26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Три великих заступника. В.Г. Кушнаренко-Суртаева


Три великих воина-заступника есть у земли Русской – Владимир Мономах,  Александр Невский и Дмитрий Донской. Все они канонизированы православной церковью как святые преподобные.  Попытаюсь в одной статье очень кратко рассказать о них всех. Их объединяют непревзойдённые героизм, патриотизм, стремление защитить своё Отечество, отдав  свои жизни во имя Родины-Матушки. Все они являются примером для последующих поколений русских людей.  


Святой Влади́мир Все́володович Монома́х

 

Влади́мир Все́володович Монома́х (1053—1125)

 

Влади́мир Все́володович Монома́х (1053—1125) – князь смоленский, черниговский переяславский, великий князь киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Чем памятен этот человек многие века на Руси, в России?

*В первую очередь – он прекрасно понимал, что разрозненным, враждующим в междоусобной борьбе княжествам Киевской Руси не выдержать натиска  половецких орд, которые разоряли хозяйство, угоняли в плен жителей, нанося невосполнимый урон государству. И Владимир Мономах становится  организатором  антиполовецкого союза при Святополке.

*Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь, на западе от Чудского озера (1116 год). На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы.

*В 1116—1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.  
*Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу.


***

 

Свое детство и юность князь Владимир Мономах провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев.
В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов. 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.
В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же остался княжить в Чернигове.
После Долобского съезда (1103) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение должников и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством.
При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич  и Всеволод Ольгович – черниговский князь были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко Городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского.
Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага – половцев и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии.
После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность Руси вновь усилилась.

 

Александр Невский

«Не в силе Бог, а в правде». Александр Невский.

 


Святой благоверный великий князь
Александр Ярославич Невский


Александр Невский, в схиме Алексий (1220-1263).
Память 30 августа, 23 ноября, 16 июля.
Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.
Святые мощи по указанию императора Петра I торжественно перенесли в Петербург и положили 30 августа 1724 года в соборе святой Троицы Александро-Невской лавры. С 1753 года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения святых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы.
Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор. Тогда же учредили крестный ход от Казанского собора в лавру.
Святой благоверный князь Александр Невский изображается на иконах в схиме и ризе преподобнической…


***

 

Чем заслужил великий воин Руси такого прославления православной церкви, что узнав о кончине его, митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!»?
На этот вопрос последует много различных ответов, и все они могут быть правильными.  Но суть их будет заключаться всего в трёх словах – «Заступник за Русь»!
В чём именно заключается его заступничество? Ответов много. Вот самые главные из них:

*Победа над шведами  15 июля 1240 года на Неве. Победа эта совпала с днём памяти князя Владимира Святого, крестителя Русской земли, что запечатлелось в памяти поколений.

* Победа над немецкими захватчиками на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Был положен конец посягательствам врагов, грозивших  Руси с запада в то время, когда Русь боролась с татаро-монгольским нашествием в востока.

*Чтобы оберечь Родину от новых бед, Александр Невский едет в Орду и Каракорум и, скрепя сердце,  выказывает смирение перед Ордой.

*Постоянное улаживание столкновений русских людей с татарскими сборщиками дани. Эти столкновения могли спровоцировать Орду на новые набеги на Русь.

*Уберёг князь от беды русичей во время переписи и обложения  население  сборами в пользу Орды. Скрепя сердце, заступник Руси уговорил народ не противиться, чем отвёл гораздо большую беду от Родины.  Не было сил  у Руси противостоять победителю до поры до времени.

*Отверг он предложение от папы  римского принять католичество и вместе с ним титул короля.  Остался верен православию. Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:

«Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».

*Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

*Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

*Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

*Князь церкви воздвиг, города отстроил.

*Вся жизнь Александра Ярославича была отдана служению Отечеству.

 


***

 

Князь Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, а с 1222 года жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец великий князь Ярослав Всеволодович.
В 1225 Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг», после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович. В 1228 вместе со старшим братом Фёдором были «ставлен» отцом в Новгороде, но по случаю волнений княжичи в том же году принуждены были уйти к отцу (по другим сведениям, в феврале 1229). В 1230 великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Фёдором и Александром, однако три года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.
В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих.
Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу.
В 1238 году к Новгородским землям подступили монгольские полчища. Молодому князю надо было решать проблему защиты земель с юга и востока. Александр укреплял город и пределы, и враг не вторгся.

Возникла и другая,  более близкая и более серьёзная опасность. Она была со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 — разрозненные силы ливонцев — тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских.
В 1240 году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.
С небольшою, сравнительно, дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Само сражение историки назвали Невская битва.
Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобождён, и Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.
5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных. Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить ещё с набегами Литвы. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Невскому двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».

Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам.
Хан княжеством владимирским пожаловал Андрея, а Александру дал Киев и Новгород (1249). Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде. Он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с многочисленным и непостоянным вече. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси. Андрей, по своему характеру, не способен был к такой роли. В 1250 году князю Александру  пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом: "Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся". Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег.
В 1256 шведы попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарове, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы ещё более устрашить их, князь, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и повоевал поморье.
 
В 1258 князь Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Александр Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года.

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

 


«За родную землю!» Дмитрий Донской


Святой Благоверный Дмитрий Иванович Донской
великий князь Московский и Владимирский

(12 октября 1350 – 19 мая 1389)

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси.
Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов монастырь, Андроников монастырь), которые прикрывали подступы к центру Москвы.
Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования.
При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты –  ранее, чем в других русских княжествах и землях.
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным временам эпохи истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одно за другим в громадных размерах.
Имя Дмитрия Донского за несколько веков стало символом русской воинской славы. В 2002 году был учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Воинские подвиги Дмитрия Донского воспеты Сафонием Рязанцем в “Задонщине”, а также в “Сказании о Мамаевом побоище”.
В Москве поставлен памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля.
С осени 2007 года на самой большой атомной подводной лодке в мире "Дмитрий Донской", внесенной в Книгу рекордов Гиннеса, открыта выставка музея-заповедника "Куликово поле".
Память святому Дмитрию Донскому празднуется 19 мая/1 июня.
Великий князь владимирский и московский Дмитрий умер 19 мая в 1389 году. Погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых на Поместном соборе в 1988 году.


***

Не забывается, да и не может забыться имя Великого Героя русского, всю жизнь радеющего за Святую Русь! Из поколения в поколение передаётся  слава о нём. Его героизм  является  ярчайшим примером для  всех людей русских. Гордостью являются его подвиги на поле бранном. Стремление  объединить княжества русские, страдающие под игом восточных завоевателей, не оставляло его до самой смерти.  На протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах. Когда же после нашествия Тохтамыша столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Дмитрий Донской, ради спасения Руси от новых  набегов, отдал Орде своего сына Василия, а также пообещал постоянно платить дань.   «Жизнь – Подвиг», так характеризуется  его явление в истории России.


***

 

Дмитрий Иванович Донской родился  12 октября 1350 году. Он из рода князей, образовавших единое княжество. Потомок Рюриков, рода первых русских князей, с которых  началось новое государственное образование. Сын великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, внук благоверного князя Даниила Московского и правнук благоверного князя Александра Невского, потомок Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого.
Детство Дмитрия Донского проходило совсем в недетских заботах.
В девятилетнем возрасте Дмитрий становится на княжеский престол.  В управление ему достаются московские земли. И в это же время у него появляются недоброжелатели, но за малолетнего Димитрия стояли московские бояре; большею частью это были люди, по своему происхождению не принадлежавшие Москве, отчасти они сами, а отчасти их отцы и деды пришли с разных сторон и нашли себе в Москве общее Отечество. Они-то и ополчились дружно за первенство Москвы над Русью. За то, что их всех приютила Москва, способствовало их взаимному содействию в интересах общего для них Отечества.

Много раз князь Дмитрий вынужден был ездить в Золотую Орду.
В десятилетнем возрасте Дмитрия повезли Московские бояре к хану Хидырему за ярлыком на княжение. Таким образом Москва в это время приобретает первенствующее значение среди других земель и городов на Руси ; прежде её возвышающей. И десятилетний малолетний князь Димитрий делается старейшим, именно потому, что стал Московским князем. И как в это время среди русских князей шла междоусобная война, так и в Орде произошёл перелом, многие рвались к управлению на ханское место.
Одиннадцатилетний Дмитрий отправился в Орду. Поначалу ярлык на княжение был выхлопотан боярами у хана Мюрида, который на тот момент был сильнее своего соперника Абдула, но уже в 1362 году ярлык получили от имени Абдула. Обоим ханам не понравилась политика Великого князя, он утратил милость ханов, а ярлык отдан Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Но Дмитрий Иванович Донской вскоре пошёл на него с войском и выгнал из города Владимира.

Дмитрий проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей (1363 г.), дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество (21 ноября 1368 г. битва на р. Тростна близ Москвы). К Москве были окончательно присоединены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. Дмитрий заставил повиноваться себе и Новгород Великий.
При Дмитрии Ивановиче Донском в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве.
В 1376 году его войска победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича.

 

Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской
Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

 

Но самая тяжёлая, самая кровавая битва произошла на Куликовом поле.
Уезжая на битву, князь заехал за благословением к Сергию Радонежскому, духовному отцу Руси.
То, что свою роль удерживающего святой благоверный князь Димитрий Донской понимал ясно, свидетельствует «Слово» о его житии. «Постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское перед погаными» - просил святой Димитрий Пресвятую Богородицу в молитве перед битвой на Куликовом поле. К Матери Божией на Руси отношение испокон веку было особенно трепетным и ласковым - не зря называли Русскую землю Домом Пресвятой Богородицы. Пусть тяжела русская судьба, полон скорбей и тесен путь служения «святорусского» - верность своему долгу не остаётся без небесного воздаяния.
Надежная защитница юго-восточных рубежей – чудотворный Образ Пресвятой Богородицы Донская прибыл вместе с донскими казаками в русский стан на помощь великому князю и всему воинству, для победы и одоления врага.  В день битвы икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против татарской рати.

« По тому ль полю Куликову
Ходит сама Мать Пресвятая Богородица,
А за ней апостоли Господни,
Архангели - ангели святыи ...
Отпевают они мощи православных,
Кадит на них сама Мать Пресвятая Богородица».

Перед битвой ему говорили:
- Тебе подобает стоять особо от битвы и смотреть на сражающихся, а потом честить и жаловать оставшихся в живых и творить память по убиенным. Если же тебя, государя, лишимся, то уподобимся стаду овец без пастыря; придут волки и распугают нас.
- Братия моя милая, - отвечал Димитрий, добрые ваши речи и похвалы достойные. Но если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду вместе с вами.

Когда битва была окончена, казаки поднесли в дар Димитрию Донскому икону Пресвятой Богородицы. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икону назвали Донской.
Восемь дней после того оставались русские на Куликовом поле, отпевали, предавали погребению своих братьев. Одних князей пало пятнадцать человек. Убиты были и многие знатные бояре.

Русское воинство люди того времени понимали не иначе, как святую доблестную рать. Девять лет ещё, до 1389 года, защищал князь Димитрий землю Русскую от татарских набегов. И хотя татарское иго ещё не было сброшено, русские люди уже знали: не так страшны татары.


***

 

Три великих воина-заступника Руси. Три великих воина. Три политика. Три великих сердца – это только самое яркое созвездие, хранимое в памяти народа русского.  А сколько их – Заступников Родины – не счесть.  Не припомнить. Но они были, есть и будут.  И нельзя забывать в своих молитвах всех именитых и безымянных Героев, благодаря которым стоит Русь-Россия!

 

10.03.2012 14:34АВТОР: В.Г. Кушнаренко-Суртаева | ПРОСМОТРОВ: 2074




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «В.Г. Кушнаренко-Суртаева »