Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха. Ева Меркачева. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Чем чище побуждение, тем выше достижения. Н.В. Ивахненко


«Пусть каждый заглянет в глубину своего сознания,
пусть разбудит сердце свое и даст себе суровый отчет
во всех своих побуждениях, руководивших его поступками,
и немедленно приступит к искоренению всех нагромождений,
ибо время не ждет!» (17.08.30 Рерих Е.И.)

 

Преданность и чистота побуждений наш единственный
якорь в хаосе разбушевавшихся стихий. (23.08.34 Рерих Е.И.)

 

В последние годы все чаще и чаще говорят о приближающихся Сроках, о 2012 годе, о Страшном Суде, о катастрофах и катаклизмах, в связи с этими событиями. Кто-то уже строит планы спасения. У многих при этом возникает вопрос: «Что делать? – Подготовить себя к ассимиляции новых энергий. – Но как?».

По-видимому, настала пора перейти от «страшилок» к этой самой подготовке. С чего начать? С тщательной и суровой самопроверки.

Корень всех наших действий, привычек, черт характера мы найдем, если внимательно исследуем свои побуждения, желания, мысли. Принято считать, что первооснова всего – мысль. Несомненно, это так. Но что порождает мысль? – Побуждение.

«Каждое побуждение есть следствие энергии». (Н. 84) Следовательно, какими побуждениями мы руководствуемся в нашей жизни, такими энергиями и строим, и наполняем наши тела.

Истинное побуждение бывает трудно распознать. Оно очень ловко маскируется, к тому же нередко происходит, как бы наложение нескольких желаний, мотивов. За добрыми намерениями очень любит прятаться самость.

«Нелегко уследить за малыми червяками на дне сознания. Они могут обезобразить любую прекрасную мысль. Но если человек даст себе труд понять весь вред двойственной мысли, то он может начать мало по малу изгонять ненужные побуждения». (Н.733)

Учитывая вышесказанное, необходимо быть особенно осторожным во время молитвы и посыла мысли. Какое следствие можно получить, если примешается мысль и побуждение самости? «Мы печалимся, когда чуем, что посланная мысль окрашена пристрастием. Нужно пытаться изгонять такие гадкие побуждения. Они, как змеи, обвивают и душат сердце». (Н.611)

Невидимые и неосознанные побуждения составляют нашу ауру, складывают карму. Невидимые для нас они хорошо видны Учителям. Именно по качеству побуждений оценивается наша истинная сущность.

Осознав всю значимость мотивов и побуждений, захотелось глубже разобраться в этом вопросе.

 

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ (ПОБУЖДЕНИЯ)

 

Многочисленные теории побуждения (мотивации) стали появляться уже в работах древних философов. В настоящее время они насчитываются десятками.

Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он считал, что всякое желание покупается ценою « психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведёт к её ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделенную» или «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, имеющей для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия.

Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека материалисты конца ХVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки. П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин. Под влиянием теории эволюции Дарвина началось изучение разумных форм поведения животных и инстинктов у человека (З. Фрейд). Человеку в качестве потребностей стали приписывать формы поведения, которые присущи животным, т. е. инстинкты.

Принято считать, что впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем это определение вошло в научную литературу для объяснения причин поведения человека и животных. Первая монография, где упоминается слово "мотивация", была написана П. Янгом и называлась "Мотивы и поведение".

До сих пор не существует единой психологической теории мотивации, которая могла бы охватить все стороны психологии, и, которая была бы достаточной для исчерпывающего понимания поведения человека. Каждая из этих теорий удовлетворительно объясняет лишь один из аспектов поведения, но упускает другие стороны того же самого поведения. В ХХ веке понятие «мотивация» по прежнему оставалось тесно связанным с понятием «потребности». К примеру, Абрахам Маслоу и его сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, и нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию. Согласно теории Маслоу, все потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности или физиологические, а вершиной являются вторичные или психологические.

Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь.Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию. Многочисленные теории побуждения (мотивации) стали появляться уже в работах древних философов. В настоящее время они насчитываются десятками. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он считал, что всякое желание покупается ценою « психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведёт к её ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделенную» или «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, имеющей для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия. Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека материалисты конца ХVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки. П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин. Под влиянием теории эволюции Дарвина началось изучение разумных форм поведения животных и инстинктов у человека (З. Фрейд). Человеку в качестве потребностей стали приписывать формы поведения, которые присущи животным, т. е. инстинкты. Принято считать, что впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем это определение вошло в научную литературу для объяснения причин поведения человека и животных. Первая монография, где упоминается слово "мотивация", была написана П. Янгом и называлась "Мотивы и поведение". До сих пор не существует единой психологической теории мотивации, которая могла бы охватить все стороны психологии, и, которая была бы достаточной для исчерпывающего понимания поведения человека. Каждая из этих теорий удовлетворительно объясняет лишь один из аспектов поведения, но упускает другие стороны того же самого поведения. В ХХ веке понятие «мотивация» по прежнему оставалось тесно связанным с понятием «потребности». К примеру, Абрахам Маслоу и его сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, и нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию. Согласно теории Маслоу, все потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности или физиологические, а вершиной являются вторичные или психологические. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь.Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию. Многочисленные теории побуждения (мотивации) стали появляться уже в работах древних философов. В настоящее время они насчитываются десятками.

Многочисленные теории побуждения (мотивации) стали появляться уже в работах древних философов. В настоящее время они насчитываются десятками. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он считал, что всякое желание покупается ценою « психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведёт к её ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделенную» или «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, имеющей для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия. Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека материалисты конца ХVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки. П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин. Под влиянием теории эволюции Дарвина началось изучение разумных форм поведения животных и инстинктов у человека (З. Фрейд). Человеку в качестве потребностей стали приписывать формы поведения, которые присущи животным, т. е. инстинкты. Принято считать, что впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем это определение вошло в научную литературу для объяснения причин поведения человека и животных. Первая монография, где упоминается слово "мотивация", была написана П. Янгом и называлась "Мотивы и поведение". До сих пор не существует единой психологической теории мотивации, которая могла бы охватить все стороны психологии, и, которая была бы достаточной для исчерпывающего понимания поведения человека. Каждая из этих теорий удовлетворительно объясняет лишь один из аспектов поведения, но упускает другие стороны того же самого поведения. В ХХ веке понятие «мотивация» по прежнему оставалось тесно связанным с понятием «потребности». К примеру, Абрахам Маслоу и его сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, и нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию. Согласно теории Маслоу, все потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности или физиологические, а вершиной являются вторичные или психологические. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь.Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.      Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он считал, что всякое желание покупается ценою « психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведёт к её ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделенную» или «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, имеющей для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия.

Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности. человека материалисты конца ХVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки. П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин.

Под влиянием теории эволюции Дарвина началось изучение разумных форм поведения животных и инстинктов у человека (З. Фрейд). Человеку в качестве потребностей стали приписывать формы поведения, которые присущи животным, т. е. инстинкты.

Принято считать, что впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем это определение вошло в научную литературу для объяснения причин поведения человека и животных.  Первая монография, где упоминается слово "мотивация", была написана П. Янгом и называлась "Мотивы и поведение".

До сих пор не существует единой психологической теории мотивации, которая могла бы охватить все стороны психологии, и, которая была бы достаточной для исчерпывающего понимания поведения человека. Каждая из этих теорий удовлетворительно объясняет лишь один из аспектов поведения, но упускает другие стороны того же самого поведения.

В ХХ веке понятие «мотивация» по прежнему оставалось тесно связанным с понятием «потребности». К примеру, Абрахам Маслоу и его сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, и нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию. Согласно теории Маслоу, все потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности или физиологические, а вершиной являются вторичные или психологические.

 

Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь.Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация

 

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.

 

ПОБУЖДЕНИЯ ФОРМИРУЮТ ХАРАКТЕР

 

Многие побуждения (мотивы), руководящие поступками человека, его действиями, со временем становятся настолько характерными для него, что превращаются в черты его личности. К ним вполне можно отнести мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, страх, определенный локус контроля**, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Считается, что это наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям. С самого рождения у ребенка начинают формироваться первые потребности, которые являются составляющими мотивации. Поведение младенца приводит к конкретному результату, который оценивается степенью удовлетворения потребностей и влияет на поведение в сходных ситуациях в будущем. Порой родители, бездумно потакая желаниям и прихотям своего чада, воспитывают тем самым настоящего морального урода. На формирование характера ребенка оказывают значительное влияние и, так называемые, негативные мотивации — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Но те же самые методы могут побудить к обману, прогулу… Как только ребенок попадает в коллектив (д/сад, школа), его поступки начинают определяться мотивом самоутверждения, который связан с чувством собственного достоинства, самолюбием, честолюбием. В этот период большое влияние на формирование характера ребенка могут оказать взрослые, побуждая его к развитию и совершенствованию. Возникший таким образом мотив саморазвития в дальнейшем проявится стремлением достичь высоких результатов и мастерства. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Один и тот же мотив может быть порожден как внешним воздействием (стимулом), так и внутренним побуждением. Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством или умелыми действиями руководителя. В подростковом возрасте обычно появляется мотив идентификации с другим человеком, стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это очень важный период развития человека. Недаром нам заповедано воспитывать детей на примерах героев и подвига. К сожалению, в наше время подростки в основном предоставлены сами себе, а в СМИ идет сплошная пропаганда насилия, разврата, агрессии… А ведь дети учатся агрессивному поведению главным образом, наблюдая за чужой агрессией. Образцами для подражания нередко оказываются родители. Как правило, ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, в конечном счете, сам становится агрессивным. Случается и так, что родители, не терпящие проявлений агрессии в своем доме, за его пределами разрешают и даже поощряют агрессивные действия своих детей, провоцируют и подкрепляют такое поведение. Чаще всего подобное поведение оправдывается побуждением «постоять за себя». Многие побуждения (мотивы), руководящие поступками человека, его действиями, со временем становятся настолько характерными для него, что превращаются в черты его личности. К ним вполне можно отнести мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, страх, определенный локус контроля**, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Считается, что это наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

С самого рождения у ребенка начинают формироваться первые потребности, которые являются составляющими мотивации. Поведение младенца приводит к конкретному результату, который оценивается степенью удовлетворения потребностей и влияет на поведение в сходных ситуациях в будущем. Порой родители, бездумно потакая желаниям и прихотям своего чада, воспитывают тем самым настоящего морального урода. На формирование характера ребенка оказывают значительное влияние и, так называемые, негативные мотивации — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Но те же самые методы могут побудить к обману, прогулу…

Как только ребенок попадает в коллектив (д/сад, школа), его поступки начинают определяться мотивом самоутверждения, который связан с чувством собственного достоинства, самолюбием, честолюбием. В этот период большое влияние на формирование характера ребенка могут оказать взрослые, побуждая его к развитию и совершенствованию. Возникший таким образом мотив саморазвития в дальнейшем проявится стремлением достичь высоких результатов и мастерства. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

Один и тот же мотив может быть порожден как внешним воздействием (стимулом), так и внутренним побуждением. Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями руководителя.

В подростковом возрасте обычно появляется мотив идентификации с другим человеком, стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это очень важный период развития человека. Недаром нам заповедано воспитывать детей на примерах героев и подвига. К сожалению, в наше время подростки в основном предоставлены сами себе, а в СМИ идет сплошная пропаганда насилия, разврата, агрессии… А ведь дети учатся агрессивному поведению главным образом, наблюдая за чужой агрессией. Образцами для подражания нередко оказываются родители. Как правило, ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, в конечном счете, сам становится агрессивным. Случается и так, что родители, не терпящие проявлений агрессии в своем доме, за его пределами разрешают и даже поощряют агрессивные действия своих детей, провоцируют и подкрепляют такое поведение. Чаще всего подобное поведение оправдывается побуждением «постоять за себя».

 

МОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

 

Надо сказать, что каждый человек особым, характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. В повседневном поведении и сознании людей, в их мотивации большую роль играют положительные или отрицательные нравственные чувства. Прирожденные чувства стыда, совести, сострадания, любви и т.п. являются прямыми побудителями добрых поступков, часто вопреки другим, аморальным соображениям целесообразности, выгоды, пользы и пр. С другой стороны, зловредные поступки могут побуждаться чувствами ненависти, злобы, зависти и ревности, чрезмерного себялюбия, тщеславия, вопреки доводам рассудка и целесообразности.

Человек ограничен в предвидении следствий и в выборе обстоятельств. Но он свободен в мотивации своих поступков, в выборе мотивов с учетом объективной необходимости. За эти последние он несет полную ответственность. При оценке поступка, так сказать, "со стороны", большинство людей руководствуются, прежде всего, положительными  или отрицательными последствиями, а затем уже качествами личности, совершившей поступок. Оценка поступка в таком случае является средством, критерием оценки личности. А с точки зрения совершившего данный поступок, оценке подлежат только его субъективные побуждения, поскольку за внешние условия и последствия он не несет ответственности: они не в его власти.

«Увы, мои друзья, я очень боюсь, что соответственные наши стандарты правильного и неправильного никогда не совпадают, так как побуждение, мотив для нас – все, а вы никогда не пойдете дальше очевидности». (Письма Махатм, Письмо 91. Октябрь 1882 г.)

Нравственные, моральные нормы оказывают большое влияние на отношения между людьми. Одной из наиболее значимых норм является социальная ответственность. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней. Другой социальной нормой, определяющей оказание альтруистической помощи, является норма взаимности (платить добром за добро). Как мотив поведения взаимная признательность оказывается особенно сильной, если человеком по доброй воле, а не силой обстоятельств или по принуждению оказана помощь другому. Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию. Считается, что эта способность лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека. «В помощи заключены ценные эманации, но, конечно, благодеяние должно быть искренним, в этом каждый себе судья. У Нас ценят помощь, когда она оказана по инстинктивному побуждению». (Н, 650)

Особую группу моральных мотивов составляют морально-ценностные представления, установки и убеждения. Если человек считает, что честность, благожелательность, справедливость, честь и достоинство и т.п. - истинные ценности его бытия, то такие высокие убеждения удерживают его от дурных поступков и побуждают к поведению положительному, даже героическому.

Но очень часто высшие моральные ценности выступают перед людьми в виде внешних требований к качеству поведения, которое в коллективном общественном сознании оформляется в виде предписаний, повелений, разрешений и запретов. Вследствие этого человек нередко совершает соответствующие поступки и ведет себя в соответствии с моральными нормами, но делает это, основываясь не на собственных убеждениях и побуждениях, а на мнении и оценке окружающих, или на возможном наказании. Случается и наоборот: подросток хамит, хулиганит, даже может совершить преступление, чтобы его заметил и оценил «герой» (класса, школы, компании, «тусовок» и т.п.), несмотря, на то, что его совесть противится этому. В таких случаях получается несоответствие внутренних и внешних побуждений.

Все знают поговорку: «хотел как лучше, а получилось как всегда». Довольно часто наши хорошие побуждения приводят к неожиданным и негативным следствиям. Встречается и другое несоответствие, как сказал Г. Честертон: «Часто бывает, что плохие люди руководствуются хорошими побуждениями, но еще чаще, наоборот, хорошие люди — плохими побуждениями». Поэтому нельзя судить о другом человеке исходя только из известных его поступков. «Нужно затратить много труда, чтобы понять, где добро. Но насколько труднее распознать все побуждения, заложенные в человеке. Невозможно судить по внешним действиям. Нужно уметь заглянуть в причину деяний». (Н, 309)

 

МОТИВЫ ВЛАСТИ, СТРАСТЕЙ И СТРАХОВ

 

Если посмотреть на развитие человечества с точки зрения его побуждений, то окажется, что огромная роль в этом развитии принадлежит страстям и страхам.

Страх перед смертью заставляет быстрыми темпами развивать оборонную промышленность, осваивать новые технологии. Страх перед болью, болезнью вынуждает развивать медицину и фармакологию, сейчас это одна из самых доходных областей.  Страсти рождают технологическую культуру: развитие технологий – стремление облегчить себе жизнь. Желание облегчить быт приводит усовершенствованию бытовой техники. Весь бизнес построен на человеческих страстях, потребностях: женщины стремятся обладать привлекательной внешностью – на этом построена индустрия салонов красоты, мод, парфюмерной промышленности…; человек не может долго обходится без еды: возниклапоявидось большое количество кафе, ресторанов, придорожных магазинчиков с завышенными ценами. Стремление к развлечениям создало целую индустрию в этой сфере и т.п. Страсть меняет мотивацию. Большинство живет фантомами, объясняет свою деятельность ложными мотивами, прикрывая истинные. Люди ставят ложные цели, не задаваясь вопросом для чего все это нужно.

Во все времена одной из самых главных движущих сил человеческих действий являлась мотивация власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. При этом забывается или не берется в расчет, что власть это, прежде всего – ЖЕРТВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СЛУЖЕНИЕ.

Было установлено, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами: возможностью награждать и наказывать людей; способностью принуждать их к совершению определенных действий; системой правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющих в обязанность подчиняться и беспрекословно следовать распоряжениям власть имущих; авторитетом, которым один человек обладает в глазах другого, являясь для него образцом для подражания, знатоком, в общем, чем-то таким, что этому человеку крайне необходимо.

Человек, не контролируя свои побуждения, очень легко может стать марионеткой в руках разного рода дельцов. Реклама, СМИ, пиар, различные проповедники играют на человеческих страхах, желаниях и потребностях, порой «выдавая черное за белое» и пробуждая самые низменные побуждения. Однако каждый человек может и должен осознавать, что же им руководит в том или ином случае.

 

ЧЕЛОВЕК НОСИТ В СЕБЕ МЕРИЛО СУЩНОСТИ СВОИХ ДЕЯНИЙ***

 

Напрасны надежды, что никто не узнает об истинных целях и побуждениях наших поступков и действий. Ведь все мы живем в «стеклянном доме», и наши мысли отчетливо видны обитателям других миров. Кроме того, все записано в нашей ауре. И, конечно, Учителя «читают нашу ауру, как открытую книгу».

И что не менее важно – именно мысли и побуждения порождают нашу карму.

« …карма очищается или отяжеляется, прежде всего и главным образом, мыслями и побуждениями, поступки фактор второстепенный – именно мысль творит карму». (30.03.36. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)

Поэтому в своем стремлении к совершенствованию в первую очередь необходимо установить строгий самоконтроль над своими чувствами и побуждениями. Яркий пример такого самоконтроля оставил нам Б.Паскаль. Он носил под одеждой железный с остриями пояс, и, когда замечал за собой недостойные мысли, ударял себя локтем, в напоминание о долге перед Богом и людьми. Должна сказать, что на меня в свое время его пример произвел такое сильное впечатление, что в последующем, поймав себя на мелкой или недостойной мысли, я сразу вспоминала Паскаля и его страдания.

При глубоком размышлении о качестве мотивов своих действий, приходит осознание, что любое самое маленькое и повседневное дело можно наполнить лучшими и чистейшими побуждениями. Постепенно высшие побуждения и устремления могут перейти в потребность, привычку, черту характера. Этот путь самосовершенствования доступен каждому человеку, в котором жива божественная искра.«Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах «чаши» уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастет, и потому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловечности». (Н., 373)

 

Примечание
* Надземное, §. 799
**Локус контроля – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется « внешний локус контроля» (экстернальность). Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется « внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, и т.п. «Локус контроля» называют также « локализацией контроля волевого усилия»
*** Надземное, §175.

 

Источники:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
2. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
3. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. Психологический обзор. №6. 1994.
4. Немов С.Р. Общие основы психологии. Книга 1. Изд-во Владос . 2007 г.
5. Сайт о философии  http://filosofia09.ucoz.ru/index/moralnaja_motivacija/0-38
6. http://flogiston.ru/

 

Подборка по письмам Е.И.Рерих:"Сознание есть судья побуждения".

15.09.2010 03:00АВТОР: Н.В. Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 1411




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »