М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Благородный Цзонкхапа — «Высшая драгоценность тибетских мудрецов». Наталия Жукова


 

 

Наталия СПИРИНА

 

 

Беспредельность, 47

 

Всё уносится в космическую даль,
Всё приходит из космических глубин.
Направляя устремление туда,
С Беспредельностью сливаясь навсегда,
Загораясь и сверкая как звезда, —
Достигает несказуемых вершин
Человек — сокровищ мира властелин! [1]

 

Цзонкхапа. Бронза. XIX в.

Цзонкхапа. Бронза. XIXв.

 

Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают,
как просты и гармоничны, и прекрасны Они. (…)
Искры Их сияния должны проникнуть
в жизнь людей, ожидающих приход скорый
. Чем встретить? — Конечно, самым лучшим.
Как дождаться? — Погружаясь в красоту
. [2]

Н.К.Рерих

 

Ламе Цзонкхапе, Высшей Драгоценности тибетских
мудрецов, Воплощению Авалокитешвары*,
Сокровищнице непостижимого сострадания,
Манджушри**, Владыке чистого знания, (…)
я поклоняюсь.

Из буддийской молитвы.

 

Почти две тысячи лет прошло с тех пор, как Благословенный сказал «Будда исчезает, Закон остаётся» [3] и покинул этот мир скорби.

В Тибете, где Учение Будды Шакьямуни обрело свою вторую родину, за это время оно успело подвергнуться существенным искажениям. В многочисленных буддийских монастырях расцвели невежество и суеверия, ламы увлеклись магией, ритуалами и обрядами, дисциплина ослабла, монахи перестали соблюдать общинный Устав (Винаю). Назрела необходимость очистить Учение Будды от вредных наслоений, а монастырям вернуться к чистой жизни и строгой дисциплине первых буддийских общин.

Всё истинное приходит в свой срок.

В конце XIV веке в Тибете родился Чже Цзонкхапа (1357-1419)[4] — Великий философ и Учитель, которого Буддийский мир чтит наравне с Готамой Буддой.

«Приход Цзонкхапы знаменует возвращение к более чистой форме буддизма, уже проповеданной Атишей, его прославленным предшественником» [5], — писал Юрий Николаевич Рерих.

Сочетая в себе выдающиеся духовные достижения с несравненной учёностью, Цзонкхапа решительным образом провёл реформу тибетского буддизма, и не только спас его от деградации, но и сохранил его для будущих последователей Будды во всём мире.

Его неустанная благородная деятельность вернула чистоту Учению Будды, он возродил былую славу тибетских монастырей — Твердынь Знания. Он основал буддийскую школу «Гелугпа», что означает «Целомудренные»[6] и оставил выдающиеся работы по буддийской метафизике, самая известная из которых «Ламрим-ченмо» («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения»).[7] «Эта работа тщательно изучается в теологических школах больших монастырей Лхасы… в то время как некоторые монастыри Монголии… имеют особые школы по изучению «Ламрима» [8], — отмечал Ю.Н.Рерих.

«Главные деяния Цзонкхапы — восстанов¬ление Священного Изображения Грядущего Будды Майтрейи; учреждения глав¬ного религиозного праздника Тибета Манлам чхенпо (Великая молитва), что способствовало единению народа и новой школы; строительство монастыря Галдан, или «Тушита» — Обитель Майтрейи». [9]

Цзонкхапа вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным подвигам, но и благодаря своей необычайной доброте и скромности — он неустанно трудился всю жизнь и никогда не подчёркивал свои выдающиеся духовные достижения. Но его пример Любви к Высшему, целомудренной жизни и неустанного радостного познавания зажигал в окружающих стремление учиться и совершенствоваться. Слава о знаниях и добродетелях Цзонхкапы разнеслась повсюду, народ его искренно любил и почитал.

«По традиции считается, что Цзонкхапа имел своим духовным водителем Бодхисаттву Манджушри, который являлся ему в уединении в горах Амдо. Считается также, что иногда его вдохновлял сам Майтрейя, и возможно, в этом заложено объяснение огромного воздействия, произведённого Учением Великого Реформатора на умы и души ламаистского братства»[10], — отмечал Юрий Николаевич Рерих.

И сегодня книги Благого Учителя Цзонкхапы широко известны, а Его почитают и любят во всём Буддийском мире…

***

Николай Константинович Рерих — великий Мудрец и гениальный художник-провидец «глубоко знал философию и искусство буддизма, труды его основоположников и реформаторов. Художника привлекали основы буддизма без позднейших наслоений и иска¬жений. Он считал, что буддизм «соответствует лучшим запад¬ным научным исканиям», отмечал буддийские принципы построения жизни на основе самоусовершенствования личности, принципа ненасилия и любви ко всему живому, сострадания и помощи ближним, так необходимые для современного мира.

 

Нравственно-этические принципы христианства и буддиз¬ма, по мысли Рериха, едины. «Христос учил: "Вера без дел мер¬тва". Будда указал три пути: долгий — путь знания, короче — путь веры, самый краткий — путь действия». Позже Николай Константинович записал слова буддийского ламы: «Где красота — там религия. Где религия — там красота». [11]

«Многие картины… [Рериха] посвящены Образам Учителей буддизма, вошедшим в буддийский пантеон. Николай Константинович собирал сведения об их жизни и подвигах, изу¬чал их философские произведения. «Мы вспоминаем замечательные труды, полные жизненной мудрости, Асвагоши и Нагарджуны, гимны отшельника Миларепы и канон Атиши, и великого амдосийца Цзонкхапы», — писал он». [12]

***

Обратимся к Изображениям Цзонкхапы, созданным Н.К.Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. В высокогорном гималайском княжестве Сикким, в 1924 году, Н.К.Рерих запечатлел Учителя в виде буддийской скульптуры, бережно сохраняя при этом традиционный канон.

 

   Н.К.Рерих. Цзон Кха Па.( Tsong Kha Pa). Рисунок. 1924.

   Н.К.Рерих. Цзон Кха Па.( Tsong Kha Pa). Рисунок. 1924.

 

«Ясный и деятельный Цзонкхапа, так полюбившийся всему Северу, основатель "жёлтых шапок". И мно¬гие другие… счи¬щали пыль условности с заветов Будды» [13], — писал Николай Константинович Рерих.

На рисунке Н.К.Рериха Цзонкхапа изображён сидящим в позе размышления, правой рукой он совершает знак поучения (витарка-мудра), а левой держит сосуд с амритой (священным напитком бессмертия). Он одет в монашеский плащ и остроконечную шапку с длинными наушниками, характерную для лам школы Гелугпа. Лик его ясен, спокоен и полон благости. Лаконично передаёт художник красоту гармонии Высоких духовных достижений, так как она трактуется в буддийской традиции.

В это же время Образ Цзонкхапы появляется на картине, вошедшей в серию «Знамёна Востока», объединившей в панораме небывалой красоты Великих духовных Учителей и Подвижников Востока и Запада. Н.К. Рерих отмечал: «Святые… принадлежат всему миру, как ступени истинной эволюции человечества». [14]

 

Н.К.Рерих. Цзонкхапа. Серия «Знамёна Востока». 1924.

Н.К.Рерих. Цзонкхапа. Серия «Знамёна Востока». 1924.

 

На картине Николая Рериха — в окружении сияющих снежных вершин Гималаев, на горных высотах — Буддийская ступа [15] и обращённый на Восток Менданг, сложенный из огромных камней — место для уединённых молитв лам и отшельников.

Николай Константинович отмечал во время экспедиции: «Каждый перевал увенчан красивым Мендангом с Колёсами Жизни, с рельефами молитв и с нишами седалищ перед ликом зовущих далей. Здесь медитируют ламы и путники. Здесь развеваются знамёна. Здесь каждый седок приостановит коня». [16]

И на картине мы видим высеченное на каменном сооружении «Колесо Закона», означающее Проповедь Дхармы (Закона), с которой вышел к людям достигший Просветления Будда.

Среди глубоких тёмно-синих, голубых и фиолетовых тонов и оттенков ближних каменных громад и окружающих гор — как тёплый и ясный солнечный луч — недвижная фигура в ярко-жёлтом одеянии на каменном Менданге. Это Учитель Цзонкхапа, погружённый в молитву. В его внешней неподвижности таится мощное движение, он — как пламя, замершее в тишине… Силуэт святого в остроконечной жёлтой шапке перекликается с острым пиком дальней горы. Истинно, Подвижник подобен вершине, так как достиг Духовных Высот…

 

Об этом высоком состоянии сказано в Учении Живой Этики:

 

 

«Одиноко стоит вершина —
чувство одиночества не покидает её. (…)
...Одинокая вершина питает снегами
реки долин и растит урожай полей.
Солнце являет первый луч вершине.
И луна смотрится в ледники.
И никто не знает недра горячих ключей».[17]

***

О жизни и подвигах Учителя Цзонкхапы существует много легенд. Его жизнеописание, по буддийской традиции, охватывает несколько жизней. [18] Расскажем о нём кратко.

 

Бодхисаттва Манджушри,  огненным мечом поражающий тьму невежества. Бронза, XIX в. (?)

Бодхисаттва Манджушри,

огненным мечом поражающий тьму невежества.

Бронза, XIX в. (?)

 

Считается, что Цзонкхапа был воплощением Бодхисаттвы Манджушри — покровителя Высшего Знания, который достиг Освобождения многие эпохи назад, но возвращаясь на землю вновь и вновь, продолжает помогать людям.

В прошлых перерождениях Цзонкхапа дал клятву распространять Учение в нашем несовершенном мире, и поэтому получил имя «Великий храбрец».

Во времена Будды Шакьямуни он родился мальчиком-брахманом и поднёс Благословенному хрустальные чётки. И Будда предсказал самое славное его рождение в Тибете: «Этот мальчик будет целителем моего Учения. В будущей нечистой эпохе он воздвигнет в стране, обитаемой яками, монастырь под названием «Радостный» и будет носить имя «Хороший ум».

Среди его воплощений встречаем такие славные имена, как Учитель Падма Самбхава, великий Нагарджуна, пандит Атиша, переводчик Марпа и главный ученик Миларепы Гампопа…

***

Великий Тибетский Реформатор Цзонкхапа родился в 1357 году в богатой и благочестивой буддийской семье, в провинции Амдо (Восточный Тибет), в местности называвшейся Цзонкха («Падь дикого лука», откуда и его имя — Цзонкхапа, то есть Диколукский). Он был четвёртым из шести сыновей.

Его рождению предшествовали вещие знаки. Его отец увидел сон: Бодхисаттва Ваджрапани*** метнул с неба сверкающую золотую ваджру (молнию), которая вошла в тело его жены. «Наверное, родится сильный мальчик», — подумал отец. А соседи видели во сне одновременное появление на небе солнца, луны и звёзд, а затем дождь из цветов…. Мать Цзонкхапы увидела сон, как золотая статуя Авалокитешвары спустилась с облаков и вошла в неё. Она поняла, что у неё родится великий человек.

Проснувшись на заре, мать почувствовала блаженство. На небе появилась большая яркая звезда — тогда и родился Цзонкхапа, не причинив матери боли. На утреннем небе сверкала Венера…

 

Место  рождения Цзонкхапы. Монастырь Кумбум. Амдо. Восточный Тибет.

Место  рождения Цзонкхапы. Монастырь Кумбум. Амдо. Восточный Тибет.

 

«Сказывают, что на том месте, где родился этот замечательный человек, выросло «белое сандаловое» дерево со ста тысячами Священных Изображений на листьях и с буквами на коре. (…) Я лично во время своего путешествия в Тибет видел буквы на деревьях (их несколько в двух местах) и удивлялся искусству таинственного воспроизведения их» [19], — писал известный исследователь Тибета Г.Ц.Цыбиков.

Позже, чтобы почтить место рождения Учителя Цзонкхапы, был построен монастырь Кумбум, что означает «Сто тысяч Изображений» и сооружён храм Майтрейи.

***

В детстве Цзонкапа не играл, не проказничал, никогда не сердился, был со всеми вежлив. Он был очень умный мальчик. «С юных лет он был решительно устремлён к Учению и очень рано начал монашескую жизнь…»[20]

В трёхлетнем возрасте он уже осознал ущербность обыденной жизни и принял обет монаха в миру (упасика). В это же время отец отдаёт его ламе на обучение, и Цзонкапа сразу же учится читать, только лишь увидя Священные книги поучений Будды (сутры).

В семь лет он со слезами расстался со своим первым учителем и отправился в Центральный Тибет продолжать обучение. Он учится много лет в нескольких монастырях, у выдающихся наставников, в семнадцать лет изучает медицину и становится известным врачом. В девятнадцать лет он славится умом и красноречием и побеждает в философских диспутах. К этому времени он уже изучил все второстепенные науки — о стихосложении, стилистике, математике и т. п. Затем он встречает ламу Рендаву, которого считает главным своим учителем и продолжает обучение у него.

«Биография отмечает пять качеств Цзонкхапы: 1) много слушал теоретических знаний, 2) видел истину практических качеств, 3) был искусен в произношении слов, 4) не думал об имущественных приобретениях, был милосерден, 5) не имея лени в обдумывании и исполнении, не имел недостатков». [21]

В это время ему передали письма от родных с просьбами вернуться. Он послал матери и сестре свой портрет, который, как только мать развернула его, заговорил с ней. Мать почувствовала такую радость и благоговение, как будто встретилась с сыном, и тоска разлуки утихла.

Цыбиков пишет: «Судя по биографиям Цзонкхапы, он был очень красив, имел круглую голову, широкий лоб, брови мягкие, нос выдающийся высокий, мочки ушей длинные… длинные пальцы, тонкую талию, весьма красивые белые с чёрными зрачками глаза, цвет кожи белый, подобный цветку…». [22]

А Ю.Н.Рерих отмечал, что на буддийских танках (иконах) «Великого Реформатора всегда можно узнать благодаря… форме его носа, и нам было сказано, что это характерная черта лица Цзонкхапы. Противники звали его «Амдосец с большим носом». И это единственный пример в портретной живописи, который может быть приведён в истории тибетского искусства». [23]

В возрасте двадцати трёх лет Цзонкхапа принимает полный монашеский обет бхикшу. В это время у него уже много учеников, привлечённых его учёностью, благородством и добротой. В течение четырёх лет он оставался в монастыре Цегунтан, вблизи Лхасы, и изучил все триста томов Ганджура и Данджура (полное собрание буддийских текстов и комментариев к ним).

Он учился у всех знаменитых наставников своего времени — всего их было около сорока. К тридцати годам жизни Цзонкхапа вполне усвоил буддийскую философию, главным образом, по трудам индийских учёных школы Махаяны. А к тридцати пяти годам (по прошествии тридцати двух годов учёбы) он достиг такого совершенства, что с ним начал говорить сам Бодхисаттва Манджушри, который стал его Учителем.

 

Грядуший Будда Майтрейя.

Грядуший Будда Майтрейя.

 

Как-то в одном храме Цзонкхапа увидел статую Грядущего Будды Майтрейи в очень запущенном виде. Он не мог сдержать слёз и вместе с учениками стал её восстанавливать. Не хватало средств. Цзонкхапа и его ученики стали молиться, и вдруг появились люди и принесли необходимые средства. И статуя Майтрейи была обновлена.

По преданию, после её освящения в неё вошёл сам Майтрейя, который благословил Цзонкахпу, сказав ему: «Сын благородной семьи! Ты подобен пришедшему в мир Будде».

***

Говоря о реформировании Цзонкхапой буддийских монастырей, следует отметить, что как монах-аскет, «он сделал обязательным безбрачие монахов и запретил ритуалы шакти старых тантрийских школ. Он придавал особое значение морали и дисциплине монахов и назвал основанную им школу Гелугпа — «Целомудренные». [24]

«Основание современной церковной организации Тибета было заложено также Цзонкхапой». [25] «Цзонкхапа разрешил изучать в монастырях белую магию и запретил практиковать чёрную магию. Здесь «белая магия»… означает астрономию и астрологию. Ряд тибетских астрономических и астрологических книг был переведен с китайского языка». [26]

 

Монастырь Галдан. Тибет.

Монастырь Галдан. Тибет.

 

«Первый большой монастырь этой школы.… был создан около 1409 года в окрестностях Лхасы».[27] Он был построен на высоте около 4500 метров и получил название «Галдан» — «Радостный». В переводе на тибетский это «Тушита» — небесная Обитель Майтрейи — Будды Грядущего. Цзонкхапа сам дал указания ученикам о месте возведения строений и о том, какой вид они должны иметь.

Существует множество преданий о чудесах, совершённых Цзонкхапой и его учениками в Галдане. Ключ-колодец на юго-западной стороне обители появился, как говорят, после того как Цзонкхапа указал на это место пальцем.

На скалах близ монастыря показывают следы его рук, локтей и колен, а также шапки и чёток. Показывают и углубление в скале, из которой Цзонкхапа, по преданию, достал волшебную раковину, спрятанную ещё при жизни Будды Шакьямуни. Так, состязаясь в йогической силе, ученики Цзонкхапы начертили изображения своего Учителя на скале указательными пальцами. Рассказывают, что Цзонкхапа скрыл до предсказанного им времени в скале клад, состоящий из шапки и некоторых других личных вещей, обладающих особой магической силой. В соответствии с предсказанием, клад извлёк Далай-лама XIII Тубдан Жамцо (1876–1933).

 

Монастырь Галдан.

Монастырь Галдан.

 

Самому Цзонкхапе, говорят, лично прислуживал Дамжан Шойжал — одно из воплощений Владыки мёртвых Ямы. Рассказывают, что это божество, бывшее защитником и преданным слугой Цзонкхапы, служило ему, принимая различные облики, в том числе и под видом простого деревенского парня.

Галдан был первым монастырём школы Гелугпа и стал главным её центром. В нём Цзонкхапа проповедовал и окончил свои дни. В монастыре был сооружены многие статуи Буддийских Божеств, некоторые из их чудесным образом появились сами собой.

Три главных святыни Галдана — Золотой трон Цзонкхапы, его йогическая комната и Золотая ступа Цзонкхапы.

Золотой трон Цзонкхапы — это его учительское место. На нем могут восседать лишь настоятели Галдана и Далай-ламы. Этот трон, хоть и называется «золотым», представляет собой простое деревянное сидение тёмно-красного цвета. Единственное его украшение — изящный цветочно-травяной орнамент, вырезанный на спинке и покрытый позолотой. Простота и скромность были характерны для Цзонкхапы.

Йогическая комната Цзонкхапы находится в одном из монастырских домов, где расположены его личные покои… Повсюду царит свойственная хозяину простота. Небольшая комната, в которой Цзонкхапа выполнял созерцательные практики, не имеет окон и при закрытой двери погружается в темноту. Здесь находится йогический трон Цзонкхапы — простое высокое и просторное прямоугольное деревянное сидение со спинкой.

На этом сидении Цзонкхапа в 1419 году вошёл в самадхи… И пребывал там двадцать пять дней. Выйдя из него, он излучал свет, нестерпимый для глаз. Он выглядел как шестнадцатилетний юноша… Потом он явил ещё множество чудес и покинул этот мир.

 

Монастырь  Галдан. Внутренние помещения.

Монастырь  Галдан. Внутренние помещения.

 

Когда его ученики плакали над телом, вопрошая: «Учитель, где ты?», на стене чудом появился Образ Цзонкхапы и произнес: «Я здесь».

После его ухода сорок девять дней на чистом небе сияли радуги, с неба дождём сыпались ослепительно прекрасные цветы, слышалось небесное пение…

Согласно преданию, после того как Цзонкхапа ушёл, его тело осталось нетленным. Выждав, ученики убедились в этом. Построив ступу, они замуровали в неё ящик из сандалового дерева, в который поместили тело своего Наставника. Потом Священную ступу облицевали золотом и украсили драгоценными камнями. В ступу поместили рукопись его основного труда «Ламрим-ченмо».

По преданию, Цзонкхапа не умер, настанет срок, и он выйдет из самадхи и будет проповедовать людям Учение Благословенного Будды.

***

Досточтимый Цзонкхапа оставил после себя около двухсот пятидесяти учеников. Но ближайшими были двое: Хайдуб и Чжалцаб. «Хайдуб стал настоятелем монастыря Галдан. Другой ученик… — Шакья Еше… был послан Учителем в Китай, где проповедал доктрину Калачакры». [28] А Чжалцаб стал первым Далай-ламой Тибета.

«…Глубокое восхищение вызывает тот факт, что возвышенное Учение Гаутамы Будды, которое организовало тысячи монахов, устремлённых к идеалу общины в этом мире, могло послужить причиной взлёта искусства, мощно утвердившего себя в безбрежных просторах Азии» [29], — писал Юрий Николаевич Рерих.

«Образ Цзонкхапы твёрдо вошёл в тибетскую иконографию (…) Изображения Цзонкхапы бесчисленны. Он является одним из «четырёх Солнц» северного буддизма (Шакьямуни, Нагарджуна, Атиша и Цзонкхапа)… Часто Реформатор представлен со своими двумя основными учениками Чжалцабом и Хайдубом. На изображениях он облачён в жёлтую шапку своей школы и красно-коричневое монашеское одеяние, зачастую покрытое золотым рисунком (иногда цвет одеяния жёлтый). Два цветка лотоса, обычно изображаемые позади него, поддерживают меч и книгу». [30]

 

Цзонкапа с учениками. Танка. Тибет. XIX  в.

Цзонкапа с учениками. Танка. Тибет. XIX в.

 

На тибетской танке — верные ученики Цзонкхапы изображены у ног своего Учителя. Предание гласит, что когда ученики вспоминали его и плакали, сострадательный Цзонкхапа появлялся на белом слоне или на белом льве — успокаивал и наставлял их.

***

Буддизм (так же как и Учение Живой Этики) основан на знании древней Доктрины реинкарнации (перевоплощения), поэтому буддисты никогда не прощаются с любимыми Наставниками, так как знают, что смерти нет, и Высокие Души продолжают помогать стремящимся освободиться от иллюзий и страданий.

Высокие Души никогда не оставят тех, кто устремлён к Ним мыслью и сердцем.

Сейчас, в преддверии Новой Эпохи, когда человечеству дано Учение Живой Этики, объединяющее Основы всех мировых религий, наступило «ВРЕМЯ ПОДРАЖАТЬ».

Об этом писала Наталия Дмитриевна Спирина:

«Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им не к чему. (…)

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитание.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам». [31]

 

Наталия СПИРИНА

 

 

Вершина едина, но много путей,
Ведущих к зовущей её Высоте.
По разным дорогам к ней люди идут,
А там, на Высотах, их Светочи ждут,
Готовые помощи руку подать,
Не дать оступиться иль ринуться вспять.

И тот, кто надземных Друзей полюбил,
Не будет отринут, не будет забыт. [32]

 

25 июля 2014 г.
Новосибирск, nzh@mail.ru

 

Примечания:

 

*Авалокитешвара (тиб. Ченрези) — Бодхисаттва, воплощающий беспредельное сострадание.
** Манджушри (санскр. Красивое сияние) — Бодхисаттва , покровитель Высшего знания, олицетворяет мудрость, разум и волю.
*** Ваджрапани (санскр. «держащий ваджру (молнию)») —Бодхисаттва, защищающий Будду и символ его могущества.
1. Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).
2. Рерих Н.К. Звезда Матери Мира / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига, 1992.
3. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара, 2000. С.12.
4. Здесь мы придерживаемся написания имени, приведённого Юрием Николаевичем Рерихом в его труде «Тибетская живопись» — Цзонкха́па. Но встречаются также написания: Цонкхапа, Цонгкапа, Цзонкапа, Цзонхава, Цонкапа, Цонгкапа, Цзонхапа.
5. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С.20.
6. По цвету головных уборов монахов школу Гелугпа ещё называют «школой жёлтых шапок».
7. «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим-ченмо) — наиболее знаменитый труд Чже Цонкапы, где важнейшие идеи индийского буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывающего весь путь духовного развития вплоть до достижения Пробуждения. Эта священная книга поможет понять суть буддийского учения всякому человеку интересующемуся культурой Востока или задумывающемуся о смысле жизни.
8. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С.21.
9. Жукова Н. Буддийские мотивы в творчестве Н.К.Рериха / Рериховские Чтения-1997. (Сборник). Новосибирск, 2000. С. 229.
10. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С.21.
11. Жукова Н. Буддийские мотивы в творчестве Н.К.Рериха. С. 202-203.
12. Там же. С.225.
13. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1992. С.79.
14. Рерих Н.К. Майтрейя / Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С.192.
15. Буддийская ступа ( тиб. чортен) — символ Просветления Будды и преодоления стихий в процессе духовной эволюции — земли, воды, воздуха, огня и эфира, а также место хранения буддийских реликвий.
16. Рерих Н.К. Струны земли / Рерих Н.К. Цветы Мории… С.130.
17. Листы Сада Мории. Зов. 7.01.1922.
18. См. Краткое жизнеописание Чже Цонкапы (1357—1419) / Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. (Ламрим-ченмо). СПб.: Нартанг, 1994. С.29-47.
19. Цыбиков Г.Ц. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Т.2. Новосибирск: Наука, 1981. С.55.
20. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С.19-20.
21. Цыбиков Г.Ц. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Т.2. С.60.
22. Там же. С.63.
23. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С.99.
24. Там же. С.20
25. Там же. С.21.
26. Там же. С. 20.
27. Там же.
28. Там же. С.21.
29. Там же. С.7.
30. Там же. С.99.
31.Спирина Н.Д. Время подражать /Спирина Н.Д. Отблески-1990. Екатеринбург, 1997. С.24.
32. Спирина Н.Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).
33. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов http://gallery.facets.ru/

20.09.2014 16:23АВТОР: Наталия Жукова | ПРОСМОТРОВ: 489




КОММЕНТАРИИ (1)
  • елена08-09-2016 20:58:01

    Прочитала с благоговением, благодарю Наталию Жукову за открытый прекрасный мир Духа, за ещё одну возможность поклониться Николаю Константиновичу, нашему родному!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »