26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Бог Агни и «Прометеи» русской поэзии. В.А. Богданов


Всякие настоящие стихи, по словам Андрея Вознесенского, «как и любой живой организм, излучают ауру энергетического биополя. Без этого поля стихи мертвы». Но откуда же оно возникает? Как учит Агни Йога, «получает психическую энергию дух, готовый к принятию её»[1]. Функции психо-космического духа, по убеждению Шри Ауробиндо, совпадают с функциями ведического бога огня. Называя Живую Этику именем бога Агни, Н.К. Рерих и Е.И. Рерих тем самым отмечали её значение для обновления и возрождения человеческого духа. Действительно, «прометеи» всех стран и народов (как бы их ни называли), вместе с украденным с небес огнём приносили от «богов» тайную мудрость и нередко выступали прародителями своего этноса. Такую роль подчас пробуют примерить на себя субъекты творчества. Так, Станислав Гроф говорит о прометеевском импульсе вдохновения, Антуан де Сент-Экзюпери – об оплодотворении небесным огнём, а писатель М.М. Пришвин называл творчество «прометеевым делом», волей к ритмическому преображению Хаоса и полагал, что излучает чувство жизни в пространство.

Понятно, что это пространство не обычное, физическое и трёхмерное. Именно для ориентации в нём возникает нечто вроде внутреннего радара, «монитора ин се» в терминах Антонио Менегетти. Память поэта озаряется сильным эмоциональным импульсом, и в ней оживают эпизоды древней религиозной практики и конкретные эпизоды из жизни предков. В такие моменты мы уже не индивидуальные существа, а связующие каналы между земной динамикой физического мира и угаданной в прозрениях древних Вечностью, многомерным пространством. В этом мире одиннадцати измерений (1 + 3 + 7) принципиально нет различий между сегодняшним днём и моментом возникновения Вселенной; между метагалактическими структурами, куда «вложены» Млечный Путь и наша солнечная система, и глубинными уровнями человеческого подсознания; между уникальными взлётами индивидуальной мысли и смысловым полем живого вещества планеты. Эту психоэнергетику творчества тонко ощущают настоящие поэты. Вячеслав Иванов понимал гениальность как космическое сопереживание: «Гений – ипостась солнечности, проводник и носитель солнечной силы в человеке». По мнению Нины Берберовой, у самого Вячеслава Иванова «божественная электрическая энергия шла от Диониса», т. е. носила характер языческого опьянения. Однако демона А.Н. Скрябина он описал как «одного из тех огнеликих духов, чей астральный вихрь мимолётом рушит вековые устои, и недаром знаменовался мятежным знамением древнего Огненосца». Возможно, подмеченное сходство между изначальными ролями Люцифера и Прометея обусловлено непредсказуемостью, неожиданностью творческих порывов.  Л.Н. Гумилёв в беседе с филологом сравнивал поэта с «громоотводом, через который время от времени проскакивает молния от столкновения туч в окружающей поэта действительности». По его мнению, творчество – такое же природное явление, как и явления погоды, климата, землетрясения или жизнь этноса, ибо подлинный художник вмещает никем не регулируемые стихийные силы, и его «талант прорывается столь же неожиданно, как энергия скрытого до поры до времени под толщей океанских вод вулкана».

В книге В.Ф. Овчинникова «Творческая личность в контексте русской культуры» [2] понятие пассионарности определено как мера возбудимости, как признак, возникающий вследствие пассионарного толчка и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих «повышенной тягой к действию». Такие люди выбирают из окружающей среды больше энергии, чем им необходимо, формируя отношения с людьми, которые позволяют им инстинктивно применять эту энергию в любом из выбранных направлений. В Агни Йоге, впрочем, звучит надежда: «Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени» [3]. Впрочем, управляет ли волной пловец, стремящийся удержаться на её гребне?

Можно вспомнить об известной регулярности потоков биокосмической энергии. Бог Огня, к которому обращаются Константин Кинчев или поэт Серебряного века Михаил Зенкевич: «Пылай и вечно не иссякни, Струи эфирный лёгкий ток, Агура – Мазда, древний Агни, Предвечный и пречистый бог!», открывает весенний сезон. День Ахурамазды в месяце Фравардине (21 марта) в «Авесте» выступает как дата вторжения дьявола, обрушившегося на мир и сделавшего его тёмным, как ночь. Но это и начало Зодиака, а иначе говоря, начало Света, согласно Книге Бытия породившего Землю. Любопытно это различие конфессиональных позиций: что для одних Свет, для других – тьма.

Карл Юнг полагал естественной структуру порядка Вселенной, при которой в точке Самости взаимодействуют две независимые системы, связанные между собой функционально и управляемые законом «трёх ритмов», что чередуют именно четыре стихии, четыре первичных качества. Вот потому-то Юнг полагал, что и наглядные модели физиков, и догмы теологов основаны на тех же архетипах, что и древняя психология четырёх темпераментов. Ревностный критик юнгианских интерпретаций Рене Генон следует той же архаической традиции, напоминая о соотнесении холодного лунного света с дискурсивным разумом или рассудком, а тёмного сердечного тепла – с интуитивным разумом. Мозг, согласно его взглядам, играет роль «передатчика» и «трансформатора» мыслей от Мирового Разума, находящегося в Сердце Мироздания. Но его включение и точность работы зависит от человеческого сердца, если угодно – особого, нерефлектирующего монитора в многомерном пространстве высших измерений. Именно на этой роли сердечного центра сосредоточена Агни Йога, описавшая её в доступной широкой аудитории форме и к тому же намного ранее, чем Генон. Характерно, что в академических кругах с пиететом относятся к неудобочитаемым текстам принявшего ислам Генона, но доныне противятся признанию Учения Живой Этики, сохранившей уважение к традиции России. Видимо, причина такого положения дел коренится в разной ориентации при осмыслении одних и тех же архетипов нашего бессознательного. Ответ на вопрос, какая из этих ориентаций правильная, будет зависеть от контекста. Но понимание таких архетипов поэтами зачастую много ближе к традиции своего народа, чем у психологов, воспитываемых на современных инокультурных шаблонах.

Отношение рассудка и сердца психологи перенесли в схему чередования активности недавно возникших слоёв психики и её древних элементов. Энергия попеременно насыщает сознание и бессознательное. После фазы напряжённого мышления мы испытываем «эмоциональный голод». Энергия начинает «течь» от мыслительной функции к эмоциональной, усиливается интерес к видимому миру. Напрашивается сопоставление такого явления с круговоротом стихий в натурфилософской картине природы. Переход воды в огонь празднуют в весеннее равноденствие 21 марта. Праздник перехода огня в землю отмечают 22 июня. Если, по А.Л. Чижевскому, суть жизни в пропускании сквозь себя потоков энергии, то критические даты отличают пронизывающую нас энергию не просто интенсивностью. Меняются векторы этой энергии и, возможно, точки её приложения. И не только «компасом», но и живым «стрелочником» в этом процессе выступает человеческое сердце – аналог бога Агни в микровселенной.

Юнг допускает, что смена направления энергетических потоков имеет место и в истории, и во Вселенной. В истории народов мы наблюдаем более или менее регулярную смену периодов бурь и спокойствия, работы интеллекта и чувственных переживаний, разрушения и творчества. Напомнив о библейской модели сотворения чувственного Космоса из четырёх стихий и скрепления их Благодатью – универсальной пси-энергией или квинтэссенцией, Юнг уточняет в другом месте, что вода размножения есть Хронос. Когда Библия говорит о Духе, носившемся до творения над водами, уместно истолковать его как квинтэссенцию над пространством Хроноса. На второй день сотворён огонь (Шеол), на третий – земля, на четвёртый – небо как стихия воздуха. Таким образом, перечислены все натурфилософские стихии.

Агни Йога утверждает: «Психодинамика толкает развитие всего сущего и координирует все комбинации. Психодинамика соединяет разобщённые атомы и есть та сила, которая ручается за самые высшие проявления Космоса в формах стихий и в их энергии в духе человеческом» [4]. В борьбе Зевса (символа нашей мотивации) с Хроносом произошло как бы расщепление огня на свет и тепло, и в нашем корпусе сердце, равное Времени и Огню, находится под землёй и под водой. При метании Перуна – молнии, т. е. отсылке луча, последний тянется назад языком пламени как бумерангом. Время, бьющее сердцем пламя, и есть снедающий нас, как жертву Бытию, огонь. Таковы рассуждения ряда современных герменевтиков (и астрологов), хотя я только что приводил мнение Юнга, отождествлявшего течение времени с водой. Мы сталкиваемся вновь с «некоммутативностью» наших мыслей о причинах и следствиях, с их зависимостью от психоментальной ориентации субъекта. Античный спор философов – вода или огонь начинают круг стихий, по сути, продолжается. А иначе и быть не может, поскольку кто-то из нас читает справа налево, а кто-то слева направо. И согласие обсуждающих подобные темы авторов ограничено признанием Овна самой стихийной точкой в Зодиаке, дающей точку отсчёта неподвластной нам энергии, выходящей за рамки обустроенного человеком мира.

Овен вселяет в людей горение энергией подвига. Что-то мы сжигаем в себе, чтобы гореть, и для катализации процесса титан Прометей вместе с огнём подарил людям и огненную воду. Не случайно кара богов намекала на болезнь печени – цирроз. Любопытно, что Карлос Кастанеда, автор книги «Внутренний огонь», скончался от рака печени. Желчь, выделяемая печенью, связана с Огнём и признаками соответствующих психотипов. Прометей – сын богини Афины Паллады, одним из символов мудрости которой была змея. Поэтому он близок Меркурию, курирующему рассудок. Но в матрице мифологических ассоциаций он связан и с созвездием Овна, а через него с планетой, курирующей агрессию, – Марсом. Будто в его генах соединились доминанты качеств отца и дедушки по матери. Французский психолог Гастон Башляр считал обладателями комплекса Прометея тех, кто хочет и может быть умнее отца, учителя, своего Духовного наставника. Здесь должны присутствовать две составляющие: повышенная тяга к действию (пассионарность) и умение соотносить собственные достижения с идеалом, с гениями прошлых поколений.

Марина Цветаева акцентировала первый компонент, говоря, что «состояние творчества есть состояние сновидения, когда ты вдруг, повинуясь неизвестной необходимости, поджигаешь свой дом». Таким неизвестным и закономерным импульсом может выступать, как я полагаю, некий регулярный космобиоритм.

В состоянии бодрствования человек так же индивидуален, как субатомная частица типа фотона. В состоянии сна – цельность тела и психики индивида подчинены волновой природе надчеловеческой трансперсональной общности. Сверка с ритмами всех других явлений мира происходит именно во время сна. Обычно замечают лишь околосуточные, околомесячные и сезонные периоды. Но существуют и более долгопериодные естественные косморитмы. Их пики, стимулирующие психическую энергию, неожиданны лишь для того, кто вообще игнорирует ритмичность природы. Грешили этим и христианская церковь, и классическая наука. Первая трактовала «инсайт», интуитивный скачок в мышлении, как следствие «кайроса», исключительного момента во временном процессе, когда «вечное врывается во временное, потрясая и преображая его и производя кризис В глубине человеческого существования» (Пауль Тиллих). Для второй удобнее показалось возвысить роль случая. Допуская исключительные моменты, не следует игнорировать возможность регулярной трансформации (сублимации, возгонки) материи четырёхмерного пространства в тонкую энергию высоких измерений.

Как учат современные японские интерпретаторы восточных учений, «когда мы перевоплощаемся, начинается разрушение элементов Земли, Воды, Огня и Ветра». Однако своего рода микроперевоплощение происходит и во всякий момент, который древние отмечали как перемену стихии. Кризисный характер этих дат подчёркивали языческие празднества.

Каждая стихия представляет основной вид энергии сознания, который действует в каждом из нас. Есть резкое отличие в эмоциональной сфере между земными и водными знаками. Люди с сильной доминантой водной стихии настроены на контакт со своими чувствами и на их нюансы, которые другие люди даже не замечают. Мощным воздействием на этот психотип обладает поэзия, поскольку её ритмическая артикуляция способствует его стремлению пережить мистический опыт иных измерений. Разумеется, эта специфика порождает и интуитивный тип мышления вообще. По сходному критерию Фридрих Ницше условно разделил субъектов творчества на психотип Аполлона – жрецов просвещения, и психотип Диониса – энергезирующих, расширяющих сознание, художников сна и опьянения. В реальной жизни и тот, и другой признаки в той или иной степени присущи каждому автору и произведению. Стимуляция косморитмами вовсе не исключает возможность апериодичного творчества. В русской культуре признаки дионисийского типа близки языческой поэзии скоморохов, а псалмы монашеского православия предназначены гасить огонь, возгоревшийся от занесённой прометеями искры.

Для лиц, рождённых под знаками стихий Огня и Воздуха, специфично различие между чувством, выходящим на поверхность, и чувством, хорошо контролируемым, хотя субъект глубоко доверяет значимости его контакта с Вечным. Отметим, что и Н.К. Рерих, и Е.И. Рерих рождены под знаком Воздуха. Итак, по вдохновению рождённое стихотворение близко к сновидению по стихийным прорывам личного подсознания. Однако его содержание (образы, символы, связи) запечатлено в отличие от легко забываемого, внешне не подтверждаемого, не воспроизводимого сновидения. Подвергая произведения поэтов контент-анализу, можно установить и частотные характеристики сугубо индивидуальных тем, и встречаемость архетипических символов. Конкретно эту задачу решали в 2003 г. студенты факультета психологии СПбГУ, анализируя творчество поэтов Серебряного века, в основном вошедших в антологию русской лирики, изданную в 1925 г. Как установила бакалавр Е.А. Анисимова, в этой группе среди рождённых под знаками стихии Земли преобладают эмоционально нестабильные лица (12 против 2). Среди 19 поэтов, рождённых под знаком Воды, напротив, нестабильных оказалось только 4. У ещё 30 авторов, отнесённых по месяцу рождения к иным стихиям, подобных тенденций выявлено не было. Но, как правило, у них выявлялось различие доминанты воли или любви при типологии по годам рождения (по восточным знакам).

Л.Л. Войдак в своём дипломном исследовании проанализировала тексты 68 авторов, у которых было взято одинаковое число стихов (строф), фиксируя упоминания 91 оттенка цветов. Например, частые упоминания красного цвета фиксировались в стихах В. Нарбута, В. Иванова, С. Городецкого, А. Безыменского. Частотность белого цвета выше в поэзии А. Белого, И. Бунина, Г. Адамовича. Отношение частоты красного цвета к частоте белого равно для А. Белого 1:3, для В. Маяковского 2:6, для А. Безыменского 3:0, для И. Эренбурга уже 4:0. Чем более явно автор «по жизни» стремился к власти, тем выраженнее тенденция. Перечень авторов был поделён также на группы, родившихся на пике («акме») 11-летнего цикла солнечной активности по А.Л. Чижевскому, на минимуме («катаболе») и в периоды средние между крайними значениями активности. Оказалось, что рождённые при максимуме солнечной активности значимо отличаются по введённым нам частотным индикаторам словоупотребления. По частоте употребления в образах красного цвета поэты, рождённые под знаком Огня, также резко отличаются от рождённых под знаком Земли.

Но как ни парадоксально, именно эмоциональные вдвое реже земных прагматиков употребляют алый цвет тревоги (8,5 против 15,25). Последние не скрывают свои эмоции. А вот архетипичный подсознательный огонь (знак Прометея) как раз скрывается.

 

Примечания
1 Учение Живой Этики (Агни Йога). Агни Йога. § 553.
2 Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. – Калининград, 1994.
3 Учение Живой Этики (Агни Йога). Агни Йога. Предисловие.
4 Учение Живой Этики (Агни Йога). Беспредельность. Ч. I, § 65.

В.А. Богданов – канд. психолог. наук, доцент ф-та психологии СПбГУ.

22.04.2010 03:00АВТОР: В.А. Богданов | ПРОСМОТРОВ: 2534




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Искусство »