Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









СВЯТАЯ РУСЬ – С ДАВНИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ

Н.К. Рерих. Микула Селянинович [декоративное панно]. 1910

Публикация материалов конференции  «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни», Санкт-Петербург. 10-11 февраля 2012
    

Комаровских К.Ф., д.ф.-м.н., профессор СПБ
государственного горного университета (СПГГУ),
академик РАЕН,  действительный член РГО,
Комаровских Н.И., действительный член РГО.   

               
В Санкт-Петербурге в Михайловском замке (филиал Русского музея) в конце 2011 года была открыта замечательная выставка «Святая Русь», где можно было узнать много интересного и важного о жизни нашей страны после Крещения Руси. Примечательно, что переход от язычества к православию сопровождался бережным отношением к волхвам и идолам: не уничтожали идолов, а как бы отпускали их по течению рек, предавали воде, как порой поступали и с иконами.
Из «Велесовой книги» [1] (записана на дощечках Изенбека) узнаём о более раннем периоде нашей истории от ~3 тыс. лет назад. Здесь описаны события, подтверждённые археологическими открытиями. Тогда была эпоха монотеизма, а другие боги были помощниками верховного Бога. Люди не знали войн, не было распрей, поскольку все поклонялись Единому Богу. Повествуется о затонувшей сказочной стране Арктиде близ Северного полюса.
Можно считать доказанным [2], что «Северная традиция» охватывает как индуизм, так и «древнеправославие» русов. К сожалению, не сохранилось таких дощечек и рукописей более древних времён, но на помощь приходит Каменная книга жизни. Наши исследования памятников Гипербореи в Белом море [3] посвящены довелесовому периоду, когда Арктида ушла под воду.
Результатом наших экспедиций явилось обнаружение сказочной «живой воды» и кристаллов для биоактивации воды, с помощью которых удалось изменить структуру воды в Ладоге и сообщающихся водоёмах и реках [3]. В итоге 2 года назад вся вода, за исключением локальных  водоёмов и источников, приобрела свойства крещенской [3].

Но как показано в [4], всё живое воспринимает с водой высокочастотные вибрации из Космоса, расширяется сознание, и люди движутся к просветлению. Не случайно слова «Святая Русь» получили в последнее время всё более широкое хождение. Мы измерили силу различных молитв [3], и оказалось, что слова «Святая Русь» по энергетике превзошли все известные молитвы.

Парацельс, живший на грани XV и XVI вв., написал [5]: «Есть один народ, который Геродот (IV в. до н.э.) называет гипербореями. Нынешнее название этого народа – Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок и огромный расцвет… В этой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал как о стране, в которой может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет ВЕЛИКИЙ КРЕСТ».

 

В сюите Н.Рериха «Богатырский фриз» есть панно «Микула Селянинович», где, по словам Рериха, «великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную» [6], это собирательный образ, олицетворяющий созидательные силы народа.
Особенно дорог и близок Рериху образ святого Сергия Радонежского. На картине Сергий держит в руках храм – символ будущей возрождённой России. Знак триединства на плате святого говорит о том, что он охраняет и ведёт Россию и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.  
Настало время, по-видимому, предсказанное в пророчествах Л.Андреева («Роза мира»), что Святая Русь, которую он прозрел на тонком плане, воплотится в нашем земном мире.

Святая Русь – это российские посёлки, деревни, города. Особенно города «золотого кольца» России. Например, Кострома, Ярославль. Ярославль в 2010 году отметил своё 1000-летие, немного времени осталось и до 1000-летия Костромы.
Нам повезло: в сентябре 2011 года, наконец, удалось осуществить давнюю мечту – побывать в этом, лежащем в стороне от государевых дорог, уголке России. Удивительное впечатление - ходить по этим городам (по старинной части), где красивые двух-трёх-этажные дома, ухоженные улицы, длинные одноэтажные торговые ряды, изящные, в отличие от столичных – монотонных. И везде видны купола церквей, только церквей! Так и хочется сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Высокие берега Волги, тишина, редкие машины.
Кострома – древний православный город. Здесь на 280 тыс. населения 40 действующих храмов,  до революции было 70 храмов на 80 тыс. чел.
И ещё в Костромской области 11 монастырей. На стрелке рек Костромы и Волги – главная достопримечательность – Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь. На воротах главного входа показано явление Богородицы в окружении апостола Филиппа и Священномученика Ипатия  Гангрского  мурзе, который принял христианство и основал монастырь.
В монастыре есть Церковный историко-археологический музей, директор музея – наместник Ипатьевского монастыря. Отсюда Н.М.Карамзин в 1814г. привёз знаменитую Ипатьевскую летопись, (теперь она в Санкт-Петербурге в Библиотеке Академии Наук), где и была обнаружена «Повесть временных лет», которая начинается с рассказа «Откуда есть пошла земля русская», где  подробно описываются походы князя Олега, княжение Владимира.
К князю Владимиру приходили представители магометанской веры, иноземцы из Рима, хазарские евреи. Послушали всех и «избрали мужей славных и умных числом 10 испытать веру их… И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо".  Дальнейшее приспособление языческих традиций к православным привело к созданию на Руси самобытной православной традиции.
В Ярославле главная достопримечательность – Спасо-Преображенский мужской монастырь 13 века. Спасо-Преображенский собор, Святые ворота, Ярославский историко-археологический музей. Граф Мусин-Пушкин обнаружил здесь «Слово о полку Игореве». Н.А.Заболоцкий, когда делал перевод, написал: «Читаешь это «Слово» и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком».
Н.К. Рерих: «Лежит передо мною «Слово о полку Игореве», отлично украшенное палехским мастером. Само «Слово» как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнет строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит: и лед, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво».
Есть такое выражение: «От Ипатьевского монастыря до дома Ипатьева» – то есть до дома купца Ипатьева в Свердловске. Таков 300-летний путь династии Романовых. Время СМУТЫ начала XVII века А.С.Пушкин назвал «величественной драмой, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре». Польско-литовские интервенты были не только в Москве, в Кремле, но и на Волге. Грабили монастыри, убивали множество людей.
Город Ярославль фактически выполнял функции столицы российской. Сюда князь Пожарский и Кузьма Минин привели из Нижнего Новгорода ополчение, в Ярославле был организован сборный пункт ополчения со всех городов. Город  был переполнен, начались эпидемии. Крестный ход с чудотворной иконой спас город и ополчение. Отсюда начался судьбоносный поход на Москву. Русь сумела преодолеть страшнейший кризис Смутного времени именно при опоре на  самоуправление (ополчение, Земский собор) в условиях отсутствия законного Государя и единого государства. Проявилась сила национального единства благодаря осознанию себя «Святой Русью», хранительницей благочестия.
Весной 1611г. ополчение подошло к Москве. 22 октября (4 ноября по новому стилю) – дата освобождения Москвы. Теперь мы отмечаем День Народного Единства 4 ноября, когда бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город. Интервенты отступили в Кремль, но вскоре подписали капитуляцию.
Часовня Казанской Божией Матери в память о ярославском ополчении Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, как и памятник основателю города князю Ярославу Мудрому, изображена на нашей 1000-рублёвой купюре. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с выразительным горельефом.  
После изгнания врагов из Кремля в Москве собрался Земский собор для избрания Всенародного царя. Земский собор 1613 - самый представительный собор за всю средневековую историю России (800 человек из 53 городов). Среди кандидатов – польский королевич, шведский королевич, сын Лжедмитрия II. 21 февраля выбрали 16-летнего Михаила Романова. Собор наказал великому посольству «ехати к Государю-царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу в Ярославль или где он государь будет».
Он к этому времени с матерью укрывался в своём имении в селе Домнино в Костромской губернии. Отряд поляков узнал об этом, искал проводника. Иван Сусанин послал верного человека в Домнино с предупреждением об опасности, а сам отдал ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ, как и озаглавил М.И.Глинка свою оперу. Главная в городе площадь – площадь Сусанина с памятником Ивану Сусанину. От неё веером расходится 7 улиц, бульвар и нарядный спуск к Волге, к городской пристани.
Предупреждённые Михаил с матерью инокиней Марфой (Романовой) скрылись в Ипатьевском монастыре. Сюда и пришло Великое посольство из Москвы по льду Волги с чудотворной Владимирской иконой, а с берега Костромы пошёл крестный ход из города с чудотворной иконой Феодоровской. Это было 16 марта 1613 года, Михаил с матерью после долгих испытаний, гонений долго от трона отказывались, но согласились только ради спасения Отечества. 11 июля в московском Кремле состоялось венчание на царство. На следующий день юному царю исполнилось 17 лет.
Сейчас в Ипатьевском монастыре Троицкий собор (1652г.) восхищает великолепием – пятиярусный золочёный иконостас высочайшего художественного уровня и удивительной сохранности, фрески костромской школы живописи, чтимый список с Тихвинской иконы; фрески отражают события 17 века, на фресках есть несколько изображений Ипатия Гангрского. Именно он явился во сне Михаилу Романову, как рассказали нам в монастыре,  посоветовал укрыться от поляков именно в этом монастыре. «Святитель Ипатий – среди самых чтимых подвижников Церкви ярко воссиял в сонме дивных святых… почитается как великий заступник и избавитель от многих бед и напастей… Ипатий быстро возвращает здоровье больным» [7].
Каждый год Романовы приезжали в Ипатьевский монастырь. На внешней стороне ворот главного входа – вариант Троицы и вензель Екатерины II. И другие монархи России посещали и опекали монастырь. Особенно пышно и торжественно праздновалось 300-летие дома Романовых. Были здесь и наши президенты.
В Костроме и Ярославле есть и женские монастыри с прекрасными иконостасами, с экскурсоводами – монахинями.
В Костроме Богоявленско-Анастасиин женский монастырь несколько раз разорялся врагами и горел в пожарах. Здесь находилась Костромская духовная семинария – одна из старейших духовных школ России, позже монахини организовали лазарет для раненых, богадельню, приют для девочек, учат их разным художествам. В монастыре хранится явленная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежащая к числу древнейших наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери, с ней связано много чудес.
В Ярославле, вернее недалеко от города на берегу Волги – Свято-Введенский Толгский монастырь. С начала XIV века здесь был мужской монастырь, основанный на месте явления Иконы Образа Божией Матери при впадении речки Толга в Волгу. Монастырь приобрёл широкую известность благодаря явленной чудотворной Толгской иконе. В 1988 г. здесь появилась женская обитель, заново возрождённая, успешно здравствует и помогает людям. Здесь находятся и мощи святителя Игнатия (Бренчанинова).
В Костроме и Ярославле есть, конечно, и другие достопримечательности, очень много церквей. Едешь на троллейбусе, например, по Ярославлю, объявляют остановки – всё площади. И везде церкви, даже среди новых построек. Вот Советская площадь – огромный памятник Ленину, у подножья много цветов. Рядом Церковь Ильи Пророка – жемчужина храмовой архитектуры с золочёным иконостасом. Сохранили в советские годы, превратив в антирелигиозный музей, теперь это храм-музей. Сейчас есть и другие церкви, открытые как храмы-музеи.
На стрелке р.Которосль и Волги – Успенский собор, перед собором – первая попытка изобразить Троицу в скульптурном варианте.
Николай Рерих: «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление... Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца».
Е.И. Рерих (в письме В.Л.Дудко): «У меня одна молитва, это – чтобы Россия сберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны».

Литература:

1. Свято-Русские веды. Книга Велеса /Перевод, пояснения     А.Асова. – 3-е изд., и спр. и доп. – М: «Изд. ФАИР», 2007.
2. Жарникова С.В. Золотая нить, Вологда, 2003.
3. Комаровских К.Ф. От прошлого к будущему, СПб, 2011, Изд. ООО «Гамма».
4. Комаровских К.Ф., Стафеев В.И. О зависимости свойств воды от космофизических воздействий и состояния социума /Неразрушающий контроль и диагностика окружающей среды: межвузовский сб.; Изд. СЗТУ, 2011г., с.25.
5. Проект Россия (выбор пути). Книга вторая, с.68, М. Эксмо, 2007.
6. Рерих Н.К. Жизнь и творчество, Сб. статей, М. «Изобразительное искусство», 1978.
7. Бугаевский А.В. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, Москва. Изд-во «Скиния», 2008.

 

Ваши комментарии
 



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012