М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Грани Агни Йоги» и ученые - физиологи о вдохновенном творчестве как эволюционном предназначении человека. Н.А. Салиенко


Салиенко Н.А., врач-методист Днепропетровского областного Центра здоровья, руководитель Днепропетровского Центра Гуманной Педагогики им. Амонашвили.

 

Восточная мудрость утверждает, что творчество – основа жизни Космоса. Человек предназначен для творчества, которое безгранично в своих масштабах и возможностях, что еще полностью не осознано им. Без творчества нет расширения сознания и роста духа. Качество жизни, качество труда человека, его отношение к людям проявляются в повседневности через продукты творчества. Видимый всем предмет творения рождается в мире невидимом – во внутреннем мире человека в виде идей и мыслеформ. Только тогда, когда идея осмыслена, обдумана, прочувствована и представлена в виде проекта, она осуществляется во внешнем мире посредством рукотворчества, преобразуется в конкретные формы материального мира. Большая часть людей получает творческие идеи из внешнего мира, книг, уже существующих теорий, собственных наблюдений. Меньшая часть творцов получает идеи прямо из пространства в момент вдохновенного творчества, которое ощущается, переживается как восхищение, озарение, открытие.

 

«Новые знания, которых нет в книгах, приходят из внутреннего мира. Все великие мыслители, ученые, исследователи и изобретатели шли именно таким путем и находили то, чего нет в книгах, и мыслили так, как не мыслили окружающие люди»[6. п.145]. Интересно отметить, что многие блестящие идеи в науку были привнесены людьми, не имеющими специального образования в этой области. Известно, что Вольта учился в школе иезуитского ордена и собирался стать священником, Джоуль был пивоваром, Коперник, Гемгольц, Майер врачами; Авогадро, Лавуазье, Хаббл, Ферма – юристами, а Ампер и Фарадей не занимались физикой в своей постоянной деятельности. Многие годы человечество интересовалось только продуктами вдохновенного творчества: идеями, открытиями, научными теориями. Сравнительно недавно начались исследования того, как происходит процесс получения информации, способный стать эволюционным открытием. Грядущая эпоха характеризуется появлением нового вида мышления – синтеза, как результат сознательного развития образного мышления и овладения методом аналогий, ведущих к утверждению нового способа познания окружающей среды через вдохновенное творчество, которое по своей сути есть энергоинформационный обмен с мирами иных состояний материи. Информация, получаемая человеком в результате такого обмена по своему эволюционному значению важнее, нежели та, которая добывается средствами эмпирической науки. Древнегреческие философы приравнивали к высочайшему наслаждению такой творческий процесс, который переживался как восхищение, восторг, озарение, откровение.

 

В «Гранях Агни Йоги» творчеству уделяется большое внимание. «Укажем методы и пути получения непосредственно знания и всем, кто хочет следовать Указаниям Нашим, Открываем врата. «И Мы Открываем врата» [6. п.262. С.308]. «Итак, мысль устремленная есть ключ от врат познавания. Как гонец, посланный за вестью дальней, приносит она знания нужные (..). Если человек устремляет мысль четко и определенно в избранном направлении, мысль начинает расти, как снежный ком, магнитно привлекая к себе из пространства нужные элементы, находящиеся в полном соответствии с природой заложенного в ней первоначального зерна.» [6.п.145]. Озарение на Земле – есть средство, с помощью которого знания обретаются непосредственно из пространства и сплетаются с земным напряженным трудом. Озарение можно сравнить с молнией, мгновенно вспыхивающей на грозовом небе. Главный ее смысл в переходе Высшего знания в сознание. Озарение сопровождается чувством радости, торжественности, восторга, победы, духовного подъема, насыщая продукты творчества способностью переливаться в духовный мир других людей, неся импульс творчества. Все продукты вдохновенного творчества отличаются глубиной проникновения в суть творимого и Красотой, в которой заключена Красота Высшего мира и представляют собой духовные знания, свидетельствующие о созвучии сердечных энергетических вибраций творца с Высшим Миром. В «Гранях Агни Йоги» утверждается, что вдохновение присуще всем людям, но обычно оно приписывается лишь поэтам, музыкантам и ученым, но каждый, позаботившийся о своем сознании может получить этот высший дар. У людей возвышенного образа мышления вдохновение – основа жизни. И для того, чтобы оно приходило, человек должен сознательно привлекать высшие касания.

 

Интересны исследования, проведенные в конце прошлого столетия американским электрофизиологом Джеймса Олдза. Он открыл в мозге (задняя треть гипоталамуса) центр удовольствия, возбуждение которого в естественных условиях происходит в момент акта творчества. При творческом озарении мгновенно гармонизируются оба полушария мозга и активизируются все нейроны коры, в результате усилено синтезируются нейромедиаторы – серотонин и дофамин, значительно ускоряющие проведение нервного импульса, сопровождая этот процесс переживанием высочайшего наслаждения, радости, блаженства и прилива сил. При этом в организме усиливается синтез биологически активных веществ, значительно ускоряются окислительно-восстановительные, ферментативные процессы, влияя на повышение напряженности иммунитета, тормозя внутриклеточные процессы старения.

 

Намного раньше исследований Джеймса Олдза  академик А.А.Ухтомский в своих трудах писал: «Подлинное счастье человек испытывает лишь в вершинные моменты труда, когда он, пусть мимолетно, прозревает то, что выше его» [11.102–103]. В 2006г., выступая на конференции в Москве, ректор Московского театрального института им. Ершова В.П. Дащинская, основываясь на современных исследованиях, проведенных с сотрудниками кафедры нейрофизиологии и высшей нервной деятельности РАН, отметила: «Озарение, или акт творчества, – это высвобождение творческой энергии, достигнутое в сотрудничестве с сверхсознанием, в результате синхронизации работы полушарий мозга. Установлен научный факт – открытие природного механизма, позволяющего воспринимать информацию, недоступную ни одному из пяти видов чувств и воспроизводить ее в различных формах»[7]. В «Гранях Агни Йоги» находим этому подтверждение: «Некоторые люди не мыслят познания за пределами печатных листов. Но Учитель Говорит о мысли и непосредственном познавании путем чувствознания»[6. п.145].

 

Е.И. Рерих в письмах к ученикам пишет: «Чувствознание является «плодом долгих жизненных опытов (многочисленных воплощений) и прекрасных накоплений. Чувствознание – это синтез духовности. И тот легче пробудет в себе эти знания, кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу» [8.С.154]. «Чувствознание слагается из накоплений прошлых жизней и хранится в чаше. Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо все знания, получаемые нами, прежде всего, основаны на чувстве. Особенно это ярко выражено при всех трансцендентальных переживаниях»[9.С.51.]. Об особой роли Сердца в развитии чувствознания говорит «Агни Йога»: «Сердце, оно наполнено чувствознанием… Чувствознание появилось не как какая-то смутная интуиция, но как следствие духовной дисциплины, при понимании значения сердца» [4. п.334.]. «При всех возможностях развить чувствознание есть неодолимая трудность на Земле – недостаточный уровень сознания и этическая недоброкачественность» (13.стр 240) Пути преодоления этой трудности подробно рассматриваются в «Гранях Агни Йоги». Попытаемся понять их. Развитие творческих способностей включает два взаимосвязанных процесса – воспитание высокой культуры чувств и активное обуздание страстей или низшей эмоциональности. Способность проявлять высокие чувства, такие как милосердие, сострадание, самоотверженность, сочувствие тесно связано с практикой человеколюбия, когда смыслом жизни становится забота о мире и человеке через сознательный отказ от эгоизма с его жизненной позицией – мир для меня. Работа над утончением чувств должна быть введена в жизнь. Творчество духа открывает все возможности только тогда, когда человек привыкает к утончению своих чувств. Учиться тонко чувствовать – это самое трудное в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека и, чем больше человек заботится о других людях, тем более чутким становится его сердце. Величайшее чувство – сострадание – выращивается в человеке через сознательную практику воспитания в себе потребности в другом человеке, через умение вглядываться в глаза людей и, видя в них отчаяние, безысходность, тоску и горе, гореть желанием прийти на помощь, рассеять их мрачное настроение, поддержать, облегчить их судьбу. «Я говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнем сострадания. В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания»[2].

 

Жить в обществе – значит уметь поступаться своими радостями во имя благополучия и покоя других людей. Удивительное созвучие с этими мыслями находим в трудах известного ученого-энциклопедиста, академика А.А. Ухтомского, создавшего учение о доминанте как принципе работы головного мозга: «Счастье не в уюте, не в успехе и бездействии, а в умении ставить доминанту на лице другого. «…» Необходимо рассмотреть в другом не просто равноценное тебе, но ценить другого выше собственных интересов. Только там, где ставится доминанта на лице другого, как на самое дорогое для человека, впервые преодолевается проклятье эгоизма, ибо только в меру того, насколько каждый преодолевает самоупор на себе, ему открывается миропонимание». Далее ученый продолжает: «Формирование доминанты на другом лице воспитывается и удерживается с большим трудом, с постоянной самодисциплиной и осторожным охранением совести. Такой человек оказывается необыкновенно чутким, отзывчивым к жизни других людей, люди льнут к такому, так как он наименее замкнут в самом себе, в свою непогрешимость и привык постоянно критиковать себя. Оттого он смирен внутри и не осуждает и не критикует других. Мера доброты тем выше, чем духовно богаче и бескорыстней личность, не умнее и не ученее, а душевно щедрее»[10.С.516]. По мере роста чуткости и сочувствия к окружающему развивается способность к чувствознанию. Общее благо может расти только в ущерб личному. Великая Жертва есть полное, неизменное принесение личного в жертву Общего Блага. «Новые, великие творческие Лучи из Космоса соединяются с огнями самоотверженности» [2].

 

Воспитание чувств невозможно без обуздания страстей, которые тесно связаны с эгоизмом. «Грани Агни Йоги» указывают на качества, которые не дают человеку приблизится к чувствознанию: эгоцентризм, самомнение, лицемерие, неискренность, раздражение. У большинства человечества на Земле доминантой жизни является эгоизм со своей способностью к критическому мышлению, вся жизнь выстраивается вокруг «я», пропуская все события через фильтр выгоды, или пользы для себя. Весь горизонт видения мира заслоняет личность, искажая реальность прямо пропорционально степени эгоцентризма. «Колпак самости, надетый на сознание, закрывает поле видимости и становится дотоле зрячий человек слепым" (6.п.395) "Конечно, самым ярым исказителем действительности является неочищенный и необузданный астрал, так как он изменяет идущие через него вибрации до неузнаваемости и порождает такие же в ответ» [6. п.459]. «Оболочки следует держать в соответствующем состоянии настроенности. Распущенный астрал может вообще лишить великого знания и заменить его личными переживаниями и страстями. Ведь мозг, железы и нервы, служащие проводниками, могут передавать энергии тонкие только тогда, когда они находятся в должном состоянии»[6.п.216]. Чтобы мозг смог запечатлеть и воспроизвести информацию, полученную посредством вдохновенного творчества он должен находиться в состоянии равновесия. «Дабы активизировать свое внутреннее зрение (интуицию, творческие способности), человек должен очистить свою натуру (умственную, нравственную). Если проводник не будет чистым, мозг не сможет сохранить воспоминания, исходящие из высшего состояния» – писала Е.П. Блаватская. [5. С.431]. Все это находит подтверждение в работах известных ученых – физиологов. Мозг и центральная нервная система являются важнейшими инструментами, познания окружающей среды, подчиненными воле человека. Они могут способствовать духовному росту и развитию творческих способностей человека, но могут превратиться в мощнейшее орудие разрушения собственного организма и планеты, особенно, в настоящей период, когда обостряется чувствительность и восприимчивость нервной системы. Академик В.М. Бехтерев в своих исследованиях пришел к выводу, что мозг человека работает в результате взаимодействия двух противоположных функций – постоянного поиска новых знаний и новых действий, при которых задействовано максимальное число нейронов коры. И повторения знаний и действий, что переводит их в автоматизм, с формированием стереотипа, когда для воспроизведения той же задачи используется минимальное количество нейронов. Причем, стереотипная деятельность «расчищает» территорию мозга для работы нестереотипной или познавательной функции. Таким образом, повторяемые поступки человека и многократная однотипная реакция нервной системы на внешний раздражитель записывается в архив долговременной памяти как утвержденный стереотип поведения, становится привычкой, изменить её без осознания и приложения усилий воли нельзя. В социуме, где основной доминантой жизни является эгоизм, без осознанного воспитания нравственности (доминанты на лице другого) формируются стереотипы зла. Привычка отвечать на зло – злом, на укол самолюбия – обидой, на неожиданность – страхом, на печальную информацию – унынием, на раздражение – злом, – все это делает человека зависимым и подчиненным импульсам внешней среды. В физиологии эти чувства называются эмоциями агрессии. В организме человека, испытывающего эти эмоции, и всех тех, кто находится рядом с ним, начинает действовать, с точки зрения физиологии, «общий адаптационный синдром». При этом во внутренней среде организма, даже если человек внешне этого не проявляет, происходит мощнейшее нарушение гомеостаза (постоянства), подобие бури, стихийного бедствия, на частичную компенсацию которого затрачиваются колоссальное количество резервных запасов энергии, что в дальнейшем ведет к истощению иммунной системы, ускорению процессов старения и к порождению серьезных хронических заболеваний. Как показывают исследования академика РАМН Н.П. Бехтеревой, описанные в книге «Магия мозга и лабиринты жизни», при переживании отрицательных эмоций и удерживании их во внутреннем мире, нейроны коры головного мозга частично или полностью исключаются из участия в мыслительной деятельности, приводя к частичной или полной потере творческой деятельности. Эмоции поглощают человека, причем он не замечает уменьшение возможностей своего мозга, но к нему меньше приходит идей, человек перестает испытывать радость в труде. Труд превращается в скучное, привычное, стереотипное выполнение своих обязанностей. Особенно опасны отрицательные эмоции у творчески одаренной личности, в связи с обостренной чувствительностью нервной системы. В «Гранях Агни Йоги» подчеркивается: «Каждая невозможность или нежелание управить собою является потерей внутренней силы и опустошением психической энергии. Надо управить во что бы то ни стало энергиями, мятущимися внутри. Безобидное, казалось бы, неспособность что – то в себе подавить, что – то успокоить, чему – то не дать вспыхнуть губительные следствия часто имеют. При растущих энергиях духа, неуравновесие становится совершенно недопустимо, ибо растущие силы могут растерзать своего носителя…» [6. п.40.].

 

Будущие Знания человечества уже находятся в сокровищнице Космоса. Знания есть и ждут готовности их воспринять. Настоящая ступень эволюции позволяет эти возможности расширить. Доступ к сокровищнице Знаний – созвучие энергетики пространства и внутреннего мира человека. Энергии, лежащие в основе всего пространства, а в человеке чувства и эмоции – есть энергии огненные. Они уравновешиваются волей, овладевшей их мощью. Организм человека обладает чувствами, находящимися в тесном взаимодействии со стихиями и тонкими энергиями пространства, влияющими на огонь планеты, вызывая в нем ответные реакции. Все процессы в человеке огненные и потому умение владеть собой, обуздывать себя и быть в состоянии зоркой напряженности над качеством внутренних огней будет путь Огненной Йоги . Любовь и Хаос, Свет и Тьма – это два принципа, неделимо царящих в мире, но разделенных в человеке как добро и зло или свет знания и тьма невежества. Победив тьму и холод в себе, со Светом пребудем, а если тьма победит, то останемся рабом своих страстей. Эта и есть битва Огненная, которая должна произойти во внутреннем мире каждого перед переходом на другой эволюционный виток. «Битва Огненная – такое выражение можно найти во многих верованиях. Правильно такое выражение – любовь, самоотвержение, преданность, сострадание – сопряжены с огнем Светлым. С другой стороны – гнев, раздражение, злорадство, зависть - вызывают огонь темный алый. Так битва добра и зла будет битвой огней в каждом человеке. При таком столкновении можно видеть насколько разнообразны огни, порождаемые чувствами и страстями»[3. п.574].

