Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ф.М. Достоевский о славянах Европы.


ОДНО СОВСЕМ ОСОБОЕ СЛОВЦО О СЛАВЯНАХ, КОТОРОЕ МНЕ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ СКАЗАТЬ

 

Федор Михайлович Достоевский

 

 

Кстати, скажу одно особое словцо о славянах и о славянском вопросе. И давно мне хотелось сказать его. Теперь же именно заговорили вдруг у нас все о скорой возможности мира, то есть, стало быть, о скорой возможности хоть сколько-нибудь разрешить и славянский вопрос. Дадим же волю нашей фантазии и представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет новою жизнью. 

 

Разумеется, трудно предречь, в какой именно форме, до последних подробностей, явится эта свобода славян хоть на первый раз,—то есть будет ли это какая-нибудь федерация между освобожденными мелкими племенами (NB. Федерации, кажется, еще очень, очень долго не будет) или явятся небольшие, отдельные владения в виде маленьких государств, с призванными из разных владетельных домов государями?

 

Нельзя также представить: расширится ли, наконец, в границах своих Сербия, или Австрия тому воспрепятствует, в каком объеме явится Болгария, что станется с Герцеговиной, Боснией, в какие отношения станут с новоосвобожденными славянскими народцами, например, румыны или греки даже,— константинопольские греки и те, другие, афинские греки?

 

Будут ли, наконец, все эти земли и землицы вполне независимы или будут находиться под покровительством и надзором «европейского концерта держав», в том числе и России (я думаю, сами эти народики все непременно выпросят себе европейский концерт, хоть вместе с Россией, но единственно в виде покровительства их от властолюбия России) — всё это невозможно решить заранее в точности, и я не берусь разрешать. Но, однако, возможно и теперь — наверно знать две вещи:

1) что скоро или опять не скоро, а все славянские племена Балканского полуострова непременно, в конце концов, освободятся от ига турок и заживут, новою, свободною и, может быть, независимою жизнью, и 2) ...Вот это-то второе, что наверно, вернейшим образом случится и сбудется, мне и хотелось давно высказать.

 

Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому,— не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!

 

Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет,— у них характер в этом смысле как у всех,— а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.  Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

 

Начнут они, непременно,  с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».  Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем,— коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии.

 

Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей,— эту войну поняли ли, наконец, славяне теперь, как вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся,— признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это?

 

Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки,  не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их.

 

 

Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

 

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

 

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров.

 

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.

 

Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

 

Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства —это она, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала всё она. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?

 

Ответ теперь труден и не может быть ясен.

 

Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч. Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед.

 

Но да сохранит бог Россию от этих стремлений, и чем более она выкажет самого полного политического бескорыстия относительно славян, тем вернее достигнет объединения их около себя впоследствии, в веках, сто лет спустя. Доставив, напротив, славянам, с самого начала, как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства и надзора над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство и политическое влияние свое на славян, им, конечно, ненавистное, а Европе всегда подозрительное. Но выказав полнейшее бескорыстие тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью.

 

Все воротятся в родное гнездо. О, конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что несомненно и в самом скором времени привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты.

 

Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом роде несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока, и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся.

 

После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь.

 

Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания — вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите.

 

Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению, в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.

 

Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия, несомненно, войдет в новый и высший фазис своего бытия...

 

*   *   *

 

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1877. Ноябрь. Глава вторая. III. Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 352—358.

© Электронная публикация — РВБ, 2002—2021. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.

 

Впервые отрывок-пророчество из дневников Ф.М. Достоевского был опубликован на портале 9 августа 1908 года.

 

18.05.2022 05:18АВТОР: Ф.М. Достоевский | ПРОСМОТРОВ: 2920


ИСТОЧНИК: Дневник писателя.



КОММЕНТАРИИ (13)
  • Любовь Булатова14-11-2021 15:21:01

    О, как все правда! Без малого 144 года ведь прошло. И мы их по-старому любим: российские солдаты не бросили их в фашистской беде, своей жизнью заплатили за освобождение западных славянских и не славянских народов также. Но это неуловимая загадка и кто ее разгадает? Но вот что по-настоящему удивляет - каким настоящим провидцем стал Федор Михайлович и не в судьбе того или иного человека, а целого славянского сообщества. Как же он мог все это угадать? Даром-то никакие способности сверху не сыплются. Велик человек Федор Михайлович Достоевский!

  • Сергей Оленев15-11-2021 08:01:01

    У Рерихов существовал более оптимистические представления о прекрасном прошлом славян, когда они занимали наполовину земли современной Германии, а также остров Рюген с культом Святовита. А также говорили о прекрасном будущем славянского союза народов. Достоевский описывал ситуацию среди славян, возникшую под влиянием католической церкви активно проводящую экспансию против сначала Руси, затем России. Главной ударной силой был орден иезуитов (сатанинская структура, по мнению Махатм Шамбалы), который уже в 19-м веке, по мнению Е.П.Блаватской, оказывал большое влияние на всю К.Ц., где иезуиты занимали важные административные должности. Иезуитские школы и университеты воспитывали определенную «элиту», которые затем приходили во власть. Даже в России, после раздела Польши, они трудились и князь Гагарин, написавший пасквиль Пушкину, их орудие. Вспомним поход Лжедмитрия на Москву организованный под руководством иезуитов. Читаем у Лескова сюжеты, в которых показаны поляки-иезуиты пытающиеся организовать смуту в России. Иными словами пока существуют люди, воспитанные иезуитами и соросятами, которые действуют согласовано в унисон, проблема единения будет существовать. Но в будущем всё будет хорошо согласно предсказаниям Рерихов.

  • Татьяна Николаевна Бойкова15-11-2021 08:38:01

    В данном случае говорим о том, что слова
    Достоевского провидческие, а кто делает подкопы под единство славянских народов, это уже другой вопрос. И особенно отчетливо это стало видно после разрушения нашей единой соц. страны, соц.лагеря. Все доброе и хорошее сделанное Россией забыто, рушатся памятники наших солдат и т.п..... Разве не так?

    Любые предсказания кого бы то ни было сбываются только тогда, когда над этим кто-то много трудится.

  • Вячеслав15-11-2021 11:12:01

    Любовь Булатова 14-11-2021 15:21:01 : "О, как все правда! Без малого 144 года ведь прошло. И мы их по-старому любим: российские солдаты не бросили их в фашистской беде, своей жизнью заплатили за освобождение западных славянских и не славянских народов также. Но это неуловимая загадка и кто ее разгадает?..."

    Любовь, эту загадку разгадал сам Ф.М.Достоевский и раскрыл её в тексте, отрывок которого мы здесь видим. Отрывок этот является всего лишь прелюдией к основной мысли, ради которой писатель, собственно говоря, и задумывал свое "особое словцо". "Какую же выгоду доставит России это сознание [себя как центра славянского единства], кроме трудов, досад и вечной заботы?" - на этот вопрос Достоевский отвечает в продолжении данного фрагмента.
    Весь текст статьи можно легко найти в интернете, задав в поисковой системе: "Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать".

  • Вячеслав15-11-2021 12:47:01

    Любовь Булатова 14-11-2021 15:21:01 : "...Но вот что по-настоящему удивляет - каким настоящим провидцем стал Федор Михайлович и не в судьбе того или иного человека, а целого славянского сообщества..."

    А, может быть, и всего мира... Посмотрите, каким истинно провидческим оказался и сон Раскольникова, героя романа "Преступление и наказание":
    "Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
    Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез..." (эпилог романа).

  • Татьяна Николаевна Бойкова15-11-2021 14:28:01

    Друзья, учитывая, что впервые этот отрывок был опубликован на Адаманте очень давно и неполно, в самом начале моей деятельности на сайте, и тогда я еще не была с интернетом на ты и за руку, чтобы вести такие поиски. Что увидела, понравилось, скопировала и выложила. Сегодня я его дополнила и теперь это совершенно полноценный материал.
    Вячеслав, спасибо.

  • Сергей Оленев16-11-2021 07:22:01

    Все доброе и хорошее сделанное Россией забыто, рушатся памятники наших солдат и т.п..... Разве не так?
    Подобное началось, когда пришли люди во власть ориентированные на западную цивилизационную модель развития. Ранее управляемую католической и протестантской церквами, сейчас в сотрудничестве с соросятами. Поэтому и враждебное отношение к России. В противовес высказываниям Достоевского о славянах, русские славянофилы отмечали положительные стороны славянских народов. Да и положительные высказывания Рерихов о славянах для меня убедительнее выглядят. Достоевский говорит о частностях, возникших под влиянием враждебных для России сил, а славянофилы и Рерихи о тенденциях, которые, конечно, необходимо реализовать. Они реализуются, когда приходят во власть люди лояльные к России или СССР.

    Вячеслав, бредовое состояние Раскольникова «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных», - не стоит выдавать за провидческое предсказание Достоевского. Тем более что Рерихи говорили о Свете Истины исходящем из Азии. Да и Е.П.Блаватская утверждала о возникновении Солнечного культа в изначальные времена на территории сибирской Азии.

  • Любовь Булатова16-11-2021 11:37:01

    Уважаемый Сергей, мы не обсуждаем наши чаяния на будущее. Мы рассматриваем то, что имеем сегодня. Если вы окунетесь в сегодняшнее и послушаете болгарина Пламена Паскова да и других, вы и сами увидите, как все западные государства бросились в объятия НАТО и встали перед ними на задние лапки. Конечно я говорю обобщенно - в нашей стране происходит почти то же самое, надеюсь не только к моему стыду. Не видеть этого просто невозможно. Я не хочу это здесь анализировать, приведу лишь свежий пример - так называемые Учения Воз недавно в Татарстане. Это как? Очень похоже на подрыв нашей государственности изнутри.
    Спасибо Вячеслав за ваш комментарий, за напоминание о мучительных видениях Раскольникова. Опять же не о светлом будущем здесь говорим, а о настоящих наших язвах так точно провидчески Ф.М.Достоевским угаданных Я уж не хотела поначалу здесь указывать главу "Инквизитор" из романа"Братья Карамазовы", которая является архиважной, где угадано уже общечеловеческое состояние Апокалипсиса, и где ясно обозначены все человеческие камни преткновения. Никто другой, кроме него, за исключением нашего Владимира Соловьева в его "Трех разговорах", не дерзали так глубоко заглядывать. Позиция: ничего не вижу ничего не знаю и знать не хочу - не продуктивна, но покойна. Именно надо видеть, знать и размышлять. Иначе как расширять наше сознание и стремиться ко "вмещению". Не для этого ли и писал свои великие произведения Федор Михайлович Достоевский.

  • Вячеслав16-11-2021 12:58:01

    Сергей, в сне Раскольникова всякий, кто зряч, может без труда разглядеть некоторые признаки настоящего, а посему отказывать Достоевскому в способности предвидеть будущее, хоть и не очень светлое, согласитесь, несправедливо. Разумеется, надо надеяться на лучшее, на светлое будущее, которое предсказывали России и славянофилы, и Блаватская, и Рерихи. Но, по всей видимости, чтобы попасть в это светлое будущее, человечеству нужно пройти еще немало тяжелейших испытаний. И в этой связи я бы не стал противопоставлять позиции Достоевского и Рерихов. Наверное, Достоевскому удалось рассмотреть некоторые черты Армагеддона и запечатлеть их в своих художественных образах; в свою очередь, Рерихи, по известным причинам, сумели заглянуть дальше. Однако в понимании исторической (эволюционной) неизбежности и даже необходимости серьезных испытаний, выпадающих на долю человечества, Достоевский и Рерихи, на мой взгляд, были едины.
    Конечно, не хочется, чтобы самые мрачные предсказания Достоевского сбылись, но для этого, очевидно, само человечество должно хорошо постараться, и мы с Вами...
    Сергей, у Вас есть какой-то конкретный план приближения светлого будущего для России и мира? Что Вы можете предложить, например, для того, чтобы во власти как можно скорее оказались люди «лояльные к России или СССР»?


    Администратор

    Очень согласна с вами, Вячеслав.

  • Сергей Оленев17-11-2021 14:41:01

    Вячеслав, «в сне Раскольникова всякий, кто зряч, может без труда разглядеть некоторые признаки настоящего, а посему отказывать Достоевскому в способности предвидеть будущее, хоть и не очень светлое, согласитесь, несправедливо».
    Какое бы сложное настоящее время в России не было, оно не является всё же тем местом, откуда идет весь негатив мира. Скорее всего, наша Родина в лучшем нравственном состоянии, чем на Западе и в Китае и так далее. Несмотря на несовершенства, нашу Родину считают –оплотом Света.
    «Хочешь знать о событиях? Пиши. Пути исполнения Моих начертаний неведомы людям. В этом поражение темных. Бессильны бороться, ибо не могут предусмотреть. Действуют, но не зная конца, Мне ведомого и к их поражению ведущего. Страна твоя – оплот Света и цитадель неприступная Нового Мира. Там свой Враг, против Меня восставший и руку свою поднявший, снова восстает, и во главе идущих против Меня те же книжники и фарисеи, облик свой изменившие, но возросшие в силе до размера мирового и вооруженные силою золотого тельца. Собрали груды золота и все ресурсы земные и потрясают мир. Но острие удара всей силы своего черного полюса на Мою Страну направляют. Скоро явят лицо свое миру и будут раскрыты. И древний лик свой раскроют как враги Мои и враги Света вековечные. И велико и позорно будет поражение их. Народы мира увидят врага разоблаченного без прикрас и покровов и поверженными в прах. Восставший против Света и его слуги поражены будут явно. (…) Близко время торжества Света явного. И они разделятся в себе, и уже разделились. Раскол углубится с приближением Прихода. Часть пойдет за Мной, но не из темных, но обманутых и обманываемых ими. И многие из них примут Меня. И ты прими их, Меня принявших. Слово твое во многом будет решающим» (ГАЙ,1953,1,§ 169)
    А негатив черного полюса, сосредоточенного в США, мы чувствовали, начиная с советского периода и до сих пор. В том числе и через их сторонников в нашей стране. Будущее трудно реализовать без космического решения по выражению Е.И.Рерих. А мы должны быть готовыми к любой ситуации и выполнять свой долг перед Родиной в этой страшной битве за умы и сердца народа.

  • ЕЛЕНА18-11-2021 15:55:01

    Огромное спасибо Татьяне Николаевне за своевременную подачу материала, который она дополнила, сделав его полноценным. Сердечно это прочувствовано!
    Спасибо друзьям портала за неравнодушие! Ваши прекрасные размышления в комментариях, несущие Свет, дарят надежду на Светлое Будущее! Мне остается только добавить, - читая гениальные произведения русского талантливейшего писателя Ф.М.Достоевского, поражаешься его провидческому дару!

    МОЩЬЮ СЕРДЕЧНОЙ
    ---------
    Над славянством
    Сгущаются тучи.
    Света Правды
    Почти не видать.

    Явно, мерзкие
    Гады ползучие,
    Пашню Духа
    Спешат растоптать!

    В страшном сне
    Не приснится такое:
    Чужеземцами
    Люди живут.

    И объятые злобой,
    Страстями,
    Землю-Мать
    К катастрофе ведут.

    Старый Мир
    Наступает на пятки.
    Новый - к Свету зовет!
    Как войти?

    Только Огненной
    Мощью сердечной
    Есть возможность
    Планету спасти!
    ----------
    05.12.14г. Е.

  • Алексей Останин18-05-2022 14:50:01

    Говоря о великих достоинствах в творчестве Достоевского не стоит умалять и его другой дар - дар гениального провидца. Даже Учителя это оценили. В своё время в одной из групп ЖЭ в Вконтакте мы обсуждали его Великого инквизитора и я там представил одну фразу из письма Махатмы:

    "...Совет провести «Великого Инквизитора» – мой, ибо его автор, над которым уже была простерта рука смерти, когда он его писал, дал наиболее сильное и правдивое описание Ордена Иезуитов, чем кто-либо до него. В этом произведении заключен великий урок для многих, и даже вы могли бы извлечь из него пользу." (Письмо 19 К.Х. – Синнетту. Получено в Симле осенью 1881 г.)

    Дело в том, что "Великий Инквизитор" вышел отдельной книжкой в 1879 году и, как сейчас принято говорить, стал бестселлером не только в России, но и в Европе - людей потрясло это откровение. Сам же Достоевский считал эту вещь одной из важнейших в своём творчестве.

    А если мы обратимся к другому провидцу - Даниилу Андрееву, то в своей Розе Мира он очень правильно характеризует проблему дилемм в развитии человеческого общества, где одно событие открывает возможности для нескольких - порой противоречивых последствий. В данном случае: либо всеобщее Братство человечества (в его интерпретации - власть Розы Мира) будет достигнуто вскоре после Второй мировой войны, либо земное сообщество покатится к порогу новой войны:

    "... Тогда предстанет следующая дилемма: это будет возникшая перед людьми необходимость выбора между объединением земли под этическим руководством Розы Мира либо объединение на какой-то иной основе, может быть, на основе космополитической концепции Америки, во всяком случае, на основе менее духовной, безрелигиозной, морально ущербной..."

    Во всяком случае этот его прогноз в точности сбылся: мир зашагал под американским флагом в сторону глобализации, и все плюсы и минусы этого процесса мы уже почувствовали на себе.

  • Ксения18-05-2022 19:11:01

    Как прав был Достоевский. Всё так и происходит. От нас отвернулись страны, которые защитил русский воин ценой огромных потерь. А нам только остаётся вопрошать, почему так получилось. И Достоевский даёт ответ: потому что народы эти ещё не достигли такого состояния сознания, чтобы понять и оценить предназначение России, её величественную миссию. Да, именно так. Если уж после такой кровавой Мировой и Отечественной войны они отвернулись от России, то что ещё может продвинуть их сознание?

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »