звездных хороводов? Да и вообще, разве небо когда-нибудь бывает скучным?" "Не бывает!" - дружно поддержали художника радостные голоса людей, увидевших за окном нечто совсем иное. Может быть, истинное искусство как раз и должно свидетельствовать, что не одно солнце освещает землю жизнетворными лучами? Наш мир, мир людей, загорается живительными красками и под воздействием того света, который излучают человеческие сердца. Именно этот свет отличает искусство Святослава Рериха. И на вопросы, почему в его творчестве нет места изображениям теневых сторон жизни, он вправе отвечать: "Потому что Свет рассеивает тьму". Думается, в этих словах ключ к правильному пониманию творческого кредо Святослава Рериха. Красота его искусства вытесняет безобразное и заполняет собой человеческие души. Художник отнюдь не проходит равнодушно мимо негативных явлений жизни. Его тревоги, душевная боль за бывшие и возможные в будущем человеческие страдания нашли свое воплощение в таких картинах, как триптих "Распятое человечество", "Пиета", "Воззри, человечество", "Мы сами строим себе тюрьмы", "Ближе к тебе, мать-земля" и других.

Многие произведения Святослава Рериха остро трактуют насущные проблемы нашего времени, затрагивают социальные и нравственные вопросы и в силу этого просто не могут игнорировать человеческие несовершенства, личные и общественные. Однако за каждым "распятием" художник провидит "преображение" и каждую "скорбящую" венчает светлым лучом надежды.

Особое место в творчестве Святослава Рериха занимает портрет. В беседах художник отмечал, что к портрету он возвращался всегда и часто совмещал работу над ним с решением каких-то других жанров. Когда Святослава Рериха спрашивали, как бы он сам определил различие между живописью его отца и своей, он обычно начинал со ссылок на портрет.

О своем отце, как о замечательном человеке, художнике и ученом, Святослав Рерих говорил в каждом выступлении, подчеркивая при этом, что именно отец был его главным учителем и наставником, как в живописи, так и в жизни вообще. Духовная близость отца и сына, общность их философского мировоззрения, тесное сотрудничество в научной, культурной и общественной деятельности предопределяют и оправдывают поиски параллелей и в их искусстве. Однако неоспоримое единство творческих стимулов Николая Рериха и Святослава Рериха вряд ли может служить достаточным основанием для каких-либо однозначных сравнений художников столь ярко выраженной индивидуальности. Николай Рерих не пытался передавать свое мировосприятие путем раскрытия чужих характеров. Это с мастерством неподражаемого портретиста делает Святослав Рерих.

Обращаясь в портрете к конкретной личности, Святослав Рерих не ограничивается общей для каждого портретиста задачей - найти в человеке наиболее для него характерное, чтобы создать психологически верный образ. Как сама собой разумеющаяся, эта задача остается обязательной, но не единственной и даже не главенствующей в портретах, создаваемых Святославом Рерихом. Основная суть и оценка личности прослеживаются в них путем выявления сопричастности человека к общей семье человечества.

У Рабиндраната Тагора есть такое определение: "Личность начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности". Это определение может служить своего рода девизом к портретной живописи Святослава Рериха. Отображая в портрете или в картине характер человека, его индивидуальность, Святослав Рерих раскрывает общечеловеческие ценности. Обходя галерею портретов его кисти, посетитель ощущал радость познания людей, с которыми можно заключить союз в борьбе за светлую жизнь на обновленно-прекрасной Земле.

Святослав Рерих говорил: "Все хорошее и полезное, что вы делаете ежедневно, делайте сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Этот путь качественного совершенствования доступен каждому человеку, а потому он может служить лучшей гарантией реальности прекрасного будущего человечества".

Любовь, подвиг, сострадание, долг, справедливость предстают в картинах художника не в навязчивых сентенциях "так нужно", а в увлекательно-прекрасных образах.

"Истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить душу людей новыми образами, новыми представлениями, переживаниями и вдохновляющими идеями", - так писал Святослав Рерих в статье "Искусство и народ". В мастерстве кисти художника сказываются и несомненный прирожденный талант, и большая многогранная школа. Святослав Рерих изучал архитектуру, графику, скульптуру, живопись, историю культуры, естественные науки и во всех этих областях проявлял творческую активность. Если говорить о живописи, то все ее жанры одинаково доступны художнику, и каждый из них обогащен им опытом работы в остальных.

Высокое мастерство живописи Святослава Рериха, его умение создавать законченно-гармонические композиции, организовать пространство в его перспективном или плоскостно-декоративном построении, выразительность рисунка, изумительная чистота красок, совмещаемая с колористическим богатством и новаторством, - вce это темы специальных исследований. Они выходят за рамки общего обозрения выставок Святослава Рериха на его Родине.

Сотни тысяч людей разных возрастов, образовательных цензов, профессий, вкусов побывали на этих выставках, многие оставили на страницах книг отзывов восторженные записи о своих впечатлениях. Без всякого преувеличения можно сказать, что ответственная для каждого художника встреча Святослава Рериха с народом стала подлинным праздником мудрой красоты.

01.08.2011 03:00АВТОР: Без автора | ПРОСМОТРОВ: 2593


ИСТОЧНИК: http://www.exposter.ru/rerihs.html



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »