Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Друг путников. Наталия Жукова


 

Иенно-Гуйо-Дья -  Друг путников

Иенно-Гуйо-Дья -  Друг путников

 

Путник-друг, пойдём вместе.
Община. Введение
Говоря о Японии, мы можем
употреблять слово Прекрасное.
Н.К.Рерих. Держава Света
[1]

 

...По зелёным предгорьям, вдоль шумящего белопенного потока, от сверкающих снежных вершин, идёт человек. В одной руке он держит посох, в другой — бережно несёт чёрный Камень. Лицо путника измождено, ноги — босы... На нём монашеский плащ и загадочный знак на груди. Таким предстаёт перед нами на картине Николая Рериха один из самых неизвестных для нас подвижников — Иенно-Гуйо-Дья.

В 1924 году, в Сиккиме, Н.К.Рерих создал серию картин «Знамёна Востока», объединяющую образы основателей мировых религий, святых и подвижников разных народов. Среди них была и картина «Иенно-Гуйо-Дья — друг путников», которая долгое время оставалась неразгаданной. Сам Николай Константинович в книге «Алтай-Гималаи» указал только, что подвижник этот из Японии.

Но ещё ранее, в 1911 году, Рерих написал стихотворение «Заклятие», включённое в цикл «Священные знаки», в котором был упомянут Иенно-Гуйо-Дья.

 

Камень знай. Камень храни.
Огнь сокрой. Огнём зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зелёным мудрым.
Знай один. Камень храни.
Фу, Ло, Хо, Камень несите.
Воздайте сильным.
Отдайте верным.
Иенно Гуйо Дья, —
прямо иди!
[2]

 

Но кто такой Иенно-Гуйо-Дья? Когда он жил и чем был знаменит? Ответа не было.

В 1993 году в Новосибирск приехал из Японии Джеф Кларк, знаток японского буддизма, возглавляющий Японское Общество Рериха. Тогда же он встретился с Наталией Дмитриевной Спириной — известным рериховедом, поэтом и прозаиком — и впервые пролил свет на историю загадочного подвижника.

Несколько лет спустя в Сибирское Рериховское Общество пришло письмо из Северодвинска от Дмитрия Викторовича Савченко. Он также интересовался образом Иенно-Гуйо-Дья и просил нас рассказать о нём подробнее, но сведений было очень мало. Д.В.Савченко подключился к исследованию и потом прислал нам свои изыскания.

И вот что удалось узнать об одной из самых загадочных картин Н.К.Рериха. В книге «Напутствие вождю» сказано: «Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии». [3]

Легенды древней Японии повествуют, что отшельник Иенно-Гуйо-Дья, изображённый на картине Н.К.Рериха, — это знаменитый князь Шотоку, или Сётоку-тайси (574-622), — выдающийся японский государственный и религиозный деятель, святой, философ и законодатель, основатель японского буддизма, отец японской нации, с деятельностью которого был связан расцвет Японии как государства [4]. Он был любимым героем фольклора Японии [5]. Его сравнивали с Буддой, Конфуцием и Христом [6]. Его жизнь была загадочна и расцвечена преданиями.

Скульптуры триады Сяка в Золотом храме ансамбля Хорюдзи.Сетоку в центре.Сётоку-тайси, что означает «святая добродетель», [7] — под этим именем вошёл в историю князь Умаядо, который родился в 574 году в Ямато, древней японской столице. Он принадлежал к одному из самых влиятельнейших японских кланов — роду Сога. Официальная хроника «Нихон сёки» сообщает также, что Сётоку заговорил с рождения и имел способность предугадывать ещё не свершившееся. [8 ]

Страной в то время правила Суйко, тётка Сётоку, — первая в истории Японии женщина, взошедшая на императорский трон в 592 году. [9] Но государственные дела мало увлекали её, она занималась изучением тайных наук и обратилась к племяннику с просьбой принять на себя управление страной. И хотя Сётоку с юности стремился стать монахом и уйти от мира, но он не мог отказать ей и дал согласие. [10] В 593 году Сётоку был объявлен наследным принцем. Годы правления Сётоку дали мощный импульс японской государственности и расцвету японской культуры.

Сётоку называли столпом японского буддизма, «всемилостивейшим бодхисаттвой», «Царём Учения Будды». [11] Одна из важнейших заслуг князя — продвижение Учения Будды в своей стране, наиболее передового и эволюционного Учения того времени. В юности под руководством корейского монаха Хейча он изучал буддизм. [12] Позже, став правителем, установил прочные дипломатические связи с буддийским Китаем, отправлял туда своих сподвижников и чиновников для обучения философии и медицине.

Однако не сразу было принято новое Учение. Буддизм принял правящий род Сога, но другие влиятельные роды Японии были враждебны ему. К несчастью, в то время страну постигли болезни и голод. Представители рода Накотоми Мононобэ причиной несчастья посчитали присутствие чужеродных богов и выбросили статую Будды из родового храма Сога. [13]

В 587 году произошла великая битва между двумя родами. Предание повествует, что Сётоку был духовным Предводителем войск, перед началом битвы он вырезал из дерева четыре стрелы с изображениями защитников четырёх сторон света — охранителей буддизма — и вручил их воинам. И дал обет в случае победы построить храм. [14] «Во время боя подаренные стрелы поразили лучших воинов противника, решив исход сражения в пользу буддистов. А Сётоку сдержал своё обещание и выстроил Храм Четырёх Богов" — первый буддийский храм в истории Японии, который сохранился и по сей день».[15] В 594 году буддизм был провозглашён государственной религией Японии. Князь Сётоку дал стране имя «Нихон» — «Корень солнца». Утверждение буддизма привело к изменению государственного устройства Японии. Сётоку провёл много реформ, укрепил государство и составил «Уложение 17 статей» — первую конституцию страны, в которой этические заповеди занимали главное место.<

Хорюдзи - древнейший храм в Японии и, как сейчас счтается, старейшая деревянная постройка в мире.Сётоку призывал низы к повиновению, а верхи к праведному управлению, избавленному от злоупотреблений и чрезмерных налогов. Согласно новому закону, зло и порок должны быть наказаны, а дела добрые поощрены. Должно отринуть гнев, зависть, личную выгоду, и тогда будет достигнуто согласие и процветание государства. В стране должны главенствовать спокойствие, взаимная кротость и почитание трёх Сокровищ — Будды, Дхармы (Долга) и Сангхи (Общины). [16]

Никто в Японии в VII веке не написал больше Сётоку-тайси. С 610 года Сётоку составляет первую историю Японии, пишет комментарии к буддийским сутрам, привезённым из Китая и положившим начало распространения буддизма в Японии. Он опередил своё время и не оставил учеников. Толкователи буддийских текстов вновь появляются в Японии лишь через 200 лет, в IX веке. [17]

Особо значительной была деятельность Сётоку в области культуры. С принятием буддизма по всей стране развернулось строительство. За три года (668-671) в Центральной Японии было возведено 58 буддийских храмов. Сам Князь Сётоку построил многие десятки храмов по всей Японии. [18]

«Многие вершины искусства сверкают в создании японских мастеров», [19] — писал Н.К.Рерих. «Самым знаменитым стал храмовый комплекс Кориюдзи — "Храм торжества закона" — первый буддийский монастырь, построенный князем в 607 году в Киото. И поныне он является одним из красивейших памятников японского деревянного зодчества. На шёлковом занавесе внутри храма супруга князя Татигана Ирацумэ вышила надпись: "Наш мир — обман. Только Будда — истина"». [20]

В храме Кориюдзи долгое время жил сам Сётоку, не любивший города. И там же находится изумительная по утончённой красоте деревянная скульптура Мироку — Грядущего Будды Майтрейи, — созданная в VII веке. Мироку изображён сидящим со спущенной ногой, что знаменует скорый приход.

Мироку. Фото из архива Н.Д.СпиринойВ 1993 году Джеф Кларк прислал Н.Д. Спириной несколько прекрасных фотографий Мироку со словами: «Я посылаю Вам снимки священного Изображения Майтрейи в храме Кориюдзи в Киото, который я посетил в прошлом месяце. Спущенная на землю нога обозначает, что Майтрейя уже частично проявляется. Таким образом, первые знаки Майтрейи появились, когда это Изображение было вырезано из дерева, в VII веке. В то время культ Майтрейи распространился из Центральной Азии в Японию вместе с культом Авалокитешвары, символом Космической Иерархии. По преданию, это Изображение было вырезано князем Сётоку...» [21]

«Жизнь Сётоку была полна легенд. Говорят, что в предыдущем воплощении он был китайским мастером Нангаку, встречался с буддийским патриархом Бодхидхармой и по его совету переродился в Японии... Однажды, во время семидневной молитвы, духи принесли Сётоку личную сутру Нангаку из монастыря в Китае. Князю приписывали умение прозревать в прошлое и будущее приходивших к нему людей...» [22].

Образ Мироку — Грядущего Майтрейи, Будды Сострадания — не случайно был так близок Сётоку. Предания говорят, что сострадание к людям было его главным качеством. Рассказывают, что как-то раз Сётоку «увидел возле дороги человека, умиравшего от голода. Сётоку хотел узнать его имя, но ответа не последовало. Тогда он накормил его и укутал в накидку, снятую со своего плеча. Сказав ему: "Пребывай с миром", ― Сётоку сложил песню:

 

Как жаль мне путника,
Что голодным лежит у дороги...
Может, он сирота?..
Жаль голодного, сирого,
Путника жаль...» [23]

 

«Однажды князь отдал свои одежды умирающему на улице нищему старику, признав в нём воплощение Бодхидхармы — Мироку. Фрагмент, дерево, VIIв. Фото из архива Н.Д.Спириной. буддийского патриарха. Когда старик умер, тело его исчезло, осталась лишь подаренная князем одежда». [24]

Легендами расцвечены и рассказы о смерти святого князя. В 622 году в возрасте 49 лет он ушёл из жизни. «Весть о смерти Сётоку повергла подданных в великое горе. С князем прощались как с родным отцом, и рыдания наполнили страну. "Угасло сияние солнца и луны, разрушились небо и земля. На кого нам теперь положиться"». [25] Но смерть его была загадочной. «Буддисты считают, что Сётоку ушёл из жизни добровольно, так как стал святым. Он был похоронен у подножия священной горы, но вскоре его тело таинственным образом исчезло из гробницы...» [26]

Вспоминаются вдохновенные слова Николая Константиновича Рериха: «За границами зримого создаётся и особый язык. Непередаваемое чувствознание творится там, где мы соприкасаемся с областью духа. В этой державе мы понимаем друг друга несказуемыми рунами жизни. Так мы начинаем познавать в прозрении, близком вечному чуду Истины». [27]

Другое предание повествует, что после поддельных похорон князь принял имя Иенно-Гуйо-Дья (Эн-но гёдзя) и стал бродячим монахом-аскетом, основателем буддийского движения Шугендо и братства Ямабуши. [28]

 

О братстве Ямабуши так образно писала исследовательница древних эзотерических традиций Елена Петровна Блаватская: «И кто были, в сущности, эти великие маги... эти "святые нищие", которые нарочно прячутся в недоступных горах?» [32] «Ямабуши ("Братья Отшельники", "Те, кто поклоняются горам") — секта очень древних и почитаемых мистиков в Японии. Они являются "активными" монахами и если необходимо — воинами, подобно некоторым йогам в Раджпутане и ламам в Тибете. Это мистическое братство живёт, в основном, недалеко от Киото и знаменито своими способностями врачевания... Они владеют магическими искусствами и живут в убежищах в горах и скалистых отрогах... Они ведут таинственную жизнь и не допускают никого к своим тайнам, кроме как после... трудной подготовки...» [33] Однако ямабуши, «при соблюдении многих условий, всё же принимают учеников и, таким образом, имеют живых свидетелей великой чистоты и святости своей жизни». [34] Орден Ямабуши считался «богатейшим в мире, так как его члены выше всех земных желаний и помыслов», [35] — писала Е.П. Блаватская.

Иенно-Гуйо-Дья поселился в горах, стал отшельником и более тридцати лет прожил в пещере на горе Кацуроги, занимаясь медитацией. [36] Потому он и получил прозвище «гёдзя» (отшельник). Почему же подвижник ушёл в горы, ведь тогда в Японии буддизм был уже официально признан? Джеф Кларк так объяснял это: «В то время, когда жил Иенно-Гуйо-Дья, буддизм был в основном интеллектуальным и ритуальным движением — для жрецов и высших классов. Иенно-Гуйо-Дья отказался от обеспеченной жизни священника ради суровой жизни в горах. Он был благословлён священными видениями и Учением, но его таинственная деятельность вызвала нападки врагов, и он был изгнан». [37]

В 699 году по доносу своего ученика Иенно-Гуйо-Дья был арестован и сослан на остров Идзу, однако в 701 году получил прощение. По возвращении из ссылки он отправился в западные провинции. Но об этом периоде его жизни ничего не известно. Много позднее, в 1799 году, он был канонизирован в качестве бодхисаттвы под именем Дзимбэн-дайбосацу. [38]

О чудесных силах и сверхъестественных способностях Иенно-Гуйо-Дья существует много преданий. Верили, что на вершине горы Минох Иенно-Гуйо-Дья встречался с самим Нагарджуной. [39] Также он совершал полёты по воздуху, ходил по воде, заклинал злых духов, вызывал дождь, возвращал людям молодость, продлевал жизнь... Рассказывают, что с помощью своей чудесной силы он строил храмы, причём создавал их внутри скал.

Иенно-Гуйо-ДьяМогила и скульптурное изображение Иенно-Гуйо-Дья находятся на вершине горы, где стоит храм Минох, основанный великим аскетом. [40]

С именем Иенно-Гуйо-Дья связаны чудесные предания о священной горе Фудзияме. Он явился во сне одному монаху и повелел совершить поклонение на этой горе. И на вершине Фудзи было явление божества, провозгласившего приближение эры Мироку. [41]

Иенно-Гуйо-Дья, он же Сётоку-тайси — святой князь, основатель японского государства, законодатель, учёный и писатель, строитель храмов и скульптор, отшельник, врач и чудотворец, — уже в VII веке он принёс весть о приходе Мироку-Майтрейи, грядущего Владыки Сострадания и Труда. И ныне, спустя 13 веков, в тиши храма Кориюдзи в Киото можно увидеть этот священный образ Мироку, вневременно прекрасный и благой.

Таковы краткие сведения о японском подвижнике, запёчатлённом на картине Н.К.Рериха. Много ещё неизвестного. Куда идёт он? И откуда? И Камень, что держит, — не тот ли самый, посланный от Гималайских вершин на помощь народам?

 

* * *

 

…В Москве, в Международном Центре Рерихов, случайно встретилась открытка из архива семьи Рерихов, с изображением Иенно-Гуйо-Дья из Музея Гимэ в Париже. Точно и бережно передал Николай Константинович на своей картине мудрый и сострадательный облик великого Друга всех путников, идущих по пути познания. [42]

 

Примечания1. Рерих Н.К. Слава самураев / Держава Света. Священный дозор. Рига: Угунс, 1992. С. 136.
2. Рерих H.К. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989. С 21-23.
3. Напутствие вождю. Новосибирск, 1997. С. 5.
4. Буддийская философия в средневековой Японии: Словарь. М., 1998. С. 219-220.
5. Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.: Наука, 1988. С. 23-44.
6. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.: Наука, 1987. С. 10.
7. Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 23-44.
8. Там же. С. 24.
9. Там же.
10. Из письма Д.В.Савченко от 8 ноября 1998. Архив автора.
11. Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С.24.
12. Там же. С. 23-44.
13. Там же. С 26.
14. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М.: Наука, 1987. С. 64-65.
15. Из письма Д.В.Савченко от 8 ноября 1998. Архив автора.
16. Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 26.
17. Там же. С. 41-43.
18. Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С. 39-40.
19. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 135.
20. Из письма Д.В.Савченко от 8 ноября 1998. Архив автора.
21. Из письма Д.Кларка Н.Д. Спириной от 20 апреля 1993. Архив Н.Д. Спириной.
22. Из письма Д.В.Савченко от 8 ноября 1998. Архив автора.
23. Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С.41.
24. Из письма Д.В.Савченко от 8 ноября 1998. Архив автора.
25. Мещеряков А.Н. Герои, творцы... С.41.
26. Из письма Д.В.Савченко от 8 ноября 1998. Архив автора.
27. Рерих Н.К. Держава Света... С. 136.
28. Из письма Д.Кларка Н.Д. Спириной от 20 апреля 1993. Архив Н.Д. Спириной.
29. Буддийская философия в средневековой Японии. С. 219-220.
30. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. С. 153.
31. Буддийская философия в средневековой Японии. С. 219-220.
32. Блаватская Е.П. Заколдованная жизнь. Барнаул, 1992. С. 14.
33. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 535.
34. Блаватская Е.П. Заколдованная жизнь. С 14.
35. Там же. С. 27.
36. Игнатович А.П. БУДДИЗМ В Японии. С 149.
37. Из письма Д.Кларка Н.Д. Спириной от 20 марта 1993. Архив Н.Д. Спириной.
38. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. С. 149.
39. Буддийская философия в средневековой Японии. С 219-220.
40. http://www.kiis.or.jp/kansaida/minoh/index-e.html
41. Буддизм в Японии. M.: Наука, 1993. С. 293-294.
42. Традиционные изображения Иенно-Гуйо-Дья (En no Gyōja или En no Shōkaku), в том числе ― из собрания Музея Гимэ в Париже (Musee Guimet), фотография которого явилась основой для создания картины и находится в архиве семьи Рерихов, можно увидеть на сайте: http://www.onmarkproductions.com/html/shugendou.html

Отзывы присылайте по адресу:nzh@mail.ru

16.08.2011 03:00АВТОР: Наталия Жукова | ПРОСМОТРОВ: 2859


ИСТОЧНИК: «Перед Восходом», № 3, 2001. С. 8-11.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »