Международная программа «Зов о Мире и Культуре», посвященная Пакту Рериха. Анонс. Друзья изменился адрес почты портала Адамант: adamant.rd@yandex.ru. Вышел в свет первый том сборника «Воин Света», посвященного Л.В.Шапошниковой. В Москве прошла Международная конференция «Детское изобразительное творчество как феномен современной российской художественной культуры». «Анастасиевская часовня рядом с мостом чувствует себя очень плохо» – Александр Голышев. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Человек красоты и величия духа. Александр Херсонов


 

Слово о Рихарде Рудзитисе

 

Откроем «Путешествие пилигрима» Р. Рудзитиса, где выделенным шрифтом подчеркнём места, наиболее ярко указывающие на уникальный мир писателя.

В Яунпилсе и Добеле .

«Июньская ночь! Какую сладкую, чудесную власть имеют твои объятия. Цветут деревья, трава, цветёт душа, цветёт кровь. От каждой пылинки поднимается тоска по цветению. Брожу по Яунпилскому парку вдоль обрыва речки, и мне кажется, что меня нежно несут крылатые руки. Под могучей сенью деревьев так вечно, так блаженно робко. Ночная тишина пламенем расцветает во мне. Каждую клеточку накаливает, очищает и перерождает. Душа улетает из телесной скованности как птица из гнезда, ныряет в сладкую тьму жизни, тоскует, горит, моляще зовёт…

Как жизнь превращает человека. Хотя близко к природе, он всё же забывает смотреть на всё глазами природы. Он всё может воспринимать лишь с точки зрения своей узкой жизни. Как мало людей, с которыми можно стать как ребёнок, прост, свободен и бесконечно правдив. Это молодёжь, с которой можно поговорить обо всём, что на сердце. Это деревенские девушки, полные невыраженных мечтаний, тоски, красоты. Некоторые – как росистый цветок, как листок, на котором скопилась чистая дождевая вода. Она любит ходить одна в цветущие ночи по краю ручья, по рощам, по лугам, рвать цветы, плести их в веночек, босые ноги омыть в утренней росе; и нести свои мечты, хранимые глубоко в сердце, как святыню, которую ни день, ни ночь не имеют права знать. И эти мечты столь белые, чистосердечные, сказочные. Нежданно-негаданно, однажды придёт Он, Сильный, Красивый, возьмёт её в свои чудные руки, поднимет в своей любви между беспредельностью и землёй. Она не знает, кому она верит, но она верит всем своим существом, её мечтаниям нет границ, они цветут как сад, где гуляет солнце и рои пчёл. Она чувствует себя столь одинокой, и ночь для неё единственный, самый близкий друг, и это только ночь слышит, о ком она так тоскует, имя которого у неё на губах».

 

Периодически мы будем возвращаться к указанным «местам» используя материалы эзотерическое исследование гороскопа рождения Р. Рудзитиса… Не пойду против истины, если скажу, что ничего подобного я не встречал ранее ни у одного классика литературы. Проза Рудзитиса - это предельно откровенное и доверительное повествование , это проза-исповедь, когда речь заходит о самом сокровенном, о чём можно поведать только самому близкому человеку , «второму Я». Нечто подобное мне встречалось в «вещах» К. Паустовского, Г. Гейне, Р. Рыльке, И. Гёте… Р. Рудзитис воистину «прост как ребёнок», но это не та простота, что «хуже воровства». Это простота выдающегося философа и знатока Природы, видящего не себя в Природе, но Природу в себе. Его стихия - сама Природа, которую знает и понимает как никто другой , знает и понимает язык общения с деревьями , водами, облаками, пламенем костра, со всеми могучими стихиями Природы. Его душа цветёт в унисон цветению Природы. Это редкий дар! Рихард Рудзитис - часть Природы, причём лучшая часть, её продолжение .

Рудзитис, как всякий владелец истинного богатства, щедр и бескорыстен, поскольку сожалеет, что другие лишены этого богатства. Рудзитис – мечтатель и он же реалист, не вымаливающий у жизни несбыточного, но желающий и даже требующий от жизни редкого, истинного, настоящего. О чём живущие рядом даже не догадываются. Душа Рудзитиса жаждет полёта, томится полётом. Но Рудзитис и сожалеет. О чём же ?

О том, «как мало людей, с которыми можно стать как ребёнок, прост, свободен и бесконечно правдив». Однако, не ошибся ли я, отмечая негромкий, затаённый и торжественный гимн Рудзитиса красоте и величию Природы?

Судя, по содержанию письма Е.И. Рерих к Рихарду Рудзитису, нет, не ошибся. Елена Ивановна писала: «Считаю, что книга эта не только полезна, но именно необходима… Ваше чувство красоты и присущая северным народам чистота восприятия уловит тончайшие тона и звучание Разума Света, окружающего Обитель Всеобъемлющего сердца. Вы сумеете сочетать торжественность и мощь с нежнейшими оттенками. Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу, вашему устремлению к Вершинам прекрасного».

Это письмо вынесено издателями на обложку книги Р. Рудзитиса «Братство Грааля», с прочтения которой в сознание автора этих строк вошло имя «Рихард Рудзитис»…

Фиалки Рихарда Рудзитиса.

Вначале заглянем в тайный, трансцендентный мир писателя и философа, чтобы впоследствии найти отражение этого мира в реалиях жизни и творчества. Проведём эзотерическое исследование гороскопа рождения Р.Я. Рудзитиса, рождённого 19 февраля 1898 года в посёлке Меллуджи (Юрмала), под Ригой .

 

Символический гороскоп, составленный на полдень указанного дня, выявляет следующие важнейшие «точки» : Солнце – 1 градус Рыб, момент рождения (АСЦ) – 9 градусов Рака, сфера сотрудничества – 9 градусов Козерога, слава и репутация (МС) – 27 градусов Водолея, место жительства – 27 градусов Льва.

 

Ясновидческая картина жизнетворческой энергии, а именно Солнца, представляется следующей: «На людном рынке фермеры и посредники предлагают разнообразные продукты». Можно предположить, что в картине выражен «процесс смешения и обмена, который на всех уровнях демонстрирует здоровье общества». Такова трактовка Дэйна Радьяра, кроме того, означающая «конструктивное взаимодействие и взаимообмен продуктов социальной деятельности». А мы добавим: обмен, в котором деятельное участие принимал Рихард Рудзитис.

 

Определимся с картиной момента рождения: «Маленькая голая девочка нагнулась над прудом, пытаясь поймать рыбку».

Психоаналитик усматривает в картине «первый наивный поиск знаний и вечно ускользающего понимания жизни». Как это точно соотносится с натурой Рихарда Рудзитиса, когда символизируется «невинный спонтанный ум ещё не облачённый в культурные паттерны и не ограниченный запретами, стремящийся удовлетворить своё любопытство по поводу того, что кажется таинственным и ускользающим».

И как тут не вспомнить: «Под могучей сенью деревьев так вечно, так блаженно робко. Ночная тишина пламенем расцветает во мне. Каждую клеточку накаливает, очищает и перерождает. Душа улетает из телесной скованности как птица из гнезда, ныряет в сладкую тьму жизни, тоскует, горит, моляще зовёт…».

Это пример «чистоты понимания» Р. Рудзитиса, с его «ценностью простого обращения чистого и необусловленного ума к наиболее элементарному опыту, которое предлагает нам естественная жизнь». Обратимся к картине «славы и репутации» писателя-философа:

«Античная керамическая ваза со свежими фиалками». Согласитесь, лучшего образа Р. Рудзитиса придумать невозможно.

О чём идёт речь? О «значении традиционных умений и искусства, глубоко коренящихся в человеческих инстинктах и чувствах, как опоры для наиболее подлинных чувств человека»

По мнению Дейна Радьяра, эта картина «представляет сдержанную и простую любовь к природной красоте». И далее: «Фиалки обычно считаются символом искренности и скромности – ценностей подлинной человечности, как считалось в далёком прошлом!». Вывод таков: Р. Рудзитис – пример человека утончённости чувств.

Перед нами потрясающая картина «сотрудничества» Р. Рудзитиса, на которой изображён «Ангел, несущий арфу». Об этой картине Дэйном Радьяром сказано так: «Это откровение духовного значения и цели в сердцевине любой жизненной ситуации». Комментарий психоаналитика: «Картина показывает, что «небеса с нами». Всё что нам остаётся – быть откровенными и слушать полую гармонию жизни, в которой мы играем роль, необходимую для полноты и значения целого».

А мы добавим: быть откровенными и слушать полую гармонию жизни, как это умел делать Р. Рудзитис.

Остаётся взглянуть на последнюю, завораживающую картину места жительства писателя и философа: «Сияние зари на восточном небе». Но почему именно на восточном небе? Не потому ли, что «благодаря знанию языков Рудзитис получил возможность ознакомления с трудами многих восточных философов, которые расширили область его религиозно-философских исканий»?

Суть картины видится в «волнующем вызове новых возможностей на пороге нового цикла». Из комментария Дэйна Радьяра: «Каждый день имеет свой рассвет, который нужно встретить с чистым сердцем и ясным умом…Ключевое слово здесь – освещение».

По закону аналогий.

В науке химии хорошо известно такое явление, как «кристаллизация раствора». В колбе естествоиспытателя имеется раствор соли. Для осуществления кристаллизации раствор следует сделать насыщенным, то есть мере возможности растворить в нём как можно больше вещества. Затем, когда насыщенный до предела раствор «вызреет», в него добавляют кристаллик-затравку соли и, поддерживая необходимую температуру и давление, наблюдают за раствором. Через несколько дней можно наблюдать, как попавший в раствор маленький кристаллик начинает «расти», увеличиваться в размерах, и в конце концов, превращается в большой и радующий глаз монолитный кристалл.

 

По сути, нечто подобное происходит и в обществе людей, где , образно говоря, колбой является планета Земля, раствором соли – народ, сообщество разно племенных людей. Насыщенным раствором – является сообщество людей с близкими интересами и целями, кристалликом соли - отдельная, наделённая харизмой, выдающаяся личность. Человек - лидер, человек-вождь. Такой человек, каким в ракетостроении являлся С.П. Королёв, в русской литературе – Л.Н. Толстой, в философии и познании законов развития общества - Н.К. Рерих… Процесс кристаллизации – объединение вокруг вождя людей с близкими жизненными устремлениями, «людей одной крови». Результат объединения – однородный кристалл , коллектив, крепкое и гармоничное содружество людей, привлечённых харизмой выдающейся личности. Допустимо и такое образное сравнение: обрита движения Планеты-Лидера во времени и пространстве волей-неволей включает в орбиту своего движения орбиты близко по духу расположенных Планет-Личностей. Кто же эти люди?

 

Откроем книгу З.Г. Фосдик «Мои учителя» и познакомимся с фотографией ближайших сотрудников одного из создателей Учения Живой Этики, в центре которой, подобно кристаллику в насыщенном растворе, по праву находится Н.Р. Рерих. (стр.652).

 

Сидят)слева направо):Э. Лихтман, З.Г. Лихтман, Н.К. Рерих, Н. Хорш, Ф. Грант.   Стоят: Л. Хорш, С.М. Шафран, С.Н. Рерих, М.М. Лихтман, Т. и Г.Д. Гребенщиковы

Сидят (слева направо):Э. Лихтман, З.Г. Лихтман, Н.К. Рерих, Н. Хорш, Ф. Грант.  

Стоят: Л. Хорш, С.М. Шафран, С.Н. Рерих, М.М. Лихтман, Т. и Г.Д. Гребенщиковы

 

Начиная с 1929 года, в орбиту мощного общественного движения семьи Н.К. Рериха, попал и Рихард Яковлевич Рудзитис, латышский поэт, писатель, переводчик, философ и общественный деятель. Заметим, что свойство притягательности личности Н.К. Рериха оказалось столь велико и непреодолимо, что небольшой при жизни кружок сотрудников, после жизни Н.К. Рериха превратился во всё охватывающее международное «рериховское» движение, которое и поныне продолжает расширяться и крепнуть. Движение, в которое, нежданно-негаданно, однажды оказался вовлечён и автор этих строк.

Сердце, устремлённое к Утру.

Рудзитис Рихард Яковлевич  Познакомимся поближе с жизнью и творчеством Р.Я. Рудзитиса, с тем, чтобы сравнить полученные трансцендентные знания и реалиями жизни и творчества.

 

Из энциклопедии «Википедия»:

Рудзитис Рихард Яковлевич (латыш. Rihards Rudzītis; 19 февраля 1898, Меллужи, — 5 ноября 1960, Рига)

«Рихард Рудзитис родился 19 февраля 1898 года в посёлке Меллужи, в крестьянской семье. Из энциклопедии «Википедия».

1920-е годы.

В 1920 году Рихард Яковлевич начинает учиться на философском факультете Латвийского университета. В этот же университет на химический факультет поступила и Вера Лединь, девушка которую он, ещё учась в гимназии, случайно встретил на теплоходе. Это была его первая юношеская влюбленность. Как Рудзитис позже запишет в своем дневнике, «он жил любовью, которая вдали, жил мечтой о любви». Ей же он дарил и свои стихи: такие его произведения, как «В колыбели Вселенной», «В звездных сферах», «Зов», «Расширяясь» и другие стали своеобразным подношением его Прекрасной Даме.

В апреле 1920 года перешёл на должность корректора в газете «Латвияс Карейвис». Однако уже в октябре в связи с сокращением штата отдела информации газеты он был переведён в Государственную библиотеку Латвии с более жестким графиком работы. Не оставлял Рихард Яковлевич и литературное поприще: писал рецензии, статьи для печати, стихи, делал переводы, составлял поэтические антологии. В 1922 году вышел его первый сборник поэзии «Песни человека». Через год увидела свет брошюра, посвященная творчеству Р. Тагора «Солнечная культура». На плодоносной почве книжных собраний Латвийской библиотеки бережно собирает он поэтическую антологию «Святилище», изданную в 1925 году. В 1927 г. публикуются переводы древнегреческой поэзии Сафо, Алкея, Мелеагра, Гомера «Мелодии пчел».

Глава «Поиски истины».

«Благодаря знанию языков Рудзитис получил возможность ознакомления с трудами многих восточных философов, которые расширили область его религиозно-философских исканий. В конце 1929 — начале 1930 гг. Рихард активно посещает собрания кружка Учения Живой Этики у Феликса Лукина, общество кришнамуртистов, занятия последователей движения Донова. 16 сентября 1930 года он подписал устав Общества друзей Музея Рериха. В 1931 году Рудзитис успешно сдал экзамены и окончил философский факультет Латвийского университета. Свою дипломную работу он посвятил вопросам красоты, религии, добра и их взаимосвязи».

Спутница жизни.

В марте 1922 года по случаю выхода сборника стихов «Песни человека» Рудзитис неожиданно получил три розы от своих знакомых, среди которых была начинающая актриса Элла Страздынь. «Роковой день!» — написал он позднее в своем дневнике. Элла стала именно тем человеком, с которым по образному выражению Рихарда Яковлевича можно «взбираться в горы», идти спокойно ясной дорогой, каким бы ни стал весь мир». Они поженились в ноябре 1926 года, и Элла Рейнгольдовна, оставив сцену, стала его поддержкой и вдохновением на тридцать с лишним лет. Ей он посвятил вышедший в 1933 г. сборник «Прекрасной душе».

Деятельность в Латвийском рериховском обществе.

Около 1932 года Рихард Яковлевич начал принимать самое активное участие в издательской работе Общества. Много своих сил и времени вложил он в издание книг «Агни-Йога», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», «Задачи женщины новой эпохи», репродукций картин Н. К. Рериха. При этом он продолжал делать переводы книг Учения Живой Этики, осматривал массу корректур. Была ему поручена и продажа книг, что неизменно вызывало у Рудзитиса много затруднений, и было почти несовместимо с особенностями его натуры, но он старался воспринимать его как способ закалки своего характера и практической деятельности. В это же время он подготовил для печати поэтическую антологию, посвященную матери («Книга о Матери»), которая вышла в марте 1932 года.

 

В 1933 году жизнь у Рихарда Яковлевича родилась дочь Гунта. В марте 1934 года после тяжёлой болезни ушел из жизни председатель Общества Феликс Денисович Лукин. Его место занял Карл Стуре, а на Рудзитиса легли дополнительные организационные обязанности. В это время Рудзитис подготовил поэтическую антологию «Красота духа», сборник эссе о европейских деятелях культуры «Мыслители и воители», завершил книгу о Р. Тагоре, перевёл очередную книгу Учения Живой Этики — «Иерархия». Рихард Яковлевич неоднократно торопил типографии с набором текстов, тщательно выбирал шрифты, бумагу, следил за качеством печати и оформлением, исправлял ошибки и огрехи печати. Получив разрешение на свое издательство «Красота утра», Рихард Яковлевич выпустил в нем монографию «Николай Рерих — водитель Культуры» (1935 г.) с репродукциями картин Н. К. Рериха и переводами его стихов, книги Учения Живой Этики «Мир Огненный» и «Иерархия». В 1936 году выходят третья часть «Мира Огненного» и «Община». В июле Рижская префектура дала разрешение на регистрацию издательства «Угунс» (по-латв. огонь), где вскоре увидели свет книга Учения Живой Этики «Аум», книга Рудзитиса «Сознание Красоты спасет», сборники очерков Н. К. Рериха «Врата в будущее» и «Нерушимое». В ходе временного организационного разлада на годовом собрании Общества в 1936 году Карл Стуре ушел с поста председателя. Избранное правление назначило на его место Рихарда Яковлевича. С этого момента новые обязанности и стремление отдать Обществу свои лучшие проявления отнимают все силы Рудзитиса.

На посту Председателя Латвийского рериховского общества.

В январе 1937 года родилась его вторая дочь Илзе. Радость от прихода нового «гостя Горнего Мира», как он поэтично называл своих дочерей, принесла свои прекрасные плоды: был подготовлен и опубликован сборник «Свет сердца» о Ф. Д. Лукине, издана «Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской, книги Учения Живой Этики «Надземное» и «Братство». Вообще , этот год был ознаменован широкой деятельностью вверенного Рудзитису Общества. К запланированной на апрель конференции стран Балтии Рихард Яковлевич предложил всем обществам Рериха в Балтийский странах действовать совместно и подать своим министрам иностранных дел меморандум на языке своих государств вместе с подписями общественных деятелей, отметив в конце документа, что и в других государствах подобные предложения подписаны, а на самой конференции вручить копию меморандума на французском языке, подписанную всеми тремя обществами, приложив копии отдельных предложений. В сборе подписей общественных и культурных деятелей сам Рудзитис принял активнейшее участие. Много трудов было положено и в организацию в октябре 1937 года посвященного 50-летию деятельности Н. К. Рериха съезда рериховских обществ Балтийских стран с открытием в Риге музея художника. Помимо приобретения и развешивания картин, подготовки каталогов и прочих хлопот необходимо было преодолевать ещё и бюрократические препятствия. При этом, даже получив разрешение на проведение мероприятия, его участники должны были терпеть присутствие членов политического Управления. Рефераты, тезисы, поздравления и приветствия участников съезда были собраны впоследствии в «Золотую книгу». Конец 30-х годов был наполнен для Рихарда Яковлевича борьбой и глубокими переживаниями от любого диссонанса в отношениях между членами Общества. Он занимался перерегистрацией Общества, что в условиях неоднозначного отношения правительственных кругов Латвии к личности Н. К. Рериха было делом непростым. После неоднократного посещения кабинетов чиновников разных ведомств, споров и убеждений разрешение на перерегистрацию, наконец, было дано. В феврале 1939 года Рудзитис получил его новый устав. Высокой нотой среди этого напряжения звучит собранная им антология песен «Благословение любви». Настоящим благословением для Рихарда Яковлевича стало и появление на свет его третьей дочери Марите. Со всей отдачей он продолжал заниматься пополнением коллекции открытого Музея, выпустил монографию о Н. К. Рерихе со статьями В. Иванова и Э. Голлербаха. Наконец, появились в Обществе и способные люди, которым Рудзитис смог передать издательские вопросы, больше посвящая себя философским вопросам и творчеству. Осенью 1939 года в Латвии к власти пришло коммунистическое правительство. Из-за отношения к Советскому государству и новому правительству в Обществе возникают некоторые разногласия, меняется правление. В августе 1940 года выходит указ о закрытии общественных организаций, на основании которого ликвидируются Общество и музей Рериха, картины передаются в художественный музей, Знамя Мира — Историческому музею, книги и документы правления — Государственному архиву. Часть наиболее ценного имущества членам Общества позволили заменить другим, часть, в основном книги, — выкупить. Рихард Яковлевич успел спасти и спрятать всю переписку и личные документы, часть уничтожил, опасаясь обысков. Трудно обстояли дела и с основной работой — в Государственной библиотеке. Его избирали в многочисленные комиссии, которые, по его мнению, не облегчали, а скорее мешали и запутывали творческую работу учреждения».

1940-е годы.

В 1941 году Вторая мировая война дошла и до Риги, поразив утонченную поэтическую душу Рудзитиса «жестокостью, граничащей с безумием». При обстрелах Риги, просидев три дня в бомбоубежище, он, с ужасом смотрел, как горит город, и пожар угрожает зданиям его библиотеки. При перерыве в стрельбе он на свой страх и риск вышел из укрытия, чтобы забрать спрятанный в библиотеке пакет с рукописями и другими бумагами. С тем же мужеством отчаяния пытался он узнать у новых властей судьбу картин Н. К. Рериха и по возможности вернуть их, как принадлежащих авторам. В апреле 1943 года 42 картины были перевезены в Межапарк в дом бывшего члена Общества Мильды Рекстынь. Осенью 1943 года им вернули ещё четыре картины. С осени же в доме Рудзитисов начали собираться друзья, читались доклады, выписки из Учения Живой Этики, давались импровизированные концерты. При этом Рихард Яковлевич много работал и читал: из Германии он выписал около 60 книг о научных вопросах, подвижниках и выдающихся личностях: (Оригене, Сен-Жермене, Акбаре, Конфуции, Платоне и др.). В этот период им были написаны очерки об Аспазии и Перикле, о перевоплощении («Века»), начали подбираться материалы для детской книги. Переписывался и совершенствовался его Magnum opus — «Братство Святого Грааля», который он начал писать ещё в декабре 1935 года. В трудах над любимым детищем прошли 1947 и 1948 годы. Творчество было его спасением среди нелепостей и напряжений перестройки общественной жизни на советский лад. Новые власти запретили его книги «Прекрасной душе», «Николай Рерих — Водитель Культуры», «Записки пилигрима» и др. И как оказалось, это было только начало.

В лагерях ГУЛАГа.

18 апреля 1948 года в Межапарке Рихард Яковлевич был арестован. Его ценная многотысячная библиотека была вывезена и уничтожена, только несколько любимых книг его дочери Гунте удалось спасти. Также чудом сохранились дневники и рукописи, которые Рудзитис спрятал на чердаке родительского дома. Следствие было крайне тяжелым, с применением насилия. Но врагом народа Рихард Яковлевич себя не признал. Особым совещанием он был осужден по статье 58.10 ч. 1, 2 на 10 лет заключения в лагере строгого режима в Коми АССР . По дороге к месту заключения, в Инту Рудзитис попал в лазарет, а затем с диагнозом «сердечная недостаточность» в мужской инвалидный лагерь в Абези. Сначала он работал на общих началах и даже после заключения врачебной комиссии о переводе в бригаду «индивидуального труда» не сразу смог перейти к более легким работам. Все это требовало от него крайнего физическогоЗаписи Р.Я. Рудзитиса на ткани и нервного напряжения. Вообще в лагере он чувствовал себя как горниле, где переплавляются и испытываются все его качества. В условиях разложения и беспросветности лагерного существования Рихард Рудзитис сохранял присутствие духа и внутреннюю торжественность, стараясь хотя бы в письмах поддержать свою семью — через год, в 1949-м арестовали его жену Эллу. Светом творчества и стремления хоть как-то украсить жизнь других была наполнена его жизнь. В пламенном желании учиться и познавать он просил присылать книги о культуре, науке, искусстве, этике — самые дешевые, чтобы не обременять родных. Собирал газетные вырезки и щедро делился с духовно изголодавшимися солагерниками. Химическим карандашом на кусочках ткани писал свои откровения сердца — эссе и стихи, которые чтобы сохранить подшивал на подклад одежды. Творил он и в московской тюрьме, куда был доставлен для пересмотра его дела в 1954 году. После смерти Сталина 58 статья была отменена, и Рудзитис смог вернуться домой. Здесь он первым делом стал хлопотать о реабилитации других рериховцев. Вскоре освободили и его спутницу жизни.

Последние годы.

После возвращения Рихард Яковлевич уже не мог вернуться на свою прежнюю работу в библиотеку, и лишь время от времени делал переводы научных и литературных произведений.

 

1957 год принес ему столь долгожданную встречу с Ю. Н. Рерихом, вернувшимся в СССР из Индии. Много раз Рудзитис потом ещё приезжал в Москву ради таких встреч. Одна из них была особо торжественной — 12 апреля 1958 года открылась в Москве выставка Н. К. Рериха, и более 10 картин для неё были получены из Риги. Всё это будто придало ему новые силы. Он много работал, преодолевая недомогания и плохое самочувствие: готовил рукописи: «Братство Святого Грааля», «На горе судьбы», «Миссия поэта», «Воин Грааля», «Матерь Агни-Йоги», «Бессмертные Лики» и «Построим гору», собирал разрозненные стихи, написанные с 1930-х по 1940-е годы в сборник «Огненные крылья», правил своё «Введение в Живую Этику».

 

Памятник на могиле Р. Я. Рудзитиса

Памятник на могиле Р. Я. Рудзитиса.

 

В январе 1959 года он по рекомендации Ю. Н. Рериха спешно написал очерк «Космические струны в творчестве Николая Рериха». Подготовил и сборник для детей, написанный ещё в лагере — «По солнечной тропе». Его перевели на русский язык, и он разошёлся во множестве самиздатовских списков. Интенсивно работал Рихард Яковлевич и над своими «Введением в Живую Этику» и «Психической энергией — путеводной звездой человечества». Тяжело восприняв смерть Юрия Рериха в мае 1960 года, Рудзитис ушёл из жизни 5 ноября 1960 года в возрасте 62 лет. Рихард Рудзитис был похоронен на Лесном кладбище, а на надгробии, сделанном по эскизу его друга Л. Цесюлевича, высечена надпись «Сердце, стремись к Утру».

07.05.2014 17:59АВТОР: Александр Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 1154




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Подвижники РД »