2020. Очень особенный год. Сергей Курапов. Платная услуга государственного Музея Востока. Татьяна Бойкова. ОБРАЗ МАТЕРИ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЦА И СЫНА РЕРИХОВ. В.А.КОЗАР. ДВЕ КАРТИНЫ Н.К. РЕРИХА. Е.П. МАТОЧКИН. Выставка «Пакт Рериха. Мир через Культуру» в Тампере (Финляндия). Помощь Международному Центру Рерихов можно оказать переводом средств на наши счета. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Энциклопедия заблуждений. С.В. Скородумов


Имя и наследие Е.П. Блаватской

в зеркале информационного пространства

 

Per aspera ad Astra

(Через тернии к звёздам)

 

 

 

 

 

1. Эстафета клеветы


 

Е.П.Блаватская – «Сфинкс». Фото Энрико Реста.

Лондон. январь. 1889

 

 

В XIX столетии выдающейся русской женщине Елене Петровне Блаватской выпала честь стать ученицей Великих Учителей Востока. В своих работах Елена Петровна напомнила человечеству о едином источнике различных религиозных концепций. Осторожно снимая наслоения столетий с древних текстов, она показала глубину древней Божественной мудрости, или теософии.

 

Наверное, мало кто испытал на себе такое количество оговоров, как наша великая соотечественница. Зарубежная и особенно русская пресса конца XIX века опубликовала немало лживых статей о ней [1]. Сразу же после её смерти появилась книга Всеволода Соловьёва «Современная жрица Изиды. Моё знакомство с Е.П.Блаватской и “теософическим обществом”» с клеветой на Елену Петровну [2]. В советское время труды Е.П.Блаватской было почти невозможно достать в России. Недостоверные сведения о ней и теософии попадали даже в философские словари. Это связано с борьбой советских идеологических структур против любых философских систем, которые не вписывались в официальные рамки.

 

Заметим, что отношение к наследию Е.П.Блаватской со стороны тоталитарных режимов всегда было резко отрицательным. В Третьем рейхе книги Елены Петровны даже сжигали на костре [3, с. 667–668]. Теософия – это система свободомыслия, и поэтому такую негативную реакцию на неё можно считать индикатором тоталитарного сознания.

 

В начале 90-х годов XX века в России волна клеветы на Е.П.Блаватскую ненадолго уменьшилась. 1991 год – юбилейный для Елены Петровны – широко отмечался в России и в мире. Но очень скоро нападки возобновились и усилились, особенно со стороны Русской православной церкви (РПЦ). Это объясняется попытками использовать православие для создания в России очередной государственной идеологии. Для этого политикам от церкви необходима дискредитация всех философских и религиозных направлений, которые в их глазах представляют «угрозу православию». Недостоверные сведения о Е.П.Блаватской опубликованы даже в «Православной энциклопедии» [4].

 

В России начали широко переиздавать клеветническую книгу Всеволода Соловьёва, которого сама Елена Петровна называла «Яго теософии». На современном этапе эстафетную палочку у Вс.Соловьёва подхватили псевдоисследователи Игорь Минутко и Александр Сенкевич. В науке и массовом сознании создаётся не соответствующий действительности отрицательный образ Е.П.Блаватской. Кроме того, культивируется негативное отношение к теософии, уникальной философской системе, разработанной Еленой Петровной в сотрудничестве с Учителями Востока. Все это сильно затрудняет введение теософии в научный оборот. Недостоверной информации о Елене Петровне накопилось уже так много, что можно создавать целую энциклопедию человеческих заблуждений о её жизни, деятельности и творчестве.

 

Почему же осуществляются нападки и для чего нужна защита? Мы являемся свидетелями становления нового космического мировоззрения, которое идёт на смену научному, связанному с грубоматериалистическим взглядом на мир. В основе этого нового мировоззрения XXI века – работы Е.П.Блаватской и семьи Рерихов, а также русских философов Серебряного века и учёных-космистов. Ретрограды пытаются очернить великих людей. Цель большинства таких публикаций – посеять недоверие к теософии и Живой Этике. Обычно применяется следующий механизм: cначала клевета с завидным постоянством публикуется в СМИ, потом лживые мнения без всяких доказательств превращаются в «общепризнанный факт», а затем входят в научный оборот, то есть печатаются в научных сборниках.

 

Так председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований академик Э.П.Кругляков в своем письме от 3 февраля 2009 года президенту Российской академии наук академику Ю.С.Осипову заявил: «Для меня тезис о вкладе Е.П.Блаватской в становление подлинно научного мировоззрения звучит как издевательство» [5, с. 76].

 

Подобные аргументы лежат вне области научной полемики. В результате такой ортодоксальной позиции, прежде всего, страдает сама наука, поскольку именно в трудах Е.П.Блаватской указаны пути развития нового космического мировоззрения, синтезирующего научные и метанаучные (т.е. относящиеся к духовному миру человека) знания. Тем не менее современному учёному нужно обладать немалым мужеством, чтобы в своих статьях сослаться на работы Елены Петровны.

 

Сестра Блаватской В.П.Желиховская, которая первой поставила проблему её защиты, в качестве эпиграфа к своей книге привела слова самой Елены Петровны: «Обязанность защищать ближнего, ужаленного ядом клеветы, столь же жизненный принцип истинного теософа, как и воздержание от осуждений вообще» [6]. Сегодня эти слова актуальны как никогда. И касаются они не только теософов, но и учёных, журналистов, представителей культурной общественности. Совершенно аналогичная ситуация сложилась в России в отношении семьи Рерихов, чьё наследие, как и творчество Е.П.Блаватской, также нуждается в защите.

 

Хроники информационной войны

 

Рассмотрим некоторые наиболее распространённые клеветнические обвинения, которые выдвигаются против Е.П.Блаватской, и приведём их опровержения.

 

Лондонское Общество психических исследований против Е.П.Блаватской. Обвинения в «мошенничестве».

 

Елена Петровна постоянно обличала христианских миссионеров за их лицемерие, в результате у неё появилось немало врагов из их среды. В качестве мишени для главного удара они выбрали необычные способности Е.П.Блаватской, которые она иногда демонстрировала в виде опытов с психической энергией.

Шотландским иезуитом Паттерсоном, по его собственному признанию, «ради христианских целей» [7, с. 39], в Мадрасе (Индия) была подкуплена чета Куломбов – Эмма, бывшая экономка Е.П.Блаватской, и её муж Алексис, столяр. Чтобы скомпрометировать Елену Петровну в глазах общественности, они подготовили подложные письма. Алексис обладал способностью подделывать почерк других людей. Также были приготовлены специальные столярные сооружения, якобы предназначенные для «предстоящих обманов» общественности со стороны Е.П.Блаватской.

 

Сандро Боттичелли. Клевета Апеллеса. 1494-1495


 

Расследованием этого дела занимался Ричард Ходжсон, один из первых австралийцев – членов Британского и Американского обществ психических исследований (ОПИ). В своем отчёте, желая сделать себе имя, он объявил Е.П.Блаватскую мошенницей [3, с. 8]. Эту клевету подхватили СМИ. В течение долгого времени на отчёт ОПИ опирались многие авторы, писавшие о Е.П.Блаватской.

 

Опровержение:

 

По свидетельству В.П.Желиховской, сестры Е.П. Блаватской, ещё при жизни Елены Петровны в индийской, английской и американской прессе появилось множество опровержений отчёта Ходжсона. 70 пандитов-учёных из Негапатама (Индия) подписали письмо в поддержку Елены Петровны с критикой позиции ОПИ. Это письмо было опубликовано во многих СМИ, например, в «Бостонском курьере» (18 июля 1886) [7, с. 43].

 

В 1986 году, спустя 100 лет после того, как эксперт Лондонского общества психических исследований Р.Ходжсон обвинил Е.П.Блаватскую в мошенничестве, ОПИ опубликовало отчёт В.Харрисона, бывшего президента Королевского фотографического общества и эксперта по выявлению подлогов и фальсификаций, который повторно расследовал «Дело Е.П.Блаватской», снял с неё обвинения и принёс ей официальные посмертные извинения [3, с. 9–10].

 

В работе Сильвии Крэнстон «Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения» приведены факты полного оправдания Е.П.Блаватской и снятия с неё всех обвинений в мошенничестве [3, с. 9].

 

 

В специальном пресс-коммюнике ОПИ за 1986 год приведён фрагмент из заключения Вернона Харрисона по поводу клеветнического отчёта Ходжсона [3, с. 9]. В.Харрисон цитирует слова Е.П.Блаватской, написанные ею вскоре после публикации отчёта Ходжсона: «Скрупулезные, но неверно направленные изыскания м-ра Ходжсона, его нарочитая точность, когда с бесконечным упорством он цепляется за пустяки и остаётся слеп к фактам действительно важным, его противоречивые рассуждения и многообразно проявляемая неспособность справиться с проблемами, которые он старался решить, будут в своё время разоблачены другими авторами – в этом я не сомневаюсь» [3, с. 10].

Как мы видим, Е.П.Блаватская оказалась права.

 

Всеволод Соловьёв против Е.П. Блаватской.

 

Существует большое количество откровенно клеветнической литературы о Е.П.Блаватской, где на основании заключения Р.Ходжсона она объявлена «мошенницей». Пожалуй, первенство в этом ряду занимает книга Всеволода Соловьёва [2]. Некоторое время он был последователем Е.П.Блаватской, но затем предал и оклеветал её.

 

В своей книге «Современная жрица Изиды. Моё знакомство с Е.П.Блаватской и “теософическим обществом”», опубликованной уже после смерти Блаватской, ссылаясь на отчёт Общества психических исследований, он приводит много лживых сведений из жизни Елены Петровны. Книга Вс.Соловьёва неоднократно переиздавалась в наше время. К сожалению, она почему-то вызывает доверие у многих учёных. Например, в статье Н.Н.Китаева, опубликованной в сборнике «В защиту науки», который выпускает Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, приведены недостоверные сведения о Е.П.Блаватской. А на лживую книгу Вс.Соловьёва автор ссылается как на исторический источник [8]. Упоминания о книге Вс.Соловьёва можно встретить даже в философских словарях.

 

Опровержение:

 

Причиной резкой перемены в поведении Вс.Соловьёва стали его несбывшиеся амбициозные ожидания и желание отомстить Е.П.Блаватской. Он жаждал обрести те же психические способности, которыми обладала Елена Петровна, чтобы вернувшись в Петербург, удивлять ими окружающих. Соловьёв «ждал великих благ от покровительства всесильных “учителей” или Махатм» [7, с. 32] и надеялся получить через Елену Петровну деньги от Них на издание в Париже оккультно-теософского журнала [9, 174]. Однако все надежды Соловьёва изначально были напрасны. В письмах Учителя Кут Хуми А.П.Синнетту, редактору англоязычной газеты «Пионер», мы читаем: «…Ваше [Теософское] Общество – это не клуб, где занимаются рекламой или демонстрацией чудес, и не заведение, посвящённое изучению феноменализма. Главная его цель – искоренять существующие суеверия и скептицизм…» [10, с. 23] В другом письме эта же мысль подтверждается и разъясняется: «Лишь тот, в чьём сердце живет любовь к человечеству и кто способен в совершенстве постичь идею возрождающего практического всеобщего Братства, только тот имеет право на обладание нашими тайнами» [10, с. 56].

 

К сожалению, Всеволод Соловьёв оказался человеком совершенно иного рода. Почему же его мнение о Е.П.Блаватской многими было воспринято с таким доверием? Возможно, сработала «магия фамилии». Всеволод Соловьёв был сыном известного историка Сергея Соловьёва и братом выдающегося философа Владимира Соловьёва. Однако, в отличие от своих знаменитых родственников, Всеволод стал всего лишь посредственным писателем. Оклеветав Блаватскую, он взялся за своего собственного отца и опубликовал его записки в «Русском вестнике» [11, с. 20], где исказил образ отца «до неузнаваемости, отбросив при напечатании левые либеральные места “Записок”, преподнеся публике одни консервативные страницы. Младшие братья [Владимир и Михаил Соловьёвы] приняли это как святотатство, как надругательство над памятью отца» [11, с. 20–21]. Они выразили свой протест в «Вестнике Европы». Отношения братьев с Всеволодом Соловьёвым были полностью разорваны и больше не возобновлялись. Сёстры также встали на сторону братьев. Более того, «всякое проявление симпатии к Всеволоду они рассматривали как соучастие в его преступлении» [11, с. 21].

 

Все эти факты, скорее всего, неизвестны многим критикам Е.П.Блаватской. Иначе вряд ли они стали бы брать в союзники человека со столь запятнанной репутацией.

 

С опровержением клеветнической книги Соловьёва в своё время выступила В.П.Желиховская. В 1893 году она опубликовала книгу «Е.П.Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В.П.Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьёву». К сожалению, книга В.П.Желиховской была переиздана лишь спустя 116 лет, в 2009 году [12].

 

Вымыслы о связи идей Е.П.Блаватской с расовой теорией и идеологией фашизма.

 

В основе этих вымыслов – игра на сходстве слов и символов. Е.П.Блаватская использовала в своих трудах знак свастики – один из древнейших символов человечества, похожий знак использовали фашисты. Е.П.Блаватская употребляла термин «арийцы» и «арийский», тот же самый термин употреблялся идеологами Третьего рейха. В работах Е.П.Блаватской говорится о расах человечества, и на этом основании её пытаются сделать едва ли не… расисткой.

 

Сходство слов совершенно не означает сходство понятий. Однако спекуляция на ассоциативных цепочках очень выгодна тем, кто хочет очернить Е.П.Блаватскую. Такие обвинения рассчитаны на неосведомлённых читателей и телезрителей.

 

Опровержение:

 

На самом деле никакой связи между трудами Е.П.Блаватской и идеологией Третьего рейха не существует. Теософия и фашизм представляют собой две противоположные системы, находящиеся на разных полюсах – как добро и зло, Свет и тьма.

 

 

Одна из основных целей Теософского общества состояла в «создании ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи» [3, с. 10], что совершенно несовместимо с целями и задачами идеологов фашизма, построенного на расовом превосходстве. Девизом теософии были слова: «Нет религии выше Истины». Это предполагало самую широкую терпимость к разным вероисповеданиям и мировоззрениям людей, что, как мы знаем, в фашистской Германии не допускалось.

 

Кроме того, имеются факты преследования сторонников теософии в Третьем рейхе и сожжения книг Е.П.Блаватской на костре [3, с. 667–668]. Известно личное распоряжение S-PP (II B) Nr. 1249/36 рейхсфюрера СС Г.Гимлера от 20 июля 1937 года, согласно которому теософские общества были закрыты, а их имущество конфисковано [3, с. 667].

 

К сожалению, термин «арийцы» и символ свастики в настоящее время вызывают в общественном сознании негативную реакцию, поскольку были скомпрометированы фашистами, исказившими их первоначальный смысл. Этим активно пользуются авторы клеветнических материалов.

 

Слово «арийцы» пришло к нам из Индии. В древние времена Индию называли «Арьявартой», то есть землей ариев. Термин «арийцы» во времена Е.П.Блаватской использовался для обозначения индоевропейских народов, тогда как теперь в общественном сознании он стал чуть ли не синонимом фашистов.

 

Символ свастики распространён в культурах самых разных народов нашей планеты. Свастика представляет «один из старейших и сложнейших символов, доисторический и всеобщий» [13, с. 287]. Она является знаком «доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни» [13, с. 288–289]. Свастика встречается как в христианстве, так и в древнерусской культуре. «У христиан свастика часто появлялась в катакомбах в качестве символа Христа как силы, правящей миром. В Средние века gammadion (“греческий крест”) символизировал Христа как краеугольного камня, а также четырёх евангелистов с Христом в центре» [13, с. 289].

 

В теософии под понятием «раса» Е.П.Блаватская подразумевает исторический вид человечества, в течение долгих эпох населяющий нашу планету. Этот термин не имеет этнического значения. В течение длительного эволюционного процесса одни расы приходят на смену другим. Поэтому термин «раса», употребляемый в теософии, не имеет никакого отношения к тому, что под этим подразумевали идеологи Третьего рейха, и ни о каком расовом превосходстве и неравенстве в теософии речи не идёт.

 

Критикуя расизм, Е.П.Блаватская писала в «Тайной Доктрине»: «Если бы завтра материк Европы исчез и на его месте появились бы другие земли, и если бы африканские племена должны были разделиться и рассеяться по лицу Земли, то именно они, приблизительно через тысячу лет от этого времени, составили бы большинство цивилизованных народностей. Потомки же тех наших высококультурных наций, которые пережили бы катастрофу и спаслись бы на каком-либо острове, не имея никаких способов переплыть новые моря, выродились бы и вернулись в состояние относительной дикости. Таким образом, причина, выдвигаемая для деления человечества на высшие и низшие расы, разбивается сама собою и становится заблуждением» [14, с. 537].

 

В Теософское общество входили люди самых разных национальностей. Изучение теософии помогало им преодолевать многовековые расовые предрассудки, уважать и ценить друг друга не по расовому признаку, а по уровню мудрости и знаний.

 

В письме к князю А.М.Дондукову-Корсакову (05.12.1881) Е.П.Блаватская приводит такой пример: «Этот Синнетт, всего два года назад презиравший индусов настолько, что в присутствии одного из этих “негров” ему становилось дурно, ныне в самоуничижительнейших выражениях посвящает свою книгу индусу, моему другу…» [15, с. 301]

 

Таким образом, цели Теософского общества (образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания), уважительное отношение Е.П.Блаватской к неевропейским народам – ясно показывают нелепость обвинений самой Елены Петровны и теософии в расизме. «В нашем Обществе, собравшем представителей всех рас, всех религий, сторонников всех концепций никто от президента до последнего члена, не имеет права распространять свои идеи, и каждый должен уважать взгляды и убеждения своего брата, сколь абсурдными они ему ни казались…», – писала Е.П.Блаватская [15, с. 330].

 

Теософия – не религия.

 

Попытка представить теософию в качестве новой религии, будто бы противостоящей христианству и православию в частности, а ее последователей в виде «нового религиозного движения» (секты) идет, главным образом, со стороны РПЦ. Эту тему активно развивают дьякон Кураев и его сторонники. Так в Определении Архиерейского собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» от 1994 года теософия причислена к сектам и «новым религиозным движениям».

 

Никакой научной значимости работы Кураева и его сторонников не имеют, поскольку в качестве доказательств эти авторы используют методы идеологической войны [16]. По сути, все эти действия представляет попытку вытеснить теософию из культурного и научного пространства.

 

К сожалению, Кураеву удалось ввести в заблуждение и некоторых учёных, которые пользуются его клеветническими публикациями.

 

Опровержение:

 

В своей работе «Ключ к теософии» Е.П.Блаватская пишет:

 

«Спрашивающий: К Теософии и её доктринам часто относятся как к новомодной религии. Религия ли это?

 

Теософ: Нет. Теософия – это Божественное Знание или Наука» [17, с. 13].

 

При регистрации Теософского общества в 1880 году в Сент-Луисе (США) судья А.Александер засвидетельствовал в суде, что данное общество не является религиозным ввиду отсутствия культа и символа веры. Судья определил, что преподавание религиозных учений – это не религиозная деятельность, а образовательно-просветительская [3, с. 182–183].

 

Е.П.Блаватская писала: «В нашем Обществе есть место для любой религии, мы проявляем уважение к любой вере, к любому мнению. Это чисто философское и научное Общество, никоим образом не религиозное и не сектантское. К человеческим догмам и религиям оно не имеет никакого отношения…» [18, с. 377].

 

Хотя теософия и рассматривает вопросы, которые традиционно относились к религиозной сфере, нет никаких оснований считать ее религией. «Различие между наукой и религией определяется не проблематикой, а методами, которые используются при рассмотрении изучаемых проблем» [19, с. 47]. В теософии используется научный метод. Ежегодно в Музейном центре Е.П.Блаватской и ее семьи (Украина, Днепр) проводятся научные конференции и чтения, посвященные Е.П.Блаватской и теософии [20]. С докладами на них выступают ученые из России, Украины и других стран. Все материалы публикуются.

 

Н.К. Рерих. Книга Голубиная. 1922

 

Теософии не присуща вера в сверхъестественное (есть познанные вещи и еще не познанные), она не содержит таких характерных признаков религии, как религиозное учение, религиозная организация и религиозная практика.

 

В известном учебнике «Религиоведение» под редакцией И.Н.Яблокова  теософия характеризуется, как «надконфессиональная синкретическая религиозная философия» [21]. С этим определением также нельзя согласиться полностью. Теософия не является философской системой в рамках какой-либо религии. Поэтому она является нерелигиозной философской системой.

 

 По мнению И.А.Герасимовой, доктора философских наук, термин «синкретизм» многозначен, точного смысла этого слова не существует. Cинкретизм, например, может пониматься как разновидность эклектизма (разнородная множественность) [22]. Теософия в более точном смысле не синкретическая, а синтетическая философская система. К своему главному труду «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватская дала подзаголовок «Синтез науки, религии и философии».

 

Отметим также, что, критикуя католическую и протестантские церкви, Елена Петровна очень уважительно относилась к православию. Она писала: «Вы не найдете в этой книге [«Разоблаченная Изида»] ни одного слова против Русской Православной Церкви. Вы спросите, почему? Потому, что Ваша церковь – самая чистая и самая истинная <...> В русской Православной Церкви прочно заложено зерно Божественной Истины, только оно зарыто у самого основания; его нельзя найти на поверхности…» [15, с. 229]. Таким образом, делать из Е.П.Блаватской врага православия – означает клеветать на нее.

 

Е.П.Блаватская, Алиса Бейли и движение «New-Age»

 

Некоторые современные исследователи относят теософию к явлению «New-Age». В своих работах, публичных выступлениях и интервью они умаляют и искажают ее.

 

Широкое распространение (особенно в США и в Западной Европе) получило не соответствующее действительности мнение, будто бы книги Алисы Бейли написаны в сотрудничестве с Учителями Востока и являются продолжением работ Е.П.Блаватской.

 

Опровержение:

 

Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока создали философские системы – теософию и Живую Этику, которые известны во всём мире. Смешивать их с движением «New Age» недопустимо. «New Age» включает очень широкий спектр различных направлений, концепций и практик. Единой стройной философской системы в «New Age» не существует, это движение характеризуется синкретическим смешением глубоких философских понятий.

 

Последователи Алисы Бейли, которая считается основателем движения «New Age», представляют её книги продолжением теософии и психологическим ключом к «Тайной Доктрине».

 

Однако имеется свидетельство Е.И.Рерих, которая сотрудничала с той же группой Учителей Востока, что и Е.П.Блаватская: «Для Вашего сведения, В[еликий] Вл[адыка] считает труды-компиляции А[лисы] Б[ейли] очень вредными. Ярая была определённо сотрудницей тёмных сил. Нетрудно, при некотором знании, компилирование подобных книг, когда живёшь в городах, где сотни тысяч оккультных трудов лежат на полках обширных библиотек. Учитель А[лисы] Б[ейли] не принадлежит к Твердыне Света. В[еликий] Вл[адыка] отказывается от него. Страницы Белой Магии переплетаются у неё с самой определённой Чёрной Магией, и такое смешение, конечно, страстно вредно и порождает великое смущение и извращение в нетвёрдых сознаниях» [23, с. 183–184].

 

Достаточно проанализировать некоторые высказывания Алисы Бейли и деятельность основанных ею организаций, чтобы стали видны принципиальные расхождения и диаметрально противоположная направленность по отношению к теософии.

 

По мнению последователей Алисы Бейли, «ни один вид духовной деятельности, ни один аспект всемирного служения не может существовать без денег» [24]. Со ссылкой на Тибетца (учителя Алисы Бейли, передавшего ей учение) утверждается, что последователи Алисы Бейли, так называемая Новая Группа Мировых Служителей, нуждается в больших суммах денег. Проблему финансов последователи Алисы Бейли считают одной из основных трудностей в своей деятельности, поскольку для подготовки человеческого сознания к грядущему воплощению Духовной Иерархии требуются миллионные суммы. Для решения этой проблемы практикуется так называемая «медитация-размышление для привлечения денег на цели Иерархии» [24]. В ходе этой медитации предлагается представлять «великий поток золотой субстанции, переходящей из-под контроля Сил Материализма под контроль Сил Света» [24]. Подобную медитацию рекомендуется выполнять каждое воскресенье. На самом деле финансовая сторона никогда не считалась определяющей в учениях Учителей Востока, обращающих внимание прежде всего на духовное развитие человечества.

 

 

Добавим, что Алиса Бейли считала полнолуние наиболее благоприятным временем для приближения к духовной иерархии и получения духовного потока, который с помощью медитации предлагалось направлять в умы и сердца всех людей. Такие медитации устраиваются ежемесячно. На сайтах последователей Алисы Бейли приводятся даты полнолуний для проведения соответствующих медитаций.

 

Е.П.Блаватская говорила о важном значении Луны в физиологической жизни человека, но указывала на ее отрицательное влияние на развитие человеческого духа: «Влияния Луны – всецело психо-физиологические. Она мертва и испускает вредоносные эманации, подобно трупу. В отношении земли и ее обитателей Луна является вампиром, так что любой, спящий под ее лучами, страдает, утрачивая некоторую часть своей жизненной силы…» [25, с. 383]; «Подобно всем привидениям или вампирам, Луна – друг колдунов и враг неосмотрительных» [26, с. 212].

 

Свидетельства об искажении истины и опасностях подмены учения лжеучением в книгах Алисы Бейли мы находим и в записях Б.Н.Абрамова – ближайшего ученика Е.И.Рерих, также сотрудничавшего с Учителем Востока и записавшего беседы, которые были изданы в виде книг «Грани Агни-Йоги»: «…Я Говорю, что пальцев на руках слишком много, чтобы сосчитать Моих учеников, а они говорят, что их много; Я Говорю, что Мы собрались в Твердыне, а они говорят, что Мы в плотных телах в странах различных. Они жонглируют Именем Спасителя Мира и навязывают Ему то, чего Он не Делает. Я Говорил о двух-трех светлых служителях церкви, они же утверждают, что среди церковников много Наших учеников. Усмотрите, чтобы понятием Учителя не играла темная рука. <…> Сведения о С[ен]-Жермене неверны. <…> Правильно восстают теос[офы] против А[лисы] Б[ейли]. Упорствующим же скажи: “Опомнитесь, пока еще не поздно. Поймите, в какие дебри противоречия зашли”…» [27, 120].

 

Таким образом, претензии Алисы Бейли на духовность не имеют под собой никакого основания, а ее идеи кардинальным образом противоречат положениям теософии.

 

Современные лживые книги и фильмы.

 

Огромный вред наносят не основанные на фактах литературные фантазии и киноверсии жизни и творчества Е.П.Блаватской. К сожалению, в последнее время недобросовестные авторы обращаются к этой теме всё чаще. Выходят лживые фильмы и передачи, которые демонстрируются по различным каналам телевидения. Многие зрители принимают их за чистую монету, даже не подозревая, что стали жертвами манипуляции с использованием информационных технологий.

 

Среди недостоверных фильмов и телепередач можно назвать следующие: «Тайны века. Спецслужбы в поисках Шамбалы» (1 канал, июль 2003), «Тайная власть Шамбалы» (телевизионный канал НТВ, 01.07.2005, телекомпания «Совершенно секретно»), «В поисках Атлантиды» (телевизионный канал REN TV, 28–29.05.2005), «Тайная власть Шамбалы» (телевизионный канал «Интер», Украина, 25.10.2007), «Е.Блаватская в заговоре с духами» (канал СТБ, Украина, 21.12.2008) и др.

 

Ещё одним источником критики Е.П.Блаватской служат «Воспоминания» такого высокопоставленного лица, как граф Сергей Юльевич Витте, впервые изданные в 1922–1923 гг. С.Ю.Витте был премьер-министром России и двоюродным братом Е.П.Блаватской. В его «Воспоминаниях» содержится большое количество необъективной и недостоверной информации о Е.П.Блаватской [28].

 

Из современных изданий можно назвать книгу П.Вашингтона «Бабуин мадам Блаватской» [29], публикации А.Минутко [30] и книгу А.Сенкевича «Блаватская» [31], которая вышла в свет в 2010 году в серии ЖЗЛ. Все перечисленные издания, как показывает их анализ, представляют набор сплетен о нашей великой соотечественнице.

 

Особое место в ряду этих изданий занимает книга А.И.Андреева «Гималайское братство: Теософский миф и его творцы» (издание Санкт-Петербургского университета, 2008), которая является попыткой придать клевете на Е.П.Блаватскую научное оформление.

 

Опровержение:

 

Недостоверные телепередачи вызывают протесты культурной и научной общественности [32]. К сожалению, телеканалы не обращают на них внимания и, следуя своим чисто коммерческим целям, с каждым показом всё больше и больше распространяют клевету.

 

Относительно «Воспоминаний» графа Витте можно сказать, что это издание нельзя считать надёжным историческим источником сведений о нашей великой соотечественнице. В «Воспоминаниях» содержатся логические противоречия. С.Ю.Витте приводит с ошибками даже даты событий из собственной жизни, включая дату собственной свадьбы. Информация о Теософском обществе также недостоверна. А «факты» о Е.П.Блаватской на деле представляют собой набор светских сплетен. Некоторые исследователи даже высказывают предположения, что мемуары графа С.Ю.Витте были подделаны русской тайной полицией с целью его дискредитации [33, с. 16–17].

 

Книга А.Андреева «Гималайское братство: Теософский миф и его творцы» обсуждалась на научном семинаре, проведённом 26 октября 2009 года Международным Центром Рерихов совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН [34].

 

На этом семинаре с критикой книги Андреева выступили ученые России и Украины, сотрудники общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва), Государственного Музея-Института семьи Рерихов (Санкт-Петербург), а также представители культурной общественности. Они отметили ненаучные приемы, которыми пользуется Андреев в своей работе: «концептуально ложные высказывания» [34, с. 965], «недопустимое обращение с цитатами, их купирование, помещение в иной контекст, их искажение» и т.д. [35, с. 918] Все это доказывает, что книга Андреева не обладает никакой научной ценностью и относится к разряду лженауки. К такой же оценке приходят исследователи и относительно книг Минутко [30] и Сенкевича [31] о Е.П.Блаватской при их внимательном анализе.

 

2. Практическая деятельность

по защите имени и наследия Е.П. Блаватской

 

Здесь перечислены далеко не все, а лишь некоторые наиболее распространённые клеветнические обвинения в адрес Е.П.Блаватской и теософии. К сожалению, количество недобросовестных публикаций о Е.П.Блаватской сегодня явно превалирует над достоверными материалами и изданиями. Поэтому честное имя Е.П.Блаватской и её творческое наследие, имеющее огромное значение для современной научной и философской мысли, требуют сегодня защиты от клеветы и искажений.

 

Н.К.Рерих. Святые ушли – Глеба хранителем поставили. 1920

 

Достойных биографических материалов о Е.П.Блаватской, к сожалению, издаётся мало. Приведём некоторые книги, которые заслуживают внимания и доверия. Прежде всего это упомянутая ранее работа Сильвии Крэнстон (при участии Кэри Уильямс) «Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения» [3]. Хорошим биографическим источником является книга Е.Ф.Писаревой «Елена Петровна Блаватская» [36]. Интересные факты из жизни Е.П.Блаватской приведены в публикации В.П.Желиховской «Радда-Бай. (Правда о Блаватской)» [7].

 

Необходимость защиты имени и наследия Е.П.Блаватской совершенно очевидна. В противном случае искажения её образа и клевета на теософию с течением времени будут лавинообразно нарастать.

 

К настоящему времени накоплен хороший опыт научной защиты великих личностей. Одним из примеров такой защиты может служить деятельность Центра Жанны д’Арк, созданного историком, госпожой Режин Перну в 1974 году во Франции. Главной задачей этого Центра «была борьба за подлинную историю, отобранную у фальсификаторов, причём дело не ограничивалось миссией Жанны д’Арк, а всё было взято гораздо шире, включая и другие проблемы средневековых Франции и Англии» [37, с. 9]. Благодаря работе этого Центра клеветнические версии жизни Жанны д’Арк были опровергнуты, а честь и достоинство национальной героини Франции восстановлены.

 

Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха продолжает публиковать серию сборников «Защитим имя и наследие Рерихов», где имеются работы и в защиту Е.П.Блаватской. Материалы из этих изданий начинают входить в научный оборот, на них ссылаются в диссертациях и научных трудах.

 

Что же можно сделать в настоящее время в условиях жёсткой и агрессивной информационной войны против нового космического мышления и Е.П.Блаватской? С целью противодействия клевете Межрегиональный информационно-аналитический Центр (МИА-Центр) предлагает активно развивать следующие направления защитной деятельности:

 

1. Создание с помощью Интернета единой информационной сети, в которую могут войти учёные, деятели культуры, представители общественных организаций, занимающиеся вопросами нового космического мышления.

 

2. Организация периодических интернет-рассылок достоверной научной информации для культурной и научной общественности.

 

3. Открытие на сайтах культурно-просветительских организаций разделов по защите имени и наследия Е.П.Блаватской [38].

 

4. Создание международной научной группы по защите имени и наследия Е.П.Блаватской. Мониторинг интернет-пространства с целью выявления клеветнических материалов. Организация писем протеста в СМИ и опровержений. Их публикация в Интернете.

 

5. Проведение международной научной конференции «В защиту имени и наследия Е.П.Блаватской» (с публикацией сборника материалов).

 

6. Выпуск отдельных сборников «В защиту имени и наследия Е.П.Блаватской» или размещение специальных разделов в книгах, посвящённых Елене Петровне.

 

7. Работа со СМИ. Составление пресс-релизов. Публикации статей в интернет-пространстве и в журнале «Культура и время», который издается Международным Центром Рерихов.

 

8. Научная и культурно-просветительская деятельность, в том числе в Интернете. Наполнение электронных библиотек работами Е.П.Блаватской. Развитие в Интернете соответствующих сайтов.

 

9. Активное сотрудничество с электронными словарями и энциклопедиями. Выпуск справочных изданий, посвящённых Е.П.Блаватской и теософии.

 

10. Подготовка и проведение в России, на Украине и в других странах передвижных выставок, посвященных жизни и деятельности Е.П.Блаватской. Такие выставки могли бы представить культурной и научной общественности ее истинный образ.

 

11. В более отдалённой перспективе: подготовка и издание полного собрания сочинений Е.П.Блаватской на русском языке и Энциклопедии, посвящённой ей и её наследию (по типу Лермонтовской энциклопедии) [39].

 

Елена Петровна Блаватская была высоко оценена выдающимися гуманистами всего мира. Так, Махатма Ганди утверждал, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской» [40, с. 72]. Далай-лама XIV в беседе с обозревателем «Российской газеты» Вс.Овчинниковым сказал: «Рад, что, наконец, впервые встретился с соотечественником госпожи Блаватской, – её труды наши богословы высоко ценят» [41].

 

Посвятив всю свою жизнь искоренению предрассудков и суеверий, Е.П.Блаватская заложила основы нового космического мировоззрения. Ее героический жизненный путь пролегал буквально «Per aspera ad Astra» («Через тернии к звёздам»). Многочисленные мифы о Елене Петровне более чем на целое столетие задержали введение в научный оборот ее уникального философского наследия. Возвращение людям истинного облика Елены Петровны Блаватской, как настоящего подвижника Знания, является сегодня неотложным долгом и очень важной задачей для ученых, журналистов, представителей общественности, изучающих ее труды и историю теософского движения.

 

Е.П.Блаватская, В.П.Желиховская;

стоят слева направо: В.В.Джонстон, Ч.Джонстон, Г.Олкотт.

Лондон.Конец августа 1888 г

 

*   *   *

 

Литература и примечания

 

1. Тюриков А.Д. Русская пресса 1870–90-х годов о Е.П.Блаватской // Первые научные чтения памяти Елены Петровны Блаватской. Материалы научно-общественной конференции. 8 мая 2011 г. – Донецк: Изд-во «Ноулидж» (Донецкое отделение), 2012. С. 79–124.

 

2. Соловьёв Вс.С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П.Блаватской и «теософическим обществом». – СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1893.

 

3. Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. – Рига-М.: Лигатма, 1996.

 

4. Кураев Андрей, диак. Блаватская Елена Петровна // Православная энциклопедия. Том V (Бессонов-Бонвеч). – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 231–233.

Опровержение статьи А.Кураева см.: С.В.Скородумов, А.Д.Тюриков. Энциклопедические фантазии протодьякона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 6. – М.: Международный Центр Рерихов, 2013. С. 813–832.

См. также: Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/fantasy-kuraev.html

 

5. Кругляков Э.П. Некрасивая история // В защиту науки. – М.: Наука, 2009. № 6.

 

6. Желиховская В.П.  Е.П.Блаватская и современный жрец истины. – СПб.: Типография А.С.Суворина, 1893.

 

7. Желиховская В.П.  Радда-Бай. (Правда о Блаватской). – М.: СП «Интербук», 1992.

Опубликована полная версия этого очерка «Радда-Бай – основательница Теософического Общества» из архива в Адьяре (Индия) (см.: Бахмутское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: https://art-roerich.org.ua/?q=blavatskaya/articles.html).

 

8. См.:Китаев Н.Н. Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»// В защиту науки. – М.: Наука, 2009. № 6. Эта же статья опубликована в журнале «Вестник криминалистики» (2005, № 4).

 

9. Брусилова Н.В. [О клевете Вс.С.Соловьёва] // Первые научные чтения памяти Елены Петровны Блаватской. Материалы научно-общественной конференции. 8 мая 2011 г. – Донецк: Изд-во «Ноулидж» (Донецкое отделение), 2012.

 

10. Чаша Востока. Письма Махатм. – Рига-М.-Мн.: Лигатма, Мога-Н, 1995.

 

11.Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция. – М.: Республика, 1997.

 

12. Желиховская В.П.  Е.П.Блаватская и современный жрец истины.–Донецк: Изд-во «Вебер» (Донецкое отделение), 2009.– 140 с.

 

13.Купер Дж. Энциклопедия символов.–М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век»,1995.

 

14. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т., 4 кн. Т. 2, кн. 1. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1994.

 

15. Блаватская Е.П. Письма. –М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995.

 

16. См.:  Герасимова И.А. Время и опыт распознавания: враги, «друзья» и ученики //  В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы Международной научно-общественной конференции.2001.– М.: Международный Центр Рерихов, 2002. С. 54–70; Лутай С., Зайцев К., Борисенко М. Мракобесие для простаков. (Критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции») // Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm

 

17. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М.: Эксмо, 2010.

 

18. Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. – М.: Сфера, 2002.

 

19. Гиндилис Л.М. Живая Этика – наука будущего // В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2001. – М.: Международный Центр Рерихов, 2002.

 

20. См., например: Памяти Е.П.Блаватской посвящается // Интернет-портал «Музеи России» (офиц. сайт). URL: http://www.museum.ru/N42853

 

21. Основы религиоведения. Учеб. / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, М.П.Новиков и др.; Под ред. И.Н.Яблокова.– М.: Высш. шк., 1994.– 368 с.

 

22. Герасимова И.А. Время и опыт распознавания: враги, «друзья» и ученики // В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы Международной научно-общественной конференции.2001. – М.:  Международный Центр Рерихов, 2002.

 

23. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т.9. – М.: Международный Центр Рерихов, 2009.

 

24. По материалам сайтов Lucis Trust, Всемирная Добрая Воля, Украинская группа Доброй Воли.

 

25. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. – М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2000.

 

26. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т., 4 кн. Т. 1, кн. 1. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1993.

 

27. Грани Агни Йоги, 1958 г.

 

28. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-хт. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960.

 

29. Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской.– М.: Крон-Пресс,1998.– 492 с.

 

30. Критику книги И.Минутко см., например: Сергеева Т.П. Тайна пророка или великий заговор? // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки.Т.3. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С. 885–898.

 

31. Критический анализ книги А.Сенкевича «Блаватская» см.: Житкова Т.В. О завиральных идеях доктора наук А.Сенкевича // Вестник Космической эволюции: Сб. ст. – Тверь: ООО «Издательство Герс», 2012. С. 334–353; Сергеева Т.П. Как недобрый глаз может превратить белое в чёрное // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 5. – М.: Международный Центр Рерихов, 2010. С. 1027–1034.

 

32. См., например: О недобросовестных телепередачах // Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/tv.html

Рецензии на недобросовестные книги // Ярославское Рериховское общество (офиц. сайт). URL: http://yro.narod.ru/zaschitim/r_knigi.html

 

33. Мэрфи Г. Когда приходит рассвет. Жизнь и труды Елены Петровны Блаватской. – Челябинск: Аркаим, 1999.

 

34. Читаем и обсуждаем книгу А.И.Андреева // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 5. – М.: Международный Центр Рерихов, 2010. С. 959–1026.

 

35.Соколов В.Г. Невежество против научного мышления. (Рецензия на книгу А.И. Андреева «Гималайское братство: Теософский мир и его творцы» (Документальное расследование) // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 5. – М.: Международный Центр Рерихов, 2010.

 

36. Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская  // Елена Петровна Блаватская. – Харьков: Редакционно-издательский отдел облполиграфиздата, 1991. С. 5–50.

 

37. Левандовский А.П. О Режин Перну и её книге // Перну Р. Ричард Львиное Сердце. – М.: Молодая гвардия, 2000.

 

38. Много материалов в защиту Е.П.Блаватской опубликовано на сайте Международного Центра Рерихов (МЦР) и Санкт-Петербургского отделения МЦР. На сайтах Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Бахмутского, Ивановского, Тверского и Ярославского Рериховских обществ открыты специальные разделы, посвященные этой теме.

 

39. Лермонтовская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. См. также: Лермонтовская энциклопедия // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/

 

40. Цит. по: Мяло К. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях //Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

 

41. Овчинников В. Соотечественник Блаватской // Российская газета, 01.03.2003.

 

*   *   *

 

Публикуется с изменениями и дополнениями по: Скородумов С.В. Энциклопедия заблуждений. Имя и наследие Е.П.Блаватской в зеркале информационного пространства // Вестник Космической эволюции: Сб. ст. – Тверь: ООО «Издательство Герс», 2012. С. 279–301.

URL: http://yro.narod.ru/vestnik.pdf

 

 

30.10.2020 10:49АВТОР: С.В. Скородумов | ПРОСМОТРОВ: 1040




КОММЕНТАРИИ (9)
  • ЕЛЕНА30-10-2020 18:33:01

    Сергей Скородумов, душевно благодарю Вас за НЕравнодушие, за прекрасную защиту Светлого Имени доброго Вестника, нашей дорогой соотечественницы, Елены Петровны Блаватской! Благословенно Ее Имя в веках!
    Предлагаемое МИА-ЦЕНТРОМ активное развитие направления защитной деятельности, очень порадовало! Искренне поддерживаю.