 

В «Гранях Агни Йоги» подчеркивается, что та часть человечества, которая найдет в себе силы при помощи Иерархии и Учения преобразить свою внутреннюю сущность, трансформировать вражду в сотрудничество, а самость в самоотверженность, переступит порог «страшного суда» и войдет обновленным в чертоги Нового Мира. Высший Мир – есть мир Высших энергий: Любви, Самоотвержения, Милосердия, Дружелюбия. Проявляя эти чувства в социуме, человек соединяет мир Земной и Надземный, так как они и есть пути сообщения с высшими энергиями, которые древние алхимики называли светоносным соединительным веществом, идущим от сердца.

 

Обладание творческими способностями и условие их реализации в полной мере возможно при осознании, что это есть дар Творца, а не собственность человека и вся жизнь творческой личности должна быть подчинена главной цели – «хождению перед Господом», как утверждали в своих трудах В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, принося дары творчества людям. Самосовершенствование или умение обуздывать свою низшую эмоциональность, порождает волю, необходимую для преодоления трудностей. Умение владеть собой реализуется при осознанном приложении усилий воли и обращением за помощью к Учителю. Использование таланта для удобства личной жизни и порабощение страстями, приводит к угасанию творческих способностей, порождая чувство глубокой неудовлетворенности и безысходности, заканчиваясь расстройством здоровья, психики или алкоголизмом и преждевременной смертью. «Жажда познания утоляется путем приближения к Высшему Миру. Многие ученые всю свою жизнь томились несказуемой тоской, ибо они отрешили себя от познания Высшего Мира. Тоска неправильного пути есть самая жестокая, поедающая. Человек, наконец, окончательно отсекает продвижение свое и мучается, не понимая своего заблуждения» [1.п.459].

 

«Дух человека есть творящая сила эволюции, но лишь в том случае, если человек не утрачивает связи с божественным началом и идет по пути, определенному этим началом. Однако человек ХХ века еще недостаточно осознал, какой силой он обладает и каким образом ею пользоваться. В результате создалась ситуация, при которой дух человека теряет значительную часть своего творческого потенциала и не может в нужной степени стать творческим сотрудником Сил Высших. Отсутствие такого сотрудничества замыкает энергетическую цепь эволюции и делает последнюю малоэффективной, а иногда и просто тупиковой. «…» Синтез двух видов творчества – художественного и сознательного духовного совершенствования представляет собой, по сути, то новое искусство, и станет творчеством духа, в котором Красота приведет к преображению не только человека, но и всего мира» [12.С. 45-5].

 

Литература:
1. Агни Йога. В 6 т. Т.5. Братство. Надземное. – М.: Русский Духовный Центр, 1992.
2. Агни Йога. В 6 т. Т.1. Листы сада Мории: Зов; Листы сада М.: Озарение; Община. – М.: Русский Духовный Центр, 1992.
3. Агни Йога. В 6 т. Т.4. Мир Огненный. II и III; Аум. – М.: Русский Духовный Центр, 1992.
4. Агни Йога. В 6 т. Т.3. Иерархия; Сердце; Мир Огненный I часть. – М.: Русский Духовный Центр, 1992.
5. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. Пер. с англ. – М.: ИДЛи, 2010.
6. Грани Агни Йоги. 1955г. – Новосибирск: предприятие «Алгим», 2010г.
7. Дащинская Т.Н., Таратынова.Г.В. Открытие нейрофизиологического механизма
инновационного мышления // Дети нового сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2007г. С.102-105.
8. Рерих Е.И. Письма. В 2 т. Т.2. – Минск, 1992.
9. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003г.
10. Ухтомский А.А.Заслуженный собеседник. Рыбинск,1997г.
11. Ухтомский А.А. Доминанта // Статьи разных лет (1887 – 1939). СП6.: Питер, 2002г.
12. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР; Мастер – Банк, 2001г.
13.Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011г.

24.04.2013 10:39АВТОР: Н.А. Салиенко | ПРОСМОТРОВ: 1412




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »