Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









А.Б. Воронцов. Слово о картинах Н. К. Рериха.

 

       Слово о картинах Николая Рериха
                                               (Продолжение)


«Матерь Мира» — издревле существующий культ Изиды, или Иштар, теперь Матерь Мира. 1924вновь приходящий в мир из Азии.
                                                         З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI. 24

Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
… («Матерь Мира»). Основана на видении. Культ Предвечной Матери Мира. Рыбы символ молчания. Пейзаж внизу подходы к Тибету.
                                                            З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI. 24

Очень важное передам. Сегодня  слышала возглас «Урусвати». Пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна была начаться, когда ее звезда приблизится к Земле небывало. 
… Великая Эпоха начинается, ибо Духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой Эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли. Великая! Я так радуюсь в башне, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли. Если даже они  сначала тяжелы, то их эманация вносит новые элементы, так нужные для толчка. Хотим, чтобы Икона Матери Мира была окончена в это время. Можно снять пыль с образа. Кому-то очень не хочется видеть ее.
                                                          Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 16 апреля
Так в твоем случае художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал, таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях Земли. Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала.
                                                                Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 24 мая

Ночь на 18 июля 1924 года. Видение Матери Мира. Под утро сон перешел в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Мое существо как бы раздвоилось. Одно я осталось стоять среди развалин, другое я, закутанное в белые тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы вглубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое  облачко,  которое  стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые  также  быстро  вновь собрались в  серебро  и  гармонию магнетических движений — в радужную спиральную звезду —  Додекаэдрон, необычайной красоты и образующей почти круг  на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой. На фоне ее из петли спирали вырисовывалась белая чалма, митра, иконописный лик старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Пред ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте —  сидящая женская фигура в голубовато – лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик ее накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу.
                                                                               Е.Рерих. У порога Нового Мира. “Сны и видения”.

Семизначное созвездие под именем Семи Сестер, или Семи Старцев, или Большой Медведицы привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространственное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «черная» вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба —  созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трех Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержно сейчас несется к земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира.
                                                                                         Н. Рерих. Шамбала. “Звезда Матери Мира”.
На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику.
Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала. Сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!
                                                                                             Н. Рерих. Шамбала. “Великая Матерь”.

Что означает — «Звезда в Аллахабаде»? — Звезда Христа — Его путь.
Знаки Христа. 1924      Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 24 апреля
Звезда Аллахабада указала путь, итак, Мы посетили Сарнат и  Гайю. Везде нашли поношение религий. На обратном пути в полнолуние произошло памятное изречение Христа. Во время ночного перехода проводник потерял путь. Я нашел после поисков Христа, сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною. Я сказал: «Мы потеряли путь, надо дождаться звездного положения». — «Рассул Мориа, что нам путь, когда вся земля ждет нас!» И, взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно, говорю — ногою человеческою», потом, отпечатав ладонь, также заключил ее в квадрат: «Истинно — рукою человеческою». Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: «О, как Аум проникнет в сознание человеческое!» «Вот Я сделал пестик и над ним дугу и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами и руками человеческими будет построен Храм, где процветет заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждем пути, когда он перед нами?» И, встав, тростью смешал начертанное. «Когда Имя  Храма произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знак ступни и руки будут начертаны над Камнем краеугольным». Так это Сам сказал накануне новолуния. Жар пустыни был велик.
…Рыбы — Его телесный знак, но Орион – знамение Его подвига. Звезда  Утра – знак Великой Эпохи, которая первым лучом блеснет из Учения Христа. Ибо кому же возвеличить Матерь Мира, как не Христу, ибо Христос был унижен Миром. «Дайте Нам дугу свода, куда войти!»
                                                                  Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 6 мая
«Удивительно объяснил Н.К. «Знаки Христа» — исторически известный факт, что Христос был в Лехе и сказал там: «Ногами и руками человеческими достигнем», и начертил на песке эти знаки».
                                                                                                  З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24.

Лао-Цзы. 1924

 

Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
... «Лао-Цзы». Возвращается на священном быке из Китая в Тибет. Бамбуковый лес.
                                              З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24.

«Падма Самбхава» —  магия и ее изощренные причудливые линии.
Падма Самбхава. 1924                                     З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24
Смотрю на старую картину из монастыря Далинга. Деяния Учителя Падмы Самбхавы. Все его магические силы изображены в действии. Вот учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот учитель низводит дождь. Вот спасает утопающего. Пленяет мелких злобных духов. Безоружно покоряет зверей. И магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот учитель обезвреживает змей. Вот он заклинает бурный поток. И посылает дождь. Вот он бесстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот учитель летит превышу всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И, наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании  отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно.

                                                                            Н.Рерих. Пути Благословения. “Струны земли”.

Поборовший силы природы Падма Самбхава, мощный, хотя и искаженный условностями «красных шапок».
                                                                                  Н.Рерих. Алтай — Гималаи. IV. Ладак (1925).

Нагарджуна, победитель змия. 1925Серия «Знамена Востока» сложилась…11. «Нагарджуна — победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов.
                Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал (1925).
Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо мудрость из бесед с Нагом – «змеиным царем»
                              Н.Рерих. Алтай — Гималаи. IV. Ладак (1925)
Кольца Змея «Нагарджуны» обвивают вулкан и не дают вырваться подземному огню. Скованность волей Победителя энергия КАМЫ претворяется в чудесный пламенный цветок всепобеждающей Мудрости – Жизнетворящей Всеначальной Энергии Лотоса.
                                                                          Н.Уранов. Огненный подвиг. Т“айны Любви Начал”.

Сокровище мира – Чинтамани. 1924На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче — Чинтамани — Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?
                                                                                   Н.Рерих. Держава Света. “Свет пустыни”.

Ойрот, вестник Белого Бурхана. 1925-1926.Серия «Знамена Востока» сложилась…12. «Ойрот — Вестник Белого Бурхана», поверье Алтая.
                      Н.Рерих. Алтай — Гималаи. IV. Ладак (1925)
Глуше и диче становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников, — финно-тюркский род, затерянный в алтайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. И еще чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.
В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придет сам Бурхан скоро.
Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие.
                                                                                                     Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.
Про доброго Ойрота все знают. ... к югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры. Женщина — молодая алтайка — почуяла новые шаги мира и хранит первый строгий устав.
... Придется здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут приход Белого Бурхана.
... Белый Бурхан, конечно, он же Благословенный Будда.
                                                                               Н.Рерих. Алтай — Гималаи. X. Алтай. (1926)
Появляется Ойрот на белом коне и возвещает: «Саин Галабынь судур!» — знак доброй эры!
                                                                               Н.Рерих. Твердыня Пламенная. X. Алтай. (1926).

Магомет на горе Хира. 1925Серия «Знамена Востока» сложилась. ...10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание.
Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)
Интересно говорит Ат-Табари о пророческом призвании Магомета («История пророков и царей). «Первое, чем началось откровение посланника божьего, были внушения истины, которые приходили подобно утренней светозарности. Затем он проникся уединением и оставался в пещере на горе Хира. И вот пришел к нему предвечно Истинный. И сказал ему: «Магомет, ты посланник Божий».
«Я стал на колени, — говорит посланник Божий, — и стою жду. Затем медленно я вышел. Сердце мое трепетало. Я пришел: Хадидже и сказал:  «Закутайте, закутайте меня», и прошел страх мой. И Он опять явился мне и сказал: «Магомет, я Гавриил, а ты — посланник Божий».
                                       Н.Рерих. Алтай — Гималаи. Карашар — Джунгария. 22 апреля (1926).
Посылаю при сем снимочек с моей картины «Магомет на горе Хира получает Указ Архангела Гавриила». Передайте его Вашему другу; мне приходилось слышать очень трогательные отзывы единоверцев Магомета об этой картине, отмечавших понимание традиции в сокрытии лица Пророка.
                                                   “Знамя Мира”. Н.К.Рерих — барону М.А.Таубе, апрель 19. 1932.

Миларепа услышавший. 1925Серия «Знамена Востока» сложилась. ...7. «Миларепа услышавший» — на восходе познавший голоса дэв.
Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)
Тибетский Орфей — Миларепа, окруженный животными и  слушавший вещие голоса гор.
                                Н.Рерих. Алтай — Гималаи. IV. Ладак. (1925)
Но задолго до этого Миларепа, без всякого аппарата, мог слышать высшие голоса.
Н.Рерих. Шамбала. Шамбала Сияющая
...великий поэт Миларепа знал силу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве.
                                                                                             Н.Рерих. Шамбала. “Сокровище снегов”.
И еще одно обстоятельство дает этим местам еще более убедительное впечатление; здесь в направлении к Эвересту жил провидец-отшельник Миларепа, слушавший перед восходом солнца голоса Дэв.
                                                                                                     Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.

Конфуций справедливый. 1925Серия «Знамена востока» сложилась. ...5. «Конфуций справедливый» — путник в изгнании.
Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал (1925)
Конфуций должен был переезжать изгнанником с места на место. И его странственная колесница поставлена в храме вместе с его сочинениями и музыкальными инструментами. Не диво, ибо  в основе учения Конфуция лежит та же община.... 
Уча об общем благе, Конфуций должен был всегда под рукою иметь свою колесницу...
                                                                                     Н.Рерих. Алтай — Гималаи. IV. Ладак (1925)
Разве не странно, что этот вестник мира должен был иметь всегда запряженную колесницу, будучи готовым бежать от нежданных преследований.
Только подумать, что именно Конфуцию в его время применялись названия шарлатана и лживца, а в лучшем случае его называли мечтателем и осуждали за неприменимость жизни.
     А этот мечтатель на вопрос о том, что такое небо, отвечал: «Как я могу судить о небе, когда я еще не знаю столько земных вещей».
                                                                                                Н.Рерих. Врата в будущее. “Калган”.
«В 15 лет мой ум склонился над учением. В 30 лет я стоял прочно. В 40 лет я освободился от разочарований. В 50 лет я понял законы Провидения. В 60 лет мои уши внимали истине. В 70 лет я мог следовать указу моего сердца».
Итак, познавание, освобождение, понимание законов, внимание Истине — все привело к следованию указам сердца. Это кратчайшее и полнейшее жизнеописание кончается сердечною молитвою о путях праведных. И не пожалел великий философ о том, что была в запряжке колесница его. Кони взнузданные, готовые домчать до путей сердца, были уже благословением. Не к великим ли домам должна была нести колесница не изгнания, но достижения.
 ... Из жизнеописания Конфуция не видно, чтобы он впадал в отчаяние или страх. То, что он был вынужден держать колесницу наготове, обозначает лишь его предусмотрительность для вящей полезности будущих действий».
                                                                              Н.Рерих. Врата в будущее. “За Великой Стеной”.

Сергий строитель. 1925Серия «Знамена Востока» сложилась. ...3. «Сергий — Строитель» — самосильно работает.
           Н. Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)
Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы  лишь  в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение  общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека.
Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по  указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место.
                                                                                   Н.Рерих. Алтай — Гималаи. IV. Ладак (1925)

Моисей водитель. 1925Серия «Знамена востока» сложилась. ...2. «Моисей  — водитель» — на вершине, окруженный сиянием неба. 
Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал (1925)
 Хочу ещё передать, что Моисей должен быть включен в цепь  Имен М.М. Теперь понятно, почему эта картина так величественна и прекрасна.
                                 Е.И.Рерих. Письма. Том 1.37. Ноябрь (1928).

В Ладаке впервые мы встретились с замечательным обычаем лам. В ненастную Красные кони (Кони счастья) 1925-1926 гг.погоду они всходят на вершины и с молитвами разбрасывают маленькие изображения  коней в помощи страждущим путникам. ...Знаки человеколюбия. 
Н.К.Рерих. Сердце Азии. Шамбала.
В Монголии есть обычай большой древности. В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высшую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней. Конь как символ Будды, силы и счастья. И, кружась, неслись эти кони валькирий,  эти Световитовы кони, неся помощь неведомым бедствующим. На Двине сидел Прокопий и благословлял неведомых плывущих, на хребтах Азии ламы слали коней неведомым бедствующим. И в этой неведомости — та же забота об общем благе. Такие обычай лам ценны. Это не «сидение под древом», не просьба в пространство, не фигурные движения ритуала, но «приказ» о помощи неведомым бедствующим, горний голос, требующий, чтобы умиротворились беды людские.
... И Камбала и кони в сущности тоже входят в «Знамена Востока». 
                                                                   Н.Рерих. Алтай — Гималаи. III. Пир-Панджал (1925).

Пройдя четыре снеговых перевала уже в пустынном нагорье, мы опять увидели Знамя грядущего (Знамёна красные).  1925 г.картину будущего. В долине, груженной высокими острыми скалами, сошлися и остановились ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в желтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснения. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливого Владыки.                  Н. Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.


Вот опять пылают огни. Пурпуровые горы с белоснежными шапками под куполом синего неба сгрудились у золотистого камня. Много людей приникло к нему. На камне повешено что-то сияющее яркими красками. В высокой желтой шапке лама что-то говорит внимательным слушателям. Тростью по картине он сопровождает свой рассказ. Эта сияющая красками картина есть изображение Северной Шамбалы. В середине изображения сам Владыка, Благословенный Ригден-Джапо. И над ним Сам Владыка Будда. Много великолепных приношений, много сокровищ принесено Владыке. Но Его рука не трогает их. И не ищет их Его глаз. На ладони Его руки, простертой в благословении, вы различаете знак высокого достоинства. Он благословляет будущее человечества. Владыка на башне своей помогает благу уничтожает греховное. Его мысль в постоянной победной борьбе Он есть свет, разрушающий тьму. В нижней части изображения показана великая битва по предводительством самого Владыки Тяжка судьба врагов Шамбалы. Справедливый гнев пурпуром окрашивает голубые облака. Воины Владыки Ригдена в блестящем доспехе с мечами и копьями преследуют устрашенных врагов. Многие из них уже распростерты, их оружие и большие шляпы, и прочее имущество разбросано на поле битвы. Часть врагов уже поражена справедливою рукою. Предводитель врагов уже повержен и распростерт под копытами коня великого воина Благословенного Ригдена. За великим воителем на повозках следуют устрашающие пушки; нет стен, которые могут противостоять им. Враги на коленях молят о пощаде или пытаются укрыться бегством на слонах. Но меч справедливости настигает нечестивцев, ибо тьма должна быть уничтожена. Тростью лама следует по картине за движениями битвы. 
В молчании пустыни рассказывается священная история о победе света. 
                                                                                  Н.Рерих. Держава Света. “Свет Пустыни”.

Майтрейя – победитель. 1925 г.В Драсе лишь первый знак Майтрейи. Но в древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. Каждый путник должен пройти мимо этой скалы. Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земли. Знают, Майтрейя идет. Не об этом ли гигантском изображении писал Фа Сянь в своих дневниках? Похоже!
      Н.Рерих. Алтай -Гималаи. V. Ламаюра — Лэ — Хеми. (1925)
Около Маульбека, на самой дороге, вы будете поражены древним гигантским изображением Майтрейи. Вы чувствуете, что не тибетская рука, но, вероятно, рука индуса во время расцвета буддизма трудилась над ним. Фахиэн, китайский путешественник, в своих записках упоминает в этих местах огромное изображение Майтрейи. Думаем, не относится ли его указание именно к этому изваянию. Когда мы уже подходили к Хотану, случайно узнали, что на обратной стороне скалы, носящей изображение, находится Древняя китайская надпись. По месту мы могли ожидать и санскритскую, и тибетскую, даже монгольскую надпись, но китайская надпись совершенно неожиданна. Пусть следующий исследователь осмотрит скалу Майтрейи с обратной стороны.
                                                                                            Н.К.Рерих. Сердце Азии. “Сердце Азии”.

Шёпоты пустыни (Сказ о Новой Эре). 1926У костров говор. Говор, улыбки, трубки и отдых. Шепчут «В Бутане ждут близкого прихода Шамбалы». «Сперва была Индия, потом был Китай, потом Россия, а теперь будет Шамбала».
«В храме под изображением Будды подземное кипучее озеро. Раз в год туда спускаются и бросают в озеро драгоценные камни...» 
Говорится целая сага красоты. Эти костры, эти светляки пустынь! Они стоят как знамена народных решений.
Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VI. Лэ — Каракорум — Хотан. 3 октября (1925)
Опять костры. Опять собираются какие-то незнакомые мохнатые люди. Вот уже нужно сказать, что никто из этих корявых незнакомцев нам не сделал ничего дурного. 
                                       Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VI. Лэ — Каракорум — Хотан. 5 октября (1925)
Несказуемой древностью дышит от этих гор. Песочная дымка точно возносит их в небо. И горы, вместо смысла ограничения и преграды, опять влекут ввысь. Подошли к самой подошве Санджу. Слышно на перевале снега нет. Но не успеваем получить это сведение, как кашмирский дракон долетает и все начинает покрываться снегом. Пронзительный шторм. Жмемся в ожидании запоздалых палаток. В темноте доходит караван. Из-за перевала приваливает черная лавина яков и с разбега чуть не сокрушает весь стан. Гомон и шум. Снег и холод. Но стан, прижавшийся в ущелье, имеет необычайно живописный вид. Что-то от старого Босха или Питера Брейгеля. Пламя освещает бронзовые лица. Из тьмы выдвигаются рога черно-невидимых яков. Крылья палаток вспархивают, как птицы. На скале — гигантская тень Омар-хана. Опять шепоты пустыни: «Около священной горы Сабур виден неизвестный древний город. Много домов и чортенов».
                                   Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VI. Лэ — Каракорум — Хотан. 6 октября (1925)
Задумана серия картин «Майтрейя». Опять костры. Опять караванные шепоты....
     Много говорят, и будничное сплетается с чем-то великим, предрешенным.
Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VI. Лэ — Каракорум — Хотан. 8 октября (1925)
Горят костры, эти светляки пустыни. Опять сгрудились у огня разноплеменники. Все десять пальцев в восхищении подняты высоко.
                                                                                                   Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.
Опять валит снег. Высокие острые скалы окружают стан. Гигантские тени отбрасывались на их гладких поверхностях. Вокруг огней сидят закутанные фигуры. Издалека вы можете видеть, как они поднимают руки и в красных струях огня блестят все десять пальцев. С восторгом что-то говорится. Считается необозримая армия Шамбалы.
... Вечером эти люди опять соберутся у костра. Десять пальцев будут недостаточны, чтобы перечислить воинство Шамбалы. Никакое воображение не сможет описать мощь Владыки Мира.
... Но что же дает скромным кострам теплоту? Несмотря на неописуемый холод, опять подняты все десять пальцев, сперва они подняты для числа замерзших караванов, а затем для выражения бесчисленных священных воинов, которые сойдут со святой горы,
Лицо, близкое правительству, спросило меня: 
«Могу я спросить вас, как, созидая эту картину, вы могли знать о видении, которое имел один из наших наиболее уважаемых лам несколько месяцев тому назад. Лама видел множество людей разных стран, и все головы их были обращены к западу. Затем в небесах появился гигантский всадник на огненном коне окруженный пламенем, со знаменем Шамбалы в руке. Сам Благословенный Ригден-Джапо! И он Сам обернул все головы толп с запада на восток. В описании ламы величественный всадник» был подобен всаднику на вашей картине». 
                                                                                                      Н.Рерил. Сердце Азии.“Шамбала”.

Приказ Ригден-Джапо. 1926-1927Может быть говорится, как Благословенный Ригден-Джапо является, чтобы отдать приказ своим вестникам. Вот на черной скале Ладака появляется могущественный Владыка. Со всех сторон стремятся к нему вестники-всадники, чтобы в глубоком почтении принять приказ, а затем понестись по всему миру, неся заветы великой мудрости.
                                                                                                Н. Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.

Сосуд нерасплесканный. 1927Задумана картина «Сосуд нерасплесканный». Самые синие, самые звонкие горы. Вся чистота. И несет он сосуд свой. 
... Начата картина «Сосуд нерасплесканный». Самые синие, самые звонкие горы. Сама чистота, как на Фалюте. И несет он с горы сосуд свой.
                                       Н. Рерих. Алтай — Гималаи. X. Алтай. (1926)
Среди ледников Гималаев кто-то спускается с вершин, в руках он несет чашу. Откуда он пришел? И где он исчезнет в отвесных скалах, этот молчаливый одинокий пилигрим? Таковы незабываемые воспоминания о Гималаях. Гонцы вестей Шамбалы воскрешают связи между великими традициями прошлого и нашими стремлениями к будущему. Он вестник Ригден-Джапо, правителя Шамбалы, правителя будущего, предопределяющего наступающие достижения человечества, который посылает своих вестников по всему миру.
                                                                                   Н.Рерих. Шамбала. “Радость творчества”.

Мы часто задаем себе вопрос, как ввести театр в жизнь? Вспомните мою картину Монгольский цам (Религиозная церемония). 1927-1928священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамена, великолепно расцвеченные, мощные трубы сливаются с величественными хорами. С утра и до вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в необычном.
                                                                                  Н.К.Рерих. Держава Света. “Прекрасное”.
Вы легко встречаетесь с великими проблемами, заключенными в прекрасные символы. Мы всегда мечтаем иметь театр в жизни. В Азии вы имеете его ежедневно. В Монголии, во время многодневных священных торжеств, вы видите и замечательные танцы, и глубокую символику. В пустыне перед вами несут древние знамена и священные изображения в оправе тысячи народа, в громе трубном, в прекрасных красках костюмов и горных сверканий. И все это является выражением жизни. Если Вы допущены принять участие в этой жизни, вы видите, насколько она сливается с природою; очень ценно это ощущение.
Во время священных танцев вы вспомните множества прекрасных сказаний, сотканных вокруг искусства и музыки Востока.
                                                                               Н.К.Рерих. Держава Света. “Весна священная”.

Опять нужны предосторожности. Опять нужно надеть монгольские кафтаны. Город Джа-ламы. 1927 или 1928Подходим к городу знаменитого разбойника Дже-ламы, или Тушегун-ламы. На ночь станем где-то близко. В густых сумерках что-то темнеет за холмами. Лает собака... Хотя сам Дже-лама недавно убит монголами, но банды его еще не рассеялись. Огни на ночь не разводим. Удваиваем дозоры. На утро мы слышим изумленные восклицания: «Вот и город над нами!» На холме высятся башни и стены — подлинный город. Внушительный и живописный. Юрий и Н.К. с карабинами на руке идут исследовать, а монголы провожают их советами осторожности. Следим в бинокли. Но вот наши показались на стене — значит, разбойники покинули замок.
Не простой разбойник-грабитель был Дже-лама. Он окончил курс Петроградского университета на юридическом факультете и стал высоким ламой в Тибете, обладая большими оккультными сведениями. Разве ночной грабитель будет ставить на высоком месте издали зримый город? Какие думы и мечтания тревожили седую голову Дже-ламы, которую долго потом возили на копье по базарам Монголии?.. По Центральной Гоби будет долго жить легенда о Дже-ламе, заманчивый сценарий для синема.
                                                                        Рерих. Алтай-Гималаи. XI. Монголия. (1926 -1927).

Пакт Культуры (Знамя Мира). 1931 Наконец-то я могу вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные ли злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры.
                                            Знамя Мира. Н.К.Рерих — барону М.А.Таубе, февраль 13, 1932

Цветы Тимура (Огни победы). 1933

 

Так же, как «цветы Тамерлана», сторожевые башни условными огнями быстрейше доносили нужнейшие оповещения.
                                          Н.Рерих. Нерушимое. “Глаз дальний”.

 

 

                            Владычица червонно-пламенная!
Мадонна Орифламма. 1932Владычица Знамени Мира!
К Тебе Владычица, мы прибегаем.
Кто же поднимет Знак Мира,
Знак Сохраненья Высших сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придет к нам, помочь
Знамя поднять, знак созиданья народам?
Бурно море и губительны вихри,
но ты Знамя поднимешь
и наполнишь сердце людское
сознаньем о священном Хранении Духа.
Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак.
Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило.
Знаешь Ты все поношения самого лучшего,
самого нужного людям.
Если стадо не знает опасности,
то ведь Ты, Пастырем будучи,
Мирное Знамя поднимешь. 
И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой: 
сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.
Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.
Дыхание Твое исцеляет все раны 
и Рука Твоя разве не строит, 
легко прикасаясь к созидательным камням творенья?
Вот мы и просим Тебя поднять 
этот Знак Триединости Мощной.
Знаем мы, что ты не откажешь,
ибо противно Тебе разрушенье
и уничтоженье прекрасных начал.
Ты не терпишь хаоса,
Ты не терпишь смятения,
и потому Ты поднимешь,
и сохранишь, и укажешь 
народам Знак Охраненья
мирных прекрасных Сокровищ! 
Знак Путеводный
для каждой творческой Мысли!
Знак Утвержденья и Света.
Помоги, Владычица Знамени Мира!
Н.К.Рерих. Цветы Мории. Владычица Знамени Мира
Посылаю Вам еще снимок Св. Владычицы Знамени — Мадонны Орифламмы. К сожалению, без фильтра отношение красок не удалось, и Вы можете судить лишь об общем расположении картины. Лиловое одеяние Богоматери тоже не вышло как следует.
                                                         Знамя Мира. Н.К.Рерих — барону М.А.Таубе, февраль 13, 1932.

Святой Сергий Радонежский. 1932Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа.
Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.  
                                                                         Н.Рерих. Твердыня Пламенная.“ Душа народов”.

Святой Франциск. 1932Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырем заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования.
Все тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск, притягательный как для взрослых, так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно он мог беседовать и обратить волка ко благу. На Его руке птицы чуяли крепкую безопасность.
... Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц. Это вызовет во мне одно старое воспоминание. Я был счастлив иметь моим первым Учителем замечательного человека: мощный художник Куинджи был не только замечательным художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только загремит полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. ... Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Промеж себя мы называли Куинджи Святым Франциском.
... Этот «Святой Франциск» моей молодости нераздельно связан с образом Святого Франциска, которым я впоследствии восхищался при моем паломничестве по святыням Италии.
                                                                      Н. Рерих. Держава Света.“ Любовь Непобедимая”.
Удивительно вспомнить, что Св. Франциск, покуда он был богатым гражданином, не привлек к себе ничьего внимания. Но стоило ему обручиться с синьорою Бедностью, вступив на духовный путь, как он сделался тем мировым Святым, имя и облик которого зажигает и устремляет к подвигу множества сердец.
                                                                   Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Богатая бедность”.
Пройдем ли мы Италию, из-за высот и твердынь духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичи подымается все тот же несмываемый, вечно живой и растущий Облик Святого Франциска Ассизского. И никакой народ, никакая, толпа не будет разрушать память его, ибо он был выразителем сущности страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном Апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым. Сердце народное в самой удаленной хижине, в самых трудах улыбнется, сознавая, что сам Святой Франциск предстательствует о нем на судбище всемирном.
                                                                         Н. Рерих. Твердыня Пламенная. “ Душа народов”.
Николай Константинович писал Св. Франциска в 1933 году в Кулу. Я лично очень всегда любил картину Н.К. и считаю ее очень крупным произведением. «Св. Франциск» — это парная картина к «Св. Сергию»....
«Св. Франциск» Н.К. в Музее Рериха в Нью-Йорке. У меня в Бангалоре небольшой этюд. У меня также этюд к «Св. Сергию». Три картины писал вместе Н.К. — 1) Мадонна Орифламма, 2) Св.Сергий  3) Св.Франциск. Это была прекрасная Сюита.
Образ Св. Франциска мне был очень близок с ранних лет.
                                                 С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. “Звучание нашего духа”.

София-Премудрость. 1932Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София — Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнет вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего. 
И.К.Рерих. Держава Света. Адамант
Все вмещает Свет. Чаша Грааля над всем Благом. Божественная София Премудрость летит над всем миром.
                                                                                                    Н.К.Рерих. Сказки. “Майтрейя”.

Мощь пещер.1925-1926За два потая до Кучи на откосе высится башня Кизил Карга, то есть «красный ворон». Оглядываемся и замечаем вблизи темные отверстия пещер. Соскакиваем и спешим туда по песчаным буграм. Ведь это те самые известные пещеры; помнится, кажется, у Лекока воспроизведена часть их. Но, как всегда, воспроизведение не дает и части действительного впечатления. Нужно прийти в этот амфитеатр бывших храмов под вечер, когда это место усугублено покоем природы. Нужно представить себе все эти пещерные молельни не ободранными, с почерневшими стенами и сводами, а ярко, бодро расписанными. В нишах надо представить унесенные теперь фигуры Благословенного и Бодхисатв. В одной пещере остались следы изображения тысячи Будд. В другой пещере осталось ложе Будды и часть плафона. Низ стен испещрен мусульманскими надписями. Под полом чувствуется пустота. Очевидно, имеется ряд нижних, не вскрытых помещений. Вряд ли можно считать раскопку законченной, если ясно звучат пустоты скрытых помещений. Не ламаизм, но следы истинного буддизма звучат в молчании этих пещер.
                                  Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VIII. Такла-Макан — Карашар. 16 марта (1926).

 

Палден Лхамо. 1931Тут недалеко и водопад Палден Лхамо; сама природа начертала на скале изваяние грозной богини, скачущей на любимом муле. «Видите, как мул поднял голову и правую ногу. Рассмотрите, как ясно видна голова богини». Видим, видим! И слушаем неумолчную песнь горной струи.
                       Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Меч Гесар-Хана”.

Лама Мингиюр с гордостью зовет к камню, на котором изображение меча. Вот Меч Гэсера.1932почему задумывалась картина «Меч Гессар-Хана». Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Все к тем же соображениям, к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?
                                                                     Н. Рерих. Твердыня Пламенная. “Меч Гессар-Хана”.
Много лет спустя крупнейший советский археолог академик А.П.Окладников напишет о картине «Меч Гесэра»: «Что касается бронзового и железного веков, то картина Н.К.Рериха «Меч Гесэра» археологически точно воспроизводит наскальный рисунок, послуживший прототипом для нее, и позволяет провести определенную датировку. Это характерный меч или кинжал эпохи плиточных могил; такие кинжалы нередко встречаются за Байкалом и в Монголии на тех же оленных камнях, как важнейшее оружие древнего воина II и первой половины I тысячелетия до н.э.»
                                      Л. В.Шапошникова. Великое путешествие. “Мастер. Вдохновенный”.

 

Три меча.1932Картина «Три меча» пусть изображает древний рисунок на камне вблизи Кейланга, главного города Лахуля. Лахуль в испорченном произношении означает Южный Тибет. Местные изображения на скалах и камнях достойны изучения.
               Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Меч Гессар-Хана”.

 

Собрания и празднества [в Турфане] обычно заканчиваются песней про Иссу (Иисуса):
Исса и голова великанова.1932«Как шел Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мертвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растет тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому».
                                Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VIII. Такла-Макан — Карашар. 18 марта (1926).

Тень Учителя. 1932«Тень Учителя» я объяснил себе совершенно иначе: «я поручаю вам утвердить Наше Существование», — сказал Владыка своим ученикам, и картина явилась одним из таких утверждений. Нельзя было полностью явить Великий Облик. Но тень на скалах — вполне реальна и конкретна. Она говорит, что тени не может быть без того, кто ее отбрасывает. Значит Он — отбрасывающий тень — так же конкретно и реально существует среди этих величественных скал. Если бы не второй вариант, где пейзаж уже другой, можно было бы подумать, что Н.К. запечатлел один из моментов своей встречи с Вл., и, не имея права изобразить эту встречу — он отобразил часть сцены. Конечно, много сказали ученики о Вл. и Бр., но и это сказанное — только тень, отображенная на скалах Земли — на нашем физическом плане».
                                                                                              Н.Уранов. Нести радость. 25.02.81.

Очень важная служба ночная. На этих службах головы всегда открыты. ...место Сокровище гор. 1933.ночного Служения гораздо недоступнее. Даже запечатленный намек на ночное Служение вокруг Камня есть высшее достижение, ибо Никто, кроме Нас, допущен не может быть. Да, Камень покоится на подушке, которая лежит на основании из мрамора и отделена кругом металла Лития. Там, после ритма, молча напитываем пространство. Глубоко лежит это Хранилище, и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение. ...Укрепляли пространство, чтобы потушить войну.
                                                                Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 12 мая
Раз она присутствовала на ночном служении в Храме на огромной глубине земли, где на возвышении на подушке лежал Камень и Братья мерно ходили вокруг него. Слышала ритм Их шагов и дивную музыку. Потом ей было Сказано, что служение было для того, чтобы предотвратить войну.
                                                                                                З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 26.VШ.28.

Среди духовных движений, родившихся за последние годы особенно звучат Странник Светлого Града.1933странники «Светлого Града». О хождении их повествует Брат Алексей в своих поучениях. «Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий и восемь дорог к ней. А посреди — озеро живой воды. Путь к нему лежит в кругах странников. Меж людьми ты хочешь стать странником, чтобы будить в них тоску по совершенству. Скажи, хочешь ли ты уважать все искания? Хочешь ли вникать в чужие искания? Хочешь ли сам искать свет совершенства? Ты ответил — хочу? Странник, ты принят в наш круг. Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок круга странников — подорожник...» 
«Ты, познавший тоску подорожника, — быть на всех путях везде при дороге, но никогда не знать, на пути ли ты, — вот голубую звезду василька даю тебе, пусть она ведет тебя. Голубые звезды васильков цветут на золоте ржаных полей. Но ты, пришедший, какие поля засеял ты? Не проходи мимо полей, тоскующих по любви, засей их золотом свободных устремлений. Возьми колос, и в нем ты найдешь зерна для посева. Пусть на каждое зерно, тобой  посеянное, вырастет новый Светлый град, а они все — Один.
Бесплодны поля неорошенные... Пусть же алая гвоздика расцветет у тебя на груди. Иди. На пути я встречу тебя».
Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут 4 братства: Иоанново, восточное братство, религиозного творчества и проповеди духа; Бояново, северное братство магии искусства; Пифагорейское, западное братство науки и философии; Микулино, южное братство любви и жертвы.
Странники совершали походы и осведомляли о них на своих духовных трапезах. Странники встречались в условном месте и совершали общую трапезу, состоявшую из хлеба, вина и фруктов, под открытым небом.
Разве не чудесно прекрасны такие искания?
                                                                         Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Град светлый”.

На переднем плане СТУПЫ, на среднем — большой монастырь, на заднем — Тибет.1933близкие вершины гор, покрытые вечными снегами. Брезжит рассвет. Все засыпано снегом. Зима...
Что привело людей на эти вершины? Откуда взялась сила, воздвигнувшая эти большие монолитные строения из хорошо отесанных камней? Зимой здесь температура падает ниже семидесяти и несутся ураганные ветры. Как можно существовать в этом царстве смерти? Как затащить на эти вершины пищу, топливо... Да отапливаются ли эти помещения — нигде не видно ни труб, ни дыма?..
Что же привело людей на эти вершины? Откуда они берут воду чтобы пить и обмываться? Вероятно, они пьют снеговую воду? 
Два импульса обычно движут людьми: жажда блаженства или необходимость — желание избежать страдания. Но люди, шедшие на эти вершины, шли в объятия жестоких страданий, во имя чего? Какая радость влекла их сюда?
Так будет рассуждать тот, кто живет радостями тела и не знает, что такое РАДОСТЬ ДУХА. Поверьте — человек не станет делать чего-то напрасно. Построить здесь жилище и жить в таких суровых условиях — это не легкомыслие. Для такого подвига нужно было иметь какую-то сверхмощную серьезнейшую причину. Конечно, это была радость духа.
За радостью духа шли на вершины тибета люди. Здесь в этих невероятных для жизни условиях, под обжигающим ветром вьюг, на вечных лугах расцветали огненные розы духа, и чистые ледяные ветры несли аромат в долины, где жили люди другие, — те, которые еще не могли подняться на вершины. Вдыхая аромат этих огненных роз, они окрылялись надеждой тоже когда-то взойти на вершины и отсюда шагнуть в Беспредельность, с последних ступеней Земли перенестись на дальние миры!
Люди шли на вершины не только для того, чтобы преодолеть газовую отраву низших слоев, вдохнуть блаженство чистого озона, но для того, чтобы завоевать себе освобождение. Здесь они могли оторваться от магнетизма отяжеляющих вожделений. Здесь, воспользовавшись холодной чистотой высокогорной праны, они могли легко достичь общения с высшими слоями тонкого мира и непосредственно встречаться с Высокими Разумами. Здесь восторги духа и сверкание огненных проявлений были возможны, не опасны и часты.
Помните миф о сотворении гор — Два Начала творили планету, и было предусмотрено время заражения долин, когда избранные люди смогут найти спасение лишь на вершинах.
А что значат эти ступы на переднем плане?
Ступы воздвигали над прахом великих подвижников. Но что изображает собой ступа? Ступени ведут к чаше, из которой поднимается кверху пламя. Чаша это, конечно ЦЕНТР ЧАШИ. Пламя над ней указывает на то, что центр чаши был зажжен, что захороненный подвижник, пройдя все ступени, ведущие на вершины Земли, накопил ПОЛНУЮ ЧАШУ, ибо только полная чаша накоплений может быть зажжена. Великий Дух, собравший полную чашу трансмутированных энергий Земли, вознес эту чашу служения человечеству и получил освобождение от притяжения к планете. Он закончил сансару — тяжкий путь воплощений и, как пламя чаши, мог вознестись к небу, приобщившись к Беспредельности, к Бессмертию.
На переднем плане две ступы. Одна еще совсем целая, значит совсем молодая, подальше уже разрушенная временем, вдали виднеются еще более древние ступы. Значит в этом монастыре было немало подвижников, достигших высших ступеней озарения, вознесших свои полные чаши самоотверженного служения Иерархии и получивших полное освобождение. Значит не напрасно пришли они на вершины, где соединяются вершины Земли и Неба! 
Святое место! Сколько высокого магнетизма наслоено на этих камнях. Сколько пришедших было намагничено этим  магнетизмом.
Захоронены в ступах добытые из Беспредельной Сокровищницы откровения. Пробьет час, и труды эти послужат человечеству.
Говорят, что многие монастыри скрывают входы подземные пещерные галереи, которые ведут в Шамбалу.
Может эти монастыри и запечатлены на полотнах? Кто знает! Может быть это действительно так! Почти наверняка...
                                                         Н. Уранов. Огненный подвиг. Картина Н.Рериха “Тибет”.

 

Продолжение >>>

 

 






 

 





 



 


 



 


 


 

 

 


 

 




 



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012