Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









А.Б. Воронцов. Слово о картинах Н. К. Рериха.

                                                                             Сколько света и тишины было около него.
                                                                             И сердце шепчет древний гимн –
                                                                             Свете Тихий, Свете Ясный, Свете Прекрасный.
                                                                                                                                               Е.И.Рерих


Гонец о восстании гнал в челне уже сорок три года назад. Затем сходились старцы — народоправный совет. На следующий год шел в гору поход за родину. Наконец, строили город. И на строительстве поклон великому народу русскому.

Н.К.Рерих. Сказки. “Великому народу русскому”.

Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897

Картина «Гонец» имеет еще одно название: «Восстал род на род». Это строка из «начальной летописи»: «И восстал род на род, и были среди них усобицы, и начали сами воевать друг против друга».

Е.И.Полякова. Николай Рерих. “Свободным художествам”.

Толстой говорил: «Случалось ли вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно: иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет». «Пусть очень высоко руль держит, тогда доплывет», — пожелал Толстой моему «Гонцу».

Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Огнь претворяющий”.

Н.К.Рерих. Идолы. 1901

Запись для себя: «Эскиз с «Идолами» меня радует — он сильный, яркий, в нем ни драмы, ни сантиментов, а есть здоровое языческое настроение».

                                      Е.И.Полякова. Николай Рерих. “Из варяг”.

Плывут полунощные гости.  Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное...Н.К.Рерих. Заморские гости. 1901 Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом — драконом. Полосы красные, зеленые, желтые и синие наведены вдоль ладьи. У дракона пасть красная, горло синее, грива и перья зеленые. На килевом бревне пустого места не видно — все резное: крестики, точки, кружки переплетаются в самый сложный узор...
Около носа и кормы на ладье щиты привешаны, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов; на верхней белой кайме нашиты красные круги и разводы; сам парус редко одноцветен — чаще он полосатый; полосы на нем или вдоль, или поперек, как придется...
Стихнет ветер — дружно подымутся весла; как одномерно бьют они по воде, несут ладьи по Неве, по Волхову, Ильменю, Ловати, Днепру — в самый Царьград; идут варяги на торг или на службу...                          

                 Е.И.Полякова. Николай Рерих. “Из варяг”.

Н.К.Рерих. Город строят. 1902

Вспоминаю, как во время выставки Мира Искусства 1903 года, поздним вечером, я совершенно перестроил мою картину «Город строят». К полночи пришел Дягилев. Увидев перестроенную картину, он схватил мою руку: «Ни одного мазка больше; вот это сильное выражение! Долой академические формы!»

Н.Рерих. Держава Света. “Венок Дягилеву”.

Тридцать лет тому назад, — пишет художник, — была у меня картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. С тех пор радостно было  возвращаться к тому же понятию созидательства, которое является естественным противоположением разрушению.

                                                                           Н.Рерих. Священный дозор. “Строение”.

Наконец, строили город. И на строительстве поклон великому народу русскому.
Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Город строят!» И какой чудесный, мощный! Не в суеверии, но в знании прислушался народ. Приложил к земле ухо богатырское. Осмотрел в кулак холмы окрестные. Собрались народы союзные, строить решили. Чаша неотпитая!

                                                      Н.Рерих. Сказки. “Великому народу русскому”.

Церковь изображала Георгия Победоносца — Св. Михаила НА ЗЕМЛЕ, изъяв намек на апокалиптическую женщину. Нет ее и в изображениях Небесного Архистратига Михаила. Нет ее и в другой Н.К.Рерих. Змиевна.1906картине Р[ериха] «Нагарджуна победитель змея», а вот в картине «Змиевна» дано полное раскрытие символа в фигуре обнаженной женщины, этой «Разоблаченной Изиде» сказки. Конечно, смысл очень прост: сверхчеловек, БОГАТЫРЬ, победивший дракона СТРАСТИ, издавна запечатленного в Восьмом знаке Зодиака — «Скорпионе» (в действительности змее или драконе) освобождает путь к браку, к соединению своего МАНАСА с высшим полюсом Женского Начала Атма-Буддхи. Он навсегда соединяется с Извечной Мудростью с Софией гностиков и становится обладателем высочайшей оккультной Мудрости — Мудрости Венца Космической Иерархии. Акаша, Царица Мира, Алайя, Unima Mundi, Сладкозвучная Вак, представление о которой неразрывно связано со звуком.
Нет зла есть только несовершенство. Богатыри духа, желающие стать рыцарями Царственной принцессы, должны победить (и не на одном турнире) несовершенство ЧЕТВЕРТОГО принципа — страшную силу подземного огня нашей планеты, чтобы получить руку Принцессы, Дочери Матери Вселенной, должны трансмутировать страсть, высшим полюсом которой является извечная Мудрость. Трансмутация несовершенства, «победа над злом» или материей половой энергии вознаграждается браком с Принцессой, дакиней Мудрости, и сверхчеловек становится всадником, управляющим конем своим ЧЕТВЕРТЫМ ЖИВОТНЫМ принципом. Тогда силы Земли и Неба служат ему, и мощно вооруженный ими он посылается на подвиг Главою женского Начала или Ее заместительницей. Теперь он БОГАТЫРЬ, и ему есть чем постоять за честь своей дамы, в борьбе с извечным злом несовершенства. Воистину, ему служит и подземный и пространственный огонь. Он сам становится Золотым (или огненным) Драконом Мудрости. (Конечно, все сказанное о стихийной силе размножения может быть отнесено к борьбе со всеми стихийными силами, слепыми силами, вообще, и черный плащ Богатыря может быть отнесен к Тьме — откуда приходит Свет, Непобедимой Силе Непознаваемого.)

                                                                Н.Уранов. Огненный подвиг. “Тайны Любви Начал”.

Н.К.Рерих. За морями земли великие. (2). 1910.Второй приезд в Гаспаль — через много лет — был уже в 1910 году. Там же были написаны несколько картин. «За морями земли великие» — эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной Стране, которая живет в сердце человеческом.

                   Н.Рерих. Зажигайте сердца. “Эстония”.

Жизнь сама сложностью своею повелительно созывает строителей. В разных концах земли женщины мечтают: «За морями земли великие». Именно этот облик женщины, устремившейся к крайнему берегу в осознании сужденных сокровищ духа, казался мне в этой картине.

Н.Рерих. Держава Света. “Женщинам”.

Девушка с картины «За морями — земли великие» одета так, что костюм ее можно выставить в этнографической витрине как образец одежды северного племени.

                                                                  Е.И.Полякова. Николай Рерих. “Ступени грядущего”.

При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы — «за морями — земли великие». Но ко всяким таким землям далеким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно наши какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал.

Н.Рерих. Нерушимое. “Злата Прага”.

Н.К.Рерих. Пречистый град врагам озлобление. 1914

«Сегодня после обеда поработал. Сделаю еще маленькую вещь «Город Пречистый». Белый город со святыми внутри окружен пламенем и демоны кидают камни в него. Красное с бело-серым и коричневым».

  Е.И.Полякова. Николай Рерих. “Дела человеческие”.

 

 

Ангел последний. 1912

Сейчас пишется картина, напоминающая об «Ангеле Последнем» 1912 года, только тогда название было — «И пролетит над Землею», а теперь будет — «И пролетел над землею Грозный, Прегрозный». Вехи в разные времена данные, уже становятся на свои места.

                              Н.К. Рерих. Письма в Америку. 30.Х.41

 

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914

На Двине сидел Прокопий и благословлял неведомых плывущих... И в этой неведомости — та же забота об общем благе.

  Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. “Пир-Панджал”. (1925)

Вспомнилось сказание Северной Двины, где Прокопий Праведный за неведомых плавающих молился, сидя на высоком берегу мощной реки. Знаки  человеколюбия!                                          

Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.

Прокопий праведный — тот, что увел тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого. 1914молился....
Прокопий говорит:
— Не удаляйтесь Земли. Земля красная, злом раскаленная. Но жар зла питает корни Древа, а на нем свивает Добро преблагое гнездо свое. Принимайте труд на Земле. Восходите к океану небесному, нам темному. Берегите благое Древо: на нем Добро живет. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших. Не удаляйтесь Земли. Посидим, о дальних странствующих подумаем.                                                  

Н.Рерих. Шамбала. “Сон”.

Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут спутники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло. Милосердная Владычица Небесная о Царица Небесная над Рекой Жизни. 1911путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное. Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления. Трудами Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице агаву поют.
Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала тайну образующие.

Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, господи, Великий Дух.
Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

   Н.Рерих. Сказки. “Царица Небесная”.

Н.К.Рерих. Короны. 1914А вот другая картина — «Три короны». В смертный бой  вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять  друг у друга? Может быть Константинополь и проливы или  черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить  «владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский и Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе, над сражающимися фигурами уплывают три короны, чтобы никогда более не вернуться на их незадачливые головы. Так, снова художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому можно не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям.

                      Грани Агни Йоги, т. 1- октябрь 31.

Замок. Град обреченный. 1914Картина «Город обреченный» производит особо глубокое впечатление. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный темный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо — символ грядущей войны, а красные и алые краски — символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обреченность старого замка, старого мира. Потому-то неизбежность, какая-то неумолимость хода исторических событий чувствуется в этих тонах, словно предвидел художник и неизбежность кровавой войны, и неизбежность последовавшей за ней революции, когда красные знамена были подняты во имя освобождения народов от оков старого мира. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом общественного развития, явствует из самого названия картины «Город обреченный». Ибо мир старый действительно обречен, и как бы ни старались защитники войн, и насилий, и колониального рабства, и все противники Нашей Страны его отстоять на всех ассамблеях мира, он обречен, и уйдет, и уступит дорогу Новому Миру свободы и счастья, миру без войн, Миру, освобожденному от всех видов рабства, Миру, который строится и утверждается Нашей Великой Страной и Теми, Кто ведет ее и за нею весь мир и все народы Земли в это сияющее светлое будущее.

                                                                                                         Грани Агни Йоги, т.1. октябрь 31.

Крик змия. 1914«Крик Змия». Змия такого никто не видел на Земле, Следовательно, это явление тонкого порядка, имеющее отношение к астральному Свету, в связи с состоянием пространства и предчувствием наступающего грозного времени для всей планеты как прозрение в область грядущих событий. Тогда, когда писалась картина, еще ничего не было, но дух художника чуял надвигающуюся волну событий общепланетного размаха, кармически неотвратимых. В данном случае Змий является символом знания, знания глубокого и Сокровенного. Люди оповещаются о наступающем будущем, которое теперь для всего человечества стало уже прошлым, правда, еще незавершенным до конца, но завершающимся к указанному сроку.
Можно добавить, что формы змиев конкретно существуют в астральном мире, что они достигают огромных размеров, что они могут принадлежать как к полюсу Света, так и к полюсу мрака и что столкновения между ними бывают страшные по своему напряжению. Тема очень значительная и глубокая.

                                                                                                       Грани Агни Йоги, т.11. 551 и 552

Первый сон: едут они с Н.К. в колымаге по России, все черно, мрачно, гроза, пусто кругом, и вдруг взвивается на небе огромный змей и падает на землю, причем его хвост разделяется пополам и покрывает двумя ветвями небо. Под влиянием этого сна Н.К. написал картину «Крик змия».

                                                                                            З.Г.Фосдик. “Мои Учителя”  16 VII.22.

Н.К.Рерих. Зарево.1914В марте 1914 года много была закончена картина «Зарево» На фоне бельгийского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым, огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва.

                                                                                               Н.Рерих. Нерушимое. “Король Альберт”.

Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914-го года картиною моею «Зарево».

                                                                              Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Городу Брюгге”.

Веления неба. 1915

«Придумал еще картину каменного века — «Молитва» — толпа людей внизу, но дело не в них, а в облаках, которые столбами поднимаются кверху. Тон — золотисто-желтый.

                          Е.И.Полякова. Николай Рерих. “Ступени грядущего”.

 

Зовущего окружали высокие снежные горы. Потом художник узнает, что еще в 1916 году он написал Зовущий. 1916гималайский перевал Ротанг. Перевал господствовал над горной долиной в Западных Гималаях, где он проведет свои последние двадцать лет жизни и где останется надгробный камень с его именем.

Л.В.Шапошникова. Великое путешествие. Мастер. “Зовущий”.

Утром засияло красно солнышко, в буквальном смысле, а все бугры и горы забелели, зарозовели и засинели в нежданном, снеговом уборе. Со ступеней бывшего храма окружающая местность мне напомнила две моих картины. Одну из далекой Карелии, другую из тибетского Чантанга. Такие же холмы были и в моей картине 15-го года «Зовущий». Все зовы о том же. Величие простора едино.

                                                                                                          Н.Рерих. Нерушимое. “Россия”.

Три радости. 1916

Помните мою картину «Три радости»? Хожалый гусляр вещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберегает, а сам Илья Пророк рожь зажинает. Не знаю, где осталась сама картина. В книге Эрнста есть маленькое воспроизведение ее. Всякие еще несказанные радости живут в сердце.

                                                         Н.Рерих. Нерушимое. “Россия”.

Николай Константинович так описывает это в стихотворении «Властитель ночи». Оно было создано в Властитель ночи. 1918Карелии в 1918 году, одновременно с одноименной картиной. Картина представляет собой коленопреклоненную женскую фигуру перед откинутым порогом шатра. Его текст таков: «Должен Он прийти ― Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах. Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!
И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочёт туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.  И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.  И вошла ночь.  И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял. Всё просто».

                                                                      П.Ф. Беликов. “Рерих (Опыт Духовной биографии)”.

Я не забываю, что картина моя в Музее Канзас-Сити и обретена по подписке школьников и сама картина была выбрана их голосованием, а картина эта была «Владыка» — ожидание прихода Высшего Владыки. Не сказалось ли в этом внутреннее сознание юных друзей об Иерархии?

                                                                       Н.Рерих. Держава Света. “Благословенная Иерархия”.

Книга Голубиная. (эскиз фрески) 1923Веками по Руси ходило сказание. Однажды гласило оно, из тучи выпала Книга, и была она очень большой. Сорок царей сорок князей, сорок попов, сорок дьяконов и еще много народа православного пытались открыть ее, но не смогли. Открылась чудесная Книга только пред царем Давидом Есеевичем. И все, что было написано в этой Книге, объявилось ему. И любознательный князь Владимир подошел к Давиду Есеевичу и попросил:
Прочти, сударь, книгу Божию,
Объяви, сударь, дела Божий;
Про наше житие Свято-русское.
Про наше житие свету вольного!
От чего у нас начался белый вольный свет?
От чего у нас солнце красное?
От чего у нас млад-светел месяц?
От чего у нас звезды частые? :
От чего у нас ночи темные?
От чего у нас зори утренни?
От чего у нас ветры буйные?
От чего у нас дроблен дождик?
От чего у нас ум-разум?
От чего у нас помыслы?
От чего у нас мир-народ?
От чего кости крепкие?
От чего телеса наши?
От чего кровь-руда наша.
Но видимо Книга зря открылась перед царем Давидом, ибо он не смог в ней прочесть ни строчки. ...Книга называлась «Глубинная», но потом стала «Голубиной».

                                                             Л.В.Шапошникова. Великое путешествие. Мастер. “Сны”.

Вестник (Вестник пришел) 192218 января, в воскресенье утром, профессор Николай Рерих подарил музею в Адьяре свою картину «Вестник» как дань памяти о мадам Блаватской. Доктор Д.Г.Казинс представил проф. Рериха собравшимся на церемонию. Он сказал, что имя Рериха стало известно с тех пор, как художник открыл миру свое возвышенное видение Прекрасного. Затем проф. Рерих снял покрывало с картины и сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится семенем будущего музея имени Блаватской, который примет девиз: «Красота есть одеяние Истины.
Картина размером 42x36 дюймов — поразительной красоты работа, выполненная в технике темперы, с преобладающим фиолетовым цветом. На ней изображена женщина в буддийском храме, которая ранним утром открывает дверь, чтобы встретить Вестника.

              3-Г.Фосдик. Мои Учителя. Приложение. Профессор Рерих в Адьяре. Дар картины.

Известны ожидания великого пришествия у Моста Миров.

Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.

Чудо (Явление мессии)1923Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот Мост придет Вышний во Славе!

              Н. Рерих. Держава Света. “Живая мудрость”.

Через мост придет Мессия. Каббалисты знают этот объединяющий символ. На белом коне Всадник Великий, и комета как меч Света в деснице Его. Говорит знатный абиссинец: «И у нас есть старинная легенда. Когда спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету»

                                                                                  Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Майтрейя”.

Н.К. сделал набросок этой картины. Вечером у Рерихов Нуця, который пришел раньше нас всех, увидел набросок и услышал про все. Он вспомнил очень известную легенду, которую знал с детства, о том, что, когда придет Мессия, он придет по мосту и все люди его встретят; то есть сюжет Н.К. буквален, только Н.К. не знал, что это относится к Мессии, когда рисовал набросок.

                                                                                                      З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 8.I.23

Змей. (Рождение мистерий) 1924Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения: …«Рождение Мистерий». Сочетание раннегреческих и восточных форм. Ритм и единство океанических форм и небесных облаков. Рождение нового культа.

З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24

«Рождение Мистерий» — рождение классических форм, их ритм и гармония.

                                                                                               З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24

В композицию картины «Рождение Мистерий» включена группа фигур с барельефа знаменитого древнегреческого трона Людовизи, изображающего кульминационную сцену мистерий Афродиты.

                                                                              З.Г.Фосдик. Мои Учителя. Справочный отдел

Канченджанга. 1935-36Много прекрасных легенд связано с этой горой. За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака огня.

                                         Н.Рерих. Шамбала. Сокровище снегов.

Под Канченджангой притаились пещеры, где хранимы сокровища.

                         Н. Рерих. Пути Благословения. Струны земли

За Канченджангой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело еще не отошло.
... Канченджанга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира.

                                                                                                Н.Рерих. Сердце Азии. Сердце Азии.

На вершинах Сиккима, в гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».

                                                                                              Н.К. Рерих. Сердце Азии.Шамбала.

Так же как черный аконит Гималаев превратился в Жар-цвет.

                              Н.Рерих. Алтай — Гималаи. X. Алтай (1926)

Жар-цвет. 1924По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Сербии, и в Норвегии, и в Бретани вы можете услышать о чудесном огненном цветке. В конце концов, куда же приведет вас происхождение этой легенды? К тем же Гималаям!
В отрогах Гималаев растет особый вид черного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путем от других видов аконита. Истинно Жар-цвет растет в Гималаях!

Н. Рерих. Сердце Азии. Сердце Азии

Не забудем, что именно на Гималаях создалось сказание о Жар-Цвете. Много всемирных сказаний пришло от этих снежных вершин.

                                                                                          Н.Рерих. Держава Света. “Гималаи”.

Еще один поворот к легенде. Около Фалюта на путях к Канченджанге растет драгоценное растение черный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так многое.

                                                                          Н. Рерих. Пути Благословения. “Струны земли”.

«К этой горе пойдешь в определенную ночь, когда она наступит, самая длинная и темная, и подготовишь себя молитвой. Настойчиво устремляйся по пути, который ведет к Горе, но не спрашивай ни у кого дорогу. Только следуй за Проводником, который предложит себя сам и встретит на пути. Но ты не будешь знать его. Проводник приведет тебя к Горе, когда все безмолвствует. Тебе не нужен ни меч, ни другое физическое оружие когда ты найдешь Гору, первым чудом, которое возникнет, — неистовый ветер, который будет трясти Гору и раскалывать скалы на куски. Тебя так же встретят львы и драконы, и другие страшные звери; но не бойся никого из них. Будь непоколебим и не думай, что не вернешься, ибо Проводник не допустит что бы какое-либо зло случилось с тобой. Что касается сокровища, оно еще не найдено, но очень близко. После ветра начнется землетрясение, которое уничтожит все, что ветер оставил нетронутым. Но будь уверен, что не упадешь. После землетрясения последует огонь, который поглотит земное нутро и раскроет сокровище … Потом, ближе к рассвету, наступит великая тишина; ты увидишь, что взошла утренняя звезда, и начнется рассвет и увидишь великое сокровище. Главное и самое совершенное – тонизирующий элексир…»
Эту «историю» поведал Томас Воган, который погиб во время взрыва, когда проводил исследования во имя человечества.
Такую же «историю» вам расскажет проводник в Гималаях, когда будет говорить о том, как найти черный аконит, как вы должны идти бесстрашно ночью в горы, что бы найти этот светящийся цветок.

                                                                                                         Н. Рерих. Шамбала. “Урусвати“.

Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
… «Жар-цвет». Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль.

                                                                                                 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24

Сожжение тьмы.1924Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
... «Сожжение тьмы». Воинство красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест.

                                                 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24

Между прочим добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине «Сжигание тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину.

                                                         Н.Рерих. Алтай -Гималаи. I. Цейлон — Гималаи. (1923-1924)

 Продолжение > > >
 

 






 

 




 

А.Б. Воронцов. Слово о картинах Н. К. Рериха. (Продолжение-1).

А.Б. Воронцов. Слово о картинах Н. К. Рериха. (Продолжение -2).



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012