В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Великое видится на расстоянии. С.И. Гавриленко


Многие источники говорят нам о том, что мы живем в эпоху, когда женщина должна стать ведущей, должна способствовать осуществлению тех перемен, которые откроют врата нового мира, сделают доступными новые космические влияния. Так или иначе, но долгая история человечества являла нам чередованиеН.К.Рерих. Матерь Мира преобладающего влияния женских и мужских энергий в общечеловеческом эволюционном движении. В какие-то периоды доминировал волевой аспект, когда великий Отец являл миру свой обновленный Закон, утверждая свое могущество, когда человечество делало прорыв к духовному обновлению, проходя через агонию конфликта, через крушение форм и стереотипов мышления. В другие периоды большего напряжения требовало становление нового уклада жизни, аспект окормляющий, оберегающий, материнский по своей природе, когда Мать Мира открывает свое лицо перед страждущим человечеством и простирает над ним свой покров. Пройдя период ломки и разрушения, приобретя благодаря этому новое видение, люди сегодня нуждаются в возможности возродить мир на новых основаниях, реализовать свое новое миропонимание. И великое счастье наше в том, что осуществляется это настолько стремительно, что наш маленький жизненный опыт имеет возможность вместить этот великий божественный закон, если мы достаточно ментально открыты и восприимчивы. Сделаем попытку охватить непредубежденным взором произошедшие на нашем веку, в течение каких-то 120-130 лет, смены парадигм практически всех ментальных сфер человеческой жизни, изменений ноосферы нашей планеты.

Вблизи великое распознавать трудно, оно видится на расстоянии. Те перемены в сознании людей, которые стали происходить в конце 19 века, вряд ли были так заметны их современникам, несмотря на то, что часть из них были их непосредственными участниками. Наверное, если говорить о побудительных мотивах этих перемен, то корни их следует искать скорее в астрологических влияниях, вхождении нашей планетарной системы в полосу с совершенно иными структурными характеристиками, отклике полевых структур нашей планеты на определенную космическую стимуляцию, а также готовности человечества откликаться на гораздо более широкий диапазон факторов, чем это было ранее, в том числе и на ментальных уровнях, на уровнях восприятия и осознания информации, интерпретируемой как идеи, знания, теории, философские и научные концепции со всем арсеналом понятий и категорий, входящих в область сегодняшней ментальной оснащенности мыслящего человечества. Эта возросшая способность отклика и восприятия мыслеформ достаточно высокого, абстрактного плана, скорее всего, и привела в действие те механизмы Божественного плана, согласно которым стало возможным Новое Откровение для человечества. А поскольку все на земле осуществляется руками и ногами человеческими, то и в данном случае реализация плана нуждалась в проводниках, которые бы могли и хотели выполнить эту миссию на благо будущего всего человечества.

Изменения, предстоящие в то время перед человечеством, касались прежде всего расширения представления людей о мире, в котором они живут. Выход за пределы видимого, осязаемого и ощущаемого и признание наличия громадного и разнообразного тонкого мира было по истине грандиозным прорывом в сознании человечества, знаменуя собой начало формирования нового мировосприятия, новой картины мироздания, новых парадигм науки, новых идеалов искусства, и конечно иного, более глубокого и многопланового представления о природе, возможностях и предназначении самого человека.

Формирование того, что сейчас мы стали называть мировоззрением новой эпохи, связывается с влиянием определенных индивидуальностей, послуживших для человечества флагманами, пионерами, Н.К.Рерих. Вестникпервопроходцами этого переходного процесса. И тут, как говорят французы, shershe la femme. К таким пионерам-первопроходцам, по общемировому признанию, принадлежит наша соотечественница Елена Петровна Блаватская, автор всемирно известных трудов "Тайная Доктрина" и "Разоблаченная Изида", основательница Международного теософского общества, чьим именем будут гордиться многие поколения наших потомков, для которых будет все шире открываться ее вклад в мировую культуру. Николай Константинович Рерих во время своего посещения штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре, в Индии, подарил свою картину "Весник". Именно так вдохновение гениального художника символически отразило миссию Елены Петровны Блаватской, или ЕПБ, как ее прозвали во всем мире. К сожалению, вопрос достойного признания ее жизненного подвига на родине, в Украине, и увековечение памяти о ней пока еще принадлежит будущему.

Вот как охарактеризовал свое знакомство с Е.П. Блаватской сэр Эдвин Арнольд, известный английский писатель, поэт и переводчик: "Я хорошо знал г-жу Блаватскую… и у меня нет сомнений, что теософское движение оказало мощное воздействие на человечество. Оно заставило огромное количество людей понять то, что всегда понимала Индия, важность вещей незримых. Истинная вселенная – та, которую мы не видим, и самый простой индийский крестьянин впитывает это с молоком матери. Теософы внушили нынешнему поколению мысль о необходимости признать существование незримого. Чувства крайне ограничены, и каждому следует знать, что за пределами чувств простирается поле для совершенствования".

В конце ХХ века известный американский ученый, историк и общественный деятель Дэвид Шпенглер говорил о том, что во второй половине ХІХ века западная цивилизация уповала на науку и распределила знание по маленьким клетушкам, полагая действительным лишь то, что может быть познано при помощи чувств, игнорируя при этом 90 процентов вселенной – ее невидимую часть. Шпенглер продолжает: "Но вот происходит нечто, сотрясающее клетушки наук и заставляющее взглянуть на мир по-новому. Что же это, настолько грандиозное, настолько мощное, настолько необычное, чтобы сотрясти клетушки наук в недрах материализма девятнадцатого века? Женщина, дымящая папироской, по имени госпожа Блаватская. Вот существо, сумевшее показать, что отдельные научные предположения – всего лишь предположения. Все мы многим обязаны ей, неважно, теософы мы или нет. Она воистину первопроходец, настоящий Коперник, если угодно.Е.П.Блаватская

…Вместе с г-жой Блаватской в мир явились Теософское Движение и теософия. Теософия была частью орудия, призванного воскресить знание о том, что все в мире, имеющее смысл, но сокрытое от наших пяти чувств, есть знание эзотерическое – эзотерическая традиция в наиболее глубоком и высшем смысле, то есть изучение самой сути вещей… Теософия – орудие идеальное, огненное и страстное, способное привнести в западное сознание некое откровение."

Огромное мужество, неукротимое бесстрашие, безграничная преданность своему делу, высочайший интеллектуальный потенциал нужно иметь тому, кто решился прорубить дорогу сквозь лес человеческих заблуждений, сквозь заросли устоявшихся понятий и мнений, через болото предубеждений, сомнений и недоверия. И такому первопроходцу приходится орудовать довольно тяжелой техникой прокладывания пути, что и было блестяще продемонстрировано Еленой Петровной, это уже вслед за ним пойдут устроители, которые будут осуществлять более деликатную деятельность и использовать более мягкую технику.

Какие же идеи можно признать ключевыми в произведениях Е.П. Блаватской и ее творческом наследии, насчитывающем около 60 томов, часть которых еще ждет своего перевода на русский язык?

Прежде всего, это идея базового, сущностного, фундаментального единства всего сущего, имеющего единый источник и управляемого единым законом, того единства, которое проявляется через разнообразие. Далее, это идея эволюции или развития и совершенствования сознания, заключенного в любой проявленной форме, эволюции, которая затрагивает и сами формы, и которая осуществляется по законам ритма и циклов. Также это идея синтеза всех древних традиций, религий и философских учений, как вместилищ тех аспектов вневременной мудрости, которые могли быть поняты, приняты и вмещены определенными народами в определенные периоды истории. Кроме того, это идея Великих Учителей человечества, чьими сознательными усилиями и заботой обеспечивается эволюционное продвижение человечества, и которые сами прошли в некий отдаленный период времени свой человеческий этап развития. Наконец, это идея братства человечества вне зависимости от национальной и кастовой принадлежности, возрастного и образовательного ценза, вероисповедания, пола, братства, ядром которого в мире и проводником новых эволюционных идей должно послужить основанное Е.П. Блаватской Всемирное Теософское общество.

Сознание людей неоднородно. Потоки новых идей входят в океан человеческого сознания вначале мало заметными ручейками, или родниками, пробивающимися в самых неожиданных местах, и лишь спустя годы образуя озера, реки, устремляющие свои потоки к мировому океану.

Сегодня, спустя 140 лет после начала деятельности Всемирного Теософского общества, миссией которого, согласно идее основателей, есть привнесение в мир обновленных знаний вневременной мудрости, мы имеем довольно пеструю картину восприятия и интерпретации этих знаний. В зависимости от того, в каком групповом ментальном поле мы в настоящее время пребываем, мы можем услышать те или иные рассуждения о духовности, теософии, Е.П. Блаватской, вневременной мудрости, Нью Эйдж и др. Это напоминает притчу о слоне и трех слепых, когда один потрогал ногу слона и сказал, что слон – это большой столб, другой потрогал ухо и сказал, что слон – это большая птица, а третий потрогал хобот и сказал, что слон – это длинная труба. Несколько обобщая, можно охарактеризовать четыре группы людей, определенный склад сознания которых позволил выявить характерную реакцию на произошедшие влияния.

Первая группа, которую можно назвать "могиканами", сейчас уже не самая многочисленная, это люди, никак осознанно не прореагировавшие на те изменения, которые произошли в информационном и энергетическом поле нашей планеты. Можно сказать, что порог чувствительности их сознания оказался выше (или ниже) того влияния, которое выявилось в их окружении, в сфере их взаимодействия с окружающим миром. Нельзя назвать их толстокожими, грубыми, бездуховными. Возможно, что для их духовного пробуждения просто требуется некий иной комплекс факторов, иной набор условий, иной спектр частот, который сложится в каком-либо ином пространственно-временном континууме. Так или иначе, эти люди продолжают жить, сеять хлеб, строить дома, растить детей, но их внимание не фиксирует такие понятия как жизнь тонких миров, космические законы, биополя, ясновидение, Учителя человечества или что-то в этом роде. И не то, чтобы они шарахались от всего этого, просто своим сознанием они не реагируют на эти понятия, существующие в некоей параллельной плоскости бытия и не затрагивающие их повседневные проблемы с присущими им заботами, горестями и радостями.

Другая группа людей, которую хочется назвать людьми с практическим складом ума, с нашей точки зрения, сегодня составляет большинства. Они очень живо отреагировали на входящий поток идей. Именно они живо заинтересовались психическими феноменами, спиритизмом, и в настоящее время объезжают мир, близкие и дальние окрестности, чтобы своими глазами увидеть, как можно воспарить над землей или мыслью передвигать предметы, своими ушами услышать от провидца некую интимную подробность своей прошлой жизни, о которой казалось бы никому постороннему не известно. Именно они составляют круг поклонников, почитателей, сторонников, преданных учеников всевозможных учителей, гуру, ченнелеров, целителей. Таким людям понятие духовности всегда представляется наделенным некими ощутимыми атрибутами могущества, силы, власти. Энергию перемен они чувствуют, ощущают, воспринимают своим астральным проводником, что предвосхищает осознание происходящего.

Одни из них в любом духовном учении стараются бегло проскакивать те начальные этапы, которые касаются этической, нравственной стороны учения и которые в любом истинно духовном учении являются базисом, основой, чтобы по быстрее получить посвящение, инициацию и обрести обещанные сверхспособности. Другие же надолго, если не насовсем застревают на этапе очищения, свято веря, что пост и клизма являются самыми неотъемлемыми показателями успеха на духовном пути.

Именно эти простодушные люди записываются в очередь к различного рода целителям и психоаналитикам, полагая, что другой человек легко может решить все их проблемы, начинают читать свежий номер газеты с гороскопа, сажают свою семью на сыроедение или на какую-либо самую новую диету, составленную по всем законам Аюрведы, обрабатывают свой огород только по лунному календарю, расставляют мебель по правилам фэн-шуй, принимая на вооружение все советы и рекомендации, которые с такой щедростью раздают те дипломированные специалисты, кто не чужд определенной выгоды от этого. К этой же когорте людей практического склада можно отнести и тех, кто, искренне поверив в какой-либо метод или практику, обучаются этому ремеслу сами и начинают проповедовать соответствующие методы другим. Как правило, их вера в истинность и уникальность избранного метода немного отдает фанатизмом, а убедительность проповеди не чужда корыстных мотивов. Но будем справедливы, что именно эти увлеченные люди, которых большинство, как раз и воплощают в жизнь ту великую идею вездесущего Бога, к которой так сложно подойти скептикам и интеллектуалам. Они создают базис принятия нового мировоззрения, основу его социальной востребованности. Кроме того, спектр потребностей этой группы людей толкает исследования прикладных сторон нового подхода к взаимодействию человека и природы, тем самым инициируя рост следующей, третьей, группы.

Третьей группой является такая же многочисленная когорта людей ментально ориентированных, которые заинтересовались новыми идеями мироустройства и принялись изучать их с присущим таким людям критическим подходом и исследовательской устремленностью. И если они прошли испытание первого погружения в "Тайную Доктрину" Елены Петровны Блаватской, где они поначалу мало что смогли понять, то дальше их пытливая мысль вела через многие философские трактаты и древние священные писания всех времен и народов в поиске путей, ведущих к постижению истины. Позитивные мыслители этой категории осуществляют очень важную работу по сбору и обработке информации, поиску фактов и научных открытий, подтверждающих те или иные философские положения. Они являются прекрасными популяризаторами новых идей, проводниками нового мировоззрения. Именно эта группа людей определяет сегодня социально значимый отклик человеческого семейства на процесс перемен, происходящий в мире. Именно благодаря их творческой активности появляются множество инновационных подходов и осваиваются новые технологии в различных сферах человеческой деятельности, в медицине, образовании, экологии, психологии, в различных областях естественных наук. Такие люди не склонны поддаваться влиянию авторитета определенной личности, но иногда оказываются в ловушке некоторых мыслеформ, подпитывая их энергией своего энтузиазма и сужая таким образом кругозор своего восприятия.

Надо сказать, что у некоторых людей, не прошедших испытание "Тайной Доктриной", особенность постижения истины сопряжена с отрицанием. Они продвигаются отвергая, опровергая, разоблачая, развенчивая, не замечая того, что в действительности являются апологетами развенчиваемого учения, пока не подойдут к той черте, когда для них самих станет очевидной абсурдность их действий. Хочется провести аналогию с человеком, который дорвался до какого-то лакомства, которое показалось ему очень вкусным, и он объелся, съел больше, чем в состоянии был переварить его желудок. Или принял пищу другой страны, приготовленную из продуктов, к которым был непривычен. В результате у него началось несварение желудка со всеми вытекающими неприятными последствиями. Бедняга стал всем встречным говорить, чтобы ни в коем случае не ели эту еду, что эта еда отравлена, что в ней содержится яд, хотя причина на самом деле в ином. Когда вы встретите такого страстного опровергателя, отнеситесь к нему с пониманием: время все расставит на свои места.

Немногочисленная четвертая группа людей, которую можно определить как группу духовно ориентированных людей, способны в определенной мере воспринимать высокие идеи нового века благодаря  свету собственной интуиции и реализовывать свое осознание в попытках самоотверженного и бескорыстного служения всеобщему благу. Можно сказать, что это люди планетарного гражданства, уровень сознания которых способен охватить проблемы человечества в целом и искать конструктивные пути их решения. Им под силу осуществить сначала на индивидуальном, а затем на групповом уровне тот синтез науки, религии и философии, о котором говорится в "Тайной Доктрине" и до которого человечеству в целом не намного ближе сегодня, чем было 130 лет тому назад, хотя прогресс виден, как говорится, невооруженным глазом.

Будем надеяться, что динамика этого процесса будет развиваться в сторону более глубокого и всеобъемлющего понимания законов, управляющих вселенной и человеком, более гармоничного взаимодействия человека с природой и людей между собой. Сегодня можно определенно сказать, что процесс нового миропонимания "пошел" и его уже не удастся повернуть вспять, от него не удастся отмахнуться, его вряд ли удастся пересидеть и переждать, от него не стоит загораживаться, а то так и жизнь может пройти мимо. И вопрос не столько в том, чтобы утвердить авторитет личности или некий приоритет Елены Петровны Блаватской в мировом процессе расширения сознания человечества, сколько в том, чтобы то дело, которому она служила всей своей подвижнической жизнью, дело эволюционного продвижения человечества в сложный и ответственный момент истории продвигалось в соответствии с божественный намерением и отвечало возросшим возможностям людей. Что же касается дани уважения соотечественников, то пусть слова первого издателя трудов Е.П. Блаватской г-на Джеймса Прайса, послужат нам ориентиром и вселят в нас гордость:

"Истинно великий человек настолько выше своих сограждан, что оценить его по достоинству могут только следующие поколения; лишь немногие из современников понимают его. Вблизи можно смотреть лишь на мелкое; чтобы оценить большое, следует отступить на нужное расстояние. Есть такое предание: в Древней Греции как-то понадобилось отобрать статую, достойную украсить храм. Одна из фигур, представленных на суд, показалась до того грубой, незавершенной и угловатой, что над ней только посмеялись. Тщательно обработанные статуи одну за другой поднимали на большую высоту, на приготовленное место, и тотчас же спускали обратно, ибо детали были неразличимы с такого расстояния, а отполированная до блеска поверхность отсвечивала, делая очертания фигуры расплывчатыми. Но вот на место водрузили отвергнутую было статую, и судьи замерли от восхищения, так она была хороша; ибо линии, казавшиеся внизу грубыми, на расстоянии обрели плавность, и силуэт был ясным и четким.

Если Е.П.Блаватская и казалась окружающим грубоватой, неотесанной и даже простоватой, то лишь потому, что была она отлита в форму титанов. Она явно не вписывалась в свой век услужливо-любезных ортодоксий, условных философских школ, пошлой и пустой обыденности. Подобно пророкам древности – ярая как Илия, грандиозная как Исайя, таинственная как Иезекииль – она обрушивалась с грозными иеремиадами на инфантилизм и лицемерие девятнадцатого века. Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала своему веку. Ее весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, а к будущему. Ибо это настоящее было окутано тьмой материализма, и только от далекого прошлого исходил тот свет, которым можно было осветить будущее… она провозглашала – для всех, кто имел уши, чтобы услышать, давно забытые истины, в коих ныне нуждается человечество. В век агностицизма она свидетельствовала о Гнозисе. Она принесла весть о Великой Ложе, которая издревле известна как «благой Пастырь» человечества".

Пусть имя этой женщины, которая выполнила столь знаменательную миссию для всего человечества, имя, которое с величайшим уважением произносили К.Э. Циолковский и А. Эйнштейн, Р. Шелдрейк и К.Г. Юнг, А. Белый и К. Станиславский, найдет себе место в сердцах благодарных соотечественников. Да будем мы достойны светлой памяти о ней!

Об авторе: Гавриленко Светлана Иосифовна, к.ф.-м.н., доцент, директор Культурного фонда «АНК», Председатель правления Комитета по этике и гуманитарной экспертизе, член Международного теософского общества, Киев

01.08.2010 03:00АВТОР: С.И. Гавриленко | ПРОСМОТРОВ: 3569


ИСТОЧНИК: Свиточ №3 май 2010



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Елена Петровна Блаватская. Биография. Книги. Статьи. »