Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









А.Б. Воронцов. Слово о картинах Н. К. Рериха.

 

 

       Слово о картинах Николая Рериха
                                                (Продолжение)

 


Шекар-Дзонг. 1933Другое тоже старинное место — Шекар-дзонг. Когда тибетцы были смелыми орлами, они не боялись взлетать на отвесные скалы и лепить на кручах свои защищенные святыни. Целая декорация, башен переходов и храмов. Но теперь тибетцы спустились в долину. Начальники уже не живут в замке, а ютятся внизу, обирая народ произвольными, жестокими поборами. Только издали Привлекательны старые дзонги Тибета.
                                                                      Н.Рерих. Алтай-Гималаи. XII. Тибет. (1927-1928)

На прощанье горы подарили нечто необыкновенное. На границе оазиса, именно Скалы Ладака.1933на самой последней скале, к которой мы еще могли прикоснуться, показались те же рисунки, какие мы видели в Дардистане, по пути в Ладак. В книгах о Ладаке такие рисунки называются дардскими, хотя, очевидно, они восходят к неолиту. И здесь, в Китайском Туркестане, на глянцевито-коричневом массиве скалы опять светлыми силуэтами те же стрелки из лука, те же горные козлы с огромными крутыми рогами, те же ритуальные танцы, хороводы и шествия верениц людей. Это именно предвестники переселения народов. И был какой-то особый смысл в том, что эти начертания были оставлены на границе в горное царство. Прощайте, горы!
                               Н.Рерих. Алтай-Гималаи. VI. Лэ — Каракорум — Хотан. 9 октября (1925)
На скалах тоже ритуальные фигуры лучников, догоняющих стрелою круторогих горных баранов. А ведь древний айбеко был символом света.
                                    Н.Рерих. Твердыня Пламенная. Меч Гессар-Хана (Лахуль)

 Гималаи. Гуру Гури-Дхар. И над изображением Нарасимхи возвышается белая вершина Гуру Гури Дхар — путь Духовного учителя.  

                                                  Н.Рерих. Шамбала.“Урусвати”.

Но к северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев. За ними лежит дорога на Лахул и Ладак, а главный белый исполин называется Гуру-Гури Дхар — «путь Духовного Учителя». Эта концепция объединяет всех Риши в великое единое целое, ведя по пути к Высотам.
                                                                        Н.Рерих. Шамбала. “Боги Кулуты”.

Перед нами путь на Кайлас. Высится одно из пятнадцати священных чудес, Гора колокола. Картины Н.К. Рериха.исчисленных в книгах Тибета. Гора Колокола. По острым кряжам ходят к вершине ее. Стоит она поверх последнего можжевельника, поверх всех желтых и белых складок нагорных. Тут ходил и Падма Самбхава, о том говорит древний монастырь Гандола. Именно здесь пещеры Миларепы. И не одна но многие, освященные именем отшельника, слушавшего перед зарею голоса дэв. Здесь же и духовные твердыни Гаутама Риши. Недалеко и легенды, сложенные около Пахари Баба. Ходили тут многие Риши. И тот, который дал горе зовущее имя колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!
Здесь жили Риши во Благо Вселенское!
Н.Рерих. Твердыня Пламенная Риши
Над Кейлангом раскинулась мощная гора Колокола — «Духовного отдохновения», со своею священною триглавою вершиною подобно норбу-ринпоче.
                                                                   Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “ Меч Гессар-Хана”.

Майтрейя. 1932. На трудных путях, на опасных горных перевалах стоят изображения Майтрейи, Светлого будущего. Кто озаботился поставить их? Кто потрудился? Но стоят они, часто гигантские, точно нечеловечески созданные. Каждый путник прибавит свой камешек к нарастающему мендангу. Разве насмехнется сердце ваше над этим камнем для ступеней будущего? Нет, путь трудный, опасный откроет сердце ваше. Не насмехнетесь, но, улыбнувшись во Благе, прибавите и свой камень к сложению ступени всевмещающего Света.
                                                                                 Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Майтрейя”.

Лотос.1933

Вот в Ганге у Бенареса сидит садху на воде в священной позе. Скрещенные ноги его прикрыты водными струями. Народ сбегается к берегу и дивуется на святого человека.
                                    Н. Рерих. Твердыня Пламенная.“ Риши”.

 

Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:
Мадонна Лаборис (Труды Богоматери).Этюд.1933«Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: «Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю.
И сказал Господь: «Пойдем, Петр, ночным дозором».
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь спустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.
Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! не мешай!»
                                                                                      Н.Рерих. Держава Света. “Женщинам”.

 

Святые камни Монголии. 1935-1936 гг.

 

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори.
Н.Рерих. Врата в Будущее. “Эрдени Мори”.

 

 

Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею Сострадание. 1936действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.
Грани Агни Йоги, т.6. 523.

На вершинах (Тумо).1936

 

...вот лама, посредством «то-мо» саморазвивающий жар среди снегов и ледников вершинных...
                                             Н.Рерих. Твердыня Пламенная. “Риши”.

 

 

Особенно интересны были каменные бабы, совершенно того же характера, как Держатель чаши. Монголия.1937каменные бабы южнорусских степей. В одном случае от каменной бабы в восточном направлении шла длинная аллея продолговатых камней, на расстоянии около километра. Мы заметили, что изваяние до сих пор мажется жиром, и услышали легенду, что это могущественный разбойник, после смерти обратившийся в покровителя области. Наш тибетец Кончок, данный нам тибетским представителем в Урге для сопровождения, обратился к покровителю области с длинным молением, требуя для нас счастливого пути. В заключение он бросил горсть зерен изваянию.
                                                                                   Н.К.Рерих. Сердце Азии. “Сердце Азии”.
И в монгольских пустынях вас всегда остановит это безымянное творчество, так трудно понятное теперь. Сколько рассуждений вызывали так называемые «каменные бабы». Еще не так давно им пытались приписывать чуть ли не портретно монументальное напоминание о погребенных. Основа к тому заключалась в исторических деталях костюма. Конечно, заставляла подумать о происхождении своем чаша, часто находившаяся в левой руке изваяния. Иногда чаша процветалась огнем. Такое изображение имелось на моей картине «Стражу пустыни».
Во всяком случае, пламенеющая чаша уже не вязалась с представлением о погребальной потребности. В этой подробности уже заключалось напоминание о каком-то культе. Тем более обращала на себя внимание чаша, что повторялась она в изваяниях многократно и всегда, как-то ритуально установлено.
                                                                                      Н. К. Рерих. Нерушимое. “Безымянное”.

Весть Тирону.1940И Рерих пишет «Весть Тирону». Почему-то именно тогда он вспомнил Федора Тирона, одного из первых христиан, жившего во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан. Вместе со своими единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению.
                                   Л.В.Шапошникова. Великое Путешествие. Мастер. “Весть Тирону”.
В Монголии поход, объявляется посылкой стрелы князю-нойону. Стрела, прилетевшая к Федору Тирону, шла с Востока.
                                                                 Н. Рерих. Алтай-Гималаи  III, Пир-Панджал (1925).

Гэсэр-хан - Н.К. Рерих. 1941Устремление в будущее и пребывание в нем разрушают власть текущего момента над сознанием. Велика эта власть, и освободиться от нее необходимо для полетов. Эта мысль запечатлена в картине «Гессер-хан». Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновения сознания в них. В Сферах Высоких, где оформлено будущее человечества и намечено космическое течение его эволюции, огненная действительность уявлена в формах, и сочетание сознания с ними вводит его в космический эволюционный поток и в пророческих прозрениях позволяет видеть то, что уже существует в Сферах Надземного Мира. Прозрение в будущее ставит человека лицом к лицу с реальностью Высшего Мира.
                                                                                                                Грани Агни Йоги, т.13. 283.
Великий провидец будущего Николай Константинович Рерих, в своей всемирно известной картине «Гессер-хан», в конкретном символе этой надвигающейся эпохи, выхваченном в полете творческого вдохновения из Огненного Мира клише будущего, запечатлел в величественном образе огненного моря, разлившегося по всему небу от востока до запада — этот ураган пространственной мысли, направляемой стрелой Великого Гессера к достижению новой ступени Земли; и силуэты гор, над которыми стремятся волны огня, не напоминают ли очертания горных кряжей Алтая? Может быть, когда-то, проходя по этому краю, Пророк великого времени уже видел над ним эти строительные энергии и скачущего по горам не Мунтазара, не Мессию, не великого Ригдена, но именно Гессер-хана, имя которого так созвучит Алтаю.
                                                                                           Н. Уранов. Огненный подвиг. “Алтай”.
Стрела — это знак Гессер-хана. Стрела — это молния, и наконечники стрел, находимые в полях, принято считать отвердевшей громовой стрелой. Война объявляется посылкою стрелы. Приказ о вооружении, как мы видели, навертывается на стрелу. Гессер-хан вооружен громовыми стрелами, и сужденное войско скоро готово выйти из заповедной страны на спасение мира.
                                                                                             Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.

Ждущая.1941Всему свое время. Требование сроков надо понять. Недопустимы ни преждевременность, ни запаздывание. Но готовность сердечную надо иметь, чтобы не упустить урочного часа. Ждали Явления годы, а когда сроки пришли, ушли, не дождавшись. Так поступают малые сердцем. Вечно ожидание, как на картине «Ждущие» — символом служит жданности сроков и готовности к ним. Эволюция обуславливается готовностью человеческого сознания. Ускорить преждевременностью – значит разрушить, потому ожидание сочетается с мудростью. Но давать можно  всегда и  при  всяких условиях,  если  соблюдена соизмеримость. Давать соизмеримо — означает давать по сознанию.
Следовательно мудрому даянию ничто не мешает. 
...Так ожидание эволюции мира не означает бездействия, а понимание соизмеримости — возможности дать.
                                                                                                Грани Агни Йоги, т.1. февраль 17.
Картина «Ждущие» — символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со Светом будущего. Плодоносное ожидание — мудро.
                                                                                                              Грани Агни Йоги, т 3. 41.

Ангел последний.1942«Ангел Последний» — картина Н.К.Рериха на апокалипсический сюжет, связанный с одним из снов Е.И.Рерих. Первый вариант картины был сопровожден стихотворной строфой: «И пролетит над Землею / Ангел конца. / Грозный, прегрозный! / Красный, прекрасный! / Ангел последний».
                                 Н.К.Рерих. Письма в Америку. Примечания.
Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди темные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее черного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовывалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.
                                                                  Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. “Сны и видения”.

Ярослав Мудрый.1941В древнейшей хронике говорится как высшая похвала  Киевскому князю Ярославу: «И книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне, и списаша книгы многы; с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина».
Н. Рерих. Твердыня Пламенная. Огни очага
Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, напояющие благодатью всю Вселенную».
                                                                          Н.Рерих. Держава Света. “Сокровище дома”.

Настасья Микулична.1943Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен — это картина "Настасья Микулична". Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это непросто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична — это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры  Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее — поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимися миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет во всей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.
                                                                                             Грани Агни Йоги, т. 1. Октябрь 30.

Песнь о Шамбале.1943Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и надежду Мира — Сокровенную Шамбалу. Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его любви — «Песнь Шамбалы». На фоне величественного заката, освещенная последним лучом сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале, сидит сам Певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале.
                                       Е.Рерих. У порога Нового Мира. Избранные письма. 9 апреля 1948 г.

Сантана.1938При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменяется другими. Поток жизни и подробности ее, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. Спокойствие восприятия внешних явлений обуславливается именно их преходимостью и текучестью. То, что пройдет и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом — свобода от власти внешних условий над духом. Настойчиво и упорно внедряются в  сознание мысли, что временно все, и только лишь опыт и знание, извлекаемые из жизни, остаются достоянием человека. Трудно представить себе, что все окружающее только лишь сон, но если вспомнить всю прошедшую жизнь и все, что прошло перед сознанием и кануло в Лету, не сном ли покажется пребывание духа в физическом теле. Именно преходящность плотных условий является как бы противопоставлением их материальности и незыблемости. Непрочно и неустойчиво все, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течет, меняется окружение человека. 
                                                                                                           Грани Агни Йоги, т.4. 382.
Сантана означает поток. В буддизме принято цепь жизней наших сравнивать в их неразрывном течении с потоком. 
                                                                     Е.И.Рерих. Огонь Неопаляющий. “Почтовый ящик”.

Ведущая.1944И как апофеоз этого духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам.
                                              Н. Рерих. Держава Света. “Женщинам”.
Сейчас Светик и я заняты странным делом — уничтожаем некоторые свои прежние картины, чтобы выгадать холст для новых. Так, «Микула» дал место для «Вести Шамбалы», «Монастырь Сису» уступил холст для «Ведущей».
                                                      Н.К.Рерих. Письма в Америку. 14.VII.43
Еще сказано: «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину». Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н.К. «Та, которая ведет». Так женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы. И не есть ли это величайшая задача — одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте.
                                                                                                 Е.Рерих. Письма. Том II. 78. 17.8.34

Брамапутра.1940-еОднажды посланник говорил в очень высоких выражениях о «волосах Брамы». Никто не понял, и переговоры прекратились. Между тем он имел в виду не что иное, как реку Брамапутра.
      Н.Рерих. Алтай-Гималаи. I. Цейлон — Гималаи. (1923-1924)
Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше указаний и легенд, связанных с Шамбалой.
                                            Н. Рерих. Сердце Азии “Шамбала”.
В стане некоторое волнение. Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берет исток из священного Манасаравара — озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места....
Среди скал и песков, в лиловых и пурпурных тонах течет Брамапутра. В мае она еще не полна, но разливы берегов показывают, насколько увеличивается река за июнь, когда к таянию снегов прибавятся еще и дожди. К Брамапутре еще большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая Янцзыцзян — длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к Сатледжу и началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта.
                                                                        Н.Рерих. Алтай-Гималаи. XII. Тибет. (1927-1928)
Дано в долине Брамапутры, взявшей исток из озера Великих Нагов, хранящих заветы Риг-Веды... «Я положил основание Агни Йоги на четыре конца, как цветочный пестик...»
                                                                                  Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги

Беда- проповедник. 1945Каждый из нас помнит прекрасную поэму «Бэда  Проповедник», когда камни хором грянули ответ на его зовущее  слово. Если камни могут согласиться стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней?
Н.Рерих. Твердыня Пламенная. Музыка сфер
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой.
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами,
-И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.

Но мальчик, устал; ягод свежих отведать
Иль просто слепца он хотел обмануть.
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи...
Вон жены с детьми! говори им о Боге,
О сыне, распятом за наши грехи».

 И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно
-Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.

Но вот уж сгорела заря залога»,
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик,
Зовет его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!., пойдем!., никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая,
Но только замолк он — от края до края
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ
                                    (Яков Полонский. Бэда-проповедник). Утренняя Звезда, №2-3, 1094-1997
                                                            Символизм в творчестве Н. К. Рериха-художника

Дева снегов (Снежная дева).1947 «Стейтсмен», наиболее позитивная газета Индии, опубликовала следующий рассказ британского майора:
«Во время странствия в Гималаях однажды еще до зари майор из лагеря вышел на соседний утес. Он наблюдал величественную гряду снеговых великанов. Через пропасть от него в утреннем тумане возвышался другой утес. Велико было изумление майора, когда на противоположном утесе он явственно усмотрел очертание высокого человека с длинными волосами, почти нагого. Опершись на высоким лук незнакомец наблюдал что-то по ту сторону скалы. Затем молчаливый страж точно заметил что-то. Мощными прыжками он бросился вниз по почти отвесному склону. В полном удивлении майор вернулся в лагерь и спросил местных слуг об этом странном явлении. Но к его еще большему удивлению его вопрос был принят совершенно спокойно. Почтительно было отвечено ему:
«Саиб видел снежного человека, который охраняет заповедную страну»
Мы спросили ламу об этом рассказе о снежных людях, и опять ответ пришел удивительно спокойный и утвердительный.
«Очень редко можно увидеть этих снежных людей. Они преданные хранители некоторых гималайских областей. Там скрыты священные ашрамы Махатм. Раньше даже в Сиккиме находилось несколько подобных ашрамов». 
                                                                                       Н.К.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.

Огни на Ганге. 1947Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души. Глядя на эти приношения духа, можно было даже забыть толстых браминов Золотого храма. Вспоминалось иное. Вспоминались Йоги, посылающие в пространство свои мысли, созидая тем грядущую эволюцию.
                                                 Н.Рерих. Алтай-Гималаи. I. Цейлон — Гималаи (1923-1924).
Вспомнили индусскую женщину на Ганге и ее светочи во спасение семьи и сопоставили с венками на реке под Троицын день — обычаем, милым всем славянским арийцам.
                                                                                       Н.Рерих. Шамбала. “Великая Матерь”.

Приказ Учителя.(Завет Учителя)1947(Последняя неоконченная работа )Последняя, неоконченная картина Н.К. — «Приказ Учителя»: Учитель в состоянии самоуглубления мысленно отдает приказ летящему белому орлу. Этот мотив, эта композиция являются переработкой небольшой картины, написанной Н.К. в тридцатых годах. Но в последней вся трактовка была гораздо сильнее и шире. Пройдет много времени до полной оценки всего творчества Н.К. Воистину он был великим человеком.
                                   С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. “Звучание нашего духа”.
Его прекрасная картина «Приказ Учителя» — это глубокий символ его огромных достижений и необыкновенной жизни.
                                                                                  Держава Рериха. “Мой вечный учитель”.

Гора пяти сокровищ (Два мира).1933... Канг-чен-цзод-нга — Пять Сокровищ Великих Снегов, Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? — золото, алмазы, рубины?
Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество».
Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.
                                                                                              Н.Рерих. Сердце Азии. “Шамбала”.
Также «пять вершин сокровищ» будут центрами колокола, запястий и голеней.
                                                                                 Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. 586.



 

 

 




 

 

 


 


 


 



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012