Камень в интерьере дворцов 17-18 вв г.Ломоносов
Ансамбль Большого дворца создавался с 1710-го по 1725 год. Дворец, обращенный своим главным северным фасадом к заливу, расположен на береговой возвышенности, спланированной в виде террас. Пересекая террасы, в парк спускалась парадная каменная лестница. Внутренняя отделка дворца, так и не законченная при Меншикове, судя по дошедшим до нас сведениям, должна была отличаться большим разнообразием и пышностью. В парадных помещениях стены обтягивали шелками или ткаными шпалерами, а иногда кожаными обоями, расписанными золотом, серебром и "разными красками"; порой для облицовки использовались натуральный мрамор и цветные изразцы. Живописные плафоны и наборные паркеты довершали отделку комнат.
После падения Меншикова строительные работы в Ораниенбауме на два десятилетия замирают почти вовсе. Вновь здесь начались строительные работы с 1743 г., когда Елизавета Петровна, назначив своим наследником Петра Федоровича, подарила ему меншиковскую усадьбу. В этот второй период формирования Ораниенбаума, который заканчивается в 1762 г., завершается строительство Большого дворца и связанных с ним корпусов, приводится в порядок Нижний сад. Новые стилистические черты, свойственные архитектуре рококо и раннего классицизма, начали появляться здесь, когда в 1756 году главным архитектором великокняжеского двора стал Антонио Ринальди. К началу работ в Ораниенбауме Ринальди уже пять лет жил в России. По проектам Ринальди в Большом дворце создавалась новая отделка парадных помещений. Одновременно вдоль русла Карости в 1756—1761 годах формировался второй оригинальный ансамбль — Петерштадт, состоящий из крепости со многими зданиями, дворца, Почетных ворот и приречного парка. Начиная с 1762 года, в течение почти двух десятилетий, велись работы в Большом Ораниенбаумском дворце по проектам Ринальди. В 1760-1770-е годы перестраиваются террасы. Ему принадлежит создание великолепного ансамбля Собственной
дачи и многие другие работы.
В 1772 году Большой дворец был дополнен новой великолепной лестницей, отмеченной благородством пропорций и масштаба сооруженной Ринальди.. Она существует до сих пор, и именно она с ее плавными веерообразными маршами, органически увязанная с террасами, сделалась не только неотъемлемым, но и одним из самых эффектных элементов композиции дворца. Террасы, стены которых укреплены каменной кладкой, и лестница связывают дворец с расположенным перед ним партерным садом и воспринимаются как единый архитектурный образ.
|