В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Евангелист Лука писал правду. Сергей Целух


 

В. Л. Боровиковский (1757-1875). Евангелист Лука

В. Л. Боровиковский (1757-1875). ЕвангелистЛука

 

 

«О Луке в Новом Завете вспоминается три раза»

Два тысячелетия подряд люди всего мира хотят разгадать такой удивительный и неповторимый феноменон общественного сознания, как христианство, но оказывается, это им совсем не под силу. Христианство с его евангелистами, апостолами, женами-мироносицами и, наконец, с главной его фигурой – Иисусом Христом, до сих пор не разгадано. Оно - тайна за семью печатями, а с ним не раскрыт феномен евангелистов, этих вечных свидетелей Христа и Его Учения. Книги Нового Завета находятся под неусыпным контролем ученых и верующих людей всего мира, потому что именно они стали основой такой глубоко мудрой и необычно привлекательной религии, как христианство. С появлением Евангелий человечество нашло для себя духовную святость, которая из поколения в поколение, и во все века, вдохновляет народы нашей планеты на величественные творения в разных отраслях науки, культуры и искусства. Одними из таких величественных духовных творений, всколыхнувших мир, стали две книги грека-подвижника, ученика апостола Павла, евангелиста и апостола – Луки: «Евангелие от Луки» и «Книга деяний апостольских».

 

О Луке в Новом Завете вспоминается три раза: он – любимый врач; он – сотрудник и сподвижник апостола Павла; он тот, кто был с апостолом Павлом в последнюю минуту его мученической смерти; он – художник. В этих местах приводится имя и другого апостола, Марка, что свидетельствует об их тесной дружбе и духовной близости. Если Евангелие от Марка принято считать Евангелием Петра, то Евангелие от Луки, как в научных, так и в церковных кругах, считается Евангелием Павла.

 

Лука упоминается в Посланиях апостола Павла к Филимону (Флм. 24), втором послании к Тимофею (2 Тим. 4:10) и в послании к Колоссянам (Кол. 4:14). Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

 

Евангелие от Луки находится в каноне книг Нового Завета после Марка и состоит из 24 глав. Лука пишет в нем о себе и своих намерениях, хотя и не называет себя по имени. Евангелие обращено к неизвестному нам Феофилу, которого евангелисты наставляли в вере. Все христианские сказания единодушно приписывают третье Евангелие Луке, подвижнику апостола Павла. Вне сомнения, что он же является автором второй христианской книги – Деяния Святых Апостолов, в которой автор говорит от первого лица, как участник путешествий апостола Павла. Церковные историки - Иреней Лионский, Тертуллиан, Ориген, Евсевий Кесарийский, Блаженный Иероним, называют его уроженцем Антиохии, и утверждают, что свое Евангелие Лука написал в Греции. Известны также тесные контакты Луки с представителями палестинских обществ, в том числе с Филипом из Кесарии [18]. (Библия. Деяния, 21:8).

 

Лука - апостол второй волны, не из двенадцати, а из семидесяти избранных Иисусом Христом. Он получил всеобщее греческое образование, прекрасно знал литературу, философию, риторику, историю, право и был врачом (Кол. 4:14). Он был не только образованным, а Богом одаренным человеком. Лука имел навыки в живописи и писал иконы. По преданию, он написал первую икону Пресвятой Богородицы и стал первым иконописцем. Его авторству приписывается несколько икон: это Богородицы, в том числе Владимирская «Богоматерь» (хранится в Третьяковской галерее); Ченстоховская икона Божией Матери; Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме деревни Кастанья, Греция); Киккская икона «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр) и Тихвинская икона Божией Матери. В православной и католической традициях, Лука считается святым покровителем врачей и живописцев.

 

После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел много городов и стран. В Фивах (Греция) он принял мученическую смерть. За проповедь слова Божьего и непослушание римским властям, он был повешен (около 82 года). Лука – единственный автор Нового Завета нееврейского происхождения.

 

Мы не знаем, где и когда слушал Лука проповедь Иисуса и когда был избран апостолом. Но доподлинно известно, что Лука побывал в Кесарии, где проповедовал Христос, и где осталась его родня. Известно и то, что именно Луке, и второму ученику Иисуса - Клеопе, явился после своего воскресения Христос, когда они шли в городок Эммаус. Об этом рассказал Лука в своем Евангелии. Напомним читателям эту дивную историю.

 

В тот самый день, пишет евангелист, когда Мария Магдалина, Петр и Иоанн нашли пустую пещеру, в которой был погребен Иисус, двое учеников Его отправились в Эммаус. По дороге они обсуждали события, произошедшие на Пасху в Иерусалиме. «И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и от чего вы печальны?» [1]. (Библия. Лук. 24:15-17).

 

Р. Вейден (1399/1400 - 1464). Лука рисует Матерь Божью с Иисусом

Р. Вейден (1399/1400 - 1464). Лука рисует Матерь Божью с Иисусом

 

«Наверное, Ты единственный, кто не слышал о случившемся в Иерусалиме три дня назад, - ответил ему Клеопа. Иисус, наш Учитель, был распят на кресте. А мы-то понадеялись было, что Он - Тот, Кто спасет Израиль, что Он - обещанный Богом Мессия». Незнакомец ответил: «Вы ошибаетесь. Разве вы не знаете, что говорили о Мессии пророки? Не сравнивал ли Его пророк Исайя с агнцем, отданным на заклание? Мессия, Христос, должен был быть предан смерти, и не за Свою вину, а за грехи всего человечества» [2]. (Там же).

«Чудесный гость растворился в воздухе»

Всю дорогу до Эммауса Незнакомец объяснял ученикам, что написано о Мессии в Ветхом Завете. Он говорил им, что так задумал Бог: Христос должен принять насильственную смерть, потом воскреснуть из мертвых, и своей смертью и воскресением победить зло.

 

Так незаметно за разговором, все трое пришли в Эммаус. Неожиданно они оказались у дверей дома. Хозяева не хотели просто так отпускать Незнакомца и пригласили Его к себе поужинать. Когда за ужином, Пришелец благословил их преломлением хлеба, Клеопа узнал знакомый жест. Сомнения не было: Незнакомец на самом деле был Иисусом, восставшим из мертвых.

 

Но как только хозяева поняли это, чудесный гость как бы растворился в воздухе. Тут им стало понятно, отчего всю дорогу у них было так радостно на душе - ведь с ними шел и беседовал Сам Иисус. Оба странника тотчас отправились в Иерусалим, чтобы передать дивную весть ученикам Иисуса. Но те всё уже знали со слов Марии Магдалины. Так Лука и Клеопа, а с ними все ученики Христа убедились, что Иисус был с ними [3]. (Лук. 24:13-31).

 

Но евангелист Лука на этом не хочет закончить свою историю с явлением Иисуса Христа. Он сообщает нам другую новость о появлении Христа в Иерусалиме среди апостолов. Когда они обсуждали весть Клеопы и Луки, Иисус неожиданно появился среди них и сказал: «мир вам». Ученики растерялись и подумали, что видят духа. Но Иисус стал показывать им свои руки и ноги и сказал, что это «Я Сам». Затем спросил учеников, есть ли у них какая либо пища? Те подали ему часть печеной рыбы и сотового меда. Иисус сказал им, что все должно исполниться так, как написано о Нем в законе Моисеевом, пророках и Псалмах. А это значит, Он должен пострадать, воскреснуть из мертвых в третий день и «проповедану быть во имя Его показанию и прощению грехов во всех народов, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» [4]. (24:46-48). Иисус же пошлет обетование Отца Своего на всех учеников. По его распоряжению они должны оставаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силою свыше. Затем вывел их из города до Вифании, и подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял, стал отдаляться от них, и возносится на небо. Апостолы поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. Такими словами заканчивается Евангелие от Луки.

 

Кесария – небольшой еврейский городок, раскинувшийся в нескольких километрах от Иерусалима. Мать Иисуса была еще жива, она жила в доме ученика своего сына - апостола Иоанна. Лука провел с ней много драгоценных часов, слушая воспоминания о ее сыне. Именно от Марии, матери Иисуса, апостол узнал волнующие страницы ее жизни и жизни Христа. Это: явление ей ангела Благовестника; встреча с сестрой Елизаветой; явление Елизавете ангела; путешествие с Иосифом до Вифлеема; рождение Иисуса; явление ангела волхвам и поклонение их Иисусу; встреча со старцем Симеоном; пребывание 12-летнего Иисуса в Иерусалимском храме, также о распятии и воскресении. Для подтверждения, что все это правда, и что действительно это слова Матери Божия, Лука пишет в своей книге следующее: « И мать Иисуса собрала эти слова в сердце своем» [5]. (Библия. Лук.). В Иерусалиме Лука беседовал с Иоанном, епископом Иерусалимским, братом Иисуса Христа, поведавшем ему о жизни и смерти Спасителя.

 

Лука, все ж ученик апостола Павла. И впервые он услышал проповеди знаменитого еврея из Тарса, в Антиохии, своем родном городе, куда приходил проповедывать Павел. Всем серцем и душой прикипел он к этому интересному человеку за его большой разум, отвагу и честность. В дальнейшем Лука постоянно будет сопровождать апостола Павла в его миссионерских путешествиях и разделит с ним все трудности: голод, холод, страдания и муки от преследований римских властей. Лука – человек, преимущественно мягкий, деликатный и культурный. Он полное послушание своим старшим товарищам - Петру, Иоанну и Павлу. Он внимательно прочитал книгу воспоминаний о своем друге и единоверце Марке и дополнил ее неизвестными данными.

 

Дуччо (1260-1319). Благая весть

Дуччо (1260-1319). Благая весть

 

Если у евангелиста Марка язык несколько корявый, иногда грубый, то Евангелие от Луки написано чистым литературным языком. Он образный, легкий, мудрый и очень страдальческий. Так и видно, что книгу писала чистая душа, знавшая в жизни больше горя, чем радости. Видимо потому Евангелие от Луки вышло, как книга страдания и прощения. Прощения за веру и пережитые муки. Не случайно всем грешникам, скитальцам и страдальцам, измученным судьбой людям, в ней прощаются их грехи. Это только у евангелиста Луки мы прочтем, что Сын Человеческий пришел не губить человеческие души, а спасать их. Лука, один знает, почему на небесах больше радости будет от одного покаявшегося грешника, чем от 99 праведников и почему одна потерянная овца, дороже тех 99, что остались. Он с любовью и интересом передает рассказы о раскаявшихся грешниках. Бедные самаритяне, больные, убогие, калеки, пропащие люди и даже презренные фарисеи – это его компания.

« Богатый человек, зло для общества»

Лука ненавидит богатство, богатеев и скупых людей. Для него всякий богатый человек - зло для общества. В его понимании, все люди должны быть равными и не иметь никакой собственности. Счастливый тот, кто беден, уточняет он. Богач всегда виноват, несправедлив и жесток, поэтому ад для него обеспечен. И, наоборот, царство Божие, радость и счастье, только для бедных людей, для несчастных, калек и обездоленных. Если у других евангелистов на банкетах, обедах и ужинах, присутствуют зажиточные, сытые люди, то у Луки обязательно бедные, нищие, слепые, калеки, убогие и обиженные судьбой. Словом, голодный люд.

 

«Когда делаешь банкет, зови нищих, калек, кривых, слепых и будешь блаженный за то, что они не смогут тебе за это отдать». [6]. (Библия. Лук.). Эти слова показывают, что делая доброе дело не надо ждать благодарности. Любое доброе действие должно быть бескорыстно.

 

Милостыня для Луки – высшее проявление человеческой души. Кто дает милостыню бедным, тот очищает свою душу от скверны, такому не обязательно ходить в храм и молиться в нем. Если человек дал нищему монету, то тем самым отпустил свои грехи. Милостыня у Луки, выше закона, поэтому все люди, без исключения, должны повиноваться ей. Милостыня успокаивает душу и делает человека добрее, отзывчивее и не скупым.

 

Кроме уважения к бедным, обиженным и калекам, у Луки есть еще одна слабость – это любовь к плохим людям: врагам, ворам, насильникам, грабителям и ненавистникам. Для нас это странно, но для евангелиста - норма жизни. Вот как пишет Лука об этой братии: «Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за тех, кто обижает вас». «Ударившему тебя по одной щеке, подставляй другую, срывающему с тебя верхнюю одежду, не делай сопротивления, а отдай последнее» [8]. (Библия, Лук.). Все это, наверное, Лука знает из собственного опыта.

Темы евангелиста Луки дорогие для верующих

Нужно определить на каких темах Евангелие от Луки сосредотачивает свое внимание. И тут выясняется, что их предостаточно.

 

Джотто 1267-1337). Ангел посетил апостола Луку

Джотто 1267-1337). Ангел посетил апостола Луку

 

Первое наблюдение. Лука постоянно упоминает женщин. Создается впечатление, что они главные герои его Благой Вести. Мы напомним о них: это мать Предтечи Елизавета (гл. 1), Анна-Пророчица, дочь Фануилова (2:36-39), Наинская Вдова (7:11-16), грешница, помазавшая Господу ноги в доме Симона-фарисея (7:36-50), Мария Магдалина, другие, сопровождавшие Его по городам и селам Галилеи (8:2-3), Марфа и Мария (10:38-42), скорченная женщина в синагоге (13:10-17), Иерусалимские жены на Крестном пути. (23:27-31). Но главное действующее лицо среди женщин – Мария, мать Иисуса Христа. Ей посвящен «Гимн Марии» в главе Первой, начинающийся словами: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа. И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» [10]. ( Лук. 1:46-47).

 

Второй вопрос. Евангелие от Луки есть Евангелие о Святом Духе. Об этом же пишет и епископ Кассиан Безобразов, проанализировавший Святую книгу евангелиста Луки [11]. (Еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое поколение христиан. М. ПСТГУ, 2009). Дух Святой постоянно упоминается в 1 и 2 главах. (1:15; 2:26, 27, и, особенно, 1:35).

 

Следующая проблема. Лука чаще двух своих предшественников упоминает о сатане. Его тексты - 10:18; 22:2, 31 и другие, не имеют параллелей у Матфея и Марка. По свидетельству Луки (4:13), Диавол, по окончании искушения, отошел от Иисуса до времени.

 

Внимательно рассматривая Евангелие Луки, мы убеждаемся, что у него с особой силой звучит призыв к милосердию. Апостолу нравится, чтобы все люди были милосердны, творили добро и не попадали в руки зла. Это особенно отражено в главе 15, и притче о Блудном сыне (ст. 11-32). С первых же страниц его книги наше внимание привлекает призыв автора к человеческому страданию. Это первая проповедь Иисуса в Назаретской синагоге (4:17-19), притча о богаче и Лазаре (16:19-31). Но страдание Луки связано не с одним только социальным неравенством. Христос проявляет милосердие к презираемой грешнице (7:36-50), и к ненавистным мытарям (19:1-10). А исцеление слуги Капернаумского сотника (7:1-10) и воскрешение сына вдовы Наинской (7:11-16) должны пониматься, как проявление милосердия к опечаленному сотнику и скорбящей матери.

 

Евангелист Лука не забывает свидетельствовать о любви Отца Небесного. Иисус призывает к любви и учеников. Притча о милосердом Самарянине (10:30-37) не имеет параллели у других Евангелистов.

 

И, наконец, последнее наблюдение: Евангелие Луки, есть Евангелие молитвы. В нем дважды упоминается молитва Иисуса в ответственные моменты Его служения (ср. 3:21; 6:12; 9:18; 9:1 и др.). Христос повторно научает молитве своих учеников (11:1-13; 18:1-14).

 

Не упускает Лука из виду и проблему спасения. У него она приобретает совсем иной смысл, чем у других евангелистов. Для Луки спасение, это и отречение от греха, и борьба с искушениями и с сатаной (12:13-21), (14-26), (1:21), (1:71). Сюда же относится и ублажение Марии, в рассказе о Марфе и Марии (10:41-42) и все нравственное учение Евангелия. Но для Луки характерно не спасение от мира, даже не спасение от греха, а спасение от страдания.

 

Вообще страдание проходит через все Евангелие Луки. Первая проповедь в Назаретской синагоге (4:18-21) получает права программного значения. Лука показывает, что Христово служение есть исцеление страдания. Вторая часть книги, более значительная по объему, есть путь на Страсти. Эта мысль доминирует на протяжении всего Евангелия. О неизбежности Страстей говорит в начале Евангелия Симеон Праведный Деве Марии (2:34-35). На горе Преображения Моисей и Илия беседуют с Иисусом об исходе Его, который предстоит Ему в Иерусалиме (9:31).

 

В Иерихоне, на расстоянии одного перехода от Иерусалима, ученики Иисуса думают о близости Царства. Он отвечает на их ожидания притчею о минах (19:11-28), которую заканчивает словами: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего, отнимется и то, что имеет…». Слова Иисуса в этой притче перекликаются с Его словами в притче о талантах. (Мф.25:29) И у Марка также: "Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мк. 4 25). Смысл этих слов заключается в том, что способности, знания и устремления к Высшему, должны применяться в жизни и приумножаться. Одни люди приумножают свои духовные качества, а другие их растрачивают без пользы. Здесь также говорится о Закон Космического Магнита. То есть, чтобы приблизиться к Царствию Небесному, получить доступ к Высшим Знаниям, нужно, чтобы были в человеке соответствующие качества и устремления.

 

Спасение страданием от страдания, понимается Лукой, как дело Божественной любви. Евангелие Луки наполнено любовью, особенно когда вопрос касается женщин и Матери Иисуса. Любовь их к Сыну Божьему безгранична. Все рассказы Луки передают ту нежность, которую испытывают жены-мироносицы к своему Господу. Луке удалось создать в своей книге атмосферу любви и благодати, в которой выступают ее главные герои. Это печать нежности, проявление любви, милосердие и доброта. Все служение Христово запечатлено духом любови. Претворяя любовь в жизни, Иисус призывает своих учеников к любви. С любовью, как движущею силою служения Христа, связана и молитва. Она всегда наполнена любовью. С молитвою, любящий обращается к любимому, наперед зная, что тот ответит на нее своей любовью.

 

Большое значение играет в книге Луки спасение. Оно понимается автором, как победа над сатаною. Сатана, потерпев поражение в искушении, отошел от Иисуса до времени (4:13). Завершаясь в Страстях, борьба с нечистою силою заканчивается победою Христа.

 

Вообще-то, апостол Лука поднял в своем Евангелии столько животрепещущих вопросов, что отразить их в одной статье не представляется возможным. Мы всего лишь ограничились некоторыми из них.

«У евангелиста Луки Иисус строгий и требовательный»

 

Джотто  (1267-1337).  Прощание .

Джотто  (1267-1337).  Прощание.

 

Мы понимаем, что вся книга евангелиста Луки построена на главном образе евангельской истории – Иисусе Христе. Но его Иисус совсем не похож на героя книг других евангелистов. У него Он с характером: твердый, грозный, решительный. «Что вы зовете меня: Господи, Господи! – и ничего не делаете из того, о чем я говорю?»; «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не видишь?». Или еще сильнее: «Огонь пришел я опустить с неба на землю, и как бы я хотел, чтобы он разгорелся!»; «Думаете, что я пришел дать мир на земле? Нет, говорю я вам, не мир, но разделение…» [12]. (Библия. Лук.).

 

Эти слова Иисуса особенно подходят к нашему времени, началу ХХI века, когда идут войны в разных концах света, в том числе и у нас, в Украине. Те, кто понимают слова Иисуса буквально, считают, что Он говорит именно о войне. Но вот, что писал святитель Николай Сербский (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (05.01.1881 - 18.03.1956) о значении слов Христа «Огонь пришел Я низвести на землю»:

 

«Мы часто говорим об огне зависти, огне ненависти, огне похоти и об огне всякой жестокой страсти. Конечно, совсем не этот огонь принес на землю Царь любви и истины Господь наш Иисус Христос. Конечно, не этот. Все это - нечистые языки адского огня, который захлестывает и землю.

 

Христос принес святой огонь; Он Сам сиял и светился в вечности. Это огонь истины и любви, огонь чистый, Божественный, огонь от Вечного Очага - Святой Троицы. Огонь истины, из которого разливается теплота любви.

 

Это огонь, которым горело слово пророка Иеремии, и который неудержимо влек его на проповедь Божией истины (Иер. 23, 29).

Это огонь, что сошел на апостолов в виде огненных языков, просветив и освятив простых рыбаков, сделав их величайшими мудрецами (см. Деян. 2, 2-4). Это огонь, которым светилось лицо архидиакона Стефана, делая его подобным Ангелу Божию (Деян. 6, 15).

 

Это духовный огонь истины и любви, которым апостолы и их наследники переродили мир, оживили труп безбожного человечества, омыли, освятили и просветили его. Все доброе в мире - от этого огня небесного, низведенного Господом на землю.

 

Это небесный огонь, который очищает душу, так же как земной огонь очищает золото. Свет этого огня показывает нам путь, открывает нам, откуда и куда мы идем, в этом свете мы познаём нашего Небесного Отца и свое Вечное Отечество. От этого огня разгорается наше сердце неизреченной любовью к Господу нашему Иисусу Христу, как это случилось с двумя апостолами на пути в Эммаус, о чем они свидетельствовали: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам?» (Лк. 24, 32).

 

Этот огонь подвигнул Христа сойти с небес на землю и подвигает нас подниматься к небесам.

 

Все мы крещены этим святым огнем, по слову святого пророка и крестителя Иоанна: Я крещу вас в воде... Он (Христос) будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

 

Этот огонь пробуждает в человеческом сердце неизреченную ревность ко всякому добру. Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся от всякой неправды и нечистоты. Ибо сказано: Бог наш есть огнь (Евр. 12, 29), сожигающий грешников. (Письмо 11, крестьянину Здравко Т., на вопрос о значении слов Христа «Огонь пришел Я низвести на землю») (22)

 

Живая Этика предупреждает об огненном переустройстве Мира на пороге Новой Эпохи. «Не может быть, чтобы какая-то стихия не выдвигалась в Учениях. Так и Огонь упоминался тысячи раз, но теперь упоминание об Огне не повторение, ибо это уже предостережение о событиях планетной судьбы. Не скажет кто-то, что в сердце своём он уже готовился к Огненному Крещению, хотя самые древние Учения предупреждали о неминуемой Эпохе Огня». (Мир Огненный, ч. 2, Предисловие). Пространственные огненные энергии уже приблизились к Земле. И сейчас мы наблюдаем то разделение, о котором говорил Иисус. Это разделение происходит по двум полюсам – Света и Тьмы.

«Истинно, раскололся мир по границе сотрудничества, созидания – с одной стороны и по злобе, разрушению, разложению – по другую сторону. Также попробуйте заговорить о Живой Этике, о чести и достоинстве, и вы получите то же таинственное, но явное разделение. Оно будет и международно; ни расы, ни народности, ни наречия признаками не будут. Опять встретитесь с Светом и тьмою». (ЧЕРТА МИРА. Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

«Не мир пришел Я принести, но меч»

Чтобы до конца разобраться в этом вопросе вспомним Евангелие от Матфея: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Прекрасное объяснение этих слов дает святитель Николай Сербский:

 

«Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и мамону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».

 

Н.К. Рерих, Ангел Последний, 1942

Н.К. Рерих, Ангел Последний, 1942

 

Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: «возьмите меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 17). Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр. 1, 12–16). Меч, исходящий из уст, не что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

 

Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: «ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 35), и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина, не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос, не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее.

 

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14).

 

В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

 

Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него. Но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы». (Письмо 9, кузнецу К., о значении слов Христовых: «не мир пришел Я принести, но меч») (22).

 

Иисус у апостола и евангелиста Луки – это трибун, оратор и грозный проповедник. «Не судите, - говорит он своим ученикам, - и сами не будете судимы; прощайте, и сами будете прощены»; «Что пользы человеку, завоевавшему весь мир, если он душу свою погубит?» [13]. (Библия. Лук.).

 

Своему ученику, попросившему Иисуса сначала похоронить отца своего, а потом пойти за Ним, Иисус строго отчитал: «Оставь мертвым хоронить мертвых, а ты иди и благовествуй Царство Божие!». Другому ученику, испросившего Иисуса сначала попрощаться с родными, и лишь тогда пойти за Ним, Иисус сурово ответил: «Кто оглядывается назад, тот не надежный для Царства Божьего!» Следовательно, согласно Луке, надо идти только вперед без оглядки и лишь тогда попадешь в обещанный рай.

 

«Идите!, - говорит Иисус своим ученикам. Я посылаю вас как овец в стадо волков»; И кто не со мной, тот против меня»; В чем вас застану, в том и судить буду!» [14]. (Библия. Лук.).

 

Апостол Лука находился под сильным влиянием от проповедей своего учителя Павла. Подбор слов, их строгость, афористичность и апостольская решительность – все это присутствует в Павловых посланиях. Павел много страдал, бедствовал, был гонимым, битым, часто сидел в тюрмах, часто болел, знал голод, холод, унижения и нищету. Поэтому Павлова жизнь перешла на страницы книг его ученика – Луки.

 

 

«Лука причисляет себя к историкам»

 

Джотто 1267-1337). Поклонение волхов.

Джотто 1267-1337).Поклонение волхов.

 

Евангелист Лука старается придать своей книге исторический фон. Так писать мог человек, прошедший этот ад, бывший свидетелем и участником многих злодеяний, чинимых римской властью. Лука очень грамотный человек. Чего, например, стоит только одно предложение из его книги: «В пятнадцатый же год правления Тиберия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, а Ирод был четвертовластником в Галилее, Филип, брат его, четвертовластником в Интурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» [15]. (Библия. Лук.).

 

Одно это выражение ставит евангелиста в один ряд с известными историками древности – Иосифом Флавием, Тацитом, Светонием, Фукидидом и Полибием. Кроме того, Лука и Иосиф Флавий писали одновременно, Лука свое Евангелие, а Иосиф – «Иудейские древности» и «Иудейскую войну». Лука сам причисляет себя к историкам. Он первым сделал попытку привязать жизнь Иисуса Христа к истории Римской империи, и таким образом придать своему писанию исторический фон и убедительность. Он единственный из всех евангелистов пишет о переписи населения в Иудее, что проводилась по приказу римского прокуратора Квириния, и называет римских императоров по именам.

 

Есть у Луки маленькая, но очень живописная картинка, как 12 летний Иисус остался в Иерусалимском храме на Пасху. Родители его, Мария и Иосиф, ушли с другими домой и не заметили, что их сына нет. Они возвратились назад, пришли в храм и увидели, что их малолетний ребенок ведет беседу с членами Синедриона, уважаемыми священниками и книжниками. «Через три дня нашли Его в храме, сидевшего посредине учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» [16]. (Библия. Лук. 2:46-51).

 

Евангелие от Луки считается самым поэтическим и художественным Евангелием Нового Завета. И это справедливо. Потому что, благодаря любви автора к поэзии, до нас дошли прекрасные гимны раннего христианства, каких нет у других евангелистов. Они стали украшением Библии и вошли в церковный канон.

 

Много в Евангелии от Луки волнующих сцен и драматических моментов. Все они переданы с большой любовью и страданием. Видим, что писал эту книгу действительно честный и глубоко верующий человек, для которого история христианства стала смыслом жизни. Но рассказать обо всем подробно, практически невозможно. Скажем лишь словами апостола Иоанна: «Много еще имею сказать вам об Иисусе Христе и его делах, но вы не сможете поместить всего». [17].

 

Джотто (1267-1337). Снятие с креста.

Джотто (1267-1337). Снятие с креста.

 

 

Лука – настоящий эллин

Стиль книги Луки носит двоякий характер и отличается от книг Матфея и Марка. Не трудно заметить, что он настоящий Эллин, Он лучше других историков церкви пишет на греческом языке, даже лучше других евагелистов и самого Иосифа Флавия. Он любит литературный язык. А посвящние Феофилу, по словам Александра Меня, – образец словесного искусства древних. Лука ориентируется преимущественно на эллинского читателя и это легко установить. Он даже называет Феофила «достопочтенным», что указывает на высший класс греко-римского общества. Лука чаще других синоптиков называет Иисуса – Господом. Так было принято говорить в храмах, которые основал Павел. Но мы знаем, что Лука не прямой свидетель евангельских историй, он собирал материал из разных источников и об этом сам свидетельствует, что «тщательно исследовал рассказы о Христе» [19]. (Библия. Лук. 1:1-3).

 

Легко заметить, что при составлении Евангелия Лука внимательно прочел книги Матфея и Марка, поэтому при изложении материала, писал больше о том, чего не было в первых двух. Свою книгу Лука написал в 62 – 63 годах в Риме и писал ее под руководством апостола Павла. Лука четко осветил цель своего труда: «полно и в хронрологическом порядке описать все по порядку, что известно христианам об Иисусе Христе, об его учении, ничего не искажая и не прибавляя неизвестного» [20]. (Библия. Лук. 1:1-3).

 

После смерти апостола Павла, Лука оставил Рим и с проповедями прошел Ливию, Египет и Виффаиду. Умер он насильственной смертью в г. Фивы на 85 году своей жизни во время Доминицианового гонения.

Выводы

Среди богословов возникла дискуссия: самостоятельное ли творение «Евангелие от Луки?». Не написано ли оно в угоду апостола Павла, учеником которого он являлся? Сразу скажем, что «Евангелие от Луки» есть личное творение апостола Луки. А он является самостоятельным и оригинальным богословом, внесшим в свой боговдохновенный труд особые темы и концепции. Александр Мень утверждает, что «с апостолом Павлом его роднит ярко выраженный универсализм. Христос именуется у Луки «светом к просвещению язычников» [21]. (А. Мень. Библиологический словарь. Т.1. М., 2002. Стр. 395).

 

Апостолы в ожидании трагических событий

Апостолы в ожидании трагических событий

 

Богословы находят в Евангелии от Луки идею спасения, которая связана с темой Божественной любви. Лука постоянно обращает наше внимание на любовь к милосердию Господа. Он – целитель и спаситель всех обездоленных, и гонимых. Его приход в мир приносит людям большую радость, и она наполняет все Евангелие Луки. Приятным для верующих стало теплое отношение Луки к бедным и обездоленным, и его неуважительное отношение к богатым. Мы видим, что любовь автора не на стороне сытых, жадных, и недовольных всем толстосумов, а на стороне бедных и нищих, которых он любит и готов им помочь.

 

Лука сознательно отодвигает в синюю даль Царство Небесное. Его он рассматривает как реальность, которая вошла в мир и которая осуществится в будущем, но сроки такого Царства никому не известны. Вообще-то, Лука не склонен к эсхатологии, он живет современной ему жизнью и не очень спешит с ней расстаться. Поэтому в его Евангелии мы не найдем страшных картин ада, светопреставления, и вечного суда над народами. Евангелие от Луки никого не пугает, не страшит, не обещает вечных мук и скрежета зубов. Евангелист настроен на мирную и долгую жизнь. Единственное, что его тревожит, это чтобы люди жили мирно, чтобы не было войн. Хватка римских императоров, стремившихся ко всякому насилию и войне, ему была хорошо известна. Призыв евангелиста «жить в мире», чисто человечный и понятен всем, и этим все сказано.

 

Литература

 

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. МП, 1988.

9.Л. Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л. Худ. лит-ра, 1991.
10. Библия. Евангелие от Луки.
11. Епископ Кассиан Безобразов. Христос и перове поколение христиан. М. ПСТГУ, 2009.
12-20. Библия. Евангелие от Луки.
21. Алесандр Мень. Библиографический словарь в 3-х томах. Фонд Александра Меня, Т. 1. Москва 2002.
22. Святитель Николай Сербский (Велимирович). Миссионерские письма. Издатель Паломник, 2012 г., - 544 с.

04.07.2014 12:50АВТОР: Сергей Целух под ред. Н.В. Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 1538




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Религии народов »