    Учитель Илларион:
    "Чистая душа стояла на берегу Океана проявленной жизни, ожидая конечного погружения, призванного принести забвение прошлой славы, - и трепетала от восторга, вспоминая послание с радостными вестями, которые она должна была донести до томящихся в темнице душ на дальнем берегу.
    Повелитель жизни и смерти все ближе, - и когда Душа воздела руки для последнего броска, Он набросил на нее незапятнанный покров чистоты. А когда океанские волны отхлынули, и Душа уже стояла на другом, низком берегу, мерцающий свет ее лучезарного одеяния привлек взоры пребывающих в нетерпеливом ожидании душ, и слишком резкий контраст белоснежного сияния с облачающими их отвратительными лохмотьями привел их в исступление.
    Зависть - жестокая, смертельная, как ядовитый зуб змеи, - проснулась в их сердцах. Они не могли сорвать ту одежду с ее хозяйки, и тогда одна за другой они стали нагибаться и, набирая полные пригоршни вязкой грязи, с искаженными злобой лицами бросать ее в белое одеяние, не замечая, что их же собственные руки и одежды пачкаются этой грязью.
    Отовсюду гонимая, со сломанными крыльями, в разорванной одежде и жуткой грязи, стараясь передать благую весть, которую несла тем, чей пронзительный хохот и крики отчаяния заглушали слова, не давая им сорваться с трясущихся в бешенстве губ, - облаченная в белое Душа с трудом добрела до реки, откуда вышла, и как только опустилась она на песчаный берег, ранее принесшая ее волна отнесла ее обратно к Повелителю жизни и смерти.

    Подняв ее к своей груди, Повелитель сказал: "ТЫ, вода, омывшая и очистившая эти одежды, отнеси эту грязь обратно на более низкий берег. И пусть томящиеся в неволе души остаются насквозь пропитанными этой грязью до тех пор, пока не услышат мое послание собственными ушами."
    (Учение Храма. С горной Вершины.)

    Е.П.Блаватская:
    "Где же мы найдем в истории, чтобы Вестник, великий или малый, Посвященный или Неофит, который после того, как он стал носителем какой-либо до сих пор сокрытой истины или истин, не был бы распят и разорван на куски "собаками" зависти, злобы и невежества?
    Таков ужасный оккультный закон; и тот, кто не ощущает, что у него львиное сердце, чтобы презреть дикий лай, и душа голубя, чтобы простить бедных невежественных глупцов, - пусть тот откажется от Священной Науки."
    ("Тайная Доктрина", 3 том, 8 отд.)

    Е.П.Блаватская:
    "Когда я умру... тогда люди, может быть оценят мои бескорыстные устремления. Я поклялась помогать людям двигаться по пути к Истине всю свою жизнь - и сдержу слово...
    Наступит тот день, когда будущие поколения узнают обо мне правду."
    ----------------


    Администратор

    Огромная благодарность Вам, Елена, за такой восхитительный комментарий!

  • Сергей Скородумов31-10-2020 11:10:01

    Уважаемая Елена!

    Сердечно благодарю Вас за такой прекрасный отзыв!
    Думаю, часть материалов в защиту имени и наследия Елены Петровны Блаватской можно было бы разместить на портале "Адамант".


    Администратор

    И кто же против... Все только за.

  • Лидия31-10-2020 13:39:01

    Еще немного о С.Ю.Витте как о человеке, его воспоминаниях и отзывах о них.
    Вот отрывок из мемуаров С.Ю.Витте: «Относительно семейства Витте, я знаю, что мой отец [Юлий Федорович Витте], приехавший в Саратовскую губернию, был лютеранином; он был дворянин Псковской губернии, хотя и балтийского происхождения. Предки его были голландцы, приехавшие в балтийские губернии, когда таковые еще принадлежали шведам. Но семья Фадеевых была столь архиправославная, не в смысле черносотенного православия, а в лучшем смысле этого слова – истинно православная, – что, конечно, несмотря ни на какую влюбленность моей матери [Екатерины Андреевны Фадеевой] в молодого Витте, эта свадьба не могла состояться до тех пор, пока мой отец не сделался православным. Поэтому еще до женитьбы или, во всяком случае, в первые годы женитьбы, до моего рождения, отец мой уже был православным и, так как он вошел совершенно в семью Фадеевых, а с семьею Витте не имел никаких близких отношений, то, конечно, прожив многие десятки лет в счастливом супружестве с моей матерью, он и по духу сделался вполне православным».
    Однако такая характеристика семьи Фадеевых не является достоверной. Как известно, отец Е.П.Блаватской, П.А.Ган, женатый на Елене Андреевне Фадеевой, оставался лютеранином до конца жизни, что не мешало ему быть зятем Фадеевых.
    В 2010 году в Государственном архиве Псковской области состоялись V Псковские архивные чтения, где был представлен доклад Н.Ф.Левина «Граф С.Ю.Витте – дворянин Псковской губернии», уточняющий историю рода Витте на основании документов, хранящихся в этом архиве (http://bibliopskov.ru/vitte.h tm).
    Лютеранином, как пишет автор доклада, Юлий Фёдорович Витте «назван не только в метрических записях о бракосочетании и о рождении каждого из сыновей, включая Сергея, но и в формулярном списке о службе… 1853 года, то есть через девять лет после женитьбы. По имеющимся в ГАПО документам, Ю.Ф. назван православным в формулярном списке, подготовленном… 1865 года “вследствие просьбы его для представления куда следует при определении сына его Сергея в учебное заведение”. Тогда будущему графу было уже 16 лет…».
    То есть Ю.Ф.Витте принял православие после 1853 года и на момент бракосочетания и рождения всех своих детей оставался лютеранином.
    Что же касается вопроса дворянства Псковской губернии, Н.Ф.Левин подробно рассмотрел и этот вопрос. Причем он обратил внимание, что С.Ю.Витте в своих «Воспоминаниях» «нарочито подчеркивал», что «министр внутренних дел того времени Перовский командировал в Саратовскую губернию моего отца, дворянина Витте, как специалиста по сельскому хозяйству». Однако в 1842 году его отец ещё не был дворянином.
    «Ближайшие предки графа Витте не имели никакого отношения к Псковской губернии», – говорится в докладе. Его отец Юлий Федорович родился в 1814 году и был крещён в церкви уездного города Фридрихштадт, что в 70 км от Риги. После окончания Лесного института, учебы и практики за границей Ю.Ф.Витте был определён на службу в Министерство государственных имуществ и в 1842 году направлен управляющим Юго-Восточной учебной фермой, находившейся в Новоузенском уезде Саратовской губернии. В Саратове он и познакомился с семьей гражданского губернатора А.М.Фадеева и в 1844 году обвенчался с его дочерью Екатериной.
    Как сообщает Н.Ф.Левин, в метрической записи собора, где состоялось венчание, дворянство Ю.Ф.Витте не указывалось, поскольку он и его братья дворянами ещё не были. «Они договорились обратиться с прошением о причислении к дворянскому сословию через несколько лет после смерти их отца, когда у них подросли дети и их надо было определять на учёбу. При этом дворянство позволяло поступать и в привилегированные учебные заведения».
    Так, только в 1856 году в Псковское дворянское депутатское собрание было направлено соответствующее прошение и получено определение о внесении всех братьев Витте вместе с их детьми в 3-ю часть дворянской родословной книги Псковской губернии по заслугам их отца на гражданской службе. В частности, дворянами Псковской губернии были тогда признаны и все три сына Юлия Фёдоровича – Александр, Борис и Сергей.
    Отвечая на вопрос случайны или преднамеренны искажения в «Воспоминаниях» С.Ю.Витте, Н.Ф.Левин обращается к книге Б.Ананьича и Р.Ганелина «Сергей Юльевич Витте и его время»: «С.Ю.Витте-мемуарист хотел убедить потомков, что он и по отцовской линии происходил не из малоизвестных обрусевших немцев, а родился в семье дворянина, к моменту его рождения принявшего православие и с годами под влиянием семьи Фадеевых сделавшегося “и по духу… вполне православным”».
    При чтении «Воспоминаний» Витте бросается в глаза его характеристика других людей, которых он свысока называет «ничтожными». Это и брат Е.П.Блаватской Леонид, и начальник пограничной стражи, генерал-лейтенант барон Ган, великие князья Петр Николаевич и Павел Александрович, генерал-губернатор Туркестана барон Вревский, министр юстиции Щегловитов, княгиня Радзивилл и князь Барятинский...
    В книге Е.В.Тарле «Граф С.Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики» говорится: «…Отношение Витте к людям всегда было сугубо утилитарным. Е.В.Тарле точно подметил, что именно на этом строились оценки, которые Витте давал современным ему государственным деятелям: “Ты чего хочешь? Помочь мне? Значит, чудеснейший и идеальнейший, хотя бы ты был даже великим князем Сергеем Александровичем или Рачковским. Ты намерен мешать мне? Значит, негодяй, вор, тупица, ничтожество”».
    «Всякий пишущий о Витте, сталкивается с проблемой его мемуаров. Это источник весьма ценный, но требующий тщательной проверки и сопоставления с другими свидетельствами и особенно архивными документами», – такую характеристику дает А.Д.Степанский в статье «Сергей Юльевич Витте – государственный деятель, реформатор, экономист», напечатанной в журнале «Вопросы истории» за 2000 год.
    Не случайно известный юрист А.Ф.Кони в очерке «Сергей Юльевич Витте (Отрывочные воспоминания)» отмечал, что «невзирая на несомненную ценность мемуаров, к ним следует относиться без слепого и безусловного доверия, а с благожелательной критикой, под влиянием которой все наносное, случайное, подсказываемое темпераментом, “спадает ветхой чешуей”, оставляя место лишь драгоценной для историка сердцевине. Почти то же самое приходится сказать и относительно воспоминаний родных и друзей. В них или достоинства усопшего берутся “октавой выше” или, наоборот, близостью к нему пользуются для того, чтобы представить интимные стороны его жизни в окраске, заставляющей припомнить слова Грибоедова: “Я правду о тебе расскажу такую, что хуже всякой лжи”. Наша литература, к сожалению, довольно богата воспоминаниями последнего рода».
    И в заключение стоит привести выдержку из писем Е.И.Рерих:
    «О нападках на Е.П.Блаватскую слышала и не раз уже читала изрыгания злопыхателей. <…> Читала я и мемуары Витте (бездарнейшее писание) и знаю, что сам Витте далеко не безупречная личность. Еще в детстве я знала родственников Е.П. Одна из Фадеевых была в родстве или замужем за Корвин-Круковским, семья которого жила в одном доме с нами, и я часто слышала нелестные отзывы об этом их родственнике. Кроме того, разве все даровитое и выходящее за рамки условщины и обиходности не вызывает опасения и злобы заурядных обывателей? Этот закон противоположений труден для многих сознаний. <…> Да следует сказать всем подобным злопыхателям – человека можно судить по его мыслям и трудам, потому совершенно достаточно ознакомиться с капитальными трудами Е.П.Блаватской, чтобы понять, что мы имели среди нас не только даровитую писательницу и деятельницу, но и гениальную личность. Слава Е.П.Блаватской будет расти, ибо и наука вступила на путь, явленный в Трудах ее. Не за горами время, когда и наша родина почтит свою соотечественницу основанием Института изучения скрытых свойств человека, посвященного ее имени».

  • ЕЛЕНА31-10-2020 15:12:01

    Уважаемый Сергей Владимирович, искренне поддерживаю Вашу прекрасную Мысль - разместить на портале "Адамант" часть материалов в защиту имени и наследия Елены Петровны Блаватской! Да и Татьяна Бойкова пишет, - "все только за". Дерзайте! Это будет достойное направление защитной деятельности! Егише, армянский историк 5 века, выразил интересную мысль, - "Память о прошлом - это дозорная вышка, с которой хорошо видно будущее."

    ВЕСТНИК
    -------
    Тема Вестника свЯта:
    Он приходит тогда,
    Когда сердце распято,
    Когда рвется Душа...
    Ей к заоблачным Далям
    Уготовлен полет.
    Вот и ждет она Вестника!
    Вдруг и ей повезет!..
    ---------

  • Елена31-10-2020 20:01:01

    Материалы в защиту имён Елены Петровны Блаватской и семьи Рерихов очень полезно размещать на портале "Адамант". В интернете очень много клеветы и кривотолков, целенаправленно запущенных и поддерживаемых определёнными "деятелями". Грешит этим и Википедия.

  • Сергей Скородумов31-10-2020 22:05:01

    Уважаемая Лидия!

    Огромное спасибо за интереснейшие факты о мемуарах Витте! Эта информация очень интересна и важна для исследователей.

  • Сергей Скородумов31-10-2020 22:24:01

    Огромное спасибо уважаемой Татьяне Николаевне Бойковой за публикацию моего материала!

    Уважаемая Елена!

    Вы нас вдохновили. Готовим с колегами новые материалы в защиту Е.П. Блаватской. Сердечно благодарим!

  • Татьяна Бойкова01-11-2020 09:09:01

    Присоединяюсь к благодарности С.В. Скородумова к Лидии. Это действительно отлично, но лучше было бы, если бы была собрана или написана отдельная работа на эту тему для полноценной публикации, т.к. для комментария такой объем несколько великоват.

    Сергей Владимирович, благодарю Вас за добрые слова в мой адрес, но я, как и многие из нас, всего лишь делаю свою работу. И радостно, что нас работающих на общее благо - много.
    Материалы в защиту имен наших Учителей необходимо готовить и публиковать, и особенно теперь после публикаций т.н. "дневников". Так пишу о дневниках, потому что не верю, что это настоящее, но полагаю, что это нечто т.с. доработанное заранее. Может возникнуть вопрос - откуда я знаю о их содержании. Мне поневоле иногда приходится читать некоторые моменты из них, когда один из мерзавцев посылает свои комментарии. Теперь он якобы христианин, но разве может быть истинный почитатель Христа таким мерзавцем - нет, конечно. Такие только Лик Христа пачкают. Чаще всего, по наитию удаляю его не читая, но бывает, что не сразу успеваешь разобраться кто и что пишет, потому что он как коварная темная змея меняет имена и адреса, словно сбрасывает собственную шкуру.
    А кроме этого, начинают появляться публикации о Рерихах в открывшемся Яндекс Дзене. Читаешь и вроде бы все хорошо, хорошо, а потом раз и вкраплено нечто... может по незнанию, а возможно и специально.
    Так что работы у нас еще очень и очень много впереди. Спасибо всем.

  • Руслан Коломиец01-11-2020 11:58:01

    Комментарий удален.





ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление трудов теософии. Статьи. Книги. »